Методическая разработка урока по литературному краеведению «Что ж будет памятью поэта?..»: урок Памяти Владимира Дворянскова
план-конспект
Представлен материал по литературному краеведению. Урок памяти ульяновского поэта Владимира Николаевича Дворянскова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pankratova.doc | 159.5 КБ |
prilozhenie_1.2.doc | 827.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областной конкурс «Родники души моей»
Методическая разработка урока
по литературному краеведению
«Что ж будет памятью поэта?..»:
урок Памяти Владимира Дворянскова
Автор разработки
Панкратова Ольга Михайловна,
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по УВР
МБОУ гимназия № 65
г. Ульяновск
2021 год
Тема: «Что ж будет памятью поэта?..»: урок Памяти Владимира Дворянскова
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Форма: урок-исследование.
Методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.
Оборудование урока, дидактические средства –
- Мультимедийный проектор, доска.
- Презентация.
- Поэтические тексты (приложение 1).
- Карточка с вопросами для групповой работы (приложение 2).
- Лист для составления кластера.
Цель: доказать, что жизнь и творчество ульяновского автора В.Н. Дворянскова являются источником любви к культуре родного края; способствовать осмыслению стихотворений поэта как высоко патриотических произведений; рассуждать на основе теоретических знаний об анализе поэтических текстов.
Задачи:
- содействовать осознанному восприятию обучающимися художественного слова В.Н.Дворянскова;
- воспитывать любовь и сопричастность к литературе и культуре малой Родины;
- содействовать формированию умений чтения и анализа поэтического текста.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: умение аргументировать собственное высказывание, воспринимать альтернативную точку зрения; смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Метапредметные УУД: выявление точки зрения автора и идеи произведения.
Регулятивные УУД: целеполагание, способность принимать учебную цель, выделение главного и второстепенного, контроль, оценка.
Познавательные УУД: общеучебные – выразительное чтение, выбор художественных средств, развитие устной речи через диалог, умение анализировать поэтический текст.
Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.
Этап урока | Содержание урока, деятельность учителя | Слова учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент, постановка учебной задачи. | Организация урока. Создание психологического настроя. Вводная беседа с созданием проблемной ситуации. Целеполагание. | Добрый день, дорогие ребята! Я хочу познакомить вас с замечательным стихотворением. Послушайте его и попробуйте предположить, кто автор этих строк. (Слайд 2) Все надоело: ложь и болтовня, И потому мне нынче стало скучно. Я ухожу, ни в чём вас не виня. За все грехи прощая простодушно. Я ухожу туда, где нету лжи, Где не способны на обман и козни. Я ухожу к просторам спелой ржи И к родникам, Что января морозней. Я ухожу к деревьям у реки То тропкой незаметной, То межою. И говорю: – Лишь душу береги. Легко живётся С чистою душою. Это стихотворение Владимир Николаевич Дворянсков посвятил памяти своего учителя, поэта Николая Благова. (Слайд 3) Именно этими строчками мы начинаем урок, посвященный памяти поэта, урок Памяти Владимира Дворянскова. Как вы считаете, каким должен быть урок Памяти поэта? | Слушают стихотворение. Высказывают свои предположения об авторе. Высказывают свое мнение по поводу того, каким должен быть урок Памяти поэта: нужно рассказать о жизни и творчестве поэта, познакомиться с его стихами, выразительно прочитать их, проанализировать и т.д. |
Актуализация знаний. | Создание проблемной ситуации | 4 октября 2016 года умер известный ульяновский поэт Владимир Николаевич Дворянсков. Ушел человек большого таланта и большой скромности. В день прощания вдова поэта Нина Вадимовна раздавала пришедшим проводить поэта в последний путь сборники стихов со словами: «Кому теперь это будет нужно?» Произнесённые Ниной Вадимовной слова напомнили мне строчки стихотворения поэта 19 века Александра Ивановича Полежаева: «Что ж будет памятью поэта?» Предлагаю вам, ребята, ответить на этот поэтический вопрос в конце урока. | Слушают слова учителя, размышляют над ответом (слайд 4) |
Открытие нового знания. | Организация индивидуальной работы | Сегодня на уроке мы узнаем, каким был Владимир Николаевич Дворянсков (ученикам предлагается познакомиться с презентацией о поэте и послушать выступления одноклассников). В. Н. Дворянсков бывал в нашей гимназии. Он читал свои стихи, рассказывал о своем творчестве. В школьной библиотеке бережно хранятся книги с автографами поэта. Пожелания на добрую память от автора, вместе со стихами поэта, хранят в своих душах выпускники гимназии. Хочется пожелать и вам, сегодняшним ученикам, испытать радость открытий, поэтического наслаждения, нравственного совершенства при знакомстве с творчеством поэта. | Комментирование презентации (слайды 5-16): 1. Владимир Николаевич Дворянсков родился 15 ноября 1948 года в небольшой, но красивой деревне Екатериновке, что приютилась рядом с волжским заливом, у слияния двух студеных, родниковых рек. «Крутолобые холмы, овеянные легендами, синеющий лес вдалеке, размашистые поля, подступающие прямо к окнам, бескрайнее небо над головой – именно такой пейзаж назначено было мне увидеть, когда я пришел в этот мир...» - так вспоминал поэт. И потому, наверное, не было для него ничего дороже на свете, чем родной край. Благодаря его красоте родились первые поэтические строки... 2. Годы, проведенные в деревянной школе, самые светлые, потому что здесь было все впервые: первые мечты, первые стихи, первая любовь. В школе преподавал литературу и вел поэтический кружок местный литератор Сергей Александрович Осипов. Стихи начинающего поэта Володи Дворянскова учителю понравились. Скоро районная газета опубликовала их с крупным заголовком и портретом. 3. После школы у Владимира Николаевича было одно-единственное стремление: литературный факультет. И он подал заявление в Ульяновский педагогический институт. Но на приемной комиссии опрометчиво заявил, что учителем быть не хочет, а мечтает стать писателем. В то время за такое откровение он мог бы поплатиться, ведь вуз готовит не писателей, а учителей. Но его всё равно приняли: на вступительных экзаменах набрал высокий балл. «Студенческая пора – это прекрасное, но короткое время. Я не заметил, как оно пролетело. За годы учебы я не только многое узнал о педагогической профессии, но и в творчестве поднялся на ступеньку выше. Мои стихи печатались уже не только в местной периодике, но и в журналах», - писал в автобиографии поэт. 4. После окончания института Владимир Дворянсков работал в Таджикистане, преподавал в Кулябском пединституте. Затем служил в армии в Забайкайле. После армии вернулся в родные края. Работал в молодежной газете. В 1976 году выходит первая книга стихов «Осенние костры». В 1978 году – сборник «Водополь». В этом же году Владимира Дворянскова принимают в Союз писателей СССР. В 1982 году поэт становится лауреатом областной премии Ленинского комсомола. Владимир Дворянсков – автор книг «Летние часы», «Нужны ромашки для души», «Чистота и радость света», «Поклонение родникам» и других. 5. Владимир Николаевич Дворянсков работал в газетах «Ульяновский комсомолец» и «Ульяновская правда», руководил литобъединением «Надежда», работал редактором в областной детской библиотеке, заместителем главного редактора журнала «Мономах». В последние годы жизни был, как он сам писал, «на профессиональной писательской работе». 6. Много лет, пока были силы, Владимир Дворянсков ходил за водой (или по воду) к роднику в Винновской роще. За водой (иль по воду) к роднику По тропинке утренней я бегу. Хорошо мне дышится, и душа, Как заря весенняя, хороша... 7. В самый сложный последний период жизни, преодолевая болезнь, посещал ближайший к дому храм, это давало силы жить. ...Если несчастье – к порогу. Душу к борьбе приготовь. И призови на подмогу Веру, Надежду, Любовь... 8. Много лет жил Владимир Дворянсков в Ульяновске, а похоронили его в родной Екатериновке, в деревне, что «приютилась рядом с волжским заливом, у слияния двух студеных, родниковых рек». Так завершился жизненный круг. «Годы промелькнули, как быстрокрылая птица за окном». (В. Дворянсков). Ушел человек большого таланта и большой скромности. Остались стихи. И в них горят-горят «осенние костры». |
Этап исследования. Самостоятельная работа в группах. | Организация групповой работы | Давайте обратимся к поэзии Владимира Николаевича Дворянскова. К сегодняшнему уроку мы подобрали несколько стихотворений (приложение 1.1 и 1.2). Предлагаю вам обратиться к этим стихам, познакомиться с ними и ответить на вопросы (приложение 2). | Работа в группе. Смысловое чтение стихотворений. Текстовый поиск-выделитель. Анализ поэтического текста. Вывод: поэзии В.Н. Дворянскова чужды бурные излияния чувств, громкие фразы. Всё, что выходит из-под его пера, проникнуто вниманием к внутренней жизни души, глубоко прочувствованно, пережито. Владимир Николаевич не скрывает ни своей боли, ни сомнений, ни надежд, откровенно делится своими раздумьями. Все стихотворения посвящены теме Родины. С любовью к России, родному краю пишет поэт. Центральными образами поэзии являются следующие образы: холмы, облака, небо, дождь, дорога, Волга. Стихи наполнены красками, запахами и звуками. Поэт использует такие средства выразительности, как сравнения («как часовых надежные штыки»), олицетворения («скошенные травы бегут по лугу», «тополя пирамидальные / На всех взирают…», «Пробежали перелеском – Словно вспугнуты – Ветра», «Сосны шишки нехотя теряют…» и др.), эпитеты и метафоры. Поэтическая речь пропитана чувством любви ко всему родному. |
Включение нового знания в систему знаний. | Организует групповую работу. Предлагает составить кластер | Составление кластера - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Кластер, который мы попробуем составить, посвящен образу Родины в стихах В.Н. Дворянскова. | Составление кластера «Образ Родины в стихах В.Н. Дворянскова» (слайд 17 - пример) Представление кластера перед классом. |
Подведение итогов урока | Организует беседу, помогает сделать вывод урока, совместно с учениками формулирует домашнее задание. | Подходит к концу наш урок Памяти. Вернемся к строчкам из стихотворения поэта 19 века Александра Ивановича Полежаева: «Что ж будет памятью поэта?» Вы познакомились со стихами В.Н. Дворянскова. Какое бы домашнее задание вы предложили бы своему однокласснику? Учитель предлагает выбрать задание из предложенного учениками списка самостоятельно. | Предлагают свои варианты (называют и ответ, который дает А. Полежаев – стихи): Что ж будет памятью поэта? Мундир?.. Не может быть!.. Грехи?.. Они оброк другого света... Стихи, друзья мои, стихи! (слайд 18) Ученики предлагают варианты домашнего задания: - выразительно прочитать стихи поэта; - выучить наизусть понравившееся стихотворение; - написать сочинение-миниатюру «Образ Родины в стихах В.Н. Дворянскова»; - выполнить анализ стихотворения; - нарисовать иллюстрации к стихам поэта; - подготовить творческий вечер «Памяти поэта» и т.д. |
Рефлексия. | Учитель предлагает осмыслить личную роль в достижении цели урока и продолжить предложение. Стихотворения В.Н. Дворянскова нужно просто читать, читать, неспешно вчитываясь, вдумываясь, сопереживая. И тогда поймёшь всю глубину его утверждения: И понял я: Мы в этот мир приходим Творить добро. И только для добра. | Выбери и закончи предложение: стихотворения В.Н. Дворянскова нужно… - просто читать, - читать, неспешно вчитываясь, - читать, вдумываясь, - читать, сопереживая. Продолжи фразу: и тогда поймёшь… | |
Заключительный этап | Совместное с учениками чтение стихотворения В.Дворянскова под музыку Свиридова | Учитель начинает читать первую строчку: От черствости и хамства сытого, | Ученики продолжают читать по строчке, при чтении встают: - От злобы, что мешает жить,- - Включите музыку Свиридова,- - Она вас может излечить… - …В ней столько светлого, - открытого, - Что может в горе нас согреть. - Играют музыку Свиридова,- - И с ней не страшно умереть. Заканчивается урок минутой молчания, на экране слайды презентации (слайды 19-26) |
Приложение 1.1
***
Горит костер у дальней переправы,
Всё выше, выше тянется дымок.
Хоть ветра нет, но скошенные травы
Бегут по лугу вдоль и поперёк.
Как хорошо, что зацветает донник,
Что все дороги дальние чисты,
Что ставишь ты на белый подоконник
В хрустальной вазе красные цветы.
Здесь небосвод такой большой и синий,
Но лишь накрыл село, поля и лес.
А сколько надо вот таких небес,
Чтоб засияли надо всей Россией.
Вчерашний дождь как будто бы и не был,
Лишь капли в листьях бережёт ветла.
И скажешь, глядя в озеро и небо,
Светла душа Отечества, светла.
***
Посмотришь вдаль – холмы, холмы, холмы,
Да облаков неровные изломы.
И рвы,
Водой небесною полны,
Что пролилась, когда гремели громы.
Окинешь взглядом даль
Из-под руки:
С холмами рядом,
Далеко и близко,
Как часовых надёжные штыки
Сверкают всюду грани обелисков.
Родная Русь, да сколько ж полегло
Твоих сынов, –
Которых ты любила, –
Чтоб вражье беспросветное крыло
На ясном небе зори не затмило.
...Повсюду обелиски и холмы,
Как далеко видать их на рассвете.
И понимаю сердцем, что лишь мы
Теперь за всё –
За Родину –
В ответе.
***
...Да сколько же,
Народ великий,
Пришлось тебе изведать бед!
Какие только ты вериги
Не надевал за сотни лет.
Испытан плеткой и обманом
Доверчивым остался ты.
Не дал разлившимся туманам
Изъесть душевной красоты.
...Родная Русь, я свято верю:
Не скоро, может быть,
Но всё ж
За все невзгоды и потери
Ты счастье в жизни обретёшь.
***
Вновь привели дороги дальние,
Туда, где зелен кипарис,
Где тополя пирамидальные
На всех взирают сверху вниз.
Где плеск волны в ночную пору
Всегда таинственен и глух.
Где тропы, вьющиеся в гору,
Слегка захватывают дух.
...И всё ж душе моей попроще
Нужна природа, поскромней.
Люблю березовую рощу
И соловьев, звенящих в ней.
Хочу опять взглянуть на Волгу,
Прийти под утро к ней один.
Люблю стоять над ней подолгу,
Когда весна и скрежет льдин.
Она излечит все тревоги,
Плеснув накатною волной.
...Нет в жизни праздничней дороги,
Ведущей издали домой.
***
Пробежали перелеском –
Словно вспугнуты –
Ветра.
И опять за этим всплеском
Разольется тишь с утра.
Так светло вокруг,
Так славно.
Небо выше поднялось,
Лишь слетают плавно-плавно
Росы все еще –
С берез.
В сердце – песня.
Льется ровно,
Будто с птицами паришь.
Небо синее огромно:
За день все не облетишь.
Край родной,
Где дом с березой,
Где ручьи всю ночь слышны,
Никакие беды-грозы
Мне с тобою не страшны.
***
Оглянись кругом – какие дали,
Оттолкнись – и птицею лети.
От невзгод, от бед и от печали
Лучше средства сроду не найти.
Вдоль тропинок, по лугу любому,
Будто бы от солнышка следы.
По траве – по шелку дорогому –
Разбежались жёлтые цветы.
Сосны шишки нехотя теряют,
Воды присмирели в тишине.
Только чайка в воздухе ныряет,
Будто бы летает на волне.
Эй, косарь, на зорьке чистой, волглой,
Ты цветов июньских не коси.
Как прекрасен этот луг над Волгой,
Как прекрасны дали на Руси.
Приложение 2
Примерные вопросы для анализа стихотворения
1. Прочитайте стихотворение.
2. Опишите собственные ощущения, эмоции, возникающие при чтении стихотворения. Обратите внимание на общее настроение стихотворения, на его эмоциональный фон, на ряд ассоциаций, возникающих при чтении, на звуковую и цветовую «палитру» стихотворения.
3. Определите тему стихотворения.
4. Охарактеризуйте композицию стихотворения (На какие части делится или можно условно разделить текст, как связаны части друг с другом, чем различаются).
5. Определите ключевые образы каждой части, основные художественные средства их создания:
- лексические (многозначные слова, синонимы, антонимы, стилистически окрашенная лексика, архаичная лексика, тропы и т.д.);
- фонетические (звукопись: аллитерация и ассонанс);
- словообразовательные (слова с суффиксами эмоциональной оценки, авторские неологизмы, приёмы семантизации морфем, морфемного повтора и т.д.);
- морфологические (обилие глаголов придаёт тексту динамичность, обилие прилагательных – живописность; частиц, междометий – эмоциональность и т.д.);
- синтаксические (структура и размер предложений, стилистические фигуры и т.д.);
- особенности ритма, стихотворного размера, рифмы, способа рифмовки, строфики.
6. Охарактеризуйте состояние лирического героя (Каково оно? Чем вызвано? Как меняется? Какими средствами автор передаёт это состояние?)
7. Сформулируйте идею стихотворения, определите своё отношение к ней.
8.Сопоставьте свое эмоциональное восприятие стихотворения с теми выводами, к которым вы пришли в процессе анализа. Подумайте, какую роль играет исследование данного стихотворения в понимании авторской концепции?
9. Каково общечеловеческое, философское звучание стихотворения?
10. Что дало вам знакомство с лирикой поэта и с данным стихотворением?
Приложение 3
Предварительный просмотр:
Что ж будет памятью поэта?
....
_________________________
Владимир Николаевич Дворянсков
1948 - 2016
___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
***
Горит костер у дальней переправы,
Всё выше, выше тянется дымок.
Хоть ветра нет, но скошенные травы
Бегут по лугу вдоль и поперёк.
Как хорошо, что зацветает донник,
Что все дороги дальние чисты,
Что ставишь ты на белый подоконник
В хрустальной вазе красные цветы.
Здесь небосвод такой большой и синий,
Но лишь накрыл село, поля и лес.
А сколько надо вот таких небес,
Чтоб засияли надо всей Россией.
Вчерашний дождь как будто бы и не был,
Лишь капли в листьях бережёт ветла.
И скажешь, глядя в озеро и небо,
Светла душа Отечества, светла.
***
Посмотришь вдаль – холмы, холмы, холмы,
Да облаков неровные изломы.
И рвы,
Водой небесною полны,
Что пролилась, когда гремели громы.
Окинешь взглядом даль
Из-под руки:
С холмами рядом,
Далеко и близко,
Как часовых надёжные штыки
Сверкают всюду грани обелисков.
Родная Русь, да сколько ж полегло
Твоих сынов, –
Которых ты любила, –
Чтоб вражье беспросветное крыло
На ясном небе зори не затмило.
...Повсюду обелиски и холмы,
Как далеко видать их на рассвете.
И понимаю сердцем, что лишь мы
Теперь за всё –
За Родину –
В ответе.
***
...Да сколько же,
Народ великий,
Пришлось тебе изведать бед!
Какие только ты вериги
Не надевал за сотни лет.
Испытан плеткой и обманом
Доверчивым остался ты.
Не дал разлившимся туманам
Изъесть душевной красоты.
...Родная Русь, я свято верю:
Не скоро, может быть,
Но всё ж
За все невзгоды и потери
Ты счастье в жизни обретёшь.
***
Вновь привели дороги дальние,
Туда, где зелен кипарис,
Где тополя пирамидальные
На всех взирают сверху вниз.
Где плеск волны в ночную пору
Всегда таинственен и глух.
Где тропы, вьющиеся в гору,
Слегка захватывают дух.
...И всё ж душе моей попроще
Нужна природа, поскромней.
Люблю березовую рощу
И соловьев, звенящих в ней.
Хочу опять взглянуть на Волгу,
Прийти под утро к ней один.
Люблю стоять над ней подолгу,
Когда весна и скрежет льдин.
Она излечит все тревоги,
Плеснув накатною волной.
...Нет в жизни праздничней дороги,
Ведущей издали домой.
***
Пробежали перелеском –
Словно вспугнуты –
Ветра.
И опять за этим всплеском
Разольется тишь с утра.
Так светло вокруг,
Так славно.
Небо выше поднялось,
Лишь слетают плавно-плавно
Росы все еще –
С берез.
В сердце – песня.
Льется ровно,
Будто с птицами паришь.
Небо синее огромно:
За день все не облетишь.
Край родной,
Где дом с березой,
Где ручьи всю ночь слышны,
Никакие беды-грозы
Мне с тобою не страшны.
***
Оглянись кругом – какие дали,
Оттолкнись – и птицею лети.
От невзгод, от бед и от печали
Лучше средства сроду не найти.
Вдоль тропинок, по лугу любому,
Будто бы от солнышка следы.
По траве – по шелку дорогому –
Разбежались жёлтые цветы.
Сосны шишки нехотя теряют,
Воды присмирели в тишине.
Только чайка в воздухе ныряет,
Будто бы летает на волне.
Эй, косарь, на зорьке чистой, волглой,
Ты цветов июньских не коси.
Как прекрасен этот луг над Волгой,
Как прекрасны дали на Руси.
Примерные вопросы для анализа стихотворения
1. Прочитайте стихотворение.
2. Опишите собственные ощущения, эмоции, возникающие при чтении стихотворения. Обратите внимание на общее настроение стихотворения, на его эмоциональный фон, на ряд ассоциаций, возникающих при чтении, на звуковую и цветовую «палитру» стихотворения.
3. Определите тему стихотворения.
4. Охарактеризуйте композицию стихотворения (На какие части делится или можно условно разделить текст, как связаны части друг с другом, чем различаются).
5. Определите ключевые образы каждой части, основные художественные средства их создания:
- лексические (многозначные слова, синонимы, антонимы, стилистически окрашенная лексика, архаичная лексика, тропы и т.д.);
- фонетические (звукопись: аллитерация и ассонанс);
- словообразовательные (слова с суффиксами эмоциональной оценки, авторские неологизмы, приёмы семантизации морфем, морфемного повтора и т.д.
- морфологические (обилие глаголов придаёт тексту динамичность, обилие прилагательных – живописность; частиц, междометий – эмоциональность и т.д.);
- синтаксические (структура и размер предложений, стилистические фигуры и т.д.);
- особенности ритма, стихотворного размера, рифмы, способа рифмовки, строфики.
6. Охарактеризуйте состояние лирического героя (Каково оно? Чем вызвано? Как меняется? Какими средствами автор передаёт это состояние?)
7. Сформулируйте идею стихотворения, определите своё отношение к ней.
8.Сопоставьте свое эмоциональное восприятие стихотворения с теми выводами, к которым вы пришли в процессе анализа. Подумайте, какую роль играет исследование данного стихотворения в понимании авторской концепции?
9. Каково общечеловеческое, философское звучание стихотворения?
10. Что дало вам знакомство с лирикой поэта и с данным стихотворением?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока-памяти, посвящённая 65-летию победы
Разработка мероприятия посвящена 65-летию Великой Победы. Проводилось данное мероприятие во 2 классе. Урок памяти сопровождался презентацией....
Методическая разработка урока-игры "Литературный аукцион"
Урок итоговый, использованы групповые и индивидуальные формы работы......
Методическая разработка урока по историческому краеведению "Дорога к храму"
Цели урока: изучить и обобщить материал по теме; способствовать раскрытию творческих способностей учащихся, дать возможность детям проявить себя; развивать умение правильно формулироват...
Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе «Всё это в памяти моей»
методическая разработка урока по литературе в форме устного журнала...
Методическая разработка урока по литературному чтению С.А.Есенин "Бабушкины сказки" в 4 классе коррекционной школы седьмого вида.
Методическая разработка открытого урока в 4 классе в коррекционной школе седьмого вида на тему "С.А.Есе...
Литературная гостиная «Тема войны в песнях Владимира Семеновича Высоцкого» (методическая разработка урока для 11 класса).
Урок знакомит старшеклассников с песнями В.Высоцкого о войне и нацелен на эмоциональное восприятие его песен....
Методическая разработка урока литературы "Проблема нравственной памяти в литературных произведениях (на примере рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)".
План-конспект урока литературы в 8 классе проблемно-ориентированного обучения (PBL). (Урок в рамках экспериментальной деятельности. Сингапурская технология)Опишите запуск проблемы (вы расскажете/прочи...