Рабочая программа кружка "Мой край"
рабочая программа по краеведению (7 класс) на тему

Щербинина Татьяна Викторовна

Пояснительная записка к программе, тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka_moy_kray.doc813.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение –

основная общеобразовательная школа с. Львовка

«Согласовано»

Руководитель МО

_______________

Протокол №1 от

«Утверждаю»

Директор МКОУ- ООШ с. Львовка

________________ С.В. Кровякова

Приказ №        от

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Щербининой Татьяны Викторовны, 1 категория

Кружка « Мой край»

Рассмотрено на заседании педагогического совета школы

протокол №1 от «  27    »  августа 2014г

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

      Программа факультатива «Мой родной край» составлена для работы с учащимися среднего звена  и направлена на социокультурную адаптацию  школьников, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.   Данная программа применяется для дополнительного образования обучающихся. Материалы программы могут быть использованы на уроках литературы, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях.  Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.   

         Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Саратовской области, Аркадакского района.

          Задачи программы:

образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Саратовской области , культурными учреждениями района, историей возникновения и развития Малой Родины;

развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;

 развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь;

 воспитывать у детей культуру труда и этику общения;

 воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

        Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание

       благоприятных условий для их развития;

  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе,  накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни края, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой родной край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.

         Занятия кружка проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 34 часа.

Учебно – тематическое планирование

№ урока

Название раздела и темы урока

Контроль (к/р,п/р, с/р, тесты, л/р)

Задания для самостоятельной работы учащихся

Средства ИКТ

Дата проведения

Корректировка

1.

Введение.

2-3.

Мой край на карте Родины”.

Составление кратких сообщений, сбор материалов. Творческая работа «Загадочный мир названий»

4-5.

Я и моя семья

Творческий  конкурс  - «Старая фотография рассказала…

6-7

Моя улица

Проект « Моя улица»

8-11

Наша школа

Проектная деятельность (по выбору учащихся)

12-13

Моя малая Родина

Конкурс творческих литературных работ

14-21

Наш край богат талантами

Сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своей малой родины.

22-30

Наш край в годы Великой Отечественной войны

Творческая работа «Расскажи о своем герое».

31.

Конкурс чтецов «Мой край родной»

32.

Викторина «Мой край родной»

33-34.

Проект «Край, в котором я живу».

Проекты учащихся

Содержание программы:

Тема 1:    Введение  (1ч)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края.

Тема 2: “Мой край на карте Родины”.(2 ч)

  1.Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.    

   2.  Творческая работа «Загадочный мир названий»

Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.

Тема 3: “Я и моя семья ”.(2 ч)

Тема 4: “Моя улица”.(2 ч)

Проект « Моя улица»        

Тема 6: “Наша школа”. (4 ч)

 Традиции школы, историей своей школы.

-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.

Тема 7: “Моя малая Родина”.(2 ч)

1. Знакомство с историческими архитектурными объектами Аркадакского района, памятники.

Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ.

Тема 8: “Наш край богат талантами”.(8ч)

Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры малой родины.

Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков

Тема 9:“Наш край в годы Великой Отечественной войны”. (9 ч)

2015 год – год 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Учащиеся школы готовятся к этой памятной дате.

1.  События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.

2.  Творческая работа «Расскажи о своем герое».

3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

 Тема 10. Подведение итогов

   Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны:

- овладеть учащимся знаниями о населенном пункте, в котором проживают;

- формировать  активную жизненную позицию;

- изучать историю и культуру отечества и родного края;

  - развивать умение совершенствоваться в коллективе.

                  Учащиеся должны уметь:

Воспроизводить и анализировать собранный ими материал;

Выступать перед публикой.

Ожидаемые результаты кружка

Знать о достопримечательностях, святынях родного края,  символах  района и края; осмысливать значение понятия «малая родина»; воспитание  у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны; умение рассказывать о важнейших событиях в истории России и родного края; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников малой родины.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Материалы Аркадакского краеведческого музея;
  2. Материалы СМИ «Сельская новь»;
  3. Материалы интернет ресурсов.
  4. Материалы сельской и школьной библиотек.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по экологии "Изучаем родной край" 1 класс

В программе “Изучаем родной край” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ...

Рабочая программа курса "Край, в котором я живу"

Рабочая программа курса "Край, в котором я живу"...

Рабочая программа по образовательной программе «Юный турист: изучаю родной край"

Пояснительная запискаОбразовательная программа «Юный турист: изучаю родной край» является составной частью духовно-нравственного образования детей в учреждении дополнительного образования ...

Рабочая программа т.о. Феникс к доп. обр. программе "Край мой Смоленский" 2021-2022 уч.год

Тип программы: общеобразовательная (общеразвивающая)Вид программы: адаптированнаяНаправленность программы: туристско – краеведческаяДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ...

Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ  «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край, родимый край"

Рабочая программа по внеурочной деятельности  "Край, родимый край" напаравлена на изучение истории, природы и культуры Песчанокопского района Ростовской области....