Конспект урока по кубановедению в 9 классе на тему: «Культурная жизнь Кубани в 1900 – 1917 гг.»
план-конспект урока по краеведению (9 класс) на тему
Тема урока по кубановедению для 9-х классов «Культурная жизнь Кубани в 1900 – 1917 гг.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_po_kubanovedeniyu_dlya_9.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока по кубановедению для 9-х классов
«Культурная жизнь Кубани в 1900 – 1917 гг.»
Разработала учитель кубановедения Орещенко Е.А.
Цели:
- знакомство учащихся с культурой Кубани в начале ХХвека;
- Развитие умений самостоятельной работы с учебником, умения делать выводы и систематизировать полученные знания;
- Воспитание патриотических качеств у учащихся.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: интерактивная доска, проектор
План
- Образование
- Просвещение
- Здравоохранение
- Наука
- Печать
- Литература
- Музыкальная жизнь.
- Театры и зрелища
- Изобразительное искусство
- Изменение внешнего облика городов
Ход урока.
- Орг. Момент Здравствуйте, ребята
- Опрос д/з
- Как кубанцы отнеслись к Первой мировой войне? Почему это отношение будет изменяться с течением времени?
- Как война отразилась на экономике края? Какая отрасль оказалась наиболее чувствительной на тот момент?
- Почему на Кубани начались «бабьи» бунты?
- Изучение новой темы.
- В начале ХХ века на Кубани существовали различные типы образовательных учреждений, в том числе: начальные училища, церковно приходские школы, гимназии,реальные училища. Дети адыгов получали знания в горских и русских школах, также могли обучаться в мусульманских школах (медресе).
Запись в тетрадь.
Таблица «Типы образовательных учреждений на Кубани в начале ХХ века»
Начальное образование | начальные училища, церковно приходские школы |
Среднее образование | гимназии, реальные училища. |
Профессиональное образование | с/х, ремесленные, технические, коммерческие школы и училища |
Подготовка учителей начальных школы | Учительские семинарии , в гимназиях организовывали пед.классы |
Подготовка фельдшерского состава | Екатеринодарская военно-фельдшерская школа |
Высшее образование | - |
- Как вы думаете, почему ускорился темп развития системы образования на Кубани?
- Что свидетельствовало о недостаточном развитии региональной системы образования?
- Центр просвещения на кубани – библиотеки и читальни. 1900г. – открытие библиотеки имени А.С. Пушкина в г. Екатеринодаре. 1902г. –открытие 2-1 городской библиотеки имени Н.В. Гоголя. Для данного периода характерно открытие музеев и картинных галерей в крупных городах края.
- Во второй половине XIX начале XX века получили развитие санитарные мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни населения и предупреждение болезней. В первую очередь в г. Екатеринодаребыл организован надзор за санитарным состоянием населенных мест. Предпринимались некоторые меры для медицинского обслуживания рабочих. Хозяева кирпичных, черепичных, гончарных и керамических заводов должны были заботиться о чистоте помещений на предприятиях и обеспечивать для рабочих необходимую амбулаторную, а в случае надобности — и госпитальную помощь.
В декабре 1890 в Екатеринодаре было создано Общество врачей Кубанской области. Основная задача этого общества — улучшение санитарного благополучия населения и борьба с инфекционными болезнями. На протяжении всех лет существования (до начала I мировой войны) вся его деятельность была посвящена выработке мер борьбы с острозаразными болезнями, улучшению санитарного надзора.
В 1892 году в одном из районов города Екатеринодара, называвшемся Дубинкой, была зафиксирована вспышка холеры. В ее ликвидации большую роль сыграл член общества врач В.С. Абессаломов. Найдя подходящее помещение, он превратил его в больничный барак, куда помещали заболевших. Около трех месяцев врач с санитарами работали в очаге, оказывая помощь больным.
Для этого периода характерно улучшение оснащения мед.аппаратурой и оборудованием лечебных заведений городов края, использоване рентгеновских аппаратов, появление родильных приютов, зубоврачебных кабинетов.
4.Запись в тетрадь.
Для науки характерно:
- Продолжения изучения древних курганов
- Работа Кубанского областного статистического комитета, общества любителей изучения Куб. области.(ОЛИКО), кубанского общества любителей изучения казачества.
- Основание Сочинской с/х и садовой опытной станции, Кубанской с/х опытнойстанции, Екатеринодарской лаборатории опытного табаководства
5.Рассказ учителя из рубрики «Из истории…»
30 марта 1863 года вышел первый номер газеты «Кубанские ведомости». Печаталась она на двух сортах бумаги – серой и белой, отчего и различалась цена годовой подписки. Номер состоял из официальной и неофициальной части. В последнюю входили кубанские новости и перепечатки из петербургских газет.
В 1864 году произошла задержка с выходом газеты. Очередной номер вышел лишь 4 апреля.
Через несколько лет газета стала называться «Кубанские областные ведомости».С назначением в 1873 году наказным атаманом Кубанского казачьего войска Кармалина, «Ведомости» становятся более интересными.
С девятнадцатого номера 1897 г. редактором неофициальной части стал Е.Д. Фелицын – самоотверженный, неутомимый исследователь. При нём вводится рубрика общеполезных знаний и сведений, ни одно выдающееся событие не остаётся незамеченным. Газета становится злободневной.
Что мы видим в начале 20 века? Продолжает свою деятельность газета, которая уже получила немного иное название «Кубанские областные ведомости». В ней печатали свои труды многие впоследствии ставшие знаменитыми литераторы, знатоки местного фольклора.
Задание. Установите соответствие.
А)Н.Н. Канивецкий 1. Поэзия и фольклористика
Б) А.Е. Пивень 2. Бытописательство и юмор.
В)П.П. Орлов 3. Популяризация истории казачества
Г)М.К. Седин
4. Издание журнала «Прикубанские степи», описание жизни и деятельности выдающихся представилей кубанского казачества.
6.7.8. Самостоятельная работа с учебником стр. 31-33.
Составьте план сообщения по пунктам «Литература, музыка, изобразительное искусство,театры и зрелища на Кубани в начале ХХв.»
9. Прочитайте текст учебника на стр. 33-34 и ответьте на вопрос:
Как повлияли на развитие градостроительства экономические и культурные потребности региона?
Рефлексия:
Какую роль в развитии культуры играли общественные инициативы?
Домашнее задание: параграф 6, вопросы стр. 34 №1-5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока истории в 11 классе по теме "Октябрьская революция 1917 года"
урок представлен по модульной технологии....
Конспект урока по истории 7 класс по теме Повседневная жизнь
Конспект урока по истории 7 класс по теме "Повседневная жизнь"...
Конспект открытого урока по кубановедению 10 класс. Раздел VII. «Духовные истоки Кубани». Тема урока: «Традиционные семейные ценности».
О традициооных ценностиях семьи на Кубани....
Конспект урока в 9-ом классе на тему: «Февральская революция 1917 года».
Конспект урока в 9-ом классе на тему: «Февральская революция 1917 года»....
Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...
конспект урока по биологии, 9 класс по теме "Качество жизни и факторы здоровья"
Дать представление о том, что такое качество жизни и факторы здоровья; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщение к здоровому образу жизни; объяснить роль здоровья в жизни...