открытый урок чтения
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ № 200
учитель русского языка
и литературы высшей категории
Кучумова Р.Г.
Т.8-902-87-46-580
Методическая разработка открытого урока чтения
5 класс
Форма урока: Беседа с элементами творческого исследования поэтического текста.
Тема урока: «Загадки поэзии»
Оборудование: Мультимедийная презентация, портреты поэтов (И.Северянин, А.Блок, С.Есенин) музыкальная запись П.И.Чайковского «Времена года», рисунки учащихся о природе.
Цель: Научить учащихся эстетическому восприятию текста и дать начальные представления о началах анализа поэтических произведений.
Задачи:
1.Активизировать художественно-эстетические потребности учащихся.
2. Формирование образной речи и поэтическому взгляду на мир.
3. Воспитание любви к родному слову.
Ход урока.
1-й этап. Эмоциональный настрой учащихся на восприятие поэтических текстов.
Учитель:
- Послушайте, ребята, музыкальное произведение ( отрывок) и поделитесь своими впечатлениями от прослушанного. Скажите, какие картины вам представляются, когда вы слушаете данную музыку. Узнайте произведение и автора.
Включается музыкальная композиция П.И.Чайковского «Времена года»
Беседа:
- представляются весна, ручьи.
- какие – то чудесные картины природы….
2-й этап. Беседа
Учитель:
- Каких поэтов вызнаете, которые писали о природе?
Учащиеся:
-А.Пушкина.
- С.Есенина…
Учитель:
Целеполагание. Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством других русских поэтов и вспомним тех, кого читали раньше. Поучимся подбирать рифмы и даже редактировать стихи, сочинять их самостоятельно. И первый автор, с которым мы познакомимся,- это И.Северянин.
- Что вам о нем известно?
Учащиеся:
-Он любил писать о природе.
Учитель:
Верно. А еще он был выбран в 1918 году «королём» поэтов.
Вот характерные черты его творчества, запишите их в тетрадь:
-простота , ясность стиха;
-музыкальность, неожиданность образов.
3-й этап. Литературные конкурсы.
Учитель: Конкурс «Звонкая рифма». Продолжите самостоятельно строчки из стихотворений И.Северянина.
- 1. Папочка-….,
Укутаю-..,
Шалости-…,
- 2. Бесцельно-…,
Кущи-…,
Исполином-….
Ответ:
- Папочка-лапочка,
Укутаю- минутою,
Шалости- жалости,
- 2. Бесцельно- смертельно,
Кущи- гуще,
Исполином- по долинам
Учитель: Конкурс «Юные редакторы». Определите, какие слова пропущены в стихотворениях.
1.. ..парк, редеет глушь,
…еловые кущи.
Он был когда-то леса гуще.
И в зеркалах осенних луж
Он отражался исполином.
2. Я слышу, как, внимая гулу
….топора,
Парк шепчет: Вскоре я не буду…
Но я ведь жил- была пора».
Ответы:
- Редеет парк, редеет глушь,
Редеют еловые кущи.
Он был когда-то леса гуще.
И в зеркалах осенних луж
Он отражался исполином.
2. Я слышу, как, внимая гулу
Убийственного топора,
Парк шепчет: Вскоре я не буду…
Но я ведь жил- была пора».
Учитель: Поделитесь своими впечатлениями от данного стихотворения. Какой рисунок из вами созданных подошел бы к нему в качестве иллюстрации и почему?
Ответы учащихся.
Учитель: Иногда поэты посвящают друг другу стихи. Прочтите стихотворение, адресованное А.Блоку М.Цветаевой, и скажите, каким вам представляется А.Блок.
Имя твоё – птица в руке.
Имя твоё- льдинка на языке.
Одно- единственное движение губ.
Имя твоё- пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
(М. Цветаева)
Учащиеся:
- легким
- интересным
-талантливым
-любит природу.
Учитель: Верно. А теперь новый конкурс «Звонкая рифма». Подберите рифмы к стихам А.Блока.
1.Звоны-…,
Покатой-…,
Скоком-…,
Травкой-….
2. Виднее- чернее-…,
Небеса- полоса-…,
Она- весна-….
Ответ:
1.Звоны- вороны,
Покатой- горбатой,
Скоком- боком,
Травкой- лавкой.
2. Виднее- чернее-звончее,
Небеса- полоса- голоса,
Она- весна- волна.
Учитель: Конкурс «Будь внимателен к поэтическому слову»
Исправьте неточности в стихотворении А.Блока «Ворона».
Вдруг запрыгала …быстрым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:
Что …под первою травкой?
Вон желтеют …лавкой
Прошлогодние старые стружки…
Это всё у ребяток ….
Ответ:
Вдруг запрыгала вбок быстрым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под первою травкой?
Вон желтеют под серою лавкой
Прошлогодние старые стружки…
Это всё у ребяток игрушки….
Учитель: Какая картина вам представляется, когда вы читаете это стихотворение? Почему?
Ответы учащихся.
Учитель: Порой поэты пишут стихи, в которых преобладает какая-то одна тема, например, тема Родины или природы, и об этом пишут в дневниках. Определите поэта по записям из дневников. Запишите высказывания в тетрадь
« Я рос, дыша атмосферой народной поэзии».
«Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине».
Чувство родины – основное в моём творчестве».
Ответ: С. Есенин
Учитель: Конкурс « Подскажи словечко». Подберите рифмы к стихам А.Блока.
1. Заметает пурга
Белый….
Хочет в мягких снегах…
Ветер резвый уснул,
На пути
Ни проехать в лесу,…
2. Скачет конь, простору много,
Валит снег и ….шаль.
Бесконечная дорога
Убегает….. Вдаль.
Учитель: Литературоведческий конкурс. Придумайте, с какого слова могли начинаться три строчки в стихотворении С.Есенина.
- …река,
…ручей.
…трава
Орошенных степей.
Ответ:
Серебрится река,
Серебрится ручей.
Серебрится трава
Орошенных степей.
Учитель: Молодцы, ребята. Чему вы сегодня научились?
Учащиеся? Научились подбирать рифмы, редактировать стихи, объяснять , как мы поняли, о чем они..
4-й этап:
Учитель: Внимательно рассмотрите рисунки, которые вы сегодня принесли, определите, какие времена года изображены, по какому стихотворению вам хотелось написать стихотворение?
Учащиеся обмениваются мнениями о рисунках, отмечают те, которые особенно понравились.
Домашнее задание: Сочините стихотворение о любимом времени года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока чтения в 6-ом классе школы-интерната VIII вида “Басня И.Крылова “Стрекоза и муравей”
Объяснение иносказательного поучительного характера басни (дать понятие “басни”).Развитие слухового и зрительного внимания, кратковременной памяти, абстрактного и логического мышления.Нравственн...
Открытый урок чтения
Урок чтения...
Конспект открытого урока чтения и развития речи в 1 классе
Конспект открытого урока чтения и развития речи в 1 классе по теме: «Звук и буква Фф. Соотнесение звука и буквы, подбор слов с данной буквой, звуком. Чтение слогов».Цели:...
Методическая разработка для проведения Всероссийского открытого урока чтения в 6 классе
Данная разработка поможет учителю организовать изучение романа В.Крапивина "Журавленок и молнии", исследовать в произведении образ учителя....
Конспект открытого урока чтения в 1 классе коррекционной школы 8 вида.
Урок - путешествие по станциям. Учебник "Букварь" В. Воронковой. Показаны все технологии по работе с детьми с ОВЗ 8вида....
Открытый урок чтения по теме"Г.Х.Андерсен "Снежная королева" в 6 специальном (коррекционном) классе VIII вида МКОУ СОШ с УИОП пгт Санчурск Кировской области
Обобщающий урок в 6 классе VIII вида по теме: Г.Х.Андерсен "Снежная королева". Данный урок был зачётным в школьном конкурсе "Учитель года - 2013"...
Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"
Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения: литературная викторина –презентацияЦели:1. По...