« Есть у поэзии начало, нет у поэзии конца».
план-конспект урока по литературе по теме

Саломахина Наталия Геннадиевна

Саратовскому поэту, бывшему учителю школы № 89, кандидату филологических наук, доценту кафедры общего литературоведения и журналистики СГУ  - Книгину Игорю Анатольевичу, посвящается…

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon knigin_stsenariy.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

 « Есть у поэзии начало, нет у поэзии конца». 

Саратовскому поэту, бывшему учителю школы № 89, кандидату филологических наук, доценту кафедры общего литературоведения и журналистики СГУ  - Книгину Игорю Анатольевичу, посвящается…

Любители поэзии родного Саратова  знакомы с творчеством Игоря Анатольевича Книгина. Его поэзия особенная – глубокая, философская. Поэтому его стихи заставляют нас, читателей, осмысливать и вникать в сущность написанных строк и возвращаться к ним заново, чтобы образ, прорисованный в стихотворении, заполнил и твою душу.

Открытие мира начинается  у каждого человека на его малой родине. У Игоря Анатольевича – это Аркадак, тихий  провинциальный городок на карте нашей области.

Поезд, привези меня домой,

В город тихий, пыльный, неприметный,

В желтый цвет акаций разодетый

И до боли милый город мой.

Поезд, привези меня домой…

Поезд местного значенья

С грязными вагонами скрипучими

Мне милее блестящих экспрессов,

Мчащихся в страны иные.

Я на пригородном поезде медленном

Проезжаю все знакомые станции,

И пейзажи мелькают знакомые.

Я на поезде, зеленом и старом,

Еду к дому моему родному

В город, дождливый и пыльный,

В город мой провинциальный…

Как хочется забраться в старенький зелёный вагончик и отправиться на малую родину  поэта и увидеть своими глазами неброскую красоту  милых сердцу пейзажей.

Вагонные колеса стучат: «тук-тук, тик-так»-

Стекло оконное покрыто шпальной пылью.

И поезд мчит задумчиво, на крыльях

Перелетая мост над речкой Аркадак.

Плывет над беспредельным захолустьем

Пожухлых трав, окраинных дворов,

Глуша мычание недоеных коров,

Жующих жвачку с переспелым  хрустом.

Веселый скрип суровых тормозов –

Свидетельство того, что снова дома.

И грежу тишиной и сладкою истомой,

И предвкушением почти что детских снов.

 Истоки наших представлений о жизни, понимание долга и гражданственности, красоты и безобразия, доброты и чести, светлой любви и сытого безразличия – всё начинается  с уголка земли, где мы родились,  откуда берут начало наши корни.

1.

Горький запах полыни

Напомнил о чём-то далёком,

Где мешаются запахи

Молока и хлеба,

Спелых яблок

И новых игрушек.

Зовется это далёкое -  Детство.

Первые свои стихи Игорь Анатольевич написал в девятилетнем возрасте,

Он мечтал стать биологом. Страстно любил животных, особенно тех, кто нуждался в его помощи. Вероятно, поэтому в доме  жила и сорока-белобока,  и ворона, и даже ручной коршун, не говоря уже о кустельге, уже, черепахе. Все животные находили приют в доме Книгиных.

                                                                           2.

Детство. Отчий дом. Зима.

За окном рыдает вьюга.

Книга мне заменит друга,

И тепла постели тьма

И трещат слегка дрова,

А в окно снежинки бьются.

Половицы мягко гнутся.

Как кружится голова!

                                                                            5.

Детство – вспугнутая стая птиц, невзрачных и крикливых,

Воробьёв, чей крик кошачий остужает в жилах кровь.

Детство – дней далёких радость, взбудоражено-счастливых,

Над которыми роится в танце медленном любовь

К той единственной девчонке, к той отличнице надменной –

Пусть меня не замечает и не ставит в медный грош.

Что ж – она читает книжки, столько знает о Вселенной!

Я – по улицам гоняюсь и ношу в кармане нож.

Впрочем, «НОЖ» - одно названье. Просто ножик перочинный

С облупившеюся ручкой дан был Витькой напрокат.

Я его держал раскрытым, когда яблоки с горчинкой

В темноте тревожной сыпал мне под ноги чей-то сад…

Я писать стихи пытался о любви к пустой девчонке,

Только рифмы-однодневки всё не слушались никак.

Я из рук кормить старался несмышлёного галчонка,

А  галчонок вырывался, не хотел есть на руках…

Детство – длинная дорога, вдоль которой годы мчатся,

Вкривь и вкось уходит мимо без надежд и без тепла.

Не признать своих ошибок, не понять чужого счастья.

Только память о прошедшем и печальна, и светла.

Я бреду по той дороге лишь бессонными ночами…

Напрягая слух и зренье, обнаруживаю вдруг –

Воробьи сидят на ветках. Птицы детства замолчали.

И опять надёжно сомкнут дней и лет усталый круг.

8

В милом городе мерцают фонари,

И дворняги лают звонко до зари.

Милый город мой листвою сентябрит.

Тихо здесь, и не налажен вовсе быт,

Тусклы сумерки, зато горит заря.

Народ в городе живёт  совсем не зря

В милом городе не гаснут фонари.

Он любовью первой жизнь мне озарил.

Я плескался в водах льдинистых Хопра

Улыбался и не думал, что пора

Позабыть уют любимого двора,

Где играет в прятки громко детвора,

И щенячий визг в дощатой конуре

Не мешает увлекательной игре…

С огромной душевной теплотой и сыновней нежностью относится Игорь Анатольевич к своим самым близким людям – к родителям.  Сколько нежности и безграничной любви мы слышим в его стихах.

Пусть здравствуют мои родители,

Создатели бесценной той обители,

В которой с братом жить нам  довелось,

Где нас ни разу даже не обидели,

Хотя порой мы были и вредители, -

А наши мысли – вкривь и вкось;

Мы с ним существовали часто врозь.

Но дело в том, что мы – родные жители,

Фамилья наша – тоже ведь событие
На карте, что зовём «земная ось».

Папа обожал ласточек, умел с ними разговаривать, а птицы, зная это, относились к нему по-особому, удивительно нежно и трепетно. После похорон второй день кружат и голосят они вокруг дома, где многие годы обустраивали гнёзда и выращивали птенцов. Скоро предстоит им длительный путь в тёплые места – вот и прилетели попрощаться. Вернуться ль в будущем году?...

Мамочка! Ну, мам, какая же  у нас ты умничка!

Не грусти, не хмурь красу бровей.

Ведь в Аркадаке знает каждая проулочка,

Что ты взрастила двух столь разных сыновей.

Мы отсветами глаз твоих питаемся.

И в этом дело всё, и это хорошо.

Пускай по жизни мы шатаемся (иль, может, маемся),

Но детство настоящее прошло.

Вот потому мы измеряем граммами

То, что не знает никакой цены.

Прости нас. Мама, но с тобой всегда ведь мы,

Твои, порой, беспутные сыны…

 С детских лет Игорь Анатольевич   подружился с природой, полюбил её красоту. Все эти яркие и светлые впечатления нашли отражение во многих стихах поэта.

Качается лодка на зеркале

Зарёй зарумяненных вод.

А ночью зарницы сверкали,

Гроза просквозила в обход

Туманной луны, беспредметья

Обиженных смуглых звёзд.

И мы вспоминали о лете

Невыплаканных кем-то слёз.

Сентиментальное

…А там, за окнами белёсыми,

Россия царствует берёзами.

Цветут размашисто сады

От четверга и до среды,

Поют доверчивые  птицы,

И счастьем розовеют лица

Толпы и праздничных животных,

И жизнь мне кажется вольготной.

То, что стихи Книгина И.А. талантливы, вряд ли у кого-то может вызвать сомнение. Его стихи глубоко впечатляют, завладевают сердцем, запоминаются.

Я никогда от Родины не бегал

И никуда теперь не убегу.

Я на полях России грязно-пегих

Хочу обнять колючую пургу.

Дышать коричневою пылью

Просёлочных неявленных дорог

И помнить, что предутреннею былью,

Как миром, наслаждаться  тихо мог.

Он пишет без оглядки на читателя, только потому,  что не может не написать, и потому его стихи звучат порой так, как будто он убеждает читателя, что об этом нельзя, невозможно было не писать.

Пожалуй. Легче всего на свете

Писать стихи о себе – поэте,

Таком замученном жизнью нашей,

Совсем никчёмной, да и пропащей,

Той самой жизнью, в которой все мы –

Сплошные винтики из теоремы,

Неразрешимой годам назло,

Нов этой жизни нам повезло:

Мы родились и стали всем,

Без доказательств всех теорем.

Каких бы тем не касался Игорь Анатольевич, о чём бы он ни писал, это всегда интересно и ярко, это всегда будоражит ум и волнует душу. Любовь к человеку, настоящая дружба – одна из главных тем поэзии Книгина И.А..

Леша Гришин, Коля Казачков

И Сережа Белкин… Как красиво ..

Витя Малышев, отмеченный значком

Комсомольца, и рыбак ретивый.

Дорогие мальчики мои,

Как  нам было здорово на свете!

Потому заштатная ГАИ

Нас и на дороге не приметит.

Я люблю вас, братцы, всех подряд.

Нас фотограф памяти заснимет.

Встаньте, мои радостные, в ряд.

Мы эпоха. Мы не можем быть иными.

А это стихотворение посвящено светлой памяти ушедшего из жизни друга Расула Афашокова

Зачем же так: разлучница-скала,

И недалёкий дом садами стонет,

И речка бурная тогда спала

В каком-то обезвоженном затоне.

Но хорошо, Расул, нам было жить,

Не шепелявя и не заикаясь,

Глаза в глаза глядели, тихо маясь,

А птицы пьяные пыталися кружить,

Над одиноким деревом дрожа

И  «мусклы» напрягая вкривь и вкось.

На свете этом так уж повелось:

Мы не умрём, Расул мой, никогда.

Над нами вспыхнут зыбкие пороги,

Но даже самые прекрасные пороки

Превратятся в зыбкие года,

Которые нам не перешагнуть,

Пусть почернеет ночь и побелеет ртуть,

И чудаки в одежде будут плавать,

Лягушки хохотать, а рыбы плакать,

Ты знаешь, мы успеем, дорогой,

Проснуться рано, до восхода солнца,

И распахнуть невзрачные оконца,

Ведущие так празднично домой.

Ведь дома неуместна грусть-тоска,

И мама с папой нам сегодня рады,

И не скрипит трухлявая доска,

И не поёт смешные серенады.

Давай, Расул, лицо ополоснём

Прозрачной ключевой водицей

И не забудемся угрюмым мрачным сном,

Пойдём по той, по светлой половице…

Говоря о любви, Игорь Анатольевич  раскрывает в человеке самые сильные чувства и переживания. Он  глубоко убежден в том, что любовь высвечивает самое лучшее  в человеке, и ратует за эту большую и настоящую любовь.

Из песни не выкинешь слова,

Из жизни не вычеркнешь дня,

Где смотрят светло и сурово

Глаза твои на меня.

 И лето по-прежнему в силе.

Июльская ночь тепла.

Была ты самой красивой

И самой нежной была.

Не вспомнить былых ошибок

И будущего не узнать.

… Мы прежними быть решили,

И нам другими не стать.

Твои руки, глаза, стан –

Я любить не устал,

Не заглядываюсь на прохожих –

 Ведь они на тебя похожи.

Мне с тобой хорошо всегда,

Наши ссоры  - лишь ерунда,

И они продолжение счастья.

Никакое слепое ненастье

Не развеет наши года.

Мне с тобой хорошо всегда.

И когда ты тихонько спишь,

 И красиво мудро молчишь,

Ни о чём я не помню на свете,

 Кроме губ твоих в призрачном свете,

Фонаря,

Что за окнами спит.

Я сегодня опять не брит –

Это просто дурная привычка –

Есть последняя электричка

И надежда, и радость, и стыд…

Я подарил тебе ночью подснежники,

Купленные на углу Радищева и Московской.

Только потому, что они такие нежные,

Что не знали жизни растаковской.

Они выросли в лесу совсем ненадолго,

Может быть они и вырасти не хотели,

Улыбнуться лишь хотели суровой Волге

На закате месяца апреля…

Одна из замечательных черт его лирики – правдивость. Поэт не рассуждает о любви, о страданиях или счастье. Нет, он сам горячо любит, радуется, страдает, ищет свою тропинку, которая, к сожалению,  не бывает прямолинейной. Он искренен с читателем и читатель это понимает и великолепно чувствует.

Наверное, бывают времена,

В которых  -  умные глаза в полнеба.

Людей тех простодушны имена,

И всхлипнуть хочется: а мне бы!

А мне бы жизнь мою перевернуть,

Назначить снова бесконечный путь,

Тебя найти бы  невзначай,

Хоть где бы.

Невольно читатель задает себе вопрос. Откуда черпает автор темы для своих произведений? Можно сказать уверенно: прежде всего – из жизни!

Пора приходит к слову возвращаться,

Лечиться от унынья и тоски,

Когда ночами снова книги снятся,

Стихи стучаться яростно в виски.

Пора бежать от суеты и смеха

В диковинный и вечно новый мир,

Не чувствовать себя помехой

На расстояньи двух квартир.

Читать Уитмена  и Блока

И замирать над каждою строкой,

А по асфальту чтобы дождик цокал,

Осенний, нудный, облажной…

Игорь Анатольевич творит для людей, чтобы мы,  читатели, могли найти ответы на свои вопросы, которые ставит жизнь перед каждым из нас.

За солнцем в даль мерцает вдохновенье,

И чудится уже стихотворенье

На фоне позабытой тишины,

Где нарождаются  удачливые сны,

Трепещут заоконные обманы,

На землю густо падают туманы,

Не замечая улиц кривизны.

…Всё это вздор иль вздорное презренье,

Рождающее вдруг стихотворенье,

И звуки никакие не слышны.

В одном из интервью Игорь Анатольевич сказал, что «поэты приходят не тогда, когда мы этого захотим, а тогда, когда мы в них нуждаемся». Нам кажется, что сегодняшнее общество нуждается в  хороших стихах, в добрых мыслях, думающих сердцах.  

И пусть поэтический дар, тесно соприкасаемый с мировоззрением поэта, с лирическим настроем души, продолжает процветать и радовать читателей новыми  произведениями.

Наш проект направлен на книгу, которую необходимо найти читателю. В частности на сборники стихов, которые подарены автором, Книгиным Игорем Анатольевичем, в библиотеку школы. Пусть эти маленькие сборники стихов будут доступны каждому желающему с ними познакомиться, а ученики 10 класса помогут в  этом. Ведь каждая книга это не только сборник повестей,  рассказов или стихов, а, прежде всего, - это мысли и чувства автора, с которыми он выходит к людям. Книга стихотворений – это не просто хронологическая вереница или лирический роман в отдельных главах, со своим сюжетом, композицией, со своим лирическим героем  и сквозной мелодией, на которой держится пестрота ритмов, интонаций, строфики. Стихи Книгина Игоря Анатольевича, выручают друг друга, поддерживают, перекликаются, образуют цепь, которую трудно разорвать. За эту цепь хочется ухватиться и идти от стихотворения к стихотворению, познавая  и открывая что-то новое для себя, читателя. В одном из интервью Игорь Анатольевич сказал, что «поэты приходят не тогда, когда мы этого захотим, а тогда, когда мы в них нуждаемся». Нам кажется, что сегодняшнее общество нуждается в  хороших стихах, в добрых мыслях, думающих сердцах.  Идея проекта – познакомить с поэтическим наследием учащихся старших классов и приоткрыть дверь в хранилище писателей и поэтов земли Саратовской, стимулировать чтение литературы наших земляков.

Наш проект можно представить следующими этапами:

   Мы знаем, что в нашем Саратове жили и живут писатели и поэты, но имя Книгина Игоря Анатольевича связано непосредственно с нашей школой. Т. к именно сюда, после окончания  филологического факультета СГУ  был направлен молодой учитель русского языка и литературы. В нашей школе Игорь Анатольевич проработал три года (1981-1984) Как он вспоминает -  «самых счастливых три года», прожитых в стенах нашей школы. В 1984 году Книгин И.А. поступил в аспирантуру, которую успешно закончил и защитил  кандидатскую диссертацию «Литературно-критическая деятельность Л.Е. Оболенского» С 1991 года – доцент кафедры истории критики и теории литературы (ныне – кафедра общего литературоведения и журналистики). Игорь Анатольевич читает лекционные курсы по введению в литературоведение, истории русской литературной критики, истории отечественной журналистики, профессиональной этике журналиста, теории литературы, истории эстетических учений, основам библиографии, ведет спецкурс «Русская литература последней трети Х!Х века в критических откликах современников», ведет просеминарские занятия, руководит спецсеминаром «Судьбы русской литературы и журналистики конца Х!Х- ХХ столетий».

               За последние  десять лет  Книгин И.А. издал не только ряд академических статей и монографий, опубликованных в «толстых» журналах, после аспирантуры и докторантуры при кафедре общего литературоведения журналистики госуниверситета, он выпустил три сборника стихов «Спелые ночи» (2003год), «Аркадак» (2004 год), «Кромешная жизнь» (2009год)

              Знакомясь с творчеством поэта-саратовца Книгиным И.А., невольно выделяешь три основные темы, которые сплетены в неразрывный болевой нерв-узел: большая Родина, малая родина и Любовь.  Любовь к природе, к животным,, к людям – это поэзия особенная, глубокая, философская, Стихи нельзя читать бегло, их нужно обдумывать, осмысливать, пытаться понять что автор передает нам, читателям. У каждого из нас, живущих на Земле, накапливается житейский опыт, формируется своё мировоззрение. К сожалению,  поделиться в стихах не всем дано, а только избранным, кто не только может рифмовать строки, а кто готов понять мир, в котором он живет, найти свое место в этом мире и проявить свой талант, данный Богом для людей.  Книгину – поэту это удается.

Я хотел бы пожить

на задворках прекрасного лета,

а потом побродить

по задворкам унылой зимы.

Вместе с поэтом хочется побродить «по задворкам  унылой зимы», чтобы  в душе родились строки о стихах

За солнцем  в даль  мерцает вдохновенье,

И чудится уже стихотворенье

На фоне позабытой тишины,

Где нарождаются удачливые сны,

Трепещут заоконные обманы,

На землю густо падают туманы,

Не замечая улиц кривизны.

Всё это – вздор иль вздорное прозренье,

Рождающее вдруг стихотворенье,

И звуки никакие не слышны.

Увлечение поэзией – это способ осмыслить всё происходящее в этом мире. Мимо этого пройти нельзя. Поэтому мы решили, что сборники стихов, подаренные Игорем Анатольевичем, должны заговорить с самым главным участником – с читателем. Пусть «духовный продукт» - поэзия, будет включена в воспитательное пространство педагогов и обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по поэзии начала 20 века

Тестирование по поэзии Серебряного века...

Тест по теме «Поэзия конца XIX - начала XX века».

     Тест по теме "Поэзия конца XIX - начала XX века"  соответствует программе Т. Ф. Курдюмовой для 11 класса и состоит из 26 заданий. Этот тест может быть использован в кач...

Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»

В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...

"Поэзия конца XIX - начала XX века"

Тест по литературе на тему "Поэзия конца XIX - начала XX века" (11 класс) соответствует программе по литературе Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева для 5-11 классов общеобразовательной школы, допуще...

Конспект урока литературы Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..." Тонкий лиризм поэзии

Урок одного стихотворения. Задача учителя - показать красоту поэтического слова Тютчева. Развивать творческие способности учащихся....

Сценарий «Память... Она имеет начало, но не имеет конца»

Памят                 Память,,, Она имеет начало, но не имеет конца. Вот уже 70 лет нет покоя вернувшимся, ибо каждый из них повторяет: "Я остался в ж...