рАБОЧАЯ ПРОГРАММА "КУЛЬТУРА БУРЯТИИ"
рабочая программа (8 класс)

ТУЯНА БАТОРОВНА ШОЙРОПОВА

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в средней школе является важнейшей составляющей многих предметов. В процессе изучения предмета «Культура Бурятии» старшие школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные знания и представления об окружающем мире, о прошлом и настоящем родной страны, духовно-нравственной культуре, осмысливать свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны.
            Данный предмет имеет культурологическую направленность, раскрывает общечеловеческие и общероссийские ценности, в отборе которых в процессе общественного развития участвовали различные религии.

  1. Цели и задачи курса

         Цель изучения предмета «Культура Бурятии» – приобщение старших школьников к культурному наследию народов нашей республики, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУЛЬТУРА БУРЯТИИ

Оглавление

Раздел I. Пояснительная записка…………………………………………………………...……..3

  1. Цели и задачи курса ………….…………………………………………..………………..3
  2. Общая характеристика учебного предмета …..………………………………………..4-6
  3. Описание места учебного предмета……………………………………...……………….7
  4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета …………………….…………7

Раздел II. Планируемые результаты освоения обучения (личностные, метапредметные, предметные)и и система оценивания…………………………..……………………………....8-15

Раздел III. Содержание учебного курса обучения……………………………………………...16

3.1. Календарно – тематическое планирование………………………………………………16-22

3.2. График контрольных работ…………………………………………………………………..23

3.3. Примерное поурочное планирование курса……………………………………………..24-54

Раздел IV. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса (УМК, доп.литература, оборудование, ЦОР)…………………55-57

Раздел I. Пояснительная записка

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в средней школе является важнейшей составляющей многих предметов. В процессе изучения предмета «Культура Бурятии» старшие школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные знания и представления об окружающем мире, о прошлом и настоящем родной страны, духовно-нравственной культуре, осмысливать свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны.
        Данный предмет имеет культурологическую направленность, раскрывает общечеловеческие и общероссийские ценности, в отборе которых в процессе общественного развития участвовали различные религии.

  1. Цели и задачи курса

         Цель изучения предмета «Культура Бурятии» – приобщение старших школьников к культурному наследию народов нашей республики, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.

Задачи курса:

● расширение и систематизация знаний и представлений у учащихся 8 классов о культуре и духовных традициях народов Бурятии, о нравственных ценностях, полученных при изучении истории Бурятии, бурятской литературы и других предметов средней школы;

● формирование представлений о традиционных религиях народов Бурятии,

их роли в культуре, истории Бурятии;

● формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной; 

● воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов Бурятии, толерантное отношение к людям другой культуры;

● развитие информационной культуры школьников (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности.

1.2. Общая характеристика учебного предмета

Основной особенностью учебного предмета «Культура  Бурятии» является его интегративный характер. Его содержание взаимосвязано с другими предметами средней школы (в первую очередь, «Бурятская литература» и «История Бурятии»), с внеклассной работой, проводимой в школе, с воспитанием детей в семье.

 Отбор содержания предмета осуществляется в соответствии с ФГОС, концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. При этом учитываются возрастные возможности учащихся 8 классов и их собственный социальный опыт, направленность материала на выработку эмоционально-ценностного отношения к изучаемому предмету (людям, их поступкам, религиозным, нравственным заповедям и т.д.). Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества).

Материал предмета представлен на «микроуровне» и «макроуровне». В первом случае, это – малая Родина Бурятия, этническая группа, семья, культурные и религиозные традиции, помогающие учащимся 8 классов актуализировать имеющиеся у них знания, расширять и углублять их, получив (на уровне данной ступени образования) представления об исторических корнях и традициях народа, к которым принадлежит семья учащегося. Во втором случае – это актуализация представлений о России в целом, как многонациональном, поликонфессиональном государстве, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями.

Культурологическая направленность курса предполагает приобщение учащихся к культурному наследию народов нашей страны путём обращения к следующим ценностям и источникам: историческим источникам, нравственным заповедям традиционных религий; фольклору народов Бурятии, произведениям литературы, географии Бурятии (сведения о природе и населении); истории Бурятии и народов её населяющих; искусства, СМИ.

        Знания, которые получает ученик в 8 классах, накладываются друг на друга, включаются в прочные ассоциативные связи. Усвоению материала способствует и то, что подростковый возраст – период интенсивной социализации, обогащения познавательной и эмоционально-ценностной сфер личности учащихся. Учащиеся 8 классов не относятся бесстрастно к сообщаемым сведениям, своим наблюдениям, им свойственно эмоциональное отношение к фактам, поступкам людей, деление их на добрых и злых, плохих и хороших. Положительный нравственный пример из прошлого или настоящего пробуждает у подростков стремление к подражанию, способствует нравственному воспитанию.

          Учащиеся 8 классов ориентированы на персонифицированные идеалы – яркие, привлекательные образы людей, содержащиеся в истории нашей страны, религиозных и культурных традициях народов Бурятии. Они побуждают учеников к эмоциональному отношению к событиям прошлого и настоящего, их участникам, обогащают нравственный опыт личности. Подросткам особенно интересны люди, жившие в другую эпоху, действующие в иных условиях. Помочь учащимся понять этих людей, увидеть нравственный пример в их поступках – один из путей духовного воспитания школьников. 
           
В формировании духовно-нравственных ценностей народов Бурятии большое значение имеет диалог подростков с одноклассниками, учителем, родителями и другими родственниками. Диалог в данном случае является источником новых знаний, актуализации, обобщения и систематизации изученного материала; способствует формированию эмоционально-личностного отношения к обсуждаемому материалу, выработке собственной системы ценностей, активизации процессов мышления учащихся; развивает культуру общения, повышает интерес к учебе.

Диалоговой форме общения на уроках и дома способствует интерактивная, познавательная деятельность, в первую очередь, задания под условными знаками «Работай в паре», «Работай в группе», а также беседы на темы, которые дают возможность включить в работу подростков, их родителей и других родственников.  

При изучении данного предмета у учащихся 8 классов развиваются познавательные способности: извлекать и анализировать (с учётом возраста) различного вида информацию, представленную в справочной и дополнительной литературе, Интернете и др., для ответа на вопросы и подготовки небольших сообщений; анализировать и описывать памятники культуры (жилища, культовые объекты, произведения искусства и т.д.); сравнивать бытовые объекты (жилища, одежду, утварь и т.д.); выражать авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям; приводить мотивированные оценочные суждения о поступках людей, их поведении, положительных качествах личности и т.д. 

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к

людям, институтам государства и гражданского общества; социальная солидарность, мир во всём мире; многообразие культур и народов);

воспитание социальной ответственности и компетентности  (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны и республики);

воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемого на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

 воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание (ценности: гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

1.3. Описание места учебного предмета

На изучение предмета «Культура Бурятии» в 8 классе отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов. Из них: на урочную деятельность- 51 час, на внеурочную деятельность -17 часов.

1.4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

 Патриотизм и гражданственность: любовь к Бурятии, родному краю, своему народу, уважение обычаев и традиций, культуры своего и других народов Бурятии, дружба и согласие между народами, уважение к государственным законам и символам, защитникам Отечества, охрана природы, исторических и культурных памятников.

Духовно-нравственные ценности: ценность человеческой жизни, бережное отношение ко всему живому, справедливость, милосердие, верность, отзывчивость, сострадание, честность, ответственность, гостеприимство, доброта, дружелюбие, умение прощать, уважение мнения других.

Семейные ценности: забота о чести семьи, уважение родителей, забота о старших и младших членах семьи, взаимопонимание и доверие, трудолюбие.
     Религии народов Бурятии: свобода вероисповедания, веротерпимость, представление о традиционных религиях народов Бурятии, их духовно-нравственном значении в жизни людей.

В соответствии с интересами и уровнем развития учащихся на уроках с учениками Обсуждаются следующие темы:

История Бурятии – 3 часа.

Фольклор – 4 часа.

Традиционное хозяйство – 2 часа.

Поселения, жилища, домашняя утварь – 5 часов.

Пища – 4 часа.

Духовная культура – 3 часа.

Народные праздники – 5 часов.

Народные игры – 8 часов.

Бурятские пословицы и поговорки – 2 часа.

Одежда и украшения – 5 часов.

Семья – 4 часа.

Театральное и музыкальное искусство – 3 часа.

Изобразительное искусство – 2 часа.

Раздел II. Планируемые результаты освоения обучения (личностные, метапредметные, предметные) и система оценивания.

В результате изучения предмета «Культура Бурятии», а также актуализации полученных знаний и умений по другим предметам средней школы у учеников будут сформированы предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). 

Личностные результаты изучения предмета «Культура Бурятии». У выпускника будут сформированы:
-
 осознание своей идентичности, члена этнической группы, семьи,  гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам Бурятии, их культурным и религиозным традициям;

- понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами;

- знание основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;

- способность эмоционально реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;
-
стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);

- готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

У выпускника могут быть сформированы:

- стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);
-
осознание этнокультурного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов Дагестана в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;

-  зарождение элементов гражданской, патриотической позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, с представителями другой национальности. 
Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
-
организовывать и планировать свои действия в соответствии
с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления; 

- контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;

- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;

оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Выпускник получит возможность научиться

• оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их; 

• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
• самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную. 
Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;

• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), общения с людьми и т.п.;
• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;

• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия: анализ, сравнение, обобщение, установление аналогий, построение рассуждений и выводов;

Выпускник получит возможность научиться:

• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;
•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;
• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
-
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, давать оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

- сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам. 

Выпускник получит возможность научиться:

- принимать во внимание советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;

-  правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (этнокультурные, этнографические, исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;

- проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;

 -  участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (сообщения, сочинения на свободную тему, презентации).

Предметные результаты

Выпускник основной школы в результате изучения предмета  «Культура Бурятии » научится:

- находить на карте национально-территориальные образования Бурятии;

-определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;
-
описывать памятники истории и культуры народов Бурятии на основе иллюстраций учебника;
-
рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) об обрядах, обычаях и традициях народов Бурятии;

- готовить сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов Бурятии, защитниках Отечества, национальных героях;

- характеризовать духовно-нравственные черты народов Бурятии, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;

-  различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;
-
рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;
-
оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;
Выпускник получит возможность научиться:

- использовать полученные представления об этнокультурных ценностях народов Бурятии, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;
-
сравнивать обычаи и традиции народов Бурятии, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям; 

- соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;

- различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;

 - использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, этнопедагогике народов Бурятии для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.

Формы организации учебного процесса: урок-лекция, урок-конференция, урок- беседа, экскурсии, фестиваль народов Бурятии, ролевая игра, диспут.

Критерии оценивания

Контроль и оценка достижений учащихся являются важными и необходимыми условиями образовательного процесса. Особенностями контроля на занятиях являются проверка и оценка сформированности теоретических знаний и практических умений. Для оценки уровня усвоения используется зачетная система с выделенными критериями и показателями.

1. Теоретические знания

Оценка

Полнота, системность, прочность знаний

Обобщенность знаний

Действенность знаний

Проявление творческой активности, познавательного интереса

Зачёт

Изложение полученных знаний в устной, письменной и графической форме,

полное, в системе,

в соответственно с требованиями учебной программы; допускаются отдельные несущественные ошибки, исправляемые учащимся по указанию учителя на ошибку знаний

Выделение существенных признаков изученного с помощью операций анализа и синтеза; выявление причинно-следственных связей; формулировка выводов и обобщений, в которых могут быть несущественные ошибки; подтверждение изученного известными фактами и сведениями

Применение знаний в практической деятельности; самостоятельное выполнения заданий воспроизводящего характера, с незначительной помощью учителя творческого характера

Проявление познавательно-творческого интереса к изучаемому предмету, новым техникам, технологиям; Желание выполнять более сложное задание

Незачёт

Изложение учебного материала неполное, бессистемное, что препятствует усвоению последующей учебной информации; существенные ошибки, не исправляемые даже с помощью учителя

Бессистемное выделение случайных признаков изученного; неумение производить простейшие операции анализа и синтеза; делать обобщение, вывод

Неумение применять знания в практической деятельности (учащийся не может ответить на наводящие вопросы учителя, самостоятельно выполнить задание)

Пассивность, созерцательный интерес к изучаемому предмету, новым технологиям;

2. Практические умения и навыки

Оценка

Овладение приёмами работы

Соблюдение технических и технологических требований к качеству объекта труда

Выполнение и перевыполнение ученических норм времени

Соблюдение требований безопасности труда

Проявление интереса к предмету

Зачёт

Владение приёмами работы (возможны отдельные несущественные ошибки исправляемые самими учащимися, учителя); самостоятельное выполнение работ с применением освоенных приёмов и контроль качества продукции (возможна несущественная помощь учителя) самоконтроль за выполнением действий при овладении приёмами работ

Выполнение работ в соответствии с требованиями технической и технологической

документации с несущественными ошибками, исправляемыми самостоятельно

Выполнение ученических норм времени

Соблюдение требований безопасности труда

Самостоятельное планирование предстоя щей работы (возможна несущественная помощь учителя); правильная организация рабочего места; проявление устойчивого (или эпизодического) интереса к предмету, новым техникам, технологиям.

Незачёт

Неточное выполнение приёмов работ и контроля качества изделия с существенными ошибками; неумение осуществлять самоконтроль за выполнением действий при овладении приёмами работы

Выполнение работы с отклонениями относительно технико-технологических требований

Нарушение требований безопасности труда

Планирование предстоя щей работы только с помощью учителя; существенные ошибки в организации рабочего места; отсутствие интереса к предмету, недобросовестное отношение к выполнению поручений

Основным педагогическим условием реализации ведущих требований, предъявляемых к контролю, является дифференциация контрольно-оценочных процедур, предусматривающих:

- ориентацию на индивидуально-личностные особенности учащихся;

- диагностику и учёт исходного (предыдущего) уровня обученности;        

- информированность учащихся о системе контроля ЗУН, которая будет действовать на данном конкретном этапе;

- адекватный подбор контрольных разнотипных заданий, определённой степени сложности;

- предоставление возможности альтернативного выбора диагностических заданий.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий, периодический и итоговый.

Назначением текущего контроля является проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия. Периодический контроль проверяет степень усвоения материала за длительный период (выполнение творческих проектов), а итоговый контроль производится в завершении курса. Его задача зафиксировать уровень подготовки, которая обеспечит дальнейшее применение знаний в жизни.

Раздел III. Содержание учебного курса обучения

3.1. Календарно – тематическое планирование

№ урока

Наименование раздела, темы, урока

Кол-во часов

Дата

I четверть  - 18 часов

История Бурятии -  18 часов

1.

История возникновения Республики Бурятия. Жизнь и обычаи народов Бурятии.

1

04.09

03.09

03.09

03.09

05.12

03.09

2.

История возникновения Республики Бурятия. Жизнь и обычаи народов Бурятии.

1

06.09

05.09

07.09

07.09

06.12

06.09

3.

История возникновения Республики Бурятия. Жизнь и обычаи народов Бурятии.

1

11.09

10.09

10.09

10.09

12.09

10.09

4.

Духовная культура народов Бурятии. Фольклор

1

13.09

12.09

14.09

14.09

13.09

13.09

5.

Духовная культура народов Бурятии. Фольклор

1

18.09

17.09

17.09

17.09

19.12

17.09

6.

Народные сказки.

1

20.09

19.09

21.09

21.09

20.09

20.09

7.

Народные сказки.

1

25.09

24.09

24.09

24.09

26.09

24.09

8.

Народные сказки.

1

27.09

26.09

28.09

28.09

27.09

27.09

9.

Урок – сценка в/у

1

02.10

01.10

01.10

01.10

03.10

01.10

10.

Понятие о мифе, легенде, эпосе.

1

04.10

03.10

05.10

05.10

04.10

04.10

11.

Легенда о Бабжа Баторе, Шилдэй-Занги, Бальжин хатан

1

09.10

08.10

08.10

08.10

10.10

08.10

12.

Легенды о Байкале (Хун Шубуун)

1

11.09

10.10

12.10

12.10

11.10

11.10

13.

Героический эпос бурят «Гэсэр»

1

16.10

15.10

15.10

15.10

17.10

15.10

14.

Народные таланты нашего края (М.Имегенов, А.Тороев)

1

18.10

17.10

19.10

19.10

18.10

18.10

15.

Народные таланты нашего края в/у

1

23.10

22.10

22.10

22.10

24.10

22.10

16.

Урок –игра «Многоликая Бурятия» в/у

1

25.10

24.10

26.10

26.10

25.10

25.10

17.

Повторение по теме «Мифы, легенды, эпос»

1

30.10

29.10

29.10

29.10

31.10

29.10

18.

Контрольный тест №1.

1

01.11

31.10

02.11

02.11

01.11

01.11

II четверть – 14 часов

Материальная культура

Традиционное хозяйство – 2часа

19.

Скотоводство. Охота. Рыболовство

1

08.11

12.11

09.11

09.11

08.11

08.11

20.

Земледелие и ремесло.

1

13.11

14.11

12.11

12.11

14.11

12.11

Поселения, жилища, домашняя утварь – 5 часов

21.

Традиционное жилище народов Бурятии (юрта, чум, изба).

1

15.11

19.11

16.11

16.11

15.11

15.11

22.

Традиционное жилище народов Бурятии (юрта, чум, изба).

1

20.11

21.11

19.11

19.11

21.11

19.11

23.

Интерьер жилища.

1

22.11

26.11

23.11

23.11

22.11

22.11

24.

Интерьер жилища.

1

27.11

28.11

26.11

26.11

28.11

26.11

25.

Конструирование жилища. в/у

1

29.11

03.12

30.11

30.11

29.11

29.11

26.

Конструирование жилища. в/у

1

04.12

05.12

03.12

03.12

05.12

03.12

Пища – 4 часа

27.

Традиционная кухня. Пища, как часть культуры народа.

1

06.12

10.12

07.12

07.12

06.12

06.12

28.

Повседневная пища.

1

11.12

12.12

10,12

10,12

12.12

10.12

29.

Ритуально-праздничные блюда.

1

13.12

17.12

14.12

14.12

13.12

13.12

30.

Урок-презентация. в/у

1

18.10

19.12

17.12

17.12

19.12

17.10

31.

Повторение по теме «Пища»

1

20.12

24.12

21.12

21.012

20.12

20.10

32.

Контрольный тест №2

1

25.12

26.12

24.12

24.12

26.12

24.12

III четверть – 20 часов  Духовная культура .  Религия- 3 часа

33.

Духовная культура (буддизм)

34.

Духовная культура (христианство)

35.

Духовная культура (шаманизм)

Народные праздники – 5 часов

36.

Народные праздники – отражение культурного наследия и духовного богатства нации, его самобытность. (Пасха)

37.

Народные праздники – отражение культурного наследия и духовного богатства нации, его самобытность. (Масленница)

38.

Народные праздники – отражение культурного наследия и духовного богатства нации, его самобытность. (Иван Купала)

39.

Народные праздники – Сагаалган, Сурхарбаан, Обоо тахилган.

40.

Народные праздники – Сагаалган, Сурхарбаан, Обоо тахилган.

(презентация )

 

Народные игры – 8 часов

41.

Эрын гурбан наадан. (Конные скачки, борьба, стрельба из лука)

42.

Бабки.

43.

Шагай наадан.(игра)

44.

Шагай наадан.(игра)

45.

Ёохор наадан.

46.

Ёохор наадан.

47.

Ёохор наадан.(концерт)

48.

Ёохор наадан.(концерт)

Бурятские пословицы и поговорки – 2 часа

49.

Смысл, характер и содержание бурятских пословиц и поговорок

50.

Благопожелания – уреэлы.

51.

Повторение по теме «Бурятские пословицы и поговорки»

52.

Контрольный тест №3

IV- четверть – 16 часов

Одежда и украшения – 5 часов

53.

Народный костюм.

54.

Народный костюм.

55.

Народный костюм. (презентация0

56.

Традиционные украшения

57.

Традиционные украшения (презентация)

Семья – 4 часа

58.

Род. Родословная. Генеалогия – наука о родословной человека.

59.

Семейное воспитание детей. Свадебные и родильные обряды.

60.

Семейное воспитание детей. Свадебные и родильные обряды.

Театральное и музыкальное искусство – 3 часа

61.

История и развитие национальных театров

62.

Музыкальная культура Бурятии

63.

Выдающиеся деятели культуры Бурятии (брейн ринг)

Изобразительное искусство – 2 часа

64.

Национальный орнамент

65.

Художники Бурятии

66.

Бурятия глазами художников. (встреча)

67.

Повторение  по теме «Изобразительное искусство»

68.

Итоговый тест №4

3.2. График контрольных работ в 8 классах по курсу «Культура Бурятии»  2018-2019 учебный год.

Дата проведения

Классы

1 четверть

Форма к.р

2 четверть

Форма к.р

3 четверть

Форма к.р

4 четверть

Форма к.р

01.11

Контр.тест №1

25.12

Тест №2

Контр.тест №3

Контр.тест №4

31.10

Контр.тест №1

26.12

Тест №2

Контр.тест №3

Контр.тест №4

02.11

Контр.тест №1

24.12

Тест №2

Контр.тест №3

Контр.тест №4

02.11

Контр.тест №1

24.12

Тест №2

Контр.тест №3

Контр.тест №4

01.11

Контр.тест №1

26.12

Тест №2

Контр.тест №3

Контр.тест №4

01.11

Контр.тест №1

24.12

Тест №2

Контр.тест №3

Контр.тест №4

Примерное поурочное планирование курса

п/п

Тема урока

Тип урока

Хар-ка деят-ти учащихся или виды учебной деят-ти

Планируемые результаты

Вид контроля

Д/з

предметные

метапредметные

Личностные

1

 История возникновения Республики Бурятия. Жизнь и обычаи народов Бурятии.

Урок открытия нового знания.

Рассказывать об истории народов Бурятии, обсуждать в парах, иметь представление о проживающих в Бурятии народов.

Знать: специфику, основные моменты, этапы и хронологию этнической истории.

Уметь:

правильно и обоснованно использовать основные этнографические термины и понятия.

передача информации (устным, письменным, цифровым способами)

адекватно использовать речь для планирования

мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя) знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры

Разыгрывание ситуаций

сообщение «Улан-Удэ-родной мой город»

2

История возникновения Республики Бурятия. Жизнь и обычаи народов Бурятии.

Урок повторение

Рассказывать об географическом положении  Бурятии, обсуждать в парах, иметь представление о народах Бурятии.

Знать: особенности географического положения;статус и значение населенных пунктов края;названия географических объектов; особенности величины территории и рельефа; полезные ископаемые; рекреационные возможности своего края;основные водные объекты;особенности погоды и климата своего края;основные типы растительности;основные группы животного мира своего края;особо охраняемые территории края;экономическое «лицо» края, главные предприятия промышленности и сельского хозяйства;экспортную продукцию;

Уметь: анализировать по картам главные черты географического положения территории и географических объектов края:

 полезные ископаемые, особенности вод, погоды и климата своего края.

 и регуляции своей деятельности;

планирование учебного сотрудничества: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Учащиеся должны проявлять: активную гражданскую позицию, высокие патриотические чувства, готовность к служению своей Родине и защите ее интересов

Устный опрос

Доклад «Мой край родной –Бурятия»

3

История возникновения Республики Бурятия. Жизнь и обычаи народов Бурятии.

Урок повторение

Иметь представление о памятниках архитектуры РБ, дать описание историческим обьектам.

Знать: ближайшие археологические памятники и исторические объекты;процесс заселения, освоения и развития края;основные народы, их культуру, традиции, обычаи и ремесла;выдающихся, заслуженных людей края.

Уметь: давать общие описания хозяйства своего края, описывать, объяснять историю края, основные факторы развития, особенности заселения, причины многонационального состава населения, их культуру, традиции и обычаи.

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

развитие умения планировать свое речевое поведение;

инициативное сотрудничество: обращаться за помощью

Стремление беречь и приумножать богатства природы родного края, своим посильным трудом улучшать его экономику, экологию.

Презентация по теме

Презентация по теме «Памятники культурного наследия РБ»

4

Духовная культура народов Бурятии. Фольклор

УОНЗ

Характеризуют духовно-нравственные ценности: семейные, а также такие факторы, как.

Знать: основные понятия фольклора.

Уметь: отличать жанры фольклора

Инициативное сотрудничество: обращаться за помощью, вступать в диалог,

Уважение к ценностям семьи, любовь к природе.  

Устный опрос

Устное сообщение по теме «Фольклор народов РБ»

5

Духовная культура народов Бурятии. Фольклор

Урок- рассуждение

гостеприимство, побратимство, служащие психолого-педагогической основой воспитания, взаимоуважения, взаимопомощи, культуры

Знать: классификацию жанров фольклора, малые жанры бурятского фольклора, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора. Фольклор семейских, эвенков.

Уметь:  грамотно излагать материал, конспектировать, делать выводы.

а также участвовать в коллективном обсуждении проблем

Признание духовной ценности своего и др.людей, народов, толерантность.

рассуждение

Сообщение на тему «Устное народное творчество народов РБ»

6

Народные сказки.

Урок- представление

иметь представление о сказках народов мира, РБ.

Знать: виды народных сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. 

Уметь: классифицировать сказки по видам

Давать определение понятиям, развитие и умение планирования своего речевого поведения, задавать вопросы.

Освоение традиций, культуры. Восприятие устного народного творчества народов, уважение к истории, к культурным и историческим памятникам.

план

Сообщение по теме: «Народные сказки»

7

Народные сказки.

Комбинированный урок

Характеризуют духовно-нравственные ценности: гостеприимство, побратимство, служащие психолого-педагогической основой воспитания, взаимоуважения, взаимопомощи, культуры, иметь представление о сказках народов мира, РБ.

Знать:  характеристику сказки как жанра, ее определение, виды сказок, в чем заключается отличие сказки от легенды, сказочной повести, былины;

Уметь: анализировать художественное  произведение,  сравнивать  различный  литературный  материал, работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными  способами  получения  и  обработки  информации;  работать группами. 

Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя) знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры

Устный опрос

Подготовка к инсценированию сказки

8

Народные сказки.

повторение

Работать со справочной и художественной литературой, владеть навыками получения и обработки информации.

Знать: знать жанровые особенности сказки

Уметь: охарактеризовать героев сказки

Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Освоение национальных ценностей, традиций, культуры.

подготовка

Подготовка к инсценированию сказки

9

Урок – сценка по теме «Народные сказки»

Урок-сценка

Работать со справочной и художественной литературой, владеть навыками получения и обработки информации

Знать:  популярные русские, бурятские, эвенкийские народные сказки; признаки сказки как жанра; виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)

Уметь: выражать свои мысли в полной форме, отстаивать свою точку зрения, передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки; определять главную мысль сказки и поучительную ценность; работать в паре, в группе, уметь договариваться, учитывать мнение других.

Использовать схемы, модели и решения поставленных задач. использование ораторских способностей,развивать  коммуникативную компетенцию.

Формирование готовности и способности диалог с другими людьми и достижение в нем взаимопонимания.

инсценировка

10

Понятие о мифе, легенде, эпосе.

УОНЗ

Дать понятие о мифологии, уметь охарактеризовать мифологического героя; уметь выделять жанрово-композиционные особенности мифа;

Знать: понятия «миф» и «мифология»;  сюжеты и содержание мифов; крылатые выражения, связанные с мифологией. Легенда. Эпос.

Уметь: понимать отличие мифа от сказки, «легенда», «мифологический герой»; иметь начальные представления о героическом эпосе; уметь охарактеризовать мифологического героя; уметь выделять жанрово-композиционные особенности мифа;

научиться инсценированному чтению мифов и эпизодов героического эпоса; понимать важность изучения мировой культуры.

Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им. давать определение понятиям «миф», «легенда», «эпос»

Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя) знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры.

Устный опрос

Прочитать о мифах, легендах Бурятии. Легенда о Бабжа Баторе, Шилдэй-Занги, Бальжин хатан

11

Легенда о Бабжа Баторе, Шилдэй-Занги, Бальжин хатан

УОНЗ

Рассказывать основное содержание, выделять главные моменты в тексте, анализировать.

Знать: понятие легенды, сюжет и содержание легенды о Бабжа Баторе и Шилдэй-Занги. 

Уметь: отличать миф от легенды.

Развитие умения планировать свое речевое поведение, задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером.

Освоение национальных ценностей, традиции, культуры, уважение к истории, к  памятникам устного народного творчества.

чтение

Легенды о Байкале (Хун Шубуун)

12

Легенды о Байкале (Хун Шубуун)

комбинированный

Рассказывать основное содержание, выделять главные моменты в тексте, анализировать.

Знать:  определения «легенда», «предание», выявить особенности этого жанра литературы; общее и различное между мифом и легендой;

Уметь: анализировать

Развитие умения планировать свое речевое поведение, задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером.

Освоение национальных ценностей, традиции, культуры, уважение к истории, к  памятникам устного народного творчества.

чтение

Героический эпос бурят «Гэсэр»

13

Героический эпос бурят «Гэсэр»

комбинированный

Рассказывать основное содержание, выделять главные моменты в тексте, анализировать.

Знать: что такое эпос, чем эпос отличается от сказки.

Уметь: характеризовать героев эпосов, знать их подвиги, уметь их сравнивать между собой.

Развитие умения планировать свое речевое поведение, задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером.

Освоение национальных ценностей, традиции, культуры, уважение к истории, к  памятникам устного народного творчества.

чтение

14

Народные таланты нашего края (М.Имегенов, А.Тороев)

Урок-презентация

Рассказывать и иметь представление о народных сказителях, о народных талантах края.

Знать: понятие «улигэр», «улигершин»

Уметь: Рассказать о народных сказителях, о народных талантах края.

Осуществлять познавательную рефлексию.

Освоение национальных ценностей, традиции, культуры, уважение к истории, к  памятникам устного народного творчества.

Устный опрос

Устное сообщение на тему «Улигершины»

15

Народные таланты нашего края

Урок-рассказ

Рассказывать и иметь представление о народных сказителях, о народных талантах края.

Знать: понятие «улигэр», «улигершин»

Уметь: Рассказать о народных сказителях, о народных талантах края.

Осуществлять познавательную рефлексию.

Освоение национальных ценностей, традиции, культуры, уважение к истории, к  памятникам устного народного творчества.

Устный опрос

Импровизация ульгэра

16

Урок –игра «многоликая Бурятия»

Урок -игра

Работать в коллективе, в группах.

Знать: историю народов РБ, известных людей РБ, достопримечательности и культуру народов РБ.

Уметь: анализировать, приводить примеры

Развитие умения планировать свое речевое поведение, задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером.

Формирование готовности и способности диалог с другими людьми и достижение в нем взаимопонимания.

Повторение

Подготовка к контрольному тесту.

17

Повторение по темам «История РБ», «Фольклор»

Урок- повторение

Общее представление по темам.

Знать: историю, духовную культуру, фольклор, народные таланты РБ

Уметь: выражать свои мысли в полной форме, отстаивать свою точку зрения, анализировать.

Использовать схемы, модели и решения поставленных задач.

Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

Повторение

Подготовка к контрольному тесту.

18

Контрольный тест №1.

УРК

Проверка знаний учащихся.

Знать: историю, духовную культуру, фольклор, народные таланты РБ

Уметь: выражать свои мысли в полной форме, отстаивать свою точку зрения, анализировать.

Использовать схемы, модели и решения поставленных задач.

Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тест № 1

II четверть

Традиционное хозяйство-2 часа

19.

Скотоводство. Охота. Рыболовство

УОНЗ

Работать со справочной и художественной литературой, владеть навыками получения и обработки информации.

Знать: специфику, основные моменты, этапы и хронологию этнической истории.

Уметь:

правильно и обоснованно использовать основные этнографические термины и понятия.

передача информации (устным, письменным, цифровым способами)

адекватно использовать речь для планирования

мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя) знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры

Устный опрос

Доклад на тему «Традиционное хозяйство народов РБ»

20.

Земледелие и ремесло.

Комбинированный

Работать со справочной и художественной литературой, владеть навыками получения и обработки информации.

Знать: специфику, основные моменты, этапы и хронологию этнической истории.

Уметь:

правильно и обоснованно использовать основные этнографические термины и понятия.

передача информации (устным, письменным, цифровым способами)

адекватно использовать речь для планирования

мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя) знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры

Защита доклада

Прочитать

Поселения, жилища, домашняя утварь – 5 часов

21.

Традиционное жилище народов Бурятии (юрта, чум, изба).

Урок –презентация. УОНЗ

Комментировать по презентации, излагать свои мысли, анализировать

Знать: типы жилищ народов РБ

Уметь: дать определение типам жилищ

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

Познавательные:

поиск и отбор

необходимой

информации

Реферат на тему «Традиционное жилище»

Реферат на тему «Традиционное жилище»

22.

Традиционное жилище народов Бурятии (юрта, чум, изба).

Урок-повторение

Работать со справочной и художественной литературой, владеть навыками получения и обработки информации.

Знать:  традиционные типы жилища народов РБ

Уметь: различать типы жилища, дать характеристику. 

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета.

Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Устное сообщение

Прочитать по теме «Традиционное жилище народов РБ»

23.

Интерьер жилища.

Урок –презентация. УОНЗ

Комментировать по презентации, излагать свои мысли, анализировать

Знать: интерьер  жилищ народов РБ

Уметь: различать убранство жилища

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

Познавательные:

поиск и отбор

необходимой

информации

Подготовка к моделированию жилища

Подготовка к моделированию жилища

24.

Интерьер жилища.

Урок-повторение

Работать со справочной и художественной литературой, владеть навыками получения и обработки информации.

Знать: интерьер  жилищ народов РБ

Уметь: различать убранство жилища

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета.

Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Подготовка к моделированию жилища

Подготовка к моделированию жилища

25.

Конструирование жилища.

Урок конструирования

Иметь навыки технологии, моделирования

Знать: интерьер  жилищ народов РБ

Уметь: различать убранство жилища

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

Уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценностей своего и других людей, оптимизм в восприятии мира

Конструирование

26.

Конструирование жилища.

Урок конструирования

Иметь навыки технологии, моделирования

Знать: интерьер  жилищ народов РБ

Уметь: различать убранство жилища

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

Уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира

Конструирование

Пища – 4 часа

27.

Традиционная кухня. Пища, как часть культуры народа.

УОНЗ

Познают традиционную кухню, уметь отличать

Знать: национальную кухню народов РБ

Уметь:  высказывать свое мнение, свое отношение к культуре народов РБ

Пользоваться логическими методами сравнения  анализа и обобщения.

Основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Устный опрос

Составление рассказа по теме «Любимое блюдо национальной кухни»

28.

Повседневная пища.

комбинированный

Вести диалог, расспрос, запрашивая интересующую информацию о повседневной пище.

Знать: национальную кухню народов РБ

Уметь:  высказывать свое мнение, свое отношение к культуре народов РБ

Познавательные:

поиск и отбор

необходимой

информации

Уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира

Диалог-расспрос

Устное сообщение

29.

Ритуально-праздничные блюда.

УОНЗ

Познают традиционную кухню, уметь отличать

Знать: национальную кухню народов РБ

Уметь:  высказывать свое мнение, свое отношение к культуре народов РБ

Пользоваться логическими методами сравнения  анализа и обобщения.

Основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Устный опрос

Составление рассказа по теме «Любимое блюдо национальной кухни»

30.

Урок-презентация по темам Традиционное жилище народов Бурятии (юрта, чум, изба).

Традиционная кухня. Пища, как часть культуры народа.

Урок –презентация

Комментировать по презентации, излагать свои мысли, анализировать

Знать: типы жилищ народов РБ, традиционную кухню, национальные ритуалы.

Уметь: дать определение по теме

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

Познавательные:

поиск и отбор

необходимой

информации

Защита презентации

31.

Повторение  по темам: Традиционное жилище народов Бурятии (юрта, чум, изба).

Традиционная кухня. Пища, как часть культуры народа.

Урок –повторение

Комментировать по презентации, излагать свои мысли, анализировать

Знать: типы жилищ народов РБ, традиционную кухню, национальные ритуалы.

Уметь: дать определение по теме

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

Познавательные:

поиск и отбор

необходимой

информации

Подготовка к контрольному тесту

Контрольный тест № 2

32.

Контрольный тест №2

УРК

Комментировать по презентации, излагать свои мысли, анализировать

Знать: типы жилищ народов РБ, традиционную кухню, национальные ритуалы.

Уметь: дать определение по теме

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

Познавательные:

поиск и отбор

необходимой

информации

Подготовка к контрольному тесту

Контрольный тест № 2

III четверть – 20 часов

Духовная культура . 

Религия- 3 часа

33.

Духовная культура (буддизм)

Урок познание

Проводят беседу о сущности буддизма и шаманизма.

Знать:

Что такое культура, и

как она создаѐтся. Что такое

религия?  Что такое

Регулятивные:

саморегуляция

формирование образа мира как единого и

Устный опрос

Подготовить рассказ

Что такое культура?

34.

Духовная культура (христианство)

Урок рассуждение

Сравнивают религии разных стран.

православие?

Уметь:

Выразить слова

благодарности в

разнообразных формах.

Познавательные:

поиск и отбор

необходимой

информации

целостного при разнообразии культур, национальностей,

Сообщение

Сообщение Что такое религия?

35.

Духовная культура (шаманизм)

Урок рассуждение

Выявляют роль религии в жизни каждого народа

Понимать взаимосвязь

русской культуры и

православия. Рассказать о

традициях

культуры народов.

Коммуникативные: выражение своих

мыслей.

религий, воспитание доверия и уважения

к истории и культуре всех народов

Рассуждение

Презентация по теме

Народные праздники – 5 часов

36.

Народные праздники – отражение культурного наследия и духовного богатства нации, его самобытность. (Пасха)

Комбинированный

Знакомятся с традициями и обычаями, обрядами и праздниками.

Знать: понимать роль народного праздничного обряда, знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, как коллективного ощущения целостности мира,

Уметь: распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

 уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям;

- быть толерантным к культуре и искусству разных народов;

Презентация

37.

Народные праздники – отражение культурного наследия и духовного богатства нации, его самобытность. (Масленница)

Комбинированный

Знакомятся с традициями и обычаями, обрядами и праздниками.

Знать: понимать роль народного праздничного обряда, знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, как коллективного ощущения целостности мира,

Уметь: распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

 уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям;

- быть толерантным к культуре и искусству разных народов;

Инсценировка

38.

Народные праздники – отражение культурного наследия и духовного богатства нации, его самобытность. (Иван Купала)

Комбинированный

Знакомятся с национальными праздниками.

Знать: понимать роль народного праздничного обряда, знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, как коллективного ощущения целостности мира,

Уметь: распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение
 

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

 уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям;

- быть толерантным к культуре и искусству разных народов;

Сообщение по теме

39.

Народные праздники – Сагаалган, Сурхарбаан, Обоо тахилган.

Урок проект

Знакомятся с национальными праздниками, работают в группах, приводят примеры из жизни ,

Знать: понимать роль народного праздничного обряда, знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, как коллективного ощущения целостности мира,

Уметь: распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение
 

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

 уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям;

- быть толерантным к культуре и искусству разных народов;

Проект

40.

Народные праздники – Сагаалган, Сурхарбаан, Обоо тахилган.

(презентация )

Урок проект

учатся творчески воспринимать задания, развивать воображение. развивать навыки индивидуальной работы;

Знать: понимать роль народного праздничного обряда, знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, как коллективного ощущения целостности мира,

Уметь: распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение
 

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

 уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям;

- быть толерантным к культуре и искусству разных народов;

Проект

 

Народные игры – 8 часов

41.

Эрын гурбан наадан. (Конные скачки, борьба, стрельба из лука)

Урок игра

Учатся играть в шагай наадан, знакомятся с историей «Эрын гурбан наадан».

Знать: понимать роль народного праздничного обряда, знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, как коллективного ощущения целостности мира,

Уметь: распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение
 

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

 уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям;

- быть толерантным к культуре и искусству разных народов;

42.

Бабки.

Комбинированный

учатся творчески воспринимать задания, развивать воображение. развивать навыки индивидуальной работы;

Знать: понимать роль народного праздничного обряда, знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, как коллективного ощущения целостности мира,

Уметь: распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение
 

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

 уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям;

- быть толерантным к культуре и искусству разных народов;

Работа в парах

43.

Шагай наадан.(игра)

Урок игра

Учатся играть в шагай, различать их

организовать свою

деятельность на получение

необходимой информации.

развитие прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса

знание о своей этнической принадлежности,

Работа в группах, парах

Подготовиться к соревнованию по «Шагай»

44.

Шагай наадан.(игра)

Урок игра

Знакомятся с историей, участвовать в обсуждении

Знать: историю возникновения игры, правило

Уметь: выражать собственное

мнение, организовать свою

деятельность на получение

необходимой информации.

устанавливать причинно-следственные связи

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью

освоение национальных ценностей, традиций, культуры

Работа в группах, парах

Подготовиться к соревнованию по «Шагай»

45.

Ёохор наадан.

Комбинированный

Знакомятся с историей народного танца, разучивают слова, знакомятся с основными движениями бурятского народного танца

Знать: характер и манеры исполнения движений бурятского народного танца «Ёхор».

Уметь: выражать собственное

мнение, организовать свою

деятельность на получение

необходимой информации.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности;

-готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование творческой активности и познавательного интереса при решении учебных задач и собственной музыкально-прикладной деятельности;

Работа в группах

Выучить текст ёхора

46.

Ёохор наадан.

Комбинированный

Знакомятся с историей народного танца, разучивают слова, знакомятся с основными движениями, готовятся к выступлению

Знать: характер и манеры исполнения движений бурятского народного танца «Ёхор».

Уметь: выражать собственное

мнение, организовать свою

деятельность на получение

необходимой информации.

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, формирующихся в процессе совместной творческой и коллективной деятельности;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Работа в группах

Выучить текст ёхора

47.

Ёохор наадан.(концерт)

Урок концерт

Творческое выступление учащихся

Знать: характер и манеры исполнения движений бурятского народного танца «Ёхор».

Уметь: выражать собственное

мнение, организовать свою

деятельность на получение

необходимой информации.

готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование творческой активности и познавательного интереса при решении учебных задач и собственной музыкально-прикладной деятельности;

Выучить текст ёхора

48.

Ёохор наадан.(концерт)

Урок концерт

Творческое выступление учащихся

Знать: характер и манеры исполнения движений бурятского народного танца «Ёхор».

Уметь: выражать собственное

мнение, организовать свою

деятельность на получение

необходимой информации.

готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Бурятские пословицы и поговорки – 2 часа

49.

Смысл, характер и содержание бурятских пословиц и поговорок

УОНЗ

Знакомятся с жанрами устного народного творчества, читают текст, выявляют содержание, характеризуют героев, определяют идейный смысл

Знать: основные жанры устного народного творчества

Уметь: грамотно излагать материал, конспектировать, делать выводы.

Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям;

- быть толерантным к культуре и искусству разных народов;

Устный опрос

Сообщение «Пословицы и поговорки»

50.

Благопожелания – уреэлы.

Комбинрованный

произведения. Составляют план, выявляют в тексте изобразительно-выразительные средства, Определяют роль устного народного творчества в жизни нашего народа

Знать: благопожелания

Уметь:

Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий

уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям;

- быть толерантным к культуре и искусству разных народов;

Устный опрос

Выучить благопожелание

51.

Повторение по теме «Бурятские пословицы и поговорки»

Урок повторение

Повторяют пройденный материал

Знать: жанры УНТ, содержание половиц и поговорок

Уметь: рассказать 

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по

Устный опрос

52.

Контрольный тест №3

УРК

Проверка коммуникативных умений учащихся в аудировании, чтении, письме и говорении.

Тестирование

Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственных формах

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Контрольный тест

Контрольный тест №3

IV- четверть – 16 часов

Одежда и украшения – 5 часов

53.

Народный костюм.

Комбинированный

Знакомятся с историей и традицией национального костюма.

Знать: элементы бурятского национального костюма и назначение

Уметь: различать цветовой колорит, ритм и стилизацию элементов в орнаменте

развивать  учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество; содействовать развитию навыка индивидуальной работы; 

мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя) знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры

Устный опрос

Устное сообщение по теме

54.

Народный костюм.

повторение

Знакомятся с репродукциями художественных произведений по теме

Знать: элементы бурятского национального костюма и назначение

Уметь: различать цветовой колорит, ритм и стилизацию элементов в орнаменте

способствовать развитию познавательного интереса, эмоциональной отзывчивости в процессе игровой деятельности.

уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям;

- быть толерантным к культуре и искусству разных народов;

Презентация

55.

Народный костюм. (презентация0

Урок презентация

Знакомятся с историей и традицией национального костюма.

Знать: элементы бурятского национального костюма и назначение

Уметь: различать цветовой колорит, ритм и стилизацию элементов в орнаменте

Формировать потребность к самоорганизации: аккуратность, самостоятельность выполнения задания, умение доводить начатое дело до конца;  

мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя) знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры

56.

Традиционные украшения

Комбинированный

Знакомятся с репродукциями художественных произведений по теме

Знать:

Уметь: грамотно излагать материал, конспектировать, делать выводы.

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по

 

Презентация

57.

Традиционные украшения (презентация)

Повторение

Знакомятся с традиционными украшениями

Знать:

Уметь: грамотно излагать материал, конспектировать, делать выводы.

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Семья – 4 часа

58.

Род. Родословная. Генеалогия – наука о родословной человека.

УОНЗ

Проводят беседу об  истории и традициям своих предков, изучают свою родословную;

Знать: свою родословную

Уметь: правильно формировать и уметь высказывать свои мысли и чувства

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники

информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы

всей команды;

 иметь представление о важности родственных связей в семье

·  проявлять интерес к истории своей семьи

Реферат

59.

Семейное воспитание детей. Свадебные и родильные обряды.

Повторение

Проводят беседу об  истории и традициях свадебных, родильных обрядах

Знать:

Уметь: правильно формировать и уметь высказывать свои мысли и чувства

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники

информации, свой жизненный опыт и информацию,

уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям;

- быть толерантным к культуре и искусству разных народов;

Устное сообщение по теме

60.

Семейное воспитание детей. Свадебные и родильные обряды.

Урок сценка

Проводят беседу об  истории и традициях свадебных, родильных обрядах

Знать:

Уметь: правильно формировать и уметь высказывать свои мысли и чувства

развивать  учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество; содействовать развитию навыка индивидуальной работы; 

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование творческой активности и познавательного интереса при решении учебных задач и собственной музыкально-прикладной деятельности;

Рассказ

Театральное и музыкальное искусство – 3 часа

61.

История и развитие национальных театров

УОНЗ

Знакомятся с национальными театрами, с выдающимися деятелями культуры.

Знать: историю, духовную культуру, фольклор, народные таланты РБ

Уметь: выражать свои мысли в полной форме, отстаивать свою точку зрения, анализировать.

Развитие умения планировать свое речевое поведение, задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером.

Освоение национальных ценностей, традиции, культуры, уважение к истории, к  памятникам устного народного творчества.

62.

Музыкальная культура Бурятии

Комбинированный

Знакомятся с национальными театрами, с выдающимися деятелями культуры.

Знать: историю, духовную культуру, фольклор, народные таланты РБ

Уметь: выражать свои мысли в полной форме, отстаивать свою точку зрения, анализировать.

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

 уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям;

- быть толерантным к культуре и искусству разных народов;

63.

Выдающиеся деятели культуры Бурятии (брейн ринг)

Урок игра

Знакомятся с национальными театрами, с выдающимися деятелями культуры.

Знать: историю, духовную культуру, фольклор, народные таланты РБ

Уметь: выражать свои мысли в полной форме, отстаивать свою точку зрения, анализировать.

Развитие умения планировать свое речевое поведение, задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером.

Освоение национальных ценностей, традиции, культуры, уважение к истории, к  памятникам устного народного творчества.

Изобразительное искусство – 2 часа

64.

Национальный орнамент

УОНЗ

Знакомятся с изобразительным искусством,

Знать: мотивы и композиции орнаментов;отражение в орнаменте стихий огня, воды, дерева, воздуха, земли;символику дополнений костюма (пояса, манжет, дэнзэ, ножен, трубок);

Уметь: оформлять и украшать изделие национальным орнаментом;




Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

 уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям;

- быть толерантным к культуре и искусству разных народов;

65.

Художники Бурятии

Комбинированный

живописью и графикой, художниками Бурятии.

региональные особенности и символику бурятских украшений;

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

 уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям;

- быть толерантным к культуре и искусству разных народов;

66.

Бурятия глазами художников. (встреча)

Урок встреча

Знакомятся с изобразительным искусством, живописью и графикой, художниками Бурятии.

творчество мастеров серебряных дел Бурятии.

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

 уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям;

- быть толерантным к культуре и искусству разных народов;

67.

Повторение  по теме «Изобразительное искусство»

Повторение

Повторяют пройденный материал

Знать: мотивы и композиции орнаментов;отражение в орнаменте стихий огня, воды, дерева, воздуха, земли;символику дополнений костюма (пояса, манжет, дэнзэ, ножен, трубок);

Уметь: оформлять и украшать изделие национальным орнаментом;

Развитие умения планировать свое речевое поведение, задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером.

Освоение национальных ценностей, традиции, культуры, уважение к истории, к  памятникам устного народного творчества.

68.

Итоговый тест №4

УРК

Проверка коммуникативных умений учащихся в аудировании, чтении, письме и говорении.

Тестирование

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач

Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственных формах

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Итоговый контрольный тест №4

Раздел IV. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса (УМК, дор.литература, оборудование, ЦОР)

  1. Алагуева В.П. “Золотая книга о бурятах” - У-Удэ: Респ. типография, 2006.
  2. Бабуева В.Д. “Материальная и духовная культура бурят” учебное пособие.- Улан-Удэ, 2004.
  3. Бадмаева Р. Д. Бурятский народный костюм. - Улан-Удэ, 1987.
  4. Балданова С. Б., Старцуева Ж. Ц., Будаев С. Д. Технология старинного ремесла. Все о войлоке. – Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2006. – 52 с., ил.
  5. Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева: Альбом – М.: МИРТ, 1992.- 128 с.: ил.
  6. Батоева Д.Б., Галданова Г.Р. и др. “Обряды в традиционной культуре бурят”- М.: Вост. Лит., 2002.
  7. Баирова Л.К. “Истоки и тайны бурятских улигеров” в 2 частях – Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2006.
  8. Галшиев Э-Х. “Зеркало мудрости”-Улан-Удэ: Бур. книжное изд-во, 2006.
  9. Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. “Традиционная культура бурят”- Улан-Удэ, 2000.
  10. Гэсэр: Бурятский народный героический эпос // пер. В. Солоухин: в 2-х т. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1986. – 288 с., ил.
  11. Дашиева Л.Д. “Традиционная музыкальная культура бурят” Метод. пособие – Улан-Удэ: Респ. типография, 2005.
  12. Дугаров Б. и др. “ Бурятские народные сказки”. Сборник- М:, Современник 1990.
  13. Детский ежемесячный иллюстрированный журнал “Одон. Star.Звезда”- Улан-Удэ: Респ. Типография.
  14. Жамбалова С. Г. Традиционная охота бурят. – Новосибирск, 1991.
  15. Историко-культурный атлас Бурятии. – М., 2001.
  16. Календарные обычаи и обряды у народов Восточной Азии. Новый год.- М., 1985.
  17. Коновалов П. Б. Этнические аспекты истории Центр. Азии: Древность и Средневековье/ П. Б. Коновалов. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999.-214с.
  18. “Костюмы народов Бурятии” Справочно-библиографический СD. Сост: Базарова Д.В. и др.: национ. Библиотека РБ, Улан-Удэ, 2006.
  19. Михайлов В. А. Войлочная и деревянная юрты бурят.- Улан-Удэ, изд. ОНЦ «Сибирь», 1993.
  20. Могоева Д.Д. “Амар сайн, ухибууд!”-Улан-Удэ: изд. Бэлиг-2002.
  21. Муханов И.Л. “Дождь из цветов” Бурятские буддийские притчи. Центр русско-азиатских исследований “Агирти”, 2005.
  22. Традиционные промыслы и ремесла народов России: Учебное пособие. – СПб.: «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург», 2004.
  23. Фокина Л. В. Орнамент. Учебное пособие. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000.
  24. Энциклопедия Байкала “Байкал. Флора и фауна” СD- Иркутск: Восьмое небо – 2005.

Для организации работы с разными источниками информации желательно использовать:

- научно – популярные, художественные книги, сборники фольклора народов Бурятии для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари, художественные альбомы и др.;

-символы традиционных религий (для показа);

- государственные символы РФ и РБ (флаг, герб, звукозапись гимна);

- настенные карты (России, Бурятии);

- репродукции картин художников, отражающие материал курса;

- фотографии религиозных и культурных объектов, природы Бурятии, вида центров районных и национальных образований народов Бурятии и др.;

- предметы быта, одежды, художественных промыслов народов Бурятии.

Технические средства обучения.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Интерактивная доска.

Экранно – звуковые пособия

Интерактивные демонстрационные таблицы, аудио – видео записи в соответствии с программой обучения, слайды, соответствующие тематике программы по курсу, мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике по предмету «Культура Бурятии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Литература Бурятии" с разработкой урока "Притчи Р. Номтоева"

Рабочая программа элективного курса "Литература Бурятии" для учащихся 8 класса с разработкой урока "Притчи Ринчена Номтоева, просветитиеля, ученого, философа". Работа заняла II место в республиканском...

Рабочая программа по по предмету "История Бурятии" для 8 класса

Предмет "История Бурятии" входит в национально - региональный компонент базисного учебного плана. В нашей школе "История Бурятии" изучается по концентрическому принципу на протяжении 8 - 11 классов. В...

Рабочая программа по истории Бурятии для 10 класса

Программа составлена к учебнику  Цыбикторова А.Д., Дашибалова Б.Б. и других авторовиздательства "Бэлиг". Программа содержит  актуальность, цели, задачи, специфику изучения   истори...

Рабочая программа по истории Бурятии для 11 класса

Программа составлена к учебнику Тармаханова Е.Е., Санжиевой Т.Е и других авторовиздательства "Бэлиг". Программа содержит актуальность, цели, задачи, спецификуизучения истории Бурятии.  Также прог...

Тест по географии Бурятии "Горы Бурятии", 8 класс

Тест "Горы Бурятии" позволяет проверить знания   учащихся после изучения раздела Рельеф Бурятии по предмету География Бурятии....

Война: Бурятия в 1941-1945 годы. Трудовой и ратный подвиг народов Бурятии.

Материал по краеведению, раскрывающий вклад тружеников тыла, народов, проживающих на территории Бурятии, а также ратный подвиг воинов из Бурятии....

Авторская программа "Культура и искусство народов Республики Бурятия (семейские, буряты)"

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам иные представления о системе взаимодействия искусства семейских, бурят и других народов  с жизнью. В ней предусматривается привлечение ...