Программа "Мир, в котором я живу"
проект по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Тогузова Светлана Николаевна

Программа составлена для реализации  проекта Государственной программы, приоритетным направлением  которого является гражданское и патриотическое воспитание: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493. Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре природе своей страны, формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mir_v_kotorom_ya_zhivu.docx90.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Республиканский детский эколого – биологический центр

Программа

детской экспедиционной деятельности

 ГБУДО «Республиканский детский эколого-биологический центр» в рамках государственной программы

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»

Мир, в котором я живу

             Рецензенты программы «Мир, в котором я живу»:

        

        Автор  программы:  Тогузова  С.Н.

Владикавказ, 2017

В настоящее время общество осознает, что основными факторами устойчивого развития являются гарантии экологической безопасности, принимаемые мировым сообществом. Поэтому вполне закономерно, что в начале XXI века у ученых не вызывает сомнения необходимость развертывания широкомасштабного экологического образования. Экологическое образование играет значительную роль в становлении экогуманистического  (коэволюционного) мировоззрения, в котором отношения человека с природой направлены на  сосуществование в гармонии, сотворчестве,  личной ответственности за мир, сохранение разнообразия природы, культуры.

В проекте Государственной программы, приоритетным направлением является гражданское и патриотическое воспитание: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493. Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре природе своей страны, формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.

Сухомлинский считал, что любовь к Отечеству становится силой духа только тогда когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.

Таким образом, целью  программы  является:  создание условий для патриотического воспитания детей и молодежи на основе изучения флоры, фауны и этногеографической составляющей природы родного края, глубокого осознания красоты и одухотворенности природных объектов своей малой родины, со многими из которых связаны верования и традиции осетин и которые оказывают существенное влияние на формирование национального менталитета.

Воспитание у детей чувства гордости и ответственности за богатейшее природное разнообразие нашей страны, уважения к культуре, традициям и истории   народов России, повышения интереса граждан к естественно-географическим наукам, реализации возможностей социального партнерства

Выработка и развитие у ребят современной, экологически ориентированной системы ценностей, ответственного и компетентного подхода к изучению окружающей природы.

Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой. Все мы дети Великой России, но если смотреть шире, то все мы люди – дети природы, а земля – наша мать. Когда же говорят о природе, то очень уместно употребить мудрое изречение индейцев, которые ощущали свое единство с природой: «Мы не получили землю в наследство от предков, мы одолжили ее у наших детей». Сколько смысла в этих простых словах! Загрязняя и уничтожая природу, мы уничтожаем самих себя, наследие наших предков и будущее наших потомков, мы уничтожаем свою Родину и ведем свой народ к погибели.

Для  достижения цели требуется решение следующих задач:

  • Создать образовательное пространство, в котором атмосфера, набор учебно-исследовательских и культурно-массовых мероприятий способствовали бы осознанию обучающимися высокой нравственной ценности своей причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;
  • Создать условия, стимулирующие формирование и проявление активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и за будущее России;
  • Использовать возможности сетевого межотраслевого взаимовыгодного взаимодействия образовательных и других организаций, частно-государственного и общественно-государственного партнерства в решении задач патриотического воспитания, повышения интереса к естественно-географическим наукам;
  • Организовать программно-методическое обеспечение реализации проекта «Мир, в котором я живу», формирующее чувство любви к родному краю, как к своей малой Родине, на основе изучения природных объектов с естественнонаучной точки зрения с погружением в этногеографический колорит местности их расположения:
  • Дать более глубокое представление о природных сообществах родного края, явлениях и процессах, происходящих в биосфере.
  •  Создать условия для понимания учащимися проблемы сохранения биологического разнообразия родного края.
  •  Способствовать развитию биолого – экологического мышления, показывая зависимость многих современных процессов в биосфере от взаимодействия общества и природы на конкретной территории.
  • Способствовать созданию представления о взаимосвязанности и взаимозависимости природных процессов, о целостности природной системы Земли и о необходимости ответственного отношения человека к разработке проектов, связанных с нарушением природной среды
  • Обучить детей универсальным принципам исследовательского подхода, методам анализа  данных, ознакомить с методами исследований.
  • Сформировать представление об особо охраняемых природных объектах своего края и всего мира в целом.
  • Научить детей чувствовать красоту природы.
  • Укрепить здоровье, закалиться, привить навыки личной гигиены;

- приобщиться к самостоятельности;

  • Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушения, лесовосстановление, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты. Воспитывать патриотизм путём изучения и защиты родного края.

Программа является актуальной так, как современные реалии показывают значительную степень утраты преемственности в восприятии и сохранении исторически сложившихся духовно-нравственных ценностей, в разумном отношении к природным ресурсам, в понимании и достойной оценке ее красоты и благотворного влияния на душевное и духовное состояние человека.

Ведущие принципы:

- личностно-ориентированный подход;

- приобщение к общечеловеческим ценностям;

- понимание ценности каждого природного организма;

- организация  патриотического и экологического воспитания в условиях естественной среды на природе.

Реализация Программы осуществляется в формате учебно-исследовательской научной экспедиционной деятельности участников Проекта в рамках сетевого взаимодействия ГБУДО РДЭБЦ и Северо-Осетинского государственного природного заповедника.

Экспедиционная деятельность для ГБУДО «Республиканский детский эколого-биологический центр» не является основной и не размещается в государственном задании, соответственно, не финансируется из государственного бюджета.

Программа проекта «Мир, в котором я живу» состоит из двух частей:

1. Малый экспедиционный полигон «Экологическая тропа»;

2. Тематические экспедиции.

Малый экспедиционный полигон «Экологическая тропа» - основное предназначение данной части программы – теоретическая и практическая подготовка будущих участников тематических экспедиций на базе Северо-Осетинского государственного природного заповедника. Результатом освоения этой части программы являются определенные компетенции и навыки, минимально необходимые для безопасного нахождения на лоне дикой природы и методически правильного выполнения мероприятий исследовательского характера, соответствующих будущей тематической экспедиции. Умение при необходимости оказывать помощь различного характера товарищам.

Программа экспедиционной деятельности РДЭБЦ включает в себя четыре модуля (в соответствии с сезонами года).

Каждый модуль включает следующие направления: Ботаника, Зоология, Энтомология, Орнитология, География, Воды Осетии.

        Каждое направление представлено одной или несколькими учебно-исследовательскими программами, реализуемыми в форме проектной деятельности, частью которой является полевая экспедиция. Продолжительность учебно-исследовательской программы – 3 месяца.

         Два месяца – подготовительный период (теоретическая подготовка по сути изучаемого вопроса, определение цели проекта, задач для ее достижения, приобретение  методически правильных навыков и умений, необходимых для решения задач проекта и достижения его целей, овладение основами личной безопасности и экологически грамотного поведения  при нахождении в естественной природной обстановке).

        Один месяц – выезд на лоно природы (в соответствии с целью проекта). Проведение мероприятий учебно-исследовательского характера, сбор материала, проведение анализов, систематизация полученной информации, отражение ее в таблицах графиках и др. образом. Оформление проекта в форме доклада и презентации, защита на конференции.

        Полевые исследования в рамках реализации одного проекта – однодневные, максимальное количество выездов – три.

Каждая тематическая экспедиция имеет методическое обеспечение в виде программы учебно-исследовательской деятельности, рецензированной консультантами, которые являются научными работниками Северо-Осетинского государственного природного заповедника.

Реализация учебно-исследовательских программ тематических экспедиций происходит непосредственно на территории заповедника малыми группами детей (до 15 человек), сопровождаемыми двумя педагогами и консультантом от заповедника либо двумя педагогами и прошедшим повышение квалификации на базе заповедника по профилю тематической экспедиции третьим педагогом. В силу относительно недалекой транспортной доступности заповедника возможно использование двух вариантов реализации тематической экспедиции: каждодневный подвоз детей к заповеднику и доставка их домой в конце дня, либо организация палаточного лагеря на несколько дней.

Выбор варианта зависит от возраста детей, погодных условий, согласия родителей.

Тематическая экспедиция оснащается оборудованием, необходимым для решения поставленных перед выходом учебно-исследовательских научных задач. Собираемый материал идентифицируется при помощи научных консультантов, фиксируется на фотографиях, информация анализируется и систематизируется для дальнейшего использования или хранения.

Неплохие результаты даёт обучение вопросам экологии на занятиях и внеклассных мероприятиях. Ещё больший эффект получается от экскурсий, походов, экспедиций и лагерей экологической направленности.

Одной из эффективных форм работы по изучению биологии является вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность. Ведь часто в школах уроки природоведения, биологии, экологии ограничиваются стенами классной комнаты. Дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображённых на картинках, но не ведают их жизнь в естественной среде. А в ходе научно-исследовательской деятельности происходит непосредственное общение учащихся с природой, приобретаются навыки учебно-исследовательской деятельности, необходимые для правильной организации наблюдений и постановки эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических и биологических вопросов.

В процессе реализации программы предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические занятия, наблюдение, исследование, приёмы проектной деятельности, сбор и анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, ее обобщение и представление.

Участники проекта

Программа проекта «Мир, в котором я живу» ориентирована на учащихся  5-10 классов. Продолжительность полевой экспедиции  - 2-5 дней. Количество детей – до 15 человек.

Время и место проведения экспедиции

Экспедиция будет проходить в зависимости от погодных условий.

Место экспедиций:  РСО Алания, территория Госзаповедника

Группа учащихся 15 человек на 1 руководителя. Внутри нее тематические группы по 2-3 человека. Распределяются обязанности среди участников экспедиции (командир группы, завхоз, санитар, культ.организатор, фотограф, художник, ответственный за ведение группового дневника, ответственный за сбор образцов для коллекций, костровой  и др.). Составляется список дежурных на каждый день. Группа движется по намеченному маршруту, делает остановки, во время которых закладывает исследовательские площади, проводит исследования по выбранным методикам, собирает коллекции минералов, гербарии, фототеки, экспонаты для школьного музея, фольклор. Все данные, полученные в ходе исследований, заносятся в дневники. Время одного дня экспедиции на стоянках и при изучении площадей распределяется следующим образом: полевые геоэкологические исследования ведутся 4 часа в день (2 часа до обеда, обычно с 11ч.-13ч.; 2 часа после обеда с 15ч.-17ч.), 1 час на подведение и оформление результатов исследовательского дня (после ужина 19ч.-20ч.).

Условия жизни в походе

Быт и условия проживания в походе очень простые. Живут дети в палатках. На пол стелются ватные маты. Имеются спальные мешки. Пища готовится на костре в котелках. Дети готовят сами пищу под руководством вожатых. Еда простая, калорийная, полезная. В ходе работы предусматривается практическое обучение учащихся к навыкам ориентирования, оказания первой помощи, обустройства базы и зон отдыха, установки палаток, разжигания костров разного вида.

Распорядок дня

700 – 800 – Подъём, утренняя зарядка, туалет

800 – 900 – Завтрак

900 – 1300 – Экскурсии, практические занятия, познавательные игры

1300 – 1400 – Обед, отдых

1400 – 1600 – Экскурсии, походы, викторины, спортивные игры

1600 – Полдник

1800 – 1900 – Ужин

1900 – 2200 – Отдых, спортивные игры, викторины, песни у костра

2200 – Отбой

Кадровое и методическое обеспечение

В экспедиции задействованы 2 педагога. 1 – руководитель экспедиции, 1 – воспитатель

Распределение обязанностей:

Начальник экспедиции – спортивная деятельность, природоохранная. Проведение инструктажей по Т. Б. и оформление журнала по Т. Б.

Съёмка на фотокамеру. Культурная программа (песни у костра под гитару)..

Воспитатель – организация экскурсий и походов, знакомство с представителями флоры и фауны, краеведческим материалом. Природоохранная деятельность. Съёмка на фотокамеру

Имеются инструктажи по Т. Б. в походе, осторожному обращению с опасными и ядовитыми животными, клещами. Краеведческий материал биологии и истории родного края.

К работе экспедиций привлекаются в качестве консультантов научные работники заповедника

Содержание деятельности и ожидаемые результаты.

а) Подготовительный этап

- Создание программы экологического похода;

- Разработка маршрута;

- Обеспечение необходимым оборудованием, инвентарём и материалом;

- Получение участниками экспедиции необходимых знаний и навыков;

- Работа с родителями (получение разрешения на экспедицию).

- Приобретение продуктов питания;

- Проведение с учащимися инструктажей по технике безопасности

- Нахождение дежурного транспорта для экстренной эвакуации.

Основные направления деятельности и ожидаемые результаты

Познавательная

Экскурсии, походы.

Рассказы о представителях флоры и фауны. Беседы о правилах поведения в природе. Знакомство с краеведческим материалом нашей местности.

 Практические занятия с компасом и картами. Интеллектуально-познавательные игры и викторины.

Усвоение теоретических и практических экологических знаний и навыков.

Формирование убеждений беречь и охранять природу. Расширение кругозора

Природоохранная

Очистка берегов водоёмов, родника и опушки леса от мусора.

Улучшение экологического состояния окружающей среды.

Диагностическая

Диагностический тест по экологии.

Получение информации о экологическом сознании детей.

Виды отчётности.

- Создание альбома экологических операций;

- Создание презентации о походе;

- Учебный проект

- Исследовательская работа

Основным результатом реализации Программы «Мир, в котором я живу» станет создание условий для патриотического воспитания детей и юношества на основе учебной естественнонаучной исследовательской деятельности и изучения этногеографической составляющей территории реализации проекта, как части системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации

Малый экспедиционный полигон «Экологическая тропа»;

Малый экспедиционный полигон «Экологическая тропа» - основное предназначение данной части программы – теоретическая и практическая подготовка будущих участников тематических экспедиций на базе Северо-Осетинского государственного природного заповедника. Результатом освоения этой части программы являются определенные компетенции и навыки, минимально необходимые для безопасного нахождения на лоне дикой природы и методически правильного выполнения мероприятий исследовательского характера, соответствующих будущей тематической экспедиции. Умение при необходимости оказывать помощь различного характера товарищам.

Примерный тематический план занятий:

 (подготовительный этап)

  1. Понятие техники безопасности.  Ориентирование. Топография. Работа с картой (зачет).
  2. Оборудование бивака. Разведение костра, типы костров, их назначение и применение.Рукомесло: умение пользоваться с помощью подручных средств.  
  3.  Привалы. Особенности организации ночлегов. Одежда и обувь Питание в походах путешественника.
  4. Медицинские навыки, необходимые в походах. Оказание первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.
  5.  Дикорастущие пищевые и лекарственные растения, их применение.
  6.  Правила и заповеди поведения в природе
  7. Азбука следопыта (следовая деятельность животных (умение вести скрытное наблюдение за животными и птицами).
  8. Основы полевых биологических исследований.
  9. Практика туристской техники.        

Тематические экспедиции.

Программа экспедиционной деятельности РДЭБЦ включает в себя четыре модуля (в соответствии с сезонами года).

Каждый модуль включает следующие направления: Ботаника, Зоология, Энтомология, Орнитология, География, Воды Осетии.

        Каждое направление представлено одной или несколькими учебно-исследовательскими программами, реализуемыми в форме проектной деятельности, частью которой является полевая экспедиция. Продолжительность учебно-исследовательской программы – 3 месяца.

Тематическая экспедиция имеет методическое обеспечение в виде программы учебно-исследовательской деятельности, рецензированной консультантами, которые являются научными работниками Северо-Осетинского государственного природного заповедника.

Реализация учебно-исследовательских программ тематических экспедиций происходит непосредственно на территории заповедника

Тематика проектов – в прямой зависимости от сезона года, который будет основным корректирующим фактором, определяющим содержание подготовительной части (2 месяца) и полевой (1 месяц).

 Каждая программа реализации учебно-исследовательского проекта носит автономный, цельный, завершенный характер. При полной реализации мероприятий данной программы обучение будет считаться завершенным а цель – достигнутой.

Примерная тематика проектов

Ботаника:

1.Аттрактивный ландшафт ущелий Осетии

2.Широколиственный лес. Буково – грабовый лес.

3.Старовозрастные деревья и их состояние в окрестностях г. Владикавказ.

4.Определение древесных растений зимой

5.Экологические группы ранневесенних цветущих растений

6.Реликтовые места – роща Хетага

Зоология

1.Разнообразие моллюсков на территории заповедника  

2.Определение мест зимовки земноводных

3.Видовой состав беспозвоночных в водоемах

4.Перепись муравейников, определение видового разнообразия

5.Определение следов пребывания животных.

6.Этология ласточек

Энтомология

1.Вредители хвойных деревьев

2.Дневные бабочки

3. Насекомые опылители

4.Хищные насекомые

Орнитология

1.Домовой воробей

2.Птицы, зимующие на свалках: Птицы - утилизаторы

3.Птицы г. Алагира

4.Привлечение птиц скученного образа жизни

5.Колонии черных стрижей г. Алагира

6.Кольцевание птиц

География

1.Водопады. Осетии-водные жемчужины Осетии

2.Экологическое состояние водопадов

3.Экологические тропы Цея

4.Аттрактивный ландшафт ущелья Осетии.

Воды Осетии

1. Малые реки Осетии

2.Искусственные водоемы Осетии

3.Магистральные реки Осетии- Терек

4. Магистральные реки Осетии- Ардон

Примерный тематический план проектов

Ботаника

Зоология

Энто-мология

Орнито-логия

Геог-рафия

Воды Осетии

Осень

1.Аттрактивный ландшафт ущелья Осетии

2.Широколиств-енный лес. Буково – грабовый лес.

1.Разнооб-зие моллюсков на территории заповедника  

2.

1. Хищные насекомые

1.Домовой воробей

1.Водопа-ды. Осетии-водные жемчужины Осетии

1. Малые реки Осетии

Зима

1.Старовозрастные деревья и их состояние в окрестностях Владикавказа.

2.Определение древесных растений зимой

1.Определ-ние мест зимовки земноводных

2.Видовой состав беспозв-ных в водоемах

1.Вреди-тели хвойных деревьев

1.Птицы зимующие на свалках-

Птицы - утилизаторы

1.Эколо-гическое состояние водопадов

1.Искусст-венные водоемы Осетии

Весна

1.Аттрактивный ландшафт ущелья Осетии.

2.Эколог-кие группы ранневесенних цветущих растений

1.Перепись муравей-ков, определение видового разнообразия

1.Дневные бабочки

1.Птицы г. Алагир

2.Привле-чение птиц скученного образа жизни

1.Эколо-гические тропы Цея

1.Магист-ральные реки Осетии -Терек

Лето

1.Аттрактивный ландшафт ущелья Осетии. 2.Реликтовые места – роща Хетага

1.Определение следов пребывания животных.

2.Этология ласточек

1.Насеком-ые опылители

1.Колонии черных стрижей

2.Кольце-

вание птиц

1.Аттрак-тивный ландшафт ущелья Осетии.

1.Магист-ральные реки Осетии- Ардон

Методическое обеспечение:

Методика проведения исследования по темам:

Ботаника:

1.Аттрактивный ландшафт ущелья (если ущелье одно, то нужно назвать какого именно, если их несколько - аналогично) Осетии

Введение

Глава 1. Аттрактивность как фундаментальная характеристика природных и культурных комплексов и ее роль при проектировании рекреационных объектов и систем

1.1. Понятие и значение аттрактивности

1.2. Элементы аттрактивности ландшафтов

Глава 2. Аттрактивность ландшафтов

2.1. Общая характеристика ландшафтов

2.2. Аттрактивность ландшафтов Осетии (на примере Цейского ландшафта)

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы настоящей работы определяется многими факторами, прежде всего, тем, что местоположению объектов рекреации специалисты придают исключительно важное значение, особенно если речь идет о размещении элитных рекреационных комплексов.

В последнее время проблема оценки территорий для рекреационного использования активно исследуется архитекторами, географами, психологами, специалистами в области туризма и туристического бизнеса. Существует несколько подходов к оценке, общим для них является то, что все они обращены на детальное изучение тех или иных факторов (ресурсов и условий) рекреационной деятельности. Как правило, оценке подвергаются рельеф, климат, водоемы и водотоки, растительность (древесная растительность обособленно), транспортная доступность, наличие рекреационной инфраструктуры (зданий, комплексов, инженерных систем). При анализе природных условий России для стационарного отдыха оценке подвергаются: климат, лесная растительность, водоемы, рельеф, условия познавательного отдыха. К факторам, подвергаемым оценке при определении рекреационных свойств территории, некоторые исследователи дополнительно относят традиции рекреационного использования территории, образ жизни населения, а для районов со снежной зимой и для горных территорий также высоту снежного покрова (в момент максимального снегонакопления), высоту над уровнем моря, степень лавинной опасности.

Специалисты в области рекреационной географии стремятся так или иначе охарактеризовать такую сторону ландшафтов, как их привлекательность (аттрактивность).

Объектом исследования являются ландшафты Осетии

Предмет исследования - аттрактивность ландшафтов

Цель исследования - оценка аттрактивности ландшафтов

Достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения следующих основных задач:

-- раскрыть теоретические аспекты аттрактивности;

-- показать, из каких элементов складывается аттрактивность;

-- проанализировать основные положения методики оценки аттрактивности;

-- применить методику оценки аттрактивности на практике (на примере одного из природно-территориальных комплексов (ландшафтов)

Методологическую основу исследования составляют положения рекреационной географии:

Климат умеренно-континентальный.

Средняя температура :

Годовое количество осадков :

Испаряемость 600--700 мм.

Сумма активных температур:

Высота снежного покрова:

Коэффициент увлажнения :

Таким образом:

Их применение позволит автору исследовать тему во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.

Почвы:

Растительный покров:

Животный мир:

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основании предложения призваны обеспечить повышение научного уровня оценки аттрактивности ландшафтов. Определение аттрактивно привлекательных отдельно расположенных природных объектов и целых ландшафтов, определение и фиксация их места расположения и границ.

Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.

2.Широколиственный лес. Буково – грабовый лес.

Лес- богатство природы, значение которого трудно переоценить. Помимо огромного и разнообразного экономического значения, лес выступает как важный географический фактор, оказывающий большое влияние на другие типы ландшафтов и на биосферу в целом. Особое значение для человека имеет природоохранная, почвозащитная и климаторегулирующая роль лесов. В настоящее время леса покрывают около 1/3 суши Земли, общая площадь их составляет немногим более 40 млн. км 2. Из всех лесов планеты 70% занимают хвойные, 30% - лиственные породы.

Северная Осетия расположена на северном макросклоне Главного Кавказского хребта. Более трети земель республики относятся к средне -горно- высокогорной зоне ( выше 1000 м над у.м.).

Климатические условия республики отличаются большим разнообразием.

Буковые и буково-грабовые леса Северной Осетии – леса особого значения.

Произрастая на склонах гор, они выполняют важнейшие водоохранные,

почвозащитные, климаторегулирующие, курортологические и другие важные

функции. Разнообразие растительности в лесах Северной Осетии – потенциальная кладовая экологически чистой продукции [1, 2, 6-17]. Материал  и метод.

Цель исследования – Фитоценоз  горных  буково – грабовый лесов

Северной Осетии.

Объект исследования –  растительность буково-грабовых лесов.

Полевые работы по учету растительности  можно осуществлять в соответствии с методикой, разработанной кафедрой лесоводства Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета имени  С.М.Кирова (Патент РФ No 2084129).

Травянистые растения, кустарнички и кустарники учитываются на круговых

площадках. На каждой учетной площадке радиусом 1,785 м(10 м2) в соответствии  с указанной методикой проводится описание всех видов

растений. При этом закладывают от 30 до 100 учетных площадок в

зависимости от размеров обследуемого лесного участка.

Для живого напочвенного покрова устанавливают следующие показатели:

15 – видовой состав, - обилие(проективное покрытие) по видам, - встречаемость повидам, - надземный запас фитомассы(для ресурсных видов).

Для подроста и подлеска устанавливают численность по видам, величину

встречаемости, жизненное состояние и распределение по группам высот. Количество деревьев по породам устанавливают  методом сплошного перечета на пробных площадях от 0,25  до 0,70  га каждая. В переводе на 1га

общее количество деревьев составляет: от …. до….

В первом ярусе: от …. до….

Во втором:

Всего обследовано ( …) участков,

Расположенных  правый берег реки Ардон в среднем течении (600-850 м наду.м.)

При описании на пробных площадях древесно-кустарникового яруса лесных фитоценозов за основу берут самый распространенный метод геоботанических описаний лесных фитоценозов (Миркин и др., 2001), адаптированный к условиям района исследований. В частности, для описания древесного яруса на всем протяжении участка закладываются пробные площади, на которых определяют основные характеристики сообществ: число ярусов, состав и густота древостоев (учитывались деревья с диаметром ствола на высоте груди более 6 см), средняя высота и средний диаметр стволов, санитарное состояние деревьев. Полученные результаты натурной съемки сопоставляются с данными лесной таксации. Кроме этого оценивается проективное покрытие стволов деревьев мхами. Обилие видов подроста и подлеска оценивалось по шкале Друде.

При описании травяного покрова используются стандартные методы, применяемые при геоботанических исследованиях. На каждой пробной площади определяются перечень видов сосудистых растений, которые находятся в состоянии вегетации или цветут на момент проведения работ и могут идентифицированы до вида или рода. Кроме этого, регистрируются следующие параметры: общее проективное покрытие травянистых сосудистых растений; обилие травянистых сосудистых растений (по Друде); проективное покрытие напочвенных мхов.

Растения определяются по ряду определителей (Гроссгейм, 1949; Станков, Талиев, 1957; Косенко, 1970; Зернов, 2006).

Выявление видового состава мохообразных на пробных площадках проводилось с использованием следующего метода: в пределах каждой пробной площади проводился отбор образцов мохообразных со всех типов местообитаний; отмечалось проективное покрытие мохового яруса.Сбор и обработка коллекционного материала осуществлялись по общепринятым методикам (Игнатов, Игнатова, 2003 и др.). Идентификация образцов проводилась в камеральных условиях с применением микроскопов «МБС-10» и «БИОЛАМ». Использовались следующие определители: Савич-Любицкая, Смирнова, 1970; Мельничук, 1970; Игнатов, Игнатова, 2003, 2004. Названия видов даны по М.С.Игнатову с соавторами (Ignatov, Afonina, Ignatovaetal., 2006).

3.Старовозрастные деревья и их состояние в окрестностях г. Владикавказа.

 Во всех уголках нашей планеты встречаются примечательные представители древесной флоры, приковывающие внимание к факту своего существования со стороны человека. Чаще всего, такого внимания заслуживают отличающиеся от своих собратьев изрядными размерами или же необычной формой деревья, возраст которых достигает несколько сотен лет. С древнейших времен люди восхищались такими деревьями и почитали их.

Выделяют несколько видов достопримечательных деревьев. Под достопримечательным деревом мы понимаем представителя древесной флоры, выделяющимся особым отношением к нему со стороны человека. Все достопримечательные деревья можно разделить на три тесно взаимосвязанных группы: вековые деревья, священные деревья и мемориальные деревья.

       Вековым деревом, исходя из самого названия, является дерево, возраст которого старше 100 лет. Но чаще всего под этим названием подразумевают дерево возрастом в несколько сотен лет, имеющее значительные размеры и тем самым более сильно влияющее на воображение человека. Для каждой отдельной породы дерева подходит свой возраст, когда можно говорить о дереве как о «вековом» и думать о его охране.

Вековые деревья имеют большую научную ценность, так как являются уникальными объектами для изучения долговечности древесных пород, смены структуры древесины от возраста, для получения элитных семян. Вековые деревья являются одним из главных элементов привлекательности ландшафта. Кроме того, они обладают огромным эстетическим и духовным потенциалом, они имеют ни с чем несравнимую художественную ценность, привлекая к себе художников, поэтов, писателей. А чаще всего мы забываем самую главную ценность вековых деревьев: они ценны сами по себе; ценны уже только тем, что они просто существуют.

         В мире существует много деревьев, которые почитаются у людей благодаря связи этих деревьев с каким-то важным историческим событием либо с известным и уважаемым в данной местности человеком. Такие деревья называют мемориальными. Мемориальные деревья являются носителем и свидетелем исторической памяти народа. За счет своей историко-культурной ценности такие деревья часто являются наиболее почитаемыми объектами природы среди населения. Мемориальные деревья тоже можно отнести к разряду культовых (священных), но не в религиозном понимании, а в духовном, историческом. Большинство таких деревьев не охраняются государством, хотя имеют почитание в народе.

       Так же первоочередной задачей для краеведов, историков, географов является полная инвентаризация всех старых деревьев в своем регионе. Понятие «старое дерево» относительно и индивидуально для каждого рода дерева, но все, же минимальным возрастным рубежом для инвентаризации можно посоветовать 300 летний возраст. Само собой разумеется, что на учет должны быть взяты все священные и мемориальные деревья.

 Актуальность нашей работы заключается в том, что старовозрастные деревья, свидетели жизни  и исторически важных событий, разрушаются и гибнут. Нужны срочные меры, направленные на спасение этих деревьев.

Цель работы:
Привлечение  внимания общественности  к старовозрастным деревьям для присвоения им  статуса мемориального дерева

Объект исследования:  Старовозрастные деревья   

 Предмет исследования: биологическое состояние старовозрастных деревьев, уровень антропогенного воздействия на их жизнеспособность, определение мероприятий по их оздоровлению и сохранению.

 

    В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами сформулировны следующие    задачи:

1. Дать экологическую оценку состояния  старовозрастным деревьям

2. Составить паспорт  каждому дереву.

3. Разработать и распространить буклеты.

4. Подобрать рекомендации для оздоровительных работ

 

  Практическая значимость исследования заключается в том, что подобранные методики и  разработанные  мероприятия позволят провести учёт и сохранить старовозрастные деревья города и района.

Методы, используемые для экологической оценки  состояния  деревьев.

  Существуют различные методы экологической оценки состояния деревьев:

1.визуальные,

2.химические

3.биометрические

4.дендрохронологические

    Опишем методы, доступные для нашего исследования.

1.Визуальный метод

 Шкала визуальной оценки состояния растений по внешним признакам

Фактор

Вариация фактора состояния

Баллы

Состояние ствола

Здоровый и крепкий

5

Имеются  повреждения коры

3

Наличие гнилей и дупел

1

Величина прироста

Более 15 см

5

5-15

3

Менее 5

1

Структура кроны

Нормальная, здоровая

5

Один крупный или несколько мелких сучьев усохли

3

Два и более крупных сучьев усохли

1

Вредители и болезни

Отсутствуют

5

Имеется один вид

3

Имеется 2 и более видов

1

Степень развития кроны

Полная, равномерно развитая(сбалансированная)

5

Полная, но нарушенная

3

Нарушенная и недоразвитая

1

Определение класса состояния дерева

Суммарное количество баллов

Класс состояния

25- 22

отличное

21- 18

хорошее

17-14

удовлетворительное

13- 10

Плохое

9-5

Очень плохое

2. Методика эстетической оценки

Эстетическая оценка проводится при наружных обследованиях по трехбалльной системе [Алексеев, 1996;]:

Класс

Оценка внешности дерева

1

дерево имеет высокие декоративные качества; проведения санитарных мероприятий не требуется;

2

 дерево средней декоративности, требуются небольшие работы по лечению ран, обрезке сухих ветвей и сучьев с последующей заделкой и декорированием мест повреждения;

3

дерево имеет низкие декоративные качества, с засохшими или поломанными стволами и отводится в рубку (класс жизненной устойчивости обычно V ).

3. Методика санитарно – гигиенической оценки или жизненной устойчивости

деревьев ( по Б.Г. Нестерову)

Класс

Характеристика состояние дерева

1

Дерево совершенно здоровые, с признаками хорошего развития

2

Дерево с несколько замедленным приростом по высоте, с

единственными сухими сучьями в кроне. С незначительными

ранами.

3

Дерево явно ослаблено, с нарушенной кроной, укороченными

побегами, бледная окраска хвои, наличие дупел, слабым приростом

по высоте, со значительным количеством сухих сучьев или

суховершинность.

4

Дерево усыхающее с наличием сильно распространившимся

стволовой гнили, плодовых тел на стволе, больших дупел и

сухими вершинами.

5

Дерево, усохшее или со слабыми признаками жизнеспособности,

полностью пораженные стволовой гнили и стволовыми

вредителями

4. Дефолиация (густота кроны)

 оценивается по четырем основным классам, где каждому классу соответствует определенный процент потери хвои (или степень разреженности кроны).[5]

0

дефолиация не более 10 % (густота кроны 90-100% от нормы)

1

незначительная дефолиация – 10-25 % (густота 75-90%)

2

средняя степень дефолиации – 25-60% (густота 40-75%)

3

сильная дефолиация - > 60%  (густота кроны <40%)

2. Биометрические методы

1. Измерение высоты дерева

    Высота дерева  определяется как вертикальное расстояние между наиболее высокой точкой кроны и поверхностью земли. Она отличается от длины дерева, которая  представляет собой длину ствола от поверхности земли до вершины дерева.  Измерения следует по возможности проводить с точностью до 0,1 м, хотя этот уровень точности не может быть достигнут для крупных деревьев.

      Рекомендуется отмечать место (например, расстояние от дерева и азимут) с которого проводится измерение, чтобы проводить все последующие измерения с той же позиции. Эти же точки измерения можно выметить в натуре на земле. Хотя считается, что условия обозреваемости могут меняться через 10-20- лет (рост подроста, развитие крон…), эта процедура является одним из способов ограничения ошибок измерения.

      Измерение проводят вдвоём. Один человек становится рядом с деревом, а другой, с хорошим глазомером, отойдя на некоторое расстояние, чтобы охватить взглядом, всё дерево от комля до вершины, «откладывает» на глаз, сколько человек данного роста «укладывается» по всей длине ствола. При этом рациональнее каждый раз откладывать расстояние, вдвое больше, чем предыдущее, т.е. мысленно отложить сначала высоту двух «человечков», затем прибавить к ним ещё двух, затем – ещё четырёх, затем ещё восьми и т.д. (т.е. по схеме 1 – 2 – 4 – 8 – 16). С точки зрения человеческого глазомера это проще и точнее. Зная рост «человечка» можно подсчитать высоту дерева.

3. Дендрохронологический метод.

 Методика  определения возраста дерева.

     Точный возраст многовековых деревьев определить очень трудно. Поэтому для таких деревьев принято говорить о размерах окружности и диаметра их ствола. Зависимость окружности ствола от возраста так же очень относительна и зависит от тех природных условий, в которых произрастает дерево.

Возраст векового дерева определяется по простой формуле:

 L = k·c,

 где L – возраст дерева,

к – коэффициент,

с – длина окружности ствола дерева (обхват) на высоте 1,3 метра от поверхности земли. Для дуба  коэффициент равен от 0,8 (для влажных мест с плодородной почвой) до 1,2 на сухом месте. Старше 500 лет дуб почти не даёт годового прироста и возраст его трудно подсчитать.

4.Определение древесных растений зимой

Определение и изучение древесных растений по побегам с почками

1. Уяснить важнейшие морфологические признаки видов по побегам в безлистном состоянии. Под руководством преподавателя определить следующие виды: бархат амурский, калина обыкновенная, бузина красная, жимолость обыкновенная, конский каштан обыкновенный, клён остролистный, клён ясенелистный, ясень обыкновенный, ясень ланцетный, бересклет европейский, свидина белая, дуб черешчатый, крушина ольховидная, жестер слабительный.

2. Самостоятельно в присутствии педагога определить следующие виды: берёза повислая, берёза пушистая, ольха серая, граб обыкновенный, лещина обыкновенная, липа мелколистная, липа крупнолистная, вяз гладкий, ива козья, ива ломкая, осина, тополь белый, тополь чёрный, тополь бальзамический, белая акация, карагана древовидная, лох узколистный, орех маньчжурский, смородина чёрная, рябина обыкновенная, роза собачья.

В кратком описании каждого вида отразить наиболее характерные признаки побегов с почками.

Цель работы Установить важнейшие отличительные признаки каждого вида, обратив внимание на его особые приметы. Запомнить эти признаки, чтобы по ним свободно находить и узнавать виды в натуре, а впервые встречающиеся уметь определять с помощью определителя.

Материалы и оборудование. Гербарные образцы всех изучаемых видов в необходимом количестве, лупы, определители , плакаты (рисунки), тетрадь, карандаши.

Ход работы. Для успешной работы с определителями необходимо уяснить морфологические признаки побегов с почками. Приведём эти признаки.

Стебель с расположенными на нём листьями и почками или одними почками называется побегом. Части стебля между ними – междоузлия. Междоузлия могут быть длинными, и тогда побеги называются удлинёнными; если же междоузлия короткие, побеги называются укороченными (рис. 3 прил.). Угол между стеблем и листом в месте его отхождения называется листовой пазухой. После опадения листа у основания почки ясно виден след прикрепления листа – это листовой рубец. Листовые рубцы различаются по величине, по форме (узкие и широкие). Очень крупные листовые рубцы наблюдаются у ореха грецкого и маньчжурского, бузины, ясеня, конского каштана обыкновенного. Иногда листовые рубцы оставляют не только листья, но и прилистники. Листовые рубцы часто располагаются на некотором утолщении побега – листовой подушке. На листовом рубце почти всегда видны точечные образования, иногда они скрыты или слабо заметны – это следы прохождения сосудистых пучков через плоскость листового рубца. Они бывают расположены обособленно друг от друга, а у некоторых пород (бук, ясень, орех) сливаются, образуя группу или линию в виде подковы, полумесяца или окружности.

У некоторых видов на побегах имеются колючки, другие же вооружены шипами. Колючка – это сильно редуцированный или видоизменённый побег, иногда лист или прилистник. Колючка всегда имеет связь с древесиной побега. Шип представляет собой колючее образование, не связанное с древесиной. Это гипертрофированный волосок, легко сдирающийся вместе с кожицей.

Формы побегов. В поперечном срезе они имеют различные очертания: округлые, ребристые, многогранные, плоские.

На побегах почти у всех пород имеются чечевички, т.е. бородавчатые или иные образования, которые служат для снабжения тканей древесины воздухом. Форма и величина чечевичек бывают самые различные. Они являются типичным видовым признаком.

При определении побегов важное значение имеют форма и строение сердцевины. У многих древесных пород она округлая, заполненная рыхлой паренхимой различной окраски: у ольхи и берёзы треугольная; дуба и тополя пятиугольная (в виде звёздочки); у видов ореха сердцевина имеет перегородки, хорошо видимые на продольном разрезе. У жимолости паренхимная ткань исчезает и сердцевина становится трубчатой.

Всякий побег развивается из почки. Следовательно, почка является зачатком побега, его зимующей стадией. Различают почки верхушечные и боковые, или пазушные (рис. 3 прил.). Верхушечная почка – это верхушка стебля, прикрытая зачатками листьев, налегающими друг на друга. Самый кончик стебля называется конусом нарастания стебля. В основании конуса нарастания образуются маленькие боковые первичные бугорки. Из них возникают новые, так называемые, примордиальные почки. В пазухах первичных бугорков верхушечной почки намечаются вторичные бугорки, превращающиеся в боковые или пазушные почки, из которых развиваются боковые ветви. Строение верхушечной и пазушной почек одинаковое. Если у семенных растений почки развиваются на побегах в пазухах листьев, они называются боковыми, или пазушными. Иногда боковые почки сидят в пазухах листьев по две-три. Если они расположены одна над другой, их называют сериальными; если рядом – коллатеральными. При групповом размещении почек наиболее развитая называется основной, а остальные – добавочными. Иногда на стволах, побегах, ветвях развиваются почки вне листовых пазух – это почки придаточные или адвентивные. Местом их заложения является камбий.

Почки бывают свободные, или наружные (они явно видны на вегетативных побегах) и скрытые, или внутренние (когда они лежат под остатками листьев, листовой подушкой, листовым рубцом) – белая акация, чубушник; у бархата амурского – полускрытые почки. Почки, сидящие на концах побегов, называются конечными или ложноконечными, когда на вершине побега сидят по две почки, а между ними заметно окончание побега в виде отростка разной длины.

По способу прикрепления к побегу, почки делятся на сидячие и черешчатые (ольха). Сидячие прикрепляются к побегу, сидят на побеге, касаясь его основаниями чешуек, черешчатые имеют ножку или черешок. У многих растений почки имеют покровные чешуйки. Некоторым видам свойственны обнаженные почки, не имеющие наружных чешуек. Они представляют компактную группу зачаточных листьев. Почки, не имеющие опушения, называются голыми. По наличию вегетативных и генеративных частей растения почки делятся на листовые, цветочные и смешанные. Листовые – производят листья и облиственные побеги, они мельче цветочных. Из цветочных почек образуются цветки или соцветия, из смешанных – облиственные побеги вместе с цветками.

Различают следующие типы расположения почек на побегах: очередное, супротивное, косо-супротивное или мутовчатое. По циклу спирали различают очередное расположение почек – двурядное и спиральное. При двурядном расположении почки лежат в однородной плоскости и цикл почкорасположения равен 1/2, т.е. каждая третья почка находится над первой, исходной. Спиральное расположение имеет место в том случае, когда цикл почкорасположения не равен половине, когда над исходной почкой находится четвертая или следующая по счету почка.

Выше приведенную информацию можно отнести к подготовительному этапу, овладению навыками и определенными знаниями. Они нужны для решения задач какого-либо проекта и достижения обозначенной в нем цели, например: изучение количественного соотношения представителей различных видов древесных растений в данной конкретной местности и т.п.

5.Экологические группы ранневесенних цветущих растений Северо-Осетинского государственного природного заповедника.

Введение.

Весна, особенно апрель и первая половина мая, очень подходящее время для экологических исследований растений. В этот период, переходный от зимы к лету, можно увидеть самые разнообразные природные явления, к тому же в средней полосе России, где мы живем, все процессы идут настолько быстро, что многие из них можно проследить в развитии, а иногда даже  и от начала до конца.
Весной чрезвычайно полно выявляется экологическое разнообразие сообществ, а некоторые группы организмов только в весеннее время и можно наблюдать,  например эфемероиды. Да и условия для исследования благоприятны – в это время, как правило, стоит сухая и теплая погода.

Ученые выделяют несколько групп цветущих весной растений:
     1) Ранневесенние растения, развивающиеся и отцветающие ранней весной, вскоре за таянием снега или даже одновременно, за долго до распускания листьев у древесно-кустарниковых пород и большинства травянистых растений, календарно – апрель и первая половина мая (хохлатка, гусиный лук, ветреница, фиалки).
    2) Весенние растения, дающие цветы вслед за первой группой или в момент их отцветания, календарно – во второй половине мая (кислица, вороний глаз, петров крест).
   3) Поздневесенние растения, расцветающие уже в начале и второй декаде июня (ясменник душистый, майник двулистный, шиповник, жимолость и др.) (Биология в школе №2, 1998 год // Первоцветы: научно-исследовательский проект для школьников, стр. 67)
В данной работе представлены результаты по изучению первой группы растений.

Цель работы: изучение ранневесенних цветущих растений и их экологических групп.

Задачи:

  • выявить виды ранневесенних растений окрестностей;
  • определить частоту их встречаемости;
  • составить гербарий;
  • дать биологическую характеристику видов;
  • установить экологические группы ранневесенних цветущих растений;
  • определить виды нуждающиеся в охране;
  • сформулировать рекомендации по рациональному использованию и охране ранневесенних растений.

Исследование проводилось в окрестностях :

Методика выполнения работы.

         Исследование территории по обнаружению ранневесенних цветущих растений выполнялось маршрутным методом. Маршруты охватывают всю территорию окрестности заповедника  и все основные места обитания: лесные опушки, поляны, луга, канавы вдоль дорог, пустыри.  Исследования проводятся в  весенний период.

В процессе работы на маршруте ведется  учет частоты встречаемости  данных растений, учет ведется глазомерно, все виды растений разделяются на три группы: встречаются часто и обильно, встречаются умеренно-часто и встречаются редко.
Также, по ходу маршрута отмечаются  места обитания растений и их потребность в определенных факторах среды, для последующего определения экологических групп.
Производится сбор гербарных материалов.  Травянистые растения собираются без подземных органов (кроме тех, где это было необходимо для определения вида, например хохлатка).
Составляется план обследования территории, на нем отмечаются места произрастания видов.  Каждому виду дается краткая характеристика, делают фотографии. Результаты представляют в виде гербариев и таблиц.

 

6.Реликтовые места – роща Хетага

Пожалуй, ни один из примечательных природных объектов нашей республики не привлекал столько внимания, как священная роща Хетӕга. Роща Хетӕга, уникальный памятник природы

В осетинской мифологии Хетаджыдзуар - аграрное божество, посылающее урожай хлебных злаков, а также покровитель путников и воинов. После известных событий, описанных в легендах, лес этот носит имя Хетага и считается святилищем, которое почиталось как мужское божество, чье имя никогда не произносили женщины» (Калоев, 1982, с. 590).Этот исторически известный лесной островок называют рощей, потому, что он красуется среди обработанных полей равнины, а леса покрывают тянущиеся южнее горы.

Роща Хетага, иногда именуемая «Куст Хетага» имеет интересную историю и привлекательна сложенными вокруг нее поверьями и легендами. Паломники отправлялись к ней, чтобы заручиться покровительством Хетага. У людей при входе в рощу в поведении проявлялось почитание, а отчасти и страх, что способствовала и способствует сохранению видового разнообразия. Со слов старших из рощи нельзя вынести даже листочек, не то, что букеты каких - либо растений.

Целью данной работы стало определение видового состава растений рощи Хетага; определить экологические изменения за последние годы.

Задачи:

1.Изучить литературу о роще Хетӕга.

2. Провести ботаническое описание рощи:

-определить видовой состав деревьев;

- определить видовой состав кустарников;

- определить видовой состав травянистых растений:

3. Составить аннотированный список растительности рощи Хетага.

4. Сравнить видовой состав флоры с описанием прошлых лет и зафиксировать изменения.

        Актуальность данной темы заключается в том, что  ботаническое описание рощи Хетага проводилось редко, последнее ботаническое описание проводилось ботаником  СОГЗ К.П. Поповым в 1998 г.  За последнее время территория рощи Хетага незначительно, но расширилась, следовательно, возможно и изменение видового состава. Ввиду «святости» рощи оттуда  нельзя выносить ни  одной травинки, что создает определенные трудности в описании растений.

Методика работы:  Во время обследования составляются списки встречающихся растений, которые нам хорошо знакомы. Не знакомые растения ввиду особо охраняемого участка вместо гербаризации  определяются по определителю и фотографируются. Растительность группируются по жизненным формам и кратко характеризуются. В литературных источниках собираются  народные предания, характеризующие их  свойства влияния на человека.

Воды Осетии

1. Малые реки Осетии

2.Искусственные водоемы Осетии

3.Магистральные реки Осетии- Терек

4. Магистральные реки Осетии- Ардон

Объектом исследования: является состояние  экосистемы р. Ардон

Предметом исследования: является качественный и количественный состав реки  в связи с воздействием на него антропогенной нагрузки.

Из настоящей цели вытекают следующие задачи:

  1. Ознакомиться с литературой, относящейся к данному вопросу.
  2. Выявить состав и особенности распространения макрозообентоса и зоопланктона на участке реки Ардон в пределах города Алагира Республики Северная Осетия-Алания.
  3. Определить уровень загрязнения и его влияние на фаунистический состав.
  4. На основе полученных результатов сделать вывод об  состоянии водного бассейна реки Ардон, возле г. Алагир и предложить мероприятия по снижению загрязнения воды в реке, сделать выводы.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые были собраны сведения о пресноводной энтомофауне бассейна реки Ардон, в пределах Северо- Осетинского госзаповедника .Изучены: встречаемость, выявлены доминантные и субдоминантные виды. Проведен   анализ распределения найденных видов в водоемах.

Теоретическая и практическая значимость. Изучение фауны различных животных расширяет представления о многообразии и распространении отдельных видов. Эти данные позволяют проводить мониторинг санитарного  состояния   воды в реке. Материалы работы могут быть применены в учебном процессе.использоваться для мониторинга и написания других исследовательских работ юннатов.

При выполнении работы применялись следующие методы. Метод биоиндикации. Изучение теоретических источников и методик было необходимо для описания объектов исследования, проведения анализов воды и грунта. Беседа с жителями являлась основным методом для выяснения значения обследуемых источников воды для местного населения. Картографический метод; использовались записи наблюдений за видом местности, карты из разных источников. Метод натурнойфотосъѐмки применялся для фотографирования объектов исследований. Классификация,  систематизация  и  обобщение применялись при  формулировке выводов и результатов  исследования.  Информационно-коммуникационные  технологии требовались для организации полученных данных и оформления работы.

Глава 1.  Природные условия бассейна реки Ардон

Ардон-главная водная артерия Алагирского района Северной Осетии, левый приток Терека. Длина реки — 102 км, площадь бассейна — 2 700 км². В приложение 2 представлена географическая карта с бассейном реки Ардон. Она  берет начало с северных склонов Главного Кавказского хребта на участке между перевалами Рокским и Мамисонским; впадает в Терек в районе г.Ардон. Река по-осетински называется "дон", отчего все реки Осетии имеют следующие названия: Ардон, Гизельдон, Садон, Нардон, ,Льядон, Фиагдон, Пацадон, Ксандон, Урсдон и др. В основе перевода лежат осетинские арра – «бешеный» и дон – «река», «вода». Ардон-«Бешенная река».Ардон , беря своё начало в Зарамагской котловине от слияния рек Нардон, Мамисондон, Цмиакомдон и Адайкомдон, устремляется на север по узкому Касарскому ущелью в Садоно-Унальскую межгорную котловину. Он принимает ряд притоков (Уилсадон, Касайкомдон, Цейдон, Баддон, Архондон, Уналдон, Цахцадкомдон) и через Ныхасскую теснину в Скалистом хребте покидает горы. Самый большой свой приток, реку Фиагдон, Ардон принимает уже на равнине. В районе свыше ста рек и крупных ручьёв, которые образуют довольно густую гидрографическую сеть.

1.1. Физико-геграфический обзор района исследования

Алагирский район располагается в предгорной и горной части Республики Северная Осетия - Алания. Территория района вытянута в меридиональном направлении до 70 км, в широтном – до 40 км. Площадь района 2 014 км2, что составляет ¼ от общей площади территории Республики. Количество населённых пунктов на территории района - 79. На территории района расположен Северо - Осетинский государственный заповедник .

Глава II  Основные методы и принципы гидробиологического анализа .
2.1 . Определение прозрачности воды (прозрачность).

Анализ по внешним признака – физическим характеристикам.

Суммарное количество взвешенных частиц в воде влияет на еѐ прозрачность.

Оборудование: черпак, стеклянный мерный цилиндр объѐмом 250 мл, брусочки высотой 4-5 см, газетный текст.

Ход работы:

1. Сначала установили стеклянный цилиндр диаметром 2,5 см, высотой 35 см на бруски, высотой 5 см, над печатным текстом.

2. Тонкой струйкой вливали в цилиндр речную воду до тех пор, пока текст, на который мы смотрели сверху вниз через воду, не стал непригодным для чтения.

3. Отметили на какой высоте мерного цилиндра исчезла видимость шрифта. Измерили линейкой высоту водяного столба (высоту читабельности печатного текста).

4. Высоту водяного столба в сантиметрах, сквозь который текст можно прочитать, мы считали значением прозрачности воды. Оценили прозрачность воды по одной из трѐх характеристик: прозрачная, малопрозрачная, непрозрачная.

Получили следующие результаты:

1 проба – высота столба читабельности речной воды: 30 см – значение прозрачности воды. Вывод – вода прозрачная.

2 проба – высота столба читабельности речной воды: 28 см – значение прозрачности воды. Вывод – вода прозрачная

3 проба – высота столба читабельности речной воды: 24,5 см – значение прозрачности воды. Вывод – вода прозрачная

Из проделанных анализов видно, что степень прозрачности с 1 по 3 пробы ухудшается.

Но при этом состояние воды всѐ же не удовлетворительное по показателю прозрачности, так как средняя прозрачность 30 см, что соответствует  норме 30-35 см.

2.2. Определение водородного показателя (рН) (кислотность).

Анализ рН рекомендуется проводить сразу после отбора пробы, так как в результате течения биохимических и химических реакций рН может меняться. Для определения рН нужна индикационная бумага – универсальный бумажный индикатор.

Ход работы:

1. Сначала наливали в стакан исследуемую речную воду.

2. Затем брали бумажку универсального индикатора и опускали в стакан с водой.

3. По прилагаемой к индикатору цветной шкале определили рН воды– он равен 6-7, в среднем – 6,5

4. По схеме определили характер реакции: рН от 0 до 3 – реакция сильнокислая; от 3 до 6 – слабокислая; при рН равной 7 среда считается нейтральной; при рН от 8 до 10 – слабощелочной и от 10 до 14 – сильнощелочной.рН воды водоѐмов рыбоводных хозяйств находится в пределах 6,5 – 8,5

Вывод: состояние воды р. Ардон удовлетворительно по кислотному уровню рН, который равен 5-7, в среднем 6,5, что соответствует требованиям к показателям речной воды .

2.3.Сапробность

Понятие «качество воды» подразумевает комплексную оценку, которая включает гидрохимические и гидробиологические характеристики. В настоящее время продолжает использоваться традиционный подход к оценке качества воды, основанный на определении только ряда химических показателей (см. таблицу-приложение 3). Это не позволяет оценить изменения в водной экосистеме, оценить степень ее нарушенности, выяснить механизм нарушения и дать прогноз дальнейшего изменения в экосистеме. Такие задачи можно решить, используя методы биоиндикации. Часть видов вполне может служить индикаторами загрязнения воды органическимии биогенными веществами.

Важнейшей комплексной характеристикой состояния водоема является уровень его сапробности. Сапробность — характеристика водоема, показывающая уровень его загрязненности органическими веществами и продуктами их распада. По нарастанию количества органических веществ различают водоемы

-олигосапробные (практически незагрязненные),

-бета-мезосапробные (слабо или умеренно агрязненные),

-альфа-мезосапробные (загрязненные) и

-полисапробные — сильно загрязненные органикой

БПК — биохимическое потребление кислорода. Показатель степени загрязнения воды органикой. Это количество кислорода, необходимое микроорганизмам для окисления содержащихся в воде органических веществ (чем больше в воде органики, тем больше кислорода требуется на ее окисление).

Определение биологической потребности в кислороде за 5 суток (БПК5)

используется с целью оценки содержания биологически окисляемых органических веществ, условий обитания гидробионтов и в качестве показателя загрязненности воды .По данным результатов анализа ФГУ Центрводресурса в биотопах №1 и №2 ПДК соответствует норме, Но в биотопе №3 ПДК превышена в 8 раз.

2.4. Методы биоиндикации и биотестирования

Любой водоем, как экосистема, включает биологическую составляющую, т.е. обитающие в ней сообщества живых организмов, среди которых существенную роль играют беспозвоночные (M.F. Маге, 1942; З.Н. Чиркова, Ф.Д. Мордухай-Болтовской, 1971; N.C. Hulings, J.S. Gray, 1971; З.Н. Чиркова, Е.С. Величко, 1974; Бентос., 1980; AM. Шереметевский, 1987; В.В. Гурвич, 1989; В.В. Гальцова, 1991; Е.А. Курашов, 1994; и др.).
Беспозвоночные зообентоса давно используются для оценки токсичности природных и сточных вод в качестве организмов-индикаторов зон сапробности (R.Kolkwitz, М. ЯМ.
   

Зообентос – это совокупность животных, обитающих на дне и в придонных слоях воды, служит хорошим индикатором загрязнения донных отложений и придонного слоя воды. Он служит иногда единственным биоиндикатором загрязнения .

Методы биоиндикации и биотестирования имеют ряд преимуществ по сравнению с методом физико-химического анализа проб окружающей среды. Они повышают достоверность оценки экологического состояния поверхностных вод, поскольку биоценозы формируются в определенных условиях, в определенных биотопах в течение длительного времени, они достаточно надежно отражают эти условия и позволяют судить об антропогенном воздействии на экосистемы, о динамике процессов самоочищения.

О состоянии водных сообществ можно судить по таким показателям как индекс видового разнообразия, количество доминирующих видов.

Методы биоиндикации базируются на изучении структуры гидробиоценозов и их отдельных компонентов, определяется таксономический состав, в том числе видов-индикаторов, плотность, численность и биомасса сообществ, доминирующих групп и массовых видов гидробионтов

Глава III  Оценка состояния разных биотопов реки Ардон.

3.1 Описание биотопов

Материалом для работы послужили гидробиологические сборы, произведённые в 2013г и наблюдения проводимые в 2010-2012гг. Исследования проводились в августе-октябре 2013 года Река, за обитателями которой мы проводим наблюдения, является типичной горной рекой . Большая скорость реки и глубина не позволила качественно обловить биотоп в разных частях. Основное количество видов было выловлено на небольшом удалении от берега. В работе использовались методики сбора гидробионтов, разработанные рядом исследователей для горных рек (Тарноградский, 1931; Жадин, 1956; Лепнева, 1964; Бродский, 1976; Корноухова, 1976). Зообентос собирался вручную, так как скорость течения горных потоков не позволяет применять методику, разработанную для равнинных, с учетом площади субстрата. Со дна поднимался каменистый материал, который, во избежание смыва бентоса, еще под водой помещался в сачок, и уже на берегу с камней собирались присутствующие экемпляры. Собранный материал  этикетировался и затем фотографировался. На реке было выбрано три станции на расстоянии примерно 2-3 км друг от друга.

1. Плотность (массовость, обилие, густота заселения).

Определяется плотность средним количеством, которое приходится на единицу измерения (учета). При определении плотности обязательно принимают во внимание и те пробы, в которых не оказалось ни одной особи данного вида.

где, У – плотность, к – сумма всех особей вида во всех пробах,

п – количество взятых проб (3)

Расчет плотности

  • У подёнок=10
  • У бокоплавов=2
  • У ручейников=1
  • Упиявок=0,1

2. Доминирование (преобладание, относительное обилие).

Определяется отношением (в процентах) числа особей данного вида к общему числу особей всех видов.

где, Д – доминирование, к – сумма особей данного вида,(32,7,3,1)

К – сумма всех особей всех видов во всех пробах.(49)

Отряды

Доминирование

Поденки

64

Ручейники

6

Бокоплавы

14

Пиявки

2

Расчет доминирования

  • У подёнок=64
  • У бокоплавов=14
  • У ручейников=6
  • Упиявок=2

3. Для оценки степени загрязненности нами использовался биотический индекс

разработанный Майером.

Индекс Майера.Индекс Майера — наиболее простая методика биоиндикации, при которой не нужно определять беспозвоночных с точностью до вида. В ней используется принцип приуроченности различных групп водных беспозвоночных к водоемам с определенным уровнем загрязненности. Организмы — индикаторы отнесены к одному из трех разделов: 1 — обитатели чистой воды, 2 — организмы средней чувствительности, 3 — обитатели загрязненных водоемов (табл. 1)  

Нужно отметить, какие из приведенных в таблице индикаторных групп обнаружены в пробах. Количество обнаруженных групп из первого раздела таблицы умножил на 3, количество групп из второго раздела — на 2, из третьего — на 1. Получившиеся цифры сложила. Значение суммы характеризует степень загрязненности водоема.
X*3 + Y*2 + Z*1 = S
Если сумма более 22 — водоем имеет 1 класс качества, значения суммы от 17 до 21 говорят о 2 классе качества. От 11 до 16 баллов — 3 класс качества. Все значения меньше 11 характеризуют водоем как грязный (4-7 класс качества).
Простота и универсальность метода Майера дают возможность быстро оценить состояние исследуемого водоема, однако точность метода невысока.

3.Расчет биотического индекса

  1. Биотоп №1:  1 х3+1х2=5
  2. Биотоп №2:  1х3+1х2+1х1=6
  3. Биотоп №3,  1(п)х1 =1

3.2.Оценка результатов исследования

Как видно из нижеприведенного списка видов беспозвоночных животных, встреченных нами в водах реки   представлены двумя типами: членистоногие и круглые черви. Наиболее богатым в видовом отношении является класс насекомых.

  Сравнение индексов плотности доминирования сообществ и биотического индексамакробеспозвоночных животных исследуемых участков  реки показал степень загрязненности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час по теме: Город в котором мы живем

Об архитекторе Свиязеве,название улиц города...

Классный час.Мир, в котором мы живем, делаем лучше

Задачи:Образовательная: Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих. Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём. Развивающая: Развивать речь, обо...

МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ«МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ»6 классыУчителя биологии: Мурашова И.В., Курскова О.В.Расчетное время проведения – 1 академический часЦели и задачи: - развитие интереса к природ...

Урок " Мир, в котором мы живем". 7кл.

Данный урок можно провести в конце учебного года...

Авторская программа элективного курса "Поселок, в котором я живу"

Программа направлена на изучение поселка в различных аспектах: биологических, эстетических, инженерно-технических, гигиенических....

Программа социализации воспитанников "Мир, в котором я живу"

Данная программа направлена на регуляцию социального поведения несовершеннолетних  из неблагополучных и социально-незащищенных семей....

Мир,в котором я живу!

Опыты, анкетирование, графики...