"Гость из военного детства", краеведческая заметка в номинации «Историческое наследие»
статья по краеведению (10 класс) по теме
Статья о военном детстве беженца польского еврея Юрия Гительмана, жившего в селе Оля в военную пору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gost_iz_voennogo_detstva.docx | 88.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс литературно-краеведческих произведений
«Где Волга прянула стрелою»
Заметка
в номинации « Историческое наследие»
жанр: журналистика
«Гость из военного детства».
Работу выполнила:
Володина Виктория (16 лет)
учащаяся 10 класса
МКОУ «Олинская СОШ»
Лиманского района
Астраханской области
Руководитель
Кочергина В.И.
Учитель истории
МКОУ «Олинская СОШ»
2017 г.
Гость из военного детства
Проводя экскурсии по школьному музею для подрастающего поколения, очень часто ловлю себя на мысли, как же далеки наши дети от понимания трудностей, которые испытывали в этом возрасте их предки 2-3 поколения назад. Это, несомненно, то великое благо, ради которого несколько поколений нашего народа отдавали свои жизни и терпели неимоверные лишения, живя впроголодь, трудясь с малолетства от зари и до зари. Именно ради того, чтобы сегодняшние дети жили в полном достатке. Наша задача состоит в том, чтобы на примерах их дедов и бабушек научить их чувству сострадания, понимания и благодарности. Для этого мы, старшеклассники - экскурсоводы рассказываем им жизненные истории наших земляков, оказывавшихся в труднейших жизненных переплетах, и при этом, не растерявших свое человеческое достоинство. Очень важно, чтобы дети знали о героическом прошлом своего народа, тех, кто жил и живет на земле малой родины. Как известно, человек, не знающий прошлого, не имеет будущего.
Хочу поделиться одной поучительной историей, которая произошла два года назад. Тем более это напрямую связано с военными событиями, происходившими в нашем селе осенью 1942 года, то есть 75 лет назад. Проводя последнюю экскурсию по музею для детишек детского сада , мы с ребятами увидели незнакомых гостей. Это были два мужчины (один -в возрасте, а другой –молодой, его сын) и две женщины (одна- пожилая, а другая- молодая, ее внучка).
Как оказалось, мужчины приехали из Израиля, а женщины - их знакомые из Астрахани. Старший гость представился как Юрий Гительман, а своего сына представил как Алан.
Историю, которую за короткую беседу успел нам поведать иностранный гость, потрясла меня до глубины души. Как оказалось Юрий Гительман совершал путешествие по местам своего далекого военного детства .
Итак, Юрий родился в Польше в 1936 году в многодетной еврейской семье.
В начале Второй мировой войны многие пытались укрыться от фашистского режима из оккупированной Польши. Так осенью 1939 года семья Гительман была эвакуирована в соседнюю Украину в город Винницу. Однако по мере продвижения немцев на восток семья оказалась сначала в г. Саратове, далее вниз по Волге прибыла в г. Сталинград, и после почти 3-х лет переездов и скитаний в начале 1942 года оказалась в Астрахани. Конечным пунктом пребывания стало село Оля, так дальше двигаться на тот момент было некуда. Да и в селе уже было много эвакуированных из Украины, Белоруссии и других оккупированных территорий.
Семья Гительман состояла из пяти человек: отец Борис, мама Сара, три дочери и младший сын Юрий. Отец обладал хорошими организаторскими способностями и возглавил артель для пошива шуб для нужд фронта. Мать занималась детьми. Но в 1943 году отца отправили на работы в Сибирь на лесопильный завод, видимо, как ненадежного иностранного элемента. Ведь в те времена проверкам и подозрению подвергалась большая часть граждан, многие народы были депортированы, что уж говорить об иностранцах. Жена с четырьмя несовершеннолетними детьми осталась без добытчика и сильного плеча. В течение двух лет перебивались, как могли. Однажды Сара решила подзаработать для детей хоть немного денег. Девочки выросли, Юрий пошел в школу. Женщина нажарила семечек и решила продать их на местном рынке… Но она не учла советских законов, что предпринимательская деятельность тогда называлась спекуляцией и считалась государственным преступлением… Сару посадили в тюрьму на долгих пять лет! Сегодня это выглядит нелепым и чудовищным, но тогда это было нормой жизни. Для детей жизнь без родителей стала временем выживания. Старшей Иде на тот момент исполнилось всего лишь 16 лет и на работу ее не брали, значит, продуктовые карточки им были не положены. Но и это не все проблемы, обрушившиеся на головы детей, ставших сиротами при живых родителях. Их выселили за село, и в качестве жилья выделили полуразрушенную и пустую землянку. Наступала зима, а в «новом» жилище печь была разрушена, воды и удобств никаких не было. Реальные голод и холод нависли над беззащитными детьми. Но, как говорится в России, «мир не без добрых людей». И их спасительницей стала бывшая соседка Овсянникова Наталья Алексеевна. Обычная русская женщина, жившая без мужа (он погиб на фронте) и поднимавшая четверых своих детей и племянника (сына сестры). Ей с огромным трудом удавалось сводить концы с концами, но сострадание не позволило бросить на произвол судьбы невинных еврейских детей. Именно Наталья Алексеевна заново сложила в землянке печку из оставшихся кирпичей (на счастье их никто не забрал) и глины, которую они соскоблили с них. Угроза замерзания миновала. Дети сами заготавливали камыш для отопления, благо его в округе было много! А вот добыть себе еду было практически невозможно. Доступным всегда был только кипяток. Большинство людей голодали, не хватало даже тем, кто работал.
Юрий Борисович с дрожью в голосе вспоминал, как ему все время хотелось есть. Мысли были только о еде. Живот от голода постоянно сводило в невыносимых судорогах. Не ели по 2-3 дня. Но у детей иногда случался праздник, когда в их «дом» приходила их помощница и спасительница тетя Наташа. С какой надеждой и нетерпением они ждали, что же она принесла за пазухой старенькой фуфайки на этот раз. И чаще всего это был 1-2 стакана муки. Голодные дети с нетерпением ждали, когда же случится чудо, и мука, заваренная в кипящей воде, превратится в аппетитную баланду. О! Эта пища тогда казалось даром небес! Казалось, что это самое вкусное, что только может быть на свете! Трудно себе представить, чтобы у сегодняшних детей подобная еда вызывала такой космический восторг и счастье, особенно такая! Но тогда главным было дожить до весны, ведь именно это время года становилось спасительным.. С другими сельскими детьми копали корешки чакана, ловили мальков. А в разгар путины и вовсе можно было поживиться рыбкой, которую по-тихому могли подкинуть рыбаки на берегу. Раз в полгода старшая Ида ездила к маме на свидание. Как говорил Юрий, тюрьма находилась тогда в районе Селенских Исад. Мать не доедала свой паек и потом передавала детям «такие подарочки».
Юрий, не смотря на все трудности, ходил в школу. Он помнит, как в начальной школе они учились писать на старых газетах, как решали математические примеры и задачки. Этот предмет мальчику давался нелегко. А вот уроки чтения и литературы он вспоминал с особой теплотой и удовольствием. Меня поразило, что Юрий Борисович до сих пор прекрасно говорит на русском языке, превосходно цитирует Пушкина, Лермонтова, Есенина…Он с большим уважением и теплом вспоминает односельчан, многим из которых пришлось также тяжело. Когда эту историю я рассказала своей учительнице истории Нестеровой В.К., она сказала, что очень хорошо помнит этого маленького рыжего еврейского мальчика, Они учились в одном классе. Он был на редкость подвижным и забавным. Она всегда вспоминает смешной случай, который произошел с ним на уроке русского языка. Учительница спросила детей: «Как правильно написать слово «лопата»? И как это можно проверить». Юрий тянул руку выше всех и его ответ был достоин похвалы. Он ответил, что слово пишется через букву «о». А проверяется оно от слова «лопать». С одной стороны, ситуация анекдотичная, а, с другой, она лишний раз подчеркивает, что в голове у детей были мысли о еде…
В 1950 –м году маму освободили из заключения, но папе в село вернуться за детьми не удалось. Он вернулся на Родину и оттуда через посольство пытался забрать свою семью. Удалось ему это только в 1957-м году.
Юрий Борисович оказался на редкость оптимистичным и доброжелательным человеком и интереснейшим собеседником. Несмотря на все пережитое, он говорил, что не держит ни на кого обиду, более того, трудности закалили его и научили ценить все, что он имеет сейчас. Он только не может до сих пор понять, почему власти так не любили свой народ и так бездумно им жертвовали тогда.
Возможно, я допустила какие - то неточности, но я записала все со слов своего руководителя Валентины Ивановны, так как тогда их встречала она и теперь часто делится этой историей с детьми.
Сегодня Юрий Борисович Гительман со своей семьей живет в Израиле. У него жена, дочь и два сына, с одним из них Аланом он приезжал в Астрахань по местам военного детства. Они с сыном побывали в гостях дочери Овсянниковй Н.А. Анны Дмитриевны, побывали в селе Оля и с огромными впечатлениями уехали на Родину! А его неожиданный визит подарил нам еще одну поучительную историю из военной жизни нашего села.
В. Володина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обощение опыта по теме "Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования любви к Родине" её историческому наследию
Воспитать любовь к Родине и её историческому наследию можно и необходимо на произведениях декоративно-прикладного творчества на уроках изобразительного искусства. Это док...
Формирование нравственных ценностей на основе исторического наследия
обобщающий урок истории в 5 классе "Наследие Древнего Востока" с использованием интерактивной доски, выполнением теста в программе Power Point...
Вопросы для проведения викторины «Географическое положение, культура и историческое наследие англоговорящих стран»
Вопросы викторины пригодятся для проведения внеклассных мероприятий....
ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ЗЕМЛИ КУЗНЕЦКОЙ К ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНИКА
Вопрос духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из значимых проблем, которые стоят сегодня перед государством в целом....
"КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
Доклад ко дню славянской письменности....
Роль военной журналистики в сохранении военно- исторического наследия
Учащиеся,собираясь связать свою будущую профессию с военной журналистикой, провели исследования, касающиеся роли военных журналистов в разгорающихся военных конфликтах...
Конкурсная работа «Мой родной город Колпино» в номинации «Исторический альманах»
Коленько Иван обучающийся 9 "Б" ГБОУ № 432 Колпинского района награждён дипломом за 1 место в городском открытом интернет-конкурсе для детей с особыми потребностями "Невский парус" в номинации "Истори...