Рабочая программа "Я шагаю по Москве"
рабочая программа по краеведению (6 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа ознакомительного уровня туристско-краеведческой направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya_shagayu_po_moskve._mahdieva_s.i.docx | 52.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2120»
ГБОУ Школа № 2120 Россия, 108811, г.Москва, г.Московский, ул. Атласова, д.7, к.3. ИНН 5051005670; КПП 775101001; ОГРН 1025007515510 | тел. / факс: 8 (495) 764-23-17; email: 2120@edu.mos.ru; web: http://sch2120tn.mskobr.ru/ |
«СОГЛАСОВАНО» на Педагогическом Совете ГБОУ Школа № 2120 Протокол № 6 от 27 августа 2020г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Школа № 2120 __________________Ланщиков Д.Н. Пр. №106-ВР от 31 августа 2020г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯЯ ПРОГРАММА
«Я шагаю по Москве»
Направленность: туристско-краеведческая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Срок реализации: 1год
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Махдиева Светлана Ивановна
г. Москва
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа ознакомительного уровня туристско-краеведческой направленности «Я шагаю по Москве» предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательных школ.
Актуальность. Программа включает теоретические (аудиторные – примерно 1/3) и практические (внеаудиторные – примерно 2/3) занятия. Такое соотношение теоретических и практических занятий является наиболее оптимальным для обучающихся, позволяет избавиться от однообразности занятий, помогает проявить свою самостоятельность и свои способности. Всё это позволяет привлечь к занятиям обучающихся, которые интересуются историческим краеведением и экскурсионным туризмом.
Структура занятий состоит из теоретической подготовки: лекции, беседы или семинарские занятия, которые проводятся в классе или в местах проведения экскурсий и практической части (разработки экскурсионных маршрутов, однодневных и многодневных экскурсий, краеведческих мероприятий, которые несут в себе и познавательные и воспитательные цели). Проведение краеведческого вечера, выполнение краеведческих заданий, разработка экскурсионных маршрутов дает возможность обучающимся попробовать свои силы и закрепить полученные знания в их практическом применении.
Программа учитывает особенности учебно-воспитательного процесса и поэтому большинство экскурсий проводится после уроков или в выходные дни, а многодневные экскурсии – в выходные дни и во время зимних каникул. Программа рассчитана таким образом, чтобы каждый месяц, кроме теоретических занятий, проводились и экскурсионно-краеведческие мероприятия.
Отличительной особенностью работы объединения дополнительного образования «Я шагаю по Москве» является постоянная связь с широким кругом учреждений и общественных организаций: это краеведческие музеи, архивы, советы ветеранов войны и труда, общества охраны природы, охраны памятников истории и культуры и т. д.
Программа знакомит обучающихся с историей Москвы, даёт возможность обучающимся практически, «собственными ногами и глазами» изучить свой город, приобрести пространственно-визуальный образ города, связать историю Москвы с её городским ландшафтом, ощутить «душу столицы», воплощённую в её зданиях, площадях и улицах. Именно в этих особенностях содержания и формы реализации программы заключается её новизна и оригинальность.
Педагогическая целесообразность
Гражданско-патриотическое воспитание подразумевает развитие высоких нравственных и моральных ценностей. В этом вопросе нельзя обойтись без знания истории своей страны и уважения к её культуре. Дополнительная общеразвивающая программа «Я шагаю по Москве» способствует духовно-нравственному становлению подрастающего поколения; способствует развитию таких личностных качеств ,как целеустремленность, настойчивость, честность, неравнодушие и взаимопомощь, ответственность и доброта, умение преодолевать трудности и оказывать помощь, собственных принципов – мировоззрения, убеждения, моральных норм.
Программа формирует понимание обучающимися справедливости, даёт возможность оценить гражданские поступки и подвиги соотечественников. В ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы у обучающихся формируется стремление к общению и дружбе.
Общая концепция программы – «Каждому человеку должны быть доступны рекреационные возможности Московского региона как основа культурного, эстетического и нравственного развития».
Цель программы: развитие социально-активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и свое будущее, создание необходимых условий для проявления индивидуальности каждого обучающегося.
Задачи:
дать знания, умения и навыки по основам краеведческой деятельности;
формирование нравственной позиции обучающихся с использованием воспитательного потенциала краеведения;
содействие развитию культуры общения и формированию гуманных межличностных отношений;
формирование навыков поисково-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
привитие интереса к занятиям краеведением как активной, познавательной, оздоровительной и досуговой деятельности;
развитие инициативы и индивидуальных способностей обучающихся.
Категория обучающихся
Программа предназначена для обучающихся 12-15 лет, интересующихся внешним обликом, топографией, историей и архитектурой столицы.
Срок реализации программы. 1 год.
Форма организации образовательной деятельности и режим занятий
Формы занятий – групповая. Наполняемость группы – не более 15 человек. Набор в объединение осуществляется по желанию и интересу обучающихся.
Режим занятий: 1 час 1 раз в неделю. Занятия предполагают экскурсии, изучение теоретического материала, наличие здоровьесберегающих технологий: коротких перерывов, физкультминуток, проветривание помещений, динамических пауз. На занятиях педагогом используется индивидуально-личностный подход.
Планируемые результаты.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Освоение детьми программы направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Предметные результаты. В результате освоения дополнительной образовательной программы учащиеся должны знать:
исторически сложившуюся планировку улиц Москвы;
историю и архитектуру родного города и района;
топонимику и историю центральных улиц и районов города;
быт и нравы жителей древней Москвы;
имена и биографии знаменитых москвичей;
«адреса» известных жителей города;
«литературную и театральную» Москву;
«военную историю» Москвы;
правила поведения и безопасности в городе;
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых сложных и т.п.);
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу и т.д.);
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь принять позицию другого человека.
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Личностные результаты.
способность к самооценке, чувство патриотизма и гордости за свою страну;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, формированию мотивации к учению и познанию;
ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
формирование основ российской и гражданской идентичности.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Москва – наш город. | 1 | 1 | 1 | опрос, презентация |
2. | Символы Москвы. | 1 | 1 | 1 | опрос, презентация |
3. | Административные округа Москвы. ТИНАО – округ, в котором я живу и учусь | 1 | 1 | 1 | опрос |
4. | Город Московский. | 1 | 1 | 1 | семинар |
5. | Улица, на которой находится наша школа. | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
6. | Озеленение Москвы. | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
7. | Театры Москвы. | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
8. | Театр кукол имени С.В.Образцова. | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
9. | Мой школьный двор | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
10. | Дорога от школы до дома. | 1 | 0,5 | 0,5 | опрос |
11. | Древняя Москва. Первое упоминание о Москве в летописи. | 1 | 0,5 | 0,5 | семинар |
12. | Как Москва строилась. Москва деревянная | 1 | 0,5 | 0,5 | викторина |
13. | Беды и пожары. | 1 | 0 | 1 | опрос |
14. | Москва белокаменная. | 1 | 0 | 1 | опрос |
15. | Башни и стены Кремля | 1 | 0 | 1 | опрос |
16. | Прогулка по Кремлю. | 2 | 0 | 2 | прогулка-игра |
17. | Красная площадь. | 1 | 0 | 1 | опрос |
18. | Реки Москвы. | 1 | 0 | 1 | опрос |
19. | Сады Москвы. | 1 | 0 | 1 | опрос |
20. | Почта России | 1 | 0 | 1 | опрос |
21. | История почты. | 1 | 0 | 1 | опрос |
22. | Путешествие по улицам Москвы. | 2 | 0 | 2 | опрос |
23. | Московский зоопарк. | 1 | 0 | 1 | опрос |
24. | Московские музеи. | 8 | 0 | 8 | опрос |
Итого: | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
Тема 1. Москва – наш город. Выяснение представлений детей о Москве. Москва – столица России. Общие сведения: географическое положение, рельеф, климат, население.
Тема 2. Символы Москвы. Геральдика. Герб города. Герб, флаг, гимн Москвы.
Тема 3. Административные округа Москвы. ТИНАО – округ, в котором я живу и учусь. Деление города на округа, районы. Новомосковский округ. Общие сведения.
Тема 4. Город Московский. Общие сведения: герб, достопримечательности и др.
Тема 5. Улица, на которой находится наша школа. Происхождение названия улицы.
Тема 6. Озеленение Москвы. Озеленение городских территорий, благоустройство Москвы.
Тема 7. Театры Москвы. Виды театров. Театральная площадь: Большой театр, Малый театр, Российский Молодежный театр. Посещение одного из театров.
Тема 8. Театр кукол им. С.В. Образцова. История и общие сведения о театре. Памятник С.В. Образцову.
Тема 9. Мой школьный двор. Школьный двор. Площадки для игр и спорта. Озеленение.
Тема 10. Дорога от школы до дома. Опасные места дороги от школы до дома.
Тема 11. Древняя Москва. Первое упоминание о Москве в летописи. Древние поселения на берегах речки Неглинной. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве в летописи. Выгодное положение Москвы.
Тема 12. Как Москва строилась. Москва деревянная. Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким. Кремль при Иване Калите.
Тема 13. Беды и пожары. Набеги врагов. Хан Батый. Московские пожары.
Тема 14. Москва белокаменная. Строительство кремлевских стен из белого камня.
Тема 15. Башни и стены Кремля. Башни Кремля (круглые, четырехугольные). Кремлевские куранты.
Тема 16. Прогулка по Кремлю. Памятники Кремля. Царь – пушка. Царь – колокол. Ивановская площадь. Соборная площадь. Колокольня « Иван Великий».
Тема 17. Красная площадь. Красная площадь – главная площадь страны. Почему площадь назвали Красной? Покровский собор (храм Василия Блаженного). Памятник Минину и Пожарскому. Лобное место. Исторический музей.
Тема 18. Реки Москвы. Значение рек для жизни города. Главная река Москвы. Река Неглинная.
Тема 19. Сады Москвы. Александровский сад. История сада « Эрмитаж».
Тема 20. Почта России. История почты. История почты. Пишем письмо.
Тема 21. Путешествие по улицам Москвы. Улица Тверская – главная улица столицы. Памятники и площади.
Тема 22. Московский зоопарк. Экскурсия в Московский зоопарк.
Тема 23. Московские музеи. Музеи Москвы.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Этапами проверки достигнутых результатов являются однодневные и многодневные экскурсии, совершаемые в течение всего учебного года в выходные дни и каникулярное время, подготовка и составление отчетов по путешествиям, а также участие в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы» и туристско-краеведческих конкурсах.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Дополнительная общеразвивающая программа «Я шагаю по Москве» нацелена на изучение исторического процесса на примере Москвы.
Программа составлена по топографическому принципу – последовательное знакомство с историческими местностями и улицами Москвы в соответствии с её общепринятым историко-топографическим делением. Основной формой проведения занятий является прогулка по улицам Москвы.
Теоретические (аудиторные) занятия посвящены историко-теоретическим вопросам и проводятся в учебном помещении. На этих занятиях сообщаются необходимые сведения о Москве, её отдельных местностях или памятниках, обсуждаются работы обучающихся. Форма аудиторных занятий разнообразна – традиционная лекция, беседа, викторина, игра, семинар.
Прогулка по городу предполагает знакомство с конкретным памятником, ансамблем, местностью или улицей. При составлении тем и маршрутов логично включить сюда планируемое посещение музеев, выставок, найти необходимую форму подачи материала.
Особое внимание уделяется практической работе по сбору исторических материалов о Москве – фотографий, открыток, календарей, книг, газетных и журнальных публикаций, воспоминаний. Занятия развивают у обучающихся стремление самим собирать такие материалы и составлять личные коллекции, библиотеки и архивы, вести дневники и другие записи по городу.
Подготовка сообщений, докладов и экскурсий позволяет активно воспринимать город, вырабатывает навыки работы с источниками, учит внимательно слушать коллег, вдумчиво относиться к изучаемому материалу.
Материально-технические условия реализации программы
Основное место проведения занятий – улицы и площади города. Для лекционных занятий необходимо учебное помещение, оснащённое аудио-, видео-, проекционной и компьютерной техникой – для просмотра и изучения различных учебных пособий, исторических и дидактических материалов; дидактические пособия; карты Москвы, видео-, фото-, аудио- и компьютерные материалы по истории и архитектуре Москвы. Реализация программы рассчитана на использование традиционных и нетрадиционных форм воспитания; коррекционно - развивающих методов и приёмов: ситуация успеха; занимательность и новизна; алгоритм действий; динамизм, чередование труда и отдыха; посильные задания; авансирование успеха; индивидуальная помощь.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Планируемые сроки (дата) | Скорректированные сроки (дата) |
1. | Москва – наш город. | 1 | 03.09 | Замена на 09.09 |
2. | Символы Москвы. | 1 | 10.09 | |
3. | Административные округа Москвы. ТИНАО – округ, в котором я живу и учусь | 1 | 17.09 | |
4. | Город Московский. | 1 | 24.09 | |
5. | Улица, на которой находится наша школа. | 1 | 01.10 | 8.10 кан |
6. | Озеленение Москвы. | 1 | 15.10кан | Замена на 20.10 |
7. | Театры Москвы. | 1 | 22.10 | |
8. | Театр кукол имени С. В. Образцова. | 1 | 29.10 | |
9. | Мой школьный двор | 1 | 05.11 | |
10. | Дорога от школы до дома. | 1 | 12.11 | |
11. | Древняя Москва. Первое упоминание о Москве в летописи. | 1 | 26.11 | |
12. | Как Москва строилась. Москва деревянная | 1 | 03.12 | |
13. | Беды и пожары. | 1 | 10.12 | |
14. | Москва белокаменная. | 1 | 17.12 | |
15. | Башни и стены Кремля | 1 | 24.12 | |
16. | Прогулка по Кремлю. | 2 | 31.12 14.01 | Замена на 28.12 |
17. | Красная площадь. | 1 | 21.01 | |
18. | Реки Москвы. | 1 | 28.01 | |
19. | Сады Москвы. | 1 | 04.02 | |
20. | Почта России | 1 | 11.02 | |
21. | История почты. | 1 | 18.02 | |
22. | Путешествие по улицам Москвы. | 4 | 04.03 11.03 18.03 25.03 | |
23. | Московский зоопарк. | 1 | 1.04 | |
24. | Московские музеи. | 8 | 08.04 15.04 22.04 29.04 06.05 13.05 20.05 27.05 |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. В помощь экскурсоводу. Сб. метод. и справ. материалов. – М.: РМАТ, 1998. – 97 с.
2. Веремеев С.Ф. Экскурсионная практика. – Гомель: Изд-во ГТУ им. Ф.Скорины, 2015. – 29с.
3. Вопросы экскурсионной работы / Сост. и науч. ред. Н.Н. Злацен – М.: Профиздат, 1973. – 237 с.
4. Воспитание бережного отношения к природе на экскурсиях. Методические рекомендации. – М.: ЦРИБ «Турист», 1976. – 167 с.
5. Гецевич, Н. А. Основы экскурсоведения. – Мн: Университетское, 1988. – 159 с.
6. Городская литературная экскурсия. – М.: ЦРИБ «Турист», 1973.– 107 с.
7. Долженко Г. П. Экскурсионное дело. – Ростов н/Дону: ACT, 2005. – 126 с.
8. Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения – М.: Просвещение, 1985. – 256 с.
9. Дьякова Р. А. Основы экскурсоведения. – М.: Профиздат, 1985. – 212 с.
10. Егорова Н. Н. Экскурсоведение. – Кемерово: Кемерово, 2005. – 220 с.
11. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М: Советский спорт, 2007. – 216 с.
12.Емельянов Б. В. В помощь экскурсоводу. – М.: Профиздат, 1981.–140 с.
13. Емельянов Б. В. Методика подготовки и проведения экскурсий. – М.: ЦРИБ Турист, 1980. –196 с.
14. Емельянов Б. В. Организация экскурсионной работы: Методика, опыт. – М.: Профиздат, 1984. – 220 с.
15. Емельянов Б. В. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов. – М.: Советский спорт, 2000. – 320 с.
16. Караневский П. И. Экскурсионная и выставочная. – М.: Нолидж, 2001. – 252 с.
17. Методические рекомендации по проведению краеведческих экскурсий. – М.: ЦРИБ «Турист», 1973.
18. Пасечный П.С. Туризм и экскурсии. Учебное пособие. М., 1983.
19. Рассказ на экскурсии. Методические рекомендации / под ред. А. В. Даринского. – М., 1981. – 67 с.
20. Савина Н. В. Экскурсоведение. – Минск: БГЭУ, 2004. – 354 с.
21. Святославский А.В. Городская экскурсия: основы теории и практика. М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; АО «Московские учебники», 2008. – 64 с.
22. Святославский А.В., Козлов В.Ф. Москва в экскурсиях. Учебно-методическое пособие по экскурсионному москвоведению. – М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; АО «Московские учебники», 2003. – 256 с.
23. Седова Н. А. Культурно-просветительский туризм / Н. А. Седова. – М.: Нолидж, 2003. – 135 с.
Для учащихся:
1. Андреев М. И. , Карев В. М. Москва. Энциклопедия. – М.: БРЭ, 1997. – 960 с.
2. Горбаневский М.В. Тайны московских улиц. Топонимическое путешествие – М.: ИД «Московский учебник – 2000», 1997. – 320 с.
3. Климанов В.В. Замоскворечье. – М.: Мысль, 1997. – 128 с.
4. Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. – М.: Воениздат, 1996. – 538 с.
5. Левин И.И. Арбат. Один километр России. – М.: «Галарт», 1997. – 183 с.
6. Молокова Т. А., Фролов В.П. История Москвы в памятниках культуры. – М.: «Московский лицей», 1997. – 360 с.
7. Нагибин Ю.М. Всполошный звон: О Москве. – М.: Подкова, 1997. – 306 с.: ил.
8. Романюк С. По землям московских сел и слобод. В 2 чч. ЧЧ. 1, 2. – М.: Сварог и К, 2001.
9. Романюк С.К. Из истории московских переулков. – М.: Сварог и К, 2000. – 304 с.
10. Сатыренко А., Гуржий Т. Легенды и мифы Москвы. – М.: «Издательство францисканцев», 2009. – 192 с.
11. Сытин П.В. История московских улиц. – М.: Эксмо, 2008. – 512 с.
12. Федосюк Ю.А. Москва в кольце Садовых. – М.: Московский рабочий, 1991. – 496 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экологии Москвы и устойчивому развитию
Планирование составлено на основе учебно-методического обеспечения курса Курс «Экология Москвы и устойчивое развитие введён в Московский базисный учебный план в 2007/2008 учебном году. Учебный курс «Э...
Методическая разработка внеклассного занятия по патриотическому воспитанию "Мы шагаем по Москве"
...Звучит мелодия «Я шагаю по Москве» в исполнении Н. Михалкова- Сейчас вы услышали слова из веселого марша А. Петрова «Я шагаю по Москве» в исполнении Никиты Михалкова.Мы с вами тоже много шагали по ...
Рабочая программа литературного кружка "Москва Литературная"
Учебная программа кружка "Москва Литературная" знакомит учащихся с жизнью и творчеством писателей и поэтов, с их произведениями, а также с теми местами города, где разворачиваются сюжеты их книг...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа "Прогулки по Москве" 6 класс
рабочая программа...
Сценарий мероприятия, посвященного дню города Москвы «Я шагаю по Москве» (игра-экскурсия)
Игра-экскурсия представляет собой перемещение команд по тематическим станциям и проводится воспитателями ГКОУ СКОШИ № 2 совместно с учениками 8 – 12 классов для учащихся 2 – 7 классов....
Рабочая программа «Шаги к здоровью»
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистиче...