Программа дополнительного образования "Наше наследие" (краеведческой направленности) 2017 г.
рабочая программа (7 класс) на тему
Программа для педагогов дополнительного образования в общеобразовательной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nashe_nasledie_s_kosyreva_o.a.docx | 67.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Уральская школа»
Рассмотрено Утверждаю:
Педагогическим советом Директор______ З.А. Мокрушина
«____» _____________ 2017 г. Приказ № ________
Протокол № _________ от «__» __________2017 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
туристко-краеведческой направленности
«НАШЕ НАСЛЕДИЕ»
Возраст обучающихся: 11-15 лет
Срок реализации: 3 года
Автор - составитель: Косырева
Олеся Александровна
педагог дополнительного образования
п.Урал
2017
Содержание:
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка………………………………………………3
1.2 Цель и задачи данной программы...................................................5
1.3 Учебно - тематическое планирование ............................................10
1.4 Содержание программы.................................................................14
1.5 Планируемые результаты…………………………………………..18
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график…....................................................19
2.2 Условия реализации программы………………….………………..20
2.3 Формы аттестации…………………………………………………..20
2.4 Оценочные материалы………………………………………………20
2.5 Методические материалы…………………………………………...20
2.6 Список литературы….......................................................................23
1.1 Пояснительная записка
Модель гражданско-патриотического воспитания будет работать при наличии дела объединяющего подростков общей заботой и коллективной творческой деятельностью. Таким делом в недрах образовательного учреждения, может стать музей образовательного учреждения, поисково-краеведческая деятельность.
В чем смысл создания музейного объединения на базе ОУ? Он состоит в том, что в музее обучение и воспитание, пропаганда знаний о своем крае, об истории и традициях своего учебного заведения ведется на основе подлинных памятников материальной и духовной культуры. Именно подлинность музейной информации, заключенной в экспонатах, документах, вещах, придает полученным знаниям особую убедительность достоверность. Это обстоятельство особенно важно, когда речь идет о молодежи. Ведь подросток, вступающий в жизнь, более чем кто-либо другой нуждается в получении не только аргументированных, но и эмоционально выразительных сведений. Помимо этого, музей образовательного учреждения существенно конкретизирует и углубляет знания обучающихся о том заведении, где они продолжают обучение и, как правило, воспринимается как его визитная карточка.
Музейное объединение «Наше наследие», действующее на базе музея школы, создавалось, как сообщество подростков, работающих под руководством педагога, интересующихся краеведением, историей своего учебного заведения, увлеченных основами исследовательской работы, объединенных коллективной творческой деятельностью.
Настоящая программа разработана с учетом возрастных особенностей подростков и уровня их образованности, находится в тесной взаимосвязи с предметами гуманитарного цикла: историей, географией, краеведением и намечает основные направления, тематику и ориентиры музейной деятельности.
Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273, Планом Основных мероприятий по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844), СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Уставом МОУ «Уральская школа».
Возраст участников объединения: 11 – 15 лет.
Наполняемость группы: 10 – 12 человек.
Программа рассчитана на 3 года обучения: (34 часа в год).
Режим работы: 1 раз в неделю
1.2 Цели и задачи программы
Ведущими целями данной программы являются:
- обобщение, осмысление и анализ подростками исторического, трудового, боевого наследия населения своего населенного пункта (района);
- создание оптимальных возможностей для творческого развития, гражданского становления, формирования профессиональных интересов в процессе музейно-краеведческой деятельности;
- приобщение обучающихся к общественно-полезной деятельности по изучению истории своего учебного заведения, своей малой Родины, выявлению, собиранию, охране и использованию музейных объектов как составной части историко-культурного наследия страны.
Задачи программы:
- Образовательные: формирование познавательного интереса к истории, обычаям, традициям своего учебного заведения; приобретение практических знаний, умений и навыков в области поисково-собирательной, научно-исследовательской и просветительской деятельности;
-Воспитательные: воспитание личности знающей и уважающей историческое прошлое своей страны, своего края, своего учебного заведения, осознающей свое место в историко-культурных процессах общества, имеющей активную гражданскую позицию и высокие нравственные идеалы;
- Развивающие: развитие аналитического мышления, эмоционально – образной сферы, речевых навыков, наблюдательности (видеть ценное в обычном), информационной культуры (умений понимать, собирать, хранить информацию) и др.
Каждый год по программе является законченным циклом и возможен выпуск учащихся после каждого года обучения.
Работа творческого объединения «Наше наследие» реализуется согласно тематическим планам, разработанным соответственно для обучающихся 1-го, 2-го и 3-го года обучения, с учетом часовой нагрузки и специфики изучаемых тем. Курсом предусмотрено наличие теоретических и практическим занятий, но приоритет отдается практикумам, что выражается в большем количестве часов.
Специфической особенностью содержания образовательной программы творческого объединения «Наше наследие» является наличие реализуемых мини-программ для каждого года обучения.
Так, согласно учебно-тематическому плану 1-го года обучения, здесь реализуются 4 вспомогательных мини-программ, детально раскрывающих содержание каждого раздела образовательной программы:
- «Начало»
- «Летопись родного края»
- «Родословие»
- «По святым местам родного края»
По учебно-тематическому плану 2-го года обучения еще 4 мини программы:
- «Культурное наследие»
- «Наша общая история»
- «Земляки»
- «Наше настоящее»
Каждая мини-программа имеет свои специфические задачи и содержание деятельности.
- «Начало»
Задачи. Организация работы музея, выбор актива, знакомство с музейной сетью села.
Содержание. Обзорные экскурсии, знакомство с экспозициями школьного музея, краеведческого музея Кизильского муниципального района.
- «Летопись родного края»
Задачи. Изучение истории, традиций родного края с древнейших времен до сегодняшнего дня.
Содержание. Выявление особенностей истории, культуры, экономики родного края, изучение отдельных, наиболее ярких или малоизвестных исторических событий, воссоздание общей истории края. Фиксация современных событий, интервьюирование их участников, очевидцев, ведение летописей, хроник, пополнение фондов школьного музея краеведческими материалами.
- «Родословие».
Задачи. Изучение родословных, семейных династий, традиций и обрядов.
Содержание. История школы – это история его выпускников, ветеранов, обучающихся. Через изучение истории своего учебного заведения можно выявить родственников и знакомых, обучавшихся в школе в разное время. Изучение истории своего рода, составление генеалогической таблицы, родословной. При изучении истории своей семьи можно выявить своих родственников, принимавших участие в исторических событиях.
- «По святым местам родного края»
Задачи. Изучение исторического прошлого и архитектуры Кизильского района.
Содержание. История сел Урал, Смородинка, Ждановский.
- «Культурное наследие»
Задачи. Изучение культурного наследия и творчества жителей родного края.
Содержание. Практическое знакомство с историко-культурными памятниками района: дом купца Гогина, церковь в п. Кацбахский, здание краеведческого музея в с. Кизильское.
- «Наша общая история»
Задачи. Изучение истории школы через призму исторических событий.
Содержание. Этапы развития школы – этапы развития страны. Отпечаток исторического времени на судьбах работников, обучающихся, выпускников. В рамках этой мини-программы участники творческого объединения «Наше наследие» ведут собирательную, исследовательскую, накопительную работу по документированию истории своего учебного заведения.
- «Земляки»
Задачи. Изучение жизни и судеб сотрудников, ветеранов, выпускников школы. Роль школы в жизненном становлении и самоопределении.
Содержание. Поддержание связей с указанными категориями односельчан, запись воспоминаний, очерков, зарисовок. Оформление книги Почета и Памяти. Организация службы переписки с выпускниками.
- «Наше настоящее»
Задачи. Изучение школы на современном этапе развития.
Содержание. От первого класса до успешной личности.
Образовательная программа 3-го года обучения также включает в себя следующие мини-программы:
- «Основы музейного дела»
- «Нормативно-правовая база»
- «Юный исследователь»
- «История в лицах»
- «Замыкая круг»
- «Основы музейного дела»
Задачи. Знакомство, изучение и популяризация музейной деятельности среди молодежи.
Содержание. Термин «музейная деятельность» широка и многогранна, данная мини-программа призвана познакомить участников объединения со спектром направлений работы музея и реализовать себя во всех ее видах. Члены объединения детально знакомятся и отрабатывают научные основы, методику и принципы организации поисково-собирательской, фондовой, экспозиционной и массово-просветительской работы.
- «Нормативно-правовая база»
Задачи. Изучение номенклатурной, учетной и регистрационной документации музея.
Содержание. Знакомство с учетно-хранительской работой музея. Учет и хранение основного и вспомогательного фонда. Документирование. Порядок заполнения музейной документации. Оформление музейного предмета в учетных документах. Инвентаризация: организация, правила проведения. Ведение учета массовой работы.
- «Юный исследователь»
Задачи. Приобщение к основам исследовательской работы, развитие интереса к научно-практической деятельности.
Содержание. Ценность данной мини-программы состоит в развитии навыков самостоятельной работы обучающихся по исследовательским заданиям, анализу научной и методической литературы, архивной документации. Формирование умений конспектирования и архивации. Развитие навыка презентационной деятельности, представления и защиты своего исследования.
- «История в лицах»
Задачи. Практическое использование методов и приемов исследовательской работы в деятельность участников объединения.
Содержание. Применение азов исследования для подготовки индивидуальных и коллективных заданий по истории учебного заведения. Детальное изучение значимых личностей для развития школы. Широкое использование спектра изученных методов и приемов исследовательской работы, использование фото- и видеоматериалов. Публичные защиты своих работ, создание электронных презентаций.
- «Замыкая круг»
Задачи. Подведение итогов деятельности, популяризация творческого объединения.
Содержание. Выставки достижений обучающихся. Защита портфолио экскурсовода. Оформление книги выпускников объединения. Обмен опытом с уч-ся 1-го года обучения. Профориентационная работа.
1.3 Учебно-тематический план «Наследие»
(1 год обучения, 1 час в неделю)
№п/п | Содержание темы, раздела | Реализуемая мини-программа | Общее количество часов | В том числе | Форма контроля | |
теоретич | практич | |||||
1 год обучения | ||||||
Введение в музейное дело 1.1.Вводное занятие 1.2 Музейная сеть поселка | «Начало» | 3 1 2 | 1 1
| 2 1 1 | ||
Музейные источники 2.1 Краеведение 2.2 Геральдика | «Летопись родного края» | 6 3 3
| 2 1 1
| 4 2 2
| ||
Музейные источники 3.1 Родословная 3.2 Археология | «Родословие» | 6 3 3 | 2 1 1 | 4 3 1 | ||
История одного села 4.1 Легенды о жителях и крае 4.2 Традиции Оренбургского казачества. 4.3 Как все начиналось. 4.4 Район в годы войн. 4.5 Историко-культурные памятники села | «По святым местам родного края» «Культурное наследие» | 19 3 3 9 2 2 | 5 1 1 1 1 1 | 14 2 2 4 4 2 | ||
2 год обучения | ||||||
Историческое прошлое школы 5.1 Этапы славного пути 5.2 Первый коллектив школы 5.3 Книга почета и Книга памяти 5.4 Ими гордится школа (о выпускниках разных лет) 5.5 Целинная эпопея 5.6 Пионерская, Комсомольская организация школы 5.7 Экспозиция боевой славы в музее школы. 5.8 Организация музея МОУ «Уральская школа» | «Наша общая история» «Земляки» «Культурное наследие» | 24 2 2 2 6 2 2 4 4 | 8 1 1 1 1 1 1 1 1 | 16 2 2 2 2 2 2 2 2 | ||
Сегодняшний день 6.1 Чем живет школа… 6.2 Военно-патриотическая работа. 6.3 Музейные традиции | «Наше настоящее» | 10 1 6 3 | 3 1 1 1 | 7 1 4 2 |
3 год обучения | ||||||
№п/п | Содержание темы, раздела | Реализуемая мини-программа | Общее количество часов | В том числе | форма контроля | |
теретич | практич | |||||
Направления работы музея 7.1.Вводное занятие 7.2 Поисково-собирательская работа 7.3 Фондовая работа 7.4 Экспозиционно-выставочная работа 7.5 Массово-просветительская работа | «Основы музейного дела» | 10 1 6 1 1 1 | 1 1
| 9 1 5 1 1 1 | ||
Музейная документация 8.1 Порядок учета и хранения музейных ценностей 8.2 Акт приема, легенда 8.3 Книга поступлений 8.4 Инвентарная книга | «Нормативно-правовая база» | 10 2 2 3 3 | 4 1 1 1 1 | 6 2 2 1 1 | ||
Азы научных исследований 8.1 Способы сбора информации. 8.2 Архивы, архивная документация. 8.3 Интервьюирование 8.4 Фото- и видеофиксация 8.5 Оформление добытой информации 8.6 Защита и презентация исследований 8.7 Практикум | «Юный исследователь» «История в лицах» | 10 1 1 1 1 1 1 4 | 3 1 1 1 | 7 1 1 1 1 1 1 1 | ||
«И продолжая традиции…» 9.1 Оформление книги выпускников клуба «Наше наследие» 9.2 Профориентационная работа с обучающимися 9.3 Конференция – обмен опытом 9.4 Итоговый семинар | «Замыкая круг» | 4 1 1 1 1 | 1 1 | 3 1 1 1 | ||
ИТОГО: | 102 | 30 | 72 |
Принципы построения программы:
Традиционные: научности, доступности, последовательного изменения материала, наглядности, актуальности;
Специфические:
принцип маятника (челнока) – историю своего учебного заведения, его выпускников связывают с историей страны или наоборот;
принцип спирали – вновь и вновь возвращаются к изученным проблемам, углубляя знания по ним.
Программа исторического краеведения «Наше наследие» призвана вызвать познавательный интерес участников музейного объединения к истории своего учебного заведения, своей малой Родины, преломленной через исторические события, происходившие в крае, стране, через судьбы выпускников и сотрудников школы, села.. Так история становится более зримой и понятной.
Знания, полученные в процессе образовательного курса, в ходе краеведческой и исследовательской деятельности становятся не только конкретными, но и вызывают потребность участия в охране музейных объектов, памятников и т.д. А потому, автор программы надеется, что, краеведческая деятельность участников музейного объединения перерастет из познавательной в общественно полезную, а это один из важнейших компонентов любой работы с подростками и молодежью.
1.4 Содержание образовательной программы 1-го года обучения.
I. Введение в музейное дело (3 ч)
Теоретический блок. Режим и задачи работы объединения, вводный инструктаж. Музееведение как наука, базовые основы, цели, задачи. Знакомство с музейной сетью Кизильского района.
Практический блок. Занятия – экскурсии в музеи школ Кизильского района с целью изучения тематики экспозиций и коллекций музейных экспонатов.
II. Музейные источники: (12 ч)
Теоретический блок. Краеведение, его основы, особенности. Археология – наука «говорящих камней». Археологические находки, исследования. Геральдика – герб, как символ исторического прошлого. Герб России, Челябинской области и Кизильского района, школы. Семья, род, династия, генеалогическое древо. Семейные династии школы, села.
Практический блок. «Край мой Кизильский» - конкурс литературных работ;
Творческий проект «Наши славные символы» - создание эскизов герба и флага клуба «Наше наследие», презентация проектов, защита своих работ;
Исследовательская работа «Все начинается с семьи» (построение генеалогического древа, фото-презентация).
III. История одного села (19 ч)
Теоретический блок. Легенды о жителях (Урал, Смородинка, Ждановский). Обычаи, традиции, национальная кухня.
История образования сел, земляки – участники войн, первые жители сел. Достижения в боевом прошлом и трудовой деятельности.
Сегодняшний день поселка – перспективы развития, туризм, паломничество.
Историко-культурные памятники села, района: памятники Победы в ВОВ, Первоцелинникам, дом купца Гогина, здание краеведческого музея в селе Кизильское.
Практический блок. «История в деталях» - занятия-экскурсии в краеведческий музей села Кизильское;
Знакомство с экспозициями школьного музея. Творческая работа по заданию экскурсоводов музея «О чем нам рассказал музейный экспонат?»
Содержание образовательной программы 2-го года обучения.
IV. Историческое прошлое школы. (24 ч)
Теоретический блок. Этапы развития, становления, реорганизации школы. Учащиеся военных лет. Первый коллектив работников. Ветераны войны, ветераны труда. Выпускники разных лет, их судьба. Знаменитые выпускники. От комнаты боевой славы до музея. Целинники. Их вклад в развитие страны. Комсомольская организация школы, села. Наши выпускники на защите Отечества: воины-афганцы, воины-чеченцы.
Практический блок. Просмотр и обсуждение электронного альбома по истории школы. Создание летописи школы. Презентация на общешкольной линейке.
Творческая работа «Штрихи к портрету» (сбор и обработка материала о заслуженных и почетных работниках образования, сельского хозяйства). Оформление экспозиций по теме. Презентация.
Конференция «Сто вопросов взрослому» - встреча с целинником Петровым В.И.
Творческий проект «Судьба человека» - сбор информации и оформление реферата о выпускниках школы разных лет;
«У истоков поисковой работы» - семинар с работниками школы, организаторами первой комнаты боевой славы.
Занятия – экскурсии по изучению экспозиций музея школы;
V. Сегодняшний день школы (10 ч)
Теоретический блок. Школа на современном этапе развития. Приоритетные направления воспитательной работы – военно-патриотическое и духовно-нравственное. Музей МОУ «Уральская школа».
Практический блок. «Эта наша с тобой биография» - цикл встреч и бесед обучающихся с кадетами профессионального колледжа с. Кизильское с использованием электронной презентации по истории школы, участие в профориентационной работе по школам района.
Содержание образовательной программы 3 –го года обучения.
I. Направления работы музея. (10 ч)
Теоретический блок. Детальное изучение различных видов деятельности музея. Правила организации поисковой, фондовой, экспозиционно- выставочной экскурсионной, лекторской работы. Комплектование, учет и хранение музейного фонда. Этапы разработки и создания экспозиций и выставок музея. Правила монтажа музейных предметов и экспозиций. Информационно-текстовое обеспечение экспозиций. Этикетаж. Лекционная и экскурсионная деятельность. Культура речи экскурсовода.
Практический блок. Краеведческое задание «Преданья старины глубокой» - сбор экспонатов по заданной тематике. Организация выставки. Презентация.
Специальный проект «Портфолио экскурсовода» - оформление сценарного плана, демонстрационного материала, подготовка обзорных экскурсий по тематикам экспозиций музейного уголка: «Этапы славного пути», «Наши ветераны», «Книга почета», «Книга памяти», «Не расстанусь с комсомолом», «Тревожные годы поиска истины», «России верные сыны», «Сегодняшний день школы». Защита проекта.
Общешкольный семинар со старожилами села «Из первых уст».
Семинар – практикум по видам музейной деятельности.
II. Музейная документация. (10 ч)
Теоретический блок. Учет, хранение и экспонирование предметов музейного фонда. Знакомство с основными документами музея, правилами их оформления и заполнения, приема и регистрации экспонатов. Инвентаризация.
Практический блок. Занятия – практикумы по заполнению учетной документации музея.
III. Азы научных исследований (10 ч)
Теоретический блок. Способы сбора информации: анализ научных работ, документации, печатных изданий, опрос, беседа, изучение домашних фото- видео-архивов, работа с вещественными источниками и т.д. Способы оформления добытой информации: конспекты, рефераты, выписки, библиография, воспоминания и т.д. Государственные архивы – назначение, функции. Архив района. Правила работы с архивными материалами. Интервьюирование. Правила проведения интервью, оформление материала. Использование технических средств при проведении исследований: фото- и видео-фиксация. Правила применения фото и видеокамеры. Представление, презентация и защита исследовательских работ.
Практический блок.
Занятия-практикумы по сбору информации по индивидуальным исследовательским заданиям. Оформление добытой информации, выставка работ.
Творческая работа «Актуальное интервью с интересным человеком».
Операция «Забота» (помощь ветеранам и участникам ВОВ в быту и хозяйстве).
Фоторепортаж «Моя профессия» - создание коллажей по профориентации. Выставка творческих работ.
Коллективная исследовательская работа «Почетные граждане Кизильского муниципального района». Презентация проекта.
IV. «И продолжая традиции…» (4ч.)
Теоретический блок. Сводные конференции, обмен опытом. Профориентационная работа. Награждение лучших членов клуба. Выставка достижений.
Практический блок. Проект «Наше наследие»:
- оформление книги выпускников клуба;
- сводная конференция «Мы это знаем, а вы?» (отчёт о работе клуба за год, обмен опытом с уч-ся первого года обучения, презентация творческих проектов);
- выездные агитбригады по школам района.
1.5 Планируемые результаты
Обучающие должны знать/понимать:
- дату основания, этапы развития, становления и реорганизации своего учебного заведения;
- биографические сведения о выдающихся выпускниках школы, ветеранах войны и труда;
- информацию о семейных династиях школы, села, района, участниках боевых действий;
- данные о развитии школы и села на современном этапе: контингент, педагогический коллектив, профессии, перспективы;
Уметь:
- вести поисково-собирательную деятельность, согласно профилю музея,
- определять ценность добытого в поиске материала;
- соответствующим образом оформлять результаты исследовательских работ;
- участвовать в коллективных делах клуба, делиться и обмениваться информацией с другими членами объединения;
Иметь навыки:
- работы с научной литературой;
- экскурсионной и лекторской деятельности;
- диалоговой работы, в качестве корреспондента;
- работы с общественными организациями, предприятиями, архивами и др.
Должны уметь применять знания на практике для:
- формирования собственных взглядов суждений, умозаключений осознания собственной активной гражданской позиции;
- пропаганды патриотических идей среди молодежи.
2.1 Календарный учебный график
№ п/п | месяц | число | время занятий | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
2.2 Условия реализации программы:
Материально техническое обеспечение: для занятий предоставлен кабинет истории и обществознания с прилегающим к нему школьным музеем, в наличии ноутбук, принтер, аудио колонки, экран, музейные экспонаты.
Информационное обеспечение: учебная литература по краеведению Челябинской области.
Кадровое обеспечение: учитель истории и обществознания Косырева Олеся Александровна, высшая категория.
2.3 Формы аттестации:
Аттестация проходит по итогам учебного года в виде проектов, рефератов, макетов, рисунков и поделок. Форма представления результатов на ежегодной конференции.
2.4 Контрольно-измерительные материалы:???????????????
2.5 Методические материалы:
Программа «Наше наследие» в качестве особенностей организации образовательного процесса предполагает:
- комплектование музейных фондов – выявление, отбор и приобретение предметов музейного значения;
- фондовая работа – учет, изучение, хранение музейных коллекций;
- экспозиционная работа – построение музейных экспозиций и выставок для передачи специфической музейной информации;
- просветительская работа – осуществляется на основе музейных экспозиций в форме экскурсий, лекций, тематических мероприятий и т.д.
Для реализации основных направлений деятельности музея школы участники творческого объединения «Наше наследие» подразделяются на профильные функциональные группы:
- поисково-собирательская (осуществляет комплектование музейных коллекций, разрабатывает краеведческие, исследовательские, исторические задания и анализирует их выполнение);
- фондовая (обеспечивает учет и хранение фондов);
- экспозиционно-выставочная (отвечает за разработку и создание экспозиций и выставок музея);
- массово-просветительская (создана для проведения экскурсий, бесед, встреч с гостями, музейных праздников, других массовых мероприятиях);
Данные профильные группы создаются на добровольных началах и организовываются по принципу ученического самоуправления.
Реализация программы предполагает:
1) Сотрудничество с краеведческим музеем Кизильского района, оказание методической помощи руководством музея в организации работы музея школы;
2) Укрепление связей с органами местного самоуправления и культуры, архивом, Советом ветеранов Кизильского р-на.
Критерии успешности знаний по программе:
- высокий уровень историко-краеведческих знаний;
- степень проявления в учебно–исследовательской деятельности;
- степень умения выражать собственные мысли, взгляды;
- уровень развития коммуникативности обучающихся.
Обнаружить уровень усвоения знаний обучающихся можно в ходе многоплановой и разнообразной по форме работы.
Формы организации работы объединения:
- организация исследований, экспедиций, краеведческих заданий, направленных на реализацию мини-программ объединения;
- создание конкретных баз данных по реализуемым мини-программам объединения;
- составление летописей, хроник, очерков об историческом, трудовом и боевом прошлом школы, по истории населенного пункта, отдельных его памятниках, учреждениях, земляках;
- подготовка материала для оформления Книги памяти, Книги почета, летописи школы, книги выпускников творческого объединения «Наше наследие» и т.д.
- формирование музейных коллекций, организацию выставочной, экспозиционной и экскурсионной деятельности;
- участие в мероприятиях по установлению памятных знаков, надгробий, мемориальных плит, шефства над братскими могилами и воинскими захоронениями;
- издание методической литературы: рекомендаций, схем, план-конспектов по изучаемым мини-программам; публикаций, исследований, презентаций участников объединения;
- проведение конференций, семинаров, олимпиад, смотров, конкурсов, творческих и исследовательских работ и т.д.;
- пропаганда исторических и краеведческих знаний путем организации выставок, праздников, тематических дней, общешкольных линеек и т.д.
2.6 Список литературы:
- М.Г.Епанешников «Поселок Кацбахский: земля отцов», Мгн., 2012
- М.Г.Амбронзон «Магнитогорск» 9-11 кл, Ч., Абрис, 2013
- Д.А.Алпатиков Краеведение 9 кл., Ч., Абрис, 2012
- В.М.Кузнецов История Челябинской обл 5-7(8)классы, Ч., ЧИППКРО, 2015
- М.Загидулина Прадедушка Аркаим, Ч., Изд И.Розина, 2012
- Сборник стихов детей Кизильского р-на, Кизильское, 2005
- М.П.Решин Летопись Кизильского р-на, Мгн., «Твой шанс», 2010
- Сборник материалов краеведческой конференции Кизильского р-на, Сибай, «ЗауралИнформ», 2011
- И.А.Кириллов Легенды Южного Урала, Ч., Изд. «Аркаим», 2014
- Ю.А.Козлов В верховьях Урала, Ч., 2008
- Кизильские самоцветы (сборник стихов) Мгн, «Твой шанс», 2009
- Челябинская область активный и познавательный туризм, М., 2013
- Историческое краеведение(справочник), Ч., Абрис, 2009
- Челябинская область(краткий справочник), Ч., 2008
- История и культура народов Южного Урала, Ч., Абрис, 2009
- Краеведение (программно-методическое пособие), Ч., Абрис, 2010
- Н.Виноградов Страницы Древней истории Южного Урала, Ч., 1997
- Н.Н.Алеврас История Урала XIX в.-1914 г., Ч., 2008
- А.И.Александров История родного края, Ч., 1978
- Е.Ф.Григорьева Интеллектуальный краеведческий марафон, Ч., 2014
- Южно-Уральская панорама событий и достижений, Ч., Абрис, 2006
- Литературное краеведение, Ч., Абрис, 2011
Приложение №1
Принципы собирательской работы
Разрабатывая план собирательской деятельности, не следует стремиться к всеохватности. Необходимо разработать реальную концепцию комплектования по каждому из названных направлений (семья, школа, дом) на ближайшие несколько лет.
На первом этапе комплектования выявим круг возможных информаторов. Это можно сделать через учеников, с помощью ярких листовок-воззваний о помощи музею. Через некоторое время появятся первые находки. При этом бывает сложно определить степень их ценности. В связи с этим, важное значение имеет первичная фиксация, правильное описание документа. Не всегда целесообразно вырывать отдельный предмет из чьей-то коллекции, помня о принципе неделимости личных фондов. На этом этапе важно зафиксировать находку и если нет крайней необходимости забрать ее, воспользоваться копией.
При организации краеведческой работы школьного музея следует руководствоваться следующими принципами: комплексный характер исследований; разнообразие исследовательских методов.
Комплексный характер исследований
Комплексный характер не означает собирание всего подряд без всякого отбора. Речь идет о преимущественно разноплановом характере исследования, что, учитывая краеведческий профиль музея, делает возможным максимально широкое его включение в учебный процесс. В этом случае музей не станет инородным телом в организме школы. Это будет залогом его долгого существования. Целесообразно обозначить территориальные границы, в пределах которых музей намерен проводить исследовательскую и собирательскую работу. Чем ближе объект к школе, тем глубже его изучение. При этом не следует замыкаться только на своем сугубо местном материале, а стараться выходить на более широкий территориальный фон (город, область, Россия в целом). Сопоставление частного и общего – важный момент музейной деятельности.
Посильную помощь в сборе материалов могут оказать учителя предметники. Географ, например, поможет оформить раздел, связанный с природой, экономикой края, подберет необходимый иллюстративный материал, подготовит вместе с детьми схемы и диаграммы.
Хронологические рамки могут быть различными, но минимальный исторический фон должен присутствовать. Например, на карте желательно показать условную границу расселения славянских племен, ближайшие местоположения древних курганов, интересные находки археологов (в том числе клады). Это может быть проиллюстрировано фотографиями, рисунками указанных мест, натуральным материалом. Источники начала XX века и более ранние малодоступны для современных исследователей. В случае их отсутствия можно воспользоваться литературными и иными источниками, а при необходимости копийным материалом. Например, в экспозиции по истории села Медведково уместными окажутся воспоминания, написанные художником К.Коровиным. Для полноты картины в данном случае желательно найти воспоминание, принадлежащее современному жителю (например, местному литератору, учителю или даже обычному школьнику).
Разнообразие исследовательских методов
Ограниченность выбора методов сбора информации нередко отрицательно сказывается на эффективности краеведческой работы. Перечислим главные методы.
Экскурсии и прогулки по родному краю. Они пробуждают интерес к различным уголкам своего района. Ребята узнают новое о родных местах, смогут поделиться увиденным друг с другом. Каждый попытается определить интересную и перспективную для себя тему исследовательской работы на будущее.
Работа в библиотеках, архивах и научных учреждениях. Это создает основательную базу, без которой невозможно грамотно организовать краеведческую деятельность.
Опрос населения, анкетирование. В каждой местности найдутся старожилы, местные знатоки истории края, воспоминания которых следует записывать. Если даже они будут противоречить историческим фактам, к ним можно относиться как к «легендам», или свидетельствам того, как событие запечатлелось в памяти людей. Анкетирование поможет в системе собрать обширные сведения по различным вопросам местной истории, получить своеобразный срез на определенном историческом этапе.
Переписка с земляками. Хорошо бы попытаться выявить людей, которые жили в этих краях, но уехали оттуда. Им будет приятно вспомнить о местах своего детства, поделиться воспоминаниями, а, может быть, и интересными предметами.
Встречи с интересными людьми. Это поможет расширить круг общения, включить в сферу интересов музея большое число людей, которые постепенно могут стать друзьями музея;
Просмотр телепередач, прослушивание радиопрограмм. Много интересного может появиться в современных СМИ. Иногда самым неожиданным образом промелькнет новая информация или история, рассказанная о вашей местности, например, известным историком. Или молодой поэт прочтет стихи о соседней речке. Так привычные средства массовой информации становятся источниками самых неожиданных сведений.
Основным методом формирования фонда школьного музея являются экспедиционный сбор материала (экспедиции, походы, экскурсии), а также получение даров. На этих методах остановимся более подробно.
Экспедиционный сбор материала. Краеведческие экспедиции проводятся в ходе исследований по конкретной теме. Постановка и очередность тем, выдвигаемых для изучения (а в дальнейшем для комплектования) должна носить плановый характер и диктоваться краеведческими задачами, требованиями экспозиции и необходимостью создания систематических коллекций. Экспедиции целесообразно согласовывать с государственными музеями, профильными научными учреждениями. Желательно проведение совместных экспедиций в соответствии с разработанной музееведческой методикой, обеспечивающей необходимую научность поиска, отбора материала, его документирования.
Источники комплектования памятников могут быть самыми разнообразными. Прежде всего, это семейные коллекции, о которых говорилось выше. Кроме этого следует использовать антикварные и букинистические магазины, чердаки, кладовки, сараи (разумеется, с разрешения хозяев), пункты вторичного сырья.
Поиск может вестись также на промышленных предприятиях, в государственных учреждениях, в творческих союзах.
Для организации краеведческой экспедиции помимо снаряжения и оборудования туристского и бытового характера; необходимо предусмотреть запасные емкости для сбора материалов, сумки для документов, записные книжки, карандаши, фотоаппараты, по возможности, диктофон и кинокамеру с набором принадлежностей, рулетки для обмеров, лупы, пакеты для хранения найденных фотографий и документов, планшеты, номерки на веревочках для прикрепления к собираемым предметам.
При проведении экспедиции группа готовит следующие экспедиционные документы:
- Полевой дневник. В нем фиксируют ход поисковой работы, ее основные этапы, анализируют первые результаты и намечают перспективы дальнейших исследований.
- Полевая опись. Это первичный документ, в который заносятся основные сведения о находках. Позднее они будут перенесены в инвентарную книгу. Обычно записи оформляются в виде таблицы, где фиксируются:
- Порядковый номер поступления.
- Дата и место обнаружения.
- Наименование предмета.
- Количество.
- Материал и сбор изготовления.
- Назначение предмета.
- Сохранность.
- Описание предмета, включая его размер.
- Владелец или источник поступления.
- Легенда
- Примечания.
- Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов. Здесь аккуратно, как можно ближе к тексту воспоминаний фиксируются рассказы очевидцев события, старожилов, краеведов и прочих людей с указанием их анкетных данных. Желательно позднее дать подписать рассказчику отпечатанный текст. В этом случае материал обретает форму материального свидетельства.
- Тетрадь фотофиксаций. Юные фотографы записывают сведения о каждом сделанном кадре (наименование объекта фотосъемки, сюжет, время и место действия), которые они делают на экскурсии, в походе или в экспедиции. Это поможет избежать ошибок в дальнейшем при включении фотографии в фонды или экспозицию.
Приложение № 2
Музей и выставка. Правила поведения
- Посещение выставки или музея начинается с гардероба, в котором оставляют не только верхнюю одежду, но и сумки, пакеты, зонты.
- Поэтому не стоит брать с собой на выставку все, что тебе хочется. К примеру, зачем тебе зонт? Дождя в выставочном зале уж точно не предвидится.
- Не ставь перед собой задачу просмотреть все экспонаты сразу, если, конечно, ты делаешь это не для галочки, а чтобы действительно расширить кругозор.
- Постарайся прослушать сообщения экскурсовода. Даже если тебе не интересно, человеку очень приятно будет почувствовать себя нужным.
- Бессмысленно и бесполезно быстро пробегать по залам музея. Нужно выбрать для осмотра либо определенные произведения, либо какой-нибудь определенный зал.
- Так ты во всей полноте сможешь узнать нужную информацию, а не хватать по кусочкам то, что тебе даже не интересно.
- В выставочный зал надо входить тихо, не беспокоя других. При осмотре произведений не следует становиться перед другим посетителем, загораживая ему доступ к картине или скульптуре.
- Держи себя так, чтобы своим присутствием не беспокоить окружающих: не говори громко, не смейся, ведь даже если тебе абсолютно неинтересно то, что говорит экскурсовод, то это не значит, что другим людям тоже все равно.
- Экспонаты руками трогать, разумеется, не следует. Объяснения экскурсовода слушай молча. Если возникают какие-то вопросы, не надо спрашивать у соседей, отвлекая их.
- Лучше с вопросами и комментариями обратиться к экскурсоводу, но не прерывая его, а во время паузы.
- Критикуя искусство, будь осторожной. Если произведение покажется тебе малопонятным, не спеши во всеуслышание пренебрежительно судить о нем по своему первому впечатлению и уж тем более высмеивать.
- Многие направления искусства, такие как абстракционизм или примитивизм, тебе пока просто непонятны. Но не отчаивайся, потому что понимание искусства доступно даже не всем взрослым.
- Если же ты достаточно компетентна в вопросах живописи, скульптуры, графики и так далее, все же не стоит щеголять своими знаниями и эрудицией. Истинный ценитель искусства не выражает шумно своих восторгов в адрес знаменитых произведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мой мир (Авторская интегрированная программа дополнительного образования эколого-краеведческого направления)
Краеведение экологично по своей сути, ибо изучение своей местности не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения и экологии связана с со...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
« Обработка материалов» (древесина, металл)...
Образовательная программа дополнительного образования детей художественной направленности "В стране рукоделия"
Программа "В стране рукоделия" художественной направленности, продолжительность освоения-3 года, адаптированная ,модульная. Разделы прграммы: 1. Работа с бумагой; 2. Лоскутное шитьё; 3. Кожаная пласти...
Итоговая работа на курсах повышения квалификации "Основы эффективной интеграции общеобразовательных программ и программ дополнительного образования детей спортивной направленности"
Совместная деятельность детей дошкольного возраста с родителями в рамках физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ....
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"
Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...
Основы эффективной интеграции общеобразовательных программ и программ дополнительного образования детей спортивной направленности в начальной и основной школе
Интегрированный урок по физической культуре и математике в 5 классах...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ спортивно-оздоровительной направленности «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительной направленности секция «Подвижные игры», разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного ...