Технологическая карта урока «Самарский край в эпоху камня и раннего металла»
план-конспект урока по краеведению (6 класс)
Технологическая карта урока «Самарский край в эпоху камня и раннего металла» для 6 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkarta_6_kl.docx | 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя | Ермакова Вера Александровна | |||||||||||||||
Предмет | История Самарского края | |||||||||||||||
Класс | 6 | |||||||||||||||
Номер урока | № 4 в разделе «Открывая страницы истории Самарского края» | |||||||||||||||
Тип урока | Комбинированный; | |||||||||||||||
Тема | «Самарский край в эпоху камня и раннего металла» | |||||||||||||||
Цель | Формирование исторического сознания и мышления школьников на основе осмысления причин и последствий Великого переселения народов для Средней Волги | |||||||||||||||
Задачи | Образовательные: - проанализировать географию, природу и ландшафт Самарского края; - охарактеризовать основные занятия населения Аттики; - дать оценку положению знати и демоса в афинском полисе. | Развивающие: - продолжить развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией); - продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией. | Воспитательные: - способствовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности; - продолжить формирование нравственных ориентиров и умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций. | |||||||||||||
Планируемые результаты | Предметные: (знания, умения, представления) - находить на карте и устно комментировать положение самарского края; - характеризовать основные занятия населения Самарского края в эпоху неолита и бронзового века; - выделять признаки городецкой культуры; - характеризовать поселения городецкой культуры. | Личностные: (личностные УУД) - понимать культурное многообразия мира, уважение к истории других народов мира; - аргументированно оценивать свои и чужие поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности | Метапредметные: (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД) - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; - выработка умений работать с учебной информацией; - определять цель, проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели - готовность к сотрудничеству с соучениками; - стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок. | |||||||||||||
УМК | Учебник «История Самарского края» в 2 частях М.Просвщение,2019г.Авторы: А.И.Репинецкий, Г.Е.Козловская, А.И.Королев, Л.А.Ремезова. Примерная рабочая программа по «Истории Самарского края» авторский коллектив: Козловская Г.Е, Репинецкий А.И, Захарченко А.В, Королев А.И, Ремезова Л.А. Самара,2019г | |||||||||||||||
Ресурсы (оснащение) | Настенная карта «Самарская область» Раздаточный материал: - в конвертах заготовки для выполнения задания на стадии рефлексии. | |||||||||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||||||||||||||||
Этап урока | время | Форма организации деятельности учащихся | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | ||||||||||
П | Р | Л | К | |||||||||||||
1. | Орг. момент | |||||||||||||||
2. Актуализация знаний | 2-3мин. | фронтальная | Работа с картой: умение показать и прокомментировать местоположение Самарского края | Проводит беседу по вопросам: «Историю, какого края изучаем? Покажите на карте, где он расположен. Назовите реки и горы Самарского края» | Объяснять | |||||||||||
Изучение нового материала | ||||||||||||||||
3.Создание проблемной ситуации | 5мин | фронтальная | Объяснение термина «курган» | «Итак, мы с вами продолжаем изучение истории Самарского края. Какие археологические культуры нами уже были изучены? Вспомните признаки археологической культуры . Получается, если каждая археологическая культура обладает этими признаками, они ничем не отличаются друг от друга? Но ученые утверждают, что каждая археологическая культура уникальна. В чем вы видите противоречие? | Называют признаки археологической культуры; Высказывают предположения; Формулируют противоречия и записывают их на доске: «все археологические культуры одинаковы» «городецкая культура уникальна»; Формулируют проблему урока: «Отличается ли культура бронзового века от культуры раннего железного века» | объяснение | -Определять цель, проблему в учебной деятельности. -Выдвигать версии | -излагать свое мнение | ||||||||
4.Планирование деятельности | 5мин | фронтальная | «Чтобы проверить версии и ответить на главный вопрос урока, что нам надо узнать?» | Предлагают найти признаки бронзовой культуры и посмотреть, отличаются ли они от признаков культуры раннего железа. | Строить логически обоснованные суждения | -Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели. -Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. | ||||||||||
5. Поиск решения проблемы | 10-12 | групповая | Разбивает класс на группы, организует работу в группах; Смотрит, что делают ученики, отвечает на возникающие вопросы | Группа1: Характеризует природно-климатические условия Самарского края Группа2: Сравнивает хозяйство бронзовой культуры и культуры раннего железа, используя текст учебника (с.24-26) Группа 3: анализирует положение городецкой культуры (с.26) | стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; сравнивать объекты; связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников | сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; | готовность к сотрудничеству с соучениками; организовывать работу в группе | |||||||||
1мин | Физминутка | |||||||||||||||
6.Осмысление | 15-17 | Групповая, фронтальная, парная | -основные занятия населения Самарского края в эпоху железного века; - особенности культуры оседлого населения Самарского края раннего железного века, городецкой культуры. | Для решения проблемы урока предлагает каждой группе поделиться своей информацией с классом; задает уточняющие вопросы: Возможные вопросы: – Каковы особенности географического положения Самарского края? – Наличие полноводных рек. – Природные условия. – Какой вывод можно сделать о хозяйственной деятельности населения? Какие занятия были характерны для культуры бронзового века и железного Что вы знаете о городецкой культуре? Задает вопрос классу: «Какими причинами вызвано Великое переселение народов и как оно повлияло на Среднюю Волгу? Ответ обсудите в парах
| Представители каждой группы озвучивают свои пути решения проблемы и фиксирую результаты на доске в виде опорной схемы; Предполагаемые результаты: Группа 1: Самарский край занимала территорию Средней Волги, главной особенностью является наличие Жигулевских гор. На территории Самарского края есть полноводные реки, следовательно развивалось земледелие и скотоводство Группа2: Хозяйство бронзовой культуры и культуры железного века: Железные орудия, земледелие, скотоводство, появление крупных поселков Группа4: в 4в до н.э. в Поволжье начинают проникать финские племена городецкой культуры. Характерная осбенность этой культуры – керамическая посуда с рельефными оттисками Во 2-4 вв.до н.э из Поднепровья переселяются балто-славянские племена, которые оставили на Средней Волге памятники именьковской культуры. С ней связано появление пашенного земледелия | Представлять информацию в различных формах | аргументированно оценивать свои и чужие поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности | готовность к сотрудничеству с соучениками; Излагать своё мнение, подтверждая его аргументами, фактами. | ||||||||
7.Диагностика результатов урока | 3мин | индивидуальная | Предлагает заполнить ученикам лист самооценки (приложение 1)
| Работают с листом самооценки | Определять уровень усвоения изученного материала | |||||||||||
Оценка учителя | ||||||||||||||||
8. Домашнее задание | 2мин | индивидуальная | Объясняет домашнее задание: «Сегодня на уроке мы выяснили, что в Самарском крае в период бронзового века шло развитие земледелия и скотоводства, а так же ремесел. Как вы думаете, к каким последствиям это могло привести? Прочтите дома параграф 4 и проверьте свои предположения» | Записывают домашнее задание |
Приложение 1
ЛИСТ САМООЦЕНКИ Дата: _____________
На уроке я | выполнил(а) / не выполнил(а) все задания |
соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения | |
Материал урока мне был | понятен / не понятен |
Моя оценка себе | За поведение на уроке: |
За работу на уроке: | |
На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока технологии для 5 класса по теме: «Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы» в технологии развивающего обучения
Технологическая карта урока технологии по ФГОС...
Методическая разработка урока истории и культуры народов Марий Эл "Марийский края в эпоху камня" (6 класс)
Разработка урока истории и культуры народов Марий Эл с использованием технологии критического мышления...
Технологическая карта урока ПРИЕМЫ РЕЗАНИЯ И ЗАЧИСТКА ДЕТАЛЕЙ ИЗ ТОНКОЛИСТОВОГО МЕТАЛЛА И ПРОВОЛОКИ.
Технологическая карта урока технологии 5 класс. Ознакомление с видами тонколистового металла и проволоки....
Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Роспись камня»,
Технологическая карта урока по изобразительному искусству тема «Роспись камня»,...
Технологическая карта урока английской литературы. "Литература эпохи Просвещения. Жизнь и творчество Роберта Бернса"
Технологическая карта урока английской литературы...
Технологическая карта урока "Как это было? Эпоха Брежнева".
карта урока в 11 классе....
Технологическая карта урока "Великобритания: конец Викторианской эпохи"
Технологическая карта урока "Великобритания: конец Викторианской эпохи"...