Методическая разработка интегрированного урока истории и исторического краеведения по теме «История народов Поволжья»
учебно-методический материал по истории на тему
Интегрированный урок истории и исторического краеведения
по теме «История народов Поволжья» демонстрирует систему работы в школе по формированию универсальных учебных действий посредством краеведческой, поисковой и исследовательской работы. Были продемонстрированы формы работы, используемые при изучении исторического краеведения в школе:
-- поисково-исследовательская работа
- работа национального фольклорного кружка и кружка эстрадного пения
- деятельность музея
- встреча с местной поэтессой Тарават (Игнатьевой ) Валентиной Николаевной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnaya_rabota.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
интегрированного урока истории
и исторического краеведения
по теме «История народов Поволжья»
Пояснительная записка.
Интегрированный урок истории и исторического краеведения
по теме «История народов Поволжья» демонстрирует систему работы в школе по формированию универсальных учебных действий посредством краеведческой, поисковой и исследовательской работы. Были продемонстрированы формы работы, используемые при изучении исторического краеведения в школе:
-- поисково-исследовательская работа
- работа национального фольклорного кружка и кружка эстрадного пения
- деятельность музея
- встреча с местной поэтессой Тарават (Игнатьевой ) Валентиной Николаевной
Материал для выступления учащихся был подготовлен на основе исследовательской работы. Кабинет был оформлен экспонатами районного этнографического и школьного музеев.
В рамках урока учителями была проведена физминутка с элементами народного фольклора.
На всех этапах уроках использовалась компьютерная презентация, которая сопровождала выступление учащихся-представителей различных этнических групп.
Цели и задачи урока достигнуты через разнообразные формы деятельности учащихся:
- исследовательская работа
- национальные песни
-национальные танцы
- инсценировка
- выполнение творческого задания
Урок прошел на высоком эмоциональном уровне. Стиль ведения урока – доброжелательный, создающий творческую атмосферу.
На всех этапах урока целенаправленно велась работа по формированию коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.
Таким образом, в рамках урока решается важная проблема формирования гражданской и социальной идентичности молодого поколения россиян.
Тип урока: интегрированный урок истории и исторического краеведения, урок обобщения и систематизации знаний
Основные термины и понятия: нация, народ, народность, этнос, этнокультурное пространство, толерантность, патриотизм.
Класс: учащиеся 6 и 8 классов
Оборудование: экран, проектор, мульти-медиа презентация, экспонаты школьного и районного этнографических музеев: (национальные костюмы (русские, чувашские, татарские), обувь ,предметы быта, орудия труда крестьян Среднего Поволжья, детали крестьянской избы, предметы рукоделия).
Формы деятельности учащихся:
- исследовательская работа
- национальные песни
-национальные танцы
- инсценировка
- выполнение творческого задания
Цели урока:
- для учащихся:
- Актуализировать необходимые знания обучающихся из курса истории и исторического краеведения
- Развивать исследовательский интерес
- Закрепить представление об основных этапах формирования этнического состава Ульяновской области, традициях, обычаях, обрядах и нравах людей различных национальностей
Цели урока:
- для учителя:
- пробуждение чувства любви к своей малой родине, интереса к её прошлому и настоящему, ощущения своей связи с этой землей
- подготовка учащихся к дальнейшему, самостоятельному изучению родного края, вызвав интерес к местной истории и культуре
- формирование навыков краеведческой поисковой и исследовательской работы
- формирование толерантного отношения к представителям других национальностей
Задачи урока: формирование гражданской позиции; формирование чувства уважения к родной истории; формирование толерантности
Структура урока:
- Оргмомент. Приветствие
- Вступительное слово учителя истории и исторического краеведения
- Выступление групп учащихся:
- русская группа
-чувашская группа
-физкультминутка с элементами народного фольклора
-татарская группа
4. Выступление местной поэтессы В.Н.Игнатьевой (Тарават)
5. Подведение итогов. Рефлексия
Ход урока:
Приветствие
-Здравствуйте, ребята, гости нашего мероприятия. Мы рады Вас приветствовать на необычном уроке, который посвящен повторению и закреплению темы «История народов Поволжья»
- Все мы с вами живем в Ульяновской области. Наша область - своеобразный регион России, где бок о бок давно и мирно живут и трудятся люди самых разных национальностей.
- Нынешняя структура населения области формировалась на протяжении многих веков, явилась результатом сложных взаимодействий и взаимовлияний различных этносов и культур, отражает все своеобразие нашего многонационального Поволжского региона.
-Сегодня в условиях значительного возросшего интереса к национальным проблемам отчетливо проявило себя стремление людей, прежде всего жителей области, лучше узнать свою историю, в том числе и этническую.
-Цель нашего мероприятия заключается в том, чтобы закрепить представление об основных этапах формирования этнического состава Ульяновской области, о традициях, обычаях, обрядах и нравах людей различных национальностей, которые жили и живут на территории нашего края
-Симбирско – Ульяновское Поволжье - один из многонациональных регионов нашей страны. Здесь живут и трудятся более 80 национальностей. Преобладают русские, татары, чуваши, мордва. Остальные народы немногочисленны. Формирование современного состава населения проходило в сложных условиях, заняло длительный период времени и может пролить свет на историю страны в целом. Изучая историю края, мы тем самым изучаем историю страны.
--- Численность населения области по данным Госкомстата России составляет 1 274 487 чел. (2013). Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, национальный состав области следующий:
- Русские — 901 272 (73,6 %)
- Татары — 149 873 (12,2 %)
- Чуваши — 94 970 (7,7 %)
- Мордва — 38 977 (3,2 %)
- Украинцы — 10 484 (0,9 %)
- Азербайджанцы — 5 006 (0,36 %)
- Другие национальности — 20 164 (1,6 %)
Цильнинский район расположен в северной части Ульяновской области. Протяженность территории с севера на юг - 46 км, с запада на восток - 43 км. С севера и запада район граничит с Республикой Татарстан, с юго-запада - с Майнским районом, с востока - с Ульяновским районом Ульяновской области.
Территория Цильнинского района составляет 1291,5 км2. В 56 населенных пунктах проживают около 30 тысяч человек.
Национальный состав: чуваши -56,9%, русские - 27,6%, татары - 14,1%, др. национальности - 1,4%.
Приблизительное население с. Большое Нагаткино - 7,25 тыс. человек (на 2013 год)
Выходят учащиеся в народных костюмах – русская группа. Рассказывают об истории русского народа.
- Характерной чертой русского народа было акапельное пение (выступает учащаяся музыкальной школы. Исполнение русской народной песни. )
-Чуваши - одна из основных этнических групп Ульяновской области. Наиболее компактно чуваши проживают в Цильнинском районе .
Выходит чувашская группа.
- Традиционная культура чувашского народа потерпела в нынешнем веке большие изменения, но некоторые ее черты прослеживаются в праздновании семейных и общественных праздников с выполнением некоторой обрядности. В области регулярно проводятся фольклорные концерты, вечера, конкурсы, работают коллективы художественной самодеятельности, народного художественного промысла. На протяжении многих лет в Цильнинском районе и области проводится чувашский национальный конкурс «Чувашская красавица», организуется праздник весенней пахоты «Акатуй». И в нашей школе много лет функционирует национальный чувашский кружок, руководителем которого является Шакина Маргарита Николаевна. Выступает творческий коллектив.
-Следующая этническая группа-татары. Им слово.
Выступает татарская группа учащихся.
После выступления исполняется фрагмент татарского танца.
- Сегодня на нашем мероприятии присутствует Тарават Валентина Николаевна, Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Почетный гражданин Ульяновской области и Цильнинского района, Республики Татарстан. С 1995 года член Союза писателей России. Член Ассоциации композиторов Чувашской Республики - более 60 песен хранятся в фонотеке Чувашского радио. Лауреат премии имени И.Я. Яковлева Ульяновского областного чувашского фонда «Еткер». Выступление местной поэтессы. Звучат стихи Валентины Николаевны на русском и чувашском языках.
Подведение итогов
Используемая литература:
- Мартынов П. Л. Город Симбирск за 250 лет его существования. Симбирск, 1898 г.
- А.Н. Зерцалов. Краткий историко-географический очерк Симбирска, Сызрани и Кашпира. Симбирск 1896 г.
- Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье. С.-Петербург Изд. А.Ф. Девриена. 1901 г.
- А.Н. Зерцалов Материалы для истории Синбирска и его уезда (Приходно-расходная книга Синбирской приказной избы) Симбирск 1896 г.
- Край Симбирский: Краткий исторический очерк. Саратов: 1989. 256 с.
- Симбирск и его прошлое. Хрестоматия краеведческих текстов, Ульяновск: "Лаборатория культурологии", 1993 г. 120 с.
- Из этнической истории Ульяновской области. Ульяновск: обл. газетное издательство, 1993 г. 64 с.
- Альманах "Памятники Отечества" NN 41,42 (5-6,7-8/1998)
- Ульяновская-Симбирская энциклопедия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.
- Симбирск-350 (Первое издание уникальных исторических фотографий) Ульяновск, 1998 г. -288 с.
- Симбирский вестник. Историко-краеведческий сборник.- Ульяновск "Симбирская книга" Вып. 1,2,3,4
- Аржанцев Б.В. Архитектурно-исторические образы Симбирска: Архитектурное эссе. - Ульяновск: ГУП "Облтипография "Печатный двор", 2003 г. -168с.
- Симбирск в истории и культуре России 1648-1998. Ульяновск Издательство Средневолжского научного центра 2003 г.
- История Симибрского-Ульяновского края в уникальных документах Государственного архива Ульяновской обалсти: альбом -Ульяновск: издательство "Корпорация технологий продвижения", 2006 г. -217 с.:илл.-фото.
- Виноградов Ф. Следы язычества в домашнем обиходе чуваш // Симбирские губернские ведомости. – 1897. − №54.
- Высокий Я. Чувашский праздник Учук // Симбирские губернские ведомости. – 1867. − №33.
- Иванов А. Чувашский праздник «Синзя» и полевое моление о дожде и урожае «Учук» // Симбирские епархиальные ведомости. – 1897. − №19. − С. 64-79.
- Новруский Н. Старинные чувашские верования // Симбирские епархиальные ведомости. – 1899. − №9. − С. 326-332.
- Салмин А.К. Система религии чувашей. − СПб.: Наука, 2007. − 654 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ И ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ ТЕМА: «БЫЛОЕ И ДУМЫ…» (Россия в I половине XIX века)
Понятие «интеграция» пришло в российскую педагогику в 80-е годы, но и сегодня день интегрированные учебные занятия актуальны, так как, формируют целостное представление о мире, преодолевают разо...
Методическая разработка. Интегрированный урок геометрии, истории и культуры Санкт-Петербурга, английского языка. 5 класс. Тема «Виды линий. Ограды для парков и набережных рек.Школа дизайнеров в рамках международного сотрудничества»
Инттегрированный урок дает возможность показать обучающимся 5 класса взаимосвязь предметов математики, истории города и английского языка. Урок способствует расширению кругозора обучающихся, повы...
Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)
Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)...
Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»
Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...
Методическая разработка интегрированного урока по истории России и истории Санкт-Петербурга в 9 классе
Данный урок составлен с использованием технологии критического мышления по теме " Культура России в первой половине XIX века"...
Обобщение опыта учителя истории Лякутиной Татьяны Евгеньевны и обществознания по использованию игровой технологии на уроках. Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе на тему "Путешествие по Московскому Кремлю"
Интегрированный урок по предметам математика и история....
Методическая разработка интегрированного урока по экономике и краеведению "Бизнес-проект для развития родного края"
Целью урока является содействовие усвоению обучающимися сведений об историческом, экономическом и культурном развитии Кяхтинского района....