ДООП "Страницы истории"
рабочая программа по краеведению
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Страницы истории» ориентирована на: создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения (сфера возможной будущей профессиональной деятельности «Человек – Природа», «Человек-Человек».); удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии; формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, развитие познавательных, исследовательских навыков, обучающихся по изучению природы, истории, культурного наследия родного поселка и края.
Программа актуальна, т.к. для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей семье, дому, малой родине. Но нельзя достичь результата только призывами, лозунгами, чтением книг или просмотром фильмов. Патриотизм и гражданственность формируется, когда дети реально на практике соприкасается с природой, традициями, идеалами родной страны, поселка, семьи. Поэтому дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Страницы истории» на сегодняшний момент является необходимой для общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_stranitsy_istorii_2022-2023rp_1.docx | 198.08 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Комитет образования администрации Березовского района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"ИГРИМСКИЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА"
(МБУДО ИЦТ)
УТВЕРЖДЕНА на заседании Методического совета от 30.08.2022г. Протокол № 1 | ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ приказом и.о.директора МБУ ДО ИЦТ от 31.08.2022 №85-од и.о.директора Боровик Л.Ф. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ»
(базовый уровень)
Возраст детей: 10 –15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Микрюкова Анастасия Александровна,
педагог дополнительного образования
Игрим, 2022г.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
| 3 |
| 8 |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий | 9 |
| 11 |
| 12 |
| 13 |
| 14 |
| 15 |
| 15 |
| 16 |
- Приложение…………………………………………………………….. 18
- Календарно-тематическое планирование на 2022-2023 учебный год.. 18
- Воспитательная программа……………………………………………….25
- Календарный план воспитательной работы на 2022-2023 учебный год. 27
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Страницы истории» составлена в соответствии с нормативно-правовыми основаниями проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
6. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018г., протокол № 3);
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 №298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 №114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
12. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации и министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ».
Методические рекомендации:
1. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
2. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. (Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016);
3. Методические рекомендации. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. БУ ВО «Сургутский государственный университет», 2022;
4. Примерный календарный план воспитательной работы на 2022-2023 учебный год. Министерство просвещения.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Страницы истории» ориентирована на: создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения (сфера возможной будущей профессиональной деятельности «Человек – Природа», «Человек-Человек».); удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии; формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, развитие познавательных, исследовательских навыков, обучающихся по изучению природы, истории, культурного наследия родного поселка и края.
Программа актуальна, т.к. для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей семье, дому, малой родине. Но нельзя достичь результата только призывами, лозунгами, чтением книг или просмотром фильмов. Патриотизм и гражданственность формируется, когда дети реально на практике соприкасается с природой, традициями, идеалами родной страны, поселка, семьи. Поэтому дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Страницы истории» на сегодняшний момент является необходимой для общества.
Отличительными особенностями программы можно считать:
- программа предполагает широкую направленность в деятельности учащихся: краеведение, история, экология, литературное краеведение, основы туризма, основы безопасной жизнедеятельности.
- игровая форма занятий способствовать развитию у ребят интереса к истории и научно-познавательной деятельности;
- программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Адресат программы. Программа разработана для детей в возрасте от 10 до 15 лети предусматривает получение базовых знаний. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Состав группы – разновозрастной, постоянный.
Возрастные особенности младших школьников
Возрастной диапазон от 10 до 15 лет (4-8 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития.Этот периодявляется периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.
Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д.
Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст охватывает период жизни с 13 до 15 лет. Все психологические изменения обусловлены физиологическими особенностями подросткового возраста и рядом морфологических процессов в организме. Все перестройки организма напрямую влияют на изменения реакций подростка на различные факторы внешней среды и находят свое отражение в формировании личности.
Важной особенностью этого периода считается чувство взрослости, причиной появления которого являются физиологические изменения. Ребенку хочется, чтобы взрослые – родители, учителя, относились теперь к нему, как к равному, видели в нем личность, считались с его позицией. Он не приемлет контроля и опеки со стороны взрослого.
Для него становится приоритетным мнение коллектива о себе, своих поступках. Подросток испытывает потребность в наличии друга, с которым можно делиться своими сокровенными мыслями и тайнами.
В этот период наблюдается направленность на себя, самоисследование, самоанализ. Ребенок стремится к признанию окружающими своих заслуг. Он слишком чувствителен и раним, эмоционально нестабилен. Нередко проявляется агрессивность, граничащая с неврозоподобным состоянием. Такие изменения всех сфер поглощают подростка целиком.
В этом возрасте появляется способности логически мыслить, оперировать абстрактными категориями, фантазировать (у детей младшего возраста нет таких способностей, они развиваются со временем). Именно поэтому в подростковом возрасте дети часто начинают заниматься творчеством: рисовать, сочинять стихи и песни, а также интересуются философскими учениями и стремятся к логическому мышлению, спорам на философские и другие темы.
Появляется умение сопереживать, сами переживания становятся глубже, чувства — сильнее. Проявляется интерес к ранее неинтересным сферам жизни (социальной, политической и т.д.).
В разновозрастной группе подростки смогут самоутвердиться, помогая младшим учащимся, делясь знаниями, полученными в процессе самообразования.
Объем программы. Программа рассчитана на 108 часов – базовый уровень.
Режим занятий.
Занятия проводятся по 1 часу 3 раза в неделю.
Продолжительность академического часа – 45 минут.
Форма обучения. Очная. Наполняемость группы 8 -12 человек
Особенности организации образовательного процесса.
Образовательный процесс имеет развивающий характер, направленный на реализацию интересов и способностей детей, на создание ситуации успеха и обеспечение комфортности обучения. Занятия носят характер живого общения, заинтересованного поиска решения проблем с помощью разумного сочетания самостоятельной деятельности, дозированной помощи и работы под руководством педагога. Сочетание разных методов обучения и видов учебной деятельности выводит ребенка за рамки привычного образовательного процесса, расширяет кругозор и дает возможность для духовного роста и продуктивного общения с учащимися. Игровая деятельность позволяет детям непринужденно погрузиться в ситуацию и проявить себя в новой роли, самому обозначить проблему и попытаться найти решение.
Приобретая знания и навыки исследовательской, проектной работы, учащиеся берутся за самостоятельную исследовательскую деятельность.
Самостоятельная работа над исследованиями и социальными проектами приучает ребенка мыслить системно, планировать свои действия и предвидеть результат, дает возможность применять полученные знания для создания нового, личностно значимого продукта. Этот продукт юный исследователь выносит на обсуждение, участвуя в конференциях и конкурсах различного уровня, приобретает опыт конкурсной борьбы, учится с достоинством принимать поражения, делать из них конструктивные выводы. Психологическая закалка и приобретенные знания позволяют трезво оценить свои силы, и выпускники детского творческого объединения не боятся ставить высокие цели и выбирать учебные заведения, соответствующие их устремлениям.
Обучение ведется поэтапно и дифференцированно, с учетом уровня подготовки учащегося.
Большое внимание в учебном плане уделяется также развитию у детей просветительских качеств, воспитанию патриотизма. Ребенок должен делиться своими знаниями, духовными «наработками», открытиями с теми, кто готов их слушать и учиться у них. Поэтому ученик разрабатывает беседы, игры, экскурсии, ориентированные на младших школьников. Проводя просветительскую работу среди малышей, ребята еще и учатся владеть аудиторией.
Формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуально-групповая. Сочетание группового и индивидуального обучения дает возможность дифференцированного подхода к обучению каждого ребенка, с учетом его индивидуальных способностей и позволяет сформировать необходимые знания, навыки и умения.
Обучение основывается на основных педагогических принципах:
- систематичности, доступности, наглядности;
- сознательности и активности, сотрудничества и ответственности;
- деятельностного обучения;
- личностно-ориентированного подхода.
В процессе обучения используются следующие методы:
- наглядный;
- объяснительно-иллюстративный;
- диалоговый;
- репродуктивный;
- частично-поисковый.
В процессе обучения предусмотрены следующие формы учебных занятий:
- теоретическое;
- практическое;
- комбинированное;
- лекция;
- защита творческого проекта Горы
- беседа;
- занятие-игра;
- занятие-конкурс;
- Экскурсии фото музей;
- мастер-классы Изготовление кормушек;
- просмотр видеофильмов.
Цель программы: создать условия для развития обучающегося, как культурного человека с гуманистической системой ценностей, патриота и достойного гражданина страны, знающего историю своей Родины, способного и готового осуществлять туристско-краеведческую, экскурсионную и поисково-исследовательскую деятельность.
Программой предусмотрено решение следующих задач:
Обучающие: обогатить представление об истории, культуре, достопримечательностях Березовского района, литературном краеведении; сформировать знания о типах муниципальных образований в России, географическом расположении Берёзовского района, народах проживающих на территории Березовского района; сформировать знания основ экологии, флоры и фауны, природных явлениях; памятники природы ХМАО-Югры,природоохранная деятельность; сформировать знания о технике пешеходного туризма, личное, групповое и специальное снаряжение; расширить знания, умения и навыки в области топографии и ориентирования на местности; сформировать знания и умения в области здоровьесбережения, навыки безопасного образа жизни;сформировать коммуникативную компетентность, умение вести диалог;сформировать навыки самообслуживания и жизни в походных условиях, умения поведения и выживания в природной среде.
Развивающие: развивать устойчивую мотивацию к занятиям туристско-краеведческой деятельностью; развивать эмоционально-чувственную сферу личности, творческий потенциал, потребность в творческом самовыражении; развивать рефлексивные умения, выдержку, самоконтроль; развивать психические познавательные процессы: мышление, внимание, воображение, память, восприятие, речь; развивать физические способности: силу, выносливость, ловкость, гибкость, быстроту, координацию, равновесие, ориентацию в пространстве; развивать морально-волевые качества, установку на преодоление жизненных трудностей и неприятие асоциальных норм поведения; развивать проектные и исследовательские умения.
Воспитательные: воспитывать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, гордость и уважение к истории, культуре, традициям малой Родины; воспитывать дисциплинированность и трудолюбие; воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, целеустремленность, ответственность за свою деятельность; воспитывать чувство сотрудничества, взаимовыручки, взаимопомощи; формировать ценностное отношение к здоровому и безопасному образу жизни; воспитывать ответственное отношение к процессу познания.
Планируемые результаты реализации программы:
Предметные: понимание краеведения как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного города и края.
Метапредметные: умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общейцели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведениеокружающих;готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зренияи право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зренияи оценку событий.
Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным идуховным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образжизни.
В процессе освоения программы учащиеся будут:
знать:
- историю и культурное наследие родного края;
- историю своей семьи, определение понятий «родня», «предки»;
- флору и фауну родного края;
- сведения о ветеранах великой отечественной войны и знаменитых соотечественниках;
- традиции проведения народных игр и праздников;
- правила организации туристического похода.
Уметь:
- находить нужную информацию;
- рассказывать о прошлом и настоящем родного края;
- правильно использовать слова в речи;
- работать в группах;
- принимать участие в праздниках;
- подбирать личное снаряжение для похода;
- собирать рюкзак;
- очищать воду;
- упаковывать продукты;
- вязать простейшие узлы.
Важными результатами реализации программы будут:
- формирование эстетического восприятия окружающего мира; развитие духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, культурой общения и поведения, уважающей традиции и обычаи своего народа и народов мира;
- повышение интереса к истории Березовского района.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Учебно-тематическое планирование на 2022 – 2023 учебный год
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | собеседование |
2 | Природа ХМАО-Югры | 11 | 3 | 8 | собеседование, дневник наблюдений |
3 | Необычные природные явления | 6 | 2 | 4 | дневник наблюдений |
4 | Культурное наследие народов ХМАО-Югры | 24 | 8 | 16 | занятие-игра |
5 | Литературное наследие народов ХМАО-Югры | 24 | 3 | 21 | литературный вечер |
6 | Район, в котором я живу | 1 | 1 | - | занятие-игра |
7 | Игрим – моя малая Родина | 25 | 4 | 21 | экскурсия |
8 | Элементарные туристские навыки | 17 | 6 | 11 | занятие-игра, собеседование |
Итого: | 108 | 27 | 81 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
- Вводное занятие.
Цель, задачи, содержание программы обучения. План работы объединения. Организационные вопросы. Знакомство с коллективом. Инструктаж по технике безопасности. Текущие вопросы.
- Природа ХМАО-Югры.
Теория.
Географическое положение, климат ХМАО-Югры. Водные ресурсы и природные зоны. Растительный и животный мир. Лекарственные растения. Охраняемые виды. Заповедники и заказники ХМАО-Югры. Эковедение. Человек и природа. Предмет изучения экологическойнауки. Экологические проблемы. Правила поведения на природе и наблюдения за ней во время экскурсии. Значение наблюдения за погодой. Наблюдения за погодой. Местные признаки погоды. Времена года и сезонные изменения в природе. Приборы наблюдения за погодой. Просмотр видео фильмов.
Практика.
Изготовление и ведение дневника наблюдений. Наблюдение за погодой на территории МБОУ ДО «Игримский центр творчества». Экскурсия на метеорологическую станцию.Работа с гербарием. Сбор природного материала, его обработка. Творческие работы с использованием природного материала.
- Необычные природные явления.
Теория.
Что такое радуга.Когда и почему появляется радуга. Что такое северное сияние. Когда и почему появляется северное сияние.
Практика.
Рисуем «Радугу». Рисуем «Северное сияние». Оформление фотовыставки и выставки художественных работ с изображением изученных природных явлений.
- Культурное наследие народов ХМАО-Югры
Теория.
Быт народов севера. Основные виды хозяйственной деятельности. Этнический состав населения. Происхождение. Искусство народов, населяющих ХМАО-Югру. История костюма коренных народов севера. Национальные особенности коренных и современных народов, населяющих ХМАО-Югру.Символика орнамента. Посещение концертно-выставочного зала пгт. Игрим и Игримского центра ремесел декоративно-прикладного творчества и национальных культур. Просмотр кинофильмов.
Практика.
Создание творческих работ.
- Литературное наследие народов ХМАО-Югры.
Теория.
Наши земляки обокруге. Стихи, песни, рассказы, художественное творчество и др. знаменитых жителей ХМАО-Югры. Литературные вечера, посещение библиотеки и концертно-выставочного зала.
Практика.
Участие в конкурсе чтецов.
- Игрим – моя малая Родина.
Теория.
Игрим – прошлое и настоящие. Флора и фауна. Люди, стоящие у истоков развития поселка. Великая отечественная война. Экскурсии в библиотеку и концертно-выставочный зал.Название улиц, на которых живут обучающиеся, их историческое прошлое, история людей в честь которых названы улицы.Экскурсии по улицам гп. Игрим.
Практика.
Проектная деятельность «Моя семья в истории поселка».
- Элементарные туристские навыки.
Теория.
Оздоровительная роль туризма. Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки, экскурсии: рюкзачок, обувь, одежда; личная посуда; средства личной гигиены. Требования к упаковке продуктов для перекуса. Требования к продуктам для перекуса (здоровая пища). Укладка рюкзачка. Подбор личного снаряжения в соответствии с сезонными и погодными условиями. Питьевой режим во время туристской прогулки, экскурсии.
Практика.
Игры на темы: «Собери рюкзачок к туристской прогулке», «Как сделать водучистой и безопасной для употребления». Соблюдение правил гигиены при заборе воды для питья во время туристской прогулки (экскурсии). Рациональное расходование воды во время туристской прогулки (экскурсии). Соблюдение питьевого режима во время туристской прогулки (тренировки). Вязка туристских узлов (проводник, восьмерка, схватывающий, прямой, встречный, стремя).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы
Для обеспечения нормальных условий работы имеется светлое помещение.
В кабинете имеются:
- шкафы для документов;
- учебные столы;
- стулья ученические;
- компьютер;
- экран и проектор.
Методико-дидактическое обеспечение программы
Реализация программы дает учащимся возможность изучить историю родногокрая и поселка, иметь представление об элементарных туристских навыках.
Для реализации программы могут быть использованы следующие методы обучения:
- поисково-исследовательский метод;
- метод самореализации через различные творческие дела и конкурсы;
- метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.
- Архивные экспонаты.
- Экспонаты музея.
- Тетради для ведения «Дневника наблюдения за погодой».
- Литература по истории поселка, края.
- Видеофильмы, аудиозаписи, презентации.
- Дидактические игры для подведения итогов.
Кадровое обеспечение
Педагог должен иметь представление о традиционных и новых тенденциях в образовании, о требованиях, предъявляемых к результатам ФГОС ОО, уметь работать с большой и малой аудиторией детей, владеть технологиями, приемами системно-деятельностного подхода, знать историю поселка, уметь определять объекты для исследования и изучения, тем самым создавая мотивацию у учащихся к изучению краеведения. Разрабатывать и осуществлять контрольно-оценочные материалы в рамках педагогической деятельности по туристско-краеведческой направленности.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ФИКСАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Процесс обучения предусматривает следующие методы контроля:
- собеседование;
- контроль выполнения работы;
- игры;
- тестирование;
- организация и проведение экскурсии.
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: контроль «на входе», текущий, «в процессе», промежуточный и итоговый контроль.
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля | Фиксация результатов |
«На входе» | |||
В начале учебного года | оценка стартового уровня знаний учащихся о родном крае, поселке и элементарных туристских навыках. | собеседование контрольные вопросы тестирование | Электронный журнал педагогического контроля Сводная таблица по результатам аттестации на «входе». |
Текущий контроль | |||
В течение всего учебного года | оценка уровня и качества освоения тем/разделов программы и личностных качеств учащихся; осуществляется на занятиях в течение всего учебного года. | собеседование, контрольные вопросы, занятие-игра тестирование | Карта оценки результатов. Электронный журнал педагогического контроля |
«В процессе» | |||
В конце полугодия | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения. | Тестирование | Сводная таблица по результатам аттестации «в процессе» |
Итоговый контроль | |||
В конце учебного года или курса обучения | Итоговый - оценка уровня и качества освоения учащимися программы по завершению всего периода обучения. | Тестирование | Протокол промежуточной или итоговой аттестации. Сводная таблица по результатам промежуточной или итоговой аттестации. |
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
№ | Контроль | Диагностическая методика | Параметры оценки | Система оценки |
1 | «на входе» | Тестирование | 20 вопросов на тему «Природа ХМАО-Югры», «История Берёзовского района», «Элементарные туристские навыки» | Высокий уровень – правильных ответов 16-18 Средний уровень – правильных ответов 10-15 Низкий уровень – правильных ответов 1-9 |
2 | «в процессе» | Тестирование | 20 вопросов на тему «Быт и традиции коренных народов севера», «Элементарные туристские навыки» | Высокий уровень – правильных ответов 16-18 Средний уровень – правильных ответов 10-15 Низкий уровень – правильных ответов 1-9 |
3 | Итоговый | Тестирование | 20 вопросов на тему «История поселка Игрим», «Элементарные туристские навыки» | Высокий уровень – правильных ответов 16-18 Средний уровень – правильных ответов 10-15 Низкий уровень – правильных ответов 1-9 |
Методическое обеспечение программы
№ | Тема программы | Формы занятий | Педагогические методики и технологии | Приемы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал |
1 | Вводное занятие | Рассказ | Технология личностно-ориентированного обучения | Словесные | |
2 | Природа ХМАО-Югры | Рассказ беседа игра творческая работа | Метод контрольных вопросов игровые технологии | Словесные Практические Наглядные | Мультимедиа-материалы, тетради для ведения дневника наблюдений |
3 | Необычные природные явления | Рассказ творческая работа | Метод контрольных вопросов игровые технологииинформационные технологии | Словесные Практические Наглядные | Мультимедиа-материалы Видеофильмы Презентации |
4 | Культурное и наследие народов ХМАО-Югры | Рассказ беседа игра творческая работа | Метод контрольных вопросов игровые технологииинформационные технологии | Словесные Инструктивно-практические Наглядные | Архивные экспонаты Экспонаты музея Мультимедиа-материалы Видеофильмы Презентации |
5 | Литературное наследие народов ХМАО-Югры | Рассказ беседа игра | Метод контрольных вопросов игровые технологии информационные технологии | Словесные Инструктивно-практические Наглядные | Мультимедиа-материалы Видеофильмы Презентации |
6 | Игрим – моя малая Родина | Рассказ беседа проектная деятельность экскурсия | Метод контрольных вопросов игровые технологии информационные технологии | Словесные Инструктивно-практические Наглядные | Мультимедиа-материалы Видеофильмы Презентации |
7 | Элементарные туристские навыки | Рассказ беседа игра | Метод контрольных вопросов игровые технологии информационные технологии | Словесные Инструктивно-практические Наглядные | Мультимедиа-материалы Видеофильмы Презентации |
Календарный учебный график реализации дополнительной
на 2022 – 2023 учебный год
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год 1 гр. | 12.09.2022 | 01.06.2023 | 36 | 108 | 3 раза в неделю по 1 часу |
1 год 2 гр. | 12.09.2022 | 01.06.2023 | 36 | 108 | 3 раза в неделю по 1 часу |
1 год 3 гр. | 12.09.2022 | 01.06.2023 | 36 | 108 | 3 раза в неделю по 1 часу |
Список литературы
Для педагога:
- Абрамов Н.А. Описание Берёзовского края. – Шадринск: Редакционно-издательский отдел ПО «Исеть», 1993. – 84 с.
- Айпин Еремей ЕремейАйпин. Собрание сочинений. В 4 томах. Том 2. Ханты,или Звезда Утренней Зари; Амфора - М., 2014. - 384 c.
- Алексеев А.А. Питание в туристском походе. - М., ЦДЮТиК РФ, 2001.
- Березово. Очерки истории с древности до наших дней. – Екатеринбург: Изд. Дом «Сократ», 2008. – 385 с.
- Биржаков М.Б., Козаков М.П. Безопасность в туризме – М.- СПб, Издательство «Невский Фонд», «Издательский дом Герда», 2005.
- Вагатова М., Тарханов А. Ханты – мансийские сказки. «Средне – Уральское книжное издательство»,Свердловск, 1977. – 117 с.
- Воспитание патриотизма, гражданственности и политической культуры средствами музейной коммуникации. Материалы всероссийской научно – практической конференции. – СПб.: ФГУК «ГМПИР», 2004. – 224с.
- Все началось с Берёзово. / Автор-составитель В.М. Куриков – Тюмень: Издательско-полиграфический центр «Экспресс», 2008. – 288 с.
- Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. «СВ – 96», Екатеринбург, 2001. – 96 с.
- Губаненков С.М. Обеспечение безопасности туристских походов и соревнований подростков. С-П.-2007г.
- Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера: Учебно – методическое пособие/ Сост. Н.И. Синявский, В.В. Власов, О.А. Фынтыне. РИО СурГПИ, Сургут 2002. – 188 с.
- История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: Учебник для старших классов; НПМП "Волот" - М., 2019. - 472 c.
- История и культура Югры через музейную витрину: Научно – популярный сборник./ Отв. редактор Яковлев Я.А. – Ханты – Мансийск: Полиграфист, 2008. – 192с.
- Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм, М.: ФЦДЮТиК, 2008г.
- Константинов Ю.С., Слесарева Л.П. Туристско-краеведческая деятельность в школе – М., 2011.
- Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Животные, растения, грибы: моногр.; Баско - М., 2014. - 460 c.
- Материалы экспедиции Ж.-Н. Делиля в Берёзов в 1740 г.: Дневник Т. Кёнигфельса и переписка Ж.-Н. Делиля/ Вступ. ст. и сост. Н.В. Кирющенко, П.А. Кротов; отв. ред. С.А. Козлов. – СПб.: Историческая иллюстрация, 2008. – 544 с.: ил. – Вып.1
- Мифы, предания, сказки хантов и манси; Главная редакция восточной литературы издательства "Наука" - М., 2010. - 568 c.
- Музеи Ханты – Мансийского автономного округа: Путеводитель. / Отв. ред. Я.А. Яковлев. – Ханты – Мансийск: ГП «Полиграфист», 2004. – 208с.
- Неизвестные страницы истории спецпоселений: Ванзетур, Лапоры, Нерга. – Тюмень: ИД «Титул», 2019. – 352 с.
- Обские угры (Ханты и манси); Мир - Москва, 2014. - 244 c.
- Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся - М.: ФЦДЮТиК, 2001.
- Память ушедших деревень (Ханты-Мансийский район) / сост. Л.М. Завьялова, С.В. Тюлина, М.В. Качаненко. – Ханты-Мансийск: ООО «Печатный мир г. Ханты-Мансийск», 2017. – 360 с.
- Фарносова В.В. Березово: история и современность. – М., 1999. – 180 с.: ил.
- Шабалина И.Д. Берёзов –СПб.: «АЙЮ-Издательство», 1998. – 121с.
Для учащихся:
- Айпин Еремей ЕремейАйпин. Собрание сочинений. В 4 томах. Том 2. Ханты,или Звезда Утренней Зари; Амфора - М., 2014. - 384 c.
- Вагатова М., Тарханов А. Ханты – мансийские сказки. «Средне – Уральское книжное издательство», Свердловск, 1977.
- Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Животные, растения, грибы: моногр.; Баско - М., 2014. - 460 c.
- Мифы, предания, сказки хантов и манси; Главная редакция восточной литературы издательства "Наука" - М., 2010. - 568 c.
Приложение
Календарно-тематическое планирование
1, 2, 3 группа.
Дата | Форма занятия | Кол-во час | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
Вводное занятие | ул. Строителей, 1б, Корпус №4, кабинет «ДПТ» | |||||
1 | 12.09 | теоретич. беседа | 1 | Цель, задачи, содержание программы обучения. План работы объединения. Организационные вопросы. Знакомство с коллективом. Правила техники безопасности. Текущие вопросы. | собеседование | |
Природа ХМАО-Югры | ||||||
2 | 14.09 | Контроль на входе | 1 | Беседа, контрольные вопросы на тему «Природа ХМАО-Югры». | контрольные вопросы | |
3 | 15.09 | теория | 1 | Правила поведения на природе и наблюдения за ней во время прогулки и экскурсии. Значение наблюдения за погодой. | собеседование | |
Игрим – моя малая Родина | ||||||
4 | 19.09 | практич. | 1 | Посещение библиотеки | собеседование | |
5 | 21.09 | практич. | 1 | Посещение концертно-выставочного зала | собеседование | |
Природа ХМАО-Югры | ||||||
6 | 22.09 | практич. | 1 | Посещение Игримского центра ремесел декоративно-прикладного творчества и национальных культур | собеседование | |
7 | 26.09 | теоретич. | 1 | Лекарственные растения. Растения занесенные в красную книгу ХМАО-Югры. | собеседование | |
8 | 28.09 | практич. | 1 | Сбор природного материала для творческих работ. Обработка природного материала. | собеседование | |
9 | 29.09 | практич. | 1 | Изготовление дневника наблюдения за погодой. Местные признаки изменения погоды. | собеседование | |
10 | 03.10 | практич. | 1 | Наблюдение за погодой. Заполнение дневника наблюдений. | проверка дневника наблюдений | |
11 | 05.10 | практич | 1 | Экскурсия на метеорологическую станцию. | собеседование | |
12 | 06.10 | практич. | 1 | Творческие работы с использованием природного материала. Выбор формата творческой работы, обсуждение техники выполнения, подбор материалов для работы. | самооценка | |
13 | 10.10 | практич. | 1 | Творческие работы с использованием природного материала. Создание эскиза работы. Проработка основных деталей. | контроль выполнения | |
14 | 12.10 | практич. | 1 | Творческие работы с использованием природного материала. Завершение работы. Обсуждение. | собеседование | |
Культурное наследие ХМАО-Югры | ||||||
15 | 13.10 | практич. | 1 | Посещение Игримского центра ремесел декоративно-прикладного творчества и национальных культур. | собеседование | |
16 | 17.10 | практич. | 1 | Творческая работа: «Национальная постройка коренных народов», выбор формата творческой работы, обсуждение техники выполнения, подбор материалов для работы. | контроль работы | |
17 | 19.10 | практич. | 1 | Творческая работа: «Национальная постройка коренных народов». Создание эскиза. | контроль работы | |
18 | 20.10 | практич. | 1 | Творческая работа: «Национальная постройка коренных народов». Проработка основных деталей. | контроль работы | |
19 | 24.10 | практич. | 1 | Творческая работа: «Национальная постройка коренных народов». Завершение работы. | выставка работ | |
20 | 26.10 | теоретич | 1 | Мифы и легенды. Происхождение коренных народов севера. | собеседование | |
21 | 27.10 | теоретич | 1 | Мифы и легенды. Происхождение коренных народов севера. | собеседование | |
22 | 31.10 | теоретич | 1 | Мифы и легенды. Просмотр фильма. «Тонья. В поисках легенды» | собеседование | |
Игрим – моя малая Родина | ||||||
23 | 02.11 | практич. | 1 | Посещение концертно-выставочного зала. | собеседование | |
Культурное наследие ХМАО-Югры | ||||||
24 | 03.11 | теоретич | 1 | Мифы и легенды. Просмотр мультфильма: «Пумасипа» | собеседование | |
25 | 07.11 | практич. | 1 | Творческая работа «Мифы народов севера». выбор формата творческой работы, обсуждение техники выполнения. | контроль работы | |
26 | 09.11 | практич | 1 | Творческая работа «Мифы народов севера». Подбор материалов для работы. | контроль работы | |
27 | 10.11 | практич | 1 | Творческая работа «Мифы народов севера». Создание эскиза. | контроль работы | |
28 | 14.11 | практич | 1 | Творческая работа «Мифы народов севера». Проработка основных деталей работы. | контроль работы | |
29 | 16.11 | практич | 1 | Творческая работа «Мифы народов севера». Завершение работы. | контроль работы | |
30 | 17.11 | контроль | 1 | Текущий контроль. Своя игра «Мифы и легенды народов севера». | занятие - игра | |
31 | 21.11 | практич | 1 | Быт коренных народов севера. Основные виды хозяйственной деятельности. | собеседование | |
32 | 23.11 | теоретич | 1 | Просмотр видеоролика «В гостях у семьи ханты» | собеседование | |
33 | 24.11 | контроль | 1 | Текущий контроль. Своя игра «Быт коренных народов севера» | занятие - игра | |
34 | 28.11 | теоретич | 1 | Искусство коренных народов севера. | собеседование | |
35 | 30.11 | теоретич | 1 | Изобразительное искусство коренных народов севера. | собеседование | |
36 | 01.12 | теоретич | 1 | Резьба по кости и дереву. | собеседование | |
37 | 05.12 | практич | 1 | Посещение музея МБОУ ДО «ИЦТ» | собеседование | |
38 | 07.12 | практич | 1 | Посещение концертно-выставочного зала. | собеседование | |
39 | 08.12 | контроль | 1 | Текущий контроль. Игра «Искусство коренных народов севера» | занятие - игра | |
Литературное наследие ХМАО-Югры | ||||||
40 | 12.12 | практич | 1 | Посещение библиотеки. | собеседование | |
41 | 14.12 | теоретич | 1 | Народные сказки ханты и манси. | контрольные вопросы | |
42 | 15.12 | теоретич | 1 | Сказки бабушки Анне. | ||
43 | 19.12 | практич | 1 | Интерактивная игра «Сказки народов севера» | занятие - игра | |
44 | 21.12 | теоретич | 1 | Обрядовый фольклор. Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки. | собеседование | |
45 | 22.12 | практич | 1 | Интерактивная игра «Фольклор народов севера» | занятие-игра | |
46 | 26.12 | практич | 1 | Поэзия: Г.И. Слинкина | контрольные вопросы | |
47 | 28.12 | практич | 1 | Поэзия: В.Н. Соловар | контрольные вопросы | |
48 | 29.12 | практич | 1 | Поэзия: Н.В. Сочихин | контрольные вопросы | |
49 | 09.01 | практич | 1 | Поэзия: А.С. Тарханов | контрольные вопросы | |
50 | 11.01 | практич | 1 | Поэзия: Ю.Н. Шесталов | контрольные вопросы | |
51 | 12.01 | практич | 1 | Чтение стихотворений наизусть | взаимооценка | |
52 | 16.01 | практич | 1 | Чтение стихотворений наизусть | взаимооценка | |
53 | 18.01 | практич | 1 | Подготовка к литературному вечеру «Земля моя - Югория». Подбор материала. | контроль работы | |
54 | 19.01 | практич | 1 | Подготовка к литературному вечеру «Земля моя - Югория». Подбор музыкальных композиций. | контроль работы | |
55 | 23.01 | практич | 1 | Подготовка к литературному вечеру «Земля моя - Югория». Распределение ролей и текста. | контроль работы | |
56 | 25.01 | практич | 1 | Подготовка к литературному вечеру «Земля моя - Югория». Репетиция. | взаимооценка | |
57 | 26.01 | практич | 1 | Подготовка к литературному вечеру «Земля моя - Югория». Репетиция. | взаимооценка | |
58 | 30.01 | практич | 1 | Подготовка к литературному вечеру «Земля моя - Югория». Репетиция. | взаимооценка | |
59 | 01.02 | теоретич | 1 | Подготовка к литературному вечеру «Земля моя - Югория». Репетиция. | взаимооценка | |
60 | 02.02 | практич | 1 | Подготовка к литературному вечеру «Земля моя - Югория». Репетиция. | взаимооценка | |
61 | 06.02 | практич | 1 | Подготовка к литературному вечеру «Земля моя - Югория». Репетиция. | взаимооценка | |
62 | 08.02 | практич | 1 | Проведение литературного вечера «Земля моя - Югория». | взаимооценка | |
Район, в котором я живу | ||||||
63 | 09.02 | теоретич | 1 | Березовский район | беседа | |
Необычные природные явления | ||||||
64 | 13.02 | теоретич | 1 | Что такое северное сияние? | дневник наблюдений | |
65 | 15.02 | теоретич | 1 | Что такое радуга? | контроль работы | |
66 | 16.02 | практич | 1 | Творческая работа (на выбор) «Радуга» или «Северное сияние». Выбор техники исполнения работы. | обсуждение | |
67 | 20.02 | практич | 1 | Творческая работа (на выбор) «Радуга» или «Северное сияние». Эскиз. | самооценка | |
68 | 22.02 | практич | 1 | Творческая работа (на выбор) «Радуга» или «Северное сияние». Проработка основных деталей работы. | самооценка | |
69 | 27.02 | практич | 1 | Творческая работа (на выбор) «Радуга» или «Северное сияние». Завершение. | обсуждение работ | |
Элементарные туристские навыки | ||||||
70 | 01.03 | теоретич | 1 | Оздоровительная роль туризма. | собеседование | |
71 | 02.03 | практич | 1 | Вязка туристских узлов (проводник, восьмерка, схватывающий) | контроль выполнения | |
72 | 05.03 | практич | 1 | Вязка туристских узлов (проводник, восьмерка, схватывающий) | контроль выполнения | |
73 | 09.03 | теоретич | 1 | Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки | контрольные вопросы | |
74 | 13.03 | практич | 1 | Соблюдение правил гигиены при заборе воды для питья во время туристской прогулки | контроль выполнения | |
75 | 15.03 | практич | 1 | Соблюдение правил гигиены при заборе воды для питья во время туристской прогулки | контроль выполнения | |
76 | 16.03 | теоретич | 1 | Подбор личного снаряжения в соответствии с сезонными и погодными условиями | контрольные вопросы | |
77 | 20.03 | практич | 1 | Игры на темы: «Собери рюкзачок к туристской прогулке», «Как сделать воду чистой и безопасной для употребления» | занятие-игра | |
78 | 22.03 | практич | 1 | Игры на темы: «Собери рюкзачок к туристской прогулке», «Как сделать воду чистой и безопасной для употребления» | занятие-игра | |
79 | 23.03 | теоретич | 1 | Требования к упаковке продуктов для перекуса | контрольные вопросы | |
80 | 27.03 | практич | 1 | Рациональное расходование воды во время туристской прогулки | занятие-игра | |
81 | 29.03 | практич | 1 | Рациональное расходование воды во время туристской прогулки | занятие-игра | |
82 | 30.03 | теоретич | 1 | Требования к продуктам для перекуса (здоровая пища) | собеседование | |
83 | 03.04 | практич | 1 | Вязка туристских узлов (прямой, встречный, стремя) | контроль выполнения | |
84 | 05.04 | практич | 1 | Вязка туристских узлов (прямой, встречный, стремя) | контроль выполнения | |
85 | 06.04 | теоретич | 1 | Укладка туристского рюкзака | собеседование | |
86 | 10.04 | практич | 1 | Игра «Мы идем в поход» | занятие-игра | |
Игрим – моя малая Родина | ||||||
87 | 12.04 | теоретич | 1 | История возникновения гп. Игрим | собеседование | |
88 | 13.04 | практич | 1 | Игрим – сейчас и сегодня. | собеседование | |
89 | 17.04 | практич | 1 | Флора | собеседование | |
90 | 19.04 | практич | 1 | Фауна | собеседование | |
91 | 20.04 | практич | 1 | Я и моя семья | собеседование | |
92 | 24.04 | практич. | 1 | Проектная деятельность «Моя семья в истории поселка». | контроль выполнения | |
93 | 26.04 | практич | 1 | Проектная деятельность «Моя семья в истории поселка». | контроль выполнения | |
94 | 27.04 | практич. | 1 | Проектная деятельность «Моя семья в истории поселка». | контроль выполнения | |
95 | 04.05 | теоретич | 1 | Район и поселок в годы Великой Отечественной войны. | контрольные вопросы | |
96 | 08.05 | теоретич | 1 | Воины –герои. | контрольные вопросы | |
97 | 11.05 | теоретич | 1 | Посещение музея МБОУ ДО «ИЦТ» | контрольные вопросы | |
98 | 15.05 | практич | 1 | Работа в библиотеке с литературными источниками, рассказывающими о Игриме. | собеседование | |
99 | 17.05 | практич | 1 | Работа в библиотеке с литературными источниками, рассказывающими о Игриме. | собеседование | |
100 | 18.05 | контроль | 1 | Текущий контроль. Своя игра «Мой край». | занятие-игра | |
101 | 22.05 | практич | 1 | История улиц поселка. Подготовка к пешей экскурсии «Памятники и улицы Игрима». Ул. Губкина | собеседование контроль работы | |
102 | 24.05 | практич | 1 | История улиц поселка. Подготовка к пешей экскурсии «Памятники и улицы Игрима». Ул. Собянина | контроль работы | |
103 | 25.05 | практич | 1 | История улиц поселка. Подготовка к пешей экскурсии «Памятники и улицы Игрима». Ул. Голубева | собеседование контроль работы | |
104 | 29.05 | практич | 1 | История улиц поселка. Подготовка к пешей экскурсии «Памятники и улицы Игрима». Ул. Н. Кухаря | контроль работы | |
105 | 31.05 | практич | 1 | История улиц поселка. Подготовка к пешей экскурсии «Памятники и улицы Игрима». Репетиция экскурсии. | собеседование контроль работы | |
106 | 01.06 | практич | 1 | История улиц поселка. Подготовка к пешей экскурсии «Памятники и улицы Игрима». Репетиция экскурсии. | контроль работы | |
107 | 05.06 | практич | 1 | История улиц поселка. Подготовка к пешей экскурсии «Памятники и улицы Игрима». Репетиция экскурсии. | собеседование контроль работы | |
108 | 07.06 | контроль | 1 | Итоговый контроль. Проведение пешей экскурсии «Памятники и улицы Игрима». | взаимооценка | |
Итого за год 108 часов |
Воспитательная программа в творческом объединении «Краевед»
Цель и особенности организуемого воспитательного процесса
Цель: личностное саморазвитие учащихся через моделирование культурно-образовательного пространства на занятиях по программе «Страницы истории».
Задачи:
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Особенности организуемого воспитательного процесса.
Творческое объединение «Краевед» работает на базе МБУ ДО ИЦТ. Дети, которые занимаются в этом объединении, не проходят специального отбора, есть дети из неполных, малообеспеченных семей.
В объединении сложились устойчивые традиции проведения праздников совместно с родителями учащихся и другими их законными представителями (бабушками, дедушками).
Также сложилась определённая система работы с родителями учащихся, основными направлениями которой являются:
- индивидуально ориентированная работа: беседа, консультация;
− работа, ориентированная на интересы родителей и детей: совместные праздники, экскурсии, другие мероприятия;
− официально регламентированная деятельность: родительские собрания, беседа с администрацией (чаще всего в её основе лежит проблема, которую невозможно решить на уровне объединения);
− презентация результатов деятельности детей;
− общение с родителями в социальных сетях и мессенджерах.
В основе отношений с родителями учащихся – тактичность и оптимистичный настрой при ответах на вопросы родителей, беседах.
Виды, формы и содержание деятельности
Нравственно-патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения. Любовь к Родине начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился. Наша цель: создание условий для социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у детей чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества. Реализуется этот вид деятельности через участие в экскурсиях, выставках, посещения музеев и участие в конкурсах.
Социально-личностное воспитание.
Моральное и нравственное развитие личности – это процесс усвоения ребенком норм и правил общественного поведения в условиях активного общения и совместной деятельности. Самое главное - развитие социальных эмоций и нравственных чувств, к которым, прежде всего, относятся сопереживание и сочувствие. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств школьника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений. Этот вид деятельности реализуется через участие в традиционных праздниках и экскурсиях «Новогодний праздник», конкурсы, командные соревнования.
Художественно-эстетическое воспитание.
Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству.
Реализуется это через:
- посещение выставок, концертов, конкурсов, экскурсий;
− участие в таких выставках, конкурсах, экскурсиях;
− создание эстетической развивающей среды в объединении.
Планируемые результаты и формы их проявления
В результате реализации программы воспитания в объединении «Юный краевед» ребенок будет обладать следующими качествами:
- проявлять интерес к истории своей страны, своего края, поселка, своего народа и его традициям;
− осознавать свои индивидуальные особенности и возможности, быть способным к дифференцированной самооценке (уметь сопереживать, проявлять сострадание);
− осознавать важность сохранности памятников архитектуры, истории родного поселка;
− проявлять миролюбие (не затевать конфликты и стремиться решить спорные вопросы, не прибегая к силе, устанавливать хорошие взаимоотношения с другими людьми, уметь прощать обиды, защищать слабых, уважительно относиться к людям иной национальности или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья, уметь соотносить свои желания и стремления с интересами других людей, уважительно относиться к ценностям);
- уметь расположить к себе сверстников и взрослых, заинтересовать их (уверен в себе, открыт и общителен, не стесняется быть в чем-то непохожим на других людей).
Календарный план воспитательной работы на 2022-2023 учебный год
№ | Направление воспитательной работы | Наименование мероприятия | Срок выполнения | Ответственный исполнитель | Планируемый результат | Примечание |
1 | Экологическое воспитание | «Море великое чудо природы» (День моря) | сентябрь | Микрюкова А.А. | Формирование экологической культуры и экологического мышления | Виртуальное путешествие для детей. |
2 | Духовно-нравственное воспитание | «Этика и культура общения» | октябрь | Микрюкова А.А. | Повышение уровня воспитанности | Беседа с детьми. |
3 | Воспитание здорового образа жизни | «Еда: полезная и вредная» | ноябрь | Микрюкова А.А. | Привитие правильных пищевых привычек | Беседа с детьми. |
4 | Гражданско-патриотическое | «Имя солдата неизвестно» (День неизвестного солдата) | декабрь | Микрюкова А.А. | Формирование ценностного отношения к России и своему народу | Беседа с детьми. |
5 | Духовно-нравственное воспитание | «Ежели вы вежливы» (Международный день «Спасибо») | январь | Микрюкова А.А. | Повышение уровня воспитанности | Игра с детьми. |
6 | Трудовое воспитание | «О лени и лентяях»
| февраль | МикрюковаА.А | Формирование трудового образа жизни. | Своя игра для детей. |
7 | Гражданско-патриотическое | «Вместе против террора» | март | МикрюковаА.А | Формирование ценностного отношения к России и своему народу | Интерактивный познавательный час для детей. |
8 | Экологическое воспитание | «Мы все в ответе за нашу планету» | апрель | МикрюковаА.А | Формирование экологической культуры и экологического мышления | Беседа с детьми. |
9 | Трудовое воспитание | «Чистый поселок» | май | МикрюковаА.А | Формирование трудового образа жизни. | Уборка территории поселка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Календарно-тематическое планирование по курсу "история" 6 класс по учебникам Агибаловой "История средних веков", Сахарова "История России", Хузина "История Татарстана"
Рабочая программа учебного курса истории для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и требований к обязательному минимуму содержания образования по ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...