Культурное пространство Кубани в конце XIX – начале XXвека
методическая разработка по краеведению (9 класс)

Шахлович Анна Николаевна

Класс ________9____Дата ____Предмет____Кубановедение___

Тема урока:  Культурное пространство Кубани  в конце XIX – начале  XXвека.

Место и роль урока в изучаемой теме:  изучение и первичное знакомство с новыми знаниями

 Цель урока: Создать условия для нравственного воспитания учащихся, сформировать представление о развитии культуры Кубани, развивать познавательный интерес к истории родного края.

 Используемый УМК: учебное пособие «Кубановедение» 9 класс, портреты выдающихся деятелей Кубани конца 19 века.

 Вид используемых на уроке средств ИКТ   мультимедийное оборудование, презентация к уроку

Планируемые результаты:

Личностные:

Понимать важность изучения истории своей малой Родины, давать собственную оценку событиям прошлого, осознавать необходимость охраны памятников истории и культуры

Метапредметные: владеть навыками работы с источниками информации; уметь анализировать, обобщать и систематизировать полученную информацию, делать выводы.

Предметные: характеризовать особенности культурного пространства Кубани на рубеже XIX  - XX веков, знать имена выдающихся деятелей культуры на Кубани; объяснять значение терминов и понятий.

Работа с терминами и понятиями: учительская семинария, бюджетная статистика, лазарет, синематограф, офтальмология.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_29_kulturnoe_prostranstvo_kubani.docx35.71 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

1. Ф.И.О. автора Шахлович А.Н.

2. Класс ________9____Дата ____Предмет____Кубановедение___

3. Тема урока:  Культурное пространство Кубани  в конце XIX – начале  XXвека.

4. Место и роль урока в изучаемой теме:  изучение и первичное знакомство с новыми знаниями

5. Цель урока: Создать условия для нравственного воспитания учащихся, сформировать представление о развитии культуры Кубани, развивать познавательный интерес к истории родного края.

 6. Используемый УМК: учебное пособие «Кубановедение» 9 класс, портреты выдающихся деятелей Кубани конца 19 века.

7. Вид используемых на уроке средств ИКТ   мультимедийное оборудование, презентация к уроку

8. Планируемые результаты:

Личностные:

Понимать важность изучения истории своей малой Родины, давать собственную оценку событиям прошлого, осознавать необходимость охраны памятников истории и культуры

Метапредметные: владеть навыками работы с источниками информации; уметь анализировать, обобщать и систематизировать полученную информацию, делать выводы.

Предметные: характеризовать особенности культурного пространства Кубани на рубеже XIX  - XX веков, знать имена выдающихся деятелей культуры на Кубани; объяснять значение терминов и понятий.

Работа с терминами и понятиями: учительская семинария, бюджетная статистика, лазарет, синематограф, офтальмология.

Ход урока

  1. Мотивация ( самоопределение) к учебной деятельности:

Проверка готовности к уроку; прием «цветное настроение»

Создает условия для включения в учебную деятельность.

  1. Фаза урока вызов. Актуализация знаний.

Составить синквейн по теме «Культура». Понятие это многогранно. Что входит в это понятие? Объясните значение фраз – культурная жизнь, культурный человек. Меняется ли отношение к уровню культуры со временем?

III. Фаза урока осмысление.  Организация познавательной деятельности.

Работа с учебником по пунктам:

  1. Образование и просвещение
  2. Здравоохранение
  3. Наука
  4. Печать и литература
  5. Музыкальная и театральная жизнь
  6. Изобразительное искусство и архитектура.

Учитель рассказывает, заранее подготовленные учащиеся делают сообщения об известных личностях.

  1. Образование и просвещение: значительно увеличивается количество начальных училищ  в Кубанской области. Однако, более половины детей не учились. (Почему, кто они?) рассмотреть иллюстрацию в учебнике.

В  конце  XIX  века  Россия  оставалась  преимущественно  аграрной  страной.  Вместе  с  тем  потребности  капиталистического  хозяйства  и  предпринимательства  требовали  повышения  уровня  народного  образования  и  дальнейшего  увеличения  грамотности  среди  населения.  «Если  в  1860 г.  на  Кубани  было  36  учебных  заведений,  в  которых  обучалось  немногим  более  двух  тысяч  человек,  то  в  1913 г.  функционировало  уже  1915  школ  с  числом  учащихся  более  двадцати  тысяч.  В  результате  к  1916 г.  грамотными  были  43  %  кубанских  казаков» 

Огромное  внимание  в  г.  Екатеринодаре  уделялось  созданию  воскресных  школ.  Для  обучения  в  этих  школах  принимались  как  взрослые  люди,  так  и  подростки.  Школы  были  как  для  мальчиков,  так  и  для  девочек.   В  Кубанской  области  также  широко  были  распространены  ремесленные  школы.  Так  в  Кубанском  Александровском  реальном  училище  учебное  и  внеурочное  время  было  до  предела  заполнено  обязательным  участием  в  богослужениях.  Учебный  день  начи6нался  общей  молитвой.  Молитва  читалась  перед  каждым  уроком  в  присутствие  законоучителей,  «лиц  начальствующих  и  классных  наставников».  Устраивались  чтения  «о  покорении  Кавказа  —  «Герои  Кавказской  войны».  Были  введены  тетради  «что  я  читал»,  в  которые  обязательно  вносились  названия  прочитанных  каждым  учеником  книг.  Эти  тетради  проверялись  классным  наставником,  в  обязанность  которых  входило  наблюдение  за  своими  питомцами  не  только  в  учебном  заведении,  но  и  за  его  пределами.  Велись  «штрафные  журналы».  Существовала  строгая  регламентация  посещения  учащимися  театров,  времени  прогулок  по  улицам  и  паркам  и  т. д.
Атаманы  и  казачье  правление  были  заинтересованы  в  том,  чтобы  среди  казаков  было  много  грамотных  людей. Дети адыгов получали знания в горских и русских школах, также могли обучаться в мусульманских школах (медресе).

Запись в тетрадь.

Таблица «Типы образовательных учреждений на Кубани в начале ХХ века»

Начальное образование

начальные училища, церковно приходские школы

Среднее образование

гимназии, реальные училища.

Профессиональное образование

с/х, ремесленные, технические, коммерческие школы и училища

Подготовка учителей начальных школы

Учительские семинарии , в гимназиях организовывали пед.классы

Подготовка фельдшерского состава

Екатеринодарская военно-фельдшерская школа

Высшее образование

-


Центрами просветительной работы становятся народные дома с библиотеками и читальнями. Кубанское общество народных университетов организовывало общеобразовательные и профессиональные курсы, чтение лекций на разные темы. Черкесское благотворительное общество ( активным деятелем  и председатель - был Б.Б.Шарданов) популяризовало культуру адыгов.

 Открывались библиотеки:  имени А.С.Пушкина ( 1900г), имени Н.В.Гоголя ( 1902г);

                         Музеи: Екатеринодарская картинная галерея, музеи в Армавире и Туапсе, Анапе. Майкопе, Новроссийске.

Выступления учащихся о  Ф.А.Коваленко,  Н.И.Веселовском, Ф.А.Щербине.

  1. Здравоохранение и наука.

В отличие от центральных регионов России, где преобладающее развитие получила земская медицина, в казачьих охранах многие медицинские учреждения содержались за счет казачьего войска и делились на войсковые и гражданские. Первыми бесплатно пользовались лица войскового сословия и за плату - иногородние. Городские больницы получали дотации и отгородкой администрации. Число мест в этих лечебных учреждениях было небольшим и далеко не могло удовлетворять потребностям населения. Кроме того, для многих людей доступ к медицинской помощи в виду платности лечения был попросту невозможен. Плата, например, за лечение в Екатеринодарской городской больнице составляла в 1885 году 66 копеек в сутки (Темрюкская городская больница в 1885 году - 1р.21 коп.)

      Во второй половине XIX начале XX века получили развитие санитарные мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни населения и предупреждение болезней. В первую очередь в г. Екатеринодаре
был организован надзор за санитарным состоянием населенных мест.
        Предпринимались некоторые меры для медицинского обслуживания рабочих. Хозяева кирпичных, черепичных, гончарных и керамических заводов должны были заботиться о чистоте помещений на предприятиях и обеспечивать для рабочих необходимую амбулаторную, а в случае надобности - и госпитальную помощь.

        На Кубани в конце прошлого века начали также появляться общественные врачебные организации, которые пытались на благотворительные средства оказывать врачебную и санитарную помощь
населению.

        В декабре 1890 в Екатеринодаре было создано Общество врачей Кубанской области. Основная задача этого общества - улучшение санитарного благополучия населения и борьба с инфекционными болезнями. На протяжении всех лет существования (до начала I мировой войны) вся его деятельность была посвящена выработке мер борьбы с острозаразными болезнями, улучшению санитарного надзора.

        Основателями общества по праву считаются врачи, внесшие значительный вклад в развитие медицины на Кубани, среди них Г.Н. Александровский, Д.П. Бантышев, А.О. Миловидов, И.Я. Мирович, В.И. Суровцева и др. Многие из них являлись членами Императорского Кавказского медицинского общества, основанного в 1871 году. На заседании общества неоднократно выступали врачи с сообщениями на различные научные темы, обсуждались вопросы административного характера. Так, на одном из заседаний было решено сделать обязательными медицинские свидетельства о смерти, немедленное извещение о всяком случае инфекционного заболевания санитарно-статистического бюро при Городской Управе.

        В 1892 году в одном из районов города Екатеринодара, называвшемся Дубинкой, была зафиксирована вспышка холеры. В ее ликвидации большую роль сыграл член общества врач В.С. Абессаломов. Найдя подходящее помещение, он превратил его в больничный барак, куда помещали заболевших. Около трех месяцев врач с санитарами работали в очаге, оказывая помощь больным.

        Общественная деятельность врачей нашла свое яркое выражение в новой форме практического приложения сил: многие из вновь организовавшихся в то время обществ врачей открывали свои лечебницы для приходящих больных. Подобное бесплатная лечебница была открыта в Екатеринодаре 1 марта 1891 года. Больные могли получить здесь медицинскую помощь безвозмездно.
        В последствии при лечебнице был открыт приемный покой с двумя постоянными кроватями для беднейших больных. В планы общества входило
также открытие бесплатного приюта для бедных рожениц. Кроме того, в 1897
году на средства общества был открыт оспенный телятник, где изготавливали
оспенный детрит, который рассылали за плату в станицы и села Кубанской
области. Просуществовало это заведение всего полгода и было закрыто из-за
денежных затруднений.

       По инициативе членов Кубанского медицинского общества, в частности доктора Н.И. Натанзона, с 1903 года при обществе стояла детская летняя колония. Эта колония была расположена в селении Геленджик и была
предназначена для болезненных и истощенных детей, воспитанников городских училищ. За лето 35 детей могли поправить там свое здоровье.

      Также представителями общества было выдвинуто предложение о созыве съезда врачей Кубанской области в г. Екатеринодаре. I съезд состоялся в сентябре 1910 года. У общества врачей были значительные планы. Но с началом I мировой войны врачи были призваны в действительную армию и деятельность общества прекратилась.

      В конце XIX - начале XX веков на Кубани наблюдалась высокая смертность среди населения. Это подтверждается сведениями годов медицинских отчетов. Одной из важных причин этого явления было широкое распространение инфекционных заболеваний, таких как холера, оспа, дифтерит, скарлатина и многие другие. Основными средствами борьбы с эпидемиями по прежнему оставались только экстренные противо-эпидемические меры: немедленная изоляция больных, дезинфекция жилых помещений. Заболевшие часто находились в специальных отделениях при больницах, либо в зданиях, где они пребывали до полного выздоровления. Для профилактики многим жителям области делали предохранительные прививки. Во время эпидемии в г. Екатеринодаре и других городах области
вводилась должность санитарного врача, полномочия которого были довольно ограниченными, действовали санитарные попечительства, учрежденные в 1907 году.

       Большое количество детей умирали от так называемых детских инфекционных заболеваний, таких как коклюш, скарлатина, дифтерит, к которым относились, в то время как легко переносимым. Согласно статистики того времени к 15 годам доживали меньше половины детей. Страшным заболеванием являлось проказа, существовавшая в Кубанских областях. Для предупреждения распространения этой болезни были учреждены 2 лепрозория: один для крестьян войскового и невойскового сословия на 100 мест, и другой - для мусульман на 50 мест.

      В области большое количество людей болело туберкулезом. Для лечения этой болезни зачастую не хватало средств и Екатеринодарский отдел всероссийской лиги борьбы с туберкулезом неоднократно проводил благотворительные мероприятия для сбора средств. На эти средства было намечено открытие специальной амбулатории - лечебницы для раннего распознавания и лечения туберкулеза и приморский санаторий для детей больных костным туберкулезом.

В 1913 г начала работать химико-бактериологическая лаборатория. Благодаря стараниям С.В.Очаповского  открывается глазное отделение войскового госпиталя.  

Выступление учащегося об С.В.Очаповском.

Запись в тетрадь.

Для науки характерно:

  • Продолжения изучения древних курганов
  • Работа Кубанского областного статистического комитета, общества любителей изучения Куб. области.(ОЛИКО), кубанского общества любителей изучения казачества.
  • Основание Сочинской с/х и садовой опытной станции, Кубанской с/х опытнойстанции, Екатеринодарской лаборатории опытного табаководства

5.Рассказ учителя из рубрики «Из истории…» 

30 марта  1863 года вышел первый номер газеты «Кубанские ведомости». Печаталась она на двух сортах бумаги – серой и белой, отчего и различалась цена  годовой подписки. Номер состоял из официальной и неофициальной части. В последнюю входили кубанские новости и перепечатки из петербургских газет.

                В 1864 году произошла задержка с выходом газеты. Очередной номер вышел лишь 4 апреля.

                Через несколько лет газета стала называться «Кубанские областные ведомости».С назначением в 1873 году наказным атаманом Кубанского казачьего войска Кармалина, «Ведомости» становятся более интересными.

                С девятнадцатого номера 1897 г. редактором неофициальной части стал Е.Д. Фелицын – самоотверженный, неутомимый исследователь. При нём вводится рубрика общеполезных знаний и сведений, ни одно выдающееся событие не остаётся незамеченным. Газета становится злободневной.

Что мы видим в начале 20 века? Продолжает свою деятельность газета, которая уже получила немного иное название «Кубанские областные ведомости». В ней печатали свои труды многие впоследствии ставшие знаменитыми литераторы, знатоки местного фольклора.

Издание журнала «Прикубанские степи»,   описание жизни и деятельности выдающихся представителей кубанского казачества.

  1. Музыкальная и театральная жизнь

Важное место принадлежало хору и оркестру кубанского казачьего войска. Хором руководили знатоки местного фольклора Г.М.Концевич и Я.М.Тарасенко. В 1909г открывается музыкальное училище. Гастролировали известные певцы Л.В.Собинов , Ф.И.Шаляпин, Н.В.Плевицкая и В.П.Дамаев, уроженец станицы Отрадной.

Задание: прочитать самостоятельно текст учебного пособия о театрах Екатеринодара, рассказать о прочитанном.

 Прослушивание сообщений учащихся об архитекторах Екатеринодара начала 20 века. И.К.Мальгерб, В.А.Филлипов,  

Закрепление: какие наиболее существенные изменения произошли в  развитии здравоохранения?

                        Ф.А.Коваленко называли «кубанским Третьяковым». Приведите аргументы.

IV.Фаза урока -  рефлексия.  Проанализировать свою учебную деятельность  и ответить на вопросы:

- На уроке я узнал…  - Я научился ….  – Мне понравилось …   - Я затруднялся … - Мое настроение ….

V. Домашнее задание: прочитать параграф 29.  Найти информацию и рассказать о создании Кубанского казачьего хора, о личностях  Г.М.Концевиче и Я.М.Тараненко. Подготовить сообщение  «Екатеринодар – прошлое и настоящее»  ( об архитектуре города).

Дидактическая структура урока[1]

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет  к достижению планируемых результатов (пример)

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные

УУД

Организационный момент или:

Приветствуют учителя. Включаются в учебную деятельность.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Создает условия для включения в учебную деятельность.

Проверка готовности дополнительного домашнего задания

Развитие мотивов учебной деятельности

Строить логически обоснованные рассуждения. Развитие навыков поиска информации

Проверка домашнего задания или: актуализация знаний

Включаются в учебную деятельность. Составляют синквейн, развивают логическое и ассоциативное мышление. Записывают тему урока, составляют план

Предлагает составить синквейн, записать план урока

Культура

Народная, художествен

Развивает

Историческая память народа, совершенство

Осознавать необходимость изучения темы

Строить логические рассуждения

Изучение нового материала или:

Слушают рассказ учителя, сообщения одноклассников

Определяют значение терминов

Записывают краткие записи, заполняют таблицу

Организует деятельность учащихся по словарной работе, координирует заполнение таблицы

Направляет выступления учащихся с сообщениями

Образование и просвещение

Здравоохранение

Наука

Печать и литература

Музыкальная и театральная жизнь

Владение навыками работы с источниками информации, обобщать и систематизировать полученную информацию

Характеризовать особенности культурного пространства. Знать имена выдающихся деятелей культуры Кубани, представлять биографические справки, очерки о достижениях культуры

Закрепление нового материала или:

Закрепляют изученный материал

Проверяет усвоение изученного материала, фиксирует возникшие затруднения

Какие наиболее существенные изменения произошли в  развитии здравоохранения?

                        Ф.А.Коваленко называли «кубанским Третьяковым». Приведите аргументы.

Формирование осознанного отношения к истории.

Формирование целостного мировоззрения

Знать имена выдающихся деятелей культуры Кубани конца 19 - начала 20 века.

Контроль или:

Рефлексия или:

Анализируют и оценивают эффективность своей учебной деятельности

Предлагает учащимся проанализировать свою учебную деятельность и завершить предложения

- На уроке я узнал…

 - Я научился ….  

– Мне понравилось …   - Я затруднялся …

-Мое настроение ….

Формирование ответственного отношения к учению, оценивать свои знания. Уважать мнение других

Домашнее задание или:

Записывают задание

Контролирует запись домашнего задания

Прочитать параграф 29.  Подготовить сообщения о создании Кубанского казачьего хора, о личностях  Г.М.Концевиче и Я.М.Тараненко. Подготовить сообщение  «Екатеринодар – прошлое и настоящее»  ( об архитектуре города).

Формирование осознанного отношения к учебе, готовности к саморазвитию


[1]Вариативно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурное пространство российской повседневности

В работе исследуются процессы, происходящие в современном образовании и науке, а также в сфере российской повседневности; выявляются факторы, детерминирующие сознание российского обывателя...

Культурное пространство российской повседневности

В работе исследуются процессы, происходящие в современном образовании и науке, а также в сфере российской повседневности; выявляются факторы, детерминирующие сознание российского обывателя...

Искусство учителя в формировании культурного пространства урока

Выступление на VII научно-практической конференции педагогов Россиии Ближнего Зарубежья "Современный урок: взгляд в будущее."...

"Культурная жизнь Кубани в период «оттепели»".

Презентация к уроку кубановедения в 9 классе. Учащиеся знакомятся с развитием образования, науки, космоса, литературы на Кубани во время "оттепели" в 20 в....

Конспект урока по кубановедению в 9 классе на тему: «Культурная жизнь Кубани в 1900 – 1917 гг.»

Тема урока по кубановедению  для 9-х классов «Культурная жизнь Кубани в 1900 – 1917 гг.»...

культурная жизнь кубани

В конце 50-х годов XX столетия вместо обязательного семилетнего образования вводится восьмилетнее образование. В 1954 г. был открыт Армавирский педагогический институт 49 средних специальн...

Культурная жизнь Кубани 1917-1920

Данная презентация посвящена культурной жизни Кубани в первые годы после революции 1917 года....