НАШЕ ПОДМОСКОВЬЕ. ПРЕМИЯ ГУБЕРНАТОРА МО. Наследие краеведов школы № 4 города Чехова. Из опыта работы музея Костина Юлия Анатольевна
проект по краеведению

Костина Юлия Анатольевна

Эпиграфом к своему проекту я выбрала слова поэта Ф.И. Тютчева «Нет ничего более человечного в человеке, чем потребность связывать прошлое с настоящим». Как учитель истории в своей учебно-воспитательной работе я использую тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение – знание о своей малой Родине способствует формированию любви к ней, бережного отношения ко всему, что досталось от предшествующих поколений людей. Музеи – это та нить, которая связывает несколько поколений в одно целое. Наш музей - это результат работы поколения краеведов (учителей и учеников) конца 50-ых – 70-ых годов. В это время создавался основной фонд музея. Прокин А.М., Улиткина Л.А., Черноруцкая Е.В., Малышева Ю.П. – эти учителя стояли у истоков создания краеведческого дела в нашем лицее. Сегодня мы обращаемся к их наследию, но не только для того, чтобы вспомнить наиболее интересные экспонаты, но и поговорить о проблеме их сохранности для следующих поколений.

Все предметы, собранные в нашем музее, имеют богатую и долгую историю. Каждый экспонат прошел через многие руки (был подарен, принесён, найден) и теперь занимает достойное место. Ребята, знакомясь с экспонатами, знакомятся с культурой своих земляков, начиная от древних времен до наших дней. Но интересен наш музей прежде всего обширной палеонтологической экспозицией (кости доисторических животных, древние раковины, кораллы). Некоторые из экспонатов состоят на государственном учете, например – череп шерстистого носорога. В 50-60-ые годы учителя и ученики нашей школы часто посещали карьеры. Фрагменты костей приносили в школу и размещали в кабинетах биологии, географии, истории. Сам музей возник в начале 60-х годов. На одной из фотографий мы видим А.М.Прокина со своими ученицами у Солнышевского карьера г. Чехова. В руках они держат находки, которые и станут первыми экспонатами будущего музея. Хорошо сохранившиеся раковины аммонита, брахиоподы, кораллы также представлены в нашем музее. Экскурсоводы объясняют, каким образом кости доисторических животных, раковины, кораллы смогли сохраниться до нашего времени, почему они, пролежав около миллиона лет, не рассыпались в прах.

Эти уникальные экспонаты пролежали в нашем музее более 40 лет, и сегодня встаёт вопрос: как сохранить их для будущих поколений учащихся, ведь специальных условий, как в палеонтологическом музее Москвы у нас нет. Ученые из Москвы, посещавшие неоднократно наш музей, не раз просили администрацию школы и лично учителя и краеведа А.М.Прокина отдать им экспонаты. Но наш краевед отказался. За 40 с небольшим лет собранный материал под воздействием света, влаги, воздуха постепенно разрушался. В настоящий момент мы задумались над способом его защиты. При посещении палеонтологического музея в Москве по этому вопросу мы проконсультировались с научными сотрудниками музея. Нам предложили самый простой и доступный способ: обработать поверхность кости раствором ПВА. Кость начинает активно впитывать в себя раствор. После высыхания раствор образует эластичную прозрачную защитную пленку.

Кроме палеонтологических экспонатов музей может предложить знакомство с экспозицией «Славяне вятичи на территории Лопасненского края», созданной по материалам археологических раскопок, проводимых в нашем районе в 1970-ые гг., экспозицией «Предметы крестьянского быта и кружевное дело в Лопасне». Но особый интерес вызовет экспозиция «Дореволюционные печатные издания». Среди экспонатов этой экспозиции хорошо сохранившийся еженедельник сенсаций «Бум» № 3 от 7 октября 1911 г., газета «Утро России», № 61 от 4 марта 1917, фрагменты журналов «Нива», «Родина».

В нашем архиве хранится более 500 фотографий. Со временем, в результате внешних воздействий (солнечного света, повышенной влажности воздуха, повреждений и т.д.) фотоснимки приобретают дефекты. Но, благодаря современным компьютерным технологиям, члены актива музея могут хотя бы частично решить эти проблемы. В частности он используют программу Photoshop. Это очень емкая по своим возможностям программа, незаменимый инструмент для реализации творческих и художественных замыслов, создания анимации и фотомонтажа. Программа позволила нам частично восстановить поврежденные фотоснимки.

Работа музея активизирует многих учащихся и проводится по следующим направлениям:

- учебно-воспитательное (уроки истории с использованием краеведческого компонента)

-учебно-методическое (разработка тематических экскурсий)

- поисково-исследовательское (проектная и исследовательская деятельность)

- культурно-просветительское (участие в районных смотрах-конкурсах школьных музеев, в зональных семинарах и конференциях, выступление с докладами и презентациями, проведение экскурсий, создание переносных выставок на основе материалов музея)

- сохранение фондов музея (инвентаризация фондов музея, уход за экспонатами)

Поколение краеведов 50-60-ых – летописцы земли Лопасненской собрали интереснейшие коллекции, поколение 70-80-ых – пополняло их. Палеонтологические материалы, письма, документы, дореволюционные газеты, монеты, могут рассказать о явлениях и событиях, оказавших судьбоносное влияние на наш край. В наш музей приходят люди разных возрастных категорий, но объединяет их одно – интерес к одному краю, бережное отношение ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Поэтому наша задача сегодня – сохранить накопленный материал для будущих поколений, используя современные технологии. Сохраняя фонды нашего музея, мы сохраняем память об истории края.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в образовательном процессе специальных (коррекционных) школ VIII вида (из опыта работы)

Происходящие сегодня в России глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности затрагивают самые основы школьного образования. Существующий плюрализм образовательных концепций, безусловно, отражает...

Социально-психологическое сопровождение семей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида № 102 города Москвы (из опыта работы)

Качество образовательного процесса должно быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сего...

Из опыта работы музея краеведения. Подготовка к смотру-конкурсу музеев.

Добрый день, уважаемые коллеги! Руководитель краеведческого объединения «Уголок России», учитель истории и обществознания Алёхина А.И. Краеведческий музей ГБОУ СОШ пос. Кировский действует 15 лет. Хоч...

«Словарная работа на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида » (Из опыта работы)

В своем выступлении я ознакомлю вас с приемами активизации речи учащихся на уроках швейного дела на различных его этапах.Перед выполнением любого изделия проводится детальный анализ образца: дается ха...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная мастерская: музееведение» 10б класс Составитель: Костина Юлия Анатольевна, учитель истории и обществознания, высшей квалификационной категории

Рабочая  программа   курса  внеурочной  деятельности «Проектная мастерская: музееведение» для  10б класса  разработана в соответствии с требованиями феде...

Д о к л а д «Виртуальная экскурсия как активизация учебного процесса на уроке истории и внеурочной деятельности» (ШМО учителей русского языка и литературы, истории, музыкально-эстетического цикла, 02.03.2018 г.) Составитель: Костина Юлия Анатольевна

Превратить учебу в увлекательное действие,  мотивировать их познавательную активность,  позволит  на уроке и внеурочное время виртуальная экскурсия. Биология, география, физика, история...

"Мы память бережно храним (из опыта работы музея ДОУ)

Этот текст является сопровождением к ролику "Музей образовательной организации" из опыта работы по патриотическому воспитанию, приуроченный к Великой Победе 1945 года....