Совершенствование личности учащихся во внеклассной работе по литературе
статья по литературе (10 класс) по теме
Совершенствование личности учащегося во внеклассной работе по литературе через литературные встречи (литературно-художественные путешествия по местам, связанным с жизнью и творчеством писателя)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Statya.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- 7 -
ГОУ Центр образования №133
Солодченкова Ю.К.,
учитель русского языка и литературы
Совершенствование личности учащихся
во внеклассной работе по литературе
(через литературные встречи - литературно-художественные путешествия, связанные с жизнью и творчеством писателя)
Самая передовая методика не освобождает педагога
от обязанности воспитывать ребёнка и учить его успеху.
А.А.Фурсенко, министр образования.
Современное общеобразовательное учреждение — важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения.
Главная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
Необходимость мер, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса в школе, обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Все это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность. Таким образом создать условия, обеспечивающие развитие каждого, - важный аспект социальной ответственности школы.
С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищенность граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации. Как следствие этих процессов — рост подростковой преступности, беспризорности и безнадзорности, наркомании, снижение общей культуры молодежи, усиление националистических, сектантских влияний на детей и молодежь. Профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений также становится для школы частью повседневной работы.
Особенно актуальна эта работа для Центра образования, поскольку в бывшую вечернюю школу сегодня приходят не только совершеннолетние, но и несовершеннолетние учащиеся, имеющие проблемы адаптации в общеобразовательной школе, в общении с педагогами и сверстниками, состоящие на учёте в ОДН. Значительная часть родителей учащихся уделяют недостаточное внимание, а порой вообще не занимаются воспитанием своих детей. Достаточно взглянуть на данные социального паспорта центра , чтобы предположить: многих наших учащихся можно отнести к группе риска. Поэтому вопросом огромной важности, по мнению администрации и педагогического коллектива
центра, является организация целенаправленной и систематической работы по созданию общей творческой среды в школе, ситуации успеха, как одного из путей профилактики правонарушений несовершеннолетних подростков и молодёжи; сохранения их физического, психического и социального здоровья. Это и есть одна из важнейших составляющих нашего проекта.
Последние несколько лет в отечественном образовании характеризуются возрождением интереса к воспитательному и образовательному пространству вне уроков, к свободному времени учащихся, к содержательной ориентации их досуга.
Именно внеклассная воспитательная работа позволяет педагогу через организацию различных видов деятельности школьников во внеучебное время обеспечивать необходимые условия для социализации личности ребенка. Такая работа обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка:
- Разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.
- Включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ученика, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.
- Разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у учеников интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность.
- В различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.
Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
Двадцать первый век в системе российского образования ознаменовался становлением новой парадигмы – личностно-ориентированной. Личностно-ориентированный подход предполагает осознанную ориентацию учителя на личность ребенка. Его назначение состоит в том, чтобы содействовать становлению человека. Именно поэтому в нашем проекте выделены три основные составляющие используемой нами педагогической технологии: интерес – сотворчество – общение. Три кита нашей педагогической концепции помогают нам раскрывать творческие способности детей, «расковывать» их, будить в них потребность саморазвития и самопознания, приближать их к новому витку мышления и, самое главное, убеждать ученика в том, что он – кладезь возможностей и талантов.
Если работа на уроке регламентируется единой и обязательной программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует ученику доброжелательностью участия, свободой индивидуального выбора материала, форм общения с искусством, способов творческого самовыражения и становится источником многообразных художественных впечатлений – читательских, музейных, театральных, музыкальных, впечатлений от встреч с интересным собеседником.
Наши школьники (особенно в последние годы) знакомятся с русской литературой весьма неохотно, и, к сожалению, для более глубокого понимания творчества того или иного автора программного времени не хватает, особенно в классах заочного обучения. Также можно отметить низкий уровень читательской культуры. Внеклассные мероприятия призваны не просто познакомить с биографией и основными этапами творчества писателей, но и помочь ученикам развить в себе новый, творческий взгляд на предмет русской литературы.
Результативность внеклассных занятий осуществляется, в первую очередь, через содержание предметов школьной программы: высокое художественное достоинство великой русской классической литературы воспитывает эстетический вкус, а освоение русского литературного языка невозможно без чтения и изучения классических произведений. Русская литература является основным предметом, который отражает в современной школе содержание русской духовной культуры. Произведения русской литературной классики имеют огромное воспитательное значение. Они дают юношеству нравственный идеал как жизненный ориентир. Они представляют образцы гуманного отношения к ближнему, бескорыстия и гражданственности. Наконец, они в целом создают высокое представление о ценности русской культуры: весь художественный мир человека - живопись, архитектура, музыка - основан на литературе. Именно русская литература дает возможность сохранить в сознании юношества нравственные и художественные ценности, традиционно объединяющие общество.
Как мы видим, особенно ярко подчеркнута культурообразующая, нравственная и воспитательная функции дополнительных занятий по литературе.
При планировании внеклассной работы мы учитываем специфические возможности различных видов деятельности. В последнее время усилилась тенденция комплексного использования многообразных форм работы. Внеклассная работа становится своеобразной лабораторией творчества, в которой моделируются нетрадиционные формы общения с искусством, она задает тон ломке методических стереотипов, рождению новых подходов к преподаванию литературы, привносит дух живого диалога, откровения, раскрепощенности.
В нашей школе стало хорошей традицией использование разнообразных форм внеклассной работы: конкурсные литературные диктанты, классные часы на темы, связанные с Неделей, исследовательские конференции, литературные гостиные, литературные игры, дискуссионный клуб, проектная технология, смотр литературных газет, литературные встречи. Через организацию многоплановой внеурочной работы по литературе мы ставим перед собой цель – обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач их нравственного воспитания.
Нашей творческой группой в рамках проекта разработана целая система внеклассных мероприятий по литературе второй половины XIX века (10-12 класс) для учащихся очной и заочной формы обучения, одним из главных элементов которой является проведение литературных встреч с элементами интегрированного урока и урока-презентации.
Литературные встречи
В курсе литературы 10 класса изучается творчество писателей, оказавших неоценимое влияние на формирование мировоззренческих позиций русского общества не только второй половины XIX века, но и всех последующих веков. Поэтому в центре любой монографической темы находится писатель и его произведения: одно или несколько произведений изучаются текстуально. И если в средних классах учащиеся получают сведения об отдельных сторонах жизни писателя, имеющих непосредственное отношение к чтению и анализу изучаемого произведения, то в старших классах работа над биографией ориентирована на понимание историко-литературного процесса, художественного мира писателя.
Особое значение приобретает отбор и расположение материала, форма урока-биографии. Формы таких уроков нам хорошо известны и разнообразны: это и уроки-лекции, и самостоятельные доклады учащихся, и работа с материалами учебника. Такие формы, как заочные экскурсии, уроки-концерты, литературные гостиные, мы считаем, целесообразнее выносить во внеклассную работу, т.к. именно она занимает особое место в формировании навыков исследовательской деятельности учащихся, в развитии их творческих способностей.
В нашем центре стали особенно популярны так называемые «Встречи» с писателями – литературно-художественные путешествия по местам, связанным с жизнью и творчеством писателей. Общими целями подобных мероприятий являются:
- Знакомство с биографией писателя, особенностями мировоззрения, своеобразием творчества. Показать связь личности писателя, его мировоззрения с его книгами.
- Способствовать развитию познавательной активности и творческого мышления учащихся, способствовать развитию умения учащихся выделять и понимать то главное в жизни писателя и его эпохе, что отразилось в его творчестве, анализировать и делать выводы.
- Продолжить воспитание чувства гордости за русскую литературу, воспитание нравственных качеств.
Литературные встречи нечетко структуированы, так как каждый писатель очень индивидуален, и, следовательно, каждое внеклассное мероприятие имеет свои композиционные особенности, но в то же время мы выделяем некоторые общие моменты. Рассмотрим их на примере литературно-художественного путешествия по местам, связанным с жизнью и творчеством Ф.М. Достоевского.
- Использование ИКТ. Повышению мотивации обучения, созданию положительного
настроя и активизации самостоятельной деятельности учащихся в современном образовании способствует использование информационно-коммуникационных технологий.
- Презентация.
Одним из оптимальных и доступных для учителя средств использования ИКТ является создание презентаций Power Point. Презентация на уроках-биографиях – основной наглядный материал, включающий в себя портреты, фотографии писателей и мест, связанных с их жизнью и творчеством, а также несущий краткую информацию об основных этапах литературной деятельности и жизни писателя.
Так в начале встречи с Ф.М.Достоевским учащимся предъявляется весь маршрут путешествия, которому дается краткое описание, а дальше каждое выступление участника встречи представляет собой одну из страниц жизни писателя, связанную с тем или иным местом. Рис. 2
- Отбор материала.
Литературной встрече предшествует большая подготовительная работа. Участники буквально по крупицам собирают необходимый материал. Им приходится работать, конечно же, и с печатным материалами, но в основном использовать интернет-ресурсы. Весь материал тщательно перепроверяется на предмет его научности и достоверности. В процессе такой работы у учащихся формируются исследовательские навыки, способность отбирать материал, систематизировать его, анализировать и делать выводы. Далее каждый участник досконально прорабатывает свою тему и готовит краткое, но емкое сообщение для выступления, отбирает соответствующий видеосюжет или слайд.
Рис. 3
Рис. 3
Так выступление участника по странице жизни Достоевского «Омск» - рассказ о четырех годах в Омском остроге сопровождается небольшим иллюстративным материалом, изображающим писателя на каторге. Помимо этого выступающий проводит небольшую заочную экскурсию по экспозиции Омского государственного литературного музея им. Ф.М.Достоевского.
Таким образом при помощи ресурсов интернета создается широкий контекст творчества писателя. Мы стремимся погрузить наших учащихся в атмосферу времени, почувствовать , услышать, в прямом и переносном смысле, голоса современников, документы, музыку - в целом, звучание эпохи. В результате: высокая мотивация к изучению творчества писателя, зарождение глубокого интереса, инициатива индивидуальных исследований.
Данная организация внеклассного мероприятия является ярким примером соответствия образования целям опережающего развития, поскольку изучая прошлое, учащиеся знакомятся со способами действия, технологиями, которые пригодятся им в будущем. А это в соответствии с Национальной образовательной инициативой "Наша новая школа" одно из важных направлений развития современного образования.
2. Литературные экскурсии по местам связанным с жизнью и творчеством писателей.
- Очные экскурсии.
Литературный и художественный мир Петербурга очень богат и представлен талантливыми личностями, оставившими свой след в российской культуре. Экскурсии по литературным местам в нашем городе посвящены жизни и творчеству замечательных русских поэтов и писателей, а также их литературным персонажам. Посещение данных экскурсий может предварять проведение встречи с писателем, и так как в нашем центре мы имеем большую возможность выезда с учащимися общеобразовательных классов, то после посещения того или иного музея или выставки обязательно готовится либо фотоотчет, либо видеоотчет, который будет впоследствии представлен учащимся-заочникам.
Так встрече с Достоевским может предшествовать экскурсия в Некрополь мастеров искусств, где захоронен писатель, экскурсия в музей-квартиру в Кузнечном переулке.
- Заочные экскурсии.
Всему начало здесь, в краю моем родимом. Н. А. Некрасов.
Неоценимую помощь в познании личности и эпохи могут оказать заочные экскурсии, т.к. именно они позволяют побывать на родине писателя. В основе заочной экскурсии выступления учащихся. Для подготовки подобного выступления необходимо собрать большой иллюстративный материал. Источниками в этом случае могут быть музейные проспекты и каталоги, фотографии и открытки, иллюстрации из книг и энциклопедий. Большую помощь в сборе материала могут оказать ресурсы Интернета: сайты музеев, специальные образовательные порталы, на которых можно найти не только богатый иллюстративный материал, но и информацию об истории музея, экспонатах, традициях, а также дополнительные биографические сведения. Эффектно и современно будет выглядеть выступление, сопровождаемое показом слайд-фильма. Материалы экскурсии также могут быть оформлены в виде выставки.
Например, на встрече с Достоевским может быть представлена видеоэкскурсия по дому писателя в Старой Руссе. Видео и фотоматериалы найденные в интернете, можно оформить в единый клип при помощи программы Windows Movie Maker.
Краеведческий подход к изучению биографии писателя позволяет таким образом показать связь художника слова с тем или иным краем, его влияние на творчество, создать живой облик писателя, заинтересовать ученика его творчеством, познакомить с фактами материальной и духовной культуры родного края, его истории, что будет содействовать нравственному воспитанию школьников.
3. Элементы театрализации
Замечательным украшением школьной жизни являются выступления театральной студии. Сотрудничество учителей литературы с педагогом-организатором позволяет расширить рамки урока и также внести элементы театрализации во внеклассные мероприятия. Творческий путь писателя рассматривается нами на фоне его произведений, и включение учащихся в этот творческий процесс позволяет им сформировать литературный вкус и личностные приоритеты. Даже маленькая сценка способствует развитию коммуникативных качеств.
Гармоничное сочетание театрального искусства с педагогическим процессом является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию. Обогащение театрального опыта подростка открывает ему глубину и разнообразие человеческих чувств и страстей, развивает его собственную духовную жизнь, будит его творческие способности.
Рис. 4
Элементом театрализации на «Встрече с Достоевским» может стать инсценировка фрагмента из «Воспоминаний» А.Г. Достоевской, сцена признания в любви. Тем самым учащиеся получают наглядный пример высоконравственных отношений, которые являются залогом семейного счастья.Рис. 4
Традиционную систему уроков по творчеству Ф.М. Достоевского можно дополнить такими внеклассными мероприятиями, как
- «Достоевский за границей» с целью расширения «географии» писателя.
- Литературная гостиная по произведениям Ф.М. Достоевского, при организации которой учащиеся получают возможность творческого подхода к исполнению произведений, вплоть до театрализованных действий и постановок.
- Интегрированные уроки «Достоевский и музыка» (связь творчества Достоевского с музыкой многогранна. С одной стороны – это музыка и музыканты в жизни писателя, с другой стороны – музыка на страницах его произведений, воплощение его творчества в музыке.), «Достоевский глазами художников» (способствование более глубокому пониманию писателя через его портреты и произведений через эстетическое воздействие иллюстраций известных художников).
- Урок внеклассного чтения по рассказу Ф.М.Достоевского «Сон смешного человека» для расширения знаний учащихся о творчестве писателя. Просмотр мультфильма А. Петрова по мотивам одноименного рассказа.
- Просмотр фильма В. Хотиненко «Достоевский» (премьера 2011 года), художественного по форме, но документального по существу.
3 июля 2010 года в Петербурге впервые прошел День Достоевского. Этот праздник включен в программу официальных культурных событий города. Программа «День Ф.М. Достоевского» предусматривает комплекс мероприятий с целью сохранения памяти и наследия Ф.М. Достоевского, соединения имени великого писателя с главным городом его жизни и творчества, поддержки интереса к русской словесности, в первую очередь у подрастающего поколения. Думаем, что и рассмотренные нами формы работы, могут стать прекрасным дополнением данной программы и помогут нашим коллегам в планировании мероприятий, посвященных писателю в юбилейный для него 2011 год.
В конце учебного года для учащихся 10-12 классов мы проводим всевозможные состязательные формы внеклассный мероприятий по биографиям и творчеству писателей : коллоквиум (вопрос-ответ) или интеллектуальные игры по типу телевизионных («Своя игра», «Брейн – ринг», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» и др.) При этом мы стараемся творчески подойти к организации данных мероприятий. Так, например, играя в «Что? Где? Когда?», учащиеся – знатоки соревнуются с учителями школы, от имени которых задаются вопросы. На уроке по возможности воссоздается обстановка телевизионной версии игры, в момент представления авторов вопросов ведущий знакомит учащихся с читательским опытом их учителей. Вопросы, задаваемые на игре, - это вопросы требующие не столько конкретных знаний, сколько логических размышлений, построения ассоциативных рядов. Вот почему вопросы и комментарии к ответам вызывают неподдельный интерес как у
игроков, так и у зрителей игры.
Мы считаем, что предлагаемая нами система работы является одной из основ к тем требованиям, которые сейчас предъявляются к выпускнику XXI века. Он должен:
- уметь самостоятельно приобретать знания;
- применять их на практике для решения разнообразных проблем;
- работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
- самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Таким образом работа в рамках нашего проекта - своего рода инструмент в руках учителя, с помощью которого он не только формирует знания ученика по предмету, но и развивает его личность, т.е. следит за процессом и результатами социализации, воспитания и саморазвития.
Рис. 6
Учащиеся нашего центра проходят сложный путь от адаптации до продолжения образования в колледжах и ВУЗах. Наша же учительская задача помочь им через развитие общекультурных интересов, через формирование познавательного интереса путем вовлечения в творчество. И только когда учащиеся овладеют навыками самообразования, когда образование станет их внутренней потребностью, мы можем быть уверены, что ребята не потеряются в нашей непростой жизни и состоятся как личности.
Задача нелёгкая, особенно для учащихся заочной формы обучения, но вполне выполнимая. Значимое место в решении данной задачи занимает и наш проект.
Законодательная база
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О программе «Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» на 2009-2012 годы» от 24.03.2009
- Программа «Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодёжи ГОУ ЦО №133 через развитие творческого потенциала личности «Путь к успеху» на 2009 – 2012 годы»
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" 04 февраля 2010 г.
- Материалы Коллегии Комитета по образованию от 17.11.2010 "О стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга на период до 2020 гг. "Петербургская Школа 2020"
- Приоритетные задачи системы образования Невского района в сфере образования на 2010-2011 учебный год и среднесрочную перспективу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание национального самосознания личности на уроках татарской литературы и во внеклассной работе
Цель изучения татарского языка и литературы, содержание учебного материала и методы его изучения оказывают непосредственное влияние на работу с обучающимися на уроке татарского языка и литератур...
статья РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЯ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ НА МАТЕРИАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Размышления педагога из опыта работы....
Педагогический проект "Воспитание нравственных чувств и сознания как путь к нравственному совершенствованию личности"
Нравственное воспитание современного школьника - фактически обусловленная необходимость. Как можно попытаться повлиять на формирование нравственного сознания......
Мнемоническая техника-средство совершенствования личности ученика
Известно, что усвоение школьниками знаний, умений и навыков проходит неравномерно, некоторые ребята с трудом запоминают правила, теоремы, алгоритмы решения заданий....
Совершенствование научно-методической работы ДПЦ «Молодость» в целях повышения качества учебно-воспитательного процесса Секция: «Обновление содержания форм и методов работы ПДО по социализации личности
Материал I Открытых Алишевских педагогических чтений «Свободное время детства: За и против», 2011 г....
Личностно-ориентированная технология, совершенствование личности и его талантов
Путь к успеху-это путь по ступенькам дара к дарению через рождение,выбор, шанс,успех и восхождение. Дар преподносится ребенку как поле возможностей и его творческого развития. Рождение из зерна ...