урок кубановедения в 8 классе
презентация к уроку по краеведению (8 класс)

Жукова Екатерина Андреевна

урок кубановедения в 8 классе на тему "Лексика кубанских говоров"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_8_klasse.pptx243.64 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_zhukovaea.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лексика кубанских говоров Учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 4 им.В.В.Самсонкиной Жукова Екатерина Андреевна Урок кубановедения в 8 классе

Слайд 2

Цели урока: сформировать у учащихся представление об истоках и специфике кубанских говоров, дать представление о топонимике Кубани. сформировать умения отличать диалектную речь от литературной, определять сферы их применения.

Слайд 3

Повторение изученного материала 1.Назовите языковые семьи, представители которых живут на Кубани? Ответ: Тюркские языки, кавказские языки, семитские и финно-угорские языки, индоевропейские языки. 2. Как и когда на территории Кубани появились восточнославянские языки и их говоры? Ответ: Начиная с XVII в. с появлением на Кубани первых переселенцев.

Слайд 4

Работа с текстом учебника – п.23 «диалектизм», «этнографическая лексика»

Слайд 5

Диалектизм – это диалектные слова, которые используются в устной или письменной речи. Этнографическая лексика – это слова, которые бытовали или бытуют среди населения Кубани, но не могут быть названы словами литературного языка.

Слайд 6

1). Нет ни женки молоденькой, Нет ни деточки маленькой… Была б жена молодая- Она б меня спросила, Была б деточка малая - Она б меня выплакала. 2) А по степи скачут яростные кони Без узды, без чепрака и седока. 3) Ждала, ждала мати сына, Пригорюнилась она. И.Варавва ? Найдите примеры диалектного ударения в стихах кубанского поэта И. Вараввы. Как вы думаете, почему поэт не использует в данных случаях литературное ударение?

Слайд 7

Найдите в тексте пособия местоположение следующих географических объектов: Азиштау , Бытха , Котх . Славянские названия - Колдун, Кочерга, Криница. Белая Глина, Горячий Ключ. Названия гор, образованные от диалектных слов - Кучерявая, Скаженная. Станиц, указывающие на переселенцев- Кущевская, Крыловская , Кореновск.

Слайд 8

Работаем в группах: 1 группа: соедините стрелками соответствующие понятия из двух столбцов: 2 группа: в приведённых ниже отрывках произведений кубанских авторов найдите слова, которые обозначают местные названия водоемов, особенностей рельефа. Объясните их значение. 3 группа: Заполните таблицу. Сравните диалектное значение слова с общеязыковым. Используйте слова для справок.

Слайд 9

Рефлексия Закончите предложения -Я узнал нового на уроке, что… Мне понравилось … Мне не понравилось…

Слайд 10

Домашнее задание 1. прочитать параграф 23, ответить на вопросы. 2. подготовить мини-проект «Использование диалектных слов»



Предварительный просмотр:

Конспект-сценарий урока по предмету кубановедение

( в форме развернутой технологической карты урока)

УРОК ПО ТЕМЕ: ЛЕКСИКА КУБАНСКИХ ГОВОРОВ

Учитель: Жукова Екатерина Андреевна

Учитель истории и обществознания

МАОУ СОШ № 4 им.В.В.Самсонкиной

Пояснительная записка к уроку: урок относится к четвертому разделу календарно-тематического планирования «Традиционная культура жителей Кубани и Черноморья». Нацелен формирование духовного и нравственного воспитания. Тип урока - комбинированный.

Цель урока: сформировать у учащихся представление об истоках и специфике кубанских говоров, дать представление о топонимике Кубани. Сформировать умения отличать диалектную речь от литературной, определять сферы их применения.

Планируемые результаты обучения:

-личностные результаты: проявлять интерес к историко-культурному наследию народов Кубани: понимать необходимость его сохранения, формировать уважение к языковым традициям жителей Кубани.

-метапредметные результаты: умение устанавливать аналогии, классифицировать, строить умозаключения и делать выводы.

- предметные результаты: объяснять причины языкового разнообразия Кубани и Черноморья, объяснять происхождение местных топонимов, названий природно-климатических явлений, этнографических понятий.

Дидактические средства: учебник Кубановедение – под редакцией  Б.А.Трехбратова, Краснодар, 2011 г.; Русский язык: литературная норма и кубанские говоры, Краснодар, 2007 г.

Оборудование урока: учебное пособие для 8 класса, мультимедийная презентация, карточки учителя.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

№ п/п

деятельность учителя

деятельность учащихся

1

Мотивация учащихся на достижение цели

приветствие

 Здравствуйте, ребята!

- Здоровеньки булы!

- Сегодня мы будем говорить о том, что составляет душу кубанского народа – о кубанском говоре, который обогащают нашу речь, делают ее образной, сочной, неповторимой.

здороваются с учителем

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Организовать детей.

Проверить готовность к уроку.

2

Повторение ранее изученного материала.

фронтальный опрос

Вопрос к классу: Назовите языковые семьи, представители которых живут на Кубани?

Вопрос к классу: Как и когда на территории Кубани появились восточнославянские языки и их говоры?

Тюрские языки, кавказские языки, семитские и финно-угорские языки, индоевропейские языки.

Начиная с XVII в. с появлением на Кубани первых переселенцев.

ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности принимают и сохраняют учебную задачу.

усвоение ранее изученного материала

3

Актуализация знаний

работа с учебным пособием

Учитель  образует группы учащихся, дает задание: прочитайте 1 пункт параграфа и дайте определения понятий «диалектизм», «этнографическая лексика»

работают с текстом учебника, фиксируют в тетрадь термины

принимают и сохраняют учебную задачу.

умение находить информацию в тексте, формулировать определения понятий

Найдите примеры диалектного ударения в стихах кубанского поэта И. Вараввы. Как вы думаете, почему поэт не использует в данных случаях литературное ударение?

1). Нет ни женки молоденькой,

Нет ни деточки маленькой…

Была б жена молодая-

Она б меня спросила,

Была б деточка малая -

Она б меня выплакала.

2) А по степи скачут яростные кони

Без узды, без чепрака и седока.

3) Ждала, ждала мати сына,

Пригорюнилась она.

отвечают на вопросы учителя, осуществляют поиск слов с диалектным ударением.

Учащиеся совершенствуют навыки устной речи, аргументируют свою точку зрения. Анализируют и объективно оценивают свои  ответы и ответы одноклассников.

умение осуществлять поиск информации, аргументировать точку зрения.

умение выслушать одноклассников.

4

Организация познавательной деятельности. Изучение нового материала

индивидуальная работа учащихся

Учитель организует деятельность учащихся по изучению нового материала. 

Учащимся предлагается самостоятельно прочитать текст  учебного пособия "Топонимика Кубани"

Находят местоположение следующих географических объектов: Азиштау, Бытха, Котх. Славянские названия - Колдун, Кочерга, Криница.  Названия гор, образованные от диалектных слов - Кучерявая, Скаженная. Станиц, указывающие на переселенцев- Кущевская, Крыловская 

осуществлять поиск информации, устанавливать взаимосвязи,

Умение осуществлять учебную деятельность. Готовность к сотрудничеству.

работа в группах

учитель организует работу в группах, выдает карточки с заданиями для 3х групп

выполняют работу в группах

соотносить свои знания и новую информацию, работать в группе

умение работать в группах, обмениваются мнениями

5

Закрепление изученного материала

организует проверку работы групп, подводит учащихся к формированию выводов по изученной теме

представляют результаты групповой работы, формулируют выводы

проводить контроль и оценку процесса и результатов деятельности

умение стоить логическое высказывание, приводить аргументы

6

Рефлексия

контроль

Закончите предложения

 -Я узнал нового на уроке, что…

Мне понравилось …

Мне не понравилось…

анализируют, контролируют и оценивают результат

рефлексия своих действй

осуществляют контроль проведенных действий

7

Домашнее задание

фиксация домашнего задания

объявляет задание на следующий урок: прочитать параграф 23, ответить на вопросы.

Для мотивированных учащихся: подготовить мини-проект «Использование диалектных слов»

записывают домашнее задание в дневник

умение осмыслить предложенную информацию

умение осознанно делать выбор с учетом своих возможностей, 

Самоосмысление и самоопределение в условиях выбора.

Задания для работы в группах:

1 группа: соедините стрелками соответствующие понятия из двух столбцов:

маленький глиняный горшок

угольник

изгородь из жердей

махотка

шкаф для посуды

чаплейка

дымоход

тын

ухват для горячей сковороды

дижа

камышовая или соломенная крыша

драбына

кадка для теста, квашня

дымарь

лестница

стриха, стреха

2 группа: в приведённых ниже отрывках произведений кубанских авторов найдите слова, которые обозначают местные названия водоемов, особенностей рельефа. Объясните их значение.

  1. Всё новые и новые люди выходят из плавней, из степных балок, из развалин сгоревших хуторов. (В.Попов)
  2. До заката эхо на затоне стоголосо отвечает мне. (С.Хохлов)
  3. С Фелицыным Щербина объезжал точки бывших кордонов, укреплений, аулы и станицы, плавал по ерикам и гирлам. (В.Лихоносов)
  4. Сперва он нашел кубанку Хозяина, а за увалом и его самого. ( Н.Краснов)
  5. С кургана он впервые увидел широкую нескончаемую степь -  с речками, лиманами, цариной. ( В.Лихоносов)

3 группа: Заполните таблицу. Сравните диалектное значение слова с общеязыковым. Используйте слова для справок.

Слова для справок: даром, свалиться, купить всё необходимое, грамотный, лицо, опять, чердак, народное собрание у казаков.

слово

общеязыковое значение

диалектное значение

обратно

личность

скупиться

письменный

круг

перекинуться

дурно

потолок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку кубановедения 8 класс

презентация к уроку кубановедения 8 класса "Укрепление позиций России в Закубанье". Материал презентации рассказывает о Михайловском укреплении и подвиге Архипа Осипова....

презентация к уроку кубановедения 10 класса

презентация к уроку кубановедения 10 класса "Исследования  природы Кубани в XVIII  - в начале XX века"...

Что и как изучает предмет «Кубановедение».урок Кубановедения 5 класс и анализ урока по ФГОС

Первый урок в 5 классе "Что изучает Кубановедение" и анализ урока по ФГОС...

итальянские колонии урок кубановедения 6 класс

Открытый урок кубановедения 6 класс...

Урок кубановедения 5 класс "Распространение христианства на Кубани"

Урок по теме «Распространение христианства на Кубани» 1. Просмотреть и подробно разобрать презентацию2. Письменно ответить на вопрос (на последнем слайде)...