Технологическая карта урока "Великобритания: конец Викторианской эпохи"
методическая разработка по истории (8 класс)
Технологическая карта урока "Великобритания: конец Викторианской эпохи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
velikobritaniya_tehnologicheskaya_karta.docx | 79.64 КБ |
konets_viktorianskoy_epohi.pptx | 774.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока истории в 8 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Тип урока: комбинированный
УМК: Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800 – 1900. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2014. – 304 с.
Тема урока: Великобритания: конец Викторианской эпохи
Дата проведения урока:
Цель урока: охарактеризовать основные направления внутренней и внешней политики Великобритании во второй половине ХΙX века.
Задачи урока:
1. Образовательная: выявить причины потери Великобритании экономического лидерства; охарактеризовать политическое развитие страны; проанализировать колониальную политику;
показывать на карте колониальные владения Великобритании; раскрыть суть «ирландского вопроса»
2. Развивающая: продолжить развивать умения обучающихся сопоставлять и сравнивать исторические явления и процессы, устанавливать причинно-следственные связи, формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли.
3. Воспитательная: способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, коллективе; содействовать формированию толерантности в отношении к культуре своего и других народов.
Формы деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Ресурсы: презентация по теме, ПК учителя, телевизор, раздаточный материал, учебник.
Планируемые результаты:
1. Предметные: смогут определять причины потери Великобритании статуса «мастерская мира», раскрывать характерные черты внутренней и внешней политики консервативной и либеральной партий.
2. Метапредметные УУД: определять тему урока, самостоятельно формулировать цели и задачи своего обучения; продолжат формировать навыки самоконтроля, работы в парах, преобразовывать текстовую информацию и представлять ее в других форматах, выделять главное и делать выводы.
3. Личностные УУД: уметь делать нравственный выбор и давать нравственную оценку историческим событиям.
Межпредметные связи: обществознание, литература.
Этап урока | Действия учителя | Действия обучающихся | УУД |
Организационный момент | Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. | |
Проверка домашнего задания | Учитель знакомит учащихся с листом самооценки и дает инструктаж по его заполнению в ходе урока. Предлагает обучающимся выполнить задание на карточке Знакомит с критериями оценивания и предлагает провести взаимопроверку по образцу (Слайд 1). | Обучающиеся выполняют задания Осуществляют взаимопроверку. Заполняют лист самооценки. | Регулятивные УУД: демонстрируют знания по пройденному материалу, осуществляют взаимопроверку |
Определение темы урока, постановка целей и задач. Актуализация знаний. | Учитель: Мы продолжаем изучать историю западноевропейских стран во второй половине XX века. Для того, чтобы продолжить путешествие необходимо определить страну, в которую нам предстоит сегодня отправиться. Давайте посмотрим на экран. О какой стране пойдет речь? (Слайд 2) Тема нашего сегодняшнего урока «Великобритания: конец Викторианской эпохи» (слайд 3). Учитель предлагает познакомиться с планом и сформулировать цели и задачи урока (слайд 4). Прежде чем начать разговор о Великобритании, давайте вспомним ее политическое устройство (слайд 5, 6). Беседа по вопросам: Какой период в истории Великобритании называют «викторианской эпохой»? Чем он характерен? | Ученики вспоминают ранее изученный материал и делают выводы, что речь пойдет о Великобритании. Объясняют понятия на слайде 2.
Формулируют тему урока Беседуют с учителем, формируют цель и задачи урока. Делают записи в тетрадь. Один обучающийся работает у доски. Ведут беседу с учителем. Заполняют лист самооценки. | Регулятивные УУД: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено, и того. что еще неизвестно Коммуникативные УУД: ведут диалог с учителем.
|
Изучение нового материала | Учитель: В первой половине XΙX в. Великобритания занимала 1 место по темпам экономического развития и по праву называлась «мастерской мира». Давайте проанализируем статистическую таблицу на рабочем листе и посмотрим, как изменяется экономическое положение Великобритании (слайд 7). Учитель: Перед вами причины потери Великобританией мирового первенства. Обсудите их в паре и объясните, каким образом они привели к изменению британских позиций (слайд 8). Если вы не можете выполнить задание самостоятельно, прочтите текст на стр.179 – 180 «Мастерская мира уходит в прошлое». Учитель: Еще в Новое время в Англии начала формироваться двухпартийная система. В 60-е гг. XΙХ века партия тори стала называться консервативной, партия вигов – либеральной партией. В 70-е гг. британское общество ожидало от политиков реформ. Учитель предлагает прочитать п. «Эпоха реформ» на страницах 180 – 181 и выполнить задание 2 на рабочем листе (работа в малых группах). Устаревшая техническая база британской промышленности затрудняла конкуренцию с германскими и американскими товарами, т.к. делала их более дорогими. Что необходимо было сделать для того, чтобы повысить их конкурентоспособность на мировом рынке? Учитель обобщает предположения обучающихся: Действительно, у британского правительства и промышленников было несколько вариантов решения этой задачи, давайте посмотрим, какой вариант был избран (слайд 11). Учитель: В Великобритании велась активная националистическая пропаганда, целью которой было оправдание захватнической колониальной политики (слайд 12). Учитель предлагает обучающимся прочитать отрывок из стихотворения Р. Киплинга «Бремя белых» на рабочем листе и ответить на вопросы (слайд 13). Беседа с учениками по вопросам к заданию 3. Рассказ учителя. В 1906 году в Великобритании была сформирована Лейбористская партия. Это была социалистическая партия, которая представляла интересы рабочих, лидером был Дж. Макдональд (слайд 14). Учитель предлагает в парах выполнить задание 4 и определить события, предшествовавшие созданию Лейбористской партии. При необходимости учащиеся могут воспользоваться текстом учебника на странице 183. Проверка по образцу (слайд 16). Учитель: неурожаи в Ирландии обострили ситуацию на острове. Ирландские депутаты вели в английском парламенте борьбу за гомруль (слайд 17). Закон о самоуправлении Ирландии в ХΙX в. так и не был принят. В 1901 г. скончалась королева Виктория (слайд 18), с ее смертью закончился период наивысшего расцвета Великобритании. | Работают со статистической таблицей, делают выводы о том, что темпы промышленного производства падают, по этим показателям К 1913 г. Германия и США опережают Британию. Заполняют лист самооценки Работают в парах, выстраивают логическую цепочку. Заполняют лист самооценки Работают с текстом учебника и выполняют задание 2 на рабочем листе в малых группах. Выборочно представляют результаты работы, делаю выводы (слайд 10). Заполняют лист самооценки Высказывают предположения, основываясь на экономических знаниях из курса обществознания.
Обучающиеся делают вывод, что Великобритания захватывала новые рынки сбыта. Записывают в тетрадь определение понятия «джингоизм». Отвечают на вопросы. Заполняют лист самооценки В парах выполняют задание 4 на рабочем листе. Заполняют лист самооценки Записывают определение понятия «гомруль» в тетради. | Познавательные УУД: извлекают информацию из таблицы, делают выводы. Коммуникативные УУД: озвучивают результаты своей работы. Регулятивные УУД: контролируют и корректируют свою деятельность и деятельность одноклассников.
Коммуникативные УУД: ведут диалог. Познавательные УУД: преобразуют информацию, выделяют главное. Регулятивные УУД: планируют и контролируют свою деятельность.
Познавательные УУД: извлекают информацию из отрывка стихотворения, выделяют главное Коммуникативные УУД: ведут диалог с учителем Регулятивные УУД: строят логическую цепь размышлений, осуществляют самопроверку и коррекцию. |
Первичное осмысление и закрепление | Игра да/нет | Отвечают на вопросы, проверяют. Заполняют лист самооценки. | Регулятивные УУД: применяют полученные знания |
Итоги урока. Рефлексия | Учитель возвращает обучающихся к целям урока, сформулированным на этапе постановки целей и задач. Все ли задачи, поставленные на сегодняшний урок, выполнены? Достигнута ли цель нашего урока?
Рефлексия проводится с помощью стенда «Сегодня на уроке» Комментированное оценивание обучающихся с учетом самооценки. | Сравнивают полученные знания с поставленными целями. Самооценивание. | Познавательные УУД: делают анализ полученных знаний. Регулятивные УУД: оценивают свою работу на уроке и работу всего класса. |
Домашнее задание | Прочитать § 20 (слайд 15) Выполнить творческое задание: подготовить историческую характеристику Б. Дизраэли или У. Гладстона на выбор. | Записывают домашнее задание в дневник. |
Лист самооценки
Ученика (ученицы)___________________________________________________
Вид работы, который оценивается | Оценка по 5-бальной шкале | |
Домашнее задание | ||
1 | Определение темы и целей урока | |
2 | Повторение изученного материала | |
3 | Потеря Великобританией мирового первенства
| |
4 | Заполнение схемы «Внутренняя политика Великобритании | |
5 | Работа с отрывком стихотворения Р. Киплинга | |
6 | Составление логической цепочки «Создание Лейбористской партии» | |
7 | Игра «Да – нет» | |
Итого за урок (сложить все оценки и разделить на их количество) |
Самостоятельная работа для проверки домашнего задания.
1. В 1871 г. Германский рейхстаг возглавил:
А) Вильгельм I
Б) О. Бисмарк
В) Вильгельм II
Г) фон Бюллов
2. Быстрому подъему экономики Германии способствовало:
А) победа во франко – прусской войне
Б) заключение Тройственного союза
В) провозглашение императором Вильгельма II
Г) наличие огромного количества колоний.
3. В 1882 г. по инициативе Бисмарка был создан Тройственный союз, в который вошли:
А) Германия, Россия, Англия;
Б) Германия, Австро – Венгрия, Италия;
В) Германия, Австро – Венгрия, Россия;
Г) Австро – Венгрия, Россия, Англия.
4. Отметьте все положения, которые относятся к политике рейхсканцлера Германии О.Бисмарка .:
А) принятие «Исключительного закона о социалистах»
Б) война с Австрией за первенство
В) введение пенсий рабочим, достигшим 70 лет;
Г) захваты колоний в Азии и Африке в 1900 – 1909 гг.
5. Дайте определение понятиям
Шовинизм - _________________________________________________
____________________________________________________________.
Монополия - ________________________________________________
____________________________________________________________
8 класс. Рабочий лист к уроку по теме «Великобритания: конец Викторианской эпохи»
Задание 1. Какое место в мировом промышленном производстве занимала Англия в 1870 и 1913 гг.?
Год | Великобритания | Франция | Германия | США | Россия |
1870 | 31,8 | 10,3 | 13,2 | 23,3 | 3,7 |
1913 | 14 | 6,4 | 15,7 | 35,8 | 5,5 |
Задание 2. Прочитайте п. «Эпоха реформ» на страницах 180 – 181 и выполнить задание и заполните схему.
Внутренняя политика в Великобритании
Новые названия партий
Кто поддерживал?
Лидеры партий
Годы | Содержание реформы |
Значение реформ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Прочитайте отрывок из стихотворения Р. Киплинга "Бремя белых" и дайте ответы на вопросы.
Твой жребий - Бремя Белых!
Мир тяжелей войны;
Накорми голодных,
Мор выгони из страны;
Но даже добившись цели,
Будь начеку всегда:
Изменит иль одурачит
Языческая орда.
Не смей болтовнёй о свободе
Скрыть слабость своих плечей!
Усталость не отговорка,
Ведь туземный народ
По сделанному тобою
Богов твоих познаёт.
Вопросы к документу:
Какую роль автор отводит колонизаторам?
Как относится к жителям колоний (туземцам)?
Можно ли считать эти стихи проявлением шовинизма?
Задание 4. Расставьте события в хронологической последовательности и определите события, предшествовавшие созданию Лейбористской партии.
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | Комитет рабочего представительства преобразован в Лейбористскую (рабочую) партию. | |
Утрата Великобританией положения «мастерская мира», экономические кризисы 80 – 90х гг. | ||
Снижение жизненного уровня неквалифицированных рабочих. | ||
Крупная забастовка докеров. | ||
Создание тред-юнионами Комитета рабочего представительства. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чартизм «Мастерская мира» «Мировой банкир» «Мировой перевозчик» «Викторианская эпоха» Тори и виги Тред - юнионы
«ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: конец Викторианской эпохи» Тема урока:
План урока Потеря мирового промышленного первенства Внутренняя политика в Великобритании. Внешняя политика государства. Создание Лейбористской партии. Борьба за гомруль.
Политическое устройство Великобритании Королева Избиратели
Политическое устройство Великобритании Королева Премьер - министр Кабинет министров Парламент Палата лордов Палата общин Избиратели
Год Велико- британия Франция Германия США Россия 1870 31,8 10,3 13,2 23,3 3,7 1913 14 6,4 15,7 35,8 5,5 Какое место в мировом промышленном производстве занимала Англия в 1870 и 1913 гг.?
Вывоз капиталов из Англии. Устаревшая техническая база. Сохранение политики « фритрейдерства ». Массовое разорение фермеров – арендаторов. Потеря мирового промышленного первенства
Общий вид металлургических заводов в Ньюкасле. Гравюра, 1887 г.
Внутренняя политика в Великобритании Бенджамин Дизраэли , лидер консервативной партии (тори) Уильям Гладстон , лидер либеральной партии (виги)
Джингоизм определяется Толковым словарём русского языка Ушакова как «шовинистический национализм в Англии». Согласно Большой советской энциклопедии, «для джингоизма характерны пропаганда колониальной экспансии и разжигание национальной вражды».
Отрывок из стихотворения Р. Киплинга "Бремя белых". Твой жребий - Бремя Белых! Мир тяжелей войны; Накорми голодных, Мор выгони из страны; Но даже добившись цели, Будь начеку всегда: Изменит иль одурачит Языческая орда. Не смей болтовнёй о свободе Скрыть слабость своих плечей ! Усталость не отговорка, Ведь туземный народ По сделанному тобою Богов твоих познаёт. Вопросы к документу: Какую роль автор отводит колонизаторам? Как относится к жителям колоний (туземцам)? Можно ли считать эти стихи проявлением шовинизма?
Джеймс Рамсей Макдональд , лидер Лейбористской партии
Утрата положения «мастерская мира», экономические кризисы 80 – 90х гг. Снижение жизненного уровня неквалифицированных рабочих Крупная забастовка докеров Создание тред-юнионами Комитета рабочего представительства Комитет преобразован в Лейбористскую партию
ГОМРУЛЬ (англ. Home Rule , «самоуправление») — движение за автономию Ирландии на рубеже XIX — XX вв. Предполагало собственный парламент и органы самоуправления при сохранении над островом британского суверенитета.
Королева Виктория 1837 1901
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Великобритания:конец Викторианской эпохи."(8 кл)
Презентация подготовлена к уроку в 8 классе по теме "Великобритания: конец Викторианской эпохи. учебник Юдовской А.Я....
Тест Англия Викторианская эпоха
Тест для учащихся 8 класса в формате ГИА по теме "Англия. Викторианская эпоха"...
Викторианская эпоха
Презентация для 11 класса об истории правления королевы Виктории (Викторианская эпоха)...
Презентация" Великобритания. Конец викторианской эпохи" 8 класс
Презентация" Великобритания. Конец викторианской эпохи" 8 класс...
Великобритания: конец Викторианской эпохи.
Конспект урока по истории нового времени 8 класс...
Презентация 8 класс "Великобритания: конец викторианской эпохи. 19век"
Презентация по Новой истории 8 класс "Великобритания в конце 19 века"...
Технологическая карта урока "Франция в эпоху Просвещения"
Технологическая карта урока с раздаточным дидактическим материалом...