Рабочая программа факультатива Оренбургский край в русской литературе
рабочая программа по краеведению (9 класс) на тему

Лучникова Ольга Анатольевна

        Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературного краеведения в 9 классе и со­ставлена на основе Программы регионального компонента литературного образования учащихся V-XI классов общеобразовательных школ «Оренбургский край в русской литературе» А. Г. Прокофьевой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

на 2012-2013 учебный год

по элективному курсу «Литературное краеведение 9 класс»

                                     Составитель:  О. А. Лучникова,

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории,

 МОУ «Землянская основная

общеобразовательная школа»

Пояснительная записка

        Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературного краеведения и составлена на основе Программы регионального компонента литературного образования учащихся V-XI классов общеобразовательных школ «Оренбургский край в русской литературе» А. Г. Прокофьевой

Общая характеристика курса

В процессе обновления гуманитарного образования в России выявилась такая важная проблема образовательной системы, как регионализация образования. Начавшееся создание каждым регионом своей образовательной стратегии требует пристального внимания к литературным, историческим, культурным и этнографическим особенностям края.

В основе предлагаемой программы литературно-краеведческого курса лежит  литературная жизнь Оренбургского края, произведения, написанные о нем.

В построении программы присутствует и тематический принцип, и жанровый, и хронологический, и историко-литературный, но связующим звеном является Оренбургский край, его литература на разных этапах развития культуры края. Сведения о литературе и культуре края предлагаются в плане постепенного накопления знаний и усложнения эстетического осмысления их.

Для создания литературно-краеведческого курса как основы регионального компонента литературного образования необходимы соответствующие условия:

  1. наличие писателей-земляков или писателей, приезжавших в регион, живших в нем, писавших о нем;
  2. художественная значимость и воспитательная ценность произведений, написанных о регионе;
  3. определенный объем материала, достаточный для создания целого курса.

      Оренбургский край соответствует перечисленным условиям и позволяет ввести краеведение как региональный компонент литературного образования.       Цели регионального литературного курса как части литературного образования те же, что и у основного курса, - интеллектуальное и эмоциональное освоение литературы, искусства, культуры, формирование нравственно-эстетических идеалов личности, ее ценностных ориентаций, но при этом расширение и углубление жизненного и художественного опыта учащихся происходит на близком им материале родного края, его культуры.

Задачи, которые должны быть решены при выполнении программы курса:

  1. Чтение и обсуждение отдельных художественных произведений или отрывков из них об Оренбургском крае.
  2. Формирование у учащихся знаний и умений, обеспечивающих освоение культурных ценностей края.
  3. Формирование представлений о литературе как социокультурном явлении. Выработка у учащихся умений и навыков анализа художественных произведений, в том числе и в их вне текстовом контексте.
  4. Развитие у учащихся художественно-творческих способностей, воссоздающего и творческого воображения, образного мышления, эстетического вкуса.
  5. Формирование на местном материале нравственно-ценностных ориентиров.

Содержание регионального компонента литературного образования:

  • лучшие произведения, соответствующие школьным меркам, местных писателей.
  • литературная периодика края (литературные журналы, альманахи).
  • литературоведческий материал о произведениях, литературных салонах, кружках, литературных объединениях края.
  • материал из истории развития культурной жизни края (не только литературы, но и театра, живописи, музыки и т.д.).
  • памятные литературные места края.
  • край в художественной литературе (сюда входят и произведения тех писателей, которые, не являясь уроженцами края, какое-то время жили в крае или бывали в нем, написали произведения о крае).

Проблема отбора художественных произведений для регионального курса - одна из главнейших. Основные критерии сохраняются, главные разделы, характерные для школьных программ, остаются: фольклор, детская литература, классика, современная литература, но в региональном курсе должны быть произведения, представляющие природу края, наиболее известные места его, важные исторические события, знаменитых людей края, жизнь, нравы, обычаи, быт жителей. Если для младших классов необходимы произведения из местного фольклора — волшебные сказки, сказки о животных, предания о местности, исторические песни, пословицы, поговорки, загадки; литературные сказки на местном материале (например, «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова, «Дедушка Буран и бабушка Пурга» Н.Н. Каразина и т.п.), пейзажная лирика (в V-VI классах ученикам ближе стихи местных поэтов), то в IX классе должны быть отдельные уроки с краеведческими «вкраплениями» в монографические и обзорные темы основного литературного курса, уроки «фоновых» знаний (погружение в культуру изучаемой эпохи, литературный быт).

Если в VII-VIII классах школьники проявляют интерес к очерковым книгам (С.Т. Аксакова, M.JI. Михайлова, В.П. Правдухина и др.) об охоте, рыбной ловле, к описаниям странствий, обрядов, обычаев, исторических событий, приключенческой литературе, то начиная с IX класса, подход к отбору материала для регионального курса меняется. Берутся не отдельные произведения или их отрывки, а рассматривается литературная жизнь большого и своеобразного в плане культурных традиций региона - Оренбургского края, расположенного на пересечении Европы и Азии, на стыке разных культур и литератур.

При отборе авторов и их произведений для старших классов иногда возникают сложности, если с краем связан классик, чье произведение и так включено в школьный курс (например, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина), но обычно у классиков есть произведения о крае, не изучаемые в основном курсе, и к этим произведениям можно обратиться в региональном курсе (это может быть «Благодарность Фелице» Г.Р. Державина, «История Пугачева» А.С. Пушкина, рассказы «За что?», «Много ли человеку земли нужно» JI.H. Толстого, очерки «У казаков» В.Г. Короленко и др.).

Региональный курс для старших классов в хронологическом отношении строится таким образом, чтобы соответствовать эпохам, а где возможно, и творчеству отдельных писателей, изучающихся в основном курсе, что дает возможность основному и региональному компонентам литературного краеведения, пересекаясь, представить художественное произведение как явление непрерывно развивающейся культуры России.

Основные задачи регионального курса в 9 классе:

  • дать представление о литературной жизни края, где живут ученики,
  • литературно развивать учащихся на краеведческом материале,
  • учить видеть творчество писателя в контексте создавшей его культуры;
  • помочь в решении эстетических, этнологических, экологических, нравственных проблем, в развитии творческих, исследовательских умений.

Подход к материалу лучше выбрать культурологический: литературу рассматривать как часть пласта культуры региона, неотрывную от истории, науки, других видов искусства.

В курсе выделяются как монографические, так и обзорные темы.

Литературно-краеведческий материал дается двупланово: писатели в Оренбургском крае и Оренбургский край в творчестве писателей.

При ведении курса по региональной программе учитель обязан иметь в виду следующее:

  •  литературную жизнь Оренбуржья надо изучать    как часть литературного процесса в России;
  • давая представление об Оренбургском крае в русской литературе, следует отметить региональные особенности его культуры, специфику культурного пространства;
  • обращаясь к краеведческим сведениям, учитывать интегративный характер их (анализируя литературную жизнь края, нельзя обойтись без данных из истории, географии, этнографии и т.д.).
  • знакомя учащихся с творчеством писателей, учить их видеть, как влияет культурно-исторический контекст эпохи на оценку деятельности художника слова, как может быть произведение трансформировано контекстом иной культуры.

Педагоги-краеведы различают определенные уровни краеведческой познавательной работы учащихся:

  1. Получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя.
  2. Самостоятельное приобретение знаний. В процессе учебного исследования учащиеся делают «открытия для себя», т.е. фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни. Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной печати.
  3. Изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес, когда ученики выступают в роли начинающих ученых-исследователей.

Эти общие педагогические требования к познавательной краеведческой работе учащихся применимы и для занимающихся литературным краеведением. Действительно, учитель нередко сам сообщает краеведческие сведения, если ученикам они недоступны, а ученик может подыскать ответ по указанной литературе, но в литературном краеведении главное не это, а то, что ученик все время в творческом поиске.

В системе действий ученика и учителя, работающих по предложенной программе, должно быть достаточное разнообразие видов творческой краеведческой деятельности учеников:

  • не только чтение произведений писателей-земляков, но и поиск писателей, связанных с краем, и произведений о крае (в архивах, музеях, библиотеках, в литературных экспедициях);
  • выяснение прототипов, истории творческих поисков писателя;
  • самостоятельный анализ произведений о родном крае;
  • сопоставительный анализ произведений о родном крае;
  • самостоятельный анализ произведений искусства о родном крае (музыкальных, театральных, живописи) и т.д.

Критерии литературно-краеведческой деятельности учащихся

  1. Интерес к литературному краеведению и желание им заниматься. Краеведческая направленность читательских интересов.
  2. Актуальная для школьников нравственно-эстетическая, нравственно-экологическая проблематика, связанная с родным краем, и активность оценки прочитанного с этой точки зрения.

В ходе проведения курса следует особое внимание уделить деятельностному началу. Учащимся можно давать задания по сбору произведений фольклора разных жанров (пословиц, поговорок, загадок, частушек и т.д.), предметов старины, прикладного искусства, описанию памятников культуры и др.

В программе учтена специфика Оренбургского края — проживание в нем людей разных национальностей: в обзорных темах названы не только русские, но и украинские, татарские, башкирские, казахские писатели, отмечено пребывание зарубежных авторов. В зависимости от особенностей региона (района) учитель может уделить этим писателям большее внимание или включить авторов, не указанных в программе, но представляющих значительный интерес для данной местности.

Примерная программа для 9 класса

Основатели Оренбурга (И.К. Кириллов, В.Н. Татищев и И.И. Неплюев - «птенцы» Петра I). Появление литературных усадеб Аксаково, Державино. Исторические труды П.И. Рычкова, изучавшиеся А.С. Пушкиным.

Г.Р. Державин в Оренбургском крае. Детские годы, проведенные в Оренбурге, поездки в Державино, пребывание в крае в период Пугачевского восстания. Оренбургские мотивы в поэзии Державина. Ода «Фелица», «Благодарность Фелице». Оренбургская природа в стихах поэта.

И.А. Крылов и Оренбургский край. Детские годы, проведенные Крыловым в Оренбурге. Оренбургские воспоминания баснописца, записанные А.С. Пушкиным о Пугачевском бунте. Басня «Безбожники».

Культурная жизнь Оренбуржья в начале XIX века. Оренбургский губернатор В.А. Перовский. Научные экспедиции, организованные при Перовском. Его деятельность по развитию культуры края. Перовский и А. и К. Брюлловы. Литературно-музыкальные вечера в Оренбурге. Участие в них В.И. Даля, А.А. Алябьева (1833-1834). Песня композитора на сл. А. Дельвига «Соловей», романсы на сл. Пушкина «Я вас любил», «Зимняя дорога», «Если жизнь тебя обманет», «Увы, зачем она блистает» и др. Пианист В.Н. Верстовский в Оренбурге. Деятельность сосланных в Оренбург философа Т. Зана, ставшего дипломатом М.И. Виткевича, будущего ученого Г.С. Карелина (прадеда А. Блока) и др.

П.П. Свиньин. Поездка «дедушки русских журналов», первого издателя «Отечественных записок» по Оренбургскому краю. Очерки Свиньина об Илецкой Защите, об Оренбурге — «Картина Оренбурга и его окрестностей (Из живописного путешествия по России издателя «Отечественных записок» в 1824 году)». Ценность очерков для оренбуржцев. Помощь, оказанная Свиньиным, начинающим оренбургским писателям Кудряшеву и Крюкову.

Творчество П.М. Кудряшева. Основные темы творчества: Пугачевское восстание — «Сокрушитель Пугачева илецкий казак Иван», заселение Оренбургского края - повесть «Искак».

«Восточные» поэмы и стихи Кудряшева - «Абдрахман», «Прощание башкирца с милой» и др., тема пленника - «Киргизский пленник», «Сетование киргиз-кайсацкого пленника». Тематическое и жанровое разнообразие лирики поэта («Русская песня», «К Размахнину», «Любовь», «Башкирская свадебная песня» и др.).

«Записки Колесникова» — книга воспоминаний об оренбургском тайном обществе и П.М. Кудряшеве.

Оренбургский поэт и прозаик А.П. Крюков, автор повести, послужившей одним из источников «Капитанской дочки». Лирика поэта («Пустыня», «Воспоминания о Родине» и др.). Рассказ «Киргизский набег» - о нападении кочевников-киргиз-кайсаков на отряд, прокладывавший дорогу для обозов с солью от Илецкой Защиты к крепости Рассыпной. Тема плена в творчестве писателя: «Киргизцы» (отрывок из повести «Якуб-богатырь» о русском Якове или Якубе, с детства захваченном в плен ордынцами), поэма «Каратай» (о любви казаха Каратая к русской полонянке). Повесть «Рассказ моей бабушки». Главные герои - капитан Шпагин, погибающий во время Пугачевского восстания, его дочь Настя, ее жених поручик Бравин, спасающий невесту, мельничиха, прятавшая Настю и защищавшая ее от притязаний Хлопуши. Повесть Крюкова как один из источников «Капитанской дочки» А.С. Пушкина.

В.И. Даль и Оренбургский край. Деятельность Даля как просветителя, много сделавшего для благоустройства края. Работа Даля над словарем и создание учебников по естествознанию. Литературные занятия Даля — записи сказок, преданий, пословиц, воспоминаний о Пугачевском восстании, создание повестей и рассказов («Бикей и Мауляна», «Майна», «Гофманская капля», «Охота на волков», «Серенькая», «Осколок льду», «Уральский казак», «Обмиранье», «Полунощник» и др.). Тема пленения русских и освобождения их. «Физиологические» очерки Даля, созданные в Оренбургском крае. Сказки и притчи. Восточные мотивы в творчестве писателя. Письма Даля из Оренбурга В.Ф. Одоевскому о Пушкине. Воспоминания В. Даля и воспоминания его дочери о пребывании писателя в Оренбургском крае.

Оренбургская поездка А.С. Пушкина. Пушкин и Даль. Оренбургские материалы в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева», «Оренбургские записи» Пушкина. Пушкин и оренбуржцы. Воспоминания оренбуржцев о посещении Пушкиным Оренбурга и Берд. Пушкин и Е. Тимашева.

Путешествие В.А. Жуковского по Уралу (1837 г.). Дневниковые записи поэта о посещении им Оренбурга и оренбургских станиц. В.А. Жуковский и В.А. Перовский. Их дружба и переписка.

Литературная эпоха начала XIX века в произведениях писателей XX века: Вл. Ходасевич «Державин», В. Порудоминский «Собирал человек слова», Ю. Семенов «Дипломатический агент», И. Смольников «Путешествие Пушкина в Оренбургский край», С. Шипачев «Пушкин в Оренбурге», А. Возняк «Дорога в Берды».

Согласно Учебному плану МОУ «Землянская основная общеобразовательная школа», образовательная программа предусматривает прохождение  элективного курса «Литературное краеведение»  в 9 классе в объеме 1 час в неделю.  C  учетом  этого  составлено  календарно – тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Сроки

Деятельность учащихся

Литература

Интеграция

план

факт

Введение. Основатели Оренбурга

1-2

Оренбургский край в русской литературе. История возникновения и заселения оренбургских земель. Вводные уроки

Сообщения учащихся.

Экскурсия в библиотеку, школьный музей.

Создание презентации.

Христоматия, стр 4-13; «История родного края», стр 22-26

3

Основатели Оренбурга (И.К. Кириллов, В.Н. Татищев и И.И. Неплюев - «птенцы» Петра I).

Сообщения учащихся

«Губернаторы Оренбургского края», сост. Семёнов В.Г.

4-5

Литературные усадьбы Аксаково и Державино

Поиск материалов в Интернете.

Создание докладов и презентаций.

Материалы интернета

к/ф «Аксаково»,  презентация.

Г.Р. Державин в Оренбургском крае

6

Г.Р. Державин в Оренбургском крае. Детские годы, проведенные в Оренбурге, поездки в Державино, пребывание в крае в период Пугачевского восстания.

Сообщения учащихся.

7-8

Оренбургские мотивы в поэзии Державина. Оренбургская природа в стихах Державина

Анализ стихов.

Ода «Фелица», «Благодарность Фелице».

И.А. Крылов и Оренбургский край

9-

10

И.А. Крылов и Оренбургский край. Детские годы, проведенные Крыловым в Оренбурге. Оренбургские воспоминания баснописца, записанные А.С. Пушкиным о Пугачевском бунте. Басни Крылова

Обработка материалов интернета.

Сообщение учащихся.

Публичное выступление учащихся.

Анализ басни.

Иллюстрирование

Культурная жизнь Оренбуржья в начале XIX века

11

Оренбургский губернатор В.А. Перовский. Научные экспедиции, организованные при Перовском.

Изучающее чтение научно-популярной литературы

«Губернаторы Оренбургского края», сост. Семёнов В.Г.

12

Деятельность Перовского по развитию культуры края. Перовский и А. и К. Брюлловы.

Сообщения учащихся

«Губернаторы Оренбургского края», сост. Семёнов В.Г.

Картины художников Брюлловых

13

Литературно-музыкальные вечера в Оренбурге. Участие в них В.И. Даля, А.А. Алябьева (1833-1834)

Песня композитора на сл. А. Дельвига «Соловей», романсы на сл. Пушкина «Я вас любил», «Зимняя дорога», «Если жизнь тебя обманет», «Увы, зачем она блистает»

Путешествие В.А. Жуковского по Уралу

14

Дневниковые записи поэта о посещении им Оренбурга и оренбургских станиц. В.А. Жуковский и В.А. Перовский. Их дружба и переписка.

П.П. Свиньин

15-16

Поездка «дедушки русских журналов», первого издателя «Отечественных записок» по Оренбургскому краю. Помощь, оказанная Свиньиным, начинающим оренбургским писателям Кудряшеву и Крюкову.

Очерки Свиньина. Ценность очерков для оренбуржцев

Сопоставительная характеристика, данная Пушкиным и современниками Свиньина.

Материалы интернета,  А. С. Пушкин «Свиньин приезжает в губернию»

17-18

Сочинение «Особенности описания Оренбурга в очерках Свиньина»

«Картина Оренбурга и его окрестностей (Из живописного путешествия по России издателя «Отечественных записок» в 1824 году)».

Творчество П.М. Кудряшева

19

Основные темы творчества: Пугачевское восстание

Чтение и обсуждение произведения

«Сокрушитель Пугачева илецкий казак Иван»

20

Основные темы творчества: заселение Оренбургского края

Чтение и обсуждение произведения

Повесть «Искак».

21-22

Тематическое и жанровое разнообразие лирики поэта

Сочинение «Восточные темы и образы в творчестве Кудряшева»

«Киргизский пленник», «Сетование киргиз-кайсацкого пленника», «Прощание башкирца с милой», «К Размахнину», «Любовь»

Оренбургский поэт и прозаик А.П. Крюков

23

А.П. Крюков. Лирика поэта

Выполнение заданий рабочей тетради, с. 19-20

«Пустыня», «Воспоминания о Родине»

24-25

Повесть «Рассказ моей бабушки» как один из источников «Капитанской дочки» А.С. Пушкина.

Выполнение заданий рабочей тетради, с. 19-20

26

Поэма «Каратай»

Выполнение заданий рабочей тетради, с. 19-20

В.И. Даль и Оренбургский край

27-28

Деятельность Даля как просветителя, много сделавшего для благоустройства края. Работа Даля над словарем и создание учебников по естествознанию. Литературные занятия Даля

зад. 5, с. 24 рабочей тетради.

Сообщения учащихся

В. Кузнецов «Я посетил места…»; материалы интернета

29-30

Повести и рассказы Даля (по выбору)

Чтение и анализ по заданиям рабочей тетради, с. 25

«Бикей и Мауляна», «Осколок льду», «Уральский казак»

31-32

Оренбургская поездка А.С. Пушкина. Пушкин и Даль. Оренбургские материалы в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева»

Задания рабочей тетради, с. 23-24

33

«Оренбургские записи» Пушкина

Чтение и изучение

Литературно-географическая карта путешествия Пушкина в Оренбургский край

Литературная эпоха начала XIX века в произведениях писателей XX века

34

Обзорная выставка произведениях писателей XX века о Литературной эпохе начала XIX века

Ходасевич «Державин», Порудоминский «Собирал человек слова», Семенов «Дипломатический агент», Смольников «Путешествие Пушкина в Оренбургский край», С. Шипачев «Пушкин в Оренбурге»

        

Программно-методическое обеспечение курса

Для реализации данной программы используется УМК:

  1. Оренбургский край в русской литературе: хрестоматия по литературному краеведению для 9-11 классов/Авт.-составитель Прокофьева А. Г. – Оренбург: Оренбургское литературное агентство, 2003 г.;
  2. Прокофьева А. Г., Прокофьева В. Ю. Рабочая тетрадь по литературному краеведению для учащихся 5 – 11 классов. – Оренбург: Оренбургское литературное агентство, 2003 г.

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

  1. Блюмин Н.М. В дали неизведанной земли. — Челябинск, 1982.
  2. Большаков ЛЛ. Лев Толстой. — Челябинск, 1964.
  3. Большаков ЛЛ. По следам оренбургской зимы. – Челябинск, 1968.
  4. Даль В.И. Оренбургский край в художественных произведениях писателя. – Оренбург, 2001 г
  5. Измайлов Н.М. Очерки творчества Пушкина. — М., 1976.
  6. Машинский С.Г. Аксаков. Жизнь и творчество. — М., 1973.
  7. Г.П. Матвиевская, А.Г. Прокофьева, И.К. Зубова,
  8. В.Ю. Прокофьева Неизвестный Владимир Иванович Даль – Оренбург, 2002 г.
  9. Овчинников Р.В. Над «пугачевскими» страницами Пушкина. – М., 1981.
  10. Прокофьева А.Г. Оренбургский край в произведениях русских писателей (учеб. Пособие по литерат. краеведен.). – В 3 ч. — Оренбург, 1991; 1993; 1995.
  11. Прокофьева А.Г. Пушкин и Оренбургский – Оренбург, 2000.
  12. Писатели Южного Урала. — Челябинск, 1966.
  13. Прянишников Н.Е. Записки словесника. — Оренбург, 1963.
  14. Прянишников Н.Е. Писатели—классики в Оренбургском крае. Челябинск, 1977.
  15. Сейфуллина Лидия. Художественные произведения, воспоминания, статьи. – Оренбург, 1959.
  16. Славянский ЮЛ. Поездка Пушкина в Поволжье и на Урал. —Казань, 1980.
  17. Смольников И. Путешествие Пушкина в Оренбургский край. – М„ 1991.

МОУ «Землянская основная общеобразовательная школа»

Утверждено на заседании педагогического совета

Протокол № ____ от «      »___________2012 года

«Утверждаю» «      »  ________________2012 года

Директор_______________/ Т. С. Богданова

Рассмотрено МО учителей-предметников

Протокол №____ от  «      »____________2012 года

Руководитель МО учителей-предметников _____________/ О. А. Лучникова

«Согласовано»   «      » _______________2012 года

Замдиректора по УВР _______________/ С. В. Некрасова

Общеобразовательная программа

по элективному курсу «Литературное краеведение» 9 класс

на 2012-2013 учебный год

Составитель: Лучникова Ольга Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива "Речевой этикет"по русскому языку для 5 класса

"Речевой этикет" программа факультативного курса для 5 класса составлена на основе программы Львовой С. И....

Программа для 8 класса. Оренбургский край в русской литературе

Программа на 1 час в неделю. Составлена на основе программы А.Г. Прокофьевой...

Рабочая программа элективного курса «Золотой век» русской литературы» для 10 класса

Данный курс призван не только вывести на новый уровень знания учащихся о лучших писателях и поэтах  золотого века, но и сформировать у старшеклассников целостное истрико- литературное представлен...

Рабочая программа факультатива 9-й класс русский язык

Данный факультатив актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ГИА по русскому языку,к успешн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по русской литературе 5-6 кл.

      Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерство выразительного чтения» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного обр...

Рабочая программа по учебному курсу "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по учебному курсу «Русская (родная) литература» представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, ...

Рабочая программа по учебному предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая  программа по учебному предмету  «родная (русская) литература» уровень основного общего образованияПрограмма составлена на основе требований к предметным результатам...