Урок "Обрядовая поэзия и фольклор"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Задонская Ольга Владимировна

Урок в 6 классе по обрядовой поэзии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekturokaobryadovayapoyeziyazadonskayaovshkola-144.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Обрядовая поэзия» с использованием презентации.

Предварительная подготовка: класс разбит на 4 группы по временам года. Им необходимо представить обряды и фольклор своего времени года. Подготовить и украсить стол, соответственно своему времени года, подготовить книжки-малютки о своих обрядах, нарисовать иллюстрации.  2 группа должна делать бумажные цветы и самолетики.

Оборудование: компьютерная презентация, музыка П. Чайковского «Времена года», белая или цветная бумага для бумажных самолетиков-птиц, бумажные цветы или веточки деревьев.

Ход урока.

Учитель.  (Слайд 1)

На уроках по изучению мифов мы с вами узнали, что наши предки верили, что каждое событие, происходящее с человеком, свершается по воле Богов. Люди считали, что если Богов о чем-то попросить, принести им жертвы, умилостивить их, то они будут   благосклонны к людям. Каждое событие в жизни люди сопровождали совершением определенных действий, которые впоследствии стали традицией. Люди верили, что с помощью этих действий они смогут привлечь богов, судьбу и природу на свою сторону. Такие действия называются Обрядами, а песни, танцы, исполняемые во время этих действием – обрядовым фольклором.  (Слайд 2)

  1. Как вы считаете, зачем же люди исполняли различные обряды?
  2. Какие обряды знаете вы?
  3. Какие обряды сопровождают рождение человека, создание семьи?

Через рождение и смерть человек проходит только один раз в своей жизни, А есть события, которые повторялись в жизни крестьян каждый год. Это события, связанные с чередованием времен года и с различными работами, проводимыми в этот период. Так возник календарно-обрядовый фольклор.

Большая часть народных обрядов возникла еще во времена глубокого язычества и сохранилась после принятия христианства.

Весь обрядовый год можно разделить на 4 группы, как и 4 сезона: зимние, весенние, летние и осенние праздники, и с вами будем говорить о каждом сезоне года.

Итак, начинаем с первой группы – зимней. В основном все обряды этого периода связаны с рождественскими праздниками. .Обратим внимание на названия зимних месяцев, современные и древние, как вы считаете, почему именно так называли месяцы наши предки. Хочу отметить, что в Украине, Белоруссии эти месяцы так называются и сейчас. (Слайд 4)

(По мере рассказа детей показывается презентация. Звучит музыка)

1 Блок. Рождество Христово. 5 слайд.

1 ученик: Зимний цикл связан с Рождеством Христа, святками, новым годом. В России давно существовал жанр «поющие стихи». Женщины, девушки пели без аккомпанемента стихи, баллады, былины. Особенно много их было о появлении Христа.

2 ученик: Слайд 6.

Во городе Вифлееме что со вечера звезда восходила,

Со полуночи воссияла.

Что Пречистая Богородица Христа-Бога породила.

Во пелены спеленала, да во ясли Христа-Бога полагала.

Приходили к нему персидские цари, приносили ему честные дары.

Говорит им Христос-Бог:

  • Мне дороги ваши дары, а мне дороги ваши души.

Цари Христу поклонилися, поклонившись, они прослезилися,

Во свои страны воротилися.

Безбожный царь про это проведал, безбожный царь Ирод возъярился,

Послал же он свое войско во ту страну иудейскую.

Во все пределы вифлеемские побить неповинные младенцы

От двою и ниже за спасителя Христа Бога.

Слайд 7

1 ученик: 2 день после Рождества – Бабьи каши. С этого дня начинались девичьи гадания и хождения ряженых, все это длилось до самого Крещения

По улицам мчались тройки и одиночки, слышались веселые рождественские песни, шли со «звездой» славильщики.

В этот день благодарили бабок-повитух, которые помогали появиться на свет детям. Матери с детьми шли в дом к повитухе на каши, приготовленные разными способами,

С этого дня девушки начинали гадать на судьбу.

8  слайд.

3 ученик: Способов гадания было огромное множество. Девушки собирались в одном из домов и начинали гадать на свою судьбу. Вот как об этом рассказывает Василий Жуковский в балладе «Светлана»:

Раз в крещенский вечерок девушки гадали:

За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном слушали;

Кормили счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой клали перстень золотой,

Серьги изумрудны; Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад песенки подлюбны.

 9. 10 11, 12слайды

4 ученик. Таких подлюбных песен очень много, вот одна из них:

 Идет кузнец из кузницы, несет кузнец три молота.

Кузнец, кузнец, ты скуй венец. Ты скуй венец золот и нов,

Из остаточков золот перстень, из обрезочков булавочку.

Мне в том венце венчатися. Мне тем перстнем обручатися.

Мне тою булавкою убрус притыкать.

1 ученик. А вот еще одна песенка.

Рылась курочка на завалинке.

Вырыла колечушко серебряное.

Ладо. Ладу,

Кому мы поем, тому честь воздаем.

5 ученик. Часто для гадания девушки звали старшую женщину, которая помогала им. Вот одно из гаданий.

(инсценируют обряд гадания)

Под скатерть кладется в блюдо, в которое все складывают свои вещи. После этого начинали петь подлюбные песни. Во время пения ведущая ворошит лежащие на блюде вещи, а с окончанием каждого куплета вынимала подвернувшуюся вещь.

Золота парча развивается, слава!

Кто-то в путь-дороженьку собирается, слава! (далекий, удачный путь)

Катилася одонья ржи, слава.

Кому прикатится – тому добро, слава. ( богатство и добро)

Да кому мы спели – тому добро, слава.

Кому вынется – тому сбудется, слава.

Скоро сбудется, не минуется, слава.

6 ученик. Кроме гаданий в зимние святочные дни молодые люди играли, многие игры сопровождались песнями. Одна из игр «Сеять просо». Приглашаем всех в нее поиграть.

Выстраивается 2 ряда – в одном девушки, а в другом – юноши и одна девушка. Поочередно ими поется песня (по 2 строки) При словах «За девицу слова нет» девушка переходит в ряд девиц, и те поют – «в нашем полку прибыло»,  а молодцы – «а нашего полку убыло».

  • А мы просо сеяли, сеяли, ой Дид-Ладо, сеяли, сеяли!
  • А мы просо вытопчем, вытопчем, ой Дид-Ладо, вытопчем, вытопчем.
  • Да чем же вам вытоптать, вытоптать, ой Дид-Ладо, вытоптать, вытоптать.
  • А мы коней выпустим, выпустим, ой Дид-Ладо, выпустим, выпустим.
  • А мы коней переймем, переймем. Ой Дид-Ладо, переймем, переймем.
  • Да чем же вам перенять, перенять, ой Дид-Ладо, перенять, перенять.
  • Шелковым неводом, неводом, ой Дид_Ладо, неводом, неводом.
  • А мы коней выкупим, выкупим, ой Дид-Ладо, выкупим, выкупим.
  • Да чем же вам выкупить, выкупить, ой Дид-Ладо, выкупить, выкупить.
  • А мы дадим сто рублей, сто рублей. Ой Дид-Ладо, сто рублей, сто рублей.
  • Не надо нам тысячи, тысячи, ой дид-Ладо, тысячи, тысячи.
  • А что же вам надобно, надобно. Ой Дид-Ладо надобно, надобно.
  • А нам надо девицу, девицу, ой Дид-Ладо, девицу, девицу.
  • За девицу слова нет, слова нет, ой Дид-Ладо, слова нет, слова нет.
  • А нашего полку прибыло, прибыло, ой Дид-Ладо прибыло, прибыло.
  • А нашего полку убыло, убыло. Ой Дид-ладо, убыло. Убыло.

 7 ученик. Еще одна интересная игра «Золото хоронить», которая напоминает современную игру «Колечко».

Все сидят рядом, одна девица снимает с руки кольцо и делает вид, что передает его кому-нибудь. Наконец, она его кому-нибудь передает. Когда перстень передан. Вторая девушка должна узнать, у кого он. Подходя к кому-нибудь она говорит: «Перстень у вас». Если она не угадала, то к песне прибавляют слова «Девица гадала, да не отгадала». Если отгадает, то меняется местами с той, у кого перстень. В начале игры поют песню

Уж я золото хороню, я хороню, чисто серебро берегу. Я берегу.

Я у батюшки в терему, в терему, я у матушки в высоком, я в высоком.

Гадай, гадай, девица, в коей руке белица, змеиная крылица,

Через поле идучи, русу косу плетучи, шелком первиваючи, златом персыпаючи.

Пал, пал перстень в калину, в малину, в черную смородину.

Очутился перстень у дворянина, у молодова,

На правой ручке, на левом мизинце.

Уж вы, кумушки, не утайте, вы. Голубушки, не утайте – мое золото отдайте.

Мое золото пропало, мое золото запало, паризаиндевело, призаплесневело.

Меня мати хочет бити, по три утра, по четыре, по три прута золотые,

А четвертый прут – жемчужный кнут.

Девица гадала, да не отгадала, красная гадала, да не отгадала.

Извольте, дворяне, отгадывайте сами.

8 ученик. Святки совпадают с колядованием, сопровождающимся обязательно песнями, славящими хозяев дома;  

Я маленький хлопчик, принес Богу снопчик,

Христа величаю, а вас с праздником поздравляю.

Рождество Твое, Христово Божие, воссия миру и свет разума!

Дева днесь пресущественного его рождает,

Ангелы с пастырями славословят.

 (Слайд 13)

Учитель: обратите внимание на название песен этого цикла. Как вы понимаете слова – щедровки, славильные песни. А какие колядки знаете вы?

(исполняются колядки)

Слайд 14,15, 16

1 ученик. В эти же дни молодые люди разыгрывали различные сценки, ряженые играли свои роли.

Сценка святочников

- Брат, здорово!

  • Брат, здорово!
  • Ты откуда?
  • Из Тамбова.
  • Дак он цел? А говорили – погорел1
  • Да, было дело. Чуть вода не сгорела.
  • Как же так было?
  • Шли два господина, сошлись на плотине, взяли, закурили. Спички бросили на пруд. Вода забурела, выгребла до дна, осталась рыбка одна.
  • Что ты. А правда ли это?
  • Живут же люди неправдой, дак и нам не лопнуть.
  • А с чем в город ездил?
  • Ездил, брат, с овсом. Мешки-то на беду завязал плохо, овес мой сыпался да сыпался – мешок пуст оказался.
  • Худо ж твое дело!
  • Худо, да не совсем; овес потерял – пшеничку набрал.
  • Хорошо твое дело.
  • Хорошо, да не совсем: пшеничку-то у меня в городе украли.
  • Худо твое дело.
  • Худо, да не совсем: я воров догнал, все деньги отобрал.
  • Хорошо ж твое дело.
  • Хорошо, но не совсем: денег-то оказалась 1 копейка.
  • Худо ж твое дело.
  • Худо, да не совсем: у кого нет рубашки, тот рад и ветошке.
  • Хорошо ж твое дело.
  • Хорошо, да не совсем: пропил копейку, полез на шубатейку, били меня, били, больно колотили.
  • Худо ж твое дело.
  • Худо, да не совсем: я теперь дороже стал – ведь за битого двух небитых дают.
  • Ну. Тогда пойдем, тогда еще живем.
  • Пойдем. Вот когда земля плодов давать не станет. Тогда все вместе и умрем.

Учитель: вспомним, как мы с вами в прошлом году отмечали Рождество и тоже попробовали себя в роли колядовщиков. Об этом вам напомнит слайд 16

Слайд 17, 18

2 ученик. 19 января – Крещение, заканчиваются Святки, но на этом зимние обряды не заканчиваются. Если посмотреть в народный календарь, то здесь можно прочитать и о Татьянином дне, или по-другому Татьяна крещенская, и о Дмитриевом дне и т.д.

Слайд 19

Учитель. Вот так незаметно мы подошли к празднику, который нельзя назвать ни зимним, ни весенним, Масленице. Широкая Масленица, сырная Масленица – звали эти дни на Руси.

Мы с вами отнесем этот праздник к 2 группе и предоставим слово следующей команде.

2 блок. Масленица и весенние праздники.

Слайды 20-25

1 ученик. Вот как об этом празднике написано в одной из лубочных книжек, продающихся на ярмарках.

Лишь только время Масленой наступает,

Охота к веселостям народу наступает.

Не могут посидеть спокойно и час,

Всем хочется прокатиться с горы хоть раз.

Катаются, веселятся, нет нужды,

Хоть мороз сгибает пальцы в крюк,

Морозит щеки, нос,

И потому нельзя с горой для Маслены расстаться.

А в городах, там горы высокие. Салазки со звоном.

И в саночках вертят за денежки кругом.

Паяцы всех тешат, забавляют.

Для денег всех людей кататься приглашают.

Как в селах, так и в градах других тож,

Но разность только в том: здесь выжимают грош.

Учитель: в этом стихотворении подчеркивается разность между городом и деревней, но там и там Масленицу встречали широко, весело и с размахом.

2 ученик: читает стихотворение из учебника.

3 ученик. Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,

На горах катаемся, блинами объедаемся!

Масленица, Масленица, блинами попеканщица,

Приходит раненько, встретим хорошенько –

Сыром, маслом и блином, и румяным пирогом.

Масленица – блиноеда накормила до обеда.

И сама за плетень, на весь день, на весь день.

Полизала сыр и масло, а сама потом погасла.

А  в прощенное воскресение сжигали чучело Масленицы и просили друг у друга прощение за все обиды.

Слайд 26

Учитель: переходим к весеннему сезону, но вначале обратим внимание на весенние месяцы. Весной исполнялись веснянки, заклички.

Слайд 27

4 ученик: 14 марта Евдокия Весновка, этот день русские люди считали началом весны и встречали этот день весело и торжественно. В этот день поют хороводные песни, называемые «Веснянки». Предлагаю одну такую песню сейчас проинсценировать.

Все становятся, взявшись за руки. 1 девушка под сопровождение песни заплетает из ребят плетень, а при исполнении второй части песни расплетает.

Заплетися, плетень, заплетися!

Ты завейся, камка, хрущатая.

Ой. Свет сера утица.

Потопила малых детушек и во меде, и во сахаре,

И во ястве сахарном.

Расплетися, плетень, расплетися,

Ты развейся, камка хрущатая,

Ой, свет сера утица

Потопила малых детушек и во меде, и во сахаре,

И во ястве сахарном.

Слайд 28, 29,

5 ученик: 7 апреля – Благовещение, третья встреча весны. В этот день никто не должен был работать, даже волосы расчесывать нельзя было. Существует легенда об этом дне, послушайте ее:

Снегирь не пустил в свое гнездо кукушку, которая, как известно, не имеет своего гнезда (Бог наказал ее за то, что она работала в Благовещенье) и убил самца, с тех пор кукушка осталась горемычной вдовой, а сам победитель навсегда получил несмываемый знак боя и победы: красные следы на перьях и зобу.

6 ученик. Кроме всего прочего этот день – день свободы всего мира. Поэтому люди шли на горки, холмы, на возвышенности и выпускали на свободу птиц и при этом приговаривали:

Синицы, синицы, принесите по спице!

Канарейки, канарейки, принесите по швейке!

Четочки, чечеточки, принесите по щеточке!

Тогда, утки, дуйте в дудки, тараканы – в барабаны.

А так как у нас нет птиц, я предлагаю из бумаги сделать бумажные самолетики или птички и выпустить их, при этом посмотрим, чья «Птица» улетит дальше, выше, больше.

Конкурс самолетиков.

7 ученик  Весной же отмечается праздник «Вербное воскресенье». Вербе русский народ в эти приписывал магические силы. При помощи нее можно было исцелить недуг, прогнать страх. Стегали легонько вербочкой и приговаривали:

Верба хлест, бей до слез, верба свята, верба свята.

Не я освящаю – бог освящает печки-перепечки:

На божью милость, на житье-бытье,

На корысть, на радость, на Божью милость.

Хлеб спор, животам приплод,

На тебе веревочку, а мне сувенирчик.

1 ученик. Когда хлестали детей, приговаривали:

верба, верба, верба хлест.

Верба хлест бьет до слез.

Верба синя бьет несильно.

Верба красна бьет напрасно.

Верба бела бьет за дело.

Верба хлест бьет до слез.

Бьем, чтобы быть здоровым, не ябью, верба бьет.

За каждый день – велик день, хвора в лес, на верес,

А здоровье – в кости, будь здоров, как вода, а расти, как верба.

2 ученик в этот же день было принято дарить друг другу вербу или искусственные цветы. Их дарили тому, кому желали счастья. (дарят цветы)

Слайды 30 - 34.

Учитель. Весной же отмечается самый Великий праздник русского народа, праздник праздников, как называли его в народе, - Пасху.

Много обрядов, ритуалов и традиций связано с этим днем – это и крашение яиц, и христование, и угощение любого заходящего в гости. Гости могли петь такие песни

3 ученик

Молодая молодица, молодая ты юница1

1 ученик. Люди издавна благоговели к воде, она была для них источником пищи, и путем, по которому можно добраться до нужного места. Но наряду с таким поклонением перед водой люди боялись некоторых ее жителей, в частности Русалок, которые живут в кристальных домах, построенных на дне реки. Русалок считали чародейками, которые могут заворожить любого. Об этом слагались песни: Эта неделя называлась Русальной или Семик.

Слайд 39

Ты послухай мене, красна панночка,

Загадаю тебе три загадки:

Если ты отгадаешь – я до батька отпущу,

А если не угадаешь – к себе возьму.

Ой, что растет, да без корня,

Ой, что бежит, да без повода,

Ой, что растет без всякого цвету?

Камень растет без коренья,

Вода бежит без повода.

Папоротник растет без всякого цвета.

Девушка загадки не угадала,

Русалочка ее защекотала.

Слайд 40, 41

2 ученик. Одним из важнейших летних праздников – это Троица, 50ый день после Пасхи. В этот день молодые люди идут в лес за березками, плетут из березовых веток венки, делают веники. Березами украшают дом, двор, наряжают саму березу, водят хороводы, поют песни о березе.

Читает стих из учебника.

3 ученик. При помощи березовых венков гадали, бросали их в воду, если венок тонет, то замужества не будет. При этом обязательно пели:

Пойду я в зеленый сад гулять, Сорву я со травушки цветок,

Совью я на головушку венок, пойду я на быструю реку,

Стану я на старом на плоту, брошу свой веночек на воду.

 А сама подале отойду, на свой веночек погляжу:

Тонет ли, не тонет ли венок, тужит ли, не тужит ли дружок.

Ах, мой веночек потонул, значит, меня милый обманул.

Слайд 42

4 ученик.  Огромное значение летом придавалось и празднику Ивана Купала и Аграфены Купальницы. Много легенд и сказаний связано с этим праздником: цветение папоротника в эту ночь, мечта найти клад, загадать счастливую судьбу. Издавна был обряд прыгать через купальский костер или крапиву и при этом петь

Сегодня Купала, а завтра Ивана, чем мне мама торговать?

Сегодня Купала, а завтра Ивана, чем мне мама торговать?

Повезу я свекра прдавать, родного отца покупать.

Продешивила свекра, продешевила, родного отца не купила.

Сегодня Купала, а завтра Ивана, чем мне мама торговать?

Повезу я свекруху продавати, родную мать выкупати.

Продешевила свекруха, продешевила, родной матенки не купила.

Сегодня Купала, а завтра Ивана, чем мне мама торговать?

Повезу я деверя продавати, родного братика покупати.

Продешевила деверя, продешевила, родного братика не купила.

Сегодня Купала, а завтра Ивана, чем мне мама торговать?

. В этот же день принято обливаться водой, тянуть друг друга в воду, водить хороводы вокруг украшенного дерева.

 

Слайд 43-46

5 ученик. Летом же отмечают праздник Ярила, Петровки. С Петрова дня начинаются усиленные работы на полях, проходят Петровские торги или ярмарки.

Слайд 47

Приходила в деревню Золовка Поста Великого,

Петровка с повиликою, а по дворам ходила.

В дощки била, чтоб на травы шли, поднимались,

Чтобы в поле по Николе занимались,

Да на зарю крестились и в Петровку постились.

Пришли апостолы в поля,

С ключами Рая первый старец, апостол Петр,

И земля возрадовалась, топит смалец,

Готовит с мясом пироги.

Апостол Павел за стоги снопы свои, трудясь, направил.

И ниву желтую прославил трезвоном радостным,

Пора снопы на хутора!

Звон, звон. Звон церковный по полям летит, звенит,

Всадник яростной подковой в тучах бьет, в полях пылит.

Гром гремит Петра и Павла славит грешная земля,

Бога славят, бога славят громкие колокола!

Слайд 48

Учитель. В середине лета начиналась жатва, каждая жница, сжиная первый сноп ржи, делала себе из него поясок, приговаривая: «Как матушка рожь стала год, да не устала, так и моя бы спинушка жать не устала.». Закончив ржаную жатва, женщины просили благословения  на овсяную и пшеничную.

6 ученик. В конце июля начале августа собирали калину, малину. Этим ягодам посвящена не одна песня. Вот одна из них

Давно я, давно у батюшки была.

Уже моя дороженька муравой заросла,

Калиною-малиною понависла,

Когда захочу, мураву притопчу.

Калинушку с малинушкой посломаю.

У батюшки родимого побываю.

7 ученик. В августе народ справляет три праздника – 3 Спаса. 1 Спас – Медовый, Спас на воде, Мокрый спас.

2 Спас -  Яблочный Спас, Лакомка. В этот день (19 августа)  поселяне наблюдают  заход солнца. Выходя вечером на пригорки. Они с песнями и танцами проводят время, а когда солнце начинает садиться, поют:

Солнышко, солнышко, подожди!

Приехали господа бояре

Из велика, де, Новагорода на Велик день пировать.

Уж и вы ли, господа бояре, вы, бояре старые, новгородские!

Стройте пир большой для всего мира крещеного,

Для всей братии названой.

Строили господа бояре пир, строили бояре новгородские.

Про весь крещеный мир.

Вы сходитеся, люди добрые, на велик званый пир,

Есть про вас мед, вино. Есть про вас яства сахарные.

А и вам. Крещеный мир, бьем челом и кланяемся.

И третий Спас – хлебный спас.

Блок 4. Осенние праздники.

Слайд 49, 50, 51

Учитель. На смену лету приходит осень, а на смену летним праздникам – осенние. Обратим внимание на осенние месяцы. Поразмышляем над названиями.

Ученик 1. в начале сентября собирали лен, выстилали его для «улежания» и приговаривали-заговаривали:

Улежи-ко, мой ленок, белой да мягкой.

Вы китову жилу, вы комарову кость.

Не бойся ни ветру, ни вихорю.

Ни частого дождичка, ни красного солнышка.

Слайд 52, 53, 54, 55, 56

Ученик 2 Ранняя осень – пора сенокоса и жатва. Справившись с работами жнецы пели песни. (стихотворение из учебника)

Ученик 3. С Покрова начинались свадьбы, а выпадение снега в этот день считались хорошим предзнаменованием для обрученных. Тогда девицы говорили: «Батюшка Покров. Покрой сыру землю и меня молоду»

Кузьму и Данилу считали божьими кузнецами, которые . куют брачные цепи, поэтому для них пели:

Там шел наш Косьма-Демьян  на свадьбу Агафоныча.

Ты святый ли, ты Косьма-Демьян, да ты скуй нам свадебку,

Вековечную, нераздельную.

Слайд 57. 58

Ученик 4. свадебные обряды также разнообразны и интересны, и все они обязательно сопровождались песнями, заговорами и заклинаниями. Один из обрядов – это прощание с девичьей косой. Невеста расплетает косу и причитает. А подруги, помогающие ей, подпевают

2 девушки разыгрывают обряд расплетания и заплетания косы.

Н.  Коса, моя косынька.

Коса дорогая, русая. Золотая.

П. Рано тебя расплетати,

И в дальний путь, в дальний снаряжати.

Коса расплетена, волосы расчесаны, ее начинают заплетать. Невеста поет с плачем:

Н. Не жаль мне золота. Не жаль чистого серебра,

Жаль одного, девичьей красы, русой косы.

П. Не плачь, не плачь, душа Прасковьюшка.

Красных девушек не кручини.

Не слези лицо белое, рученек не ломай,

Не век нам девовати и волюшку распевати.

Н. Свет ты, коса моя русая,

Свет ты мой шелковый косник.

Плети ты, моя невестушка.

Плети косу мелко-намелко,

Вяжи узлы крепко-накрепко.

Ученик 5. далее коса заплетена, повязан платок, а торговцы готовы выкупить косу, т.е купить невесту и отдать ее законному жениху.

Учитель. Вот и закончили мы говорить об обрядовом фольклоре. Но наше знакомство с ним не заканчивается. Впереди нас ждут различные праздники. На которых мы еще не раз будем говорить о народных обрядах, песнях. Играх, которых великое множество и все они раскрывают ум, наблюдательность. Смекалку, красоту человека и его души.

С какими обрядами вы бы хотели познакомиться поближе?

Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование занятий образовательной программы дополнительного образования детей «Немецкая поэзия: песни, литература, фольклор»

Образовательная программа дополнительного образования детей«Немецкая поэзия. Песни, литература, фольклор»   Возраст:11-12 летСрок реализации-1 годКоличество часов в неделю-2В год-...

Игровой фольклор как часть детского фольклора

-Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармоническиразвитой активной личности....

Мир детского фольклора - игровой фольклор.

Методическая разработка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе по фольклору для детей 6-10 лет....

Фольклор. Малые жанры фольклора.

Урок позволяет  познакомить учащихся с новым материалом и повторить ранее изученный материал по устному народному творчеству. Большое внимание на уроке уделяется развитию речи и развитию творческ...

Научная статья "Обрядовая поэзия в трудах исследователей осетинского фольклора"

Обрядовая поэзия в трудах исследователей осетинского фольклора...