урок кубановедения в 8 классе
презентация к уроку по краеведению (8 класс)
урок кубановедения в 8 классе на тему "Лексика кубанских говоров"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_8_klasse.pptx | 243.64 КБ |
tehnologicheskaya_karta_zhukovaea.docx | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: сформировать у учащихся представление об истоках и специфике кубанских говоров, дать представление о топонимике Кубани. сформировать умения отличать диалектную речь от литературной, определять сферы их применения.
Повторение изученного материала 1.Назовите языковые семьи, представители которых живут на Кубани? Ответ: Тюркские языки, кавказские языки, семитские и финно-угорские языки, индоевропейские языки. 2. Как и когда на территории Кубани появились восточнославянские языки и их говоры? Ответ: Начиная с XVII в. с появлением на Кубани первых переселенцев.
Работа с текстом учебника – п.23 «диалектизм», «этнографическая лексика»
Диалектизм – это диалектные слова, которые используются в устной или письменной речи. Этнографическая лексика – это слова, которые бытовали или бытуют среди населения Кубани, но не могут быть названы словами литературного языка.
1). Нет ни женки молоденькой, Нет ни деточки маленькой… Была б жена молодая- Она б меня спросила, Была б деточка малая - Она б меня выплакала. 2) А по степи скачут яростные кони Без узды, без чепрака и седока. 3) Ждала, ждала мати сына, Пригорюнилась она. И.Варавва ? Найдите примеры диалектного ударения в стихах кубанского поэта И. Вараввы. Как вы думаете, почему поэт не использует в данных случаях литературное ударение?
Найдите в тексте пособия местоположение следующих географических объектов: Азиштау , Бытха , Котх . Славянские названия - Колдун, Кочерга, Криница. Белая Глина, Горячий Ключ. Названия гор, образованные от диалектных слов - Кучерявая, Скаженная. Станиц, указывающие на переселенцев- Кущевская, Крыловская , Кореновск.
Работаем в группах: 1 группа: соедините стрелками соответствующие понятия из двух столбцов: 2 группа: в приведённых ниже отрывках произведений кубанских авторов найдите слова, которые обозначают местные названия водоемов, особенностей рельефа. Объясните их значение. 3 группа: Заполните таблицу. Сравните диалектное значение слова с общеязыковым. Используйте слова для справок.
Рефлексия Закончите предложения -Я узнал нового на уроке, что… Мне понравилось … Мне не понравилось…
Домашнее задание 1. прочитать параграф 23, ответить на вопросы. 2. подготовить мини-проект «Использование диалектных слов»
Предварительный просмотр:
Конспект-сценарий урока по предмету кубановедение
( в форме развернутой технологической карты урока)
УРОК ПО ТЕМЕ: ЛЕКСИКА КУБАНСКИХ ГОВОРОВ
Учитель: Жукова Екатерина Андреевна
Учитель истории и обществознания
МАОУ СОШ № 4 им.В.В.Самсонкиной
Пояснительная записка к уроку: урок относится к четвертому разделу календарно-тематического планирования «Традиционная культура жителей Кубани и Черноморья». Нацелен формирование духовного и нравственного воспитания. Тип урока - комбинированный.
Цель урока: сформировать у учащихся представление об истоках и специфике кубанских говоров, дать представление о топонимике Кубани. Сформировать умения отличать диалектную речь от литературной, определять сферы их применения.
Планируемые результаты обучения:
-личностные результаты: проявлять интерес к историко-культурному наследию народов Кубани: понимать необходимость его сохранения, формировать уважение к языковым традициям жителей Кубани.
-метапредметные результаты: умение устанавливать аналогии, классифицировать, строить умозаключения и делать выводы.
- предметные результаты: объяснять причины языкового разнообразия Кубани и Черноморья, объяснять происхождение местных топонимов, названий природно-климатических явлений, этнографических понятий.
Дидактические средства: учебник Кубановедение – под редакцией Б.А.Трехбратова, Краснодар, 2011 г.; Русский язык: литературная норма и кубанские говоры, Краснодар, 2007 г.
Оборудование урока: учебное пособие для 8 класса, мультимедийная презентация, карточки учителя.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | ||
№ п/п | деятельность учителя | деятельность учащихся | ||||
1 | Мотивация учащихся на достижение цели | приветствие | Здравствуйте, ребята! - Здоровеньки булы! - Сегодня мы будем говорить о том, что составляет душу кубанского народа – о кубанском говоре, который обогащают нашу речь, делают ее образной, сочной, неповторимой. | здороваются с учителем | организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. | Организовать детей. Проверить готовность к уроку. |
2 | Повторение ранее изученного материала. | фронтальный опрос | Вопрос к классу: Назовите языковые семьи, представители которых живут на Кубани? Вопрос к классу: Как и когда на территории Кубани появились восточнославянские языки и их говоры? | Тюрские языки, кавказские языки, семитские и финно-угорские языки, индоевропейские языки. Начиная с XVII в. с появлением на Кубани первых переселенцев. | ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности принимают и сохраняют учебную задачу. | усвоение ранее изученного материала |
3 | Актуализация знаний | работа с учебным пособием | Учитель образует группы учащихся, дает задание: прочитайте 1 пункт параграфа и дайте определения понятий «диалектизм», «этнографическая лексика» | работают с текстом учебника, фиксируют в тетрадь термины | принимают и сохраняют учебную задачу. | умение находить информацию в тексте, формулировать определения понятий |
Найдите примеры диалектного ударения в стихах кубанского поэта И. Вараввы. Как вы думаете, почему поэт не использует в данных случаях литературное ударение? 1). Нет ни женки молоденькой, Нет ни деточки маленькой… Была б жена молодая- Она б меня спросила, Была б деточка малая - Она б меня выплакала. 2) А по степи скачут яростные кони Без узды, без чепрака и седока. 3) Ждала, ждала мати сына, Пригорюнилась она. | отвечают на вопросы учителя, осуществляют поиск слов с диалектным ударением. | Учащиеся совершенствуют навыки устной речи, аргументируют свою точку зрения. Анализируют и объективно оценивают свои ответы и ответы одноклассников. | умение осуществлять поиск информации, аргументировать точку зрения. умение выслушать одноклассников. | |||
4 | Организация познавательной деятельности. Изучение нового материала | индивидуальная работа учащихся | Учитель организует деятельность учащихся по изучению нового материала. Учащимся предлагается самостоятельно прочитать текст учебного пособия "Топонимика Кубани" | Находят местоположение следующих географических объектов: Азиштау, Бытха, Котх. Славянские названия - Колдун, Кочерга, Криница. Названия гор, образованные от диалектных слов - Кучерявая, Скаженная. Станиц, указывающие на переселенцев- Кущевская, Крыловская | осуществлять поиск информации, устанавливать взаимосвязи, | Умение осуществлять учебную деятельность. Готовность к сотрудничеству. |
работа в группах | учитель организует работу в группах, выдает карточки с заданиями для 3х групп | выполняют работу в группах | соотносить свои знания и новую информацию, работать в группе | умение работать в группах, обмениваются мнениями | ||
5 | Закрепление изученного материала | организует проверку работы групп, подводит учащихся к формированию выводов по изученной теме | представляют результаты групповой работы, формулируют выводы | проводить контроль и оценку процесса и результатов деятельности | умение стоить логическое высказывание, приводить аргументы | |
6 | Рефлексия | контроль | Закончите предложения -Я узнал нового на уроке, что… Мне понравилось … Мне не понравилось… | анализируют, контролируют и оценивают результат | рефлексия своих действй | осуществляют контроль проведенных действий |
7 | Домашнее задание | фиксация домашнего задания | объявляет задание на следующий урок: прочитать параграф 23, ответить на вопросы. Для мотивированных учащихся: подготовить мини-проект «Использование диалектных слов» | записывают домашнее задание в дневник | умение осмыслить предложенную информацию умение осознанно делать выбор с учетом своих возможностей, | Самоосмысление и самоопределение в условиях выбора. |
Задания для работы в группах:
1 группа: соедините стрелками соответствующие понятия из двух столбцов:
маленький глиняный горшок | угольник |
изгородь из жердей | махотка |
шкаф для посуды | чаплейка |
дымоход | тын |
ухват для горячей сковороды | дижа |
камышовая или соломенная крыша | драбына |
кадка для теста, квашня | дымарь |
лестница | стриха, стреха |
2 группа: в приведённых ниже отрывках произведений кубанских авторов найдите слова, которые обозначают местные названия водоемов, особенностей рельефа. Объясните их значение.
- Всё новые и новые люди выходят из плавней, из степных балок, из развалин сгоревших хуторов. (В.Попов)
- До заката эхо на затоне стоголосо отвечает мне. (С.Хохлов)
- С Фелицыным Щербина объезжал точки бывших кордонов, укреплений, аулы и станицы, плавал по ерикам и гирлам. (В.Лихоносов)
- Сперва он нашел кубанку Хозяина, а за увалом и его самого. ( Н.Краснов)
- С кургана он впервые увидел широкую нескончаемую степь - с речками, лиманами, цариной. ( В.Лихоносов)
3 группа: Заполните таблицу. Сравните диалектное значение слова с общеязыковым. Используйте слова для справок.
Слова для справок: даром, свалиться, купить всё необходимое, грамотный, лицо, опять, чердак, народное собрание у казаков.
слово | общеязыковое значение | диалектное значение |
обратно | ||
личность | ||
скупиться | ||
письменный | ||
круг | ||
перекинуться | ||
дурно | ||
потолок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку кубановедения 8 класс
презентация к уроку кубановедения 8 класса "Укрепление позиций России в Закубанье". Материал презентации рассказывает о Михайловском укреплении и подвиге Архипа Осипова....
презентация к уроку кубановедения 10 класса
презентация к уроку кубановедения 10 класса "Исследования природы Кубани в XVIII - в начале XX века"...
Что и как изучает предмет «Кубановедение».урок Кубановедения 5 класс и анализ урока по ФГОС
Первый урок в 5 классе "Что изучает Кубановедение" и анализ урока по ФГОС...
итальянские колонии урок кубановедения 6 класс
Открытый урок кубановедения 6 класс...
Урок кубановедения 5 класс по теме Работа с текстом "Курган в степи"
Технологическая карта...
Урок кубановедения 5 класс по теме Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке
Технологическая карта...
Урок кубановедения 5 класс "Распространение христианства на Кубани"
Урок по теме «Распространение христианства на Кубани» 1. Просмотреть и подробно разобрать презентацию2. Письменно ответить на вопрос (на последнем слайде)...