урок литературы 6 класс по теме : К.М.СИМОНОВ « ТЫ ПОМНИШЬ ,АЛЕША, ДОРОГИ СМОЛЕНЩИНЫ».
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В.П. Полухина. – Москва: Просвещение, 2014 г.
Цель урока: совершенствование навыков анализа текста; развитие творческих способностей учащихся.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k.m.simonov.rar | 28.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Тема урока: К.М.СИМОНОВ « ТЫ ПОМНИШЬ ,АЛЕША, ДОРОГИ СМОЛЕНЩИНЫ».
Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В.П. Полухина. – Москва: Просвещение, 2014 г.
Учитель: Лепишина С.В.
Дата:
Цель урока: совершенствование навыков анализа текста; развитие творческих способностей учащихся.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные: развитие навыков анализа текста, выразительного чтения; развитие диалоговой формы общения внутри микрогруппы, творческого потенциала.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД: готовность и способность к саморазвитию, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
Межпредметные связи: русский язык, живопись, музыка, кинематограф.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
Организационный момент | Настроить учащихся на работу. Проверить наличие на партах необходимых для урока принадлежностей и отсутствие посторонних предметов. | Учащиеся оценивают свою готовность к уроку. | Личностные: самоопределение Регулятивные: самоконтроль готовности |
Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса. | - Ребята, прочитайте эпиграф к уроку: «Никогда общение писателей с народом не было таким тесным, как в годы войны». А.Прокофьев _ Как вы думаете, о чем мы свами будем сегодня размышлять? -Кто вспомнить и прочитать стих-е о войне? -Я тоже хочу прочитать стих-е о войне. - Льется свет по ночам из мерцающих чаш. Колыбели плывут в тишине. Начеку, словно мира спасенного страж,- Наша память о прошлой войне. Расул Гамзатов. - 1СЛАЙД. Звучит музыка ( тихое звучание песни «Священная война»). Говорят, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. Никакие канонады и бомбежки не могли заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны. Иностранный журналист Александр Верт, который почти всю войну провёл в Советском Союзе, в своей книге «Россия в войне 1941–1945 гг.» писал: “Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый”. Сегодня у нас необычный урок. Мы будем говорить о поэзии ВОв. - Казалось бы, задача людей в военное страшное время – выстоять, выжить и победить, а не писать стихи, романы, пьесы. НО именно в это тяжёлое время литературе придавали большое значение. События Великой Отечественной войны стали центральной темой литературы того периода. В произведениях военных лет, конечно, был запечатлён подвиг народа. Во время войны художники слова не только создавали новые произведения. На фронт ушли более 1000 писателей и поэтов, из них более 400 не вернулось. - Сегодня на уроке мы познакомимся с поэтом, у которого в судьбе “совпало — война, беда, мечта и юность”. Это Константин Михайлович Симонов.(1915-19789). 2 СЛАЙД биография и фото К.М.СИМОНОВА - | Учащиеся читают. Отвечают, формулируют тему урока. Читают. Участвуют в обсуждении. Выступления учащихся: 1. К.М. Симонов родился в 1915 году в Петрограде. В автобиографии он вспоминал: “Детство и юность прожил в Рязани и Саратове. Отец (отчим) был военным, и многие мои воспоминания той поры связаны с жизнью и бытом военных городков и командирских общежитий”. Отчим стал будущему поэту преданным отцом, в поэме «Отец» Симонов обратился к нему со словами благодарности. Мать любила поэзию, знала наизусть стихи Пушкина и Лермонтова, Тютчева, привила любовь к поэзии и сыну. 2. К.Симонов окончил семь классов, затем фабрично-заводское училище, стал токарем, учился в Литературном институте. С 1934 года стал публиковать свои стихи. К началу войны он был уже признанным поэтом и известным военным корреспондентом, прошёл Халхин-Гол. Всю войну работал корреспондентом газеты «Красная звезда», переезжал с фронта на фронт, знал войну “изнутри”. Многие его стихотворения наши воины носили у себя на груди: «Жди меня, и я вернусь...», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Родина», «Майор привёз мальчишку на лафете...» и | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: целеполагание Познавательные: Логический анализ объектов с целью выделения признаков |
Построение проекта выхода из затруднения | - Уже по названиям стихотворений можно судить, что стихи и война шли рядом. Война ворвалась в жизнь наших людей, и поэты стали военными корреспондентами на фронте. Послушайте, что пишет в своём дневнике писатель через месяц после начала трагедии. “Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с маленькими узелками, девочки, молодые женщины. Это было странное зрелище — эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски. А с востока на запад вдоль дороги шли навстречу гражданские парни. Они шли на свои призывные пункты, к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли дезертирами, и в то же время ничего толком не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Их вели вперёд чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что немцы могут быть здесь, так близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей расстреливали с воздуха немцы, и они внезапно для себя попадали в плен”. Можно представить, в каком настроении был К.Симонов, когда писал стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...». 27 июля — бои под Смоленском и отступление под Житомиром. 29 июля — новоржевское направление... И — как крик: немцы перед атакующими частями гонят... женщин и детей. | Участвуют в обсуждении, готовят ответы на вопросы. -какие черты характера необходимы на войне? - что значит война для семьи? - каков был настрой людей ? | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Регулятивные: самоконтроль и взаимоконтроль понимания текста. Познавательные: Умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. |
Первичное закрепление | 1. Чтение стихотворения учителем. 2. Словарная работа(УСТАРЕВШИЕ СЛОВА) кринка — глиняный удлинённый горшок для молока; тракт — большая проезжая дорога; погост — кладбище; салопчик — женская одежда. 3. Беседа по прочитанному тексту с опорой на план анализа. — Сколько частей в стихотворении? — К кому обращается К.Симонов? Алёша — это Алексей Сурков, тоже военный корреспондент, поэт, автор известной песни времён войны «Землянка» (обращаем внимание учащихся на портрет А.Суркова). 1ЧАСТЬ— Какая картина возникает в вашем воображении после прочтения первой части? — что такое эпитеты? | - Строят речевые высказывания. -Анализируют стих-е. - записывают в тетрадь - Ответы учащихся. -В стихотворении две части. Это легко определить по начальным строкам: “Ты помнишь...” -Скорее всего к другу, однополчанину, с которым прошёл по дорогам войны. Печальная картина страдания народа. Автор вспоминает о горестных днях отступления, когда в тылу врага оставались женщины, дети, старики. Художественное, образное определение. | Личностные: самопознание на основе сравнения себя с героем произведения, формирование нравственной позиции на основе сопереживания. Коммуникативные: Аргументация своей точки зрения, учёт разных точек зрения, сотрудничество, работа в группе. |
Самостоятельная работа с самопроверкой | НАЙТИ В 1ЧАСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНО. - Какие эпитеты передают настроение поэта? — Что такое Родина по мнению поэта? - Какое открытие он делает для себя? - Какой видится Родина поэту? | Бесконечные, злые дожди”, “усталые женщины”, “дорожной тоской”, “со вдовьей слезою” Ответ на этот вопрос даёт поэт строками: ...всё-таки Родина — Это “...деревни, деревни, деревни с погостами, // Как будто на них вся Россия сошлась”. | Регулятивные: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. |
Коллективная работа. | 2ЧАСТЬ — Чем отличается по настроению вторая часть -стихотворения? - ЧТО ТАКОЕ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ? - Найдите олицетворения, усиливающие эту веру.самостоятельно. — Чьи образы на дорогах войны запечатлела память поэта? -— Как меняется образ солдата к концу стихотворения? — Чей образ предстаёт в последней строфе? — Что значит, по-вашему, любить Родину? Как поколение К.Симонова смогло доказать свою любовь к Родине? - Какой период войны описан в данном стих – ии? - Какую проблему открывает нам автор? - К чему призывает читателя автор? | Появляется лейтмотив стихотворения: “Мы вас подождём”. И хотя стихотворение об отступлении, звучит вера в то, что это не навсегда.) “Мы вас подождём!” — говорили нам пажити. // “Мы вас подождём!” —говорили леса. “...седая старуха в салопчике плисовом”, “весь в белом, как на смерть одетый старик”, “русская женщина”.) Это герой, мужественно защищающий каждую пядь земли. Он всё больше ожесточается против врага. “На наших глазах умирают товарищи, // По-русски рубаху рванув на груди”. - Это образ русской женщины. Он сливается с образом Родины. Именно на плечи женщин лягут многие тяготы войны. Они будут пахать, сеять, делать снаряды, недосыпать, недоедать, чтобы приблизить долгожданную Победу.) Громогласно заявлять о любви к Родине бессмысленно. Поколение фронтовиков доказало любовь Победой.) - Начало войны – самый сложный и тяжелый период войны. - Как тяжело оказаться на дорогах войны, как тяжело смотреть на людей, которые страдают от потери близких и это еще тяжелее, чем воевать, как тяжело терять товарищей и осознавать, что по родной русской земле шагает беспощадный враг. - Верить в победу. | Регулятивные: Рефлексия Коммуникативные: Умение полно и точно выражать свои мысли Личностные: Смыслообразование. |
Рефлексия деятельности Домашнее задание Оценки | - Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? отрывок наизусть. | - Ответы учащихся. Я чувствую: Тревогу, Сострадание, Радость, Страх, Восхищение, Горе, Боль, Тяжесть испытаний, Сочувствие. Осуществляют оценку собственной деятельности. | Познавательные. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе. К. М. Симонов" Ты помнишь,Алеша, дороги Смоленщины".
План-конспект открытого урока в 6 классе....
Технологическая карта интегрированного урока (литература и краеведение) по стихотворению Н.А. Некрасова "Железная дорога".
Если изучение художественного произведения всколыхнёт "эмоциональную память народа", то тогда произойдёт единение времён (прошлого, настоящего и будущего): современный школьник...
Конспект урока по литературе в 6 классе . Стихотворение К.М. Симонова «Ты помнишь, Алёша , дороги Смоленщины …»
Конспект урока по литературе в 6 классе . Стихотворение К.М. Симонова «Ты помнишь, Алёша , дороги Смоленщины …»...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме "Н. А. Некрасов. Стихотворение "Железная дорога". Картины подневольного труда".
Данный урок соответсвует УМК "Литература. 6 класс. Коровина В.Я."...
Открытый урок по МХК в 10 классе на тему: «Дом-место, куда ведут все дороги»
Материал для открытого урока...
К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»
К.М. Симонов...
Конспект урока на тему "Великая Отечественная война в творчестве К.М. Симонова на примере стихотворения « Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»".
Тема: Великая Отечественная война в творчестве К.М. Симонова на примере стихотворения « Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».Цель урока: дать представление о Великой Оте...