Урок литературы в 7 классе по теме "Вот они нашей дороги строители"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Кузнецова Елена Васильевна

"Вот они нашей дороги строители" (По произведению Н.А. Некрасова "Железная дорога")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_literatury_v_7_klasse.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы (7 класс)

Тема: «Вот они - нашей дороги строители!»

(По стихотворению Н.А. Некрасова «Железная дорога»)

Цели урока: показать отношение Некрасова к людям труда и их угнетателям; помочь учащимся представить картины и людей, в них изображённых; учить выразительному чтению стихотворения; развивать умение находить художественные средства; развивать речь, воображение.

Оборудование урока: портрет Н.А. Некрасова; репродукция И.С. Глазунова «Железная дорога»; плакат с пословицами; план произведения на доске.

                                                     Ход урока.

1 .Вступительное слово учителя.

- На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что народная тема - одна из основных в творчестве Н.А. Некрасова. Он был первым, кто. заговорил о тяжелой участи рабочих, о царе-голоде, о детях-рабах на фабриках и заводах. Некрасову как поэту и человеку в высшей степени присуща способность чувствовать чужое страдание, боль, людское горе. Его произведения отражают тяжёлую жизнь народа и обличают крепостное право. О непосильном труде простых людей рассказывает стихотворение «Железная дорога», которое вы прочитали дома.

  1. В эпиграфе к произведению любознательный мальчик Ваня спрашивает о том, кто строил железную дорогу, по которой они едут. По словам генерала - папаши, строил её граф Клейнмихель.
  2. Как вы думайте, почему поэтом взят именно такой эпиграф к стихотворению?
  3. Как он соотносится с содержанием?

(В эпиграфе определена тема произведения, ясно, что речь пойдёт о строительстве первой в России Николаевской железной дороги, об её истинных строителях.)

-        Кто же они - нашей дороги  строители?

Послушаем сначала историческую справку.

2.Историческая справка ученика.

Стихотворение «Железная дорога» воспроизводит картины строительства железной дороги между Петербургом и Москвой в 1842-1852 годах.

Руководить строительством Николай 1 поручил графу Петру Андреевичу Клейнмихелю, бывшему адъютанту Аракчеева, деспотичному, жестокому человеку, казнокраду. На постройке дороги работали тысячи чернорабочих, нанятых главным образом из крестьян. Отношение к ним было бесчеловечное: получали они за тяжёлую, каторжную работу в среднем около трех рублей в месяц, у них не было необходимой одежды и обуви. За малейшее ослушание их жестоко наказывали плетьми. Чтобы щегольнуть перед царем быстротою стройки, Клейнмихель не щадил здоровье и жизни рабочих. Сотни и тысячи их умирали от недоедания, болезни, холода. О положении землекопов так рассказывал

инженер Панаев, близкий приятель Некрасова: «Это был самый несчастный народ на всей русской земле, который походил скорее не на людей, а на рабочий скот, от которого требовали в работе нечеловеческих сил без всякого, можно сказать вознаграждения.»

3.Беседа с классом.

-        Н.А. Некрасов в произведении хотел показать подлинных строителей железной дороги. Давайте попробуем увидеть строителей глазами поэта, перенесясь в 19 век. Для этого обратимся к самому стихотворению.

-        На прошлом уроке мы составили с вами план к стихотворению и подобрали к нему цитаты. План в ваших тетрадях и перед вами на доске:

  1. Картина осенней природы («Славная осень», «Нет безобразья в природе», «Все хорошо под сиянием лунным»)
  2. Строители железной дороги:

а)        Царь-голод согнал народ на строительство дороги («В мире есть царь: этот царь
беспощаден, Голод названье ему.» «Он-то согнал сюда массы народные»

б)        Образы рабочих, погибших на строительстве дороги («А по бокам-то всё косточки
русские. Сколько их? Ванечка, знаешь ли ты?»)

в)        Образ белоруса («Губы бескровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках, Ямою
грудь, что на заступ старательно Изо дня в день налегала весь век»)

  1. Высокая оценка поэтом народного труда («Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять»)
  2. Вера поэта в светлое будущее народа («Русский народ, Вынесет всё - и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе»)—    ——    ——
  3. Презрительное отношение генерала к народу («Ваш славянин, англо-сакс и германец Не создавать - разрушать мастера. Варвары, дикое скопище пьяниц.»)
  4. Обман эксплуататорами народа («Каждый подрядчику должен остался»)

а)        обсчитывание народа;

б)        «отрадная» картина («Выпряг народ лошадей и купчину С криком ура по дороге
помчал»)

-        С чего начинается стихотворение? (С описания «славной осени») прочитайте (чтение наизусть)

-        Какие художественные средства использует поэт для описания красоты природы? (Это красивые и точные эпитеты «лед неокрепший», «под сиянием лунным», «славная осень», «листья желты и свежи», сравнения - «словно как тающий сахар лежит»)

-        Какие чувства поэта выражены в этом отрывке? (Поэт восхищается окружающим миром.)

  1. А есть ли слова , которые вас настораживают?
  2. Какие? Прочитайте их. («Нет безобразья в природе»)
  3. Почему же эти слова заставляют задуматься? Где же царит безобразие?

(Красота и гармония природы оказывается поводом поговорить о мире людей, в котором в отличии от природы полно противоречий, драматических столкновений. На одном полюсе - умиротворение, красота, спокойствие, прекрасная картина родной осенней природы, которая так мила автору. На другом - безобразие, которое видит автор в человеческом обществе, построенном на угнетении и подневольном труде.)

Все хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю...

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою

  1. Отправимся и мы в путешествие по железной дороге с героями нашего произведения и послушаем поэта - рассказчика, который стремится показать правду умному Ване. (Выразительное чтение отрывка. Индивидуальное задание.)
  2. Почему именно показать, а не рассказать правду хочет поэт? (Некрасов рисует картины, которые усиливают действенность его слов, доходят до самого сердца читателя.)
  3. Вместе с Ваней мы погружены в атмосферу полусна, полудремоты,
  4. Как вы думаете, почему поэт обращается к такому приёму, как описание сна?
  5. Ребята, а ведь картина удивительного сна, которую увидел Ваня, прежде всего поэтическая картина. Сон дает увидеть многое, что не увидишь в обычной жизни. То, о чём повествует рассказчик, ожило в растревоженном детском воображении мальчика.

-        Какие страшные картинки как наяву увидел Ваня? (Зачитайте)

(Рассказчик говорил о косточках, о мертвецах, и они , как в сказке, ожили под лунным сиянием.) - Они пропели Ване страшную песню, трагизма. (Прочитайте её,)

  1. Какие картины вставали у вас перед глазами при чтении песни? (Некрасов показывает толпы мертвецов, которые погибли на строительстве дороги, так как были обречены на нечеловеческий, тяжёлый труд: «Мы надрывались под зноем, под холодом.»)
  2. С помощью какой части речи поэт сумел нарисовать живую картину тяжёлой жизни и бесправие строителей дороги? (Выразительные глаголы «надрывались», «мерзи», «мокли», «болели», «грабили», «секло», «давила» делают картину более зримой, конкретизирует образы.)
  3. Образ народа, каким он явился во сне, образ трагический и необычайно масштабный. Предстала как бы вся «родимая Русь» : с Волхова, с матушки Волги, с Оки. Из толпы рабочих он выделяет одного, наиболее типичного . Зачитайте его описание. (1 ученик читает описание белоруса)

-        Чей это портрет? Вы узнали его?

  1. Как образ белоруса раскрывает бесчеловечные условия труда строителей железной дороги? (Непосильный, изнурительный труд превратил человека в слабое больное существо.)
  2. Какие эпитеты и сравнения помогают нам охарактеризовать белоруса? (Губы бескровные, веки опавшие, ямою грудь.)
  3. Почему несмотря на каторжный труд и изнемождённое состояние, он продолжает работать? (Чтобы добыть себе хлеб )
  4. Вот что согнало сюда «массы народные». Гонимые «царем — голодом» строители даром вынуждены выполнять каторжный труд.

-        Перед вами иллюстрация художника «Железная дорога»

Вы знаете, что Глазунов - иллюстратор русской классики. Главным объектом его изображения является родной народ, его духовный мир. Человеческое лицо главное для Ильи Глазунова.

  1. Вглядитесь в лица изображённых людей. Какие внутренние чувства, эмоции отражаются на них? (На лицах людей усталость, измученность, безнадежность)
  2. Какие слова стихотворения, по вашему, созвучны рисунку художника? («Мы надрывались под зноем, под холодом ...» до слов «Всё претерпели мы Божьи ратники, Мирные дети труда»)
  3. Ребята, а почему, рассказывая о тяжёлых испытаниях, выпавших на их долю, строители с гордостью заявляют: «Любо нам видеть свой труд? Нет ли здесь противоречия». (С одной стороны, труд предстаёт как небывалое страдание, но с другой стороны тягчайшим трудом миллионов создавались все блага на земле. Народ осознает свой трудовой подвиг, рабочие называют себя «Божьими ратниками».)
  1. Поэт преклоняется перед величием народного труда и славит их «привычку к труду благородную»
  2. Прочитайте слова, обращенные к маленькому собеседнику. Скажите, что пытается внушить Некрасов подрастающему поколению? (Любовь к труду и уважение к труженикам)

  1. Ребята, а будущее своего народа так и видит поэт безрадостным, безотрадным?
  2. Какие строки позволяют нам сделать такой вывод?

(Поэт верит, что наступят светлые и радостные времена, народ добьётся освобождения от эксплуататоров. Труд поможет им выстоять. Некрасов жалеет только о том, что не скоро придет это счастливое время, что не доживут до этих светлых дней ни он, ни Ваня. А пока за счет чужого труда живут такие, как генерал, подрядчики и им подобные).

-        Испытывал ли генерал к людям труда? - Как относится папаша- генерал к народу и его труду?

(Генерал с призрением относится к народу) Подтвердите словами текста и попытайтесь интонационно выразить презрение генерала. («Не создавате - разрушать мастера. Варвары! Дикое скопище пьяниц!»)

-        Забавно, что генерал, вспоминая виденные им памятники архитектуры и задавал вопрос: «Что же ... всё это народ сотворил, по существу опровергает сам себя, так как нелепо доказывать, что без помощи народа не могут быть созданы материальные и духовные ценности, одному, даже талантливому человеку это не по плечу.

-        Обратимся к последней части стихотворения. Прочитайте её.

  1. Что добавляет она к сказанному о народе? (Сочувственно изображает поэт народ, окончив ими тяжелый труд «Мертвые в землю зарыты...». И гневно клеймит тех, кто обманывает и презирает народ: «Каждый подрядчику должен остался. Встали в копейку прогульные дни»),
  2. Почему «светлая» картина кажется такой безотрадной? (Самая «светлая» картина оказывается в стихотворении самой мрачной «Забитый и ограбленный народ везет на себе подрядчика»)
  3. Давайте сопоставим образы рабочих и подрядчика. Вспомним, например, как выглядел белорус («губы бескровные...»). Сравним его с описанием подрядчика.
  4. Зачитайте («толстый, присадистый, красный, как медь; говорит, «подбоченясь картинно»)
  5. Какие чувства вызывает белорус и подрядчик? (Строители дороги вызывают сочувствие, а купец-подрядчик обрисован резко сатирическими красками. Самодовольный, презирающий народ подрядчик сам вызывает презрение. Обсчитывая рабочих, он пытается представить себя их благодетелем.)
  6. Рабочие - строители, с криком «Ура» мчащие по дороге лабазника, - в этом эпизоде что-то жуткое. Поэтому поэт с горькой иронией говорит: «Кажется, трудно отрадней картинку нарисовать, генерал?»
  7. Как вы считаете, остался ли доволен рассказом о «светлой стороне» генерал? Ваше мнение. (Показано рабское смирение народа, готового добровольно подставлять шею под ярмо.)
  8. Основные мысли о труде в условиях эксплуатации, высказанные в произведении Некрасова, нашли очень яркое выражение в народных пословицах, что указывает на близость Некрасова к народу по его взглядам и чувствам.

На доске плакат с пословицами:

  1. «Белые руки чужие труды любят». «Нужда и голод погонят на холод». «Господской работы никогда не переработаешь».
  2. Прочитайте первую пословицу. К кому из героев этого произведения подходит она?
  3. Прочитайте две других пословицы.
  4. Как они связаны по смыслу со стихотворением Некрасова?

4.        Итог урока.

-        Итак, подведем итог.

Так каким же предстали строители железной дороги в произведении Некрасова? (Измученный, изнемождённый народ обречен на каторжный труд, так как вынужден добывать себе хлеб, гонимый «царем-голодом». Этот народ, как великий труженик, по мнению Некрасова, заслуживает всеобщего уважения и восхищения.)

-        Все ли так безрадостно в стихотворении или у поэта есть надежда на лучшее? (Некрасов уверен в светлом будущем народа. Но терпение, рабская покорность народа заставляет поэта сомневаться в скором изменении народной жизни к лучшему.)

5.        Домашнее задание.

Страница: № 220 - 222 ; Задание: №12, №13, №14; Чтение статьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

урок литературы 6 класс по теме : К.М.СИМОНОВ « ТЫ ПОМНИШЬ ,АЛЕША, ДОРОГИ СМОЛЕНЩИНЫ».

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В.П. Полухина. – Москва: Просвещение, 2014 г. Цель урока:  совершенствование навы...

Урок литературы в 6 классе "Вот они - нашей дороги строители! Композиция стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога"

Сценарий урока литературы в 6 классе "Вот они - нашей дороги строители! Композиция стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога" + презентация...

Конспект урока «Вот они – нашей дороги строители!» (по стихотворению Н.А. Некрасова "Железная дорогая")

Тема: «Вот они – нашей дороги строители!»(Композиция стихотворения Н. А Некрасова «Железная дорога»).Класс: 6Цель: создание условий для усвоения учащимися содержания прои...