« Жизнь свою народу отдаю». (Урок памяти Героя Советского Союза татарского поэта Мусы Джалиля).
план-конспект урока литературы (10 класс) на тему

Расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве великого татарского поэта М. Джалиля; формировать  понимание сущности единого процесса развития многонациональной литературы народов нашей страны; развивать творческое мышление, умения анализировать и сопоставлять художественные произведения; воспитывать чувства патриотизма, мужества, гражданственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zhizn_svoyu_narodu_otdayu.ppt813.5 КБ
Microsoft Office document icon zhizn_svoyu_narodu_otdayu.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Жизнь свою народу отдаю». Урок памяти Героя Советского Союза татарского поэта Мусы Джалиля.

Слайд 2

«Прощай, моя умница». Прощай, моя умница. Этот привет Я с ветром тебе посылаю. Я сердце тебе посылаю свое, Где пламя не меркнет, пылая.

Слайд 3

«Перо мое, будь огневым, не выпадай из рук…»

Слайд 4

«На передовой». Пусть над моим окопом все грозней Смерть распускает крылья, тем сильней Люблю свободу я, тем ярче жизнь Кипит в крови пылающей моей!

Слайд 5

«Перед приговором». Не преклоню колен, палач, перед тобою, Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей. Придет мой час - умру. Но знай: умру я стоя, Хотя ты голову отрежешь мне, злодей.

Слайд 6

«За колючей проволокой». Какая вдали земля Просторная, ненаглядная! Только моя тюрьма Темная и смрадная. («Последняя песня»)

Слайд 7

«Моабитская тетрадь»

Слайд 8

«Мы прошли через сорок смертей и не покорились». Тюрьма Моабит

Слайд 9

«Жизнь моя песней звенела в народе…» Вперед, моя песня! С богатырской отвагой Пора устремиться в сражение нам, А если погибну, Ты, песня, останься, Как памятник нашим бессмертным делам.

Слайд 10

«Салют тебе, Муса Джалиль!» Песня меня научила свободе, Песня борцом умереть мне велит, Жизнь моя песней звенела в народе, Смерть моя песней борьбы прозвучит.



Предварительный просмотр:

« Жизнь свою народу отдаю».

(Урок  памяти Героя Советского Союза

татарского поэта  Мусы Джалиля).

Слайд №1  « Жизнь свою народу отдаю»

Слово учителя.

Скоро, 9 мая, вся наша страна будет отмечать 65 годовщину со дня Победы в Великой Отечественной войне. Победа… Этого дня ждала наша Родина долгих четыре  года. Сегодня мы вспомним тех, кто приближал этот день, кто погиб во имя Отчизны. Прошло уже несколько десятилетий с тех незабываемых времен, а память вновь и вновь возвращает нас к судьбам тех, кто не вернулся с поля боя, пропал без вести, принял героическую смерть в фашистских застенках, но до последней минуты своей жизни оставался верным своей Родине. Смерть не сломила их, они обрели бессмертие.

Одним из таких бессмертных героев является замечательный татарский поэт Муса Джалиль, жизнь и творчество которого мы будем рассматривать на уроке.

 Имя этого поэта известно всему миру. Оно стало символом стойкости, героизма, беззаветной преданности Родине. Сила духа Мусы Джалиля не в том, что он не знал страха смерти, а в том, что умел преодолевать этот страх и спокойно смотреть смерти в лицо.

Фрагмент фильма  №2

 Звучит сообщение о войне по радио.

 Слайд №2. Плакат «Родина-мать зовет!»

Чтение учеником  стихотворения  на татарском языке.

1 Ведущий:

Тысячи и тысячи добровольцев с первых же дней войны отправились на фронт. На войну уходили юноши и девушки, рабочие и колхозники, инженеры и врачи, представители творческой интеллигенции: учителя, писатели и поэты, художники и артисты. Одним из первых в военкомат явился и Муса Джалиль, а 13 июля уже надел военную форму.

 Слайд №3 «Прощай, моя умница»

Инсценировка (Сцена прощания  М. Джалиля с женой и дочерью Чулпан ).

Звучит песня «Бишек  жыры» на слова М.Джалиля    в исполнение ученицы.

Чтение стихотворения на татарском языке «Прощай, моя умница».

Фрагмент фильма №3.

 Слайд №4. «Перо мое, будь огневым, не выпадай из рук»

2 ведущий:

 Но сразу же в действующую армию  Муса не попал. Ему пришлось провести около двух месяцев в Москве, в резерве Главного политического управления

С первых же дней войны, еще не взяв в руки боевого оружия, Муса начал сражаться пером поэта. Им уже были написаны боевые песни и марши, страстные патриотические стихи, которые вошли в цикл стихотворений «Против врага», затем появился сборник «Клятва артиллериста». В каждом стихотворении поэта звучит мысль о воинской верности, искреннее чувство любви к Родине.

 Слайд №5.  М. Джалиль в военной форме.

Фрагмент фильма № 4

3 ведущий:

Горячая, деятельная натура  Джалиля  рвется на фронт. А когда командование узнало, что он известный поэт, то его немедленно хотели демобилизовать. Но Муса решительно воспротивился этому. Став бойцом, он не допускал даже в мыслях ни малейшего разлада между своими словами и своей судьбой. Теперь, в самое тяжелое время для Родины, место поэта должно быть именно на передовой. Он никому не хотел передоверить то, что по внутреннему долгу поэта и гражданина должен был совершить сам. Пусть самое тяжелое, самое страшное. Пусть даже смерть. Но он должен быть там, где проходит передний край борьбы за будущее человечества. Вскоре Муса получает назначение на Волховский фронт, работает военным корреспондентом армейской газеты «Oтвaгa».

Чтение стихотворения на татарском языке «

 Слайд №6. Затишье перед боем.

4 ведущий:

На Волховском фронте Джалиль первое время выполнял отдельные задания командования, часто бывал на передовых линиях, участвовал в боях. Его уважали, любили за честность, бесстрашие, за доброе отношение к товарищам. Всегда выдержан, спокоен, подтянут - таким и запомнился своим однополчанам татарский поэт Муса Джалиль. А в часы затишья, удобно примостившись на пеньке, сочинял он свои замечательные стихи. Кто-то из бойцов писал письмо родной матери, любимой, кто-то читал последний номер армейской газеты, кто-то настраивал чудом уцелевшую гитару…

Исполнение на гитаре песни на слова М.Джалиля «Письмо из окопа»

 Слайд №7. Волховский фронт. 2-я Ударная армия.

5 ведущий:

И это в апреле 1942 года, когда на Волховском фронте шли ожесточенные бои, когда 2-я Ударная армия под командованием генерала Власова, оказавшегося изменником Родины, терпела неудачу за неудачей. Во второй половине мая фашистам удалось окружить Вторую Ударную армию, она оказалась «в мешке». Связи с «большой землей» почти не было, но несмотря на это, солдаты и командиры продолжали упорное сопротивление. Кровопролитные бои шли повсюду, некуда было эвакуировать раненых. Случилось непоправимое и с Джалилем: с боевого задания он не вернулся в редакцию газеты. Произошло это под Мясным Бором, в июне 1942. Это была местность, которую впоследствии назовут Долиной Смерти.

Чтение учеником  стихотворения «Прости, Родина!»

ПРОСТИ, РОДИНА!

Прости меня, твоего рядового,

Самую малую часть твою.

Прости за то, что я не умер

Смертью солдата в жарком бою.

Кто посмеет сказать, что я тебя предал?

Кто хоть в чем-нибудь бросит упрек?

Волхов - свидетель: я не струсил,

Пылинку жизни моей не берег.

В содрогающемся под бомбами,

Обреченном на гибель кольце,

Видя раны и смерть товарищей,

Я не изменился в лице.

Слезинки не выронил, понимая:

Дороги отрезаны. Слышал я:

Беспощадная смерть считала

Секунды моего бытия.

Я не ждал ни спасенья, ни чуда.

К смерти взывал: - Приди! Добей!..-

Просил: - Избавь от жестокого рабства! -

Молил медлительную: - Скорей!..

Не я ли писал спутнику жизни:

"Не беспокойся,- писал,- жена.

Последняя капля крови капнет -

На клятве моей не будет пятна".

Не я ли стихом присягал и клялся,

Идя на кровавую войну:

"Смерть улыбку мою увидит,

Когда последним дыханьем вздохну".

О том, что твоя любовь, подруга,

Смертный огонь гасила во мне,

Что родину и тебя люблю я,

Кровью моей напишу на земле.

Еще о том, что буду спокоен,

Если за родину смерть приму.

Живой водой эта клятва будет

Сердцу смолкающему моему.

Судьба посмеялась надо мной:

Смерть обошла - прошла стороной.

Последний миг - и выстрела нет!

Мне изменил мой пистолет...

Скорпион себя убивает жалом,

Орел разбивается о скалу.

Разве орлом я не был, чтобы

Умереть, как подобает орлу?

Поверь мне, родина, был орлом я,

Горела во мне орлиная страсть!

Уж я и крылья сложил, готовый

Камнем в бездну смерти упасть.

Что делать?

Отказался от слова,

От последнего слова друг-пистолет.

Враг мне сковал полумертвые руки,

Пыль занесла мой кровавый след...

...Я вижу зарю над колючим забором.

Я жив, и поэзия не умерла:

Пламенем ненависти исходит

Раненое сердце орла.

Вновь заря над колючим забором,

Будто подняли знамя друзья!

Кровавой ненавистью рдеет

Душа полоненная моя!

Только одна у меня надежда:

Будет август. Во мгле ночной

Гнев мой к врагу и любовь к отчизне

Выйдут из плена вместе со мной.

Есть одна у меня надежда -

Сердце стремится к одному:

В ваших рядах идти на битву.

Дайте, товарищи, место ему!

Анализ стихотворения «Родина».

- Каково ваше восприятие этого стихотворения? Какие ассоциации у вас возникли после прослушивания?

- Охарактеризуйте лирического героя в этом стихотворении.

- Какие художественные средства использует автор для достижения показа трагизма героя?

Ярче всего об антифашистской позиции автора говорится  в  стихотворении «Варварство».

 

(Инсценировка учащимися  стихотворения «Варварство»).

Анализ стихотворения «Варварство».

- Чем поразило вас это стихотворение?

- Как соотносятся внешний мир и чувства героя?

- Для чего вводит М.  Джалиль образ матери и ребенка?

Фрагмент фильма №6

 Слайд №8. За колючей проволокой.

6 ведущий:

После многочисленных скитаний по фашистским лагерям для военнопленных Джалиля привезли в польскую крепость Демблин. Здесь гитлеровцы собирали военнопленных татар, башкир  и других национальностей Востока. Муса встретил в этом лагере своих земляков, познакомился с другими пленными, которым можно было доверять.Они и составили впоследствии ядро созданной им подпольной организации: Фуат Булатов, поэт Абдулла Алиш, военнослужащий Абдулла Батталов, Гайнан Курмаш, Салим Бухаров и другие.

7 ведущий:

В конце 1942  года фашисты развернули формирование так называемых «национальных легионов», чтобы использовать советских пленных для борьбы против Советского Союза. В польском местечке Едлино был создан легион «Идель – Урал» из пригнанных насильно военнопленных из числа народностей Поволжья. Сорвать черные замыслы врагов, повернуть оружие против самих гитлеровцев – такую задачу поставила перед собой подпольная организация во главе с Джалилем. Правда, ради этой цели подпольщикам пришлось для вида дать согласие на сотрудничество с фашистами. Но это решение нелегко досталось М. Джалилю и его друзьям.

Фрагмент фильма  №7

 Слайд №9.  Перед приговором.

8 ведущий:

Пользуясь тем, что фашисты поручили М.  Джалилю вести  культурно-просветительную работу среди военнопленных, он, разъезжая по лагерям, всюду устанавливал конспиративные связи, вместе с друзьями наладил прием сводок «Совинформбюро», печатание листовок, воззваний и обращений.

В августе 1943 года гестапо удалось напасть на след подпольщиков и большинство их членов были арестованы за несколько дней до тщательно подготавливаемого восстания легионеров и брошены в фашистские застенки.

Начались дни и ночи допросов, пыток. Гестаповцы сломали поэту левую руку, отбили почки. Тело его было исполосовано электрическим шнуром и резиновыми шлангами. Раздробленные пальцы распухли и почто не гнулись. Но никакие муки, никакие страдания не могли сломить его могучего духа.

Чтение стихотворения на татарском языке « Катыйльгә».

Катыйльгә

Мин тез чүкмәм, катыйль, синең алда,

Кол итсәң дә, тоткын итсәң дә,

Кирәк икән, үләм аягүрә,

Балта белән башым киссәң дә.

Меңен түгел, бары йөзен генә

Юк итәлдем синең сыңарның,

Һәм халкымнан, кайткач, шуның өчен

Мин тезләнеп. гафу сорармын.

Фрагмент фильма №8

9 ведущий:

По словам немногих оставшихся в живых соратников Джалиля по подпольной работе, Муса был для всех их тем источником, из которого они черпали душевную силу и выдержку.

«Мы должны быть сильнее смерти» - не раз повторял Джалиль своим друзьям. Чувство дружбы помогало джалиловцам стойко переносить пытки и истязания. К ним, товарищам по борьбе, обращены многие стихи Джалиля, написанные в Моабитской тюрьме.

 Слайд №10.   Моабитские тетради.

10 ведущий:

Две маленькие записные книжечки, густо исписанные мелким бисерным почерком. Самодельные картонные обложки, пройдя через десятки рук, помялись, погнулись, страницы слегка растрепались, надписи кое-где стерлись. Знаменитые, известные всему миру Моабитские тетради Джалиля… В конце ее, на обложке поэт оставил надпись: «Я, известный поэт Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму, как пленный, которому предъявлены политические обвинения и, наверное, буду скоро расстрелян. Если к кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня товарищам-писателям в Москве».

11 ведущий:

Вторая Моабитская тетрадь написана латинским шрифтом и содержит около 50 стихотворений. Ее поэт передал незадолго до суда своему тюремному другу, бельгийскому патриоту Андре Тиммермансу. В августе 1944 года А. Тиммермансу довелось встретиться с Джалилем в тюрьме Шпандау, где он успел шепнуть Мусе, что тетрадь переправлена в надежные руки. «Он был счастлив», - вспоминал Тиммерманс.

Слайд №11.  «Мы прошли через сорок смертей и не покорились!»

 

12 ведущий:

В Тегельской тюрьме, куда перевезли впоследствии Джалиля и его друзей, условия резко изменились. Заключенных изолировали в одиночные камеры. Руки и ноги смертников были закованы в кандалы. Гораздо труднее стало доставать бумагу. Бывший заключенный Михаил Иконников рассказал, что стихи М.  Джалиля ходили из камеры в камеру, заучивались наизусть, переводились с татарского на русский и даже на немецкий. К сожалению, третья тетрадь до сих пор не найдена.

 Слайд №12.   «Жизнь моя песней звенела в народе…»

10 ведущий читает стихотворение на татарском языке «Сонгы жыр».

Сонгы жыр.

Жир йезе шундый кин,

Куннеле hэм якты!

Тик термэм карангы,

Ишеге йозаклы!

Кyктэ бер кош оча

Югары, югары!

Мин ауныйм идэндэ,

Кулларым богаулы.

Тышта бер гел yсэ

Янгырга коенып;

Мин кибэм, мин сулам

Термэдэ боегып.

Мин бэлэм: бик татлы

да яшэy тойгысы!

Тик инде мин yлэм,

Бу жырым - сонгысы!..

Слайд №13.  «Салют тебе, Муса Джалиль!»

Учитель:

- В чем  вы видите уникальность художественного наследия М. Джалиля?

-  Что вы можете сказать об авторе таких пронзительных, берущих за душу стихотворений?

Когда-то М.  Джалиль сказал: «Цель жизни в этом и заключается, жить так, чтобы и после смерти не умирать». Действительно, даже после смерти поэт продолжает жить, жить  в своих бессмертных стихах. И пусть сегодняшний наш урок  будет лучшей памятью о поэте-интернационалисте и о тех, кто отдал жизнь за нас.

Домашнее задание.

Написать  сочинение на тему:  «Что нового для себя я открыл в поэзии М. Джалиля».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление учителя истории Фролочкиной Р.Л. на Межрегиональной конференции,посвященной 110-ой годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза,маршала Советского Союза В.И.Чуйкова "Роль поискового отряда в пополнении школьного музея экспонатами"

Выступление на Межрегиональной конференции, посвященной 110 годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза, маршала Советского Союза В.И.Чуйкова " Роль поискового отряда в пополнении школьног...

Учитель на войне. Жизнь и подвиг Героя Советского Союза Б.Н.Суровцева

Великая Отечественная война стала тяжелейшим трагическим испытанием для всех людей нашей страны. Между первым днем войны и 9 Мая 1945 года прошло 1418 дней неимоверного труда, смертей, голода, с...

КЛАССНЫЙ ЧАС, ПОСВЯЩЕННЫЙ 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ТРИЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА МАРШАЛА АВИАЦИИ А.И.ПОКРЫШКИНА «Жизнь, отданная небу»

КЛАССНЫЙ ЧАС, ПОСВЯЩЕННЫЙ 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ТРИЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА МАРШАЛА АВИАЦИИ А.И.ПОКРЫШКИНА «Жизнь, отданная небу»...

Проект «Жизнь и подвиг Героя Советского Союза М.И. Быкова»

К своей исследовательской работе «Жизнь и подвиг Героя Советского Союза М.И. Быкова» мы обратились не случайно. Это дань уважения погибшему воину. Знакомство с историей своего села, своих героев – вот...

Жизнь-подвиг К.В.Сухова, прославленного лётчика, Героя Советского Союза, выпускника школы № 3 г. Новочеркасска . Методическая разработка

        Данная  работа, связанная с увековечиванием памяти тех, кто ратным и воинским трудом ковал Победу в годы Великой Отечественной войны, способствует воспитанию па...

Воспитание учащихся МКОУ "СОШ а.Малый Зеленчук имени Героя Советского Союза Умара Хабекова" на примерах жизни и деятельности заслуженных людей аула.

У любого народа должны быть обязательно, кроме родителей, четыре корня, как четыре матери:родная земля,родной язык,родная культура,родная история....

«Жизнь и подвиг летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет-Хан Султана.» Последний полет героя. Урок -исследование. Автор: учитель русского языка и литературы

Этот урок мы посвящаем памяти летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет-Хан Султана. 95 лет со дня рожд...