Использование системы исследовательской работы по краеведению для организации гражданско-патриотического воспитания в школе
статья по краеведению
Статья посвящена системе гражданско-патриотического воспитания в школе, построенной на основе школьных краеведческих исследований. В статье раскрыты этапы работы над исследованием, уровни презентации работ, технология вовлечения широкого круга учащихся в исследовательскую и просветительскую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ob_issledovat_rabote.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование системы исследовательской работы по краеведению для организации гражданско-патриотического воспитания в школе
Заявленная тема выделяет два важных аспекта: исследовательская деятельность как способ развития интеллектуального потенциала и воспитание гражданственности и патриотизма на примере содержания исследовательских работ по краеведению.
Исследовательская деятельность поддерживает, развивает одаренных, талантливых детей и позволяет приобщить к процессу образования и воспитания остальных детей.
Согласно точки зрения, высказанной педагогом, дидактом Исааком Яковлевичем Лернером, «стратегия работы с одаренными детьми – подъем интеллектуального и творческого потенциала всего контингента школьников». Поэтому нужно создавать творческую развивающую образовательную среду, которая обеспечивает формирование у каждого школьника не только глубоких знаний, умений, навыков, а, прежде всего, интеллектуальных способностей, развитие творческого потенциала, способности реализовать себя в разнообразных сферах человеческой деятельности, то есть быть успешным. Этот подход реализуется в школе № 569 Санкт-Петербурга через проектную и исследовательскую деятельность.
Под учебно-исследовательской деятельностью понимается форма организации учебно-воспитательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Развитие учебно-исследовательской деятельности способствует решению следующих задач:
- Активизирует интерес к знаниям в рамках учебных предметов
- У учащихся активно развиваются представления о межпредметных связях, происходит обучение новым информационным технологиям и средствам телекоммуникаций
- Создается возможность для общения с квалифицированными специалистами из научных учреждений
- Создаются предпосылки для развития научного образа мышления
- Создается сфера предметного общения внутри детского коллектива
- Занятия учебно-исследовательской деятельностью являются важным средством профориентации.
Ценно то, что работа проводится школьником самостоятельно с использованием литературы, в музеях и библиотеках. Ребенок посещает выставки, работает с документами и первоисточниками, проводит натурные исследования, берет интервью. Он сравнивает, анализирует, ищет, обобщает.
Краеведческая исследовательская деятельность развивает умения
- Находить данные
- Обрабатывать, систематизировать
- Ориентироваться в пространстве города
- Устанавливать социальные и культурные коммуникации
- Выступать публично
Школьное исследование – путь к личностно-ориентированному обучению.
Этапы организации исследовательской деятельности:
- Подготовка учителя и учащегося к работе: отбор учащихся путем опроса, анкетирования.
Обычно желание выполнить исследование возникает у многих. Но, необходимость приложить дополнительные усилия сверх учебной нагрузки, большие затраты времени, сокращают число желающих.
- Выбор темы исследовательской работы.
Тема ученической работы не должна быть слишком общей, небольшой объем не позволит ее раскрыть. Узко сформулированная тема дает возможность глубоко, подробно изучить проблему.
- Поиск, изучение литературы.
Литература по истории родного края разнообразна. Научная, научно-популярная, мемуарная, художественная литература по-разному отражает объект исследования, обладает разной степенью достоверности. Задача учителя - помочь ученику в этом разобраться.
- Составление плана.
Правильно построенный план позволяет систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения. Составляется он обычно по хронологическому или проблемному признаку.
Традиционным является следующий:
Введение.
Обоснование актуальности темы.
Сформулированы цели работы.
Обзор литературы по теме.
Главы
В основной части работы необходимо достаточно полно и убедительно раскрыть все пункты плана, сохраняя логическую связь между ними.
Заключение (выводы)
Автор подводит итоги поиска, указывает, что нового внес, высказывает предположение о дальнейшем развитии темы исследования.
Список литературы
Приложения
- Написание работы.
- Защита работы.
Защита предусматривает выступление с кратким изложением концепции своей работы.
На выступление отводится 10-15 минут. Затем следуют вопросы комиссии.
Школьник должен уметь ответить на любые из них, даже самые неожиданные. Не тушеваться, если вопрос имеет к докладу лишь косвенное отношение. Выступление с докладом помогает ученику преодолеть неуверенность, дает возможность самоутвердиться, вырабатывает волевые качества, развивает ораторское искусство.
Написание работы, презентация исследования позволяет пополнить портфолио ученика, способствует его успешности.
Исследовательской деятельностью с учащимися я занимаюсь много лет. Содержание исследовательской деятельности определяет её тематика. Темы исследований:
История семьи (родословие),
История Рыбацкого,
История 55 армии.
Основываясь на принципе дидактики: от частного к общему, на примере истории семьи ученик знакомиться с историей народа, через историю 55 армии понимает трагедию и подвиг народа в годы Великой Отечественной войны, изучение Рыбацкого, муниципального округа, где находится школа, показывает проблемы современной урбанизации.
Организация исследовательской работы в ГБОУ СОШ № 569 Санкт-Петербурга имеет несколько уровней
I Школа
- Выбор темы
- Исследовательская деятельность
- Презентация результатов:
- Неделя наук
- Общешкольная научно-практическая конференция в Горном университете
- Использование результатов исследования для организации воспитательной работы
II Невский район
1. Сетевое взаимодействие
с учреждениями муниципальной власти, образования и культуры:
- Муниципальное образование МО Рыбацкое
- Рыбацкая библиотека; зал истории и краеведения
- Совет ветеранов МО Рыбацкое
- ДК «Рыбацкий»
- Правобережный Дом Детского Творчества
- Научно-методический центр Невского района
2. Презентация исследовательской работы:
- Открытые рыбацкие краеведческие чтения
«Рыбацкое: от истоков к будущему»
- Муниципальный фестиваль
детского и юношеского творчества «Знай наших!»
- Военно-историческая конференция учащихся ОУ Невского района
«Война. Блокада. Ленинград»
- Краеведческие чтения учащихся
образовательных учреждений Невского района
- Мультимедиа-конкурс «Диалог с компьютером»
III Субъект РФ город Санкт-Петербург
Социальные партнеры:
- ГОУ «Санкт-Петербургский дворец творчества юных»
- Кафедра социального образования СПб АППО
- Санкт-Петербургский благотворительный фонд
развития детского творчества «Добрыня»
Презентация исследовательской работы:
- Городские историко-краеведческие чтения
- Городская историко-краеведческая конференция школьников «Война. Блокада. Ленинград».
- Конкурс исследовательских работ школьников Санкт-Петербурга по истории России
- Конкурс исследовательских работ школьников Санкт-Петербурга по военно-исторической тематике
Использование результатов исследовательской деятельности для
организации гражданско-патриотического воспитания во внеклассной работе
Вахта памяти (посещение мест боев и захоронений воинов 55 армии)
Экскурсоведение (создание, проведение тематических экскурсий)
Проектная деятельность (создание электронных презентаций)
Социально-ориентированная (уход за обелиском 18 в. на Рыбацком проспекте)
Игровая деятельность (викторины, игры по станциям)
Творческая (изобразительная, концертная)
Туризм (походы по местам боевой славы)
Модули заменяемые дополняемые
Рассмотрим организацию гражданско-патриотического воспитания на примере конкретного исследования.
Школа № 569 находится в микрорайоне Рыбацкое. В годы Великой Отечественной войны Рыбацкое находилось во втором эшелоне обороны 55 армии. Об этом напоминает мемориал на Рыбацком проспекте: ДОТ и памятная стела.
История создания и боевых действий 55 армии легли в основу исследовательских работ учащихся. Работы юных исследователей были отмечены дипломами районных и городских конкурсов. Исследовательская работа Шарипо Дмитрия «Герои нашей армии» вошла в одноименный сборник, выпущенный издательством «Нестор-История» в 2011 году, в 2012 году вышло второе издание. Электронные презентации, созданные на основе материалов поиска, пополнили копилку учебных пособий. Но школьное исследование не ограничивается успехами победителя-одиночки. В работу вовлекаются одноклассники: вместе с исследователем они проходят по местам боев, посещают музеи, участвуют в акциях, становятся первыми слушателями и строгими судьями творческой работы.
Из отзывов учеников 5 класса о рассказе Дмитрия Шарипо «Боевой путь 55 армии».
Что вы запомнили из рассказа Дмитрия Шарипо?
Оцените выступление.
55 армия обороняла Невский район, не давала фашистам ворваться в город. Этой армии было поставлено много памятников.
Мне очень понравилась лекция. Из неё я узнала много нового о 55 армии, послушала песню 55 армии. Лекция очень интересная.
( Ольга, 5б класс)
Задача армии была защитить свой район. Я запомнил, что госпиталь 55 армии находился в школе на берегу Невы. Мне понравилось, как он рассказывал.
( Сергей, 5б класс)
Таким образом, работа над школьным исследованием позволяет проводить не только индивидуальную, но и массовую работу с учащимися.
В школе стало традицией в день скорбной даты начала блокады Ленинграда и накануне Дня Победы проводить торжественные линейки на Казанском кладбище в Рыбацком. Здесь похоронены местные жители, умершие в годы блокады, и воины 55 армии. Перед минутой молчания были зачитаны фамилии бойцов и командиров, захороненных в братских могилах Казанского кладбища. Список был составлен на основе Интернет-ресурса Объединенная база данных «Мемориал», являлся приложением к исследовательской работе.
В мае. учащиеся 10 класса посещают воинское захоронение в поселке Усть-Ижора. На торжественной линейке звучат стихи о войне, написанные современными школьниками.
В память создания 55 армии 8-9 сентября учащиеся 5, 9 классов школы была проводят Вахту памяти, возложение цветов на братские могилы кладбища памяти жертв 9 января, где похоронены воины, умершие в госпиталях.
Учащиеся 4, 6 классов проводят торжественные линейки на Казанском кладбище;
Ученики начальных классов возлагают цветы к мемориалу на Рыбацком проспекте.
Для определения влияния мероприятий было разработано и проведено анкетирование среди учащихся 8, 11 классов. Были поставлены вопросы:
Почему надо помнить о войне?
О войне надо помнить, потому что это страшное прошлое твоей семьи, твоих дедов и прадедов.
( Вадим, 11 класс)
Война произошла из-за огромного количества ошибок, которое совершило человечество. Горе, боль, которые принесла война надолго остались в сердцах людей. Но постепенно эти чувства уходят. Забываются ошибки. Появляется почва для развития новых конфликтов. Память – щит от новой войны.
( Александр, 11 класс)
Какие чувства вы переживали, какие мысли посещали во время Вахты памяти?
Во время проведения Вахты памяти было грустно, печально и тоскливо, так как многие из воевавших не дожили до победы. Но я испытывала гордость за них, ведь они воевали за нас, за наше будущее.
( Мария, 11 класс)
Я благодарен всем людям, которые боролись за то, чтобы мы жили. Они были очень мужественные.
( Анатолий, 8 класс)
Чувства печали, горя, сожаления. И гордости за тех, кто выстоял всю войну против немецких войск. Мысли о том, как люди сражались, побеждали и проигрывали, о том, каким надо быть сильным человеком, чтобы выстоять всю войну.
( Арина, 8 класс)
Учащимися 9 класса были записаны видео-интервью.
Ответы на вопросы показывают, что проводимые мероприятия находят отклик в душах детей, воспитывают их гражданские чувства.
Содержание исследовательских работ «Современное Рыбацкое», «Боевой путь 55 армии» были использованы для составления вопросов туристко-краеведческой игры по станциям, в которой принимали участие 3 – 6 классы.
Осмотр мест боев 55 армии при прорыве блокады был одной из задач поездки учащихся 6 – 7-х классов в Саблино.
Большой вклад в гражданско-патриотическое воспитание вносит оркестр народных инструментов «Серебряный родник». В репертуаре оркестра появится «Песня 55 армии».
История 55-ой армии получила продолжение в новых исследовательских работах учащихся: Хозяинова Вячеслава «Творческое объединение «Боевой карандаш» и «История 71-го отдельного бронедивизиона» Сорокина Михаила. Вячеслав стал призером I Региональной олимпиады по краеведению школьников Санкт-Петербурга в 2012 году, Михаил награжден дипломом V Региональной олимпиады в 2016 году.
Связь истории и современности стала основой исследований Рубаник Анны и Чеснаковой Кати «Музеи МО Рыбацкого». Девочки вовлекли в свою работу одноклассников, вместе с которыми посещали музеи, учеников начальных классов, для которых подготовили презентацию и игру. В 2020 г. авторы работы стали победителями районного конкурса «Старт в науку» и призерами городского этапа этого же конкурса.
Формирование современного облика МО Рыбацкого изучила Бессмертная Ольга, результатом стала исследовательская работа «Скульптурный мир Рыбацкого» и видеосюжет. Поиск познакомил автора работы с пожарными, и скульптором-любителем. Участниками экскурсии стали и одноклассники. Ученица была награждена дипломом победителя районного конкурса «Местные».
Заключение.
Система учебной исследовательской работы, сложившаяся в школе и система воспитательной работы, построенная на основе школьного исследования, отвечают задачам национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,
помогают раскрытию способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему «Организация гражданско-патриотического воспитания учащихся на примере подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне».
Данная методическая разработка посвящается некоторым формам и методам организации гражданско-патриотического воспитания учащихся в рамках подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне....
Инновационный подход в организации гражданско-патриотического воспитания музейными средствами
laquo;Музей - это дверь в прошлое и окно в будущее»...
Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Текст доклада для выступления на ЦИО НМЦ 32-й Международной Конференции «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития» по теме«Использование ИКТ в историко-к...
Организация гражданско-патриотического воспитания школьников в условиях введения ФГОС
Организация гражданско-патриотического воспитания школьников. Из опыта работы школы....
Доклад "Организация гражданско-патриотического воспитания учащихся через развитие любви к своей малой Родине"
Доклад "Организация гражданско-патриотического воспитания учащихся через развитие любви к своей малой Родине"...
Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся
Воспитание гражданина и патриота всегда было важнейшей задачей, которую общество ставило перед школой. Сегодня гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особую значимост...
Организация гражданско - патриотического воспитания дошкольников
Опыт работы по реализации гражданско-патриотического воспитания дошкольников...