Внеурочная деятельность
материал
Работа школьного музея
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_muzeya.docx | 380.44 КБ |
odnknr_2022.docx | 36.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Полное название музея:
«Школьный краеведческий музей»
учреждение образования: МБОУ «Улюнская средняя общеобразовательная школа имени Сахара Хамнаева»
Контактная информация: 671601, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Улюн, ул. Пионерская, 29 Тел. 8 (301 31) 94-129; факс 8 (301 31) 94-219; e-mail: USOSchool@mail.ru
ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ МБОУ «Улюнская СОШ им. С. Хамнаева»
I. Общие положения
1.1 Школьный музей содействует приобщению школьников к поисковой и исследовательской работе, воспитанию бережного отношения к историко-культурному и природному наследию малой Родины, формированию духовно-нравственных ценностей.
1.2 Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.
1.3 Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.
1.4 Школьный музей в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, законом РФ «Об образовании», Уставом МБОУ «Улюнская СОШ им. С. Хамнаева» и настоящим Положением о школьном музее.
II. Основные понятия
2.1 Профиль музея — специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с историей и краеведением.
2.2 Музейный предмет — памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.
2.3 Музейное собрание — организованная совокупность музейных предметов и вспомогательных материалов.
2.4 Комплектование музейных фондов — деятельность музея: по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.
2.5 Инвентарная книга — основной документ учета музейных предметов.
2.6 Экспозиция — выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).
III. Организация и деятельность музея
3.1 Организация музея в образовательном учреждении является результатом краеведческой, экскурсионной работы обучающихся и учителей.
3.2 Нормативно-правовым документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.
3.3 Деятельность музея регламентируется настоящим положением.
3.4 Создание школьного музея явилось результатом целенаправленной творческой поисково-исследовательской и собирательной работы школьников и учителей;
- собранные и зарегистрированные в инвентарной книге коллекции музейных предметов, дающих возможность создать школьный музей;
- отдельное помещение, оборудованное для создания музейной экспозиции и работы ученического актива и учителей;
3.5 Профилем школьного музея является история жизнедеятельности села Улюн и МБОУ «Улюнская СОШ им. С. Хамнаева» , а также использование других коллекций, поступивших в музей.
IV. Функции музея
4.1 Основными функциями музея являются:
- документирование истории, культуры и природы родного края, школы, путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;
- осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;
- организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом; развитие детского самоуправления.
V. Руководитель школьного музея:
а) ведет в инвентарной книге учет подлинных материалов, поступающих в школьный музей, обеспечивает их систематизацию, правильное хранение и экспонирование;
б) ведет плановую исследовательскую работу в архиве района, библиотеках по комплектованию музейного фонда документов;
VI. Реорганизация (ликвидация) музея
9.1 Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается директором школы по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.
- краткая история музея (дата создания, основные этапы деятельности, достижения) - до 2 стр.
В воспитании учащихся особое место занимает школьный краеведческий музей, созданный в 1978 г. учителем географии, Отличником народного просвещения РСФСР, Заслуженным учителем Бурятской АССР Семёновой Галиной Семёновной. Музей возник под её руководством в результате поисково-исследовательской деятельности учащихся, и в то же время он становился средством их собственного воспитания. Музейные экспозиции охватывают географию, историю родного края, экономику, социальную инфраструктуру сёл, откуда были родом дети, учившиеся в школе: Улюн, Улюкчикан, Ярикто, Хилгана, Борогол. Вместе с классными руководителями Галина Семёновна сумела организовать поисковую деятельность всех классов школы на выявление и изучение боевого пути жителей этих сёл – участников Великой Отечественной войны, и в результате было составлено более 80 карт тех военных дорог, по которым они прошли от Волги до Берлина. По этим материалам в музее проводятся уроки мужества, музей носит имя земляка, прославленного командира партизанского отряда на Смоленщине Г.В. Очирова.
Основные виды деятельности школьного музея:
№ | Вид деятельности | Содержание деятельности |
1. | Поисково-собирательная и учебно-исследовательская | - Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях школы, села; - Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование - Посещение зданий и других исторических объектов. - Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры; - Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д. - Создание экспозиций, разделов музея, оформление - Проведение экскурсионной работы в музее. - Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в районных научно-практических и краеведческих конкурсах, олимпиадах, конференциях и т.п. на уровне города, района |
2. | Экскурсионно – просветительская деятельность | - организация и проведение экскурсий; - организация краеведческих научно-практических конференций; Участие в районных и республиканских смотрах-конкурсах музеев. |
3. | Оформительская деятельность | - составление альбомов, дневников, отчетов, рефератов; - оформление выставок, плакатов, планшетов; - оформление экспозиций школьного музея; - составление электронного банка материалов школьного музея. |
4. | Урочная деятельность | - использование материалов музея для проведения уроков, классных часов; - проведение на базе музея уроков; - работа с документами; |
5. | Поисково-исследовательская деятельность учащихся | - изучение истории края, села, школы; - исследование проблемных вопросов в истории края, города; - написание рефератов и участие в научно-практических конференциях. |
6. | Методическая работа. | - создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея; -создание книжек-буклетов по материалам школьного музея; -разработка сценариев мероприятий, программ, викторин конкурсов, методических рекомендаций. |
Основные направления программы.
Реализация направлений деятельности музея Отв. Эрдыниева А.Д.
Направления деятельности | Реализация направления |
Методическая деятельность | Разработка и реализация программ внеурочной деятельности обучающихся.
|
Экскурсионно-просветительская |
|
Поисково-исследовательская | Проект «Из истории одного экспоната» |
Учебно - исследовательское | По истории Бурятии: 1) «Их имена забыться не должны» 2) «Древняя история села Улюн» 3) Летопись родного края 4) «Чтобы помнили» По истории школы: 1) «Летопись школы» 2) «Из юности шагнувший в бессмертие» 3) «Бессмертный полк 74» |
- Экспозиция:
- край наш родной: наша флора, наша фауна;
- этнокультура;
- хронология развития края;
- история школы: основатель школы - Сахар Хамнаев, коллектив школы вчера и сегодня, наши выпускники;
- история организаций Улюна;
- Г. В. Очиров - герой ВОВ, командир партизанского отряда;
- ветераны войны и труда.
- Фонды музея:
- предметы старинного быта баргузинских бурят;
- коллекция монет и денежных знаков;
- фотографии Г.В.Очирова, альбомы, переписка с партизанами Смоленщины;
- наградные материалы ветерана ВОВ Сультимова Б. Г.;
- письма с фронта, справки о ранениях, извещения и другие документы военных лет;
- фотографии по истории школы, колхоза, выпускников школы;
- альбомы по истории школы, колхоза имени XXII партсъезда, организаций.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1.Рабочая программа разработана в соответствии:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года
N 273-ФЗ;
- Приказ МО и Н РФ №373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- Приказ МО и Н РФ №1897 от 17.12.2009г. «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказа МО и Н РФ №1578 от 31.12.2015г. «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. N 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные»);
- Приказ МО и РФ от 31.12.2015г. №1576, 1577 « О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО и Н РФ №373 от 06.10.2009г.»;
- Приказ МО и Н РФ №15 от 26.01.2017 г. с изменениями от 5.06.2017 №629 «Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Образовательная программа начального общего образования, реализующая ФГОС МБОУ «Улюнская СОШ им.С.Хамнаева»;
- Уставом МБОУ «Улюнская СОШ имени С.Хамнаева».
Рабочая программа учебного предмета «ОДНКНР» для 5-6 классов составлена на основе Примерных программ по учебнику для учащихся общеобразовательных учреждений. Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана - Граф, 2015.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Улюнская СОШ имени С.Хамнаева» на изучение Литературы в 5-6 классе отводится 1 часа в неделю, 34 часа в год.
2. Цель изучения учебного предмета - изучения курса состоит в воспитании ответственного и мыслящего гражданина, способного к самоидентификации и продуктивной деятельности в условиях многоконфессионального и полиэтнического российского общества.
Задачи:
- воспитание у обучающихся чувства гордости за свою Родину и историю России, уважения к народам, их культуре и традициям;
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- формирование ценностей многонационального российского общества;
- формирование уважительного отношения к истории и культуре народов российской Федерации;
- формировать внутренние установки личности, ценностные ориентиры, связанные с нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей Родине, родному краю, уважения к народам, их культуре и традициям;
- овладение начальными навыками адаптации в многонациональном и многоконфессиональном обществе;
- развитие чувства личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие умений и навыков сотрудничества с представителями инонациональных культур и религий в разных социальных ситуациях.
3. Содержание учебного предмета
5 класс (35 часов)
Раздел 1. Введение в предмет – 1 час.
Традиционные религии России — неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина.
Раздел 2. Особенности восточного и западного христианства – 7 часов.
Древние предания христиан. Возникновение христианства. Христианская церковь. Православие на Руси и в России. Христианские святые. Православный храм, его устройство Христианские праздники и таинства. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Католики и протестанты.
Раздел 3. Введение в исламскую духовную традицию – 3 часа.
Пророк Мухаммад и возникновение ислама. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Во что верят мусульмане. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.
Раздел 4. Введение в иудейскую духовную традицию – 3 часа.
Иудаизм - самая древняя вера в единого Бога. Тора - главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Обычаи и обряды иудеев. Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Раздел 5. Введение в буддийскую духовную традицию - 3 часа.
Будда и его учение. Буддийские святые. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Направления и обряды буддизма. Праздники в буддийской культуре.
Повторительно-обобщающий урок – 1 час.
Раздел 6. Православие в Древней Руси до современности – 6 часов.
Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев — центр православия в Древней Руси. Значение Киева для православных России. Русское монашество. Митрополит Илларион. Антоний и Феодосии Печерские. Киево-Печерская лавра. «Поучение» Владимира Мономаха. Владимир Мономах — православный христианин. «Поучение» Мономаха и его христианский нравственный идеал. Православная Церковь и нашествие монголов. Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская Церковь и Золотая Орда. Русская Православная Церковь — оплот единства русских земель. Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель. Православие в Московской Руси. Митрополит Алексий и его заветы православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской Церкви. Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству. Православие в Российском царстве. Учреждение в России патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный. Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена. Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Заветы оптинских старцев. Ликвидация патриаршества при Петре I. Ограничение церковного землевладения Екатериной II. Сохранение роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «не судите и не будете судимы». Православие в Советской России. Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм и жертвенность во имя Отечества Русской Церкви в ходе ВеликойОтечественной войны. Патриотизм — обязательное качество православного христианина. Православие в современной России. Крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь. Русская Православная Церковь в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная Церковь Заграницей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости. Александро-Невский кафедральный собор – главный храм Старого Оскола. Православие в традициях Русского народа. Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный Спас). Пословицы и поговорки религиозного характера. Православие и традиционные ценности Русского народа. Православная вера — основа культурной и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. Ульяна Осорьина. Дом и семья в православии. Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православных. Любовь к детям и почитание родителей. Святые Петр и Феврония. Святые Петр и Феврония — образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии — Всероссийский день семьи, любви и верности.
Раздел 7. История ислама на территории России – 3 часа.
Проникновение ислама в Россию. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в Орде ислама. Ислам в государствах — наследниках Золотой Орды: Казанском, Астраханском, Сибирском и др. ханствах. Мусульмане в России. Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость русского правительства по отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. «Союз мусульман». Борьба с исламом в СССР. Ислам в современной России. Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 г. Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в современной России. Мусульманские Ценности и идеалы. Роль ислама в развитии благотворительности, пропаганде здорового образа жизни, сохранении межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе. Дом и семья в исламе. Семья — домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца в мусульманской семье. Отношения братьев и сестер. Родовые отношения в мусульманских семьях.
Раздел 8. Появление и развитие иудаизма в России – 3 часа.
Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев. Иудаизм в Российской Империи. Иудаизм СССР. Ограничение иудеев в правах и постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога Революция 1917 г. и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудеи Советского Союза и Великая Отечественная война. Трагедия Холокоста. Иудаизм в современной России. Возрождение иудаизма после 1991 г. Современные иудейские организации России. Роль иудейского духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском обществе. Иудаизм в культуре и Традициях еврейского народа. Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской общине. Милосердие — основная черта иудея.
Раздел 9. Появление и развитие буддизма в России – 3 часа.
Тибетский буддизм (школа гэлуг) — направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама — духовный лидер буддистов Тибета. Распространение буддизма среди народов России. Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хурул — буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул — памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Даган — буддийский храм у бурят. Дацан — буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ — буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев — выдающийся лидер российских буддистов. Буддизм в СССР. Революция 1917 г. и реформы российских буддистов во главе с Агваном. Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Буддизм в современной России. Современные буддийские организации России. Роль российских буддистов в утверждении в российском обществе добросердечия, милосердия и любви к ближнему. Буддизм в культуре и традициях народов России. Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиции коренных народов России. Буддизм и семья. Роль лам у буддистских народов России. Белый месяц — важный праздник российских буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса — сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве — основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам — праздничная мистерия.
Повторительно-обобщающий урок.
Роль традиционных религий России в утверждении в нашей стране идеалов добросердечия, справедливости, правды, мира и согласия, любви к ближнему, уважения к семье, патриотизма, верности долгу и дружбе.
Экскурсия в храм.
6 класс (35 часов)
Раздел 1. В мире культуры – 2 часа.
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа – 7 часов.
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура – 10 часов.
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Литература и искусство. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Повторительно-обобщающий урок – 1 час.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности – 6 часов.
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир – 4 часа.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Повторительно-обобщающий урок – 1 час.
Итоговая презентация проектов обучающихся – 4 часа.
«Великие ценности культуры».
4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
-понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. среди них:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или к их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
5 класс
Обучающиеся научатся:
- раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
- ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;
- понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
- излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
- устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
- выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
- акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
6 класс
Обучающиеся научатся:
- воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; - оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;
- сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов;
- проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;
- создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя;
- оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей;
- работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
- использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач; - высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;
- оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
- намечать способы саморазвития;
- работать с историческими источниками и документами.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог;
- работать в коллективе;
- уметь проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;
- решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.
5. Тематическое планирование 5 класс
№№ | Раздел/Тема | Количество часов |
1. | Введение в предмет | 1ч. |
2. | Особенности восточного и западного христианства | 7ч. |
3. | Введение в исламскую духовную традицию | 3ч. |
4. | Введение в иудейскую духовную традицию | 3ч. |
Повторительно-обобщающий урок. | 1ч. | |
5. | Православие в Древней Руси до современности | 6ч. |
7. | История ислама на территории России | 3ч. |
8. | Появление и развитие иудаизма в России | 3ч. |
9. | Повторительно-обобщающий урок | 1ч. |
Тематическое планирование 6 класс
№№ | Раздел/Тема | Количество часов |
1. | В мире культуры | 2ч. |
2. | Нравственные ценности российского народа | 7ч. |
3. | Религия и культура | 10ч. |
4, | Повторительно-обобщающий урок. | 1ч. |
5. | Как сохранить духовные ценности | 6ч. |
6. | Что составляет твой духовный мир | 4ч. |
7. | Повторительно-обобщающий урок | 1ч. |
№ п.п. | КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс Раздел/Тема | Кол-во часов | Плановая дата |
I | Введение в предмет – 1 час. | ||
1. | Традиционные религии России — неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина. | 1 | 4.09 |
II | Особенности восточного и западного христианства – 7 часов. | ||
1. | Древние предания христиан. | 1 | 11.09 |
2. | Возникновение христианства. | 1 | 18.09 |
3. | Христианская церковь. | 1 | 25.09 |
4. | Христианство на Руси и в России. | 1 | 2.10 |
5. | Христианские святые. Православный храм. | 1 | 9.10 |
6. | Христианские праздники и таинства. | 1 | 16.10 |
7. | Католики и протестанты. | 1 | 23.10 |
III | Введение в исламскую духовную традицию – 3 часа. | ||
1. | Пророк Мухаммад и возникновение ислама. | 1 | 30.10 |
2. | Во что верят мусульмане. | 1 | 13.11 |
3. | Мусульманские обряды и обычаи. | 1 | 20.11 |
IV | Введение в иудейскую духовную традицию – 3 часа. | ||
1. | Иудаизм- древняя религия евреев. | 1 | 27.11 |
2. | Во что верят иудеи. | 1 | 4.12 |
3. | Обычаи и обряды иудеев. | 1 | 11.12 |
V | Введение в буддийскую духовную традицию - 3 часа. | ||
1. | Кто такой Будда. | 1 | 18.12 |
2. | Во что верят буддисты. | 1 | 25.12 |
3. | Направления и обряды буддизма. | 1 | 15.01 |
Повторительно-обобщающий урок. | 1 | 22.01 | |
VI | Православие в Древней Руси до современности – 6 часов. | ||
1. | Православие в Древней Руси. | 1 | 29.01 |
2. | Православие в Московской Руси. | 1 | 5.02 |
3. | Православие при царях и императорах России. | 1 | 12.02 |
4. | От Советской России до современности. | 1 | 19.02 |
5. | Православие в традициях русского народа. | 1 | 26.02 |
6. | Дом и семья в православии. | 1 | 5.03 |
VII | История ислама на территории России – 3 часа. | ||
1. | История ислама в России. | 1 | 12.03 |
2. | Ислам в современной России. | 1 | 19.03 |
3. | Дом и семья в исламе. | 1 | 2.04 |
VIII | Появление и развитие иудаизма в России – 3 часа. | ||
1. | Появление и развитие иудаизма в России. | 1 | 09.04 |
2. | Иудаизм в СССР и современной России. | 1 | 16.04 |
3. | Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа. | 1 | 23.04 |
IХ | Появление и развитие буддизма в России – 3 часа. | ||
1. | Появление и развитие буддизма в России. | 1 | 30.04 |
2. | Буддизм в СССР и современной России. | 1 | 7.05 |
3. | Буддизм в культуре и традициях народов России. | 1 | 14.05 |
Повторительно-обобщающий урок. | 1 | 21.05 | |
Экскурсия в храм. | 1 | 28.05 |
№ п.п. | КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс Раздел/Тема | Кол-во часов | Плановая дата |
I | В мире культуры – 2 часа. | ||
1 | Величие многонациональной российской культуры. | 1 | 04.09 |
2 | Человек творец и носитель культуры. | 1 | 11.09 |
II | Нравственные ценности российского народа – 7 часов. | ||
1 | «Береги землю родимую, как мать любимую». | 1 | 18.09 |
2 | Жизнь ратными подвигами полна. | 1 | 25.09 |
3. | В труде – красота человека. | 1 | 02.10 |
4. | «Плод добрых трудов славян» | 1 | 09.10 |
5. | Люди труда. | 1 | 16.10 |
6. | Бережное отношение к природе. | 1 | 23.10 |
7. | Семья – хранитель духовных ценностей. | 1 | 30.10 |
III | Религия и культура – 10 часов | ||
1. | Роль религии в развитии культуры. | 1 | 13.11 |
2. | Культурное наследие христианской Руси. | 1 | 20.11 |
3. | Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. | 1 | 27.11 |
4. | Литература и искусство Древней Руси и их влияние на духовность людей. | 1 | 04.12 |
5. | Культура ислама. | 1 | 11.12 |
6. | Литература и искусство ислама. | 1 | 18.12 |
7. | Иудаизм и культура. | 1 | 25.12 |
8. | Иудейская история в произведениях живописи. | 1 | 15.01 |
9. | Культурные традиции буддизма. | 1 | 22.01 |
10. | Буддийские священные сооружения. Искусство танка. | 1 | 29.01 |
Повторительно-обобщающий урок | 1 | 05.02 | |
IV | Как сохранить духовные ценности – 6 часов. | ||
1. | Забота государства о сохранении духовных ценностей. | 1 | 12.02 |
2. | Православные храмы России. Храм Христа Спасителя. | 1 | 19.02 |
3. | Крупнейшие мечети России. | 1 | 26.02 |
4. | Синагоги России. | 1 | 05.03 |
5. | Буддийские храмы и монастыри России. | 1 | 11.03 |
6. | Хранить память предков. | 1 | 19.03 |
V | Что составляет твой духовный мир – 4 часа. | ||
1. | Твоя образованность. Твои интересы. Практическая работа. | 1 | 02.04 |
2. | Твоя культура поведения. | 1 | 09.04 |
3. | Твои нравственные качества. | 1 | 16.04 |
4. | Словарь терминов, связанных с духовностью, нравственностью и культурой. | 1 | 23.04 |
Повторительно-обобщающий урок. | 1 | 30.04 | |
1-4 | Итоговая презентация творческих проектов «Великие ценности культуры» | 4 | 07.05 14.05 21.05 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...