ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА Школа раннего развития «Родничок»
рабочая программа на тему
Программа рассчитана на детей 4-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_rannego_razvitiya.docx | 93.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГАРМОНИЯ»
ПРИНЯТО Программно-методическим советом МБОУДОД ДДТ «Гармония» г.Кургана протокол № _________ от «___» ______________2015 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУДОД ДДТ «Гармония» г. Кургана __________А.М. Мехнин «__»_____________2015 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
Школа раннего развития «Родничок»
для обучающихся 4-6 лет,
срок реализации программы 1 год
Составил: Петровых Т.В.,
педагог дополнительного образования
Курган 2015
Содержание
1.Пояснительная записка …………………………………………………….......3
2. Обучение грамоте ……………………………………………………………...8
3.Развитие элементарных математических представлений …………………..11
4. Логика ...……………………………………………………………………….14
5.Художественная литература. Развитие речи .……………………….............17
6. Окружающий мир .……………………………………………………………20
7. Письмо…………………………………………………………………………23
8. Список литературы …………………………………………………………...25
9. Список литературы для учащихся …………………………………………..26
10 Приложение 1 ……………………………………………………………….27
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Осваивая программу подготовки к школе, дети не только приобретают необходимые знания, умения и навыки, но и учатся жить в коллективе, выполнять задания взрослого, контролировать свои действия. Обучение в дошкольном возрасте предполагает приобретение знаний, умений и навыков, необходимых ребенку для дальнейшего обучения в школе
Предлагаемые задания, игры и упражнения носят развивающий характер, формируют элементарные приемы и методы познания окружающей действительности (анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация и др). Интересные по содержанию задания, отсутствие напряженности, связанной с боязнью получить отрицательную отметку, создают на занятиях особый положительный эмоциональный фон, способствую проявлению интереса у обучающихся и желания научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей обучающихся.
Начало обучения в школе – очень напряженный период, так как школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Современная школа – это новые программы и методики, которые опираются на имеющийся у детей запас знаний, умений и навыков, а также на уровень их психофизического развития.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008) и другими нормативными документами, регламентирующими деятельность организации дополнительного образования.
Образовательная деятельность по данной программе направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
-удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в нравственном и интеллектуальном развитии;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
-создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития учащихся;
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами в области дошкольного образования. Реализация данной программы способствует решению таких актуальных проблем, как развитие, воспитание и обучение детей дошкольного возраста, не охваченных сетью дошкольных учреждений. Целью образовательной программы является всесторонне развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств для успешной социально- педагогической адаптации к новой образовательной среде.
Цель программы
Развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности ребенка, позволяющее ему в дальнейшем адаптироваться к новым условиям и успешно овладевать школьной программой.
Задачи обучения:
- сформировать знания, умения и навыки, необходимые для успешного перехода к начальному обучению;
- способствовать формированию познавательной мотивации и предпосылок к учебной деятельности;
- развить учебные умения: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
- развить умения общения со взрослыми, со сверстниками;
- воспитать трудолюбие, добросовестность, ответственность, аккуратность;
Принципы реализации программы:
- обеспечение преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием;
- исключение дублирования школьной программы;
- соблюдение соответствия предлагаемого материала возрастным особенностям дошкольников;
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей дошкольного возраста;
- уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- систематичность и последовательность в занятиях;
- обнаружение и развитие индивидуальных склонностей, задатков и творческих способностей каждого ребенка;
В связи со спецификой усвоения материала учащимися все занятия имеют практическую направленность. Важную роль при проведении занятий играют используемые методы обучения, которые должны быть интересны и понятны детям: наглядные, словесные, практические, проблемно-поисковые методы.
Для активизации мыслительной деятельности детей на занятиях используются:
- чередование видов деятельности;
- задания на развитие творческого воображения;
- решение логических ошибок, проблемных ситуаций, кроссвордов, ребусов;
- различные виды игр: словесные, грамматические, математические и логические, тренирующие, настольно-печатные, подвижные, народные игры и т.д.
Игра является одной из форм организации занятий. В игровой форме может быть организовано как само занятие в целом (занятие-игра, игра- путешествие, занятие-сказка и т.д.), так и структурная часть занятия (например, формирование в игровой форме учебной задачи, задания, проблемной ситуации; использование элементов игры-драматизации с участием различных персонажей; организация объяснения, закрепления, контроля через дидактические игры). Программа также включает в себя широкое использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки, словесные игры и упражнения, веселые рисунки, создающие эмоциональный фон. Интерес к занятию и мотивационная направленность деятельности помогают формировать самоконтроль ребенка. Детям систематически прививаются навыки самооценки деятельности.
В Школу раннего развития принимаются дети 4 - 5 лет. Каждое занятие продолжительностью 20 минут проходит 1 раз в неделю. Наполняемость группы 10-12 человек.
Формы и методы контроля
С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного процесса проводится итоговая аттестация (Приложение 1).
Год обучения | Вид и дата проведения |
итоговая | |
1 | Май |
Формы проведения аттестации: контрольное занятие.
Методы проведения аттестации:
Теория - устный опрос и контрольных заданий.
Практика – выполнение практического задания.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговое занятие для родителей
ПРЕДМЕТ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»
Цель: Развивать фонематический слух, формировать умение проводить звуковой анализ слова.
Задачи:
- познакомить с буквами и звуками; научить различать понятия «буква» и «звук», находить место звука в слове;
- расширить словарный запас дошкольников через рифмованные игры-упражнения;
- развить зрительную и слуховую память обучающихся; мелкую моторику рук; навыки штриховки;
- формировать навык работы в тетради.
К концу года учащиеся знают:
- что наша речь состоит из предложений;
- предложения состоят из слов;
- слова делятся на слоги;
- гласные и согласные звуки отличаются, называют отличия;
- согласные звуки бывают твёрдые и мягкие;
- чем отличаются звуки и буквы.
Умеют:
- составлять предложения из слов;
- составлять схему предложения с помощью фишек;
- делить слова на слоги;
- устно составлять слова из слогов;
- называть слова с заданным звуком в начале, середине, конце слова;
- печатать гласные и некоторые согласные буквы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
4-5 лет | теория | практика | ||
1. | Комплектование учебной группы | 2 | ||
2. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
3. | «Наша речь»- дать представление о предложении | 1 | - | 1 |
4. | «Составь предложение по картинке» | 4 | 1 | 3 |
5. | «Составь предложение из двух/ трёх / слов» | 1 | - | 1 |
6. | «Слова можно поделить» | 1 | - | 1 |
7. | «Всё вокруг звучит» Гласные – согласные звуки | 1 | - | 1 |
8. | Гласные буквы а, о, э, и, ы, у, звуки [а, о, э, и, ы, у ] | 6 | 2 | 4 |
9. | «Согласные бывают разные /твёрдые - мягкие/» | 1 | - | 1 |
10. | Согласные буквы н, м, б, п, д, т, г, к, звуки [н-н’, м-м’, б-б’, п-п’, д-д’, т-т’, г-г’, к-к’ | 10 | 1 | 9 |
11. | Парные согласные в-ф, с-з, г-к, д-т, б-п, | 4 | 1 | 3 |
12. | Свистящие согласные з-с, звуки [з’-с’, з-с] | 1 | - | 1 |
13. | Шипящие согласные ш-щ, звуки [ш-щ ] | 1 | - | 1 |
14. | Дрожащие звуки [р-р’ ] | 1 | - | 1 |
15. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
итого | 36 | 6 | 28 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПО ПРЕДМЕТУ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»
- Комплектование учебной группы. – 2 часа
- Знакомство с учебной группой. – 1 час
Правила поведения в учебном кабинете во время занятия, во время переменки.
- «Наша речь» – 1 час Дать представление о предложении, видах речи: устная, письменная.
- «Составь предложение по картинке» – 4 часа Понятие «предложение», составлять и самостоятельно выкладывать схему.
- «Составь предложение из 2 – 4 слов» – 1 час Составлять и самостоятельно выкладывать схему предложения с заданным количеством слов.
- «Слова можно поделить» – 1 час Познакомить с делением слов на слоги, что есть в каждом слоге, бывают слова – один слог.
- «Всё вокруг звучит» – 1 час Виды звуков ( шорох падающей листвы, шум автомобилей, голоса птиц и др.) Понятие о звуках и буквах. Знакомство с гласными – согласными звуками.
- Понятие о гласном звуке. Гласные буквы а, о, э, и, ы, у, звуки [а, о, э, и, ы, у ] – 6 часов
Признаки гласного звука. Упражнения в слышание гласных звуков. Обозначение гласных звуков буквами. Штриховка изученных букв. «Согласные бывают разные /твёрдые - мягкие/»Понятие о согласном звуке Схема твердого, мягкого звука. Обозначение звуков буквами. – 1 час
- Согласные буквы н, м, б, п, д, т, г, к, звуки[н-н’, м-м’, б-б’, п-п’, д-д’, т-т’, г-г’, к-к’– 10 часов Понятие о согласном звуке. Определение места в слове Схема твердого, мягкого звука. Обозначение звуков буквами. Образование слогов с гласными и согласными звуками. Чистоговорки с изученными звуками. Разучивание стихов про буквы.
- Парные согласные в-ф, с-з, г-к, д-т, б-п – 4 часа Штриховка. Образование слогов с гласными и согласными звуками Определение места в слове.– 4 часа
- Свистящие согласные з-с, звуки [з’-с’, з-с] – 1 час Чистоговорки с изученными звуками. Разучивание стихов про буквы Определение места в слове.
- Шипящие согласные ш-щ, звуки [ш-щ ]– 1 час Составление схем слов составление схем слов
- Дрожащие звуки [р-р’ ] – 1 час Определение места в слове, составление схем слов.
- Итоговое занятие– 1 час
Подведение итогов по изученному материалу. Тестирование.
Творческие задания.
ПРЕДМЕТ «ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
Предмет « Элементарные математические представления»
Цель: Овладение ребенком начальными математическими знаниями, умениями, навыками.
Задачи:
- развить навык порядкового счёта в пределах 10 (20);
- научить устанавливать равенство групп предметов разными способами;
- научить измерять длину, ширину, высоту предметов, систематизировать предметы по выделенным признакам;
- научить называть и различать геометрические фигуры;
- научить ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении; ориентироваться на листе бумаги, альбома. описывать наложение объекта в пространстве и на плоскости;
- развить мелкую моторику руки через штриховку; учить писать цифры от 0 до 9, математические знаки «+ - = > <»;
- составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание.
К концу года учащиеся знают:
- последовательность частей суток, отвечают на вопрос: «Сколько всего» и обозначают цифрой;
- узнают и называют геометрические фигуры.
Умеют:
- считать в пределах 10 (20) ;
- сравнивать две группы предметов, используя счет;
-сравнивать предметы по длине, высоте раскладывая их в возрастающем и убывающем порядке;
- уравнивать две группы предметов разными способами.
Решать задачи на сложение и вычитание.
Ориентироваться на листе бумаги. Штриховать разными способами.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
4 -5 лет | теория | практика | ||
1. | Комплектование учебной группы | 2 | ||
2. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
3. | Круг, овал, полукруг | 1 | - | 1 |
4. | Угол. Квадрат. | 1 | - | 1 |
5. |
| 3 | 1 | 2 |
6. |
| 1 | - | 1 |
7. |
| 1 | - | 1 |
8. | Ориентировка на плоскости листа | 1 | - | 1 |
9. |
Сравнение предметов «От большего к меньшему» «От меньшего к большему» | 4 | 1 | 3 |
10 | Числа и цифры 6 – 10 Счет предметов Написание, штриховка | 8 | 2 | 6 |
11. | Задача: условие, решение | 7 | 1 | 6 |
12. |
| 1 | - | 1 |
13. | Пример. Математические знаки = ≠ < > + » | 4 | 1 | 3 |
14. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
итого | 36 | 7 | 27 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
- Комплектование учебной группы. - 2 часа
- Вводное занятие. - 1 час
- Круг, овал, полукруг. - 1 час Познакомить с геометрическими фигурами: Круг, овал, полукруг, чем похожи и чем отличаются.
- Угол. Квадрат. - 1 час Познакомить с понятием «угол», рассказать об особенностях квадрата.
- Числа и цифры 3-5. -3 часа Упражнять в счете, объяснить, как образуется новое число, познакомить с цифрами 1-5.
- Прямоугольник - 1 час Познакомить с прямоугольниками , что общего у всех прямоугольников, чем похожи и чем отличаются с другими геометрическими фигурами .
- Треугольник. - 1 час Познакомить с треугольниками , что общего у всех треугольников, чем похожи и чем отличаются с другими геометрическими фигурами .
- Ориентировка на плоскости листа. - 1 час Изображение предметов по заданному ориентиру на плоскости листа в клетку. Игра «Найди место предмета».
- Сравнение групп предметов. - 4 часа Сравнение предметов. Понятия: один предмет, много предметов. Больше- меньше; Длиннее- короче; Столько же- поровну; шире- уже; Выше- ниже. Работа с группой -5 предметов -«От меньшего к большему» «От большего к меньшему» Сравнение предметов.
- Числа и цифры 6 – 10. - 8 час
Счет предметов Написание, штриховка Обозначение числа предметов
цифрами. Разучивание стихотворений про цифры. Письмо цифр.
Штриховка. Счет предметов в пределах 10.
- Задача: условие, решение. - 7 час Познакомить с понятием « Задача» , составление и решение простых задач.
- Состав числа 1-5 .- 1час Состав числа, образование числа возможные варианты
- Пример. Математические знаки = ≠ < > + » - 4 часа Составление, запись, решение примеров в пределах 10. Математические знаки в примерах.
- Итоговое занятие. – 1 час Тестирование по пройденным темам. Математический диктант. Ориентирование на бумаге, пространстве. Счет прямой, обратный в пределах 10.
ПРЕДМЕТ «РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
Цель: Формирование логического мышления ребёнка через умственное развитие, познание и восприятие окружающего мира.
Задачи:
Формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Развитие психических процессов: памяти /как зрительной, так и слуховой/ , внимания , мышления.
Учить детей рассуждать, вычленять существенные признаки, выявлять закономерности, сходства и отличия, строить простейшие умозаключения.
Находить несколько вариантов решений /если возможно/.
К концу года учащиеся знают:
-классификацию предметов.
Умеют:
- давать аргументированный ответ;
- находить несколько вариантов решений (если возможно);
- находить закономерности;
- продолжать узор по выявленной закономерности;
- выполнять задание по образцу;
- находить недостающую деталь;
- решать простые логические задачи;
- находить отличия в картинках.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
№ Тема занятия | Количество часов | |||
4-5 лет | теория | практика | ||
1. | Комплектование учебной группы | 2 | ||
2. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
3. | Противоположности | 1 | - | 1 |
4. | «Чего не стало? Что изменилось?» | 1 | - | 1 |
5. | «Что лишнее?» | 2 | 1 | 1 |
6. | «Найди такой же рисунок» и «Нарисуй такой же рисунок» | 1 | - | 1 |
7. | «Найди закономерность» | 2 | - | 2 |
8. | «Выполни по образцу» | 1 | - | 1 |
9. | «Раскрась в соответствии с заданием» | 10 | 1 | 6 |
10. | «Выяви закономерность и продолжи узор» | 4 | 1 | 3 |
11. | «Говори наоборот» и «запомни и повтори» | 2 | - | 2 |
12. | «Найди недостающую деталь» | 2 | - | 2 |
13. | «Какой фигуры не хватает?» | 1 | - | 1 |
14. | Решение логических задач | 4 | 1 | 3 |
15. | «Найди отличия» | 1 | - | 1 |
16 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
Итого: | 36 | 5 | 29 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
- Вводное занятие.-1 час.
- Противоположности. 1час Познакомить с противоположностями «большой – маленький» , «Толстый – тонкий» , «длинный – короткий» , «узкий – широкий» , «высокий – низкий» и др.
- «Чего не стало? Что изменилось?» .- 1 час
Детям предлагается запомнить 4 – 5 до 10 игрушек /картинок/, закрыть глаза и отгадать чего /кого/ не стало или кто поменялся местами.
- «Что лишнее?» . -2 час
Упражнять в классификации предметов: одежда, обувь, игрушки, овощи, фрукты, транспорт и др. Дети находят, какой предмет не относится к группе и объясняют почему.
- «Найди такой же рисунок» и «Нарисуй такой же рисунок» -1 час
Из предложенных рисунков 6 – 12 дети находят два одинаковых и раскрашивают их. Детям предлагается нарисовать точно такой же рисунок .
- «Найди закономерность» -2 часа Упражнение на внимание, детям предлагается 5 рисунков, в первом раскрашена нижняя 1/5часть рисунка, на следующем вторая 1/5 часть рисунка и т.д. Например, шапочка с помпоном: 1 – нижняя полоса красная, вторая, третья, четвёртая полоса и помпон белые, 2 - нижняя полоса белая, вторая оранжевая, третья, четвёртая полоса и помпон белые, 3 - нижняя, вторая полоса белые, третья зелёная, четвёртая полоса и помпон белые и т.д.
- «Выполни по образцу» -1 час Детям предлагается выполнить узор по образцу.
- «Раскрась в соответствии с заданием» -10 час Упражнение на внимание, задания меняются «Раскрась предметы вверху», «Найди лишний предмет и раскрась его», «Раскрась все цифры» и др.
- «Выяви закономерность и продолжи узор» -4 часа Дети находят периодичность повторения рисунка и продолжают узор.
- «Говори наоборот» и «запомни и повтори» - 2 часа Упражнения на развитие слухового внимания, закрепление противоположностей.
- «Найди недостающую деталь» -2 часа Внимательно рассмотреть рисунок и предложенные фрагменты, выбрать фрагмент, подходящий к рисунку и объяснить, почему другие фрагменты не подходят.
- «Какой фигуры не хватает?» -1 час В каждом ряду есть пустая клетка, дети рассматривают всю таблицу и определяют недостающую фигуру в каждом ряду.
- Решение логических задач -4 часа Обучение решению логических задач.
- «Найди отличия» -1 час Предлагаются два рисунка с 5-6 отличиями.
- Итоговое занятие -1 час Тестирование по пройденным темам: выявить закономерность и продолжить узор, определить, какой предмет лишний, решение логической задачи.
ПРЕДМЕТ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА. РАЗВИТЕ РЕЧИ»
Цель: овладение родным языком и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- развитие связной речи, умения строить простые и сложные синтаксические конструкции и использовать их в речи;
- развитие лексической стороны речи;
- формирование грамматического строя речи, умения использовать в речи все грамматические формы;
- развитие звуковой стороны речи;
- развитие образной речи.
К концу года учащиеся знают:
- сказки русские народные и авторские;
- стихотворения;
- последовательность составления рассказа по серии картинок.
Умеют:
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
- читать наизусть небольшие стихотворения;
- пересказывать сказки, опираясь на серию картинок;
- составлять рассказ по картинке;
- согласовывать слова в роде, числе, падеже.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА. РАЗВИТЕ РЕЧИ»
№ Тема занятия | Количество часов | |||
4-5 лет | теория | практика | ||
1. | Комплектование учебной группы | 2 | ||
2 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
3. | «Расскажи сказку» | 1 | 1 | |
4. | Пересказ сказок Сутеева | 4 | 1 | 3 |
5. | «Кто что делает?» | 1 | - | 1 |
6. | Составление описательного рассказа | 1 | - | 1 |
7. | «Небесная история» | 1 | - | 1 |
8. | Рассказ по серии картинок | 2 | 1 | 1 |
9. | «В зоопарке» | 2 | - | 1 |
10. | «Чей хвост?» , «Чей детёныш?» , «Чья мама?» , «На - по» , «Над - под» | 1 | - | 1 |
11. | Русские народные сказки | 4 | 1 | 3 |
12. | Отгадывание загадок | 1 | - | 1 |
13. | Рассказ по картинке | 4 | 1 | 3 |
14. | Авторские сказки | 2 | 1 | 1 |
15. | Заучивание стихотворений наизусть | 6 | 1 | 5 |
16. | Один - много | 1 | 1 | |
17. | Придумывание историй, сказок | 1 | - | 1 |
18. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
Итого | 36 | 7 | 27 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА. РАЗВИТЕ РЕЧИ»
- Комплектование учебной группы – 2 часа
- Вводное занятие – 1 час
- «Расскажи сказку»1 час Рассказываем сказку и показываем магнитный театр по выбору детей.
- Пересказ сказок Сутеева – 4 часа Пересказываем по картинкам по ролям «Грибок – теремок» , «Кораблик» , «Кто сказал «мяу»? , «Мышонок и Карандаш.» Развитие связной, выразительной речи.
- «Кто что делает?» – 1 час Назвать, кто что делает по картинкам Согласовывать слова в роде, числе, падеже Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» .
- Составление описательного рассказа – 1 час Учить детей описывать картинку, игрушку, называя существенные признаки, обращать внимание на детали картинки Согласовывать слова в роде, числе, падеже.
- «Небесная история» – 1 час Развитие творческого воображения – дети по предложенной серии картинок придумывают свои рассказы.
- Рассказ по серии картинок –2 часа Развитие связной речи По серии картинок дети рассказывают, кто что делает, что случилось, чем всё закончилось.
- «В зоопарке» – 2 часа Познакомить детей с обитателями зоопарка. Рассказы из личного опыта, кого видели в зоопарке, что они делали. Придумывание историй о том, что могло бы происходить после закрытия зоопарка, если бы животные умели разговаривать.
- «Чей хвост?» , «Чей детёныш?» , «Чья мама?» , «На - по» , «Над - под» – 1 час Упражнять детей в словообразовании, правильном употреблении предлогов«на - по» , «над - под» .
- Русские народные сказки 4часа Чтение, рассказывание отрывков, разыгрывание диалогов по ролям, обращать внимание детей на обороты народной речи, характеры героев Сказки: «Гуси-лебеди» , «Зайкина избушка» , «Пряничный домик» , «Лисичка со скалочкой» .
- Отгадывание загадок 1 час Понятие о загадке. Отгадывание загадок. Придумывание загадок самостоятельно (про овощи, фрукты, игрушки) .
- Рассказ по картинке – 4 часа Развитие воображения: детям надо придумать свой рассказ, что могло бы случиться с героями или продолжить начатый рассказ.
- Авторские сказки – 2 часа Какую сказку называют авторской чем похожи и чем отличаются от народных Пересказ сказки Перро «Красная шапочка» ,сказки Пляцковского «Босолапки на кожаном ходу» .
- Заучивание стихотворений наизусть –6 часов «Осень» , «Зима» , «Новогоднее» , «Мой папа» , «Весна» , «О маме» .
- Один – много – 1 час Упражнять детей в словообразовании, согласовывать слова в роде, числе, падеже .
- Придумывание историй, сказок – 1 час Самостоятельное творчество детей предлагаются картинки, игрушки-театры, маски Дети придумывают, что могло бы случиться, разыгрывают диалоги героев.
- Итоговое занятие– 1 час Обобщение полученных знаний. Тестирование. Рассказывание, инсценировки, пересказы. Чтение стихов.
ПРЕДМЕТ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Цель: Расширять знания детей об окружающем мире.
Задачи:
- развить интерес детей к предметам, явлениям окружающего мира, уметь - называть признаки, явления окружающего мира;
- развить любознательность и наблюдательность;
-познакомить детей с сезонными изменениями, особенностями жизнедеятельности человека;
-сформировать у детей обобщенные представления о предметах и явлениях;
- сформировать умение устанавливать простейшие связи;
К концу года учащиеся знают:
- разные виды транспорта;
- представляют, что растения выращивают из семян;
- называют домашних животных, какую пользу приносят, как люди ухаживают за ними;
- знают о жизни диких животных, их детёнышей в природных условиях
основные трудовые действия врача, учителя, повара, водителя, строителя;
- узнают 2-3 птиц на картинках;
- называют бабочку, жука.
- признаки времён года;
- правила перехода улицы;
- свойства воды, бумаги, ткани;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
№ Тема занятия | Количество часов | |||
5-6 лет | теория | практика | ||
1. | Комплектование учебной группы | 2 | ||
2. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
3. | Кто мы? Какие мы? | 2 | 1 | 1 |
4. | «Дары осени» | 1 | - | 1 |
5. | «Наши помощники» | 2 | 1 | 1 |
6. | «живое –не живое» | 3 | 1 | 2 |
7. | «Город – деревня» | 2 | 1 | 1 |
8. | Знакомство с профессиями | 4 | 1 | 3 |
9. | Знакомство с предметами быта | 4 | 1 | 3 |
10. | Дикие животные | 4 | 1 | 3 |
11. | Домашние животные | 2 | 1 | 1 |
12. | Растения. | 2 | 1 | 1 |
13. | Одежда - обувь | 1 | - | 1 |
14. | Транспорт. | 2 | 1 | 1 |
15. | Времена года. | 3 | - | 3 |
16. | Итоговое занятие. | 1 | - | 1 |
Итого: | 36 | 11 | 23 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
- Комплектование учебной группы– 2 часа
- Вводное занятие– 1 час
- Кто мы? Какие мы? – 2 часа Человек: строение тела, скелет, для чего нужны руки, ноги.
Понятие о семье. Родство и родственники. Рассказ о семье. Рисунок семьи.
- «Дары осени» – 1 час Различия между овощами и фруктами. Называния некоторых овощей и фруктов. Значение овощей и фруктов в жизни человека. Цвет и форма овощей, фруктов. Рассказ. Загадки. Стихи.
- «Наши помощники» – 2 час Понятие о доме. Пословицы, поговорки о доме. Составление рассказа о своём доме. Виды электрических приборов. Назначение приборов. Правила безопасности при использовании приборов.
- «живое –не живое» – 3 часа Опытно-экспериментальная деятельность детей Познакомить со свойствами воды бумаги ткани.
- «Город – деревня» –2 часа Различия города – деревни: дома, быт людей, труд людей, окружающая природа.
- Знакомство с профессиями – 4 часа Многообразие профессий. Кто что делает, кому что нужно для работы Стихотворение В. Маяковского «Кем быть».
- Знакомство с предметами быта –4 часа Виды мебели. Её назначение и изготовление. Мебель в доме. Игрушечная мебель.
- Дикие животные 4 часа Рассказать детям о жизни диких животных, их детёнышей в природных условиях, что общего с домашними животными и чем отличаются Игра «Назови ласково» .
- Домашние животные – 2 часа Виды домашних животных, условия содержания, гуманное отношение к животным. Польза домашних животных для человека, как люди ухаживают за ними.
- Растения. – 2 часа Лес хвойный, лиственный, смешанный. Значение лесов в жизни человека. Правила поведения в природе. Кустарники, деревья. Творческое рассказывание. Загадки.
- Одежда – обувь – 1 час Понятие об одежде. Назначение одежды. Изготовление одежды. Основные части одежды. Виды одежды. Костюм. Комплект. Головные уборы. Обувь. Загадки, лексические игры.
- Транспорт. – 2 часа Разные виды транспорта, что общего и чем отличаются воздушный, наземный, водный транспорт.
- Времена года 3 часа Осень. Зима. Весна. Лето. Признаки каждого время года. Одежда, труд людей. Природные явления. Разучивание стихотворений, составление рассказа по картинкам. Личное отношение к изучаемому времени года. Игры, забавы.
- Итоговое занятие.– 1 час Рассказы на заданную тему.
ПРЕДМЕТ «ПИСЬМО»
Цель: формирование у детей интереса, направленного на знакомство с различными видами штриховки, раскрашивания.
Задачи:
- развить мелкую моторику рук.
- Учить детей ориентироваться на плоскости листа.
- Учить детей выполнять задание самостоятельно.
К концу года учащиеся знают:
- изученные правила штриховки.
- различные способы штриховки.
Умеют:
- проводить прямые линии в разных направлениях.
- обводить рисунок по контуру.
- обводить картинку по точкам.
- рисовать спирали.
- штриховать в разных направлениях.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«ПИСЬМО»
№ Тема занятия | Количество часов | |||
4-5 лет | теория | практика | ||
1. | Комплектование учебной группы | 2 | ||
2. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
3. | Прямые, изогнутые, волнистые линии | 2 | 1 | 1 |
4. | Штриховка по пунктирной линии | 2 | 1 | 1 |
5. | Обвести рисунок по контуру Штриховка в разных направлениях | 16 | 2 | 14 |
6. | Обвести картинку по точкам Штриховка в разных направлениях | 10 | 2 | 8 |
7. | Рисование спирали | 2 | 1 | 1 |
8. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
Итого | 36 | 8 | 26 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ПИСЬМО»
- Комплектование учебной группы – 2 часа
- Вводное занятие – 1 час Правила поведения в учебном кабинете во время занятия, во время переменки.
- Прямые, изогнутые, волнистые линии– 2 часа Проводить прямые линии разной длины и в разных направлениях: вертикальные, горизонтальные, наклонные.
- Штриховка по пунктирной линии– 2 часа Обводить рисунок по пунктирной линии по контуру и выполнять штриховку.
- Обвести рисунок по контуру. Штриховка в разных направлениях–16 часов Обводить рисунок, не отрывая карандаш от бумаги. Изогнутые, волнистые линии. Выполнять штриховку в разных направлениях.
- Обвести картинку по точкам. Штриховка в разных направлениях– 10 часов Обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги и не выходя за края. Изогнутые, волнистые линии. Выполнять штриховку в разных направлениях: вертикальную, горизонтальную, наклонную.
- Рисование спирали– 2 часа Рисование спирали по пунктиру, по точкам.
- Итоговое занятие – 1 час Тестирование по пройденным темам.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Наглядные и дидактические материалы:
- программа;
- библиотечка книг для дошкольного возраста;
- специальная методическая литература;
- наглядные пособия (плакаты, схемы; счетный материал, карточки, жетоны, игрушки);
- дидактические игры.
Набор материалов и принадлежностей для учащихся:
- цветные и простые карандаши, ручки, линейки;
- счетные палочки, набор геометрических фигур;
- алфавит, конверты для жетонов;
- тетради на печатной основе, тетради- печатники (заполняет педагог);
- магнитные доски;
- настольные дидактические игры
- предметные, сюжетно-ролевые игры;
- дидактическое пособие « Цифры» « Буквы» гласные, согласные
- трафареты.
Во время занятия проводятся:
- физкультминутки;
- упражнения для развития мелкой моторики;
- гимнастика для глаз.
Для организации и проведения занятий в Школе раннего развития необходимы материально-техническая база и оборудование:
- учебный кабинет;
- мебель, соответствующая возрасту учащихся;
- учебная доска;
- технические средства обучения;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста М.: Гуманит.изд. центрВЛАДОС,2004. — 288 с.
2. УшаковаОС ГавришНВ Знакомим дошкольников с литературой Москва Издательство ТЦ СФЕРА 2002.-224с
3 .Белобрыкина О. А. Речь и общение. – Ярославль, 2011. – 240 с.
4 . Беспятова Н. К. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации. – М., 2012. – 171 с.
5. Арушанова А.Г. Рычагова Е.С. Игры – занятия со звучащим словом Издательство ТЦ СФЕРА 2012.
6. В.П.Новикова Математика в детском саду Москва Мозаика-Синтез 2005г-184с.
7. Волина В. Праздник числа. – М., 2010. – 335 с.
8. Сычева Г.Е. Логопедический букварь Пособие по обучению чтению дошкольников Национальный книжный центр, 2015г 96с.
9. Н.Салмина, О.Филимонова Путешествуем по сказкам Изд. Вентана-Граф 2013 г. 128 стр.
10. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения, развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Парамоновой Л. А. – М.: Новый учебник, 2003. – 182 с.
11. Н.В.Иванова, М.А.Арсенова, М.А.Виноградова, Е.И.Тимошина Игровое обучение детей 5-7 лет Изд. ТЦ СФЕРА 2008.112с.
12. Коллектив авторов «Мониторинг развития детей 3-7 лет» Изд. Учитель 2015г.
13. Жукова Н. Уроки для дошколят. Учимся читать без ошибок.М.:2011.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Бортникова Е.Ф. Знакомство с окружающим миром. Для детей 4-5 лет
- Бортникова Е.Ф. Составляем рассказы по картинкам. Для детей 4-5 лет
Солнечные ступеньки:
- Четвертый лишний. Часть 1, 2014 г.
- Четвертый лишний. Часть 2, 2014 г.
- Математика. Часть 1. Тетрадь для рисования2014 г.
- Математика. Часть 2. Тетрадь для рисования2014 г.
- Обучение грамоте. Тетрадь для рисования. Часть 1, 2014 г.
- Обучение грамоте. Тетрадь для рисования. Часть 2, 2014 г.
- Подготовка к письму. Часть 1. Тетрадь для рисования, 2014 г.
- Подготовка к письму. Часть 2. Тетрадь для рисования, 2014 г.
Приложение 1
Аттестация учащихся
С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного процесса проводится итоговая аттестация
Цель: выявление уровня усвоения детьми программного материала за весь период обучения, соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.
Задачи:
- определение степени усвоения практических умений и навыков в соответствии с прогнозируемыми результатами за весь год обучения;
- выявление уровня усвоения теоретических знаний;
- анализ полноты реализации программы.
Срок проведения: Май.
Форма проведения: устный опрос и контрольные задания.
Содержание
Обучение грамоте
- «Составь по картинке предложение из 3 слов»- устно.
- «Составь схему предложения» - используя фишки.
- «Подели на слоги» - устно.
- «Найди и назови гласные» - устно.
- «Назови слова с заданным звуком в начале, середине, конце слова» -устно.
- «Составлять слово» - используя карточки букв.
- «Напечатай слово» - в тетрадке.
2.Развитие элементарных математических представлений
- «Сравни группы предметов и установи равенство» -счет с помощью фишек.
- «Расставь по росту» - сравнение предметов по выделенному признаку.
- «Составь картинку из геометрических фигур» - назвать геометрические фигуры на картинке.
- Решение задачи.
- Решение простых примеров, используя знаки «+, -, =».
- «Сравни, используя знаки « >, <».
3.Логика
- «Что лишнее?» - объяснить свой выбор.
- «Продолжать узор» - в тетради.
- Решение простой логической задачи.
- «Найди 5 отличий ».
4.Художественная литература. Развитие речи
- Рассказать стихотворение наизусть.
- «Составь рассказ» - по серии картинок.
- «Расскажи сказку» - настольный театр.
5.Окружающий мир
- «Расскажи по картинке» - профессии.
- Отгадывание загадок о животных.
- «Какое время года?» , «Превращения» - в тетради раскрасить рисунок так, чтобы была весна, лето, осень, зима.
6. Письмо
- «Нарисуй так же» - скопировать рисунок в тетради
- «Нарисуй по точкам» - самостоятельно в тетради
- «Выполни штриховку в разных направлениях: вертикальную, горизонтальную, наклонную » .
Приложение 2
План воспитательной работы
По плану воспитательной работы в Школе раннего развития предусмотрены и традиционно проводятся праздники, концерты, выставки, родительские собрания, конференции, такие как:
- « День открытых дверей»
- Тематические выставки
- «Осенние деньки»
- Выставка « Дары Осени»
- «Мамин день»
- «Новогодний калейдоскоп»
- День святого Валентина
- Праздники к 23 февраля и 8 марта
- « Спортивные праздники»
- «Масленица»
- «Праздник окончания учебного года»
В рамках работы с родителями проходят встречи со специалистами:
- психологом
- логопедом
- педагогом дополнительного образования
- педагогом- организатором
Родители могут получить ответы на интересующие вопросы воспитания ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа безопасности"
Программа "Школа безопасности" направлена на мотивацию и формирование здорового и безопасного образа и стиля жизни у современных школьников, основ экологической культуры и ответственности, ценности жи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа мяча"
Для детей 3-7 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа модельеров»
Программа «Школа модельеров» носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основным технологическим приёмам изготовления одежды. Программа предусматривае...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа начинающего художника"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа начинающего художника"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа начинающего художника"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Родные истоки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Родные истоки» имеет туристско-краеведческую направленность, по форме организации: групповая. Уровень освоения программы: базо...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Мой край родной»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Мой край родной» (далее – образовательная программа) относится...