Вьюн. Рассказ.
материал по краеведению
Мое творчество. Я рассказываю о некоторых эпизодах моего детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мой рассказ "Вьюн". | 16.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Вьюн
- Надя, вставай гусят стеречь! - эти слова бабушки в воскресное майское утро я услышать хотела меньше всего.
-Везет же Ленке! У нее вон гусят отец стережет,- думала я, подгоняя хворостиной ненавистное стадо. А у нас – вечно я!
Не любила я стеречь этих птиц! Почему? Ну, во-первых, в воскресенье не нужно было рано вставать в школу и мне хотелось выспаться. Во-вторых, это было ужасно нудное и скучное занятие. Ленка, думала я, к Любочке пошла, в пенки теперь играют, а я тут, на лугу.… Ну, а самая главная причина была в том, что гусыни и гусак шипели и гнались за мной, когда я отворачивала стадо от речки, и я их очень боялась.
- Противные эти гуси! На месте не сидят. Вон трава зеленая везде, клюй да клюй всю подряд. Нет же, дай им лазить по всему лугу. То в Круглое болото направятся, то в речку намереваются смыться. У-у-у, вот я вас…
Чтобы предотвратить купание гусят в Реуте , я садилась на деревянную скамеечку спиной к воде и контролировала их передвижение. Чтобы как-то не умереть со скуки, старалась думать о хорошем: ничего, скоро лето. Гусята подрастут, их не надо будет стеречь. И я буду с Витькой Романовым ходить на рыбалку.
При мыслях о рыбалке на душе становилось радостнее. Прошлым летом, когда речку в Гостомле перепрудили напротив нашего дома, воды там было много. Мы все лето купались и ловили рыбу. Такие пескари крупные попадались ! А еще мы на хлеб ловили рыбу сачком, который мастерили из толстой палки, проволоки и тюлевой занавески. Правда, мне от бабушки сильно попадало за то, что я таскала из дома занавески и хлеб, но зато рыба была хороша! В основном, это были пескари – они такие вкусные! Еще попадалась плотва, блестящая, как зеркало, реже - мёнухи. А иногда ловился вьюн. Если кому-то он попался на удочку или в сачок, то это было целое событие. Вся детвора сбегалась в одну кучу, чтобы посмотреть на красивую и очень шуструю рыбу. Вьюн весь извивался, его трудно было удержать в руках. Как правило, расходясь по домам, мы сравнивали, чей вьюн крупнее.
Честно сказать, мне вьюн ни разу не попался на удочку. Двигал, двигал Витька поплавок по леске на моей удочке - все безрезультатно. Бог его знает, на какой глубине обитает эта рыба.
На лугу, где мне приходилось пасти гусей, стояли столбы-электроопоры. Вокруг каждого столба была круглая яма диаметром метра полтора и небольшой глубины. После дождей в ямах собиралась вода. Каждый раз, когда гуси норовили смыться в речку, я заворачивала их и подгоняла к столбу, показывая, что здесь тоже есть вода.
Однажды, в одной из таких ям с водой, я увидела вьюна! Вот так радость! Он плескался в воде прямо за столбом, показывая свою блестящую спинку.
Забыв про гусей, я начала руками ловить эту рыбку, думая, что в таком малюсеньком водоеме он от меня никуда не денется. Не тут-то было! Вьюн каждый раз уворачивался. Такой хитрый! В общем, в этот день вьюна я не поймала.
На следующее утро, вооружившись плетеным из лозы кошелём, я с радостью погнала гусей на луг. Вьюн также плескался в воде и дразнил меня, только с другой стороны столба.
Весь день я, подогнав гусей поближе, ловила хитрую рыбу. Безрезультатно! Вьюн, наверное, почуял, что его хотят поймать, и временами переставал плескаться, прятался куда-то. Вечером, пригнав стадо домой, взяв стеклянную банку, я побежала на луг к столбу. Вычерпывая воду из ямки, я приговаривала: «Теперь-то ты от меня никуда не денешься, миленький!»
Через некоторое время воды в яме не было, как, впрочем, и вьюна. Непонятно было, куда он делся, наверно, зарылся в землю.
Ночью прошел дождик, яма снова наполнилась водой. Вьюн так же плескался то с одной стороны столба, то с другой, но ловить его я не стала. Я поняла, что это бесполезно.
Через день, на майские праздники, приехала из Курска сестра Мария. Она была студенткой. Я рассказала ей про неуловимого вьюна, потом мы вместе пошли на луг. Посмотрев внимательно на воду и столб, Мария сказала, что никакой рыбы здесь нет. Когда ветер дует, за столбом образуются завихрения, похожие на плавающую рыбу.
Вот так закончилась история с вьюном. Гуси подросли и их не нужно было больше пасти. Впереди было лето и мысли о том, что мы с Витькой будем ходить на рыбалку и я поймаю-таки большого вьюна!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Особенности стиля рассказов Чехова.
Урок литературы в 5 классе. Прилагается краткий литературоведческий словарик.Цели: 1) Познакомить с биографией А.П. Чехова. -Повысить общую культуру учен...
Конспект занятия. Тема. Пересказ рассказа «Грачи открыли весну» (по мотивам статьи из «Жизни животных » А.Э.Брема, рассказа В.Бианки «Грачи открыли весну» из «Лесной газеты», рассказа Н.Сладкова «Грачи прилетели»).
Конспект по развитию связной речи для детей подготовительной группы с ОНР 3 ур.р.р...
Материалы к изучению рассказа И. С. Тургенева "Муму" в 5 классе: 1. Планы рассуждений к рассказам о барыне, Татьяне, Герасим. .2.Тест по содержанию рассказа.
В учебнике по литературе для 5 класса Г. С. Аркина в вопросах и заданиях предложено рассказать о барыне, Татьяне, Герасиме, Как это сделать рационально ученикам 5 класса? Конечно, необходимы пла...
В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа. Нравственные проблемы в рассказе. Бабушка Екатерина Петровна, ее роль в рассказе. Герой рассказа Санька Леонтьев
Маршрутный лист дистанционного урока...
В.П. Астафьева. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Творческая работа №10. Классное сочинение-рассуждение по мотивам рассказа В.П. Астафьева,
Маршрутный лист дистанционного урока...
Конспект урока литературы в 5 классе (новый ФГОС). Тема: Л.Н. Толстой рассказ "Кавказский пленник": историческая основа, рассказ-быль, тема, идея рассказа
Данный урок является первым в цикле уроков по изучению рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". На этом уроке обучающиеся знакомятся с биографией писателя, исторической основой рассказа,...