Программа спецкурса "Край, в котором я живу"
элективный курс по краеведению (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Татьяна Иннокентьевна Бочкина
Основы экологической культуры могут быть заложены в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Программа курса «Край, в котором я живу» предусматривает различные направления экологического образования –изучение природы, растительного и животного мира, культуры родного края. Такие направления, как экологическое, природоведческое, биологическое, естественно-научное являются составляющими единого комплекса знаний о крае. Учащиеся изучают, наряду с прошлым края, рельеф местности, климат, растительный и животный мир, водные ресурсы и полезные ископаемые, а также – элементы экономики, фольклор, литературные памятники, экологию своего района. Программа спец курса составлена на основе адаптированной программы «География Боханского района», автор Бочкина Татьяна Иннокентьевна, учитель биологии МБОУ «Ново-Идинская СОШ» МО Боханский район Важно помнить, что история края, события местного значения изучаются в единстве трех временных измерений, а именно, в единстве прошлого, настоящего и будущего. Разнообразны пути и методы изучения родного края, которые определяются с учетом уровня подготовленности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_spetskursa_kray_v_kotorm_ya_zhivu.docx349.06 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\Сканы\2023-11-20 программа\программа 001.jpg

Программа спецкурса «Край, в котором я живу»

68 часов

Пояснительная записка.

«Край, в котором я живу».

 Современное общество, рассматривая общее образование ресурсом демократии,

выделяет школу особым социальным институтом, на который возлагается

бремя компенсации социальных дефектов других более спонтанных

и менее управляемых со стороны государства институтов социализации ребенка,

таких как семья, средства массовой информации, Интернет и т.д.

А.Г. Асмолов.                                       

                                       68 часов  (2 часа в неделю).

 

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. Основы экологической культуры могут быть заложены в процессе

общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Программа курса «Край, в котором я живу» предусматривает различные направления экологического образования –изучение природы, растительного и животного мира, культуры родного края. Такие направления, как экологическое, природоведческое, биологическое, естественно-научное являются составляющими единого комплекса знаний о крае. Учащиеся изучают, наряду с прошлым края, рельеф местности, климат, растительный и животный мир, водные ресурсы и полезные ископаемые, а также – элементы экономики, фольклор, литературные памятники, экологию своего района. Программа спец курса составлена на основе адаптированной программы «География Боханского района», автор Бочкина Татьяна Иннокентьевна, учитель биологии МБОУ «Ново-Идинская СОШ» МО Боханский район

  Важно помнить, что история края, события местного значения изучаются в единстве трех временных измерений, а именно, в единстве прошлого, настоящего и будущего. Разнообразны пути и методы изучения родного края, которые определяются с учетом уровня подготовленности обучающихся.

Цель курса «Край, в котором я живу» предусматривает воспитание у учащихся бережного отношения к природе на основе изучения природы родного края.

 Задачи курса:

1. Стимулирование и развитие у учащихся интереса к познанию природы

Восточносибирского региона, экологии родного края.

2. Формирование у учащихся представлений об окружающем мире.

3. Уточнение, расширение, приведение в систему чувственных

представлений, учащихся об окружающей действительности на основе

реализации метапредметных связей.

4. Стимулирование потребности к обращению к различным печатным и

электронным источникам информации, содержащим сведения о природе и экологии родного края.

5. Воспитание у учащихся ценностного отношения к природе родного края.

 Программа составлена с учетом психофизических особенностей

учащихся специальной (коррекционной) образовательной школы и предполагает вариативность подачи материала.

Программа разработана для организации урочной деятельности с

учащимися 6-9 классов специального (коррекционного) образования  VIII вида

(II вариант).

Программа курса рассчитана на 1год: 68 часов (2 часа занятий в неделю).

Планируемые результаты освоения учащимися программы спецкурса

«Край, в котором я живу»

Учащиеся, освоившие курс:

Знают положение Иркутской области, Боханского района и села Новая Ида , на карте

имеют представления о природных условиях и региона, растительном и животном мире, хозяйстве и занятиях населения.

Имеют представления об экологических проблемах и основных мероприятиях по охране природы в Иркутской области и Боханском районе;

Умеют устанавливать взаимосвязи между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;

Умеют устанавливать причинно-следственные связи между поведением человека в природе и состоянием окружающей среды;

Умеют принимать простейшие меры по охране окружающей среды;

Умеют экологически сообразно вести себя на природе;

Имеют установку на сохранение окружающей среды;

Способны регулировать свою деятельность, направленную на познание окружающей действительности и сохранение окружающей среды; осознают себя членом общества, проявляют интерес к природе родного края.

Учебный  спецкурс «Край, в котором я живу»

( 68ч.в  2 час в неделю)

Содержание программы

         Введение

      Экологическое краеведение – раздел биологии, занимающийся изучением вопросов регионального природопользования. Экологические системы Боханского района. Устойчивость биологических систем и её относительный характер. Влияние деятельности человека на экологические системы и необходимость их охраны.

                     

Физико-географическая характеристика региона

      Географическое положение, границы, величина территории Боханского района, местоположение МО «Новая Ида» на карте района. Географические координаты, сравнение величины территории района с площадью других районов У-ОБАО, сравнение размеров площадей МО района. Природные зоны. Экономико-географическое положение региона.

      Геологическое строение, выходы материнских пород и геологических обнажений на территории района. Рельеф территории, влияние внешних и внутренних факторов природы на формирование рельефа.

      Полезные ископаемые района, их размещение по территории, экономическая характеристика, целесообразность использования. Полезные ископаемые территории МО «Новая Ида»: уголь, гравий, глина, значение и перспектива разработки и использования.

      Климат, его формирование под влиянием солнечной радиации, циркуляции воздушных масс, подстилающей поверхности, положения в близи водоёмов.  Причины разности температур на территории района. Роза ветров, атмосферное давление, осадки и температурный фон по сезонам года села Новая Ида.

     Водоёмы района. Река Ангара и её притоки, расположение района в долине реки Иды и её притоков. Минеральный и химический состав воды. Бальнеологические источники долины реки Ида их целебные свойства перспектива и целесообразность использования.

     Почвы района их типы, свойства и плодородие. Хозяйственное использование и антропогенное запустение почв в хозяйствах района

        Практические работы:

№1 «Составление физико-географической характеристики исследуемой территории»

№2 «Определение кислотности и плодородия почв по растениями-индикаторам (Типы почв по акад. Сукачеву В.Н.)»

№3 «Анализ чистоты воздуха при помощи лишайников»

№4 «Описание водоёма и физико-химический анализ природных и сточных вод»

Экскурсия:   «Геологическое обнажение и строительный карьер вблизи села Новая Ида»

     

        Природные комплексы, растительный и животный мир Боханского района

    Таёжный комплекс, территориальное расположение, южно-таёжный флористический состав, фауна тайги.

    Комплекс смешанного хвойно-мелколиственного леса. Видовой растительный состав лесов вблизи села Новая Ида, животные, обитающие в этих лесах.

    Степной комплекс, видовой состав,  естественные причины обеднения биологическими видами.

     Практические работы:

 №1 «Описание видового состава, ярусов,  характера древостоя. Определение возобновления хвойно-мелколиственного  леса»

№2 «Определение обилия  и жизненности степной растительности, видовой состав животных луга»

                       Население  района.

   Численность  населения, динамика рождаемости и смертности, демографическая ситуация в районе. Распространённые болезни и причины их возникновения.

   Национальный состав и территориальный характер размещения по МО, история заселения территории.

   Культура основных народов заселяющих район: бурятская, русская, татарская, польская и т.д. Вновь возникший смешанный этнос.

   Трудовые ресурсы, характер занятий, образовательный уровень населения.

   Население МО Новая Ида.

   Практические работы:

№1 «Составление родословных коренных жителей сел МО Новая Ида»

        

Экономика и основные занятия людей

  Сельское хозяйство, как основа экономики района, динамика развития за последние годы.

  Лесозаготовка и лесопереработка, отрасль, бурно развивающаяся в последние годы, лесхозы на территории района, перспектива развития.

  Транспорт, связь, социальная сфера, крупнейшие населённые пункты района.

  Экономическая ситуация ОАО «Труженик», как градообразующего хозяйства МО Новая Ида.

                      Экологическая характеристика

  Общая экологическая характеристика региона, сравнение состояния природы Боханского района и соседних Осинского, Черемховского, Иркутского, факторы антропогенного влияния.

   Влияние человека на лес; традиции взаимосвязей в местных условиях. Правила поведения в лесу (предупреждение вытаптывания, загрязнения, пожаров).

   Луга, их использование человеком для хозяйственной деятельности, влияние антропогенного фактора на видовой состав.

  Связь человека с водоёмом. Сообщества водных организмов, многообразие видов, пищевые связи. Влияние деятельности человека на водоём.

   Ценность земли и почвы, севообороты, антропогенное опустынивание почв.

   Экологическое состояние природы на территории МО Новая Ида.

   Экологическое состояние школы и пришкольной территории Новоидинской средней общеобразовательной школы.

   Практические работы:

 №1 «Влияние кострищ на природное сообщество»

 №2 «Определение загрязнённости водоёма по видовому составу водорослей»

 №3 «Влияние антропогенного фактора на состояние и хозяйственную ценность лугов»

 №4 «Изучение экологического состояния школы и пришкольной территории»

                                     Заключение

Беседа «Влияние деятельности человека на экологическую ситуацию Боханского района, перспективы развития природопользования»

Тематическое планирование учебного курса «Край, в котором я живу»

Тема

Теоретические занятия

Практические занятия

Индивидуальная работа с учащимися

Введение 2 часа

Физико-географическая характеристика региона

38 часов

Природные комплексы, растительный и животный мир Боханского района 19 часов

Население района 15 часов

Экономика и основные занятия людей.

10часов

Экологическая характеристика региона

20 часов

Заключение 3 часа

1.1.Экологическое краеведение – раздел биологии, занимающийся изучением вопросов регионального природопользования.

1.2.Экологические системы Боханского района.

1.3.Устойчивость биологических систем и её относительный характер. Влияние деятельности человека на экологические системы.

2.1. Географическое положение, границы, величина территории Боханского района, местоположение МО «Новая –Ида» на карте района.

2-3. Сравнение величин территории района с площадью других районов У-ОБАО, сравнение площадей МО района.

2.4.-2.5. Природные зоны региона.

2.6. Геологическое строение, выходы материнских пород и геологических обнажений на территории района.

2.7.Рельеф территории.

2.8. Влияние внешних и внутренних факторов природы на формирование рельефа.

2.9-10. Полезные ископаемые района, их размещение по территории,

2.11.Полезные ископаемые территории МО « Новая–Ида»: уголь, гравий, глина, значение и перспективы разработки и использования.

.

2.12.Климат, его формирование под влиянием солнечной радиации, циркуляции воздушных масс, подстилающей поверхности, положения вблизи водоёма.

2.13. Причины разности температур на территории района.

2.14-15. Роза ветров, атмосферное давление, осадки и температурный фон по сезонам года села Новая Ида.

2.16. Водоёмы района.

2.17. Река Ангара и её притоки.

2.18. Расположение района в долине реки Иды и её притоков.

2.19. Минеральный и химический состав воды региона.

2.20. Бальнеологические источники долины реки Ида их целебные свойства и целесообразность использования.

2.21. Почвы района их типы, свойства и плодородие.

2.22. Хозяйственное использование и антропогенное запустение почв в хозяйствах района.

2.23.-24. Использование земельного фонда на территории МО «Новая – Ида». Составление карт использования земельных ресурсов

2.25-26 Обобщение знаний по теме.

3.1. Таёжный комплекс, его расположение на территории района, в верховьях реки Иды.

3.2. Флористический состав южно-таёжного комплекса.

3.3. Фауна тайги. Охотничьи ресурсы района.

3.4. Комплекс смешанного хвойно-мелколиственного леса.

мелколиственного леса»

3.5. Видовой состав лесов вблизи села Новая Ида, животные, обитающие в этих лесах.

3.6.Степной комплекс, видовой состав.

3.7. Естественные причины обеднения биологическими ресурсами степного комплекса.

3.8. Редкие и исчезающие виды растений и животных на территории района, причины исчезновения.

3.9. Составление гербарных коллекций по флористическому составу  экосистем на территории МО Новая Ида.

 4.1. Численность населения, демографическая ситуация в районе.

4.2. Распространенные болезни и причины их возникновения.

4.3. Динамика  состояния здоровья школьников МОУ Ново-Идинская средняя школа за последние 5 лет.

4.4. Национальный состав и территориальный характер размещения  по МО.

4.5. История заселения территории.

4.6-7. Культура основных народов заселяющих район.

4.8. Вновь возникший смешанный этнос, переплетение культур и обычаев.

4.9. Трудовые ресурсы, характер занятий, образовательный уровень населения.

4.10. Население  МО «Новая Ида»

5.1. Сельское хозяйство, как основа экономики района, динамика развития за последние годы.

5.2. Лесозаготовка и лесопереработка, лесхозы на территории района, перспектива развития.

5.3. Транспорт, связь, социальная сфера района.

5.4. Крупнейшие населённые пункты района.

5.5. Экономическая ситуация ОАО «Труженик», как градообразующего хозяйства МО «Новая Ида».

5.6. Изменяющаяся структура сельского хозяйства, появление частного предпринимательства и его рентабельность.

5.7. Обобщающий семинар « Население района и его занятость»

6.1. Общая экологическая характеристика региона.

6.2. Сравнение состояния природы Боханского района и соседних Осинского, Черемховского, Иркутского, факторы антропогенного влияния.

6.3 Влияние человека на лес; традиции взаимосвязей в местных условиях.

6.4.Правила поведения в лесу(предупреждение вытаптывания, загрязнения , пожарищ).

6.5.Луга, их использование человеком для хозяйственной деятельности.

6.6.Влияние антропогенного фактора на видовой состав фауны и флоры луга.

луга».

6.7.Связь человека с водоёмом. Хозяйственное использование.  

6.8. Сообщества водных организмов,

многообразие видов,      

пищевые связи.

6.9.Ценность земли и почвы, антропогенное опустынивание  почв.

6..10.Экологическое состояние природы на территории МО  «Новая Ида»

6.11-12.Экологическое состояние школы и пришкольной  территории Ново-Идинской СОШ.

Беседа  «Влияние деятельности человека на экологическую ситуацию Боханского района, перспективы развития природопользования»

 Всего 68часов

«Составление примерной физико-географической характеристики исследуемой территории»1час

Экскурсия «Карьер по добычи строительного гравия» 2 часа

«Анализ чистоты воздуха при помощи лишайников» 1час

«Описание водоёма и физико-химический анализ воды» 2 часа

«Определение кислотности и плодородия почв по растениям – индикаторам. (Типы почв по акад. В.Н.Сукачёву)»2часа

«Описание видового состава, ярусов, характера древостоя.

Определение естественного возобновления хвойно-мелколиственного леса.»  2 часа

«Определение обилия и жизненности степной растительности, видовой состав животных луга»

 2 часа

« Составление родословных коренных жителей сел МО «Новая Ида» 3 часа

« Изучение динамики развития сельхозпредприятия «Труженик» 2 часа

«Влияние кострищ на природное сообщество» 1 час

«Влияние антропогенного фактора на состояние и хозяйственную ценность луга» 1 час

«Определение загрязнённости водоёма по видовому составу водорослей» 3 часа

4 часа

4 часа

2 часа

3 часа

3 часа

                                       

                                     Литература   для учащихся

           

  1. Бояркин В.М. География Иркутской области: учебное пособие для средних школ.-3 изд. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство 1985.
  2. Вилек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. М.
  3. Галазий Г.Н. Байкал в вопросах и ответах. Иркутск: Вос.-Сиб. Кн. Изд.-во, 1984г.
  4. Грудинин Г.Н. и др. География Усть-Ордынского Бурятского автономного округа: Учебное пособие-Иркутск-Усть-Орда: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та. 1997.
  5. Игольницина Л.М. Сборник экологических заданий, деловых игр, лабораторный и полевой практикумы (по химии, биологии, географии, физике): Учеб. Пособие.-Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та 1997.

             Литература для учителя :

  1. Атлас Иркутской области. М., Иркутск, 1962г
  2. Бояркин В.М. География Иркутской области: учебное пособие для средних школ.-3 изд. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство 1985г.
  3. Воскресенский С.С. Геоморфология Сибири. М., 1962г
  4. Галазий Г.Н. Байкал в вопросах и ответах. Иркутск: Вос.-Сиб. Кн. Изд.-во, 1984г.
  5. Григорьева А.А., ИлоцкийВ.П., Воробьёв В.В…Иркутская область (экон-геогр. характеристика).-Иркутск 1962г.
  6. Грудинин Г.Н. и др. География Усть-Ордынского Бурятского автономного округа: Учебное пособие-Иркутск-Усть-Орда: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та. 1997.
  7. Иванов И.Н. Использование и охрана пресных вод СССР-Иркутск: Изд-во Иркут.гос.ун-та 1985г.
  8. Игольницина Л.М. Сборник экологических заданий, деловых игр, лабораторный и полевой практикумы (по химии, биологии, географии, физике): Учеб. Пособие.-Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та 1997.
  9. Михайлов Н.И. Природа Сибири.- М, 1976
  10. Эколого-географическая характеристика зооценозов Прибайкалья. Иркутск. Изд-во Иркут. гос. пед.ун-та. 1995г
  11. Административно-территориальный справочник «Боханский район» п. Бохан 2006г
  12. Инвестиционный паспорт муниципального образования «Боханский район»

     п.  Бохан 2006г

11.Инвестиционный паспорт муниципального образования «Новая Ида»с.Н.Ида 2006г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса "Поселок, в котором я живу"

Программа направлена на изучение поселка в различных аспектах: биологических, эстетических, инженерно-технических, гигиенических....

Программа социализации воспитанников "Мир, в котором я живу"

Данная программа направлена на регуляцию социального поведения несовершеннолетних  из неблагополучных и социально-незащищенных семей....

Презентация работы по программе «Дом, в котором я живу»

Презентация работы по программе  «Русская изба»...

Статья «Учусь у времени, в котором я живу, творю с детьми , которые рядом».

В данный статье содержатся размышления о проектной деятельности как технологии , позволяющей активизировать работу учащихся как в учебной, так и внеклассной деятельности....

Программа "Мир, в котором я живу"

Воспитание духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией воспитанников специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир, в котором я живу».

Данная программа  способствует привитию интереса учащихся к изучению культурно-исторического прошлого родной страны и родного поселения,  расширит знания учащихся по изучению культуры и быта...

Программа "Мир, в котором я живу"

Программа составлена для реализации  проекта Государственной программы, приоритетным направлением  которого является гражданское и патриотическое воспитание: «Патриотическое воспитание...