Краеведческий проект "Утраченное наследие"
проект по краеведению (6 класс)
Краеведческий проект "Утраченное наследие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_utrachennoe_nasledie.docx | 30.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект на тему
«Утраченное наследие» (о Всесвятском единоверческом женском монастыре города Шуи)»
Шуя, 20224
Содержание
Введение
1. Теоретическая часть
2. Анализ литературных источников. История и архитектура Всесвятского единоверческого монастыря
2.1 Основание монастыря
2.2 Архитектурные особенности монастыря
2.3 Трагическая судьба Всесвятского единоверческого монастыря
3. Практическая часть
Заключение
Список используемой литературы
Введение
На Шуйской земле в древности не было крупной обители, имевшей общерусскую известность, но островки монашеской жизни всегда присутствовали как в самой Шуе, так и в ее окрестностях. К сожалению, сведений о старинных шуйских монастырях сохранилось немного. Следует признать, что нам известно о существовании некоторых малых монастырей в Шуе во многом благодаря записям краеведа и собирателя древностей В.А. Борисова (1809–1862), но и у него приводятся весьма скудные, отрывочные сведения.
Часть шуйских монастырей была закрыта после церковной реформы 1764 года, другие обители упразднили после октябрьской революции.
Так не стало одного из самых красивых храмовых комплексов города Шуи Всесвятского единоверческого монастыря.
О нем я узнала совершенно случайно, когда листала фотографии группы в одной из социальных сетей. Неужели такой монастырь был в Шуе? Но где? Что с ним стало? На эти и множество других вопросов я должна была найти ответы. Знакомясь с фактами истории монастыря, именами тех, кто внес вклад в дело православной веры, научишься понимать связь времён, преемственность поколений, ощущать причастность к историческим событиям. В этом я думаю, заключается патриотизм и любовь к «малой Родине».
Цель работы – получение исторических сведений о прошлом и настоящем Всесвятского единоверческого, определение его культурно-исторической ценности и роли в жизни людей.
Задачи:
1. Изучить материалы, публикации, свидетельства старожилов, рассказывающие об истории обители;
2. Выявить и оценить процесс изменений монастыря на разных этапах его существования;
3. Пробудить интерес других к изучению истории храмов и монастырей.
1. Теоретическая часть
Монастыри испокон веков оказывали влияние на русскую историю и культуру: становились центрами обороны, укрывали раненых, просвещали окрестное население, связывали свою судьбу с правителями. В настоящее время монастыри вновь становятся центрами духовного влияния. Что же такое «монастырь»?
Монастырь – это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры.
Монастырь – это образ Царствия Божия на земле.
Слово «Монастырь» произошло от греческого слова «monos», что означает в переводе «один, одинокий». Человек, уходя в монастырь, удаляется от общества и сам один в тишине возрастает духовно для того, чтобы быть ближе к Богу.
Возглавляет мужскую обитель священноархимандрит – правящий архиерей или Патриарх. Женскую обитель возглавляет Игуменья.
Всесвятский монастырь в Шуе был единоверческим. Единоверческие приходы отличаются от православных приходов монастырским укладом церковной жизни. Богослужения единоверцам дозволялось совершать также по-старому, сохраняя уклад жизни и традиции, присущие старообрядцам. Общинность и трепетное отношение к обрядовой стороне жизни – характерные черты единоверческих приходов. Так же, как у старообрядцев, службы не сокращаются — всё, что положено петь и читать, поётся и читается полностью, потому богослужение значительно длиннее обычного православного. Отсутствует многоголосное пение – только древнерусский унисонный распев. Мужчины и женщины стоят согласно уставу – в разных местах храма, на почтительном расстоянии каждый друг от друга, обычно – со скрещёнными на груди руками. Все действия совершаются неспешно и синхронно, в положенные для этого моменты службы – креститься, делать поклоны принято всем вместе.
До революции 1917 года в России существовали единоверческие монастыри, однако сейчас в РПЦ не осталось ни одного такого монастыря.[5]
2.1 Анализ литературных источников. История Всесвятского единоверческого монастыря
2.1 Основание монастыря
Шуйский уезд по развитию единоверия выделялся во всей Владимирской губернии - здесь возник самый первый в губернии единоверческий приход (в Дунилове в 1819 г.), находилась половина единоверческих приходов (в Дунилове, Иваново-Вознесенске, Шуе), здесь же в Иваново-Вознесенске в 1881 г. был учреждён центр отдельного единоверческого благочиния всей Владимирской епархии. С учетом этих обстоятельств появление единоверческого монастыря именно в Шуе - центре уезда с большим числом единоверцев и старообрядцев вполне закономерно.
В 1869–1871 годах по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Антония шуйские старообрядцы построили в городе храм Всех Святых и училище при нем. Первая служба по старым книгам состоялась 27 октября 1870 года. Через несколько лет при церкви устроили богадельню, которая к 1886 году превратилась в монашескую общину.
Вскоре небольшая Всехсвятская церковь перестала вмещать всех желающих. В 1889-м определением Синода она официально получила статус обители третьего класса, которой по штату полагалось 12 монахинь. В 1891–1901 годах по проекту владимирского гражданского инженера Сергея Петровича Брагина (1859–1898) сооружается грандиозный Успенский собор. Расположенное в самом центре Шуи, пятиглавое здание собора поднялось высоко над Миллионной (ныне — Советской) улицей и стало одной из главных городских доминант. В 1897 г. в число монашествующих согласно клировым ведомостям составляли – игумения (Досифея), одиннадцать инокинь, семь послушниц, пятьдесят три белицы. При монастыре существовала школа для девочек. Вокруг монастырского собора существовал церковный приход, насчитывавший к концу XIX века более 130 человек.
Значительное участие в строительстве и благоустройстве монастыря принимали известные шуйские промышленники и купцы, имевшие старообрядческие корни, главные вклады производились купцом Василием Рубачёвым, будущим старостой храма.
Протоирей Евлампий Правдин подробно описал участие В.В. Рубачёва в строительстве монастыря с оценкой затрат на постройки, содержание причта, приобретение церковной утвари: «С 1883г. Рубачёв начал благоустройство Всехсвятской единоверческой церкви. В 1885г. построил часовню, в 1886 - дом дьякона и церковную ограду, в 1887г. начал постройку здания для женской общины. В 1888г. В.В. Рубачёв на выкупленной им у города земле построил два дома для священников и помещение для училища (освящено 17 октября 1888г.). В 1889г. им было куплено и присоединено к монастырю большое имение с домом, фабричными корпусами и садом. В том же 1889г. был построен двухэтажный трапезный корпус. Также была построена монастырская больница на 12 кроватей. Всего по приблизительным подсчетам Е. Правдина В.В. Рубачёв потратил на поддержание единоверческого монастыря в период с 1883 по 1889г. не менее 70 тысяч рублей. Затем Рубачёв являлся основным вкладчиком строительства грандиозного Успенского собора в 1891-1901гг. (оценивался более 200 тысяч рублей)». Не исключено, что один из соборных престолов (пресвитера Василия Анкирского) был назван в честь небесного покровителя самого В.В. Рубачёва или его отца - фабриканта и церковного благотворителя Василия Киприановича.[1]
2.2 Архитектурные особенности монастыря
Комплекс архитектурных сооружений монастыря включал Успенский собор (1901), Всехсвятскую церковь с колокольней (1871), трапезную, кельи, часовню, низкую ограду с башенками.
С 1891-го по проекту инженера С.П. Брагина начал строиться Успенский собор. Большой пятиглавый храм, построенный в «псевдорусском» стиле, стал доминантой Миллионной (ныне Советской) улицы и символизировал въездные ворота в старую часть города. Собор возводился в течение десяти лет, он был освящен 9 сентября 1901 года архимандритом Серафимом (Чичаговым). Успенский храм мог вмещать до тысячи человек. В ограде монастыря было выстроено несколько зданий, при обители существовало кладбище.[3]
Вначале собор был краснокирпичным, но в впоследствии был оштукатурен и выкрашен в серый цвет. В данной связи в народе крупный пятиглавый храм, возведённый в лучших традициях русской архитектуры с богатым декором, именовали Серым собором. Всехсвятская церковь в архитектурном плане представляла собой небольшое каменное сооружение в виде прямоугольного приземистого четверика, крытого вальмовой кровлей, увенчанной низеньким слепым барабанчиком с крестонесущей главкой. Престол в церкви один – в честь Всех Святых, теплый. Церкви принадлежат здания: каменная часовня и каменный двухэтажный корпус. Внутри центральное помещение перекрыто куполом. Тремя арочными проёмами оно соединено с апсидой, узкой аркой – с притвором. Церковь была богата иконами и разной утварью. Неописуемой красоты был трёхъярусный иконостас. В одной из боковых палаток притворов – ход на колокольню. Трёхъярусная шатровая колокольня на фоне скромного храма выглядела значительно более «солидным» сооружением.
В монастырские храмы при освящении были пожертвованы единоверцами Шуи и Иваново-Вознесенска «20 икон старого монастырского, 10 новгородского, 4 строгановского писем 17-го и 18-го веков». При монастыре существовало кладбище. В приходе монастыря в 1892 г. числилось 46 дворов (131 человек).
Среди списка «памятников новейшего времени, воздвигнутых в честь Высочайших особ и в память разных событий» упоминаются две монастырские часовни (в то время как в иных доступных источниках упоминается только одна): «В г. Шуе при Всехсвятской единоверческой церкви каменная часовня, сооружена в 1889 г. в память чудесного спасения Государя Императора Александра III и Его Августейшего Семейства от смертной опасности 17 Октября 1888 г. на станции Борки.
При Всехсвятском единоверческом монастырском храме каменная часовня, сооружена в 1886 г. в память освобождения крестьян от крепостной зависимости».
Имеются фотографии внешнего и внутреннего вида часовни, построенной в 1886 г. и освящённой в честь Александра Невского. Внутренние размеры (в пересчете на метры) составляли: длина – 4.1 м, ширина – 3.6 м, высота – 3.5 м. Ширина «снаружи по фасаду» и «высота до карниза» составляли по 2 сажени (около 4.3 м). На лицевом фасаде с левой стороны от входа в часовню была прибита медная доска с надписью: «В благодарственное воспоминание 19 февраля 1861 года»; с правой – «Сооружена ктитором сей церкви Василием Васильевичем Рубачевым в 1886 году».
Судя по фотографии наружного вида часовни можно понять, что часовня Александра Невского располагалась вдоль красной линии улицы и вплотную примыкала к колокольне Всехсвятской церкви (с востока) и к зданию церковно-приходского училища (с запада). Вход в часовню был прямо со стороны Миллионной улицы.[5]
Источников, в которых бы упоминалась вторая монастырская часовня (в память чудесного спасения Государя Императора Александра III и Его Августейшего Семейства от смертной опасности 17 Октября 1888 г. на станции Борки) пока не обнаружено.
2.3 Трагическая судьба Всесвятского единоверческого монастыря
Вскоре после революции монастырь был закрыт, но храмы оставались действующими. Монастырские храмы закрыты в 1930 г. Необходимость уничтожения монастыря (в частности, для строительства дворца культуры) в 1920-е годы регулярно обсуждалась в местной газете «Серп и молот». Успенский собор взорван в 1931 г. (на взрыв потрачено 50000 рублей). Руины лежали неразобранными до начала 1950-х гг. Всехсвятская церковь с колокольней, часовня, церковно-приходское училище разрушены в 1954-1955 гг. перед строительством 76-квартирного дома. На месте монастырского кладбища построены пятиэтажные дома в 1990-е гг. Сохранились отдельные сооружения – одноэтажная монастырская баня, двухэтажная краснокирпичная трапезная с крыльцом и декором в псевдорусском стиле (1888 г.), фрагмент монастырской стены.
В настоящее время монастырская баня используется по назначению. В здании трапезной находится центр гигиены и эпидемиологии города Шуи, Шуйского и Савинского районов.[4]
3. Практическая часть
В ходе работы над проектом мы провели анкетирование среди горожан Шуи с целью выяснить, что знают шуяне об объекте нашего исследования. В исследовании приняло участие 80 жителей нашего города.
Им были заданы следующие вопросы:
1. Сколько храмов находится на территории нашего города? 39
2. Знаете ли вы, что такое монастырь?
3. Где на территории нашего города находился монастырь?
4. Знаете ли вы название этого монастыря? (Демонстрация фото)
5. Какие сооружения свидетельствуют о существовании монастыря в Шуе?
Нами были получены следующие результаты:
95% шуян не знает сколько храмов находится на территории нашего города.
10% шуян не знают, что такое монастырь.
75% опрошенных не знают о месторасположении монастыря на территории города Шуи. 23 человека знают, что он существовал;
96% анкетируемых не знают название некогда существующего монастыря, но вспомнили о монастырской бане и части монастырской стены на Советской улице. 45% верно выделили сохранившиеся сооружения.
Результаты анкетирования говорят о том, что большинство шуян плохо знают историю нашего города. При демонстрации фотографий монастыря опрашиваемые люди были удивлены, что в Шуе существовал Всесвятский храмовый комплекс. В целях повышения уровня знаний об истории нашего города мы предлагаем принять участие в экскурсиях по улице Советской (бывш. Миллионной), совершать прогулки по историческому центру Шуи, обращать внимание на интересные архитектурные сооружения прошлых столетий.
Заключение
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
История наших монастырей, храмов, обителей – это история родного края. А знание истории малой Родины помогает лучше понять историю своей страны, любить родную землю. По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями.
История почти не сохранила сведений о Всесвятском единоверческом монастыре в городе Шуе. Он просуществовал меньше века, оставив после себя в исторических источниках лишь несколько воспоминаний. Поэтому необходимо собрать и сохранить то немногое, что осталось от наших святынь, служивших для народа и ради народа, несших спасение, святость и надежду…
Проводя краеведческие изыскания, мы узнали небольшую часть истории православной культуры своей малой Родины.
Стихотворение «Утраченное наследие»
Среди домов и городской листвы
Из женской общины при белой церкви
Возник Всесвяткий женский монастырь
Пред ним все остальные храмы меркли.
Здесь все казалось солнечным, заветным:
Собор Успенский, церковь Всех Святых,
Монашеские кельи и часовни,
Ограда с башнями средь кленов вековых.
Но в революцию погашены кресты,
Закрыты храмы, взорваны надежды,
И никогда на колокольне белой церкви
Не зазвонят колокола как прежде.
Разрушены до основания храмы,
Оплаканы священные места.
И нам напоминает о былом величии
Лишь трапезная и монастырская стена.
Стоят они как память об обители –
Свидетели и радостей, и бед.
Они себе не требуют охраны,
Хранят осколки прошлых лет.
Список использованной литературы:
- Борисов В.А. Собрание трудов (материалов): в 3 т.: т.1 / Редакторы-составители Е.Г.Вопилин, В.И.Баделин. - Иваново: Издательство МИК, 2001. - 428 с.
- Правдин Е. Описание города Шуи и Шуйских церквей. Шуя: Изд-е И.Турушина 1884. 180 с.
- Ставровский Е.С. Храмы города Шуи: краткая история и списки священнослужителей Справочник. — Шуя: Полиграфия-центр, 2004. — 32 С.
- Иванов Ю.А. Провинциальная культура и церковь./Из истории города Шуи в 19 - начале 20 вв./. Исторические очерки. Шуя. ШГПИ-РИО, 1994.
- Александров А.Е. «Особенности архитектуры города Шуи конца 18 - начала 20 века»/ Борисовский сборник. Выпуск 7/ Отв. Ред. В.В. Возилов. – Иваново: Издательский дом «Референт», 2016. – 374 с.
- Черниховский Д.В. Гражданский инженер Брагин. Сайт «Молитва в камне». Электр. рес.: http://molitva-ivanovo.narod.ru/churchs/bragin.htm.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-краеведческий проект "Литературное наследие Брянщины"
Парк имени А.К. Толстого - это жемчужина нашего города. Именно здесь наиболее ярко соединились в неповторимое единство поэзия, народная мудрость и скульптура. Главная цель работы - выявить и обозначит...
Потенциальное влияние краеведческого направления деятельности ОДОДа, как инструмента координации действий обучающихся по активному изучению объектов Всемирного природно-культурного наследи
Краеведческая работа отделения дополнительного образования детей....
Программа краеведческого кружка "Наследие"
Программа кружка составлена для детей 4-5 классов...
Программа дополнительного образования "Наше наследие" (краеведческой направленности) 2017 г.
Программа для педагогов дополнительного образования в общеобразовательной школе....
"Гость из военного детства", краеведческая заметка в номинации «Историческое наследие»
Статья о военном детстве беженца польского еврея Юрия Гительмана, жившего в селе Оля в военную пору....
VI-е республиканские Давыдовские краеведческие чтения, посвященные 100-летию дополнительного образования детей в России. Наследие П.А. Кельберга – «Ломоносова селенгинского края»
В современной России все явственней проглядывает интерес к краеведению, что обусловлено общественным запросом на самоидентификацию, отвечая на насущные вопросы – кто мы и откуда мы? Не исключени...