Литературная гостиная,посвящённая творчеству М.И.Цветаевой
классный час по литературе (8 класс) на тему
Работа,посвящена творчеству Марины Ивановны Цветаевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya.zip | 26.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная,
посвящённая жизни и творчеству Марины Ивановны Цветаевой
«Если душа родилась крылатой!»
Подготовил:
учитель русского языка
и литературы Кравченко Л.М
Учитель: Сегодня у нас произойдет необычная встреча.
Встреча с поэтом. Поэтом, для творчества которого характерен романтический порыв, страстный протест против всего "нечеловеческого", гордость и незащищенность, жертвенность и женственность. С поэтом, судьба которого романтична и трагична.С поэтом, для которого главным в жизни было – писать, и не успех, а – успеть.Встреча с Мариной Ивановной Цветаевой.И я приглашаю всех вас настроиться на тональность цветаевской лирики, постичь глубину и яркость ее душевных переживаний..Начать я хотела бы со своего любимого стихотворения « Хочешь знать как дни проходят..».(слайд1,2)
Карина: Имя человека - тайна , чудо, до сих пор не раскрытое и неразгаданное. Такой неразгаданной тайной для нас является имя Марины Цветаевой. Соприкоснуться с её творчеством- есть самое большое чудо. «Какие удивительные стихи вы пишете!...Вы- возмутительно большой поэт!»-писал Б.Пастернак в письмах к Марине. Среди имён в русской поэзии 20 века ярко выделяется её имя. Она была великим русским поэтом-женщиной. Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Как и многим поэтам её поколения , ей присуще ощущения трагизма мира. Конфликт со временем оказался неизбежным для неё..Вся её жизнь - это роман с собственной душой, отражённый в стихах.
Карина ст-ние «Кто создан из камня
Кто создан из глины…
Учитель : Каждая осень напоминает нам о рождении Марины Ивановны
жаркими , горьковатыми , даже на взгляд ,гроздьями рябины.( )
Яна Б:Звучит колокол: (благовест)
На его фоне чтение стихотворения «Красною кистью….»(,)
Так написала о дне своего рождения М.Цветаева- одна из неугасимых звёзд русской поэзии .Рябина, пылающая и горькая , стала символом её судьбы, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения.
Кристина: В мае 1913 гола в Крыму, Коктебеле, она предскажет:
«Моим стихам, написанным так рано»..-чтение стихотворения
Кристина : Время- великий и беспристрастный браковщик- свергал кумиров настоящего , из забвения поднимая гонимых, опальных, проклятых властью. « И главное - я ведь знаю, как меня будут любить через 100 лет»,- писала Марина Цветаева. Утечёт много не только воды, но и крови, потому что жизнь и творчество поэтессы пришлось на 1910-1930 годы нашего катастрофического века. Попробуем же прикоснуться к истории «цветаевских правд».К истории её жизни и любви.
Звучит «Вальс Шопена №7 до- минор. Сначала громко, затем тихо как фон. Саша читает.
Саша Звягина: Осенью 1910 частная типография публикует поэтический сборник 18-летней гимназистки Марины Цветаевой «Вечерний альбом», Волошин, Гумилёв. Почему «вечерний? Порог юности - вечер детства .А детство было прекрасно. Оно прошло отчасти в Москве, отчасти за границей: в Италии, Швейцарии, Германии .В 16 лет, закончив гимназию, уехала в Париж, чтобы в Сорбонне изучать старо-французскую литературу. Дом, быт и мир её семьи пронизан постоянным интересом к искусству .Мать- замечательная пианистка, отец-создатель Музея изящных искусств(ныне музей имени Пушкина).С ранних лет девочка погружена в атмосферу Пушкина, в юности открыла для себя немецких поэтов-романтиков, любила и прекрасно знала Державина, Некрасова, Лескова, Аксакова. Очень рано ощутила в себе тайный жар, «скрытый двигатель жизни» и назвала его «любовь». Всю жизнь горел душевный и творческий костёр любви к людям, к природе,»святому ремеслу», «к дорогим теням прошлого».
Саша Звягина: Стихотворение «Бабушке» (видеоряд старинных женских портретов)(видео)
Даша Ермакова: Как поэт и как личность она развивалась стремительно. За каких- то два года попробовала разные маски, голоса и темы. Успела побывать в образах грешницы, куртизанки, цыганки-все эти примерки остались яркими и прекрасными стихами. А в 1912 году она вышла замуж за Сергея Эфрона .Она много писала, вдохновленная этой любовью .Если сказать что Марина любила мужа- значит ничего не сказать. Она его боготворила ( )
Даша ст-е «Писала я на аспидной доске»
Учитель: Да стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы. (видео «Мне кажется, что вы больны не мной…)
Стас Котов: А это, пожалуй, одно из самых известных и проникновенных стихотворений, так называемая «Песнь к любимому».
.(видеофрагмент из кинофильма «Жестокий романс»- Лариса Огудалова поёт «Под лаской плюшевого пледа»)
Стас Котов: До революции Цветаева выпустила три книги. Сумев сохранить .собственный голос среди многоголосья литературных школ и течений. А между тем был уже канун революции. Шла война, и ей не виделось конца. Мир корчился в неистребимых страданиях, позоре, унижении. Трагично ,горестно, бедственно звучат стихи, вызванные войной. Это голос в защиту страдающего человека.
Простите меня, мои горы!
Простите меня, мои реки!,
Простите меня, мои нивы
Простите меня, мри травы!
Мать крест надевала солдату,
Мать с сыном прощалась навеки…
И снова из сгорбленной хаты:
«Простите меня, мои реки».
Алина Копылова: В годы революции Цветаева вглядывалась в открыв -шуюся ей новь без вражды и раздражения. Всей своей смятенной и сумбурной душой она была на стороне голодных и любила демонстративно подчеркнуть это обстоятельство: « Себя причисляю к рвани»
Алина Копылова «Если душа родилась крылатой»-
Что ей хоромы и что ей хаты!
Что Чингисхан ей и что ей _Орда!
Два на миру у меня врага.
Два близнеца- неразрывно слитых:
Голод голодных и сытость сытых!
Она хотела жить исключительно личной, частной жизнью, но время вторгалось в эту жизнь. И История диктовала свои сюжеты её чувствам и её творчеству.
Соня : В ноябре 1917 года муж Цветаевой ,Сергей Эфрон, уехал на Дон, где впервые формировались первые части Белой армии. Он любил Россию фанатично и свято верил, что спасет её.
Белая гвардия-путь твой высок.
Чёрному дулу –грудь и висок…
Божье да белое твоё дело:
Белое тело твоё в песок.
Не лебедей это в небе стая:
Белогвардейская рать святая
Белым видением тает, тает..
Старго мира –последний сон:
Молодость-Доблесть-Вандея_Дон.(слайд)
Лиза Е.: Почти три года Марина жила в голодной красной Москве, не получая от мужа вестей. Терпела не просто нужду, а нищету. На руках – две дочери. И она билась ,как могла: меняла по деревням вещи на сало и муку, стояла в очереди за пайковой селёдкой, таскала саночки с гнилой картошкой .В самое тяжёлое время – осенью 1919 года по совету знакомых отдала девочек в приют. Но вскоре забрала заболевшую Алю, а в феврале 1920 потеряла маленькую Иру, погибшую от голода и тоски.
Лиза Е ст-е «Две руки»(слайд)
Соня:
Таково было её хождение по мукам. Но никогда она не писала так вдохновенно, напряжённо и разнообразно. Поэтесса ломала инерцию старых привычных ритмов.» Я не верю стихам, которые льются. Рвутся-да..» стихи, как физическое сердцебиение.
Стих-е «Приметы»- Соня
Соня: с 1912 по 1920 годы Марина Цветаева пишет непрерывно, но ни одна книга не вышла, только несколько случайных стихов в петербургских «Северных записках».Её знал только узкий круг завзятых любителей поэзии « Меня не помнят- скажет она однажды в беседе с корреспондентом- Просто не знают..
Лиза Е: Вскоре выяснилось, что Сергей Эфрон жив: волной отступления корниловской армии его унесло в Чехию. Отныне белый офицер Эфрон превратился для неё в мечту , в белого лебедя, героического о обреченного.
Сти-ние «Кто уцелел-умрёт»
Он не мог вернуться в Россию и Марина едет к мужу ,взваливая на свои хрупкие плечи непомерную ношу русской беженки. Так началась 17-летняя одиссея за рубежом. Германия, Чехия. Здесь в феврале 1925 года у них родится сын Георгий.( )
Саша Голиков: В Чехии Цветаевой удалось издать несколько книг: «Разлука», «Психея», «Ремесло».Это был своеобразный пик, после которого наступил спад. Она не прижилась в эмиграции: осень быстро проявились расхождения между нею и белоэмигрантскими кругами. Всё чаще её стихи, поэмы, проза отвергаются и газетами и журналами. Последний прижизненный сборник «После России» появится в 1928 году.А писала Цветаева по крайней мере 15 лет.
Нищета ,унижения, бесправие окружали её со всех сторон. У мужа случайные заработки. И найти постоянную работу невозможно: Франция охвачена безработицей. Вместе с разочарованием в эмиграции приходит сознание того, что её читатель -там. На родине. Что русское слово может найти отклик прежде всего в русской душе.
Тоска по родине!Давно
Разоблачённая морока!
Мне совершенно всё равно-
.Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с котомкою базарной
В дом, и не знающий, что- мой
Как госпиталь или казарма.
Всяк дом мне пуст
Всяк храм мне пуст,
И всё- равно , и всё-едино.
Но если по дороге –куст
Встаёт, особенно- рябина…(слайд)
Ваня Н.
Письма её знакомым и близким полны сетования на одиночество и беспросветную нужду. Но в письмах были и стихи. Главным адресатом её стихов был Пастернак. Его мнением она дорожила . Ему посвятила немало стихов. Одно из них написано в марте 1925 года
Чтение « Рас-стояние: вёрсты, мили..»(слайд)
Спустя годы это стихотворение обрело особое звучание, выйдя за рамки личного послания. Вёрсты, дали. Мили разделили в послереволюционные годы не только двух прекрасных поэтов- они расслоили и развели по разным концам земли множество замечательных людей России , разлучив их с Родиной.(слайд)
Тёма Е.: Стихи Цветаевой, несмотря на преграды режима, текли в Россию. Их везли знакомые и незнакомые .Их заучивали, запоминали, прятали, дожидаясь, когда стихам как драгоценным винам , настанет свой черёд. Черёд настал в 1939 году, когда Марина Цветаева появилась в Москве. Но это был узкий круг любителей поэзии, без публичных выступлений. Приходит горькое осознание « Здесь я не нужна, там я невозможна». Она вернулась в Россию вместе с сыном, вслед за мужем и дочерью, уехавшими двумя годами раньше. В 1917 она заклинала мужа « Если Бог сделает это чудо –оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами следом, как собака .В 1939 году сказала: « Вот и пойду как собака». Но семейное воссоединение было недолгим. В августе 39-го арестовали дочь, в октябре- мужа, Марина осталась без квартиры, без средств к существованию. Чтобы хоть как-то заработать на жизнь, занимается переводами. Осенью 1940 года Гослитиздат планировал издать сборник её стихов. Но книга так и не вышла.(слайд)
Тёма:
«Знаю: умру на заре! На которой из двух…
Яна Б.В начале войны Цветаева вместе с сыном в составе писательской организации эвакуируется в Елабугу. «Я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня – всё меньше и меньше. Никто не видит , не знает , что я год ищу глазами крюк..Я год примеряю смерть. Я хочу не быть…(слайд)
Пора снимать янтарь,
Пора менять словарь,
Пора гасить фонарь
Наддверный…
Она ушла из жизни 31 августа 1941 года в Елабуге. Могила её затерялась.
Учитель:
На кладбище в Елабуге есть такая надпись» В этой части кладбища похоронена Марина Цветаева.
Ст-е «Идёшь на меня похожий» Полина Гракова
(На фоне музыки Аве Мария_Баха).
Учитель: Марина Цветаева погибла , когда не выдержала её израненная , живая душа.
Ваня Ю. Марина Ивановна - неоплатная наша вина. Поэт может быть бездомным , стихи- никогда.
Даня Г.:
.«Нет в мире виноватых»- сказал когда-то Шекспир. Но , может быть, тот , великий, который скажет, что все виноваты , будет не менее прав.
Звучит реквием «Уж сколько их упало..»(видео)
Миша Х.: Марина Ивановна не ушла от нас, Марина Ивановна, вы с нами. Мы помним Вас, Мы любим вас, верим вам. Ваши стихи живут в наших сердцах, помогают понять прекрасное, понять то, от чего бываешь грустным, несчастным ,одиноким.
Учитель: Сегодня ,ребята, вы узнали о жизни и творчестве прекрасной поэтессы серебряного века. Я надеюсь, что наша встреча оставила глубокий след в вашей душе. Творческое наследие Марины Цветаевой огромно и не прочитано в полном смысле слова. Ею написаны15 поэтических сборников, 17 поэм, 8 стихотворных драм, проза автобиографическая, мемуарная, историко-литературная, философско-критическая, кроме того, письма и дневники, не так давно ставшие доступными для прочтения. На этом наша литературная гостиная закрывается, мы гасим свечи . До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
.Сценарий литературной гостиной, посвящённой жизни и творчествуМарины Цветаевой
Жизнь и творчество великого поэта М.И.Цветаевой всегда интересны старшеклассникам глубиной проникновения, мелодикой и трагизмом. Литературная гостиная помогает учащимся понять и осознать суть её...
Сценарий литературной гостиной, посвящённой Дню Матери
Субъектом учебно-воспитательного процесса, кроме учителя и ученика, является родитель. Поэтому в своей деятельности классного руководителя средствами творческого компонента урока литературы я приглаша...
Литературная гостиная, посвящённая творчеству Александра Валентиновича Вампилова «Вспоминайте меня весело, Словом, так, каким я был…»
Литературная гостиная«Вспоминайте меня весело,Словом, так, каким я был…», позволяет познакомить и заинтересовать обучающихся жизнью и творчеством А.В. Вампилова...
Литературная гостиная, посвящённая творчеству А.А. Блока
Литературная гостиная, посвящённая творчеству А.А. Блока«Сотри случайные черты -И ты увидишь: мир прекрасен.»...
Литературная гостиная, посвящённая А.А. Олениной
Литературная гостиная, посвящённая 200-летию Анны Алексеевны Олениной, раскрывает историю взаимоотношений Александра Сергеевича Пушкина и его возлюбленной, которой поэт посвятил истинные шедевры любов...
Литературная гостиная, посвящённая 100-летию со дня рождения С. В. Михалкова Сергей Михалков - детям
Данное мероприятие подготовлено для проведения в рамках творческого проекта и приурочено к 100-летию со дня рождения С. В. Михалкова.Цели и задачи:Познакомить...
Литературная гостиная, посвящённая 100-летию со дня рождения С. В. Михалкова Сергей Михалков - детям
Данное мероприятие подготовлено для проведения в рамках творческого проекта и приурочено к 100-летию со дня рождения С. В. Михалкова.Цели и задачи:Познакомить детей с жизнью и творче...