Роль классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся
статья (10, 11 класс)

статья посвящена роли классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся. Идея воспитания патриотизма и гражданственности у детей стала сегодня задачей государственной важности. Гражданско-патриотическое воспитание занимает особое место в работе классного руководителя нашей школы, поскольку имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности кадета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся

Корешкова Анжелика Анатольева/Korehskova Anzhelika Anatol’evna- учитель математики, высшая квалификационная категория, ГБ НОУ «Губернаторская кадетская школа – интернат полиции» г.Кемерово.

Аннотация: статья посвящена роли классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся. Идея воспитания патриотизма и гражданственности у детей стала сегодня задачей государственной важности. Гражданско-патриотическое воспитание занимает особое место в работе классного руководителя нашей школы, поскольку имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности кадета.

Ключевые слова: патриотизм, классный руководитель, гражданско-патриотическое воспитание, школа, гражданин, Отечество.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности у детей стала сегодня задачей государственной важности. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»  подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость»[2], т.е.  под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.

Понятие «патриотизм» многогранно. Патриотизм  – это и любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность жертвовать собой, защищая его, гордость за свой народ. Это и любовь к родным местам, своей семье, ощущение своей неразрывной связи с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатство своей страны. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Гражданско-патриотическое воспитание занимает особое место в работе классного руководителя нашей школы, поскольку имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности кадета. Оно направлено на развитие интереса к воинским специальностям и формирование готовности кадет к достойному служению обществу и государству.

          Патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха[1]. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

          В последнее десятилетие в российском обществе произошли изменения, серьезно повлиявшие на социальную активность людей, требования к реализации личностного потенциала, определение жизненных позиций. Глобальные изменения приоритетов в государственном устройстве России, ориентированном на восстановление духовных и интеллектуальных ценностей личности обусловили формирование социального заказа на возрождение Кадетского образования. В традиционном русском понимании слово «кадет» трактуется намного шире - это не чин, не звание, а состояние души, воспитанной и взращенной на лучших традициях славной, героической истории нашего Отечества.

   В школе реализуются следующие программы:

Программа «Мое Отечество»

Цель: осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

По данному направлению проводятся

-тематические классные часы по изучению истории «большой» и «малой» Родины,

-встречи с почетными жителями города Кемерово и Кемеровской области, ветеранами войн, тружениками тыла, знаменитыми гражданами края,

-литературно-музыкальные композиции «Эхо войны»,

-сбор информации по темам «Родной край в годы войны», «Из семейного архива».

Программа «Я горжусь тобой, Сибирь»

Цель: воспитание у кадет любви к родному краю как к своей малой Родине.

Эта программа предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, деятельности детских общественных организаций, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, участие в управлении воспитательным процессом членов детского самоуправления, организацию трудовой и профориентационной деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков.

Героико-патриотическое направление было и остается одним из главных в комплексной программе воспитания и обучения подрастающего поколения. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним их важных элементов общественного сознания.

 Героико-патриотическое воспитание - это основная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных и исторических дат нашей истории [4]. А также данное направление является частью гражданского воспитания, базирующегося, прежде всего на сложившейся правовой базе между гражданином и государством. Патриотическое  чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм. Воспитание кадет в духе патриотизма является основной частью воспитательной работы в школе-интернате.

Программа « Я - Гражданин»

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

В условиях становления и развития российского демократического общества гражданское образование превращается в одну из самых актуальных задач школы. Воспитание гражданина своей страны- одно из главных условий возрождения нации.

  Гражданин России - это человек, знающий историю своей  страны, любящий Родину, активно выполняющий социальные роли, готовый встать на защиту своего Отечества.

  Понятие «гражданственность» предполагает реализацию личностью своих прав и обязанностей по отношению к Отечеству, своей малой Родине, обществу, самому себе. Важно воспитать настоящего гражданина своей страны, человека с активной жизненной позицией.  Программа «Я – Гражданин» способствует формированию гражданской позиции подростка, создает условия для его самопознания, саморазвития и самовоспитания.

  Система занятий и мероприятий, проводимых в рамках  реализации данной программы, способствует усвоению таких понятий, как патриотизм, гражданский долг, гражданская позиция, правовое поведение. Содержание программы способствует формированию социальной активности подростков, формированию у них гражданско-правовой компетенции, что в свою очередь будет способствовать складыванию гражданской компетентности.

  Программа «Милосердие»

Цель: приобщение к моральным и духовным ценностям, волонтерская помощь ветеранам.

   Для достижения желаемых результатов в данном направлении необходимо формирование гражданского сознания и деятельных позиций личности через активное вовлечение в социальную деятельность, через изменение школьного климата, развитие самоуправления.

   Четыре раза в год для кадет организуются полевые выходы, в рамках которых каждый из них может получить возможность проверить уровень своей физической подготовки и получить навыки обращения со стрелковым оружием. Нередко полевые занятия проводятся в непростых условиях - дождь, ветер, однако это не мешает получить необходимые первоначальные знания по основам военной службы.

  Воспитание милосердного отношения к ветеранам войны и труда, к старшему поколению, восстановлению исторических событий в своем регионе, участие в сохранении и увековечении памяти защитников Отечества – все это прививается на классных часах и внеклассных мероприятиях.

Литература

  1. Горбунов, В. Школьный музей и воспитание патриотизма [Текст] / 

В. Горбунов  // Воспитание школьников. – 2007. – №5. – С.17.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795
3.  Евтушенко, С. В. , Хамитова, Е. В. Воспитываем будущего гражданина [Текст] /  С. В. Евтушенко, Е. В. Хамитова // Учитель Кузбасса. – 2007. – №1. – С.32.
4. Зяблова, В. Поисковое движение как фактор гражданско-патриотического воспитания [Текст] / В.Зяблова // Воспитание школьников. – 2008. – №8. – С.3.
5. Серов, Б. Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг [Текст] / Б. Н.Серов.  – М.: ВАКО, 2005. –

192 с.
6. Степанов П.В., Григорьев, Д.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе /Под ред. Н.Л. Селивановой, В.М. Лизинского. - М.: АПК и ПРО, 2003.- 83с.
7. Халанская, С. М. Структура работы классного руководителя по патриотическому воспитанию [Текст] / С. М.Халанская // Классный руководитель. – 2004. –  №3. – С. 15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль классного руководителя в организации антинаркотической профилактики в школе". Материалы к семинару классных руководителей.

Материал может быть использован для проведения семинара как для классных руководителей, так и для заместителей директоров по воспитательной работе школ. Цель: воспитание психологического иммунитета у ...

Роль классного руководителя в организации педагогической поддержки учащихся в профессиональном выборе

 В связи с развитием новых технологий, ростом благосостояния людей и потребностей общества возникают новые виды деятельности человека, изменяются старые, получая другие названия. У учащихс...

Роль классного руководителя в организации профориентационной работы с учащимися

Основные направления в работе классного руководителя:•выявление интересов и склонностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности,...

Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности учащихся

Презентация - выступление на педагогическом совете...

Выступление на ШМО классных руководителей "Методическая система гражданско- патриотического воспитания"

Выступление на ШМО классныйх руководителей по теме "Методическая система гражданско - патриотического воспитание"...

Работа классного руководителя по формированию гражданско-патриотического самосознания учащихся в условиях современной школы

Основные направления и формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию современных школьников...