Рабочая программа факультативного курса «Наш край в древности»
рабочая программа по краеведению (5 класс)

Лактионова Галина Юрьевна

Рабочая программа по курсу «История Прибайкалья с древнейших времен до XVII века» предназначена для учащихся 5 класса Муниципального общеобразовательного учреждения «Мальтинская средняя общеобразовательная школа».

Концепция программа: создание условий для развития патриотизма и гражданственности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pribaykale_v_drevnosti.doc 297.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа факультативного курса

«Наш край в древности»

Пояснительная записка  

к факультативному курсу

«Наш край в древности»

Рабочая программа по курсу «История Прибайкалья с древнейших времен до XVII века» предназначена для учащихся 5 класса Муниципального общеобразовательного учреждения «Мальтинская средняя общеобразовательная школа».

Концепция (основная идея) программа: создание условий для развития патриотизма и гражданственности

Обоснованность программы

Актуальность. Важнейшей  тенденцией процесса обновления российского образования является формирование его региональной составляющей, которая выражается в создании региональных образовательных программ и выделении регионального компонента в структуре учебных предметов.

Самым значимым педагогическим ориентиром в этом процессе является  формирование ценностного отношения к истории и культуре своего края. Содержание учебного курса истории, особенно древности, носят абстрактный характер. На таком учебном материале ценностное отношение к достижениям предшествующих поколений формировать проблематично. Именно поэтому необходимо  более глубокое изучение истории родного края в контексте мировой истории.

Новизна данной программы определяется следующими позициями.

            Первое –  отбором исторического содержания - это Прибайкалье, начиная с древнейших времен и до XVII века. Обосновано это тем, что изучение истории Сибири в школе начинается, по сути, с 17 века, когда она развивается в контексте Российской истории (с 7 класса и старше). Достаточно сослаться на опыт новосибирских ученых, разработавших учебный комплекс для 7-9 классов по истории Сибири (Ф.С. Кузнецова, А.С. Зуев, В.А. Исупов). Таким образом, целый историко-культурный пласт развития нашего региона остается вне изучения в учебном  содержании  школьного курса истории.

          Второе – в преобразовании исторического содержания  в учебное содержание, адаптированное к возрастным особенностям учащихся 6 класса.

          Третье – в использовании синхронистического метода в процессе разработки данной программы, который, в отличие, от  существующих, хронологического и страноведческого, позволяет создать целостную историческую картину развития  человеческого общества с региональными особенностями (в данном случае – Прибайкалья). Очень важным моментом здесь является формирование такой, своего рода, «исторической мозаики» в сознании учащихся – это будет подготовкой к восприятию  исторического содержания в 7 классе – истории Нового времени, когда ареал изучаемых процессов и регионов значительно расширяется.

Место курса в образовательном процессе. Элективный курс «История Прибайкалья с древнейших времен до XVII века» соприкасается с базовыми предметами «История», «Обществознание», «География». Многие понятия курса встречаются при изучении основных дисциплин, знакомы ученикам из личного опыта. Таким образом, курс является межпредметным.

Цели программы:

- формирование целостной исторической картины мира с учетом особенностей развития регионов.

-   формирование ценностного отношения к историческому прошлому своего края;

-    развитие гуманитарной культуры школьников; приобщение к ценностям региональной культуры.

Задачи программы:

  • обучающие:     развитие познавательного интереса к предмету «история»; более глубокое понимание других гуманитарных дисциплин: обществознание, мифология, МХК.
  • воспитательные:      развитие гражданских качеств, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю; воспитание чувства толерантности.
  • развивающие:     развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности.

Сроки реализации программы:

Программа курса рассчитана на 17 часов.

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы

. Отбор материала для программы элективного курса осуществлялся в соответствии с комплексом исторических и дидактических требований. Здесь речь идет о совокупности ключевых фактов и понятий, исторических процессах, относящихся к истории Прибайкалья и всеобщей истории. При этом учитываются возрастные возможности и собственный социальный опыт учащихся. Значительное место отводится материалу, который будет способствовать выработке эмоционально-ценностного отношения к событиям и людям, формированию гражданской позиции.

Структура программы разрабатывалась в соответствии с требованиями ФГОС общего образования,  структурные элементы программы логически взаимосвязаны. 

Основные методы и формы обучения:

Единицей учебного процесса является урок. В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения: урок, сочетающий опрос с объяснением; урок-беседа; работа с документами, с историческими картами; заполнение сравнительных таблиц; творческие задания: сообщения, рефераты, рисунки. Кроме того, в ходе прохождения элективного курса предусматривается организация экскурсий к местам археологических раскопок, а также экскурсии в краеведческий и школьный музеи.

Режим занятий: 1 час в неделю

Учебно-тематический план

Разделы курса

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Из них часов:

Теоретические занятия

Практические

занятия

Экскурсии

1

Первобытный мир

4

1

2

1

2

Прибайкалье в III-I тыс. до н.э.

2

1

1

3

Прибайкалье в VII-IV веках до н.э.

3

1

2

4

Прибайкалье в III в. до н.э – IV в. н.э.

3

1

1

1

5

Прибайкалье  в V-IX вв. н.э.

1

1

6

Мир кочевников: арабы и монголы – XI-XIII вв.

1

1

7

Прибайкалье в XIV-XVI вв.

3

1

2

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Виды занятий

Образовательный продукт

Раздел 1. Первобытный мир.

5

1.

Древние обитатели Прибайкалья.

1

Беседа; работа с картой

Выставка рисунков

2.

Искусство и религиозные представления древних обитателей Прибайкалья.

1

Беседа, работа с презентацией

Краткий конспект

 3.

Прибайкалье в период неолита.

1

Беседа, работа с картой

Краткий конспект

4.

Экскурсия по Мальте к местам археологических раскопок

1

5.

Итоговый урок  по разделу

1

Сравнительная таблица

Раздел 2. Прибайкалье в III-I тыс. до н.э.

1

6.

Прибайкалье в III-I тыс. до н.э.

1

Беседа, составление таблицы, создание рисунков

Выставка рисунков

Раздел 3. Прибайкалье в VII-IV веках до н.э.

3

7.

Зарождение и развитие скифо-сибирской и гуннской культур.

1

Беседа, работа с картой; создание презентаций

Контурная карта; презентация

8.

Особенности развития Сибирского региона в период расцвета  Древней Греции (V-IV вв. до н.э.)

1

Беседа, составление схемы

Схема

9.

Итоговый урок по разделу

1

Сравнительная таблица

Раздел 4.  Прибайкалье в III в. до н.э. – IV в. н.э.

3

10.

Гунны в Южной Сибири.

1

Беседа, работа с историческими документами

Контурная карта

11.

Тюркский каганат

1

Работа с историческими источниками, работа с картой, беседа

Краткий конспект

12.

Итоговый урок по разделу

1

Сравнительная таблица

Раздел 5. Прибайкалье  в V-IX вв. н.э.

1

13.

Курыканы в Прибайкалье.

1

Работа с картой, беседа

Краткий конспект

Раздел 6. Мир кочевников: монголы  в XI-XIII вв.

14.

Монголоязычные племена в Прибайкалье

1

Работа с презентацией, работа с историческими документами, работа с картой

Таблица

Раздел 7. Прибайкалье в XIV-XVI вв.

3

15.

Хозяйство и быт бурят в XIV-XVI вв.

1

Беседа, создание презентаций

Выставка рисунков, презентация

16.

Итоговый урок по разделу

1

17.

Итогово-обобщающий урок

1

Сравнительная таблица

Содержание программы

(курсивом выделен материал для дополнительного изучения)

Раздел 1. Первобытный мир (4)

Тема 1. Древние обитатели Прибайкалья (1)

Теоретический материал. Стоянки древних людей. Расселение человека по планете.  Первые люди в Прибайкалье, среда их обитания. Орудия труда древнего человека. Занятия и жизнь древних обитателей стоянок Мальта и Буреть.

Практическая часть. Коллективное творческое дело: создание рисунков по изученной теме, защита выставки рисунков.

     Тема 2. Искусство и религиозные представления древних обитателей Прибайкалья (1)

Теоретический материал. Зарождение искусства. Наскальная живопись. Искусство древних обитателей Мальты и Бурети. Ценность найденных художественных изделий. Религиозные представления древних обитателей Прибайкалья

Практическая часть. Создание презентации «Искусство древних обитателей Прибайкалья».

Тема 3. Прибайкалье в период неолита (1)

Теоретический материал. Новый каменный век и  «неолитическая революция». Совершенствование орудий труда. Развитие религиозных представлений. Неолит в Прибайкалье – сохранение присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) – памятники – Глазковский могильник в Иркутске, Горелый лес – образ жизни, хозяйство, религиозные верования. Петроглифы Южной Сибири. 

Практическая часть. Подготовка рефератов на тему «Знаменитые археологические памятники Прибайкалья»

Тема 4. Экскурсия к месту, где проводились археологические раскопки (1)

Тема 5. Итоговый урок по разделу (1ч). 

Теоретический материал. Человеческое общество от первобытности к цивилизации. Влияние климатических условий на социально-экономическое развитие в разных регионах. Синхроническое сравнение жизни людей ранних цивилизаций с жизнью первобытных племен Прибайкалья.

Практическая часть. Составление сравнительной таблицы «Жизнь людей ранних цивилизаций и жизнь первобытных племен Прибайкалья».

 Раздел 2. Прибайкалье в III-I тыс. до н.э. (1)

Тема 6. Прибайкалье в III-I тыс. до н.э. (1)

Теоретический материал. Природные условия обитания племён в Прибайкалье. Присваивающее хозяйство. Совершенствование орудий труда. Коллективная охота и рыболовство. Эпоха металла. Глазковская культура обитателей Прибайкалья. Мужчина во главе родового коллектива.  Религия. Культ животных – тотемизм. Представления о мире. Шишкинские писаницы: изображения лося, рыб, человека. Искусство: костяные изделия, украшения из камня и кости, скульптурные изображения животных и человека. Проблема сохранения петроглифов Сибири.

Практическая часть. Составление синхронистической таблицы. Коллективное творческое дело: создание рисунков по теме «Шишкинские писаницы», защита выставки рисунков.

Раздел 3. Прибайкалье в VII-IV веках до н.э. (3)

Тема 7. Зарождение и развитие скифо-сибирской и гуннской культур (1)

Теоретический материал. Взаимоотношения греческих колоний и варварских племён (на примере скифов). Племена Южной Сибири в 7-4 веках до н.э. Зарождение и развитие скифо-сибирской и гуннской культур. Главная отрасль хозяйства - кочевое скотоводство. Развитие земледелия. Обработка бронзы и меди. Гончарное дело. Основное занятие - война. Первые Союзы племён.  Выделение племенной знати.  Социальное неравенство. Становление и расцвет гуннского государства в 3 веке до н.э.

Практическая часть: подготовка рефератов на тему «Памятники скифо-сибирской культуры»

Тема 8. Особенности развития Сибирского региона в период расцвета  Древней Греции (V-IV вв. до н.э.) (1)

Практическая часть. Заполнение синхронистической таблицы, отражающей особенности развития Сибирского региона в рассматриваемый период истории Древней Греции.

Тема 9.  Итоговый урок по разделу (1ч).

Раздел 4.  Прибайкалье в III в. до н.э. – IV в. н.э. (4)

Тема 10. Гунны в Южной Сибири (1)

Теоретический материал. Завоевание Римом Италии. Гунны в Южной Сибири. Борьба гуннов с Китаем в Центральной Азии. Военное дело в гуннском государстве. Оружие и доспехи. Военная организация. Распад гуннского племенного Союза. Возникновение нового племенного Союза в Южной Сибири – будущего Тюркского каганата.

Практическая часть: Коллективное творческое дело: подготовка презентаций на тему: «Аттила – предводитель гуннов», «Римская империя и гунны».

Тема 11. Тюркский каганат (1)

Теоретический материал. Распад и гибель Западной Римской империи. Возникновение Тюркского каганата. Внешние экономические и политические связи (Китай, Византия). Расширение территорий.  Создание империи. Распад Тюркского каганата в 7 веке н.э. 

Практическая часть. Коллективное творческое дело: создание презентаций по теме: «Великий шелковый путь».

Тема 12. Итоговый урок по разделу (1)

Практическая часть. Заполнение синхронистической таблицы, отражающей особенности развития Сибирского региона в рассматриваемый период истории Древнего Рима.

Раздел 5. Прибайкалье  в V-IX вв. н.э. (1)

Тема 13. Курыканы в Прибайкалье (1)

Тюркоязычное население Прибайкалья в V-IX вв. н.э. Основные занятия курыкан. Социальная структура и общественные отношения у курыкан. Мифы и верования. Могильники на о. Ольхон. Шишкинские писаницы.

Практическая часть: подготовка сообщений на тему: «Памятники курыканской культуры в Прибайкалье».

Раздел 6. Мир кочевников: монголы в XI-XIII вв. (1)

Тема 14. Монголоязычные племена в Прибайкалье (1)

Теоретический материал. Проникновение монголоязычных племен на территорию Прибайкалья. Две группы племен: охотники и скотоводы. Хозяйство и быт протобурятских племен. Борьба протобурятских племен с монгольскими завоевателями. Взаимодействие местной и монгольской культур.

Практическая часть. Подготовка сообщений на тему «Прибайкалье под властью монголов».

Раздел 7. Прибайкалье в XIV-XVI вв. (3)

Тема 15. Хозяйство и быт бурят XIV-XVI вв. (1)

Теоретический материал. Расселение бурят в Прибайкалье. Основные занятия. Охота. Ремесло. Соседи бурят: эвенки, тувинцы, киргизы. Торговля со странами Средней Азии, Монголией. Культура. Бурятский эпос «Гэсэр»; легенды о Байкале.

Практическая часть. Коллективное творческое дело: создание рисунков по теме «Легенды о Байкале», защита выставки рисунков.

Тема 16. Итоговый урок по разделу (1)

Заполнение синхронистической таблицы, отражающей особенности развития Сибирского региона в период средневековья

Тема 17. Итогово-обобщающий урок по курсу «История Прибайкалья с древнейших времен до XVII века» (1)

Учебно-методическое обеспечение программы

Методические рекомендации:

 Раздел 1.

Рассматривая развитие общества в первобытном мире (Тема 1), следует иметь в виду, что в этот период мы можем говорить о схожести развития материальной культуры в разных частях мира. Это облегчает изучение данного этапа. Учитель может практически на местном материале изучать данный раздел. У нас есть богатейшие археологические памятники мирового значения – Мальта и Буреть. 90 % найденных здесь предметов, схожи с предметами европейских и переднеазиатских памятников.

При изучении Темы 2 следует учесть, что в это время начинается дифференциация путей развития человеческого общества за счет климатических условий. В передней Азии начинается переход к производящему хозяйству, в то время как в Сибири основой является присваивающее хозяйство, определяющее все стороны жизни первобытного человека. Именно этот момент может быть освещен учителем и проиллюстрирован материалами памятников Китойской культуры, Горелого леса и т.д.

 Раздел 2

 При изучении Темы 6 следует учесть, что Сибирский регион в этот период времени развивался иным путем, существенно отличавшимся от пути развития цивилизаций Востока. Эти особенности развития нашего региона можно рассмотреть с помощью синхронистической таблицы, где наглядно будет представлено расхождение в историческом развитии регионов, при этом речь идет не об отставании, а об особенностях, связанных с географическими, климатическими условиями. Богатый археологический материал памятников Глазковской, Серовской культур, его демонстрация иллюстрациями поможет образному, яркому, а значит, долговременному усвоению учебного содержания.

Раздел 3.

При изучении Темы 7 необходимо использовать материал по Южной Сибири, где в VII-IV веках до н.э. развиваются Скифо-сибирская и Гуннская культуры, появляются первые Союзы племен, появляется социальное неравенство, выделяется военная знать, оформляется военно-демократическое устройство. Для полноты представления об этих сибирских народах, учебный материал целесообразно проиллюстрировать фотографиями, рисунками (скифский воин, оружие, ювелирные изделия, орудия обработки земли, скифская керамика). Это даст образную картину их жизни: кочевое скотоводство, начало земледелия (по сравнению с Грецией этого времени!), обработка металла, гончарное дело, основное занятие – война,  возвышение военных вождей, социальная дифференциация. Закончить обзор логично рассказом о складывании в III веке до н.э. государства гуннов, которое становится  крупнейшим в Центральной Азии, подчинив себе огромное Сибирское пространство, в том числе и Южную Сибирь. Включить изученный материал в систему знаний поможет синхронистическая таблица на повторительно-обобщающем уроке по разделу.

Раздел 4.

При изучении Темы 10 необходимо привести данные о борьбе гуннов с Китаем за господство в Центральной Азии и провести параллель с воинственным Римом, который смог подчинить себе всю Италию в то же историческое время. Кроме того, так как  в период установления господства  Рима во всем Средиземноморье, Гуннский племенной союз распадается под ударами Китая и вскоре на территории Южной Сибири начинает складываться новый племенной союз – будущий Тюркский каганат (Тема 11),  его становление целесообразно изучать на фоне падения Римской империи. Синхронистическое соотношение развития держав в Средиземноморье и Восточной Азии (включая и Южную Сибирь) может быть закреплено у учащихся на повторительно-обобщающем уроке по разделу с помощью   синхронистической таблицы. (Тема 12)

 Ожидаемые результаты изучения программы:

В ходе изучения элективного курса ««История Прибайкалья с древнейших времен до XVII века» в соответствии с поставленными целями и задачами планируются следующие результаты:

Личностные результаты:

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные:

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • готовность к сотрудничеству с одноклассниками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметные:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  •  готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Результаты обучения  по ведущим темам:

№ раздела

Разделы

Результаты обучения

1.

Первобытный мир

Овладение знаниями о жизни и занятиях древних обитателей Прибайкалья; знакомство с природными условиями региона в древности

2.

Прибайкалье в III-I тыс. до н.э.

Осознание уникальности археологических памятников Прибайкалья на примере Шишкинских писаниц; необходимости их сохранения

3.

 Прибайкалье в VII-IV веках до н.э.

Овладение знаниями о жизни и занятиях скифов и гуннов; знакомство с культурой этих народов.

4.

Прибайкалье в III в. до н.э. – IV в. н.э.

Овладение знаниями о военном деле гуннов; формирование понятия об общемировых закономерностях исторического развития на  примере распада Западной Римской империи и Тюркского каганата

5.

Прибайкалье  в V-IX вв. н.э.

Овладение знаниями о жизни и культуре курыкан; знакомство с их религиозными представлениями при изучении наскальных рисунков того времени

6.

Мир кочевников: монголы в XI-XIII вв.

Овладение знаниями о хозяйстве и быте протобурятских племен; о борьбе племен с монголами-завоевателями

7.

Прибайкалье в XIV-XVI вв.

Овладение знаниями о хозяйстве и быте бурят; знакомство с бурятским эпосом; легендами о Байкале

Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки

Главная цель контроля – выявить наличие и характер отклонений от поставленных целей деятельности (присвоение учащимися конкретных знаний и умений) на основе целенаправленного сбора данных и выявить причины, определившие их.

    Промежуточный контроль – здесь отслеживается  достижение образовательного результата всеми учащимися. Отрицательные оценки не выставляются. Формы контроля – выполнение заданий по карте, объяснение, беседа, тестирование, творческие работы.

   Предварительный контроль - результат контроля оценивается у каждого ученика. Учащиеся должны быть заранее ознакомлены с вопросами предварительного контроля, типом контрольных заданий. Формы контроля – практическая работа, тестирование, творческое задание.

   Итоговый контроль проводится после отработки знаний и умений элективного курса. Формами итогового контроля могут быть тестирование, защита творческих работ.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос).

Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.

Оценка «5» - учащимся дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали. Из усвоенного материала самостоятельно делаются выводы, устанавливаются причинно-следственные связи. Учащийся хорошо ориентируется в материале.

Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная. Учащийся ориентируется в материале, выводы делаются с помощью учителя.

Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильная, остальная неверная, неточная или отсутствует. Учащийся не может делать выводы из материала урока.

Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу. Обнаружено непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить даже при дополнительных вопросах.

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

• грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

• погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

• недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

• мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Оценивание письменных ответов:

Оценка «5»    -    100 - 90 %

Оценка «4»    -      89 - 70 %

Оценка «3»    -      69 - 45 %

Оценка «2»    -      44 - 20 %

Оценка «1»    -      19 - 0 %

Информационное обеспечение

Литература, использованная при подготовке программы

  1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. - М.:
  2. «Высшая школа», 1999.
  3. Глазковский некрополь. К столетию открытия древнейших Сибирских захоронений. - Иркутск, 1987.
  4. История Сибири с древнейших времен до наших дней.- Изд-во «Наука», Ленинградское отделение, Ленинград, 1968.
  5. Мартынов А.И. Археология: - М.: Высш. шк., 2009.
  6. Наумов И.В. История Сибири: Курс лекций.- Иркутск, Изд-во ИрГТУ. 2002.
  7. Олех Л.Г. История Сибири: Учебное пособие. - Москва: ИНФРА. М: Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.
  8. Первобытное искусство Прибайкалья. - Иркутск: ООО «Артиздат», 2005.
  9. Природа и древний человек (основные этапы развития природы, палеолитического человека и его культуры на территории СССР в плейстоцене). Сост. Г.И. Лазуков, М.Д. Гвоздовер и др. – М.:Мысль. 1981.
  10. Указатель археологических памятников города Иркутска. К своду памятников истории и культуры Сибири и Дальнего Востока. Иркутск. 1986.
  11.  Шишкинские писаницы. Древнее искусство народов Сибири. Иркутск, 2003.
  12.  Арданов Б. Ч. История изучения памятников раннемонгольской археологической культуры Западного Забайкалья // Центральная Азия и Прибайкалье в древности. - Улан-Удэ; Чита . - 2002 .
  13.  Ветров В. М. Инешин Е. М. Погребения раннего железного века бассейна реки Витим: (датировка и культурная принадлежность) // Центральная Азия и Прибайкалье в древности . - Улан-Удэ; Чита . – 2007.
  14.  Крадин Н. Н. Степная Бурятия в составе гуннской империи // Центральная Азия и Прибайкалье в древности. - Улан-Удэ; Чита . - 2010 .

Литература, рекомендованная для обучающихся

  1. Глазковский некрополь. К столетию открытия древнейших Сибирских захоронений. - Иркутск, 1987.

  1. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. – М.: Просвещение, 1994. С. 163-180.

  1. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. – М.: Просвещение, 1987. С. 170-175.

  1. Олех Л.Г. История Сибири: Учебное пособие. - Москва: ИНФРА. М: Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.

  1. Первобытное искусство Прибайкалья. - Иркутск: ООО «Артиздат», 2005.

  1. Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю. – М.: Интерпракс, 1994, с. 5-7.
  2. Шишкинские писаницы. Древнее искусство народов Сибири. Иркутск, 2003.

Интернет-ресурсы

  1. pribaikal.ru/obl-inhabitant.html

  1. www.magnit-baikal.ru/publ/korennye_zhiteli

  1. new.chronologia.org/volume10/turin_bajkal.php

  1. diksontour.ru/istoriya-gunnskoy-derzhavyi-v-yuzhnoy-sibiri-mongol

  1. baikalfund.ru/baikal/history/nations/index

Дополнительные приложения

Темы рефератов:

Раздел 1.

  1. «Глазковский некрополь».
  2. «Мальта и Буреть – памятники археологии, известные всему миру».
  3. «Животный мир Прибайкалья в древности».

Раздел 2.

  1. «Шишкинские писаницы».
  2. «Религиозные представления древних обитателей Прибайкалья».
  3. «Первобытное искусство».

Раздел 3.

  1. «Скифо-сибирский звериный стиль».
  2. «Гуннская культура».

Раздел 4.

  1. «Тюркский каганат».
  2. «Великий шелковый путь».

Раздел 5.

  1. «Памятники курыканской культуры в Прибайкалье».
  2. «Основные занятия курыкан».

Раздел 6.

  1. «Империя Чингисхана».
  2. «Хозяйство и быт монголов»
  3. «Религиозные представления монголов».

Раздел 7.

  1. «Хозяйство и быт бурят».
  2. «Легенды и сказания бурятского народа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов

Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...

Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....

Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»

Выявление одарённых детей и  создание условий для оптимального развития  детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных   детей,...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...

Рабочая программа факультативного курса "Курс юного переговорщика" (8 класс)

Целью программы является овладение умениями и приобретение первоначальных навыков разрешения спорных и конфликтных ситуаций с использованием техник и инструментов медиации....

Рабочая программа факультативного курса "Курс юного переговорщика" 8 класс (социальное, духовно-нравственное направление)

Знакомство и обучение детей, подростков и молодежи медиативному и восстановительному подходам позволяет повысить уровень правосознания и морально-нравственного развития; учит конструктивному общению, ...