Программа краеведческого кружка "Наследие"
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Отдел образования Уренского муниципального района
Нижегородской области
Муниципальное образовательное учреждение
Устанская средняя общеобразовательная школа
Принята Утверждена
решением педсовета приказом директора
протокол от________20__г.№___ от_______20__г.№___
______Н.Н.Кассирова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«НАСЛЕДИЕ»
Возраст детей: 8-10 лет
Срок реализации: 1 месяц
Автор-составитель:
учитель истории
Кирпичникова Ольга
Викторовна
Уста
2013-2014 уч. год
Информационная карта
Направленность | Краеведческая |
Вид образовательной деятельности | В рамках краеведческо-поисковой работы |
Название программы | «НАСЛЕДИЕ» |
Сведения об авторе | Кирпичникова Ольга Викторовна учитель истории Домашний телефон: 2-78-03 |
Аннотация программы |
Задачи:
Учитель истории Учащиеся 8-10 лет
|
Перечень методических приложений к программе |
|
Введение
«Краеведение возбуждает интерес и воспитывает
уважение к истокам нашим, к родной земле…
Его воздействие велико и на разум наш и на душу»
С.О. Шмидт
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это относится как к дисциплинам гуманистического, так и естественно-научного цикла. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с введением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования. Применительно к истории как к учебному предмету это означает: историческое краеведение стало его обязательной составляющей.
Конечно, у обучающихся разных регионов России конкретные знания о своем крае будут различные, но они должны войти (в определенном объеме) в состав обязательных базисных знаний по истории Отечества, в ряде случаев ближнего и дальнего зарубежья. Это отвечает требованиям государственного стандарта школьного исторического образования.
Важным условием развития краеведения, в первую очередь исторического, являются современные социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль «провинции», когда возрастает интерес россиян, молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям и обычаям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности.
Невозможно переоценить потенциал исторического краеведения.
Учебные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют воспитанию у обучающихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Благодаря краеведению, ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности - трудолюбие, честность, справедливость, чувства национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина.
Занятия краеведением помогает учащимся глубже уяснить, смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (статья 44, часть 3; статья 58).
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формирование у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных задач нашего времени.
Нельзя не отметить работу Устанской школы в этом направлении. За долгие годы процесса обучения и воспитания в школе накопилось немало краеведческого материала по истории края. Эти сведения до сегодняшнего времени не обобщены, их можно найти лишь как попутный материал отдельными отрывками в трудах историков и краеведов, прочитать в газетных статьях, услышать из уст очевидцев. Сегодня необходимо обобщить и систематизировать имеющиеся сведения, и это возможно сделать во внеурочное время, например, на занятиях краеведческого кружка.
Пояснительная записка
Актуальность. В сельской местности и сегодня сохранились народные традиции и культурное наследие нашей Родины. Сохранить их для нашего будущего поколения, вот одна из важных задач современности.
Внеурочное время – это особое время, которое можно использовать для решения задач по возрождению народных традиций, восстановлению утерянных нитей огромного духовного и культурного наследия нашего народа.
В свободное от обучения время ребенок имеет больше возможности стать активным участником социально-значимой деятельности. Дополнительная образовательная программа кружка «Наследие» на базе нашей школы является одной из составляющей системы работы школы по историко-краеведческому направлению и духовно-нравственному становлению личности ребенка.
Реализация данной программы осуществляется в течение 2 лет.
Программа кружка позволит воспитанникам:
- расширить знания об истории своей малой родины, культурных и духовных традициях своего народа;
- укрепить межпоколенческие связи;
- развить творческие способности в области народных традиций, занятий, ремесел;
- усвоить социально-исторический опыт поколений;
- приобрести возможность для самореализации и самоопределения личности.
Цель: создание воспитательной среды, благоприятной для историко-краеведческой исследовательской деятельности, усвоения детьми традиций народной культуры, творческой и социальной самореализации, продуктивной деятельности воспитанников.
Задачи:
- собрать и систематизировать краеведческий материал
- расширить знания детей об истории малой родины, традициях и культуре своего народа;
- способствовать возрождению национального наследия и укреплению
межпоколенческих связей;
- прививать любовь к своей малой родине, гордость и уважение к наследию своего народа.
Сведения о коллективе кружка «Наследие»:
Возраст обучающихся 8-10 лет. Это научно-исследовательская группа, постоянного состава, сформированная на основе свободного набора детей, по их желанию. Педагог ДО - учитель истории. Количество занятий в неделю 2 час, в месяц - 6 часов.
Основные направления содержания деятельности:
Основные формы проведения занятий: беседы, встречи, экскурсии, дискуссии, игры, работа с источниками, оформление стендов и альбомов, защита проектов, демонстрация презентаций, создание музейных экспозиций в школе.
Условия реализации программы.
- Классная комната
- Компьютер Принтер Сканер
- Фотоаппарат
- Бумага (А4)
- Папки с файлами
- Стенды
Ожидаемые результаты:
- организация исследовательской деятельности детей;
- получение знаний об истории своей малой родины, культурных и духовных традициях своего народа;
- повышение уровня развития нравственных качеств личности:
- укрепление межпоколенческих связей;
- усвоение социально-исторического опыта поколений;
- самореализация и самоопределение личности в процессе
жизнедеятельности детского коллектива;
- сбор экспонатов для создания в школе историко-краеведческих
экспозиций;
- оформление материалов по итогам поисково-краеведческой работы.
Учебно-тематический план
1 месяц
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Исследование «Детство, опаленное войной» | 4 | 2 | 2 |
3 | Итоговое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого | 6 | 3 | 3 |
Содержание программы
1. Вводное занятие (1ч.)
Теория: Знакомство с целями, задачами и содержанием образовательной программы. Техника безопасности на занятиях. Инструктаж по работе.
Практика: Составление правил и обязанностей воспитанников.
2. Исследование
«Детство, опаленное войной» (4ч.)
Теория: Составление плана работы. Работа с литературой и источниками. Беседы и интервью с местными жителями поселка. Интервью с жителями ближайших деревень. Посещение библиотеки.
Практика: Оформление собранного материала в папку: «Детство, опаленное войной». Публичная защита проекта.
3. Итоговое занятие (1ч)
Теория: Подготовка выставки работ учащихся. Фотовыставка.
Практика: Подведение и демонстрация итогов работы кружка за месяц на творческом отчете . Награждение самых активных членов объединения.
Методическое обеспечение программы
№ | Раздел, тема | Форма занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Методический и дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Форма подведения итогов |
1 | Вводное занятие | Комбинированная | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный рассказ, демонстрация, игровые приемы, инструктаж | Методические книги, тест. | Компьютер | Устный опрос, анализ работы |
2 | Исследование «Детство, опаленное войной» | Изучение новых знаний | Проблемное изложение, развивающие задания, работа в группах Исследовательский, частично-поисковый, инструктаж, работа в группах | Лит-ра Книги, статьи газет, энциклопедии | Фотоаппарат | Устный опрос |
3 | Исследование «Детство, опаленное войной» | Интервью | Формирование умений и навыков, творческая деятельность, показ практических действий, инструктаж | Вопросы для интервью | Фотоаппарат Видеокамера | Самоанализ |
4 | Исследование «Детство, опаленное войной» | Работа с архивными документами музея | Приобретение знаний, формирование умений и навыков, | Карточка-помощница | Фотоаппарат | Проверка записей, опрос |
5 | Исследование «Детство, опаленное войной» | Обобщение и систематизация | Применение знаний, рассказ повествование, обобщение | Схемы, опрос, фотографии, карта | Компьютер | Анализ работы |
6 | Исследование «Детство, опаленное войной» | Творческий отчет | Творческая деятельность, рассказ-выступление, показ практических действий, использование наглядности, игра. | Работы уч-ся | Компьютер, фотоаппарат | Защита проекта |
Список литературы
Нормативные документы:
1. Конституция РФ.
2. Закон «Об образовании».
3. Конвенция ООН о правах ребенка.
4. Межведомственная программа развития системы дополнительного
образования детей до 2010 года.
5. Решение коллегии Министерства образования в системе вариативного
образования, ВО №8-1996 г.
6. «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного
образования», ВО №5-1995 г.
7. Должностные инструкции.
Список литературы для педагога:
- Киселев В. История Уренского района. Урень. 2007.
- Поветлужье. Природа, население, хозяйство, экология. Выпуск I. /Науч. ред. Ф.М.Баканин, Б.И. Фридман, Н.Новгород: Ассоциация «Поветлужье», 2004.
- Пряник, прялка и птица Сирин./ С. Жиганова, С. Жижина, З. Попова, Ю.Черняковская –М. «Просвещение».1983.
- Сеннова А.П. Где живет Жар-птица.- Горький: Волго-Вятское кн.изд-во,1980.
- Энциклопедия Урень-края. г.Урень.2007.
- Филатов Н.Ф. Нижегородские мастера. – Горький: Волго-Вятское кн. Изд-во.1988.
- Шамшурин В.А. Сто писателей нижегородцев. Жизнь и творчество. Н.Новгород: изд-во «КНИГА»,2004. -2 шт.
- Города нашей области. Горький, Волго-Вятское кн. изд-во,1874.-4 шт.
Список литературы для обучающихся:
1. Киселев В. История Уренского района. Урень. 2007.
2. Поветлужье. Природа, население, хозяйство, экология. Выпуск I. /Науч. ред. Ф.М.Баканин, Б.И. Фридман, Н.Новгород: Ассоциация «Поветлужье», 2004.
3. Энциклопедия Урень-края. г.Урень.2007.
Приложение№1
Инструкция по соблюдению техники безопасности
при работе на компьютере.
Во время работы следует быть предельно внимательным, так как к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение.
Во избежание несчастного случая поражение электрическим током, поломки оборудования рекомендуется выполнять следующие правила:
- Входите в компьютерный класс спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая мебель и оборудование и только с разрешения преподавателя.
- Не включайте и не выключайте компьютеры без разрешения преподавателя.
- Не трогайте питающие провода и разъемы соединительных кабелей.
- Не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора.
- Не размещайте на рабочем месте посторонние предметы.
- Не вставайте со своих мест, когда входят посетители.
- Не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры; при неполадках и сбоях в работе компьютера немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю.
- Работайте на компьютере чистыми, сухими руками; легко нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов, и не задерживайте клавиши в нажатом положении.
Чтобы не навредить своему здоровью, необходимо соблюдать ряд простых рекомендаций:
- Не правильная посадка за компьютером может стать причиной боли в плечах и пояснице. Поэтому садитесь свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, не вытягивайте их и нее подгибайте.
- Плечи при работе должны быть расслаблены, локти – слегка касаться туловища. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.
- При напряженной длительной работе глаза переутомляются, поэтому каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что- нибудь, находящееся вдали.
Приложение№2
Санитарные нормы
продолжительности
работы за компьютером
Таблица№1
Учащиеся | Продолжительность в минутах |
1 класс | 10 минут |
2 - 5 классы | 15 минут |
6 – 7 классы | 20 минут |
8 – 9 классы | 25 минут |
10 – 11 классы | 30 минут |
Общая продолжительность общения с компьютером в течение дня
Таблица№2
Возраст | Продолжительность |
8-10 лет | 45 минут |
11-13 лет 14 – 16 лет | 90 минут 135 минут |
Для детей дошкольного возраста занятия с использованием игровых программ не должно продолжаться более 7-10 минут
Для взрослых пользователей продолжительность работы на ЭВМ не должно превышать 6 часов в день
После двух часов работы за компьютером необходим перерыв 15 – 20 минут.
Во время перерыва необходимо выполнять физические упражнения.
Приложение №3
Проект
Этапы работы
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности. Работа учащихся над проектом предполагает следующие этапы работы:
- Выработка концепции проекта
- Определение целей и задач проекта
- Определение доступных и оптимальных ресурсов деятельности
- Определение методов и приемов работы над проектом
- Определение ожидаемых результатов
- Планирование хода реализации проекта, распределение ответственности
- Организация деятельности по реализации проекта
- Осмысление и рефлексия результатов деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...