Вьюн. Рассказ.
материал по краеведению

Коренева Надежда Николаевна

Мое творчество. Я рассказываю о некоторых эпизодах моего детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мой рассказ "Вьюн".16.56 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Вьюн

  - Надя, вставай гусят стеречь! - эти слова  бабушки в воскресное майское утро я услышать хотела меньше всего.

-Везет же Ленке! У нее вон гусят отец стережет,- думала я, подгоняя хворостиной ненавистное стадо. А у нас – вечно я!

    Не любила я стеречь этих птиц! Почему? Ну, во-первых, в воскресенье не нужно было рано вставать в школу и мне хотелось выспаться. Во-вторых, это было ужасно нудное и скучное занятие. Ленка, думала я, к Любочке пошла, в пенки теперь играют, а я тут, на лугу.… Ну, а самая главная причина была в том, что гусыни и гусак шипели и гнались за мной, когда я отворачивала стадо от речки, и я их очень боялась.

   - Противные эти гуси! На месте не сидят. Вон трава зеленая везде, клюй да клюй всю подряд. Нет же, дай им лазить по всему лугу. То в Круглое болото направятся, то в речку намереваются смыться. У-у-у, вот я вас…

  Чтобы предотвратить купание гусят в Реуте , я садилась на деревянную скамеечку спиной к воде и контролировала их передвижение. Чтобы как-то не умереть со скуки, старалась думать о хорошем: ничего, скоро лето. Гусята подрастут, их не надо будет стеречь. И я буду с Витькой Романовым ходить на рыбалку.

   При мыслях о  рыбалке на душе становилось радостнее. Прошлым летом, когда речку  в Гостомле перепрудили напротив нашего дома, воды там было много. Мы все лето купались и ловили рыбу. Такие пескари крупные попадались ! А еще мы  на хлеб ловили рыбу сачком, который мастерили из толстой палки, проволоки и тюлевой занавески. Правда, мне от бабушки сильно попадало за то, что я таскала из дома занавески и хлеб, но зато рыба была хороша! В основном, это были пескари – они такие вкусные! Еще попадалась плотва, блестящая, как зеркало, реже - мёнухи. А иногда ловился вьюн. Если кому-то он попался на удочку или  в сачок, то это было целое событие. Вся детвора сбегалась в одну кучу, чтобы посмотреть на красивую и очень шуструю рыбу. Вьюн весь извивался, его трудно было удержать в руках. Как правило, расходясь по домам, мы сравнивали, чей вьюн крупнее.

   Честно сказать, мне вьюн ни разу не попался на удочку. Двигал, двигал Витька поплавок по леске на моей удочке - все безрезультатно. Бог его знает, на какой глубине обитает эта рыба.

   На лугу, где мне приходилось пасти гусей, стояли столбы-электроопоры. Вокруг каждого столба была круглая яма диаметром метра полтора и небольшой глубины. После дождей в ямах собиралась вода. Каждый раз, когда гуси норовили смыться в речку, я заворачивала их и подгоняла к столбу, показывая, что здесь тоже есть вода.

    Однажды, в одной из таких ям с водой, я увидела вьюна! Вот так радость! Он плескался в воде прямо за столбом, показывая свою блестящую спинку.

    Забыв про гусей, я начала руками ловить эту рыбку, думая, что в таком малюсеньком водоеме он от меня никуда не денется. Не тут-то было! Вьюн каждый раз уворачивался. Такой хитрый! В общем, в этот день вьюна я не поймала.

    На следующее утро, вооружившись плетеным из лозы кошелём, я с радостью погнала гусей на луг. Вьюн также плескался в воде и дразнил меня, только с другой стороны столба.

    Весь день я, подогнав гусей поближе, ловила хитрую рыбу. Безрезультатно! Вьюн, наверное,  почуял, что его хотят поймать, и временами  переставал плескаться, прятался куда-то. Вечером, пригнав стадо домой, взяв стеклянную банку, я побежала на луг к столбу. Вычерпывая воду из ямки, я приговаривала: «Теперь-то ты от меня никуда не денешься, миленький!»

    Через некоторое время воды в яме не было, как, впрочем, и вьюна. Непонятно было, куда он делся, наверно, зарылся в землю.

    Ночью прошел дождик, яма снова наполнилась водой. Вьюн так же плескался то с одной стороны столба, то с другой, но ловить его я не стала. Я поняла, что это бесполезно.

    Через день, на майские праздники, приехала из Курска сестра Мария. Она была студенткой. Я рассказала ей про неуловимого вьюна, потом мы вместе пошли на луг. Посмотрев внимательно на воду и столб, Мария сказала, что никакой рыбы здесь нет. Когда ветер дует, за столбом образуются завихрения, похожие на плавающую рыбу.

    Вот так закончилась история с вьюном. Гуси подросли и их не нужно было больше пасти. Впереди было лето и мысли о том, что мы с Витькой будем ходить на рыбалку и я поймаю-таки большого вьюна!

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к изучению рассказа И. С. Тургенева "Муму" в 5 классе: 1. Планы рассуждений к рассказам о барыне, Татьяне, Герасим. .2.Тест по содержанию рассказа.

В учебнике по литературе для 5 класса Г. С. Аркина в вопросах и заданиях предложено рассказать о барыне, Татьяне, Герасиме, Как это сделать рационально ученикам 5 класса?  Конечно, необходимы пла...

Конспект урока литературы в 5 классе (новый ФГОС). Тема: Л.Н. Толстой рассказ "Кавказский пленник": историческая основа, рассказ-быль, тема, идея рассказа

Данный урок является первым в цикле уроков по изучению рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". На этом уроке обучающиеся знакомятся с биографией писателя, исторической основой рассказа,...