Фольклор. Малые жанры фольклора.
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему
Урок позволяет познакомить учащихся с новым материалом и повторить ранее изученный материал по устному народному творчеству. Большое внимание на уроке уделяется развитию речи и развитию творческих способностей учащихся, конкретно составлению загадок. Урок отражается учащимися в тетради при составлении схемы, домашнее задание носит дифференцированный характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по литературе в 5 классе, автор учебника В. Я. Коровина
Тема урока: «Фольклор. Малые жанры фольклора.»
Цель: дать понятие о фольклоре, его особенностях, разновидностях малых жанров.
Задачи: повторить материал об устном народном творчестве, изученный ранее, продолжить работу по развитию монологической речи учащихся, научить составлять загадки самостоятельно, воспитывать чувство гордости за родную литературу. Оборудование: интерактивная доска, учебник, раздаточный материал, рисунки учащихся.
Ход урока
- Организационный момент.
- Разминка. Найти четвертое «лишнее»
Безоблачное небо,
бегут ручьи,
непроходимый лес,
бескрайние поля
(Предполагается, что учащиеся увидят три примера, в которых использован эпитет, и один пример с олицетворением. Параллельно провести небольшой фронтальный опрос об известных из курса начальной школы языковых средствах художественной выразительности: гиперболе, литоте, метафоре)
- Проверка (выборочно) домашнего задания. (Учащимся было задано подготовить сообщение из 5-8 предложений о запомнившейся народной сказке. Сильные учащиеся должны пересказать все сообщение, а слабые могут воспользоваться записями в тетради)
- Работа по теме урока.
Рождение фольклора или устного народного творчества затерялось где-то в глубине веков. Что значит «устное»? (Уста – губы, рот.) Передававшиеся из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, загадки всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном народном творчестве. В наши дни этот вид творчества продолжает развиваться, он отражает фантастичность и реалистичность современных сюжетов. 6. Работа по учебнику. Чтение статьи о фольклоре.
Беседа по вопросам:
1. Что такое «фольклор»?
2. Устное народное творчество – это жанр (genre – (фр.) вид) литературы. Назовите малые жанры этого творчества. (Пестушка, потешка, закличка, прибаутка, считалка, приговорка, скороговорка, загадка, частушка, сказка.) Работа по схеме, выведенной на интерактивной доске. Закрепление: выполнение задания по учебнику № 4.
7. Беседа о малом жанре устного творчества – загадке.
«Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки»- в свое время так сказал Ю. Г. Круглов. Так что же такое «загадки»? (Работа по высказыванию и определению, выведенным на интерактивной доске)
Загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.
Но все загадки разные, и иносказательность есть не во всех. Вот, например, в загадке «Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат» иносказательно представлены небо, звезды, месяц. А в загадке «Маленькая, легонькая, а за хвост не поднимешь» нет иносказания, а есть описание ящерицы и момента в ее поведении.
Есть загадки-вопросы. «Без чего человеку жить нельзя?» – «Без имени». Такие загадки требуют неординарного мышления. Нужно из громадного количества возможных ответов дать один, с каким согласились бы все. Да! Человек не может жить без еды, без воды, без воздуха. Но ведь не только человек не может обойтись без еды, воды и воздуха. Животные тоже не могут обходиться без них! Но только человеку дается имя. Значит, с ответом – «Без имени» – согласятся все.
Еще один вид загадки-задачки. Вот, например, такая: «Шел охотник по лесу. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько ворон осталось на дереве?» Ответ: «Осталось две вороны». Но это не так. Одну он убил, а остальные улетели.
Итак, загадки развивают наблюдательность, активизируют мыслительную деятельность, тренируют сообразительность.
СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ
Сходство всех четырех видов загадок – в их построении. Композиция состоит из двух частей: первая – вопрос, вторая – ответ. Загадки-иносказания и загадки-описания отличаются от загадок-вопросов и загадок-задач тем, что они созданы на основе поэтической образности, большого количества художественных деталей.
Загадки-вопросы и загадки-задачи сильны своей логикой, игрой ума.
Физкультминутка.
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь- богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё
Через правое плечо.
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце- руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Ребята, эти строки о богатырях я взяла не случайно для физкультминутки. Как вы думаете почему? ( в ответах учащихся должна прозвучать информация о сказках, в которых героем были богатыри)
8. Практикум. Обучение составлению своей загадки.
1. Загадка-иносказание.(работа по интерактивной доске)
Посмотрите, ребята, на рисунок гриба-мухомора, крупного, нагнувшегося под тяжестью своей шляпки. Мы с вами можем сделать вывод, что гриб уже давно вырос, ему тяжело стоять прямо, значит, этот гриб – старожил леса, или «старичок». Согласитесь, что его шляпку можно сравнить с колпачком. А теперь посмотрите, как наша загадка уже почти сложилась:
Стоит в лесу старичок,
Надел красный колпачок.
2. Загадка-описание. (работа по интерактивной доске)
Ребята представьте себе горную реку. Подберите глаголы-синонимы, характеризующие движение реки, например: бежит, катится, шумит, несется. Обращаю ваше внимание на то, что поток никогда не кончается. И вновь происходит рождение загадки:
Бежит – бежит, шумит – шумит, а все никак не вытечет. (Река.)
- Подведение итогов урока, комментарий отметок.
Узнал ли ты на уроке то, что тебе пригодится в жизни?
Какие пожелания ребятам, учителю?
Комфортно ли ты чувствовал себя на этом уроке?
Что нового вынес с занятия? Хотелось бы тебе еще присутствовать на похожем уроке?
10. Домашнее задание: прочитать из учебника статью «Фольклор», составить план. Дополнительное задание составить загадку, по возможности проиллюстрировав ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока Малые жанры фольклора
Конспект "Малые жанры фольклора". Урок можно провести в 5-6 классах, можно использовать в неурочной деятельности Отдельно представлена дидактика к уроку...

Конспект урока на тему "Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки"
Урок проводится в 5 классе при изучении фольклора. Даёт полное представление учащимся о жанрах пословицы и поговорки. В ходе урока используются игровая технология, уделяется внимание развитию речи уча...

Внеклассное мероприятие по литературе "Родительское слово не на ветер молвится" (Проводится в 5 классе после изучения темы «Русский фольклор. Малые жанры фольклора»)
Внеклассное мероприятие по литературе...
Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора
Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...