«Вселенная культуры Бурятии»
план-конспект урока по краеведению (5, 6 класс)

Жамьянов Сокто Мункуевич

Цель: познакомить детей с разнообразием культуры Бурятии, с уникальностью народов, проживающих на территории Республики Бурятии.

Задачи: формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей; воспитание уважительного и бережного отношения к культурному наследию народов России; уметь работать в группе; анализировать полученную информацию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_odknrn_5-6_klass.docx45.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Форма занятия

Цели и задачи занятия

«Вселенная культуры Бурятии»

Экскурсия, квест

Цель: познакомить детей с разнообразием культуры Бурятии, с уникальностью народов, проживающих на территории Республики Бурятии.

Задачи: формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей; воспитание уважительного и бережного отношения к культурному наследию народов России; уметь работать в группе; анализировать полученную информацию.

Результаты освоения:

  • Личностные: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многонациональном обществе; проявление интереса к познанию истории, культуры народов России; уважение к историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; представление о культурном многообразии своей страны; уважение к культуре своего и других народов.
  • Метапредметные: владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; представлять полученные результаты своей деятельности в различных формах (сообщения, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.).
  • Предметные: знание хронологии, работа с хронологией; знание исторических фактов, работа с фактами; историческое описание (реконструкция).

Хронометраж: 90 минут.

Локация: Этнографический музей народов Забайкалья. п. Верхняя Березовка, 17б

5. Эвенкийский комплекс

17. Семейский комплекс

Сцена. «Легенды народов Бурятии»

Сценарий занятия «Вселенная культуры Бурятии»

Ход урока:

Занятие проводится в виде экскурсии в Этнографическом музее народов Забайкалья. Форма занятия – экскурсия, квест.

Количество детей - 30. Им предстоит пройти три точки:

  1. Эвенкийский комплекс.
  2. Семейский комплекс.
  3. «Легенды народов Бурятии».

Общую модерацию процесса осуществляют педагог и экскурсовод. Учащимся возле каждого комплекса предстоит выполнить задание. При успешном выполнении, участники получают от 5 до 10 баллов.

Задания посвящены культуре народов Забайкалья, народным играми эвенков и семейских. В каждой точке учащиеся знакомятся с культурой, традициями и легендами народов эвенков и семейских.

Тема урока: «Вселенная культуры Бурятии», 5-6 класс.

Задания:

  1. Традиционные игры эвенков и их значения. Сопоставьте названия игр с картинками и ответьте «Какое значение для эвенков имели игры?» Время на обсуждение 5 минут.
  2. Решите кроссворд на тему «Культура семейский»
  3. Знаете ли вы какие-нибудь легенды или сказания у разных народов России? А какие легенда и сказания у народов Бурятии можете рассказать? Время на обсуждение 5 минут.

Разрешается использовать дополнительные источники информации.

Педагог: Добрый день! Сегодня, мы с вами пройдем маршрут под названием «Вселенная культуры Бурятии». Познакомимся с уникальностью народа эвенков и самобытностью семейских староверов. Примерим на себя роли главных героев легенд народов Бурятии. Познакомьтесь с нашим экскурсоводом, который поможет провести с нами познавательное и продуктивное занятие.

Экскурсовод: Здравствуйте, дети! Начнем мы с эвенкийского комплекса. (Экскурсия по эвенкийскому комплексу).

Игра «Поймай рыбу»

Ход игры

Веревку с привязанной к ней, вырезанной из дерева фигуркой рыбы (длиной 15-20 см., шириной 2 см.) перебрасывают через сук дерева. Игроки, прыгая поочередно, должны в прыжке задеть рыбу ногой.

Первоначальная высота, на которой подвешена рыба, для детей - 1 м, для взрослых - 1,5 м. Игрок, не задевший рыбу, выбывает из соревнований. Участники, доставшие рыбу ногой, продолжают состязание на большей высоте. Побеждает тот, кто сможет достать рыбу на наибольшей высоте.

Задание 1 «Традиционные игры эвенков и их значения»

Сопоставьте названия игр с картинками и ответьте «Какое значение для эвенков имели игры?» Время на обсуждение 5 минут.

Экскурсовод: Поздравляю победителей. А теперь передвигаемся к семейскому комплексу. (Экскурсия по семейскому комплексу).

Игра «Кольцеброс»

Ход игры

Игра состоит в набрасывании колец (диаметром 15-20 см) правой и левой рукой на палочки 30-40см длиной, укрепленные вертикально на подставке в виде квадрата, треугольника и др. Задача состоит в том, чтобы с заданного расстояния (1,5-2м) набросить, возможно большее количество колец (из 3-5). В игре одновременно участвуют 2-3 ребенка или один ребенок. Они по очереди набрасывают одинаковое количество колец, подсчитывая, кто сколько набросил. одновременно.

Задание 2. Кроссворд «Культура семейских»

Решите кроссворд. На выполнение 5 минут.

Педагог: Дети, вот мы с вами познакомились с культурой и традиционными играми эвенков и семейских. Давайте остановимся у березовой рощи. Ответьте, пожалуйста, знаете ли вы какие-нибудь легенды и сказания у разных народов России? А какие легенды народов Бурятии можете рассказать?

Задание 3. «Легенды народов Бурятии»

Знаете ли вы какие-нибудь легенды или сказания у разных народов России? А какие легенда и сказания у народов Бурятии можете рассказать? Время на обсуждение 5 минут. Разрешается использовать дополнительные источники информации.

Педагог: Вы перечислили несколько легенд и сказаний у народов Бурятии, и даже рассказали про одну из них. А теперь давайте сыграем одну из легенд народов Бурятии и Забайкалья. Примерим на себе роли главных героев.

Педагог читает легенду эвенков «Чарские пески», дети разыгрывают роли главных героев.

«Чарские пески»

Роли: Тэллэй и его жена, два брата, хозяин тайги Баятай.

Когда-то в седые времена жил в Чарской долине охотник Тэллэй со своей женой. Мог не только орла на вершине скалы разглядеть, но и яйца самки, и даже перышки, что устилали ее гнездо. C годами старик зоркость не утратил, но ослабел - хвори одолели, c лежанки редко вставал.

Было у Тэллэя и его жены два сына. Оба выросли сильными и удачливыми охотниками. Лис голыми руками ловили, в беге с лосем соревновались, а убитых зверей связкой на спину закидывали и в стойбище приносили - им нарты для этого не требовались.

Вот только сердца у братьев оказались черствыми, как копыта у оленя, и сверху мехом заросли. Они зверей и птицу били без счета, добычей не делились ни с кем, даже с отцом.

Говорили: «Мэй..Какой с него толк? Старый стал, руки трясутся, в белку с десяти шагов попасть не может. Жаль на него мясо изводить, лучше собакам кинем - они помогут нам зверя загнать». Так и оставался старик голодный. Но для себя охотник Тэллэй еды не просил, все пытался сыновей на ум наставить. «Нынче зима холодная, эвенки на чумовище голодают, поделитесь с ними добычей. Наступят лютые времена, cородичи вас, в свой черед, выручат».

- Еще чего?! - гоготали братья. - Лучше мы оленьим салом себе пузо в три слоя смажем, чем мясо будем неудачникам скармливать.

И продолжали истреблять зверя и птицу на своих угодьях - в долине зажатой меж горных хребтов Кодара и речушкой Сакукан. Не щадили крупных и мелких обитателей тайги даже в пору любви. Так продолжалось и год, и два, и десять. Невдомек жадным братьям было, что убив белку-мать, они теряли восемь бельчат, которых она принесла бы по весне.

Но стали замечать братья, что тайга год от года скудеет. Лес начал чахнуть, корни у старых деревьев подсекаться, а молодой поросли деревцев, растущих им на смену, - не видно. Не стало в угодьях белок, некому теперь семена кедра, cтланника и cосен окрест разносить. Трава без спасительной тени от ветвей сосен завяла, ягода и грибы перестали родиться.

Дикие олени весь ягель съели, и тоже покинули Сакуканскую долину. Медведи не могут ягод и дикого меда сыскать, убежали прочь из леса. Зайцы, и те покинули долину. Волки завыли и отправились вслед за ними. Не пропадать же с голоду?

Пусто стало в Сакуканских угодьях – ни шороха сусликов, роющих норы, ни дыхания хищного зверя, скрадывающего добычу, ни клекота глухарей не слышно. Даже воронье не каркает. На месте Тайги - бурелом, да гниющие под осенними дождями стволы деревьев.....

Худо пришлось братьям, и для них голодные времена наступили. Сила жадных охотников распирает, а приложить ее некуда... Подняли сыновья старого отца с лежанки, закололи последнего уцелевшего от стада оленя, мозговую кость старику на сей раз не пожалели, поднесли: «Пожуй, подкрепись, как следует, да окинь окрестности взором, подскажи: куда нам податься, где еды добыть».

- Сородичам поклонитесь: они закон Тайги чтили, убивали диких животных, только чтобы свои кишки наполнить и голод утолить, а лишку не били. Для себя, и для потомков задел оставили. Они и с вами добычей поделятся - так у эвенков заведено выручать друг друга в лихую пору.

- Э-ээ... cтарик, не годится твоя наука. Ты подскажи - у кого из эвенков самые богатые зверьем урочища. А уж мы знаем, как прежнего охотника из его гнезда выкурить.

- Не дело вы затеяли, - пытался протестовать старый Тэллэй. - Люди бессильны совладать с вами. Но Баятай, хозяин Тайги, не станет терпеть ваши бесчинства. Бойтесь его гнева.

Не послушали сыновья отца. Захватили соседние участки, и тут принялись бить белку и глухаря без счета, урон Тайге наносить.

Но как-то задул сильный ветер с Кодара. День дул, два, и на третий не унялся. Всю растительность Сакуканской долины в воздух подняло - да и не мудрено: корни деревьев и трав давно подгнили, не могли за землю держаться. Ветер подхватил и братьев. Протягивали они руки к сородичам, чтобы те удержали их. Но лесные люди - эвенки отворачивались от них.

Баятай, хозяин Тайги, наславший ветер, лютовал семь дней и ночей. Утих - на месте Сакуканской долины - пусто, куда ни кинь оком, лишь песчаные барханы громоздятся, а жадных братьев и след простыл: занесло песком.

... Так в предгорьях Кодара появилась пустыня - Чарские пески, напоминание охотникам, чтобы не забывали закон Тайги - добывали зверя только для пропитания.

Рефлексия:

  1. Что вы узнали интересного о народах Бурятии?
  2. Какие игры и задания понравились больше?
  3. Какой урок из данной легенды можем вынести? Правильно ли поступали братья по отношению к природе?
  4. Что нужно делать, чтобы история и традиции народов нашей страны сохранилась?

Темы для научно-исследовательских работ:

  1. Быт народов Сибири и Дальнего Востока. (по выбору)
  2. Этнический состав Республики Бурятия
  3. Как природные условия и места обитания повлияли на образ жизни народов Сибири и Дальнего Востока.
  4. Жизнь семейских в Республике Бурятия
  5. Разнообразие традиционных костюмов бурятского народа
  6. Оленеводство и традиционные игры эвенков
  7. Гастрономическое разнообразие народов Бурятии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет:литература, 5 класс. Тема урока: «Почему такие разные две Вселенные: Вселенная Взрослых и вселенная Детей?»

Конспект урока по литературе. Тема "Почему такие разные две Вселенные: Вселенная взрослых и Вселенная детей?"...

Элективный курс "Искусство и культура Бурятии"

Данная программа элективного курса «Искусство и культура Бурятии» для учащихся 10-11 классов рассчитана на 68 часов.Базовая учебная дисциплина, формирует духовный облик и нравственные орие...

Презентация "Художественная культура Бурятии"

Презентация  "Художественная культура Бурятии" посвящена изобразительному искусству, изучению родного края, , включена в программу как регионально-национальный компонет....

Рабочая программа по предмету "Культура Бурятии" 8 класс

Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и м...

Авторская программа "Культура и искусство народов Республики Бурятия (семейские, буряты)"

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам иные представления о системе взаимодействия искусства семейских, бурят и других народов  с жизнью. В ней предусматривается привлечение ...

рАБОЧАЯ ПРОГРАММА "КУЛЬТУРА БУРЯТИИ"

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в средней школе является важнейшей составляющей многих предметов. В процессе изучения предмета «Культура Бурятии» старшие школьники полу...

Программа по внеурочной деятельности "Культура Бурятии"

Программа по внеурочной деятельности "Культура Бурятии"...