Технологическая карта урока «Самарский край в эпоху камня и раннего металла»
план-конспект урока по краеведению (6 класс)

Технологическая карта урока «Самарский край в эпоху камня и раннего металла» для 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_6_kl.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя

Ермакова Вера Александровна

Предмет

История Самарского края

Класс

6

Номер урока

№ 4 в разделе «Открывая страницы истории Самарского края»

Тип урока

Комбинированный;

Тема

«Самарский край в эпоху камня и раннего металла»

Цель

Формирование исторического сознания и мышления школьников на основе осмысления причин и последствий  Великого переселения народов для Средней Волги

Задачи

Образовательные:

- проанализировать географию, природу и ландшафт Самарского края;

- охарактеризовать основные занятия населения Аттики;

- дать оценку  положению знати и демоса в афинском полисе.

Развивающие:

-  продолжить развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией);

-   продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

Воспитательные:

-  способствовать  реализации творческого потенциала в учебной деятельности;

-  продолжить формирование нравственных ориентиров и  умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций.

Планируемые результаты

Предметные: (знания, умения, представления)

- находить на карте и устно комментировать положение самарского края;

- характеризовать основные занятия населения Самарского края в эпоху неолита и бронзового века;

- выделять признаки городецкой культуры;

- характеризовать поселения городецкой культуры.

Личностные: (личностные УУД)

- понимать культурное многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

- аргументированно оценивать свои и чужие поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

Метапредметные:

 (познавательные, регулятивные,

 коммуникативные УУД)

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- определять цель, проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.

УМК

Учебник «История Самарского края» в 2 частях М.Просвщение,2019г.Авторы: А.И.Репинецкий, Г.Е.Козловская, А.И.Королев, Л.А.Ремезова. Примерная рабочая программа по «Истории Самарского края» авторский коллектив: Козловская Г.Е, Репинецкий А.И, Захарченко А.В, Королев А.И, Ремезова Л.А. Самара,2019г

Ресурсы (оснащение)

Настенная карта «Самарская область»

Раздаточный материал:

- в конвертах заготовки для выполнения задания на стадии рефлексии.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

время

Форма организации деятельности учащихся

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

П

Р

Л

К

1.

Орг. момент

2. Актуализация знаний

2-3мин.

фронтальная

Работа с картой: умение показать и прокомментировать местоположение Самарского края

 Проводит беседу по вопросам: «Историю, какого края изучаем? Покажите на карте, где он расположен. Назовите реки и горы Самарского края»

Объяснять

Изучение нового материала

3.Создание проблемной ситуации

5мин

фронтальная

Объяснение термина «курган»

«Итак, мы с вами продолжаем изучение истории Самарского края. Какие археологические культуры  нами уже были изучены? Вспомните признаки археологической культуры .

Получается, если каждая археологическая культура  обладает этими признаками, они ничем не отличаются друг от друга?

Но ученые утверждают, что каждая археологическая культура уникальна.

 В чем вы видите противоречие?

Называют признаки археологической культуры;

Высказывают предположения;

Формулируют противоречия и записывают их на доске:

«все археологические культуры одинаковы»

«городецкая культура уникальна»;

Формулируют проблему урока:

«Отличается ли культура бронзового века от культуры раннего железного века»

объяснение

-Определять цель, проблему в учебной деятельности.

-Выдвигать версии

-излагать свое мнение

4.Планирование деятельности

5мин

фронтальная

«Чтобы проверить версии и ответить на главный вопрос урока, что нам надо узнать?»

 Предлагают найти признаки бронзовой культуры   и посмотреть, отличаются ли они от признаков культуры раннего железа.          

Строить логически обоснованные суждения

-Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.

-Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

5. Поиск решения проблемы

10-12

групповая

Разбивает класс на группы, организует работу в группах;

Смотрит, что делают ученики, отвечает на возникающие вопросы

Группа1: Характеризует природно-климатические условия Самарского края

Группа2:  Сравнивает хозяйство бронзовой культуры и культуры раннего железа, используя текст учебника (с.24-26)

Группа 3: анализирует положение городецкой культуры  (с.26)

стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;

сравнивать объекты;  связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников

сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

готовность к сотрудничеству с соучениками; организовывать работу в группе

1мин

Физминутка

6.Осмысление

15-17

Групповая, фронтальная, парная

-основные занятия населения Самарского края в эпоху железного века;

- особенности культуры оседлого населения Самарского края раннего железного века, городецкой культуры.

Для решения проблемы урока предлагает каждой группе поделиться своей информацией с классом; задает уточняющие вопросы:

Возможные вопросы:

– Каковы особенности географического положения Самарского края?

– Наличие полноводных рек.

– Природные условия.

– Какой вывод можно сделать о хозяйственной деятельности населения?    

Какие занятия были характерны для культуры бронзового века и железного

Что вы знаете о городецкой культуре?

Задает вопрос классу: «Какими причинами вызвано Великое переселение народов и как оно повлияло на Среднюю Волгу? Ответ обсудите в парах

 

Представители каждой группы озвучивают свои пути решения проблемы и фиксирую результаты на доске в виде опорной схемы;

Предполагаемые результаты:

Группа 1:

Самарский край  занимала территорию Средней Волги, главной особенностью  является наличие Жигулевских гор. На территории Самарского края есть  полноводные реки, следовательно развивалось земледелие и скотоводство

Группа2:

Хозяйство бронзовой культуры и культуры железного века:

Железные орудия, земледелие, скотоводство, появление крупных поселков

Группа4: в 4в до н.э. в Поволжье начинают проникать финские племена городецкой культуры. Характерная осбенность этой культуры – керамическая посуда с рельефными оттисками

Во 2-4 вв.до н.э из Поднепровья переселяются балто-славянские племена, которые оставили на Средней Волге памятники именьковской культуры. С ней связано появление пашенного земледелия

Представлять информацию в различных формах

аргументированно оценивать свои и чужие поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

готовность к сотрудничеству с соучениками;

Излагать своё мнение, подтверждая его аргументами, фактами.

7.Диагностика результатов урока

3мин

индивидуальная

Предлагает заполнить ученикам лист самооценки (приложение 1)

 

Работают с листом самооценки

Определять уровень усвоения изученного материала

Оценка учителя

8. Домашнее задание

2мин

индивидуальная

Объясняет домашнее задание: «Сегодня на уроке мы выяснили, что в  Самарском  крае в период бронзового века шло развитие земледелия и скотоводства, а так же ремесел.

Как вы думаете, к каким последствиям это могло привести? Прочтите дома параграф 4 и проверьте свои предположения»

Записывают домашнее задание

Приложение 1

ЛИСТ САМООЦЕНКИ  Дата: _____________

На уроке я

выполнил(а) / не выполнил(а) все задания

соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Моя оценка себе

За поведение на уроке:

За работу на уроке:

На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории и культуры народов Марий Эл "Марийский края в эпоху камня" (6 класс)

Разработка урока истории и культуры народов Марий Эл с использованием технологии критического мышления...

Технологическая карта урока ПРИЕМЫ РЕЗАНИЯ И ЗАЧИСТКА ДЕТАЛЕЙ ИЗ ТОНКОЛИСТОВОГО МЕТАЛЛА И ПРОВОЛОКИ.

Технологическая карта урока технологии 5 класс. Ознакомление с видами тонколистового металла и проволоки....

Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Роспись камня»,

Технологическая карта урока по изобразительному искусству тема «Роспись камня»,...

Технологическая карта урока "Великобритания: конец Викторианской эпохи"

Технологическая карта урока "Великобритания: конец Викторианской эпохи"...