«Мифологема дерева в русской и современной мордовской поэзии: к опыту сравнительно-сопоставительного изучения (на материале поэзии С. А. Есенина и В. А. Ващалкина)»
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему

Лоскутова Ольга Александровна

 

Стихи о родной природе составляют сокровищницу русской литературы. Именно в них, одухотворенно описывая красоты родного и милого сердцу автора края, поэты создают удивительно проникновенные образы рек, озер, лесов, полей, деревьев и других растений.

Традиционно «древесные» мотивы и образы играют важную роль в пейзажной лирике, участвуя в создании общей яркой, сочной картины природы, окружающей лирического героя и раскрывающей особенности его душевных переживаний, спроецированных на нее. Однако нередко такие образы имеют и богатую мифологическую основу, отражают те архаичные верования и представления, которые были распространены у наших народов (славянских и финно-угорских). Региональный компонент в изучении данной проблематики представляется крайне важным и актуальным, поскольку не только способствует расширению представлений о современной мордовской поэзии, но и обнаруживает интересные литературные параллели между творчеством авторов разных эпох, например, классика русской поэзии           С. А. Есенина и современного мордовского лирика В. А. Ващалкина, художественные особенности произведений которого до настоящего времени детальному рассмотрению не подвергались. Сказанным обусловлен выбор темы исследовательской работы, ее актуальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mifologgema_dereva.pptx1.46 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мифологема дерева в русской и современной мордовской поэзии: к опыту сравнительно-сопоставительного изучения (на материале поэзии С. А. Есенина и В. А. Ващалкина ) ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Автор работы : Рогачева К., ученица 6 Б класса Руководитель работы: Лоскутова О.А., учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Цель исследования - выявить особенности художественного воплощения мифологемы дерева в русской и современной мордовской поэзии в сравнительно-сопоставительном аспекте (на материале поэзии С. А. Есенина и В. А. Ващалкина ).

Слайд 3

МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 4

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ несмотря на важную роль мифологических представлений в разработке и художественном воплощении «древесных» образов в русской и современной мордовской поэзии, у учащихся отсутствуют достаточные умения и навыки их аналитического рассмотрения, в том числе и сравнительно-сопоставительном аспекте, хотя культурологический комментарий в данном случае имеет определяющее значение для верного понимания их семантики и общей роли в художественном пространстве лирического повествования, для расширения знаний о национальных культурах в целом

Слайд 5

ДЕРЕВЬЯ В МИФОЛОГИИ МОРДВЫ

Слайд 6

В мифологических верованиях мордвы деревья имели большое сакральное значение и прежде всего отождествлялись с образом Мирового Древа, поддерживавшего связь между Небом и Землей, а также подземным пространством, которые в своей совокупности соотносились с реальным и ноуменальным планами бытия. В роли Мирового Древа, как правило, выступали береза, дуб, яблоня, обладающие разветвленной корневой системой (символом рода) и пышной кроной (символом большого потомства, достатка). Также нередко жертвенным становилось и дерево, отождествлявшееся с женским началом, – липа, что отражает доминирование матриархального порядка в жизненном укладе мордвы тех времен. Наоборот, осина и ель считались «плохими» деревьями, поскольку соотносились с миром мертвых

Слайд 7

- простота и задушевность ; - лаконизм, емкость и семантическая глубина; - динамичность образов; - предметная точность эпитетов; - музыкальность; - лиричность; - минорность звучания . ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА В. ВАЩАЛКИНА

Слайд 8

«ДРЕВЕСНЫЕ» МОТИВЫ И ОБРАЗЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В. ВАЩАЛКИНА «Древесные» мотивы весьма характерны для поэзии В. А. Ващалкина . Сохраняя то семантическое поле, которым они наделены в мифологии мордвы, он сопрягает образы деревьев ( осины, ели, березы, липы, клена и др.) с категориями Памяти, Воспоминания. Если прошлое, особенно детство, кажется поэту радостным, безоблачным, то в нем он обычно рисует черемуху в саду, березы рядом с любимым стареньким домом, красивый клен с пышной кроной, липу, обнаруживая множество сходств с есенинской лирикой, вплоть до прямых «перекличек». Наоборот, в стихотворениях, обращенных к настоящему лирического героя, ощущающему, подобно осенней природе , увядание (отсюда доминирование мотива смерти, что отражается в лексическом оформлении его произведений: Лета (река), надгробье, прах, убийца и др.), мы чаще встречаем образы ели и осины, считающихся в народной мифологии «нехорошими» деревьями, поскольку призывают смерть, гибель.

Слайд 11

«Древесные» мотивы и образы в поэзии С. А. Есенина в полной мере отражают особенность его поэтического мировосприятия – умение запечатлеть окружающий мир в звуке и цвете, показать одухотворенность русской природы, в том числе и ее фауны. Сопрягая свои личные поэтические находки с традиционными народными представлениями, налагающими на каждый древесный образ свою устойчивую семантику, поэт останавливает свое внимание на самых светлых и чистых из них – березе и черемухе, символизирующих в художественном пространстве его произведений женское начало, невесту. Так создается прекрасный, светлый, восторженный мир ранней поэзии С. А. Есенина, любующегося и восторгающегося русской природой.

Слайд 13

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА МОУ «СОШ № 22» г. САРАНСКА

Слайд 14

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ: Прочтите несколько стихотворений С. А. Есенина из его сборника «Радуница» и мордовского поэта В. А. Ващалкина . Обратите внимание на «древесные» мотивы и образы. С чем связано их появление в произведениях? Какие сходства и различия вы в них усматриваете? Можно ли такую поэзию считать по своей стилистике языческой? Почему? Какие из прочитанных стихотворений вам понравились больше и почему? С чем, на ваш взгляд, связаны сходства и различия в данных текстах? Ведь они принадлежат не просто разным авторам, но прежде всего поэтам различных литературных эпох.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительно-сопоставительный анализ некоторых праздников России и Великобритании

Актуальность данной темы на современном этапе совершенно очевидна. Живя в прагматичном, жестоком мире, люди часто не хотят понимать и воспринимать культуру другого народа, бывают нетерпимыми к д...

Сравнительно-сопоставительный анализ пословиц в немецком и русском языке

Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь неодинакова. Две лекции, прочитанные на одну и ту же тему, оказывают на человека совершенно разный эфф...

Сравнительно-сопоставительный анализ ФГОС первого и второго поколений

Анализ содержания ФГОС общего образования первого и второго поколений позволяет увидеть направление развития общего образования в Российской Федерации на современном этапе.Программа по физике, согласн...

сравнительно-сопоставительный анализ английского и удмуртского языков в обучении учащихся

Двустороннее сравнение языков. межязыковые закономерности. расширить кругозор. Ориентироваться в социокультурных сферах своей Республики и страны изучаемого языка. Понимать речевое поведение удмуртов ...

Сравнительно-сопоставительный анализ перевода английских рекламных текстов на русский язык

Сравнительно-сопоставительный анализ выявления наиболее употребительных приемов перевода, используемых в рекламном тексте, исходя из общей характеристики представленной информации, а также с позиции г...

Сравнительно-сопоставительный анализ значения и использования слова «снег» в русском и бурятском языках

В статье рассматривется употребление и лексическое значение слова "снег" в русском и бурятском языках....