рАБОЧАЯ ПРОГРАММА "КУЛЬТУРА БУРЯТИИ"
рабочая программа (8 класс)
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в средней школе является важнейшей составляющей многих предметов. В процессе изучения предмета «Культура Бурятии» старшие школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные знания и представления об окружающем мире, о прошлом и настоящем родной страны, духовно-нравственной культуре, осмысливать свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны.
Данный предмет имеет культурологическую направленность, раскрывает общечеловеческие и общероссийские ценности, в отборе которых в процессе общественного развития участвовали различные религии.
- Цели и задачи курса
Цель изучения предмета «Культура Бурятии» – приобщение старших школьников к культурному наследию народов нашей республики, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "КУЛЬТУРА БУРЯТИИ" | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУЛЬТУРА БУРЯТИИ
Оглавление
Раздел I. Пояснительная записка…………………………………………………………...……..3
- Цели и задачи курса ………….…………………………………………..………………..3
- Общая характеристика учебного предмета …..………………………………………..4-6
- Описание места учебного предмета……………………………………...……………….7
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета …………………….…………7
Раздел II. Планируемые результаты освоения обучения (личностные, метапредметные, предметные)и и система оценивания…………………………..……………………………....8-15
Раздел III. Содержание учебного курса обучения……………………………………………...16
3.1. Календарно – тематическое планирование………………………………………………16-22
3.2. График контрольных работ…………………………………………………………………..23
3.3. Примерное поурочное планирование курса……………………………………………..24-54
Раздел IV. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса (УМК, доп.литература, оборудование, ЦОР)…………………55-57
Раздел I. Пояснительная записка
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в средней школе является важнейшей составляющей многих предметов. В процессе изучения предмета «Культура Бурятии» старшие школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные знания и представления об окружающем мире, о прошлом и настоящем родной страны, духовно-нравственной культуре, осмысливать свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны.
Данный предмет имеет культурологическую направленность, раскрывает общечеловеческие и общероссийские ценности, в отборе которых в процессе общественного развития участвовали различные религии.
- Цели и задачи курса
Цель изучения предмета «Культура Бурятии» – приобщение старших школьников к культурному наследию народов нашей республики, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.
Задачи курса:
● расширение и систематизация знаний и представлений у учащихся 8 классов о культуре и духовных традициях народов Бурятии, о нравственных ценностях, полученных при изучении истории Бурятии, бурятской литературы и других предметов средней школы;
● формирование представлений о традиционных религиях народов Бурятии,
их роли в культуре, истории Бурятии;
● формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;
● воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов Бурятии, толерантное отношение к людям другой культуры;
● развитие информационной культуры школьников (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности.
1.2. Общая характеристика учебного предмета
Основной особенностью учебного предмета «Культура Бурятии» является его интегративный характер. Его содержание взаимосвязано с другими предметами средней школы (в первую очередь, «Бурятская литература» и «История Бурятии»), с внеклассной работой, проводимой в школе, с воспитанием детей в семье.
Отбор содержания предмета осуществляется в соответствии с ФГОС, концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. При этом учитываются возрастные возможности учащихся 8 классов и их собственный социальный опыт, направленность материала на выработку эмоционально-ценностного отношения к изучаемому предмету (людям, их поступкам, религиозным, нравственным заповедям и т.д.). Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества).
Материал предмета представлен на «микроуровне» и «макроуровне». В первом случае, это – малая Родина Бурятия, этническая группа, семья, культурные и религиозные традиции, помогающие учащимся 8 классов актуализировать имеющиеся у них знания, расширять и углублять их, получив (на уровне данной ступени образования) представления об исторических корнях и традициях народа, к которым принадлежит семья учащегося. Во втором случае – это актуализация представлений о России в целом, как многонациональном, поликонфессиональном государстве, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями.
Культурологическая направленность курса предполагает приобщение учащихся к культурному наследию народов нашей страны путём обращения к следующим ценностям и источникам: историческим источникам, нравственным заповедям традиционных религий; фольклору народов Бурятии, произведениям литературы, географии Бурятии (сведения о природе и населении); истории Бурятии и народов её населяющих; искусства, СМИ.
Знания, которые получает ученик в 8 классах, накладываются друг на друга, включаются в прочные ассоциативные связи. Усвоению материала способствует и то, что подростковый возраст – период интенсивной социализации, обогащения познавательной и эмоционально-ценностной сфер личности учащихся. Учащиеся 8 классов не относятся бесстрастно к сообщаемым сведениям, своим наблюдениям, им свойственно эмоциональное отношение к фактам, поступкам людей, деление их на добрых и злых, плохих и хороших. Положительный нравственный пример из прошлого или настоящего пробуждает у подростков стремление к подражанию, способствует нравственному воспитанию.
Учащиеся 8 классов ориентированы на персонифицированные идеалы – яркие, привлекательные образы людей, содержащиеся в истории нашей страны, религиозных и культурных традициях народов Бурятии. Они побуждают учеников к эмоциональному отношению к событиям прошлого и настоящего, их участникам, обогащают нравственный опыт личности. Подросткам особенно интересны люди, жившие в другую эпоху, действующие в иных условиях. Помочь учащимся понять этих людей, увидеть нравственный пример в их поступках – один из путей духовного воспитания школьников.
В формировании духовно-нравственных ценностей народов Бурятии большое значение имеет диалог подростков с одноклассниками, учителем, родителями и другими родственниками. Диалог в данном случае является источником новых знаний, актуализации, обобщения и систематизации изученного материала; способствует формированию эмоционально-личностного отношения к обсуждаемому материалу, выработке собственной системы ценностей, активизации процессов мышления учащихся; развивает культуру общения, повышает интерес к учебе.
Диалоговой форме общения на уроках и дома способствует интерактивная, познавательная деятельность, в первую очередь, задания под условными знаками «Работай в паре», «Работай в группе», а также беседы на темы, которые дают возможность включить в работу подростков, их родителей и других родственников.
При изучении данного предмета у учащихся 8 классов развиваются познавательные способности: извлекать и анализировать (с учётом возраста) различного вида информацию, представленную в справочной и дополнительной литературе, Интернете и др., для ответа на вопросы и подготовки небольших сообщений; анализировать и описывать памятники культуры (жилища, культовые объекты, произведения искусства и т.д.); сравнивать бытовые объекты (жилища, одежду, утварь и т.д.); выражать авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям; приводить мотивированные оценочные суждения о поступках людей, их поведении, положительных качествах личности и т.д.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к
людям, институтам государства и гражданского общества; социальная солидарность, мир во всём мире; многообразие культур и народов);
воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны и республики);
воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемого на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);
воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание (ценности: гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
1.3. Описание места учебного предмета
На изучение предмета «Культура Бурятии» в 8 классе отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов. Из них: на урочную деятельность- 51 час, на внеурочную деятельность -17 часов.
1.4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Патриотизм и гражданственность: любовь к Бурятии, родному краю, своему народу, уважение обычаев и традиций, культуры своего и других народов Бурятии, дружба и согласие между народами, уважение к государственным законам и символам, защитникам Отечества, охрана природы, исторических и культурных памятников.
Духовно-нравственные ценности: ценность человеческой жизни, бережное отношение ко всему живому, справедливость, милосердие, верность, отзывчивость, сострадание, честность, ответственность, гостеприимство, доброта, дружелюбие, умение прощать, уважение мнения других.
Семейные ценности: забота о чести семьи, уважение родителей, забота о старших и младших членах семьи, взаимопонимание и доверие, трудолюбие.
Религии народов Бурятии: свобода вероисповедания, веротерпимость, представление о традиционных религиях народов Бурятии, их духовно-нравственном значении в жизни людей.
В соответствии с интересами и уровнем развития учащихся на уроках с учениками Обсуждаются следующие темы:
История Бурятии – 3 часа.
Фольклор – 4 часа.
Традиционное хозяйство – 2 часа.
Поселения, жилища, домашняя утварь – 5 часов.
Пища – 4 часа.
Духовная культура – 3 часа.
Народные праздники – 5 часов.
Народные игры – 8 часов.
Бурятские пословицы и поговорки – 2 часа.
Одежда и украшения – 5 часов.
Семья – 4 часа.
Театральное и музыкальное искусство – 3 часа.
Изобразительное искусство – 2 часа.
Раздел II. Планируемые результаты освоения обучения (личностные, метапредметные, предметные) и система оценивания.
В результате изучения предмета «Культура Бурятии», а также актуализации полученных знаний и умений по другим предметам средней школы у учеников будут сформированы предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Личностные результаты изучения предмета «Культура Бурятии». У выпускника будут сформированы:
- осознание своей идентичности, члена этнической группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам Бурятии, их культурным и религиозным традициям;
- понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами;
- знание основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;
- способность эмоционально реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;
- стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);
- готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
У выпускника могут быть сформированы:
- стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);
- осознание этнокультурного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов Дагестана в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;
- зарождение элементов гражданской, патриотической позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, с представителями другой национальности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- организовывать и планировать свои действия в соответствии
с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;
- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;
оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Выпускник получит возможность научиться
• оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;
• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
• самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;
• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), общения с людьми и т.п.;
• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;
• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия: анализ, сравнение, обобщение, установление аналогий, построение рассуждений и выводов;
Выпускник получит возможность научиться:
• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;
•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;
• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, давать оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
- сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.
Выпускник получит возможность научиться:
- принимать во внимание советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;
- правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (этнокультурные, этнографические, исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;
- проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;
- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (сообщения, сочинения на свободную тему, презентации).
Предметные результаты
Выпускник основной школы в результате изучения предмета «Культура Бурятии » научится:
- находить на карте национально-территориальные образования Бурятии;
-определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;
- описывать памятники истории и культуры народов Бурятии на основе иллюстраций учебника;
- рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) об обрядах, обычаях и традициях народов Бурятии;
- готовить сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов Бурятии, защитниках Отечества, национальных героях;
- характеризовать духовно-нравственные черты народов Бурятии, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
- различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;
- рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;
- оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать полученные представления об этнокультурных ценностях народов Бурятии, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;
- сравнивать обычаи и традиции народов Бурятии, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;
- соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;
- различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;
- использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, этнопедагогике народов Бурятии для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.
Формы организации учебного процесса: урок-лекция, урок-конференция, урок- беседа, экскурсии, фестиваль народов Бурятии, ролевая игра, диспут.
Критерии оценивания
Контроль и оценка достижений учащихся являются важными и необходимыми условиями образовательного процесса. Особенностями контроля на занятиях являются проверка и оценка сформированности теоретических знаний и практических умений. Для оценки уровня усвоения используется зачетная система с выделенными критериями и показателями.
1. Теоретические знания
Оценка | Полнота, системность, прочность знаний | Обобщенность знаний | Действенность знаний | Проявление творческой активности, познавательного интереса |
Зачёт | Изложение полученных знаний в устной, письменной и графической форме, полное, в системе, в соответственно с требованиями учебной программы; допускаются отдельные несущественные ошибки, исправляемые учащимся по указанию учителя на ошибку знаний | Выделение существенных признаков изученного с помощью операций анализа и синтеза; выявление причинно-следственных связей; формулировка выводов и обобщений, в которых могут быть несущественные ошибки; подтверждение изученного известными фактами и сведениями | Применение знаний в практической деятельности; самостоятельное выполнения заданий воспроизводящего характера, с незначительной помощью учителя творческого характера | Проявление познавательно-творческого интереса к изучаемому предмету, новым техникам, технологиям; Желание выполнять более сложное задание |
Незачёт | Изложение учебного материала неполное, бессистемное, что препятствует усвоению последующей учебной информации; существенные ошибки, не исправляемые даже с помощью учителя | Бессистемное выделение случайных признаков изученного; неумение производить простейшие операции анализа и синтеза; делать обобщение, вывод | Неумение применять знания в практической деятельности (учащийся не может ответить на наводящие вопросы учителя, самостоятельно выполнить задание) | Пассивность, созерцательный интерес к изучаемому предмету, новым технологиям; |
2. Практические умения и навыки
Оценка | Овладение приёмами работы | Соблюдение технических и технологических требований к качеству объекта труда | Выполнение и перевыполнение ученических норм времени | Соблюдение требований безопасности труда | Проявление интереса к предмету |
Зачёт | Владение приёмами работы (возможны отдельные несущественные ошибки исправляемые самими учащимися, учителя); самостоятельное выполнение работ с применением освоенных приёмов и контроль качества продукции (возможна несущественная помощь учителя) самоконтроль за выполнением действий при овладении приёмами работ | Выполнение работ в соответствии с требованиями технической и технологической документации с несущественными ошибками, исправляемыми самостоятельно | Выполнение ученических норм времени | Соблюдение требований безопасности труда | Самостоятельное планирование предстоя щей работы (возможна несущественная помощь учителя); правильная организация рабочего места; проявление устойчивого (или эпизодического) интереса к предмету, новым техникам, технологиям. |
Незачёт | Неточное выполнение приёмов работ и контроля качества изделия с существенными ошибками; неумение осуществлять самоконтроль за выполнением действий при овладении приёмами работы | Выполнение работы с отклонениями относительно технико-технологических требований | Нарушение требований безопасности труда | Планирование предстоя щей работы только с помощью учителя; существенные ошибки в организации рабочего места; отсутствие интереса к предмету, недобросовестное отношение к выполнению поручений |
Основным педагогическим условием реализации ведущих требований, предъявляемых к контролю, является дифференциация контрольно-оценочных процедур, предусматривающих:
- ориентацию на индивидуально-личностные особенности учащихся;
- диагностику и учёт исходного (предыдущего) уровня обученности;
- информированность учащихся о системе контроля ЗУН, которая будет действовать на данном конкретном этапе;
- адекватный подбор контрольных разнотипных заданий, определённой степени сложности;
- предоставление возможности альтернативного выбора диагностических заданий.
Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий, периодический и итоговый.
Назначением текущего контроля является проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия. Периодический контроль проверяет степень усвоения материала за длительный период (выполнение творческих проектов), а итоговый контроль производится в завершении курса. Его задача зафиксировать уровень подготовки, которая обеспечит дальнейшее применение знаний в жизни.
Раздел III. Содержание учебного курса обучения
3.1. Календарно – тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела, темы, урока | Кол-во часов | Дата | |||||
8б | 8в | 8г | 8д | 8е | 8ж | |||
I четверть - 18 часов | ||||||||
История Бурятии - 18 часов | ||||||||
1. | История возникновения Республики Бурятия. Жизнь и обычаи народов Бурятии. | 1 | 04.09 | 03.09 | 03.09 | 03.09 | 05.12 | 03.09 |
2. | История возникновения Республики Бурятия. Жизнь и обычаи народов Бурятии. | 1 | 06.09 | 05.09 | 07.09 | 07.09 | 06.12 | 06.09 |
3. | История возникновения Республики Бурятия. Жизнь и обычаи народов Бурятии. | 1 | 11.09 | 10.09 | 10.09 | 10.09 | 12.09 | 10.09 |
4. | Духовная культура народов Бурятии. Фольклор | 1 | 13.09 | 12.09 | 14.09 | 14.09 | 13.09 | 13.09 |
5. | Духовная культура народов Бурятии. Фольклор | 1 | 18.09 | 17.09 | 17.09 | 17.09 | 19.12 | 17.09 |
6. | Народные сказки. | 1 | 20.09 | 19.09 | 21.09 | 21.09 | 20.09 | 20.09 |
7. | Народные сказки. | 1 | 25.09 | 24.09 | 24.09 | 24.09 | 26.09 | 24.09 |
8. | Народные сказки. | 1 | 27.09 | 26.09 | 28.09 | 28.09 | 27.09 | 27.09 |
9. | Урок – сценка в/у | 1 | 02.10 | 01.10 | 01.10 | 01.10 | 03.10 | 01.10 |
10. | Понятие о мифе, легенде, эпосе. | 1 | 04.10 | 03.10 | 05.10 | 05.10 | 04.10 | 04.10 |
11. | Легенда о Бабжа Баторе, Шилдэй-Занги, Бальжин хатан | 1 | 09.10 | 08.10 | 08.10 | 08.10 | 10.10 | 08.10 |
12. | Легенды о Байкале (Хун Шубуун) | 1 | 11.09 | 10.10 | 12.10 | 12.10 | 11.10 | 11.10 |
13. | Героический эпос бурят «Гэсэр» | 1 | 16.10 | 15.10 | 15.10 | 15.10 | 17.10 | 15.10 |
14. | Народные таланты нашего края (М.Имегенов, А.Тороев) | 1 | 18.10 | 17.10 | 19.10 | 19.10 | 18.10 | 18.10 |
15. | Народные таланты нашего края в/у | 1 | 23.10 | 22.10 | 22.10 | 22.10 | 24.10 | 22.10 |
16. | Урок –игра «Многоликая Бурятия» в/у | 1 | 25.10 | 24.10 | 26.10 | 26.10 | 25.10 | 25.10 |
17. | Повторение по теме «Мифы, легенды, эпос» | 1 | 30.10 | 29.10 | 29.10 | 29.10 | 31.10 | 29.10 |
18. | Контрольный тест №1. | 1 | 01.11 | 31.10 | 02.11 | 02.11 | 01.11 | 01.11 |
II четверть – 14 часов | ||||||||
Материальная культура | ||||||||
Традиционное хозяйство – 2часа | ||||||||
19. | Скотоводство. Охота. Рыболовство | 1 | 08.11 | 12.11 | 09.11 | 09.11 | 08.11 | 08.11 |
20. | Земледелие и ремесло. | 1 | 13.11 | 14.11 | 12.11 | 12.11 | 14.11 | 12.11 |
Поселения, жилища, домашняя утварь – 5 часов | ||||||||
21. | Традиционное жилище народов Бурятии (юрта, чум, изба). | 1 | 15.11 | 19.11 | 16.11 | 16.11 | 15.11 | 15.11 |
22. | Традиционное жилище народов Бурятии (юрта, чум, изба). | 1 | 20.11 | 21.11 | 19.11 | 19.11 | 21.11 | 19.11 |
23. | Интерьер жилища. | 1 | 22.11 | 26.11 | 23.11 | 23.11 | 22.11 | 22.11 |
24. | Интерьер жилища. | 1 | 27.11 | 28.11 | 26.11 | 26.11 | 28.11 | 26.11 |
25. | Конструирование жилища. в/у | 1 | 29.11 | 03.12 | 30.11 | 30.11 | 29.11 | 29.11 |
26. | Конструирование жилища. в/у | 1 | 04.12 | 05.12 | 03.12 | 03.12 | 05.12 | 03.12 |
Пища – 4 часа | ||||||||
27. | Традиционная кухня. Пища, как часть культуры народа. | 1 | 06.12 | 10.12 | 07.12 | 07.12 | 06.12 | 06.12 |
28. | Повседневная пища. | 1 | 11.12 | 12.12 | 10,12 | 10,12 | 12.12 | 10.12 |
29. | Ритуально-праздничные блюда. | 1 | 13.12 | 17.12 | 14.12 | 14.12 | 13.12 | 13.12 |
30. | Урок-презентация. в/у | 1 | 18.10 | 19.12 | 17.12 | 17.12 | 19.12 | 17.10 |
31. | Повторение по теме «Пища» | 1 | 20.12 | 24.12 | 21.12 | 21.012 | 20.12 | 20.10 |
32. | Контрольный тест №2 | 1 | 25.12 | 26.12 | 24.12 | 24.12 | 26.12 | 24.12 |
III четверть – 20 часов Духовная культура . Религия- 3 часа | ||||||||
33. | Духовная культура (буддизм) | |||||||
34. | Духовная культура (христианство) | |||||||
35. | Духовная культура (шаманизм) | |||||||
Народные праздники – 5 часов | ||||||||
36. | Народные праздники – отражение культурного наследия и духовного богатства нации, его самобытность. (Пасха) | |||||||
37. | Народные праздники – отражение культурного наследия и духовного богатства нации, его самобытность. (Масленница) | |||||||
38. | Народные праздники – отражение культурного наследия и духовного богатства нации, его самобытность. (Иван Купала) | |||||||
39. | Народные праздники – Сагаалган, Сурхарбаан, Обоо тахилган. | |||||||
40. | Народные праздники – Сагаалган, Сурхарбаан, Обоо тахилган. (презентация ) | |||||||
| Народные игры – 8 часов | |||||||
41. | Эрын гурбан наадан. (Конные скачки, борьба, стрельба из лука) | |||||||
42. | Бабки. | |||||||
43. | Шагай наадан.(игра) | |||||||
44. | Шагай наадан.(игра) | |||||||
45. | Ёохор наадан. | |||||||
46. | Ёохор наадан. | |||||||
47. | Ёохор наадан.(концерт) | |||||||
48. | Ёохор наадан.(концерт) | |||||||
Бурятские пословицы и поговорки – 2 часа | ||||||||
49. | Смысл, характер и содержание бурятских пословиц и поговорок | |||||||
50. | Благопожелания – уреэлы. | |||||||
51. | Повторение по теме «Бурятские пословицы и поговорки» | |||||||
52. | Контрольный тест №3 | |||||||
IV- четверть – 16 часов | ||||||||
Одежда и украшения – 5 часов | ||||||||
53. | Народный костюм. | |||||||
54. | Народный костюм. | |||||||
55. | Народный костюм. (презентация0 | |||||||
56. | Традиционные украшения | |||||||
57. | Традиционные украшения (презентация) | |||||||
Семья – 4 часа | ||||||||
58. | Род. Родословная. Генеалогия – наука о родословной человека. | |||||||
59. | Семейное воспитание детей. Свадебные и родильные обряды. | |||||||
60. | Семейное воспитание детей. Свадебные и родильные обряды. | |||||||
Театральное и музыкальное искусство – 3 часа | ||||||||
61. | История и развитие национальных театров | |||||||
62. | Музыкальная культура Бурятии | |||||||
63. | Выдающиеся деятели культуры Бурятии (брейн ринг) | |||||||
Изобразительное искусство – 2 часа | ||||||||
64. | Национальный орнамент | |||||||
65. | Художники Бурятии | |||||||
66. | Бурятия глазами художников. (встреча) | |||||||
67. | Повторение по теме «Изобразительное искусство» | |||||||
68. | Итоговый тест №4 |
3.2. График контрольных работ в 8 классах по курсу «Культура Бурятии» 2018-2019 учебный год.
№ | Дата проведения | ||||||||
Классы | 1 четверть | Форма к.р | 2 четверть | Форма к.р | 3 четверть | Форма к.р | 4 четверть | Форма к.р | |
8б | 01.11 | Контр.тест №1 | 25.12 | Тест №2 | Контр.тест №3 | Контр.тест №4 | |||
8в | 31.10 | Контр.тест №1 | 26.12 | Тест №2 | Контр.тест №3 | Контр.тест №4 | |||
8г | 02.11 | Контр.тест №1 | 24.12 | Тест №2 | Контр.тест №3 | Контр.тест №4 | |||
8д | 02.11 | Контр.тест №1 | 24.12 | Тест №2 | Контр.тест №3 | Контр.тест №4 | |||
8е | 01.11 | Контр.тест №1 | 26.12 | Тест №2 | Контр.тест №3 | Контр.тест №4 | |||
8ж | 01.11 | Контр.тест №1 | 24.12 | Тест №2 | Контр.тест №3 | Контр.тест №4 |
Примерное поурочное планирование курса
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Хар-ка деят-ти учащихся или виды учебной деят-ти | Планируемые результаты | Вид контроля | Д/з | ||||
предметные | метапредметные | Личностные | ||||||||
1 | История возникновения Республики Бурятия. Жизнь и обычаи народов Бурятии. | Урок открытия нового знания. | Рассказывать об истории народов Бурятии, обсуждать в парах, иметь представление о проживающих в Бурятии народов. | Знать: специфику, основные моменты, этапы и хронологию этнической истории. Уметь: правильно и обоснованно использовать основные этнографические термины и понятия. | передача информации (устным, письменным, цифровым способами) адекватно использовать речь для планирования | мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя) знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры | Разыгрывание ситуаций | сообщение «Улан-Удэ-родной мой город» | ||
2 | История возникновения Республики Бурятия. Жизнь и обычаи народов Бурятии. | Урок повторение | Рассказывать об географическом положении Бурятии, обсуждать в парах, иметь представление о народах Бурятии. | Знать: особенности географического положения;статус и значение населенных пунктов края;названия географических объектов; особенности величины территории и рельефа; полезные ископаемые; рекреационные возможности своего края;основные водные объекты;особенности погоды и климата своего края;основные типы растительности;основные группы животного мира своего края;особо охраняемые территории края;экономическое «лицо» края, главные предприятия промышленности и сельского хозяйства;экспортную продукцию; Уметь: анализировать по картам главные черты географического положения территории и географических объектов края: полезные ископаемые, особенности вод, погоды и климата своего края. | и регуляции своей деятельности; планирование учебного сотрудничества: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Учащиеся должны проявлять: активную гражданскую позицию, высокие патриотические чувства, готовность к служению своей Родине и защите ее интересов | Устный опрос | Доклад «Мой край родной –Бурятия» | ||
3 | История возникновения Республики Бурятия. Жизнь и обычаи народов Бурятии. | Урок повторение | Иметь представление о памятниках архитектуры РБ, дать описание историческим обьектам. | Знать: ближайшие археологические памятники и исторические объекты;процесс заселения, освоения и развития края;основные народы, их культуру, традиции, обычаи и ремесла;выдающихся, заслуженных людей края. Уметь: давать общие описания хозяйства своего края, описывать, объяснять историю края, основные факторы развития, особенности заселения, причины многонационального состава населения, их культуру, традиции и обычаи. | использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; развитие умения планировать свое речевое поведение; инициативное сотрудничество: обращаться за помощью | Стремление беречь и приумножать богатства природы родного края, своим посильным трудом улучшать его экономику, экологию. | Презентация по теме | Презентация по теме «Памятники культурного наследия РБ» | ||
4 | Духовная культура народов Бурятии. Фольклор | УОНЗ | Характеризуют духовно-нравственные ценности: семейные, а также такие факторы, как. | Знать: основные понятия фольклора. Уметь: отличать жанры фольклора | Инициативное сотрудничество: обращаться за помощью, вступать в диалог, | Уважение к ценностям семьи, любовь к природе. | Устный опрос | Устное сообщение по теме «Фольклор народов РБ» | ||
5 | Духовная культура народов Бурятии. Фольклор | Урок- рассуждение | гостеприимство, побратимство, служащие психолого-педагогической основой воспитания, взаимоуважения, взаимопомощи, культуры | Знать: классификацию жанров фольклора, малые жанры бурятского фольклора, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора. Фольклор семейских, эвенков. Уметь: грамотно излагать материал, конспектировать, делать выводы. | а также участвовать в коллективном обсуждении проблем | Признание духовной ценности своего и др.людей, народов, толерантность. | рассуждение | Сообщение на тему «Устное народное творчество народов РБ» | ||
6 | Народные сказки. | Урок- представление | иметь представление о сказках народов мира, РБ. | Знать: виды народных сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Уметь: классифицировать сказки по видам | Давать определение понятиям, развитие и умение планирования своего речевого поведения, задавать вопросы. | Освоение традиций, культуры. Восприятие устного народного творчества народов, уважение к истории, к культурным и историческим памятникам. | план | Сообщение по теме: «Народные сказки» | ||
7 | Народные сказки. | Комбинированный урок | Характеризуют духовно-нравственные ценности: гостеприимство, побратимство, служащие психолого-педагогической основой воспитания, взаимоуважения, взаимопомощи, культуры, иметь представление о сказках народов мира, РБ. | Знать: характеристику сказки как жанра, ее определение, виды сказок, в чем заключается отличие сказки от легенды, сказочной повести, былины; Уметь: анализировать художественное произведение, сравнивать различный литературный материал, работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать группами. | Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. | мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя) знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры | Устный опрос | Подготовка к инсценированию сказки | ||
8 | Народные сказки. | повторение | Работать со справочной и художественной литературой, владеть навыками получения и обработки информации. | Знать: знать жанровые особенности сказки Уметь: охарактеризовать героев сказки | Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. | Освоение национальных ценностей, традиций, культуры. | подготовка | Подготовка к инсценированию сказки | ||
9 | Урок – сценка по теме «Народные сказки» | Урок-сценка | Работать со справочной и художественной литературой, владеть навыками получения и обработки информации | Знать: популярные русские, бурятские, эвенкийские народные сказки; признаки сказки как жанра; виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных) Уметь: выражать свои мысли в полной форме, отстаивать свою точку зрения, передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки; определять главную мысль сказки и поучительную ценность; работать в паре, в группе, уметь договариваться, учитывать мнение других. | Использовать схемы, модели и решения поставленных задач. использование ораторских способностей,развивать коммуникативную компетенцию. | Формирование готовности и способности диалог с другими людьми и достижение в нем взаимопонимания. | инсценировка | |||
10 | Понятие о мифе, легенде, эпосе. | УОНЗ | Дать понятие о мифологии, уметь охарактеризовать мифологического героя; уметь выделять жанрово-композиционные особенности мифа; | Знать: понятия «миф» и «мифология»; сюжеты и содержание мифов; крылатые выражения, связанные с мифологией. Легенда. Эпос. Уметь: понимать отличие мифа от сказки, «легенда», «мифологический герой»; иметь начальные представления о героическом эпосе; уметь охарактеризовать мифологического героя; уметь выделять жанрово-композиционные особенности мифа; научиться инсценированному чтению мифов и эпизодов героического эпоса; понимать важность изучения мировой культуры. | Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им. давать определение понятиям «миф», «легенда», «эпос» | Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя) знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры. | Устный опрос | Прочитать о мифах, легендах Бурятии. Легенда о Бабжа Баторе, Шилдэй-Занги, Бальжин хатан | ||
11 | Легенда о Бабжа Баторе, Шилдэй-Занги, Бальжин хатан | УОНЗ | Рассказывать основное содержание, выделять главные моменты в тексте, анализировать. | Знать: понятие легенды, сюжет и содержание легенды о Бабжа Баторе и Шилдэй-Занги. Уметь: отличать миф от легенды. | Развитие умения планировать свое речевое поведение, задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером. | Освоение национальных ценностей, традиции, культуры, уважение к истории, к памятникам устного народного творчества. | чтение | Легенды о Байкале (Хун Шубуун) | ||
12 | Легенды о Байкале (Хун Шубуун) | комбинированный | Рассказывать основное содержание, выделять главные моменты в тексте, анализировать. | Знать: определения «легенда», «предание», выявить особенности этого жанра литературы; общее и различное между мифом и легендой; Уметь: анализировать | Развитие умения планировать свое речевое поведение, задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером. | Освоение национальных ценностей, традиции, культуры, уважение к истории, к памятникам устного народного творчества. | чтение | Героический эпос бурят «Гэсэр» | ||
13 | Героический эпос бурят «Гэсэр» | комбинированный | Рассказывать основное содержание, выделять главные моменты в тексте, анализировать. | Знать: что такое эпос, чем эпос отличается от сказки. Уметь: характеризовать героев эпосов, знать их подвиги, уметь их сравнивать между собой. | Развитие умения планировать свое речевое поведение, задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером. | Освоение национальных ценностей, традиции, культуры, уважение к истории, к памятникам устного народного творчества. | чтение | |||
14 | Народные таланты нашего края (М.Имегенов, А.Тороев) | Урок-презентация | Рассказывать и иметь представление о народных сказителях, о народных талантах края. | Знать: понятие «улигэр», «улигершин» Уметь: Рассказать о народных сказителях, о народных талантах края. | Осуществлять познавательную рефлексию. | Освоение национальных ценностей, традиции, культуры, уважение к истории, к памятникам устного народного творчества. | Устный опрос | Устное сообщение на тему «Улигершины» | ||
15 | Народные таланты нашего края | Урок-рассказ | Рассказывать и иметь представление о народных сказителях, о народных талантах края. | Знать: понятие «улигэр», «улигершин» Уметь: Рассказать о народных сказителях, о народных талантах края. | Осуществлять познавательную рефлексию. | Освоение национальных ценностей, традиции, культуры, уважение к истории, к памятникам устного народного творчества. | Устный опрос | Импровизация ульгэра | ||
16 | Урок –игра «многоликая Бурятия» | Урок -игра | Работать в коллективе, в группах. | Знать: историю народов РБ, известных людей РБ, достопримечательности и культуру народов РБ. Уметь: анализировать, приводить примеры | Развитие умения планировать свое речевое поведение, задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером. | Формирование готовности и способности диалог с другими людьми и достижение в нем взаимопонимания. | Повторение | Подготовка к контрольному тесту. | ||
17 | Повторение по темам «История РБ», «Фольклор» | Урок- повторение | Общее представление по темам. | Знать: историю, духовную культуру, фольклор, народные таланты РБ Уметь: выражать свои мысли в полной форме, отстаивать свою точку зрения, анализировать. | Использовать схемы, модели и решения поставленных задач. | Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности. | Повторение | Подготовка к контрольному тесту. | ||
18 | Контрольный тест №1. | УРК | Проверка знаний учащихся. | Знать: историю, духовную культуру, фольклор, народные таланты РБ Уметь: выражать свои мысли в полной форме, отстаивать свою точку зрения, анализировать. | Использовать схемы, модели и решения поставленных задач. | Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности. | Тест № 1 | |||
II четверть Традиционное хозяйство-2 часа | ||||||||||
19. | Скотоводство. Охота. Рыболовство | УОНЗ | Работать со справочной и художественной литературой, владеть навыками получения и обработки информации. | Знать: специфику, основные моменты, этапы и хронологию этнической истории. Уметь: правильно и обоснованно использовать основные этнографические термины и понятия. | передача информации (устным, письменным, цифровым способами) адекватно использовать речь для планирования | мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя) знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры | Устный опрос | Доклад на тему «Традиционное хозяйство народов РБ» | ||
20. | Земледелие и ремесло. | Комбинированный | Работать со справочной и художественной литературой, владеть навыками получения и обработки информации. | Знать: специфику, основные моменты, этапы и хронологию этнической истории. Уметь: правильно и обоснованно использовать основные этнографические термины и понятия. | передача информации (устным, письменным, цифровым способами) адекватно использовать речь для планирования | мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя) знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры | Защита доклада | Прочитать | ||
Поселения, жилища, домашняя утварь – 5 часов | ||||||||||
21. | Традиционное жилище народов Бурятии (юрта, чум, изба). | Урок –презентация. УОНЗ | Комментировать по презентации, излагать свои мысли, анализировать | Знать: типы жилищ народов РБ Уметь: дать определение типам жилищ | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации | Реферат на тему «Традиционное жилище» | Реферат на тему «Традиционное жилище» | ||
22. | Традиционное жилище народов Бурятии (юрта, чум, изба). | Урок-повторение | Работать со справочной и художественной литературой, владеть навыками получения и обработки информации. | Знать: традиционные типы жилища народов РБ Уметь: различать типы жилища, дать характеристику. | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета. | Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Устное сообщение | Прочитать по теме «Традиционное жилище народов РБ» | ||
23. | Интерьер жилища. | Урок –презентация. УОНЗ | Комментировать по презентации, излагать свои мысли, анализировать | Знать: интерьер жилищ народов РБ Уметь: различать убранство жилища | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации | Подготовка к моделированию жилища | Подготовка к моделированию жилища | ||
24. | Интерьер жилища. | Урок-повторение | Работать со справочной и художественной литературой, владеть навыками получения и обработки информации. | Знать: интерьер жилищ народов РБ Уметь: различать убранство жилища | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета. | Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Подготовка к моделированию жилища | Подготовка к моделированию жилища | ||
25. | Конструирование жилища. | Урок конструирования | Иметь навыки технологии, моделирования | Знать: интерьер жилищ народов РБ Уметь: различать убранство жилища | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; | Уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценностей своего и других людей, оптимизм в восприятии мира | Конструирование | |||
26. | Конструирование жилища. | Урок конструирования | Иметь навыки технологии, моделирования | Знать: интерьер жилищ народов РБ Уметь: различать убранство жилища | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; | Уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира | Конструирование | |||
Пища – 4 часа | ||||||||||
27. | Традиционная кухня. Пища, как часть культуры народа. | УОНЗ | Познают традиционную кухню, уметь отличать | Знать: национальную кухню народов РБ Уметь: высказывать свое мнение, свое отношение к культуре народов РБ | Пользоваться логическими методами сравнения анализа и обобщения. | Основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. | Устный опрос | Составление рассказа по теме «Любимое блюдо национальной кухни» | ||
28. | Повседневная пища. | комбинированный | Вести диалог, расспрос, запрашивая интересующую информацию о повседневной пище. | Знать: национальную кухню народов РБ Уметь: высказывать свое мнение, свое отношение к культуре народов РБ | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации | Уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира | Диалог-расспрос | Устное сообщение | ||
29. | Ритуально-праздничные блюда. | УОНЗ | Познают традиционную кухню, уметь отличать | Знать: национальную кухню народов РБ Уметь: высказывать свое мнение, свое отношение к культуре народов РБ | Пользоваться логическими методами сравнения анализа и обобщения. | Основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. | Устный опрос | Составление рассказа по теме «Любимое блюдо национальной кухни» | ||
30. | Урок-презентация по темам Традиционное жилище народов Бурятии (юрта, чум, изба). Традиционная кухня. Пища, как часть культуры народа. | Урок –презентация | Комментировать по презентации, излагать свои мысли, анализировать | Знать: типы жилищ народов РБ, традиционную кухню, национальные ритуалы. Уметь: дать определение по теме | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации | Защита презентации | |||
31. | Повторение по темам: Традиционное жилище народов Бурятии (юрта, чум, изба). Традиционная кухня. Пища, как часть культуры народа. | Урок –повторение | Комментировать по презентации, излагать свои мысли, анализировать | Знать: типы жилищ народов РБ, традиционную кухню, национальные ритуалы. Уметь: дать определение по теме | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации | Подготовка к контрольному тесту | Контрольный тест № 2 | ||
32. | Контрольный тест №2 | УРК | Комментировать по презентации, излагать свои мысли, анализировать | Знать: типы жилищ народов РБ, традиционную кухню, национальные ритуалы. Уметь: дать определение по теме | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации | Подготовка к контрольному тесту | Контрольный тест № 2 | ||
III четверть – 20 часов Духовная культура . Религия- 3 часа | ||||||||||
33. | Духовная культура (буддизм) | Урок познание | Проводят беседу о сущности буддизма и шаманизма. | Знать: Что такое культура, и как она создаѐтся. Что такое религия? Что такое | Регулятивные: саморегуляция | формирование образа мира как единого и | Устный опрос | Подготовить рассказ Что такое культура? | ||
34. | Духовная культура (христианство) | Урок рассуждение | Сравнивают религии разных стран. | православие? Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. | Познавательные: поиск и отбор необходимой информации | целостного при разнообразии культур, национальностей, | Сообщение | Сообщение Что такое религия? | ||
35. | Духовная культура (шаманизм) | Урок рассуждение | Выявляют роль религии в жизни каждого народа | Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях культуры народов. | Коммуникативные: выражение своих мыслей. | религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | Рассуждение | Презентация по теме | ||
Народные праздники – 5 часов | ||||||||||
36. | Народные праздники – отражение культурного наследия и духовного богатства нации, его самобытность. (Пасха) | Комбинированный | Знакомятся с традициями и обычаями, обрядами и праздниками. | Знать: понимать роль народного праздничного обряда, знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, как коллективного ощущения целостности мира, Уметь: распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; | уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям; - быть толерантным к культуре и искусству разных народов; | Презентация | |||
37. | Народные праздники – отражение культурного наследия и духовного богатства нации, его самобытность. (Масленница) | Комбинированный | Знакомятся с традициями и обычаями, обрядами и праздниками. | Знать: понимать роль народного праздничного обряда, знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, как коллективного ощущения целостности мира, Уметь: распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; | уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям; - быть толерантным к культуре и искусству разных народов; | Инсценировка | |||
38. | Народные праздники – отражение культурного наследия и духовного богатства нации, его самобытность. (Иван Купала) | Комбинированный | Знакомятся с национальными праздниками. | Знать: понимать роль народного праздничного обряда, знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, как коллективного ощущения целостности мира, Уметь: распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; | уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям; - быть толерантным к культуре и искусству разных народов; | Сообщение по теме | |||
39. | Народные праздники – Сагаалган, Сурхарбаан, Обоо тахилган. | Урок проект | Знакомятся с национальными праздниками, работают в группах, приводят примеры из жизни , | Знать: понимать роль народного праздничного обряда, знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, как коллективного ощущения целостности мира, Уметь: распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; | уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям; - быть толерантным к культуре и искусству разных народов; | Проект | |||
40. | Народные праздники – Сагаалган, Сурхарбаан, Обоо тахилган. (презентация ) | Урок проект | учатся творчески воспринимать задания, развивать воображение. развивать навыки индивидуальной работы; | Знать: понимать роль народного праздничного обряда, знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, как коллективного ощущения целостности мира, Уметь: распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; | уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям; - быть толерантным к культуре и искусству разных народов; | Проект | |||
| Народные игры – 8 часов | |||||||||
41. | Эрын гурбан наадан. (Конные скачки, борьба, стрельба из лука) | Урок игра | Учатся играть в шагай наадан, знакомятся с историей «Эрын гурбан наадан». | Знать: понимать роль народного праздничного обряда, знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, как коллективного ощущения целостности мира, Уметь: распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; | уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям; - быть толерантным к культуре и искусству разных народов; | ||||
42. | Бабки. | Комбинированный | учатся творчески воспринимать задания, развивать воображение. развивать навыки индивидуальной работы; | Знать: понимать роль народного праздничного обряда, знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, как коллективного ощущения целостности мира, Уметь: распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; | уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям; - быть толерантным к культуре и искусству разных народов; | Работа в парах | |||
43. | Шагай наадан.(игра) | Урок игра | Учатся играть в шагай, различать их | организовать свою деятельность на получение необходимой информации. | развитие прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса | знание о своей этнической принадлежности, | Работа в группах, парах | Подготовиться к соревнованию по «Шагай» | ||
44. | Шагай наадан.(игра) | Урок игра | Знакомятся с историей, участвовать в обсуждении | Знать: историю возникновения игры, правило Уметь: выражать собственное мнение, организовать свою деятельность на получение необходимой информации. | устанавливать причинно-следственные связи адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью | освоение национальных ценностей, традиций, культуры | Работа в группах, парах | Подготовиться к соревнованию по «Шагай» | ||
45. | Ёохор наадан. | Комбинированный | Знакомятся с историей народного танца, разучивают слова, знакомятся с основными движениями бурятского народного танца | Знать: характер и манеры исполнения движений бурятского народного танца «Ёхор». Уметь: выражать собственное мнение, организовать свою деятельность на получение необходимой информации. | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности; -готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою | формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование творческой активности и познавательного интереса при решении учебных задач и собственной музыкально-прикладной деятельности; | Работа в группах | Выучить текст ёхора | ||
46. | Ёохор наадан. | Комбинированный | Знакомятся с историей народного танца, разучивают слова, знакомятся с основными движениями, готовятся к выступлению | Знать: характер и манеры исполнения движений бурятского народного танца «Ёхор». Уметь: выражать собственное мнение, организовать свою деятельность на получение необходимой информации. | излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, формирующихся в процессе совместной творческой и коллективной деятельности; | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | Работа в группах | Выучить текст ёхора | ||
47. | Ёохор наадан.(концерт) | Урок концерт | Творческое выступление учащихся | Знать: характер и манеры исполнения движений бурятского народного танца «Ёхор». Уметь: выражать собственное мнение, организовать свою деятельность на получение необходимой информации. | готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; | формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование творческой активности и познавательного интереса при решении учебных задач и собственной музыкально-прикладной деятельности; | Выучить текст ёхора | |||
48. | Ёохор наадан.(концерт) | Урок концерт | Творческое выступление учащихся | Знать: характер и манеры исполнения движений бурятского народного танца «Ёхор». Уметь: выражать собственное мнение, организовать свою деятельность на получение необходимой информации. | готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; | развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | ||||
Бурятские пословицы и поговорки – 2 часа | ||||||||||
49. | Смысл, характер и содержание бурятских пословиц и поговорок | УОНЗ | Знакомятся с жанрами устного народного творчества, читают текст, выявляют содержание, характеризуют героев, определяют идейный смысл | Знать: основные жанры устного народного творчества Уметь: грамотно излагать материал, конспектировать, делать выводы. | Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. | уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям; - быть толерантным к культуре и искусству разных народов; | Устный опрос | Сообщение «Пословицы и поговорки» | ||
50. | Благопожелания – уреэлы. | Комбинрованный | произведения. Составляют план, выявляют в тексте изобразительно-выразительные средства, Определяют роль устного народного творчества в жизни нашего народа | Знать: благопожелания Уметь: | Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий | уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям; - быть толерантным к культуре и искусству разных народов; | Устный опрос | Выучить благопожелание | ||
51. | Повторение по теме «Бурятские пословицы и поговорки» | Урок повторение | Повторяют пройденный материал | Знать: жанры УНТ, содержание половиц и поговорок Уметь: рассказать | Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по | Устный опрос | |||
52. | Контрольный тест №3 | УРК | Проверка коммуникативных умений учащихся в аудировании, чтении, письме и говорении. | Тестирование | Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственных формах Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | Контрольный тест | Контрольный тест №3 | ||
IV- четверть – 16 часов | ||||||||||
Одежда и украшения – 5 часов | ||||||||||
53. | Народный костюм. | Комбинированный | Знакомятся с историей и традицией национального костюма. | Знать: элементы бурятского национального костюма и назначение Уметь: различать цветовой колорит, ритм и стилизацию элементов в орнаменте | развивать учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество; содействовать развитию навыка индивидуальной работы; | мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя) знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры | Устный опрос | Устное сообщение по теме | ||
54. | Народный костюм. | повторение | Знакомятся с репродукциями художественных произведений по теме | Знать: элементы бурятского национального костюма и назначение Уметь: различать цветовой колорит, ритм и стилизацию элементов в орнаменте | способствовать развитию познавательного интереса, эмоциональной отзывчивости в процессе игровой деятельности. | уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям; - быть толерантным к культуре и искусству разных народов; | Презентация | |||
55. | Народный костюм. (презентация0 | Урок презентация | Знакомятся с историей и традицией национального костюма. | Знать: элементы бурятского национального костюма и назначение Уметь: различать цветовой колорит, ритм и стилизацию элементов в орнаменте | Формировать потребность к самоорганизации: аккуратность, самостоятельность выполнения задания, умение доводить начатое дело до конца; | мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя) знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры | ||||
56. | Традиционные украшения | Комбинированный | Знакомятся с репродукциями художественных произведений по теме | Знать: Уметь: грамотно излагать материал, конспектировать, делать выводы. | Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по |
Презентация | |||
57. | Традиционные украшения (презентация) | Повторение | Знакомятся с традиционными украшениями | Знать: Уметь: грамотно излагать материал, конспектировать, делать выводы. | Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | ||||
Семья – 4 часа | ||||||||||
58. | Род. Родословная. Генеалогия – наука о родословной человека. | УОНЗ | Проводят беседу об истории и традициям своих предков, изучают свою родословную; | Знать: свою родословную Уметь: правильно формировать и уметь высказывать свои мысли и чувства | добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды; | иметь представление о важности родственных связей в семье · проявлять интерес к истории своей семьи | Реферат | |||
59. | Семейное воспитание детей. Свадебные и родильные обряды. | Повторение | Проводят беседу об истории и традициях свадебных, родильных обрядах | Знать: Уметь: правильно формировать и уметь высказывать свои мысли и чувства | добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, | уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям; - быть толерантным к культуре и искусству разных народов; | Устное сообщение по теме | |||
60. | Семейное воспитание детей. Свадебные и родильные обряды. | Урок сценка | Проводят беседу об истории и традициях свадебных, родильных обрядах | Знать: Уметь: правильно формировать и уметь высказывать свои мысли и чувства | развивать учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество; содействовать развитию навыка индивидуальной работы; | формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование творческой активности и познавательного интереса при решении учебных задач и собственной музыкально-прикладной деятельности; | Рассказ | |||
Театральное и музыкальное искусство – 3 часа | ||||||||||
61. | История и развитие национальных театров | УОНЗ | Знакомятся с национальными театрами, с выдающимися деятелями культуры. | Знать: историю, духовную культуру, фольклор, народные таланты РБ Уметь: выражать свои мысли в полной форме, отстаивать свою точку зрения, анализировать. | Развитие умения планировать свое речевое поведение, задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером. | Освоение национальных ценностей, традиции, культуры, уважение к истории, к памятникам устного народного творчества. | ||||
62. | Музыкальная культура Бурятии | Комбинированный | Знакомятся с национальными театрами, с выдающимися деятелями культуры. | Знать: историю, духовную культуру, фольклор, народные таланты РБ Уметь: выражать свои мысли в полной форме, отстаивать свою точку зрения, анализировать. | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; | уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям; - быть толерантным к культуре и искусству разных народов; | ||||
63. | Выдающиеся деятели культуры Бурятии (брейн ринг) | Урок игра | Знакомятся с национальными театрами, с выдающимися деятелями культуры. | Знать: историю, духовную культуру, фольклор, народные таланты РБ Уметь: выражать свои мысли в полной форме, отстаивать свою точку зрения, анализировать. | Развитие умения планировать свое речевое поведение, задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером. | Освоение национальных ценностей, традиции, культуры, уважение к истории, к памятникам устного народного творчества. | ||||
Изобразительное искусство – 2 часа | ||||||||||
64. | Национальный орнамент | УОНЗ | Знакомятся с изобразительным искусством, | Знать: мотивы и композиции орнаментов;отражение в орнаменте стихий огня, воды, дерева, воздуха, земли;символику дополнений костюма (пояса, манжет, дэнзэ, ножен, трубок); Уметь: оформлять и украшать изделие национальным орнаментом; | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; | уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям; - быть толерантным к культуре и искусству разных народов; | ||||
65. | Художники Бурятии | Комбинированный | живописью и графикой, художниками Бурятии. | региональные особенности и символику бурятских украшений; | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; | уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям; - быть толерантным к культуре и искусству разных народов; | ||||
66. | Бурятия глазами художников. (встреча) | Урок встреча | Знакомятся с изобразительным искусством, живописью и графикой, художниками Бурятии. | творчество мастеров серебряных дел Бурятии. | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; | уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям; - быть толерантным к культуре и искусству разных народов; | ||||
67. | Повторение по теме «Изобразительное искусство» | Повторение | Повторяют пройденный материал | Знать: мотивы и композиции орнаментов;отражение в орнаменте стихий огня, воды, дерева, воздуха, земли;символику дополнений костюма (пояса, манжет, дэнзэ, ножен, трубок); Уметь: оформлять и украшать изделие национальным орнаментом; | Развитие умения планировать свое речевое поведение, задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером. | Освоение национальных ценностей, традиции, культуры, уважение к истории, к памятникам устного народного творчества. | ||||
68. | Итоговый тест №4 | УРК | Проверка коммуникативных умений учащихся в аудировании, чтении, письме и говорении. | Тестирование | Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственных формах Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | Итоговый контрольный тест №4 |
Раздел IV. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса (УМК, дор.литература, оборудование, ЦОР)
- Алагуева В.П. “Золотая книга о бурятах” - У-Удэ: Респ. типография, 2006.
- Бабуева В.Д. “Материальная и духовная культура бурят” учебное пособие.- Улан-Удэ, 2004.
- Бадмаева Р. Д. Бурятский народный костюм. - Улан-Удэ, 1987.
- Балданова С. Б., Старцуева Ж. Ц., Будаев С. Д. Технология старинного ремесла. Все о войлоке. – Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2006. – 52 с., ил.
- Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева: Альбом – М.: МИРТ, 1992.- 128 с.: ил.
- Батоева Д.Б., Галданова Г.Р. и др. “Обряды в традиционной культуре бурят”- М.: Вост. Лит., 2002.
- Баирова Л.К. “Истоки и тайны бурятских улигеров” в 2 частях – Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2006.
- Галшиев Э-Х. “Зеркало мудрости”-Улан-Удэ: Бур. книжное изд-во, 2006.
- Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. “Традиционная культура бурят”- Улан-Удэ, 2000.
- Гэсэр: Бурятский народный героический эпос // пер. В. Солоухин: в 2-х т. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1986. – 288 с., ил.
- Дашиева Л.Д. “Традиционная музыкальная культура бурят” Метод. пособие – Улан-Удэ: Респ. типография, 2005.
- Дугаров Б. и др. “ Бурятские народные сказки”. Сборник- М:, Современник 1990.
- Детский ежемесячный иллюстрированный журнал “Одон. Star.Звезда”- Улан-Удэ: Респ. Типография.
- Жамбалова С. Г. Традиционная охота бурят. – Новосибирск, 1991.
- Историко-культурный атлас Бурятии. – М., 2001.
- Календарные обычаи и обряды у народов Восточной Азии. Новый год.- М., 1985.
- Коновалов П. Б. Этнические аспекты истории Центр. Азии: Древность и Средневековье/ П. Б. Коновалов. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999.-214с.
- “Костюмы народов Бурятии” Справочно-библиографический СD. Сост: Базарова Д.В. и др.: национ. Библиотека РБ, Улан-Удэ, 2006.
- Михайлов В. А. Войлочная и деревянная юрты бурят.- Улан-Удэ, изд. ОНЦ «Сибирь», 1993.
- Могоева Д.Д. “Амар сайн, ухибууд!”-Улан-Удэ: изд. Бэлиг-2002.
- Муханов И.Л. “Дождь из цветов” Бурятские буддийские притчи. Центр русско-азиатских исследований “Агирти”, 2005.
- Традиционные промыслы и ремесла народов России: Учебное пособие. – СПб.: «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург», 2004.
- Фокина Л. В. Орнамент. Учебное пособие. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000.
- Энциклопедия Байкала “Байкал. Флора и фауна” СD- Иркутск: Восьмое небо – 2005.
Для организации работы с разными источниками информации желательно использовать:
- научно – популярные, художественные книги, сборники фольклора народов Бурятии для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари, художественные альбомы и др.;
-символы традиционных религий (для показа);
- государственные символы РФ и РБ (флаг, герб, звукозапись гимна);
- настенные карты (России, Бурятии);
- репродукции картин художников, отражающие материал курса;
- фотографии религиозных и культурных объектов, природы Бурятии, вида центров районных и национальных образований народов Бурятии и др.;
- предметы быта, одежды, художественных промыслов народов Бурятии.
Технические средства обучения.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Интерактивная доска.
Экранно – звуковые пособия
Интерактивные демонстрационные таблицы, аудио – видео записи в соответствии с программой обучения, слайды, соответствующие тематике программы по курсу, мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике по предмету «Культура Бурятии».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Литература Бурятии" с разработкой урока "Притчи Р. Номтоева"
Рабочая программа элективного курса "Литература Бурятии" для учащихся 8 класса с разработкой урока "Притчи Ринчена Номтоева, просветитиеля, ученого, философа". Работа заняла II место в республиканском...
Рабочая программа по по предмету "История Бурятии" для 8 класса
Предмет "История Бурятии" входит в национально - региональный компонент базисного учебного плана. В нашей школе "История Бурятии" изучается по концентрическому принципу на протяжении 8 - 11 классов. В...
Рабочая программа по истории Бурятии для 10 класса
Программа составлена к учебнику Цыбикторова А.Д., Дашибалова Б.Б. и других авторовиздательства "Бэлиг". Программа содержит актуальность, цели, задачи, специфику изучения истори...
Рабочая программа по истории Бурятии для 11 класса
Программа составлена к учебнику Тармаханова Е.Е., Санжиевой Т.Е и других авторовиздательства "Бэлиг". Программа содержит актуальность, цели, задачи, спецификуизучения истории Бурятии. Также прог...
Тест по географии Бурятии "Горы Бурятии", 8 класс
Тест "Горы Бурятии" позволяет проверить знания учащихся после изучения раздела Рельеф Бурятии по предмету География Бурятии....
Война: Бурятия в 1941-1945 годы. Трудовой и ратный подвиг народов Бурятии.
Материал по краеведению, раскрывающий вклад тружеников тыла, народов, проживающих на территории Бурятии, а также ратный подвиг воинов из Бурятии....
Авторская программа "Культура и искусство народов Республики Бурятия (семейские, буряты)"
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам иные представления о системе взаимодействия искусства семейских, бурят и других народов с жизнью. В ней предусматривается привлечение ...