Внеурочная деятельность
материал

Эрдыниева Аюна Дугаровна

Работа школьного музея

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_muzeya.docx380.44 КБ
Файл odnknr_2022.docx36.75 КБ

Предварительный просмотр:

Полное название музея:

«Школьный краеведческий музей»

учреждение образования:  МБОУ «Улюнская средняя общеобразовательная школа имени Сахара Хамнаева»

Контактная информация: 671601, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Улюн, ул. Пионерская, 29 Тел. 8 (301 31) 94-129; факс 8 (301 31) 94-219; e-mail: USOSchool@mail.ru

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ МБОУ «Улюнская СОШ им. С. Хамнаева» 

I.         Общие положения

1.1   Школьный музей содействует приобщению школьников к поисковой и  исследовательской работе, воспитанию бережного отношения к историко-культурному и природному наследию малой Родины, формированию духовно-нравственных ценностей.

1.2   Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.

1.3   Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.

1.4   Школьный музей в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, законом РФ «Об образовании», Уставом МБОУ «Улюнская СОШ им. С. Хамнаева» и настоящим Положением о школьном музее.

II.      Основные понятия

2.1   Профиль музея — специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с историей и краеведением.

2.2   Музейный предмет — памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3   Музейное собрание — организованная совокупность музейных предметов и вспомогательных материалов.

2.4   Комплектование музейных фондов — деятельность музея: по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.

2.5   Инвентарная книга — основной документ учета музейных предметов.

2.6  Экспозиция — выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

 III.    Организация и деятельность музея

3.1  Организация музея в образовательном учреждении является результатом краеведческой, экскурсионной работы обучающихся и учителей.

3.2  Нормативно-правовым документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.

3.3  Деятельность музея регламентируется настоящим положением.

3.4  Создание школьного музея явилось результатом целенаправленной творческой поисково-исследовательской и собирательной работы школьников и учителей;

 - собранные и зарегистрированные в инвентарной книге коллекции музейных предметов, дающих возможность создать школьный музей;

- отдельное помещение, оборудованное для создания музейной экспозиции и работы ученического актива и учителей;

 3.5  Профилем школьного музея является история жизнедеятельности села Улюн и МБОУ «Улюнская СОШ им. С. Хамнаева» , а также использование других коллекций, поступивших в музей.

 IV.    Функции музея

4.1   Основными функциями музея являются:

- документирование истории, культуры и природы родного края, школы, путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;

- осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;

- организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;  развитие детского самоуправления.

 V.    Руководитель школьного музея:

а) ведет в инвентарной книге учет подлинных материалов, поступающих в школьный музей, обеспечивает их систематизацию, правильное хранение и экспонирование;

б) ведет плановую исследовательскую работу в архиве района, библиотеках по комплектованию музейного фонда документов;

VI.    Реорганизация (ликвидация) музея

9.1 Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается директором школы по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.

  • краткая история музея (дата создания, основные этапы деятельности, достижения) - до 2 стр.

        1 002  В воспитании учащихся особое место занимает школьный краеведческий музей, созданный в 1978 г. учителем географии, Отличником народного просвещения РСФСР, Заслуженным учителем Бурятской АССР Семёновой Галиной Семёновной. Музей возник под её руководством в результате поисково-исследовательской деятельности учащихся, и в то же время он становился средством их собственного воспитания. Музейные экспозиции охватывают географию, историю родного края, экономику, социальную инфраструктуру сёл, откуда были родом дети, учившиеся в школе: Улюн, Улюкчикан, Ярикто, Хилгана, Борогол. Вместе с классными руководителями Галина Семёновна сумела организовать поисковую деятельность всех классов школы на выявление и изучение боевого пути жителей этих сёл – участников Великой Отечественной войны, и в результате было составлено более 80 карт тех военных дорог, по которым они прошли от Волги до Берлина. По этим материалам в музее проводятся уроки мужества, музей носит имя земляка, прославленного командира партизанского отряда на Смоленщине Г.В. Очирова.

Основные виды деятельности школьного музея:

Вид деятельности

Содержание деятельности

1.

Поисково-собирательная и учебно-исследовательская

- Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях школы, села;

- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний,  исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование

- Посещение зданий и других исторических объектов.

- Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры;

- Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.

Создание экспозиций, разделов музея, оформление

- Проведение экскурсионной работы в музее.

- Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в районных научно-практических и краеведческих конкурсах, олимпиадах, конференциях и т.п. на уровне города, района

2.

Экскурсионно – просветительская деятельность                                             

- организация и проведение экскурсий;

- организация краеведческих научно-практических конференций;

Участие в районных и республиканских смотрах-конкурсах музеев.

3.

Оформительская деятельность

- составление альбомов, дневников, отчетов, рефератов;

- оформление выставок, плакатов, планшетов;

- оформление экспозиций школьного музея;

- составление электронного банка материалов школьного музея.

4.

 Урочная деятельность

- использование материалов музея для проведения уроков, классных часов;

- проведение на базе музея уроков;

- работа с документами;

5.

Поисково-исследовательская деятельность учащихся                         

- изучение истории края, села, школы;

- исследование проблемных вопросов в истории края, города;

- написание рефератов и участие в научно-практических конференциях.

6.

Методическая работа.

создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея;

-создание книжек-буклетов по материалам школьного музея;

-разработка сценариев мероприятий, программ, викторин конкурсов, методических рекомендаций.

Основные направления программы.

Направления

Мероприятия

Задачи

1.

Организация деятельности щкольного историко-краеведческого музея

по программе «Музей, как одна из форм гражданско-патриотического воспитания школьников»

1.Систематизация и учет краеведческого материала.

2.Создание фонда записей на электронных носителях.

1. Выработка новых форм и методов работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

2. Формирование фонда записей на электронных носителях образовательных программ по отечественной истории и культуре  3.Расширение материальной базы для проведения информационно-пропагандистской работы.

4. Активизация электронных и печатных средств информации в патриотическом воспитании школьников

1.Организация экскурсионно-просветительской деятельности.

2. Разработка и реализации программы «Виртуальный музей»

1.Повышение роли школьного музея  и других музейных объединений в патриотическом воспитании школьников.

2. Знакомство учащихся с историей своей страны, своего народа.

2.

Организация и реализация программы гражданско-патриотического  воспитания учащихся «Я – гражданин России»

Разработка  классных часов по направлению программы и ее реализация- «Я –гражданин»

- познакомить учащихся с понятиями «гражданин» и «патриот»

- принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей;

- формирование основ российской гражданской идентичности; патриотизма, гражданской солидарности, чувства личной ответственности за Отечество;

-развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

Разработка направления программы и ее реализация- «Я –патриот»

3.

Организация учебно-исследовательской и поисковой деятельности патриотической направленности

1.Организация и проведения школьных научно-исследовательских и практических конференций.

2. Участие учащихся в муниципальных и республиканских краеведческих конференциях.

3. Участие учащихся школы в научно-практической конференции «Шаг в будущее» и «Сибирская весна»

1. Приобщение учащихся  к вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания.

2. Воспитание учащихся школы на славных событиях истории страны.

3. Формирование у учащихся  способностей и стремление к самостоятельному получению знаний.

4.Создание условий для социализации, самореализации и адаптации учащихся к общественной жизни.

4.

«Моя малая Родина" – Тоонтонютаг.

1. «Формирование знаний об истории родного села».

2. Организация выездных экскурсий по культурно-историческим и памятным местам республики.

1.Организация  патриотической работы на основе формирования на основе музейных данных.

2. Формирование уважения к отечественной истории, воспитание чувства гордости за свою малую родину и республику.

3. Сохранение культурного наследия и традиций народов республики.

5.

Летопись школы.

1. Создание базы данных о детях войны, выпускниках школы

2. Организация и проведение тематических экскурсий и классных часов.

3. Составление мультимедийных презентаций

1. Развитие интереса к истории создания и развития школы,   организаций села и сельского поселения;

2.Сохранение школьных традиций.

6.

Детско-ветеранское движение «Слава»

1. Учет ветеранов ВОВ и тружеников тыла на микрорайоне школы.

2. Сохранение памяти об участниках войны, ветеранах и работников тыла.

Реализация проекта: «Дети войны»

3. Организация встреч с учителями, ветеранами школы.

Воспитание заботливого, бережного отношения к старшему поколению.

Оказание помощи и поддержки.

Сохранение памяти о подвиге советских воинов в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

7.

Военно-патриотическое направление

«Слава России»,  посвященные дням воинской славы России.

Знакомство учащихся с памятными событиями в истории нашей страны

«Юный патриот» и «Зарница» - военно-спортивная игра

Обеспечение преемственности традиций различных поколений защитников Отечества, сохранение памяти о народном подвиге в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и развитие чувства гордости за свою страну

Продолжение проекта «Книга памяти»

Создание электронной базы об участниках Великой Отечественной войны, родных и близких учителей и учащихся школы.

Участие в районных и муниципальных мероприятиях.

1. Сохранение памяти о подвиге советского народа в ВОВ.

2. Обеспечение преемственности традиций.

3. Формирование уважительного отношения к старшему поколению.

Подготовка и участие в смотре-конкурсе школьных музеев.

Реализация направлений деятельности музея Отв. Эрдыниева А.Д.

Направления деятельности

Реализация направления

Методическая деятельность

Разработка и реализация программ внеурочной деятельности обучающихся.

  1. «Я – гражданин», 5-6 кл.
  2. «Краеведение», 7-8 кл
  3. «Музееведение», 8-9 кл.

Экскурсионно-просветительская

  1. Экскурсии в музее (по темам)
  2. Организация выставок.
  3. Декада истории и обществознания.
  4. Экскурсии по селу.

Поисково-исследовательская

Проект «Из истории одного экспоната»

Учебно - исследовательское

По истории Бурятии:

1) «Их имена забыться не должны»

2) «Древняя история села Улюн»

3) Летопись родного края

4) «Чтобы помнили»

По истории школы:

1) «Летопись школы»

2) «Из юности шагнувший в бессмертие»

3) «Бессмертный полк 74»

  1. Экспозиция:

- край наш родной: наша флора, наша фауна;

- этнокультура;

- хронология развития края;

- история школы: основатель школы - Сахар Хамнаев, коллектив школы вчера и сегодня, наши выпускники;

- история организаций Улюна;

- Г. В. Очиров - герой ВОВ, командир партизанского отряда;

- ветераны войны и труда.

  1. Фонды музея:

- предметы старинного быта баргузинских бурят;

- коллекция монет и денежных знаков;

- фотографии Г.В.Очирова, альбомы,  переписка с партизанами Смоленщины;

-  наградные материалы ветерана ВОВ Сультимова Б. Г.;

- письма с фронта, справки о ранениях, извещения и другие документы военных лет;

- фотографии по истории школы, колхоза, выпускников школы;

- альбомы по истории школы,  колхоза имени XXII партсъезда, организаций.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1.Рабочая программа разработана в соответствии:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года

     N 273-ФЗ;

- Приказ МО и Н РФ №373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);

- Приказ МО и Н РФ №1897 от 17.12.2009г. «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-   Приказа МО и Н РФ №1578 от 31.12.2015г. «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. N 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные»);

- Приказ МО и РФ от 31.12.2015г. №1576, 1577 « О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО и Н РФ №373 от 06.10.2009г.»;

-  Приказ МО и Н РФ №15 от 26.01.2017 г. с изменениями от 5.06.2017 №629 «Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  •  Образовательная программа начального общего образования, реализующая ФГОС МБОУ «Улюнская СОШ им.С.Хамнаева»;

- Уставом МБОУ «Улюнская СОШ имени С.Хамнаева».

Рабочая программа учебного предмета «ОДНКНР» для 5-6 классов составлена на основе Примерных программ по учебнику для учащихся общеобразовательных учреждений. Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана - Граф, 2015.

В соответствии с учебным планом МБОУ «Улюнская СОШ имени С.Хамнаева» на изучение Литературы в 5-6 классе отводится 1 часа в неделю, 34 часа в год.

2. Цель изучения учебного предмета -  изучения курса состоит в воспитании ответственного и мыслящего гражданина, способного к самоидентификации и продуктивной деятельности в условиях многоконфессионального и полиэтнического российского общества.

Задачи:

- воспитание у обучающихся чувства гордости за свою Родину и историю России, уважения к народам, их культуре и традициям;

- формирование основ российской гражданской идентичности;

- формирование ценностей многонационального российского общества;

- формирование уважительного отношения к истории и культуре народов российской Федерации;

- формировать внутренние установки личности, ценностные ориентиры, связанные с нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей Родине, родному краю, уважения к народам, их культуре и традициям;

- овладение начальными навыками адаптации в многонациональном и многоконфессиональном обществе;

- развитие чувства личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие умений и навыков сотрудничества с представителями инонациональных культур и религий в разных социальных ситуациях.

3. Содержание учебного предмета

5 класс (35 часов)

Раздел 1. Введение в предмет – 1 час.

Традиционные религии России — неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина.

Раздел 2. Особенности восточного и западного христианства – 7 часов. 

Древние предания христиан. Возникновение христианства. Христианская церковь. Православие на Руси и в России. Христианские святые. Православный храм, его устройство  Христианские праздники и таинства. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Католики и протестанты.

Раздел 3. Введение в исламскую духовную традицию – 3 часа. 

Пророк Мухаммад  и возникновение ислама. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Во что верят мусульмане. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.

Раздел 4. Введение в иудейскую духовную традицию – 3 часа.

Иудаизм - самая древняя вера в единого Бога. Тора - главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Обычаи и обряды иудеев. Суббота (Шабат) в иудейской традиции.

Раздел 5.  Введение в буддийскую духовную традицию - 3 часа. 

Будда и его учение. Буддийские святые. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Направления и обряды буддизма. Праздники в буддийской культуре.

Повторительно-обобщающий урок – 1 час.

Раздел 6. Православие в Древней Руси до современности – 6 часов.

Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев — центр православия в Древней Руси. Значение Киева для православных России. Русское монашество. Митрополит Илларион. Антоний и Феодосии Печерские. Киево-Печерская лавра. «Поучение» Владимира Мономаха. Владимир Мономах — православный христианин. «Поучение» Мономаха и его христианский нравственный идеал. Православная Церковь и нашествие монголов. Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская Церковь и Золотая Орда. Русская Православная Церковь — оплот единства русских земель. Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель. Православие в Московской Руси. Митрополит Алексий и его заветы православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской Церкви. Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству. Православие в Российском царстве. Учреждение в России патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный. Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена. Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Заветы оптинских старцев. Ликвидация патриаршества при Петре I. Ограничение церковного землевладения Екатериной II. Сохранение роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «не судите и не будете судимы». Православие в Советской России. Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм и жертвенность во имя Отечества Русской Церкви в ходе ВеликойОтечественной войны. Патриотизм — обязательное качество православного христианина. Православие в современной России. Крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь. Русская Православная Церковь в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная Церковь Заграницей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости. Александро-Невский кафедральный собор – главный храм Старого Оскола. Православие в традициях Русского народа. Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный Спас). Пословицы и поговорки религиозного характера. Православие и традиционные ценности Русского народа. Православная вера — основа культурной и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. Ульяна Осорьина. Дом и семья в православии. Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православных. Любовь к детям и почитание родителей. Святые Петр и Феврония. Святые Петр и Феврония — образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии — Всероссийский день семьи, любви и верности.

Раздел 7.  История ислама на территории России – 3 часа.

Проникновение ислама в Россию. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в Орде ислама. Ислам в государствах — наследниках Золотой Орды: Казанском, Астраханском, Сибирском и др. ханствах. Мусульмане в России. Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость русского правительства по отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. «Союз мусульман». Борьба с исламом в СССР. Ислам в современной России. Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 г. Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в современной России. Мусульманские Ценности и идеалы. Роль ислама в развитии благотворительности, пропаганде здорового образа жизни, сохранении межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе. Дом и семья в исламе. Семья — домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца в мусульманской семье. Отношения братьев и сестер. Родовые отношения в мусульманских семьях.

Раздел 8. Появление и развитие иудаизма в России – 3 часа.

Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев. Иудаизм в Российской Империи. Иудаизм СССР. Ограничение иудеев в правах и постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога Революция 1917 г. и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудеи Советского Союза и Великая Отечественная война. Трагедия Холокоста. Иудаизм в современной России. Возрождение иудаизма после 1991 г. Современные иудейские организации России. Роль иудейского духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском обществе. Иудаизм в культуре и Традициях еврейского народа. Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской общине. Милосердие — основная черта иудея.

Раздел 9. Появление и развитие буддизма в России – 3 часа.

Тибетский буддизм (школа гэлуг) — направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама — духовный лидер буддистов Тибета. Распространение буддизма среди народов России. Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хурул — буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул — памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Даган — буддийский храм у бурят. Дацан — буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ — буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев — выдающийся лидер российских буддистов. Буддизм в СССР. Революция 1917 г. и реформы российских буддистов во главе с Агваном. Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Буддизм в современной России. Современные буддийские организации России. Роль российских буддистов в утверждении в российском обществе добросердечия, милосердия и любви к ближнему. Буддизм в культуре и традициях народов России. Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиции коренных народов России. Буддизм и семья. Роль лам у буддистских народов России. Белый месяц — важный праздник российских буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса — сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве — основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам — праздничная мистерия.

Повторительно-обобщающий урок.

Роль традиционных религий России в утверждении в нашей стране идеалов добросердечия, справедливости, правды, мира и согласия, любви к ближнему, уважения к семье, патриотизма, верности долгу и дружбе.

Экскурсия в храм.

6 класс (35 часов)

Раздел 1. В мире культуры – 2 часа.

Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа – 7 часов.

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура – 10 часов.

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Литература и искусство. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Повторительно-обобщающий урок – 1 час.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности – 6 часов.

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

Раздел 5. Твой духовный мир – 4 часа.

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.

Повторительно-обобщающий урок – 1 час.

Итоговая презентация проектов обучающихся – 4 часа.

«Великие ценности культуры».

4. Планируемые результаты

Личностные результаты:

    - осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

    -понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

    - проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

    - стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. среди них:

    - владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

   - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

   - овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

   - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

   - умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Предметные результаты обучения  нацелены  на  решение,  прежде  всего, образовательных задач:

- осознание  целостности  окружающего  мира,  расширение  знаний  о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или к их отсутствию;

- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

- формирование представлений об основах культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности;

- использование  полученных  знаний  в  продуктивной  и  преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

- расширение  кругозора  и  культурного  опыта  школьника,  формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

5 класс

Обучающиеся научатся:

- раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

- ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;

- понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

- излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

- устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

- выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

- акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

6 класс

Обучающиеся научатся:

- воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; - оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;

- сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов;

- проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;

- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

- создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя;

- оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания

известных личностей;

- работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

- использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач;                                                                                                                                     - высказывать  предположения  о  последствиях  неправильного (безнравственного) поведения человека;

- оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;

- намечать способы саморазвития;

- работать с историческими источниками и документами.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- планировать и организовывать свою учебную и  коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета,  видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

-  формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные  взгляды и оценки, вести конструктивный диалог;

- работать в коллективе;

- уметь проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать  её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;

-  решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;

- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.

5. Тематическое планирование 5 класс

№№

Раздел/Тема

Количество часов

1.

Введение в предмет

1ч.

2.

Особенности восточного и западного христианства

7ч.

3.

Введение в исламскую духовную традицию

3ч.

4.

Введение в иудейскую духовную традицию

3ч.

Повторительно-обобщающий урок.

1ч.

5.

Православие в Древней Руси до современности

6ч.

7.

История ислама на территории России

3ч.

8.

Появление и развитие иудаизма в России

3ч.

9.

Повторительно-обобщающий урок

1ч.

Тематическое планирование 6 класс

№№

Раздел/Тема

Количество часов

1.

В мире культуры

2ч.

2.

Нравственные ценности российского народа

7ч.

3.

Религия и культура

10ч.

4,

Повторительно-обобщающий урок.

1ч.

5.

Как сохранить духовные ценности

6ч.

6.

Что составляет твой духовный мир

4ч.

7.

Повторительно-обобщающий урок

1ч.

№ п.п.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс 

Раздел/Тема

Кол-во часов

Плановая дата

I

Введение в предмет – 1 час.

1.

Традиционные религии России — неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина.

1

4.09

II

Особенности восточного и западного христианства – 7 часов.

1.

Древние предания христиан.

1

11.09

2.

Возникновение христианства.

1

18.09

3.

Христианская церковь.

1

25.09

4.

Христианство на Руси и в России.

1

2.10

5.

Христианские святые. Православный храм.

1

9.10

6.

Христианские праздники и таинства.

1

16.10

7.

Католики и протестанты.

1

23.10

III

Введение в исламскую духовную традицию – 3 часа.

1.

Пророк Мухаммад и возникновение ислама.

1

30.10

2.

Во что верят мусульмане.

1

13.11

3.

Мусульманские обряды и обычаи.

1

20.11

IV

Введение в иудейскую духовную традицию – 3 часа.

1.

Иудаизм- древняя религия евреев.

1

27.11

2.

Во что верят иудеи.

1

4.12

3.

Обычаи и обряды иудеев.

1

11.12

V

Введение в буддийскую духовную традицию - 3 часа.

1.

Кто такой Будда.

1

18.12

2.

Во что верят буддисты.

1

25.12

3.

Направления и обряды буддизма.

1

15.01

Повторительно-обобщающий урок.

1

22.01

VI

Православие в Древней Руси до современности – 6 часов.

1.

Православие в Древней Руси.

1

29.01

2.

Православие в Московской Руси.

1

5.02

3.

Православие при царях и императорах России.

1

12.02

4.

От Советской России до современности.

1

19.02

5.

Православие в традициях русского народа.

1

26.02

6.

Дом и семья в православии.

1

5.03

VII

История ислама на территории России – 3 часа.

1.

История ислама в России.

1

12.03

2.

Ислам в современной России.

1

19.03

3.

Дом и семья в исламе.

1

2.04

VIII

Появление и развитие иудаизма в России – 3 часа.

1.

Появление и развитие иудаизма в России.

1

09.04

2.

Иудаизм в СССР и современной России.

1

16.04

3.

Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа.

1

23.04

Появление и развитие буддизма в России – 3 часа.

1.

Появление и развитие буддизма в России.

1

30.04

2.

Буддизм в СССР и современной России.

1

7.05

3.

Буддизм в культуре и традициях народов России.

1

14.05

Повторительно-обобщающий урок.

1

21.05

Экскурсия в храм.

1

28.05

№ п.п.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 класс

Раздел/Тема

Кол-во часов

Плановая дата

I

В мире культуры – 2 часа.

1

Величие многонациональной российской культуры.

1

04.09

2

Человек творец и носитель культуры.

1

11.09

II

Нравственные ценности российского народа – 7 часов.

1

«Береги землю родимую, как мать любимую».

1

18.09

2

Жизнь ратными подвигами полна.

1

25.09

3.

В труде – красота человека.

1

02.10

4.

«Плод добрых трудов славян»

1

09.10

5.

Люди труда.

1

16.10

6.

Бережное отношение к природе.

1

23.10

7.

Семья – хранитель духовных ценностей.

1

30.10

III

Религия и культура – 10 часов

1.

Роль религии в развитии культуры.

1

13.11

2.

Культурное наследие христианской Руси.

1

20.11

3.

Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования.

1

27.11

4.

Литература и искусство Древней Руси и их влияние на духовность людей.

1

04.12

5.

Культура ислама.

1

11.12

6.

Литература и искусство ислама.

1

18.12

7.

Иудаизм и культура.

1

25.12

8.

Иудейская история в произведениях живописи.

1

15.01

9.

Культурные традиции буддизма.

1

22.01

10.

Буддийские священные сооружения. Искусство танка.

1

29.01

Повторительно-обобщающий урок

1

05.02

IV

Как сохранить духовные ценности – 6 часов.

1.

Забота государства о сохранении духовных ценностей.

1

12.02

2.

Православные храмы России. Храм Христа Спасителя.

1

19.02

3.

Крупнейшие мечети России.

1

26.02

4.

Синагоги России.

1

05.03

5.

Буддийские храмы и монастыри России.

1

11.03

6.

Хранить память предков.

1

19.03

V

Что составляет твой духовный мир – 4 часа.

1.

Твоя образованность. Твои интересы. Практическая работа.

1

02.04

2.

Твоя культура поведения.

1

09.04

3.

Твои нравственные качества.

1

16.04

4.

Словарь терминов, связанных с духовностью, нравственностью и культурой.

1

23.04

Повторительно-обобщающий урок.

1

30.04

1-4

Итоговая презентация творческих проектов

«Великие ценности культуры»

4

07.05

14.05

21.05

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...