Методическая разработка для проведения Всероссийского открытого урока чтения в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Данная разработка поможет учителю организовать изучение романа В.Крапивина "Журавленок и молнии", исследовать в произведении образ учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка к Всероссийскому открытому уроку чтения | 31.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка для проведения Всероссийского открытого урока чтения в 6 классе
Тема: «Образ учителя в повести В. Крапивина «Журавленок и молнии»
Цель: познакомить учащихся с творчеством современного детского писателя, рассказывающего о школе, создающего в своем творчестве образ учителя.
Задачи:
- Исследовать образ учителя в повести «Журавленок и молнии».
- Способствовать развитию культуры читательского восприятия художественного текста
- Воспитывать уважительное отношение к учителю.
Идея урока: Учитель сопровождает человека на протяжении 10, а кого-то и на протяжении 20 лет: школа, вуз, аспирантура, докторантура…Какой же он учитель? Идея была в том, чтобы через знакомство с творчеством Крапивина помочь по-новому взглянуть на учителя, его роль в жизни ребенка, помочь понять, что учитель может быть не только урокодателем, но и товарищем, другом.
Ход урока:
Во вступительном слове учителя главным считала подчеркнуть. Что и В.Крапивина можно тоже считать учиетлем- следовал рассказ об отряде «Каравелла».
Опережающее задание в виде доклада «Несколько слов об отряде «Каравелла» позволило ребятам познакомиться с этим уникальным явлением из жизни нашего города.
Мы вспомнили, в каких произведениях звучит тема «Каравеллы». Слово учителя: Вспомните, какие произведения этого писателя знакомы и о чем они?
Это позволило перейти к основной теме урока, так как все произведения Крапивина : «Мальчик со шпагой», «Оруженосец Кашка», «Колыбельная для брата»…-о мальчиках, о дружбе.
Вначале ребята поделились впечатлениями о прочитанной книге, назвали наиболее волнительные эпизоды, наиболее понравившиеся. Было удачно, что назвали именно эпизоды, необходимые для анализа.
Исследование проходило в несколько этапов.
1-й этап. Знакомство с героями и создание первого впечатления о героях: Журке, его друзьях, учительнице.
Задание: прочитайте отрывок из романа, рассказывающий о встрече Журки с учительницей, и расскажите, почему так обрадовался Лидии Сергеевне Журка. Какой вам представляется учительница в данном эпизоде?
В субботу, когда шли к остановке, Журка вдруг замолчал на полуслове. Остановился. Иринка даже испугалась: он с непонятным лицом смотрел куда то в сторону. Потом бросил у ее ног свой портфель и закричал:
— Лидия Сергеевна!
И побежал за женщиной, которая сошла с троллейбуса.
Та обернулась.А Журка мчался к ней, раскинув руки, будто хотел обнять с разбега. Так бегут к маме, которая вернулась домой из долгой поездки. Правда, он все же не стал обнимать, в последний момент затормозил, остановился перед женщиной, сказал с радостным придыханием:
— Лидия Сергеевна... Правда, вы...
Она обрадовалась так же сильно:
— Журавин! Юрик!.. Надо же! Откуда ты здесь, Журавлик?
— Я переехал... недавно... А вы?
— А я еще в прошлом году. Сразу, как с вами попрощалась. Мужа перевели, вот и я... Теперь я опять студентка.
— Как студентка?
— Очень просто. Я же раньше педучилище кончила, а сейчас учусь в институте. А то ведь что получалось! Три года проучила вас, а потом отбирают, потому что после училища можно работать только в начальной школе... А я больше так не хочу. Пускай с первого класса по десятый... Ох, Журавлик ты мой, как я рада тебя видеть!
Она притянула его за плечи, прижала к себе. И он, кажется, чуть не замурлыкал от удовольствия. В самом деле! Иринка, подобрав Журкин портфель, подошла и теперь стояла в трех шагах. Журка наконец оглянулся на нее.
— Лидия Сергеевна! Это Иринка! Моя... мой товарищ. Мы на одной парте... Иринка, это Лидия Сергеевна. Ты знаешь, я рассказывал.
— Я догадалась. Здравствуйте, — сказала Иринка, стараясь не очень показывать досаду. А досада была оттого, что Журка так стремительно забыл про все на свете (и про нее, про Иринку), бросил портфель, кинулся как сумасшедший. И еще оттого, что Лидия Сергеевна была совсем не такой, какой представляла ее Иринка. Невысокая, даже низенькая, толстоватая, с несовременной прической — какие то рыжеватые кудряшки.
— Пойдемте ко мне в гости, — тут же предложила Лидия Сергеевна. Я недалеко живу, на улице Кирова.
Иринка бросила на Журку быстрый взгляд. Он, кажется, понял. Сказал огорченно:
— Ой, сейчас нельзя, Лидия Сергеевна, у нас дело важное. Но я обязательно! Скоро!
Ребята отметили, что Лидия Сергеевна была учительницей в начальных классах у Журки, они давно не виделись, так как ей пришлось уехать и снова пойти учиться. Учительница представляется очень общительным человеком, доброжелательным, искренним, она приглашает бывшего ученика в гости, значит, ей интересно, чем он теперь живет, чем занимается. Это неравнодушный человек.
Вопрос учителя: Вспомните, какие эпизоды из жизни Журки связаны с Лидией Сергеевной.
- поход и вахта Журки.
- побег из дома из-за обиды отца
2-й этап.Проблемный вопрос: Почему Лидию Сергеевну, несмотря на то, что она учительница, можно считать другом Журки?
Работа по группам на 10 минут.
1-я группа: Прочитайте эпизод. Составьте его план. Перескажите содержание эпизода.
2-я группа: Объясните, почему Журка называет случай в походе «постыдным» и не считает себя смелым человеком. С помощью каких языковых средств передается страх Журки?
Ответ: страшновато, голоса угасли, отблески костра пропали, наверно, 1000 часов стоял, один на 1000 верст, не дыша, мамочка.
3-я группа: Какой вам в данном эпизоде представляется учительница? Дайте оценку поступкам и словам Лидии Сергеевны. Как бы вы поступили на месте Лидии Сергеевны?
Ответ: отзывчивость, внимание, готовность прийти на помощь- эти качества называли у учительницы Журки.
!!!!!!Это было несколько иное. Чем предполагалось, но зато очень дорогое для ребят, важное в образе учительницы.(Ребята записывают в тетради выводы о том, как помогла учительница Журке справиться со своим страхом, закалить характер и избежать позора).
Смелый?.. Нет, Журка не отличался среди витязей смелостью. Скорее, наоборот. Правда, про это "наоборот" никто не знал. Только Ромке он признался однажды, что "жутковато" чувствует себя вечером в коридоре, когда перегорает лампочка или если мама с папой ушли в кино на последний сеанс, а за окнами скребется, как нечистая сила, ветер... Но Ромка-это другое дело. Он все понимал и тоже ничего не скрывал от Журки. Только говорил, вздыхая: "Надо нам себя перебарывать..."
Но Журка не умел бороться со страхом, и потому произошел тот постыдный случай в походе. Ночь стояла пасмурная, кое-где под тучами загорались отблески молний. Страшновато было даже у палаток, хотя рядом находились Лидия Сергеевна и ее муж Валерий Михайлович. А Журке выпало по жребию стоять в карауле у дальней границы походного лагеря. Ему вручили пневматическую винтовку без пуль и велели стрелять вхолостую, если появится что-нибудь подозрительное. Отвели его на место и оставили одного. И сразу стало тихо-тихо. Все голоса почему-то угасли и отблески костра пропали во мраке. Журка стоял, обмирая и не двигаясь. Наверно, сто часов стоял. И были только тишина и редкие зарницы... Может, ребята незаметно свернули лагерь и ушли, позабыв про Журку? Или вообще уже никого нет на свете, и он один здесь на тысячу верст в округе? Нет, кажется, не один... Нет-нет! Потому что вон там в траве кто-то зашевелился. Тихо задышал... Мамочка, кто это? Бандиты и грабители? Шпионы? Или вообще что-то мохнатое и непонятное? Выстрелить? Но тогда оно-это что-то мохнатое и непонятное-сразу заметит Журку и накинется! Замереть? Но оно все ближе... Журка, не дыша, сделал шаг назад, еще шаг, еще... И побежал! И почти сразу наткнулся на Лидию Сергеевну. Вскрикнул. Она спросила веселым шепотом:
- Журкин, ты что?
Он вцепился в нее левой рукой (правой держал винтовку) и, вздрагивая, пробормотал:
- Там кто-то шевелится... в траве...
- Где? Ну-ка пойдем.
С Лидией Сергеевной было не страшно. Они прошли вперед, к самой дороге, обшарили кусты.
- Ветерок в траве пошевелился,- сказала Лидия Сергеевна.- Все в порядке.
Тогда Журка ужаснулся тому, что сделал. Сел в траву, положил винтовку, обнял себя за ноги и негромко заревел. Не стесняясь. Потому что все равно с ним было кончено. Если человек струсил и позорно сбежал с поста, что он за человек? Лидия Сергеевна села рядом.
- Юрик... Журавлик, перестань. Ты же часовой.
- Ну какой я часовой, что вы говорите,- с отчаянием сказал
Журка.- Я трус.
Теплые слезы падали ему на колени и щекочущими струйками бежали в сапоги. Журка вытирал их со щек ладонями и галстуком-еще новеньким, но уже слегка прожженным сегодня у костра. Ну и пусть! Галстук все равно отберут за трусость. И правильно сделают.
- Вовсе ты не трус,-возразила Лидия Сергеевнам-Просто немножко растерялся. А потом применил хитрость: отступил, чтобы из укрытия проследить за опасностью.
Он всхлипнул, подумал секунду и сказал с полной беспощадностью к себе:
- Это вы сочинили. А по правде все не так. На самом деле я
струсил, и нечего тут говорить.
- Ну ладно,- сказала она и положила ему ладонь на дрожащую спину.- Ты испугался. Но от этого не случилось пока никакой беды, и все можно поправить.
- Как? - с надеждой спросил Журка.
- Очень просто. Никто ничего не знает, кроме нас с тобой. Это наша тайна. Сейчас ты встанешь на прежнее место и достоишь вахту до конца. И не будешь бояться.
- Я достою,-торопливо сказал Журка и вытер о колено мокрый нос.-
Я, наверно, буду бояться, но достою, честное пионерское...
И выстоял. Даже не, очень боялся, потому что догадывался, что Лидия Сергеевна где-то совсем поблизости. Да и сроку-то оставалось всего ничего. Минут через десять его сменил Димка Решетников, который не боялся не только всяких ночных шорохов, но даже директора школы. И никто-никто из витязей не узнал, как оскандалился Журка ночью.
Мы переходим ко второму эпизоду, позволяющий углубить наше представление о Лидии Сергеевны.
Вопрос учителя: Что стало причиной побега Журки из дома и как он оказался у Лидии Сергеевны?
Учащиеся не остались равнодушны к тому, что написал Крапивин: каково это предательство родного человека?
Ответ: Книгу, которую оставил в наследство Журке дед, отец мальчика отнес в Букинистический магазин, чтобы на вырученные деньги купить мебель домой, сыну он соврал, что ничего не знает о пропаже, а после того, как Журка все узнал, благодаря своему другу Горьке, между сыном и отцом произошла серьезная ссора. Журка назвал отца вором, хотел попросить прощения, но не успел, так как отец стал жестоко бить мальчика. Мальчик побежал к Лидии Сергеевне, так как мама была в больнице, а находиться рядом с отцом он не мог.
Принципиально важным являлся вопрос: Почему Журка пошел не к другу Горьке, а к своей бывшей учительнице- Лидии Сергеевне?
Это вызвало дискуссию.
Звучали ответы:
- он хотел, чтобы его выслушали и поняли, чтобы пожалели после таких сильных побоев, чтобы поняли, что к нему отнеслись несправедливо.
- ему было стыдно идти к Горьке, ведь он сначала обвинял его в пропаже книги, но именно Горька нашел ее в книжном магазине.
И теперь приступают к ответу учащиеся 4-5 групп, у которых задания связаны были с данным эпизодом- побегом Журки.
Задание по группам:
4-я группа: Прочитайте эпизод и объясните, почему учительница после всего, что ей рассказал Журка молчала? О чем она не решилась сказать Журке и почему?
Ответ: Лидия Сергеевна понимала, что если не поможет Журке, то он снова сбежит и может попасть в беду.
5-я группа: выделите слова и словосочетания, передающие чувства и действия Лидии Сергеевны. Что они помогают понять в характере учительницы?
Особенно ценным было в ответах то, что учащиеся сравнивали учительницу с мамой: как мама заботилась, оберегала, приютила. Не стала ругать, отчитывать, возвращать домой, а просто дала возможность успокоиться, боялась, что еще больше доставит боль Журке, если будет разбираться и просто помогла успокоиться и забыть о том горе и предательстве, которое он только что пережил.
Вышла Лидия Сергеевна — в халате и тапочках.
— Журка! Боже мой, ты откуда? Раздетый, мокрый!.. Максим, оставь кота, он, наверно, с улицы, грязный...
— Да нет, он чистый, — отозвался Журка и почувствовал, что слова идут с трудом. — Это я... вот... перемазанный...
Она тут же забыла про кота.
— Журка, что случилось?
Он, переглатывая, сказал:
— Можно, я... мы... у вас поживем три дня? Пока мама в больнице...
— Как "поживем"?.. То есть можно, конечно. Только...
Она вдруг замолчала, присела перед Журкой на корточки, взяла его за холодные мокрые пальцы. Тихо спросила:
— Журавушка, что с тобой?
Разве тут удержишься... Он быстро наклонился и уткнулся лицом в ее плечо. Журка думал, что будет очень трудно. Что он станет мучиться и давиться от стыда, когда придется рассказывать свою жуткую историю. Но вышло не так. Слова рванулись вместе со слезами — скомканные, путаные, быстрые. И не так уж много оказалось их нужно, слов-то. Через полминуты Лидия Сергеевна все узнала и поняла. Она поднялась, вздохнула, вынула из кармана халата платок и стала вытирать Журкино лицо. Молча. В ее молчании Журке вдруг почудилось осуждение. Неужели сейчас она проговорит: "Как же так, Журавин? Мне тебя очень жаль, но разве так разговаривают с отцом? И разве можно убегать? Пошли-ка домой..." Он не пойдет! Лучше опять в холод и дождь. Лучше в гараж к Капралу. Или хоть под забор!
Журка дернул лицом, всхлипнул:
— Вы, конечно, скажете, что я сам виноват...
Но Лидия Сергеевна сказала:
— Ты же весь дрожишь. Куда тебя, горюшко, понесло без шапки, без пальто? Ох ты, Журка, Журка... Не будем мы сейчас разбираться ни в чем. Потом все уляжется и устроится. А пока... Максим, да оставь ты несчастного кота, это не кукла!.. Снимай, Журка, куртку, она вся в грязи... Ох, и рубашка тоже... Смотри-ка, даже волосы заляпаны.
После услышанных ответов учащиеся письменно отвечали на поставленный в начале урока вопрос.
Письменный ответ на вопрос: «Почему Лидию Сергеевну можно назвать другом Журки? Хотели бы вы иметь такого друга и почему?»
Вот некоторые ответы:
- Лидию Сергеевну можно назвать другом, так как она очень понимающий человек, в любой ситуации поможет. (Терновой Юрий)
- Она помогла Журке преодолеть страх
- Она его любит, понимает
- Она не ругала его, когда у него была боль на сердце, а помогла.
- Несмотря на то, что она учительница, она привязалась к мальчику , как к родному человеку.
- В трудные моменты Журка мог положиться на нее.
- Даже не будучи уже учительницей Журки, она интересовалась его делами, сочувствовала ему.
- Она для Журки и как учительница и как мама.
- Была готова выслушать, поддержать .Всегда дает хорошие советы.
- Она разобралась в его чувствах и горе.
- Помогала решить его проблемы.
- В трудную минуту она всегда рядом.
- Она готова была выслушать и помочь.
- Она всегда рядом и помогает советом.
- У них было взаимопоимание, так необходимое в дружбе.Журке повезло с другом.
- Она всегда утешит и поможет.
Когда ответы написаны, они зачитываются, подводится итог урока: Лидия Сергеевна- настоящий друг Журки, она помогает ему в самых трудных жизненных ситуациях.
Рефлексия:
- Что нового я узнал на уроке?
- я узнал, что учитель может быть другом, что человек, намного старше тебя, может быть тебе другом,
Я узнала, что учительницы бывают доброжелательней, чем думают, а другом может быть человек, намного старше тебя.
- Какие черты личности Лидии Сергеевны мне больше всего понравились?
-Доброта, внимательность, сопереживание, неравнодушие.
Для Журки Лидия Сергеевна была не просто учителем, а добрым, родным человеком.
- Какой вопрос я бы зада учительнице?
Попросил бы рассказать о Журке.
Как учился Журка?
Почему Вы привязались к Журке? Как к сыну?
Вы так внимательно относитесь к Журке, помогаете ему. А у Вас были подобные ситуации?
Вы помогаете всем людям или только Журке?
Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к роману В.Крапивина «Журавленок и молнии»
Resource id #2532По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт о проведении Всероссийского открытого урока в День пожарной охраны 30.04.13г.
30 апреля 2013года в МОУ "СОШ №12" г.Ржева сотоялся открытый урок по пожарной безопасности с предстовителями МЧС города и учащимися Гимназии №10...
Методическая разработка внеклассного материала Всероссийский экологический урок «Экология и культура - будущее России»
Данный материал может быть использован при проведении на уроках природоведения, биологии по экологической теме....
методическая разработка "Сценарий проведения Нового года в 5-7 классах - 2015"
Здесь вы можете найти увлекательный материал для организации мероприятия, если на Вас возложили эту работу...
Отчет о проведении Всероссийского открытого урока по ОБЖ в МБОУ АСОШ.
02.10.2015 года в школе прошел Всероссийский открытый урок по «Основам безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Данный урок проводился с целью практических тренировок по защите детей и молодёжи об...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по дисциплине «Математика» открытого урока Тема: «Вычисление площадей и объемов многогранников и тел вращения»
В данной методической разработке приведен один из возможных вариантов планирования практического занятия по математике, показаны методы активизации мыслительной деятельности студентов и применение раз...
Методическая разработка внеуроучного мероприятия "Всероссийский заповедный урок"
Ссценарий к проведению внеуроучного мероприятия в формате представления проектов по заданной теме....
Открытый урок. Чтение, 7 класс «К.М. Симонов «Сын артиллериста».
Конспект урока по чтению в 7 классе...