итальянские колонии урок кубановедения 6 класс
учебно-методический материал по краеведению (6 класс)

Жирова Маргарита Александровна

Открытый урок кубановедения 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_2.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Итальянские колонии на Черноморском побережье Кавказа

Тип урока: Изучение нового материала, урок - путешествие

Методы: частично – поисковый ( эвристический)

Цель урока:

Образовательная:  дать понятие о торговом соперничестве Венеции и Генуи, о сотрудничестве и конфликтах генуэзцев с золотоордынцами, познакомить с итальянскими колониями на Кубани, раскрыть особенности управления колониями

Развивающая:  продолжить формирование умений работать с учебным текстом, картой

Воспитательная: воспитыватьинтерес к прошлому своей страны, своего региона

 Планируемые  результаты:

  • Предметные – называть причины проникновения итальянцев на Кубань, показывать на карте генуэзские колонии,знать особенности управления колониями.
  • Личностные –  обогащение словарного запаса учащихся, воспитание речевой культуры
  • Метапредметные – извлекать необходимую информацию из различных источников

Основные термины и понятия: консул, колонии

Оборудование:  проектор ноутбук, экран, презентация Microsoft PowerPoint, физическая карта Краснодарского края, раздаточный материал – карточки для работы с учебным текстом, учебник

Ход урока

I. Организационный момент

- Приветствие.

Учитель: - Здравствуйте, ребята. Я рада новому знакомству. Меня зовут Маргарита Александровна. Сегодня на уроке мы совершим путешествие и узнаем много нового. Итак, вы готовы? Смелее в путь! Во время урока за правильные ответы вы будете получать якоря, а в конце урока мы подведем итоги.

Слайд 1 ( изображение корабля)

ІІ. Мотивация к учебной деятельности.  

Слайд 2.

 Кроссворд.  

и

к  

м

т

к

о

л

о

н

и

и

о

р

д

а

н

н

л

н

к

г

ч

и

н

г

и

с

х

а

н

о

я

ц

л

л

а

к

  ы

а

Учитель: Ребята,  посмотрите на экран. Перед вами кроссворд,  он не обычный, так как он заполнен. С этими понятиями вы познакомились на  прошлом уроке.  Вам  необходимо сформулировать задание, ответом на которое и будут заданные слова.

В этом кроссворде слова объединены общей темой кроме 2 понятий.  Подумайте и скажите, какие слова лишние  и какой темой объединены  все остальные.

 Объясните значение этих слов.( Учащиеся раскрывают значение слов в кроссворде, остаются два слова  ( Италия,  колонии ).  

 Вопрос классу: Ребята, казалось бы, где Италия и где Кубань? И какое отношение имеют колонии?

 А  что их может связывать?

( Ответы детей: Италия – страна, колонии – затрудняются с ответом)  

Раскрыть  значение слова – колонии

Учитель: Верно, эти понятия вы  помните из курса истории, а какое  отношение они имеют к нашему уроку, мы попробуем сегодня выяснить

 Слайд 3. ( колонии)

  • Колония – это поселение, основанное за пределами государства
  • Колонизация – освоение и заселение новых территорий.

III.  Сообщение темы и целей урока. Изучение нового материала

Мы сегодня будем говорить об итальянских колониях Причерноморья.

Итак, тема нашего урока Слайд 4.  « Итальянские колонии на Черноморском побережье Кавказа»

Вопрос классу: Ребята, как вы думаете, с какой целью итальянцы прибыли на Кубань?

Ответы учащихся: ( стремились расширить свою торговую деятельность и извлечь прибыль)

1. Торговое соперничество Венеции и Генуи на берегах Черного и Азовского морей.

Учитель:  С XIII века началось мирное проникновение на эти территории итальянского купечества. Итальянцы стремились расширить свою торговую деятельность, рынки сбыта и извлечь из этого максимальную прибыль. Первоначально существовала конкуренция между крупными торговыми центрами: Генуей и Венецией. Первоначально соперничество складывалась в пользу Венеции. После того как генуэзцы оказали помощь Византии в восстановлении от ущербов крестового похода византийскую империю. Император Византии заключил с властями Генуи договор, по которому генуэзские купцы получили право на плавание и торговлю по Черному и Азовскому морях. А также освобождались от уплаты некоторых налогов, что способствовало увеличению их доходов.

Представители Генуи договорились с Золотой Ордой о передачи им во владение Кафы (современная Феодосия). Позже она стала центром всех Черноморских колоний. Несмотря на договоренность, между генуэзцами и золотоордынцами часто возникали столкновения, которые заканчивались грабительскими набегами татар на город Кафу и другие поселения.

2.Генуэзские колонии на восточном берегу Черного моря и в Приазовье.

На территории Кубани появляется 39 итальянских колоний, но мы остановимся на самых крупных из них - Монлако, Копа, Матрега, Мапа, Бата, Бальзамиха. Ребята, давайте узнаем, какие современные города находятся на месте бывших колоний. Откройте учебник на странице 84 и найдите название этих городов.

( работа по учебнику и карточкам)

 Задание №1 Найдите в учебнике на стр.84 современное название города, на месте бывшей колонии

Матрега  -____________________________________________________             Якоря                                                                         

Копа - _______________________________________________________                                  

Мапа -________________________________________________________

Бата -_________________________________________________________

Монлако -_____________________________________________________

Бальзамиха - __________________________________________________

Учитель: Вы хорошо справились с заданием, а теперь давайте посмотрим их расположение на карте.

Работа с картой: учащиеся находят современные города на месте колоний. ( выходят по очереди к доске и работают с картой)

Учитель: Ребята, а кто проживал на этих территориях?

Ответы учащихся ( итальянцы)

Учитель: Состав населения был чрезвычайно пестрым: греки, армяне, русские, евреи, татары. Они обладали определенными юридическими правами, свободно могли исповедовать религию, несли военную и гражданскую службу, участвовали в совместных торговых компаниях. Периодически колонии подвергались разорению со стороны татар.

Вы понимаете, что такими большими колониями кто-то должен управлять. Сейчас мы с вами узнаем, кто управлял колониями и какие обязанности выполнял этот человек. Возьмите учебник и откройте на странице 84.  Найдите пункт - Управление генуэзскими колониями.

 1 вариант   -  Вам необходимо прочитать 1,2,3 абзац

 2 вариант  -  Вам необходимо прочитать 4,5,6 абзац

Работа по тексту учебника. Карточка «Ложный текст»

Учитель:  У вас на столах лежат карточки с текстом. Вам необходимо найти ошибки в тексте и их исправить. Ошибки не орфографические, а фактографические, т.е. искажение фактов.

 (учащиеся выполняют работу, затем проверка – каждое предложение зачитывают вслух и проговаривают ошибки)

Учитель: К концу XIV в генуэзцы полностью овладели черноморской торговлей.

 Ребята, назовите товары, которые генуэзцы вывозили с  берегов Причерноморья, и ввозили на Кубань.

( ответы учащихся)

вывозили – зерно, соль, кожу, меха, воск, мед, лес, рыбу, икру, рабов

привозили – специи, ткани, оливки, масло, украшения

Но особо ценились рабы. Рабами становились военнопленные, жертвы морского разбоя, бедняки, не сумевшие вовремя расплатиться с долгами. Работорговля была очень выгодным занятием и приносила доход всем, кто этим занимался.

IV. Обобщение и закрепление знаний. 

Слайд 5.

Учитель: Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного из жизни итальянцев на Кубани, посмотрите внимательно на слайд, перед вами слова опоры, которые помогут вам вспомнить все , что мы изучили сегодня на уроке. Вам необходимо с каждым из этих слов составить предложения, содержащие  информацию по теме урока. Ребята, не забыли, какая у нас была тема урока? Итак, начнем с первого слова Италия, кто готов составить предложение.                                                                                                                                    

 Слова на слайде

Италия

колонии
Венеция, Генуя
13 век

Кафа
   39
Консул    

Обсуждение. (учащиеся по одному  выбирают слово и раскрывают понятие)

Учитель: Вы молодцы, ребята. У вас у каждого на столах лежат якоря, которые вы получали на протяжении всего урока. Одним из итогов каждого урока являются отметки, выставить которые мне сегодня помогут символы нашего путешествия – якоря, которые вы получали в течение урока Посчитайте количество якорей, которые вы заработали.         7-8    5

                                   6-4    4

Наше  путешествие не заканчивается, вы каждый на своем корабле продолжите путь по собственному маршруту, который вы выберете сами. Карта вашего путешествия написана на корабле.  Новых открытии вам, попутного ветра.

V. Домашнее задание.

                                         1. параграф 17 пункт.1,2 ( для всех обязательно)

                                         2. составить 5 вопросов со слов: Когда… С какой целью… Почему…  Кто…  Кем…

                                         3. составить рассказ от имени купца об одном из своих путешествий «Приключения торгового каравана в пути из Генуи в Кафу”.

( Учитель вручает кораблик каждому ученику, на котором написано домашнее задание)

Мы на уроке оценили успешность вашей работы. Мне хотелось бы знать понравилась ли вам наша совместная работа. А поможет нам в этом символ нашего урока – якорь. Если вы уходите с хорошим настроением подарите мне один из своих  якорей и я буду знать, что наше путешествие прошло успешно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебные программы и календарно-тематическое планирование по немецкому языку: 8а, 8б классы, итальянскому языку: 3б, 5а, 5б, 7, 9 классы

К УМК по итальянскому языку Шевляковой Д.А., АСТ-ПРЕСС, М., 2010 составлена программа и календарно-тематическое планирование, рассчитанные на два /четыре учебных года для обучающихся 8-9 или...

План урока по использованию КТ на уроках итальянского языка "Города и регионы Италии" для 6 класса школ с углубленным изучением итальянского языка

ПЛАН УРОКА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КТ НА УРОКАХ ИТАЛЬЯНСКОГО ЯЗЫКА 6 класс   Тема: “Regioni e citta` d’Italia”             «Города и регионы ...

Урок№5 по кубановедению для 6 класса по ФГОС Разработал учитель кубановедения: Орещенко Елена Александровна МБОУ СОШ №6 им. И.Т. Сидоренко Краснодарский край г. Усть-Лабинск

Тема. природные объекты и памятники природы, истории и культурыПредметные задачи:- познакомить учащихся с классификацией и разнообразием природных объектов и памятников культуры Кубани, своей местност...

Что и как изучает предмет «Кубановедение».урок Кубановедения 5 класс и анализ урока по ФГОС

Первый урок в 5 классе "Что изучает Кубановедение" и анализ урока по ФГОС...

ПЛАН УРОКА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КТ НА УРОКАХ ИТАЛЬЯНСКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Тема: “Viaggio in Sardegna”            «Путешествие по Сардинии»...

КТП Итальянский язык 7 класс Дорофеева

ктп на 34 часа 1 раз  в неделю...