Организация гражданско-патриотического воспитания школьников в условиях введения ФГОС
статья

Васильев Александр Григорьевич

Организация гражданско-патриотического воспитания школьников. Из опыта работы школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы школы по направлению

 «Организация гражданско-патриотического воспитания школьников в условиях введения ФГОС»

Доклад на педсовете «Анализ деятельности ОУ» за 2014-2015 учебный год

Васильев А.Г., учитель истории и обществознания,

директор МБОУ «Байкальская СОШ»

      В настоящее время, для развития и процветания нашей страны мало, чтобы человек получил образование в какой-либо своей узкой специализации, также требуется, чтобы человек хотел работать и всячески способствовал развитию своей республики и страны. Для этого с раннего возраста детям необходимо прививать любовь к героическому и историческому прошлому и культуре своего народа. Данная проблема очень актуальна и значима в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед педагогами стоит непростая задача сформировать в каждом ребенке все необходимые качества, которые создадут устойчивый фундамент для развития личности.

    От того, насколько человек почувствовал себя человеком, осознал свою сопричастность происходящему, ответственность за судьбу Отечества, от его ценностных ориентаций и мировоззренческих установок зависит содержание, характер, направленность социально-экономического и политического развития страны.

     Гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к Государственному флагу и гербу РФ, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание. И наконец, способствует единению всех граждан республики и страны вне зависимости от национальной принадлежности, политических либо религиозных убеждений, консолидирует общество.

      Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Воспитание гражданина - одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания, усилия прежде всего следует сосредоточивать на формировании у учащихся ценностного отношения к явлениям общественной жизни, что подчеркивается в условиях введения ФГОС.

    Движение общества к социально справедливому, демократическому, цивилизованному государству невозможно без человека гражданской культуры. Сегодня уже недостаточно быть просто нравственным человеком, квалифицированным специалистом. Главной фигурой в динамично меняющемся мире становится человек с системным глобальным мышлением, основами научного мировоззрения, национального самосознания.

  В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.

    Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов.

    Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе нашей школы, для которого в школе имеются все условия: спортивный зал, спортивный стадион для тренировок, в школе работают краеведческий музей, библиотека, объединения дополнительного образования.

     Школа работает давно в этом направлении, имеет свой опыт, достижения. Высоких результатов достигают учащиеся школы в различных конкурсах, соревнованиях, спорте. Для реализации этих целей в данный момент необходимо выполнение конкретных задач, основными из которых являются:

•        привитие глубокого уважения к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре, религиям народа России;

•        привитие уважения к Государственному гербу и Государственному флагу РФ, основанного на героической и полной драматизма истории русского народа;

•        воспитание чувства гордости за свою страну и готовности к выполнению социальной роли гражданина;

•        воспитание в духе национального взаимодействия и дружелюбия, монолитного единства народов России. Интернациональное воспитание;

•        привитие любви и уважения к русскому языку как языку коренного населения РФ и другим языкам народа России;

•        убеждение в необходимости охраны экологической среды;

•        организация выполнения спортивных комплексов ГТО и нормативов;

•        воспитание уважения к Вооруженным Силам РФ и к защитнику Отечества, воину;

•        формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины.

   В системе работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся используется календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных дат, традиционных мероприятий школы. Например, основным событием текущего года является празднование 70-й годовщины Великой Победы. Организация воспитательной работы в школе проводится с акцентом на мероприятия, подчеркивающие вклад советского народа в победу над фашизмом, его героизм и трудолюбие, миролюбивую внешнюю политику нашего государства.

  Активное использование в гражданско-патриотическом воспитании внешней атрибутики и символики, формирование авторитета и уважения к государственным символам, ознакомление с правилами их использования, и как результат, знание учащимися символики страны, понимание ее роли и значения в системе идеологических ценностей государства является одним из первостепенных показателей сформированности гражданско-патриотических качеств.

Как же мы воспитываем патриотизм? Сегодня в системе образования страны существуют разные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся.

1 направлениеВоспитание на боевых традициях народа.

Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

- проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Великой Победы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны, оказание шефской помощи;

- сбор материала о судьбе своих предков, родственников - участников ВОВ. Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ;

- празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.

- участие в военно-спортивной игре «Зарница», в спортивных соревнованиях, а также в других праздничных мероприятиях (концертах), посвященных  праздникам.

   В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны. Традиционным является связь со школой ветеранов ВОВ и труда, проживающих в селе. Все ветераны закреплены за классными коллективами, которые шефствуют над ними, поздравляя со всеми праздниками, помогая. Ежегодным стало приглашение их на праздничный концерт, посвященный Дню Победы, традиционно проводятся встречи с тружениками тыла. Ежегодно традиционно проходят в школе часы общения, конкурсы чтецов, конкурсы рисунков, плакатов, газет, патриотической песни.

  Опорной базой, площадкой для формирования настоящих защитников Отечества, патриотов Родины является ряд мероприятий, которые проходят в школе и районе. Это такие мероприятия как уроки Памяти,  акция ко Дню Победы «Салют, Победа!». Районные спортивные мероприятия, посвященные «Дню Защитника Отечества», соревнования по  волейболу, силовому многоборью, в которых наши учащиеся завоевывают призовые места.

2 направлениеИсторико-краеведческая работа

Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:

- экскурсии в краеведческие музей, школьный музей,

- уроки-знакомства с памятниками края;

- изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма, обычаев и праздников;

- поездки по родному краю.

  Одним из приоритетных направлений в деятельности школы является краеведение. Учащиеся совместно с руководителем музея:

- собирают материал о подвигах земляков - участников военных событий и оформляют экспозиции о ветеранах ВОВ;

- проводят экскурсии для учащихся 1-11 классов, педагогов, родителей, гостей школы.

    Традиционно важное место в системе воспитательной деятельности школы занимает школьный музей. Именно поисково - краеведческая работа способствует обращению сегодняшнего школьника к традициям своего народа. Через участие в мероприятиях по сбору информации идет приобщение к нравственным идеалам и принципам, героически-трудовому опыту поколений. Основная цель работы школьного музея: создание условий для развития познавательной активности и коммуникативной культуры учащихся, а также активной гражданской патриотической жизненной позиции, направленной на сохранение исторических, культурных и нравственных ценностей и традиций истории малой родины, их приумножение и развитие.

  Неформально мы подходим к работе школьного краеведческого музея по истории Великой Отечественной войны. Сегодня музей собрал материалы и выпустил книгу Памяти, 1 том «Их помнит мир спасенный»,  о жителях села Байкальское, призванных в годы войны на фронт, вернувшихся и пропавших без вести. Книга повествует о 110 жителях села. Здесь опубликованы боевые пути, биографии, факты из жизни, фотографии всех участников войны, о которых удалось собрать сведения. Распечатан 1 том книги в типографии г. Канск. Материалы были собраны краеведами школы под руководством Оксионовой Л.А., курирующей работу музея на базе Байкальской школы. В данное время обрабатываются материалы для 2 тома книги Памяти «Их в памяти своей хранить мы будем вечно» о сельских тружениках тыла. В их числе ветераны труда, Почетные колхозники, Заслуженные колхозники, Почетные граждане Северо-Байкальского района, всего 105 биографий. В перспективе сбор и оформление материалов по категории граждан «Дети войны».

3 направлениеФормирование правовых знаний.

Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права. Проводятся недели правовых знаний, уроки правоведения, мероприятия, связанные с пропагандой правовых знаний: классные часы, собрания, родительские собрания, оформлен уголок правовых знаний.

4 направлениеВоспитание на культурных традициях народа

- уроки гуманитарного цикла;

- организация и проведение тематических вечеров, бесед;

- изучение обычаев, традиций, праздников своего народа;

- изучение своей семьи, составление генеалогического дерева семьи;

- организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.

   Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.

Важную роль в процессе гражданско-патриотического воспитания играют детские общественные объединения. Детское общественное движение выполняет гражданскую миссию - готовить гуманных, социально активных и информированных граждан. В Северо-Байкальском районе организована детская организация «Вектор», на базе школы создана детская организация «Альтаир», объединяющие передовую часть школьников и молодежи.

   Особое место в гражданско-патриотическом воспитании занимает дополнительное образование. В школе работают кружки «Истоки», «Родники».  Коллектив школы взаимодействует в работе по гражданско - патриотическому воспитанию с разными учреждениями района: дополнительного образования, учреждениями культуры, спорта и другими, которые посещают наши учащиеся, о чем свидетельствует мониторинг занятости, который составляет 100%.

  В школе созданы необходимые условия для занятий спортом. Учащиеся школы посещают школьные спортивные секции  «Спортивные игры» для средних и старших школьников. Младшие школьники посещают занятия по внеурочной деятельности «Румяные щечки». Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы.     Пережитое и усвоенное в это время отличается большой психологической устойчивостью.

Если заложенные в младшем школьном возрасте аспекты патриотизма являются фундаментом, то подростковый возраст - мировоззренческой базой будущего гражданина.

    Огромная роль в воспитании гражданственности и патриотизма у школьников лежит на плечах классных руководителей, которые координируют деятельность детского коллектива в соответствии с годовым планом, проводят общешкольные мероприятия по данному направлению работы, знакомят учащихся с символикой  России, проводят классные часы, уроки мужества, организуют встречи с ветеранами и военнослужащими.

   Из анализа основных направлений гражданско-патриотического воспитания в школе подтвердилась важность формирования гражданственности и патриотизма у учащихся в условиях перехода  современной школы  на ФГОС нового поколения для развития полноценной личности. Как и нравственность в целом, патриотизм и гражданственность носят деятельный характер.     Поэтому и их воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здорового образа жизни у школьников в условиях введения ФГОС

Работа посвящена формированию культуры здорового образа жизни у школьников в условиях образовательного пространства гимназии...

Методический семинар "Организация работы групп продлённого дня в условиях введения ФГОС"

Данный материал даёт озможность провести семинар с воспитателями ГПД и учителями начальной школы по вопросу организации жизнедеятельности в группах продлённого дня,...

Музыкальное воспитание школьников в условиях введения ФГОС

Музыкальное воспитание школьников в условиях введения ФГОС: урок и внеурочная деятельность в системе работы...

Доклад на тему: «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях реализации ФГОС»

Доклад на тему:«Духовно-нравственное игражданско-патриотическое воспитаниешкольников в условиях реализации ФГОС»...

Эссе "Духовно-нравственное воспитание школьников в условиях введения ФГОС"

В статье рассматриваются основные аспекты духовно-нравственного воспитания школьников в условиях современной школы. Дается подробное рассмотрение средств формирования духовности и нравственности....

Физическое воспитание школьников в условиях введения и реализации ФГОС

В основе ФГОС лежит формирование универсальных учебных действий....

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...