Рабочая программа по экологии Москвы и устойчивому развитию
рабочая программа по экологии (10 класс) на тему

Пашкова Ольга Александровна

Планирование составлено на основе учебно-методического обеспечения курса Курс «Экология Москвы и устойчивое развитие введён в Московский базисный учебный план в 2007/2008 учебном году. Учебный курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» предназначен для учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных школ города Москвы. Данный межпредметный курс направлен на получение знаний в области экологии Москвы и устойчивого развития, а также переосмысление мировоззренческих и культурных ориентиров учащихся. Курс является одним из немногих, в котором введена проблематика устойчивого развития общества, рассматриваются социальные, экономические и экологические проблемы, уделяется большое внимание практической и природоохранной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_2012.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»


Председатель МО

__________________/_____________ Протокол №               от

«______»_____________________2012г.

«Согласовано»


Зам. директора по УР

____________________/__________

«______»_____________________2012г.

«Утверждаю»


Директор школы

___________________/________-

«______»________________2012г.

РАБОЧАЯ     ПРОГРАММА

по экологии Москвы и устойчивому развитию, _10_ класс

                                                                                                                                                   предмет

ГБОУ СОШ № 769

Пашкова Ольга Александровна

2012-2013 учебный год

Учебно- тематическое планирование

по экологии Москвы и устойчивому развитию

предмет

Класс  ____10а_______________________

Учитель   __Пашкова Ольга Александровна___

Количество часов

Всего _34__   час; в неделю __1__ час

Плановых уроков обобщающия и зачетных занятий – 3 часа;

Практических и игровых занятий - 9 часов;

Планирование составлено на основе учебно-методического обеспечения курса

Курс «Экология Москвы и устойчивое развитие введён в Московский базисный учебный план в 2007/2008 учебном году.

В настоящее время в рамках курса изданы:

  1. Программа курса «Экология Москвы и устойчивое развитие», включающая содержание и планирование по базовой и профильной моделям, рекомендации по преподаванию предмета.
  2. Курс лекций для учителя содержит справочно-информационные материалы, освещающие основные разделы учебного курса и расширяющие базовый уровень программы. Является справочной базой для учителя при подготовке к преподаванию отдельных разделов и тем.
  3. Методические рекомендации к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» раскрывают основные особенности применения игровых, деятельностных педагогических технологий и методов учебного экологического мониторинга. Содержит некоторые разработки уроков по базовой модели.
  4. Методическое пособие для учителя содержит описание технологических приёмов, а также разработки уроков к первому разделу «Особенности цивилизации XXI века» для профильной модели. В пособии приводятся методы оценки эффективности образовательных результатов курса средствами психологического тестирования (диагностика экологических установок и мотивационной сферы, направленности и ценностных ориентации личности).
  5. Экологический мониторинг. Методические рекомендации для учителей по курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие». В первой главе представлены методики учебного экологического мониторинга в рамках курса для профильной и базовой моделей. Во второй главе содержатся описания социально значимых экологических проектов, которые могут выполнить школьники на особо охраняемых природных территориях г. Москвы. Данные проекты объединены общей идеей содействия улучшению состояния окружающей среды силами учащихся.
  6. О преподавании курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» В издании представлено учебно-тематическое и тематико-поурочное планирование, раскрывается содержание курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» для учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных школ. Кроме этого разработаны методические рекомендации по преподаванию предмета в 2008/2009 учебном году, а также приведены тесты и контрольные работы для промежуточного контроля. Для текущего и итогового контроля предлагаются темы рефератов и экологических проектов, приводятся требования к их выполнению и оформлению.
  7. Учебник(Учебное пособие) «Экология Москвы и устойчивое развитие» для учащихся 10-11 классов. В учебном пособии введена проблематика устойчивого развития общества на примере мегаполиса Москвы. В пособии рассматриваются социальные, экономические и экологические проблемы, уделяется большое внимание практической и природоохранной деятельности. Данное издание не просто познакомит школьников с особенностями современной цивилизации, стратегией устойчивого развития, социально- экономическими и экологическими особенностями Москвы, а также поможет им обобщить и систематизировать знания, полученные в рамках естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, даст возможность применить их в новой ситуации. Учебное пособие разработано на основе деятельностных педагогических технологий. Данные технологии направлены на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии. Пособие состоит из пяти разделов. Его содержание приводится ниже.

Пояснительная записка

Учебный курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» предназначен для учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных школ города Москвы. Данный межпредметный курс направлен на получение знаний в области экологии Москвы и устойчивого развития, а также переосмысление мировоззренческих и культурных ориентиров учащихся. Курс является одним из немногих, в котором введена проблематика устойчивого развития общества, рассматриваются социальные, экономические и экологические проблемы, уделяется большое внимание практической и природоохранной деятельности.

Курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» является логическим продолжением курса экологии, как раздела биологии 9 класса, при изучении которого учащиеся знакомятся с основными экологическими законами и понятиями. Кроме этого, при освоении данного курса школьники имеют возможность применить знания и умения, полученные в рамках основной школы как по естественнонаучным, так и социально- гуманитарным дисциплинам.

Курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» отвечает требованиям сегодняшнего дня, так как в его основе лежит диалектическое понимание взаимоотношений человек - общество - природа. Он охватывает широкий круг проблем как естественнонаучного, так и гуманитарного характера, базируется на принципах системности, научности, социальной значимости. Особое внимание в курсе уделяется познавательным и практическим умениям экологического характера.

Новизна курса заключается в следующем

  1. Интегративность курса и его межпредметное значение. Образование для устойчивого развития представляет собой интегра- тивное направление, цель которого помочь учащимся осмыслить ценности, приобрести знания и умения, которые позволят им в дальнейшем принимать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты.
  1. Введение проблематики устойчивого развития общества. Содержательная новизна курса заключается во введении новой парадигмы цивилизационного мышления и регионального компонента в содержание общего образования. В синтезе ис- торико-краеведческих и экологических знаний складывается представление о совместном развитии человека и природы в городе Москве, формируется гражданская и патриотическая позиция школьника. Сложнейший комплекс демографических, экономических, природоохранных проблем осознается учащимися на реальном, доступном и значимом для каждого материале, на примере знакомых культурно-исторических и природных особенностей своего города.
  1. Использование современных педагогических технологий даёт возможность учащимся осмыслить и систематизировать ранее подученный опыт и знания, сформировать новые знания и применить их на практике для реализации идей устойчивого развития. Совокупность приёмов и методов, используемых в рамках курса, позволяет школьникам развить коммуникативные навыки (умение слышать и слушать друг друга, способность встать на точку зрения партнёра или склонить собеседника к своей точке зрения, быть контактным в различных социальных ситуациях, работать в команде для достижения общего результата).
  1. Одним из приоритетов курса является развитие способности адекватной самооценки и осмысления образовательной деятельности, ответственности за результат обучения.

Цели и задачи  изучения курса:

Цель курса - формирование экологических знаний, умений, навыков и развитие социально-личностных качеств учащихся, необходимых для воплощения идей устойчивого развития.

Основные задачи курса

Обучающие:

  1. осознать и принять идеи устойчивого развития;
  2. создать, представления о социально-политических и экономических факторах развития городов на примере Москвы;
  3. сформировать знания о ресурсах и проблемах города, перспективах его развития;
  4. овладеть знаниями и навыками, необходимыми в области мониторинговых исследований окружающей среды;
  5. приобрести навыки выявления социально-экологических проблем и содействовать их решению.

Воспитательные:

  1. помочь в осознании своей роли в улучшении будущего, тесной взаимосвязи между природой, экономикой и обществом;
  2. воспитать гражданскую ответственность за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;
  3. сформировать систему ценностных ориентиров, развить чувство патриотизма, любви к своей малой Родине.

Развивающие:

  1. развить умение самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать проблемы;
  2. совершенствовать аналитическое, творческое и критическое мышление;
  3. овладеть способностью принимать и осуществлять перемены, делать выбор, быть ответственным за результат собственных действий;        .
  4. сформировать умение выявлять причинно-следственные связи экологических нарушений в городе;
  5. развить мотивационную сферу личности как фактора повышения интереса к изучению поставленных проблем, активному поиску решений;
  6. приобрести коммуникативные навыки и опыт сотрудничества в группе, коллективе, умения предотвращения конфликтных ситуаций, умелого выхода из них.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения экологии Москвы и устойчивого развития 10  класса ученик должен знать/ понимать:

Следуя потребностям современного общества, будущий выпускник должен обладать следующими способностями:

  1. Уметь адаптироваться к меняющимся условиям, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, нести ответственность за результат собственных действий.
  2. Проявлять активность в познании окружающего мира, научиться добывать знания из различных источников, анализировать информацию, делать обобщения, формулировать и аргументировать выводы, умело применять полученные знания на практике в различных ситуациях.
  3. Обладать навыками общения, быть контактным в различных социальных группах, уметь отстаивать собственное мнение и быть терпимым к мнению других, работать сообща в различных областях, предотвращая конфликтные ситуации, выполнять различные социальные роли.

• Самостоятельно трудиться над развитием своего интеллектуального, физического, культурного уровня.

Режим и формы занятий

В соответствии с Московским базисным учебным планом предмет «Экология Москвы и устойчивое развитие» является обязательным для изучения в 10-11 классах в средних общеобразовательных школах.

Базовый уровень программы рассчитан на 34 часа, из них:

  1. теоретический курс (22 часа);
  2. практические и игровые занятия (9 часов);
  3. обобщающие и зачетные занятия (3 часа);
  4. экскурсии (внеурочные занятия, 2 часа).

Занятия проводятся по одному академическому часу один раз в неделю в 10 классе.

РАЗВРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЭКОЛОГИИ В 10 КЛАССЕ


ур.

Дата

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

 (основные понятия раздела)

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля,

измерители

Домашнее задание

ИКТ-оборудование

Дано уроков


План


Факт

РАЗДЕЛ I. Особенности цивилизации XXI в. (3 ч)

1.

1 нед

сент

Третье тысячелетие: огромные успехи в экономике и экологический кризис.

УИПЗ

Альтернативная энергетика: ядерная, геотермальная, гидроэнергетика, ветроэнергетика, прямое использование энергии солнечного света, водородная; воспроизводство населения; индекс уровня образованности, климат; коэффициент развития человеческого потенциала; научно-технический прогресс; мировоззрение; мировой кризис; образование в интересах устойчивого развития; поддерживающая способность биосферы; рождаемость; смертность; традиционная энергетика; устойчивое развитие; цивилизация; экологический и социальный кризисы.

Знать проблематику устойчивого развития: знакомство с ключевыми терминами и понятиями курса, обзор основных положений концепции устойчивого развития.

Уметь 1.Раскрывать особенности, причины возникновения экологических кризисов, уделив внимание современному этапу развития цивилизации;

2. Показывать неизбежность стратегии устойчивого развития как единственного пути выживания цивилизации;

3.Определять роль образования при переходе на путь устойчивого развития общества.

Коллективная и индивидуальная работа

§ 1,2.

Комп, проект, Презентации уч-ся

1

2.

2 нед

сент

От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию.

КУ

Коллективная и индивидуальная работа

§4.

Сочинение на тему «Экологические проблемы, затронутые в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»

Комп, проект, Презентации уч-ся

1

3.

3 нед

сент

Игровое занятие по выработке навыков эффективной работы в команде.

ИУ

Коллективная и индивидуальная работа

Повторить раздел 1

1

РАЗДЕЛ II. Москва – мой древний и любимый город (3 ч)

4.

4 нед

сент

Становление Москвы как города с XI по XXI вв.

КУ

Город, городская агломерация, градообразующая функция города, мегаполис, урбанизация, урбоэкология.

Знать 

  1. об историческом развитии Москвы и экономико-географическом положении столицы.
  2. Иметь представления об уникальности социальных и природных особенностей Москвы, пути их исторического формирования.

Уметь раскрывать содержание понятия «город», иметь представления об исторических особенностях формирования городской среды, выявлять причины современных экологических и социально-экономических проблем столицы.

Коллективная и индивидуальная работа

§6,8

Комп, проект, Презентации уч-ся

1

5.

1 нед

октяб

Характеристика экономико-географического  положения столицы. Культурно-историческая среда города.

КУ

Коллективная и индивидуальная работа

§7,9;

Комп, проект, Презентации уч-ся

1

6.

2 нед

октяб

Урок-дискуссия «Наше восприятие города».

Экскурсия: по городу, Музей истории Москвы, Музей археологии Москвы.

Коллективная работа

§10; отчёт о экскурсии

Комп, проект, Презентации уч-ся

1

РАЗДЕЛ III. Природные и социально-экономические факторы формирования городской среды (10 ч)

7.

3 нед

октяб

Город как урбосистема. Основные виды воздействия человека на окружающую среду в городе.

УИПЗ

Адаптация, адвентивные виды, аллювиальные отложения (аллювий), антициклон, балка, биокоридоры (зелёные коридоры), биоразнообразие, биотоп, биоценоз, водораздел, долина реки, заливные луга, западина, карст, ландшафт, лимитирующий фактор,

меандр, морена, надпойменная терраса, овраг, особо охраняемая природная территория, оползень, оплывина, пойма, почва, растительность, реакклиматизация (реинтродукция), рудеральные виды, ресурсосбережение, ресурсосберегающие технологии, старица, тепловой купол, урбозём, урбосистема, фитоценоз, флора и фауна, экосистема.

Иметь представление об основных факторах формирования городской среды Москвы.

Знать 

1.об особенностях геологии, почв, гидрологии и климата Москвы, а также представлений о биологическом разнообразии региона и истории его формирования; о демографических и социально-экономических особенностях городской среды;

о взаимосвязи и коэволюции природы и общества на примере Московского региона;

о необходимости бережного отношения к природным богатствам Московского региона.

Коллективная и индивидуальная работа

§11,12;

Комп, проект, Презентации уч-ся

1

8.

4 нед

октяб

Рельеф, ландшафты и геологическое строение Москвы

КУ

Коллективная и индивидуальная работа

§13,14;

Комп, проект, Презентации уч-ся

1

9.

1 нед

ноябр

Почва и грунты города. Твёрдые бытовые отходы в городе.

УИПЗ

Коллективная и индивидуальная работа

§15,16;

Комп, проект, Презентации уч-ся

1

10.

2 нед

ноябр

Климат, атмосфера и водные ресурсы Москвы.

КУ

Коллективная и индивидуальная работа

§ 17, 18, 19.

Комп, проект, Презентации уч-ся

1

11.

3 нед

ноябр

Экологический каркас города.

КУ

Коллективная и индивидуальная работа

§20

Комп, проект, Презентации уч-ся

1

12.

4 нед

ноябр

Биологическое разнообразие Москвы; городская флора и фауна.

КУ

Коллективная и индивидуальная работа

§21, 22, 23

Комп, проект, Презентации уч-ся

1

13.

1 нед

декаб

Функциональная и планировочная структура города.

КУ

Коллективная и индивидуальная работа

§24

Комп, проект, Презентации уч-ся

1

14.

2 нед

декаб

Демографические особенности современной Москвы. Экономическая база города и занятость населения.

КУ

Коллективная и индивидуальная работа

§25, 26.

Комп, проект, Презентации уч-ся

1

15.

3 нед

декаб

Ресурсный цикл в городе. Практическая работа «Жизненный цикл товара».

УПР

Коллективная и индивидуальная работа

СТР. 220-223

Комп, проект, Презентации уч-ся

1

16.

4 нед

декаб

Урок-обобщение «Законы оптимального развития города».

УПЗ

Коллективная и индивидуальная работа практическая работа «Экологический след».

Стр 230-233

1

РАЗДЕЛ IV. Управление городской средой  (7 ч)

17.

1 нед

январ

Городские власти. Административ-но-территори-альное деление Москвы. Генеральный план развития Москвы.

УИПЗ

Административный округ, виды загрязнений, водосбор, водохранилище, гидротехническая система, городская среда, департамент,  законодательная власть, здоровье, здоровый образ жизни, здоровое питание, исполнительная власть, качество среды, критерии

психологического здоровья, министры Правительства Москвы, Московская городская Дума, муниципальный район, мэр, общественное здоровье,

Правительство Москвы, префекты административных округов, психологическое здоровье, судебная власть, федеральные суды.

Знать 

об управлении городской средой в Москве, о воздействии города на физические и химические параметры окружающей среды 

иметь представления о природоохранном и градостроительном законодательстве Москвы.

Уметь

Раскрываь особенности законодательной, исполнительной и судебной власти города Москвы;

выделять административно-территориальном делении Москвы;

проявлять гражданскую ответственность за состояние своего здоровья и здоровья других людей;

Коллективная и индивидуальная работа

Лекция.

Комп, проект, Презентации уч-ся

1

18.

2 нед

январ

Энергетика и транспорт – системы жизнеобеспечения горожан.

КУ

Коллективная и индивидуальная работа

§27,28.

Комп, проект, Презентации уч-ся

1

19.

3 нед

январ

Водоснабжение населения. Качество воды.

КУ

Коллективная и индивидуальная работа

§ 29.

Комп, проект, Презентации уч-ся

1

20.

4 нед

январ

Качество городской среды.

КУ

Коллективная и индивидуальная работа

§  30.

Комп, проект, Презентации уч-ся

1

21.

1нед

февр

Влияние качества городской среды на здоровье человека.

КУ

 Коллективная и индивидуальная работа

§31.

Комп, проект, Презентации уч-ся

1

22.

2 нед

февр

Природоохранная деятельность.

КУ

Коллективная и индивидуальная работа

Проектные работы

Комп, проект, Презентации уч-ся

1

23.

3 нед

февр

Урок-обобщение. Игровое занятие «Строим экоград».

УПЗ

Коллективная и индивидуальная работа

Стр 280-287

Комп, проект, Презентации уч-ся

1

РАЗДЕЛ V. Москва в будущем мире (3 ч)

24.

4 нед

февр

Москва на пути к культуре мира. Концепция перехода к устойчивому развитию города Москвы.

ЛУ

Индикаторы и принципы устойчивого развития городов, многоконфессиональность, многонациональность, полиэтничность, толерантность, этническая толерантность

Уметь

Представлять образМосквы в будущем мире на пути к устойчивому развитию.

Знать 

основные социокультурные особенности Москвы;

иметь представления о принципах и индикаторах устойчивого развития городов;

осознавать свою роль в улучшении будущего, тесной взаимосвязи между природой, обществом и экономикой.

Коллективная и индивидуальная работа

ЛЕКЦИЯ

Комп, проект, Презентации уч-ся

1

25.

1 нед

март

«Города Европы за устойчивое развитие».  Индикаторы УР городов. Проектная работа «Индикаторы устойчивого развития школы».

ПР

Коллективная и индивидуальная работа

Индивидуальное задание

Комп, проект, Презентации уч-ся

1

26.

3 нед

март

Комплекс  игровых упражнений по развитию толерантности.

ИУ

Коллективная  работа

Повторение раздела 2

Комп, проект, Презентации уч-ся

1

РАЗДЕЛ VI. Экологический мониторинг (7 ч)

27.

4 нед

март

Основы экологического мониторинга.

УИПЗ

Экологический мониторинг (от латинского monitor) – это система регулярных длительных наблюдений в пространстве и во времени, дающая информацию о состоянии окружающей среды с целью оценки прошлого, настоящего и прогноза в будущем её параметров, имеющих значение для человека.

Целями школьного экологического мониторинга являются:

  1.  формирование экологических знаний и культуры подрастающего поколения в ходе практической деятельности;
  2.  обеспечение массового учёта показателей экологического состояния территории, в том числе параметров, не отслеживаемых ведомственными сетями наблюдения.

Коллективная  работа

Стр 290-292

подготовить Стр.293-304

Комп, проект, Презентации уч-ся

1

28.

1 нед

апрел

Оценка экологического состояния атмосферы.

УПР

Индивидуальная и групповая работа

подготовить Стр.305-322

Комп, проект, Презентации уч-ся

1

29.

2 нед

апрел

Оценка экологического состояния водной среды.

УПР

 Индивидуальная и групповая работа

Подготовить Стр. 323-326

Комп, проект, Презентации уч-ся

1

30.

3 нед

апрел

Изучение состава и свойств почвы.

УПР

Индивидуальная и групповая работа

подготовить Стр.327-333

Комп, проект, Презентации уч-ся

1

31.

4 нед

апрел

Оценка состояния и дигрессии лесопарковых и парковых сообществ.

УПР

Индивидуальная и групповая работа

подготовить Стр. 334-338

Комп, проект, Презентации уч-ся

1

32.

2 нед

мая

Энерго- и ресурсосберегающие технологии. Экологически грамотный потребитель товара.

УИПЗ

Индивидуальная и групповая работа

Подготовить стр.339-340

Комп, проект, Презентации уч-ся

1

33.

3 нед

мая

Урок-конференция «Комплексные исследования городских экосистем».

УК

Коллективная работа

Не задано

Комп, проект, Презентации уч-ся

1

34.

4 нед

мая

Обобщающий урок курса.

УОСЗ

Индивидуальная, групповая и коллективная работа

Не задано

Комп, проект, Презентации

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока к курсу "Экология Москвы и устойчивое развитие"

Интегрированный урок к курсу "Экология Москвы и устойчивое развитие" (интеграция с предметом "Литература"), раздел "Москва - мой древний и любимый город", тема "Восприятие города"...

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Календарно-тематическое планирование по экологии "Экология Москвы и устойчивое развитие" 10 класс.

Календарно-тематическое планирование по экологии"Экология Москвы и устойчивое развитие" для 10 класса.Учебник: Г.А.Ягодин, М.В.Аргунова, Т.А.Плюснина, Д.В.Моргун«Экология Москвы и устойчивое развитие»...

Рабочая программа «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10-11 классов

Рабочая  программа (пояснительная  записка  и  календарно-тематическое  планирование)  курса  "Экология  Москвы  и  устойчивое  развития"  1...

Использование технологии "Критическое мышление" на уроках экологии Москвы и устойчивое развитие.

Используя сравнительный анализ рассматриваются три стадии технологии: вызов, осмысление, рефлексия....

Итоговый тест по Экологии Москвы и устойчивое развитие 11 класс

Итоговый тест по предмету "Экология Москвы и устойчивое развитие" может использоваться в качестве итоговой контрольной работы или итогового годового зачета по данному предмету....