Рабочая программа кружка "Мой край"
рабочая программа по краеведению (7 класс) на тему
Пояснительная записка к программе, тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_moy_kray.doc | 813.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение –
основная общеобразовательная школа с. Львовка
«Согласовано» Руководитель МО _______________ Протокол №1 от | «Утверждаю» Директор МКОУ- ООШ с. Львовка ________________ С.В. Кровякова Приказ № от |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Щербининой Татьяны Викторовны, 1 категория
Кружка « Мой край»
Рассмотрено на заседании педагогического совета школы
протокол №1 от « 27 » августа 2014г
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Программа факультатива «Мой родной край» составлена для работы с учащимися среднего звена и направлена на социокультурную адаптацию школьников, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Данная программа применяется для дополнительного образования обучающихся. Материалы программы могут быть использованы на уроках литературы, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Саратовской области, Аркадакского района.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Саратовской области , культурными учреждениями района, историей возникновения и развития Малой Родины;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;
развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь;
воспитывать у детей культуру труда и этику общения;
воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание
благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни края, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой родной край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.
Занятия кружка проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 34 часа.
Учебно – тематическое планирование
№ урока | Название раздела и темы урока | Контроль (к/р,п/р, с/р, тесты, л/р) | Задания для самостоятельной работы учащихся | Средства ИКТ | Дата проведения | Корректировка |
1. | Введение. | |||||
2-3. | Мой край на карте Родины”. | Составление кратких сообщений, сбор материалов. Творческая работа «Загадочный мир названий» | ||||
4-5. | Я и моя семья | Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала… | ||||
6-7 | Моя улица | Проект « Моя улица» | ||||
8-11 | Наша школа | Проектная деятельность (по выбору учащихся) | ||||
12-13 | Моя малая Родина | Конкурс творческих литературных работ | ||||
14-21 | Наш край богат талантами | Сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своей малой родины. | ||||
22-30 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | Творческая работа «Расскажи о своем герое». | ||||
31. | Конкурс чтецов «Мой край родной» | |||||
32. | Викторина «Мой край родной» | |||||
33-34. | Проект «Край, в котором я живу». | Проекты учащихся |
Содержание программы:
Тема 1: Введение (1ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края.
Тема 2: “Мой край на карте Родины”.(2 ч)
1.Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
2. Творческая работа «Загадочный мир названий»
Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Тема 3: “Я и моя семья ”.(2 ч)
Тема 4: “Моя улица”.(2 ч)
Проект « Моя улица»
Тема 6: “Наша школа”. (4 ч)
Традиции школы, историей своей школы.
-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.
Тема 7: “Моя малая Родина”.(2 ч)
1. Знакомство с историческими архитектурными объектами Аркадакского района, памятники.
Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ.
Тема 8: “Наш край богат талантами”.(8ч)
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры малой родины.
Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков
Тема 9:“Наш край в годы Великой Отечественной войны”. (9 ч)
2015 год – год 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Учащиеся школы готовятся к этой памятной дате.
1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
2. Творческая работа «Расскажи о своем герое».
3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
Тема 10. Подведение итогов
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны:
- овладеть учащимся знаниями о населенном пункте, в котором проживают;
- формировать активную жизненную позицию;
- изучать историю и культуру отечества и родного края;
- развивать умение совершенствоваться в коллективе.
Учащиеся должны уметь:
Воспроизводить и анализировать собранный ими материал;
Выступать перед публикой.
Ожидаемые результаты кружка
Знать о достопримечательностях, святынях родного края, символах района и края; осмысливать значение понятия «малая родина»; воспитание у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны; умение рассказывать о важнейших событиях в истории России и родного края; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников малой родины.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Материалы Аркадакского краеведческого музея;
- Материалы СМИ «Сельская новь»;
- Материалы интернет ресурсов.
- Материалы сельской и школьной библиотек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Край, в котором я живу"
Рабочая программа курса "Край, в котором я живу"...
Рабочая программа по алгебре для 10-11 классов, разработанная в соответствии с ФКГОС-2004 . Авторская программа для общеобразовательных учреждений Краснодарского края: Алгебра и начала анализа. 10 – 11 классы (автор-составитель Е.А. Семенко).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре и началам анализа. Уровень образования (класс): среднее общее образование (10- 11 классы). Количество часов - 204. Учитель...
Рабочая программа по образовательной программе «Юный турист: изучаю родной край"
Пояснительная запискаОбразовательная программа «Юный турист: изучаю родной край» является составной частью духовно-нравственного образования детей в учреждении дополнительного образования ...
Рабочая программа т.о. Феникс к доп. обр. программе "Край мой Смоленский" 2021-2022 уч.год
Тип программы: общеобразовательная (общеразвивающая)Вид программы: адаптированнаяНаправленность программы: туристско – краеведческаяДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край, родимый край"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край, родимый край" напаравлена на изучение истории, природы и культуры Песчанокопского района Ростовской области....
Рабочая программа "Краеведение. Край наш Тульский"
Дополнительная общеразвивающая программа по историческому краеведению Тульского края...
Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".
Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....