хантыйская игра "Савнэ кур" - "Сорочья лапка"
презентация к уроку по краеведению (6 класс)

Хандыбина Олеся Вячеславовна

Хантыйская игра "Савнэ кур" - "Сорочья лапка"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хантыйская верёвочная игра « Савнэ кўр » (« Сорочья лапка»)

Слайд 2

Фотография фигуры « Савнэ кўр »

Слайд 3

Информанты Новьюхова Софья Васильевна 1933 – 2009

Слайд 4

Информанты Новьюхова Зоя Абрамовна 1952 года рождения

Слайд 5

Из аннотации В традиционной хантыйской среде популярностью пользовались развлечения , основанные на верёвочном плетении. В основе таких игр лежит верёвочка или толстая нить со связанными узелком концами , с помощью которой два человека сплетают различные комбинации. К таким забавам относится совместное плетение фигуры « Савнэ кўр ». Игра развивает ловкость пальцев, память, логическое мышление, воображение.

Слайд 6

Этнологический аспект Применение узлов и верёвочных плетений в хозяйственных целях оленеводами, рыболовами, охотниками, мастерицами послужили распространению в среде обских угров , а также соседних народов, всевозможных верёвочных головоломок. Игра « Савнэ кўр » представляет локальную традицию с собственным наименованием, подчеркивающим местную специфику.

Слайд 7

Исторический аспект Игра была записана О.В. Хандыбиной в 2004 г. в с. Теги Берёзовского района от хранительницы традиций С.В. Новьюховой . Описание игры опубликовано. Игра представлена была на региональном семинаре-практикуме и включена в учебное пособие Т.В. Волдиной .

Слайд 8

Социологический аспект На момент фиксации, игра сохранялась в памяти отдельных пожилых жительниц Теги, благодаря которым она была описана исследователем. В настоящее время игра получила своё развитие, распространившись среди учащихся 5-6 классов Тегинской школы, а также, после её презентации на окружном уровне, нашла своё признание у более широкой аудитории на территории ХМАО-Югры.

Слайд 9

Учащиеся 5-6 классов

Слайд 10

Лингвистический аспект Тегинский говор хантыйского языка: Ке l – верёвка Савнэ – сорока Кур – лапка, нога Ly й – палец Юнтты – играть Т al ты – вытягивать, тянуть

Слайд 11

Описание игры В игру « Савнэ кўр » играют двое . Концы верёвочки связывают, так образуется петля – игровая нить. Один игрок держит нить, пропущенную между указательными пальцами и мизинцами обеих рук. При этом руки он держит так, чтобы натянутая таким образом нить была параллельна земле, образуя две линии – верхнюю и нижнюю. Второй игрок мизинцами цепляет нижнюю линию, затем указательными пальцами – верхнюю линию. Движением снизу вверх он выворачивает нить (таким образом указательные пальцы оказываются в петле) и вновь захватывает её указательными пальцами сверху с двух сторон. Затем первый игрок отпускает нитку, а второй – натягивает её, получается фигура «сорочья лапка».

Слайд 12

Рис. Н.А. Жеманской

Слайд 13

Ссылка на источник: https:// youtu.be/snCVnK37naA «Центр культурного наследия ханты им. В. Волдина »

Слайд 14

Источники Хандыбина О.В. К вопросу о хантыйских играх // Обские угры : научные исследования и практические разработки: материалы Всероссийской научной конференции VII Югорские чтения/ сост. С.А. Герасимова. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008. – С. 176 – 181. Волдина Т. В. Обско-угорские игры для развития мыслительных способностей, игрушки «для думания»: Учебно-методическое пособие. Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2020. – 72 с. Волдина Т.В. «Мыслительные» игры numӑs junt / nomt joŋil как одно из направлений игровой культуры обских угров // Вестник угроведения . 2021. № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок родного (хантыйского) языка 5 класс Тема урока: «Время глагола».

Урок  родного (хантыйского) языка 5 классТема урока: «Время глагола»....

Хантыйская сказка

Сказка народов ХМАО-Югра...

Изготовление хантыйского детского оберега«Глухарка сна». Ремешок.

Цель: 1. Научить учащихся изготавливать ремешок для детского    оберега.           2. Развивать мелкую моторику....

Формирование хантыйских национальных традиций

Настоящая программа является коррекционно-развивающей программой дополнительного образования детей, имеющих особые образовательные потребности...

Развлечение "Хантыйские посиделки"

Знакомство с народами, населяющими север - ханты, манси,нанайцами, эвенками.Игры,песни,танцы,обряды...

Проверочная работа по литературе. 5 класс К.Г. Паустовский "Заячьи лапки"

Проверочная работа по литературе. 5 класс К.Г. Паустовский "Заячьи лапки"...