Литературная гостиная,посвящённая творчеству М.И.Цветаевой
классный час по литературе (8 класс) на тему

Работа,посвящена творчеству Марины Ивановны Цветаевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon literaturnaya_gostinaya.zip26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная  гостиная,

посвящённая жизни  и творчеству Марины  Ивановны  Цветаевой

«Если душа родилась крылатой!»

                                                                                                                            Подготовил:

                                                                                      учитель русского языка

   и литературы Кравченко Л.М

Учитель: Сегодня у нас произойдет необычная встреча.

Встреча с поэтом. Поэтом, для творчества которого характерен романтический порыв, страстный протест против всего "нечеловеческого", гордость и незащищенность, жертвенность и женственность. С поэтом, судьба которого романтична и трагична.С поэтом, для которого главным в жизни было – писать, и не успех, а – успеть.Встреча с Мариной Ивановной Цветаевой.И я приглашаю всех вас настроиться на тональность цветаевской лирики, постичь глубину и яркость ее душевных переживаний..Начать  я хотела  бы  со своего  любимого  стихотворения «  Хочешь знать как дни проходят..».(слайд1,2)

Карина:  Имя человека - тайна , чудо, до  сих  пор не раскрытое  и неразгаданное. Такой   неразгаданной  тайной  для  нас  является  имя Марины  Цветаевой. Соприкоснуться  с  её  творчеством- есть  самое большое  чудо.  «Какие  удивительные стихи вы  пишете!...Вы- возмутительно большой  поэт!»-писал  Б.Пастернак в  письмах  к  Марине. Среди имён в русской  поэзии 20  века  ярко  выделяется  её   имя. Она  была великим русским поэтом-женщиной. Марина  Цветаева   вступила  в литературу  на  рубеже  веков, в  тревожное  и смутное  время. Как  и  многим поэтам  её  поколения , ей  присуще ощущения трагизма  мира. Конфликт  со временем  оказался  неизбежным  для  неё..Вся её  жизнь - это роман  с  собственной  душой, отражённый  в стихах.

Карина  ст-ние   «Кто  создан   из  камня

                         Кто  создан  из  глины…

Учитель  :  Каждая осень напоминает  нам   о рождении  Марины  Ивановны

жаркими ,  горьковатыми , даже  на    взгляд ,гроздьями  рябины.( )

 Яна Б:Звучит  колокол: (благовест)

На    его  фоне чтение  стихотворения  «Красною кистью….»(,)

Так написала о дне  своего  рождения М.Цветаева- одна  из  неугасимых звёзд  русской  поэзии .Рябина,  пылающая  и горькая , стала  символом её  судьбы, пылающей творчеством и постоянно  грозившей зимой  забвения.

Кристина: В мае   1913  гола   в  Крыму, Коктебеле, она  предскажет:

«Моим стихам,  написанным  так  рано»..-чтение   стихотворения

Кристина : Время-  великий  и беспристрастный  браковщик- свергал  кумиров  настоящего , из забвения  поднимая  гонимых, опальных, проклятых властью.  «   И главное -  я   ведь знаю,  как  меня будут  любить через 100 лет»,- писала  Марина  Цветаева. Утечёт  много   не  только  воды, но  и крови, потому что жизнь  и  творчество  поэтессы  пришлось  на  1910-1930 годы  нашего  катастрофического века. Попробуем  же прикоснуться  к  истории   «цветаевских правд».К  истории  её  жизни  и любви.

Звучит  «Вальс  Шопена  №7  до-  минор. Сначала громко,  затем  тихо  как  фон.  Саша  читает.

Саша  Звягина: Осенью  1910 частная  типография   публикует  поэтический сборник 18-летней гимназистки Марины  Цветаевой  «Вечерний  альбом»,  Волошин, Гумилёв. Почему  «вечерний? Порог  юности - вечер  детства .А детство  было  прекрасно. Оно  прошло отчасти  в  Москве, отчасти  за  границей: в  Италии, Швейцарии, Германии .В 16  лет, закончив  гимназию,  уехала  в  Париж, чтобы  в  Сорбонне изучать  старо-французскую  литературу. Дом, быт  и мир  её  семьи пронизан постоянным интересом к  искусству .Мать- замечательная  пианистка, отец-создатель  Музея  изящных  искусств(ныне  музей  имени  Пушкина).С  ранних  лет девочка  погружена  в  атмосферу Пушкина, в юности  открыла   для  себя  немецких  поэтов-романтиков, любила и прекрасно знала  Державина, Некрасова,  Лескова, Аксакова. Очень рано  ощутила  в  себе тайный жар,  «скрытый двигатель  жизни»  и назвала  его   «любовь». Всю  жизнь   горел душевный и  творческий костёр любви к  людям, к  природе,»святому  ремеслу»,  «к дорогим теням прошлого».

Саша  Звягина: Стихотворение  «Бабушке» (видеоряд  старинных женских портретов)(видео)

Даша  Ермакова: Как  поэт  и  как  личность   она  развивалась  стремительно. За  каких- то два  года   попробовала разные маски, голоса  и темы. Успела  побывать   в  образах грешницы, куртизанки, цыганки-все эти примерки остались яркими и прекрасными стихами.  А  в 1912  году  она  вышла замуж  за  Сергея  Эфрона .Она  много  писала, вдохновленная  этой любовью .Если сказать что Марина любила  мужа- значит  ничего  не  сказать. Она  его боготворила (  )

Даша ст-е  «Писала  я на  аспидной  доске»

Учитель: Да   стихи  Марины  Цветаевой мелодичны, задушевны  и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда  они превращаются в удивительные по красоте  романсы.  (видео  «Мне кажется, что вы больны не мной…)

Стас  Котов:  А это, пожалуй, одно  из самых  известных и проникновенных стихотворений, так  называемая «Песнь  к любимому».

.(видеофрагмент  из кинофильма «Жестокий  романс»-  Лариса  Огудалова  поёт  «Под лаской  плюшевого  пледа»)

Стас Котов: До революции Цветаева выпустила  три книги. Сумев  сохранить .собственный  голос  среди многоголосья  литературных школ  и течений.  А  между  тем   был  уже  канун  революции. Шла война,  и ей не виделось  конца. Мир  корчился  в  неистребимых страданиях, позоре, унижении. Трагично ,горестно, бедственно  звучат стихи, вызванные   войной. Это  голос  в защиту  страдающего  человека.

Простите  меня, мои горы!

Простите  меня, мои  реки!,

Простите  меня, мои нивы

Простите меня, мри травы!

Мать крест надевала  солдату,

Мать   с  сыном прощалась   навеки…

И снова из сгорбленной  хаты:

«Простите меня, мои реки».

Алина  Копылова: В  годы  революции Цветаева вглядывалась в  открыв -шуюся ей  новь без вражды  и  раздражения. Всей  своей смятенной и сумбурной душой  она была  на стороне голодных и  любила демонстративно подчеркнуть это  обстоятельство:  «   Себя причисляю  к  рвани»

Алина  Копылова  «Если душа  родилась крылатой»-

                                         Что ей  хоромы  и что ей  хаты!

                                         Что Чингисхан  ей  и что ей  _Орда!

                                        Два  на  миру  у  меня  врага.

                                        Два близнеца- неразрывно  слитых:

                                        Голод  голодных  и  сытость сытых!

Она  хотела   жить  исключительно  личной, частной жизнью, но время  вторгалось  в эту  жизнь.  И  История    диктовала  свои сюжеты  её  чувствам  и её  творчеству.

Соня  : В     ноябре  1917  года  муж  Цветаевой ,Сергей  Эфрон, уехал  на  Дон, где впервые формировались  первые  части  Белой   армии. Он  любил  Россию  фанатично  и свято верил, что  спасет её.

Белая гвардия-путь  твой  высок.

Чёрному  дулу –грудь  и  висок…

Божье  да  белое   твоё  дело:

Белое тело  твоё  в  песок.

Не лебедей  это  в небе  стая:

Белогвардейская   рать святая

Белым видением  тает, тает..

Старго  мира –последний  сон:

Молодость-Доблесть-Вандея_Дон.(слайд)

Лиза  Е.:  Почти  три  года    Марина  жила  в голодной  красной  Москве, не получая  от мужа   вестей. Терпела не  просто нужду,  а нищету.  На  руках – две  дочери. И  она  билась ,как  могла:  меняла  по деревням вещи  на  сало и  муку, стояла в очереди за  пайковой селёдкой, таскала  саночки с гнилой  картошкой .В  самое тяжёлое время – осенью 1919 года по совету знакомых отдала девочек  в приют. Но вскоре забрала  заболевшую  Алю, а в феврале 1920  потеряла маленькую  Иру, погибшую  от  голода  и тоски.

Лиза  Е  ст-е  «Две  руки»(слайд)

Соня:

Таково было  её  хождение  по  мукам. Но  никогда  она  не  писала  так  вдохновенно, напряжённо  и  разнообразно. Поэтесса ломала  инерцию старых привычных ритмов.»  Я  не  верю  стихам, которые льются.   Рвутся-да..» стихи, как  физическое  сердцебиение.

Стих-е  «Приметы»-  Соня  

Соня:  с 1912  по 1920  годы  Марина Цветаева пишет непрерывно, но  ни  одна  книга не вышла, только несколько случайных стихов в  петербургских «Северных записках».Её   знал только узкий круг завзятых любителей поэзии «  Меня  не  помнят- скажет  она  однажды  в беседе  с корреспондентом-  Просто  не  знают..

Лиза  Е:   Вскоре  выяснилось, что Сергей  Эфрон  жив:  волной отступления  корниловской  армии его  унесло в Чехию. Отныне  белый  офицер  Эфрон  превратился  для  неё  в мечту , в белого лебедя, героического  о  обреченного.

Сти-ние   «Кто уцелел-умрёт»

Он  не  мог  вернуться  в  Россию  и Марина  едет  к  мужу ,взваливая   на  свои хрупкие  плечи непомерную ношу  русской беженки. Так  началась 17-летняя   одиссея   за рубежом. Германия, Чехия. Здесь в феврале 1925  года у  них родится  сын  Георгий.( )

Саша  Голиков: В  Чехии  Цветаевой  удалось издать несколько  книг:  «Разлука»,  «Психея»,  «Ремесло».Это был  своеобразный  пик, после  которого  наступил  спад.  Она  не  прижилась в эмиграции:  осень  быстро  проявились расхождения между  нею  и  белоэмигрантскими  кругами. Всё  чаще  её  стихи, поэмы, проза отвергаются и газетами  и журналами.  Последний          прижизненный  сборник  «После России» появится  в  1928  году.А  писала  Цветаева  по крайней  мере  15  лет.

Нищета ,унижения, бесправие  окружали  её  со всех сторон.  У  мужа случайные заработки.  И найти  постоянную работу  невозможно:  Франция охвачена безработицей.  Вместе  с разочарованием  в эмиграции приходит сознание того, что  её  читатель  -там.  На родине. Что русское  слово  может найти  отклик прежде всего   в русской душе.

Тоска  по родине!Давно

Разоблачённая  морока!

Мне  совершенно  всё  равно-

.Где совершенно  одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести  с котомкою базарной

В дом, и не знающий, что- мой

Как  госпиталь  или казарма.

Всяк дом  мне  пуст

Всяк храм  мне пуст,

 И всё-  равно , и всё-едино.

Но если  по дороге –куст

Встаёт, особенно- рябина…(слайд)

Ваня  Н.

Письма её    знакомым  и близким  полны  сетования  на  одиночество и беспросветную нужду. Но  в  письмах  были  и  стихи. Главным    адресатом  её  стихов  был Пастернак. Его мнением  она  дорожила . Ему  посвятила  немало  стихов. Одно   из них написано в марте  1925 года

Чтение  «  Рас-стояние: вёрсты, мили..»(слайд)

Спустя   годы  это стихотворение обрело  особое  звучание, выйдя  за  рамки личного  послания. Вёрсты, дали. Мили разделили в послереволюционные  годы  не  только  двух  прекрасных   поэтов-  они  расслоили и развели  по  разным  концам  земли  множество  замечательных  людей  России  , разлучив  их  с  Родиной.(слайд)

Тёма Е.:  Стихи  Цветаевой, несмотря на  преграды  режима, текли в  Россию. Их везли  знакомые  и незнакомые .Их заучивали, запоминали, прятали, дожидаясь,  когда  стихам  как  драгоценным винам  , настанет  свой черёд.  Черёд  настал  в 1939 году, когда Марина  Цветаева появилась в  Москве.   Но это        был узкий круг любителей  поэзии, без публичных выступлений. Приходит горькое  осознание  «  Здесь  я  не  нужна, там  я невозможна». Она вернулась  в  Россию вместе  с  сыном, вслед  за  мужем  и дочерью, уехавшими  двумя  годами раньше. В 1917 она заклинала  мужа  «  Если  Бог сделает    это чудо –оставит  Вас  в живых, я буду ходить  за  Вами  следом, как  собака .В 1939  году  сказала:  «  Вот  и пойду как  собака». Но семейное  воссоединение  было недолгим. В августе  39-го  арестовали  дочь, в октябре- мужа, Марина  осталась без квартиры, без   средств  к  существованию. Чтобы  хоть  как-то  заработать  на жизнь, занимается переводами.  Осенью  1940  года  Гослитиздат  планировал издать  сборник её  стихов. Но книга  так  и не вышла.(слайд)

Тёма:

«Знаю: умру  на  заре! На которой  из    двух…

Яна  Б.В  начале   войны   Цветаева  вместе  с  сыном  в  составе  писательской  организации  эвакуируется  в  Елабугу.  «Я постепенно  утрачиваю чувство реальности:  меня –  всё          меньше и меньше. Никто  не  видит , не знает , что  я год  ищу глазами  крюк..Я год примеряю смерть.  Я  хочу  не  быть…(слайд)

Пора  снимать янтарь,

Пора  менять словарь,

Пора гасить  фонарь

Наддверный…

Она  ушла  из жизни  31  августа  1941  года  в  Елабуге.  Могила  её  затерялась.

Учитель:

На кладбище  в Елабуге есть такая надпись»  В этой  части  кладбища  похоронена  Марина  Цветаева.

Ст-е  «Идёшь на  меня похожий»  Полина  Гракова

(На фоне музыки  Аве Мария_Баха).

  Учитель: Марина  Цветаева  погибла , когда  не  выдержала  её израненная  , живая  душа.

Ваня Ю. Марина  Ивановна  - неоплатная  наша  вина. Поэт  может быть бездомным ,  стихи- никогда.

Даня Г.:

.«Нет  в  мире  виноватых»-  сказал  когда-то  Шекспир. Но , может  быть,  тот  , великий, который  скажет, что  все   виноваты , будет не менее  прав.

Звучит реквием   «Уж  сколько их упало..»(видео)

Миша  Х.: Марина  Ивановна  не  ушла  от  нас,  Марина  Ивановна, вы  с нами. Мы  помним Вас,  Мы  любим  вас, верим  вам. Ваши стихи живут в  наших сердцах, помогают понять прекрасное, понять  то, от чего бываешь  грустным, несчастным ,одиноким.

Учитель:  Сегодня  ,ребята,  вы  узнали о жизни  и творчестве   прекрасной поэтессы  серебряного  века.  Я  надеюсь, что наша встреча  оставила  глубокий  след  в  вашей  душе. Творческое наследие Марины Цветаевой огромно и не прочитано в полном смысле слова. Ею написаны15 поэтических сборников, 17 поэм, 8 стихотворных драм, проза автобиографическая, мемуарная, историко-литературная, философско-критическая, кроме того, письма и дневники, не так давно ставшие доступными для прочтения.  На  этом наша  литературная гостиная  закрывается,  мы  гасим свечи .  До  новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

.Сценарий литературной гостиной, посвящённой жизни и творчествуМарины Цветаевой

Жизнь и творчество великого поэта М.И.Цветаевой всегда интересны старшеклассникам  глубиной проникновения, мелодикой и трагизмом. Литературная гостиная помогает учащимся понять и осознать суть её...

Сценарий литературной гостиной, посвящённой Дню Матери

Субъектом учебно-воспитательного процесса, кроме учителя и ученика, является родитель. Поэтому в своей деятельности классного руководителя средствами творческого компонента урока литературы я приглаша...

Литературная гостиная, посвящённая творчеству Александра Валентиновича Вампилова «Вспоминайте меня весело, Словом, так, каким я был…»

Литературная гостиная«Вспоминайте меня весело,Словом, так, каким я был…», позволяет познакомить  и заинтересовать обучающихся  жизнью и  творчеством А.В. Вампилова...

Литературная гостиная, посвящённая творчеству А.А. Блока

Литературная гостиная, посвящённая творчеству А.А. Блока«Сотри случайные черты -И ты увидишь: мир прекрасен.»...

Литературная гостиная, посвящённая А.А. Олениной

Литературная гостиная, посвящённая 200-летию Анны Алексеевны Олениной, раскрывает историю взаимоотношений Александра Сергеевича Пушкина и его возлюбленной, которой поэт посвятил истинные шедевры любов...

Литературная гостиная, посвящённая 100-летию со дня рождения С. В. Михалкова Сергей Михалков - детям

Данное мероприятие подготовлено для  проведения в рамках  творческого проекта и приурочено к 100-летию со дня рождения С. В. Михалкова.Цели и задачи:Познакомить...

Литературная гостиная, посвящённая 100-летию со дня рождения С. В. Михалкова Сергей Михалков - детям

Данное мероприятие подготовлено для  проведения в рамках  творческого проекта и приурочено к 100-летию со дня рождения С. В. Михалкова.Цели и задачи:Познакомить  детей с жизнью и творче...