Дополнительная общеобразовательная программа «ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ»
рабочая программа по краеведению (10 класс)

 Байкеева Светлана Владимировна
В последние годы все больше внимания стало уделяться организации и функционированию школьных музеев как центров нравственного, историко-культурного, гражданско-патриотического воспитания. Общество проявляет большой интерес к музейной педагогике. Постоянно растет сеть школьных музеев, которые являются формой дополнительного образования, активным участником процесса социализации учащихся. Школьный музей помогает повысить общественную активность учащегося, способствует  творческим инициативам и самостоятельности в процессе работы с музейными фондами.
Любой музей – это проводник между прошлым, настоящим и будущим. В музее, как нигде, учащиеся учатся на примерах прошлого, могут прикоснуться к истории, почувствовать свою вовлеченность. Изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков позволит учащимся расширить свой кругозор и творческий потенциал, поэтому изучение музееведения становится особенно актуальным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma._shkolnyy_muzey._20192020.docx208.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Травниковская средняя общеобразовательная школа»

456402, Челябинская область, Чебаркульский район, с. Травники, ул. Победы, д. 53

Телефон (факс): 8(35168) 73-2-98

Рассмотрено

на заседании ШМО учителей

Протокол №____

«___»___________________2019 г.

Принято

на заседании педагогического совета

Протокол №___

«___»_______________2019 г.

Согласовано

Заместитель директора по ВР

МОУ «Травниковская СОШ»

________________/Байкеева С.В./

«___» ______________2019 г.

Утверждаю

Директор

МОУ «Травниковская СОШ»

___________________/ Тонких А.Н./

«___» ______________2019 г.

Дополнительная общеобразовательная программа

«ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ»

(наименование предмета)

среднее общее образование, 10 - 11 классы

(уровень образования, класс)

2 года

(срок реализации программы)

Травники, 2019

Пояснительная записка

Данная Программа составлена с учетом следующего нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических документаций:

  1. Закон об образовании  в Российской Федерации.
  2. Федеральный Закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. № 179" Об утверждении положений о музейном фонде Российской Федерации, о государственном каталоге музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации"
  4. Письмо Министерства образования РФ от 12.03.2003г. № 28-51-181/16 Приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16 «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)».
  5. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
  6. Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г.  № 729-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015 — 2020 годы по реализации  Концепции развития дополнительного образования детей».
  7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
  8. Концепция развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года от 07 февраля 2013 года №3.
  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
  10. Разъяснения к приказу Минобрнауки от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
  11. Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 25 февраля 2016 г. N 310 "О принятии Концепции гражданско-патриотического воспитания молодежи Челябинской области на 2016-2020 годы".
  12. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений.

А так же внутренней документацией:

  • Устав « МОУ «Травниковская СОШ»
  • Положение о музее образовательного учреждения.
  • Программа духовно-нравственного воспитания  и развития обучающихся в « МОУ Травниковская СОШ ».

Направленность программы

В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования. Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся стало создание музея, материалы которого посвящены истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей.

Актуальность программы

В последние годы все больше внимания стало уделяться организации и функционированию школьных музеев как центров нравственного, историко-культурного, гражданско-патриотического воспитания. Общество проявляет большой интерес к музейной педагогике. Постоянно растет сеть школьных музеев, которые являются формой дополнительного образования, активным участником процесса социализации учащихся. Школьный музей помогает повысить общественную активность учащегося, способствует  творческим инициативам и самостоятельности в процессе работы с музейными фондами.

Любой музей – это проводник между прошлым, настоящим и будущим. В музее, как нигде, учащиеся учатся на примерах прошлого, могут прикоснуться к истории, почувствовать свою вовлеченность. Изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков позволит учащимся расширить свой кругозор и творческий потенциал, поэтому изучение музееведения становится особенно актуальным.

Отличительные особенности программы

Данная программа разработана в конкретных условиях деятельности Музея и рассчитана на решение конкретных задач школьного коллектива МОУ «Травниковская СОШ»: создание условий для стимулирования творческого  и научно-исследовательского интереса школьников,  реализации проектной деятельности, проведения исторических и краеведческих игр, фестивалей и встреч с интересными людьми нашего села. 

Основными направлениями работы являются:

  1. История Великой Отечественной войны в воспоминаниях ветеранов и их родственников, проживающих на территории села. История села в предвоенные и военные годы. События трудового героизма южноуральцев, их судьбы.
  2. Военная история родного края
  3. История улиц нашего села
  4. История школы.

Адресат программы

В кружке занимаются обучающиеся 10-11 классов, по желанию привлекаются дети 5-9 классов. Средний возраст детей от 15 до 17 лет, когда для детей актуально собственное становление как личности, реализации своего потенциала.

Формы и виды организации образовательного процесса

Познавательно-исследовательская деятельность: конференция, экскурсия, интерактивная деятельность, исследовательская деятельность, виртуальная экскурсия и др.

Коммуникативная деятельность: лекции, круглый стол, беседа о прочитанном, проектная деятельность, интервьюирование, встречи с ветеранами войны и педагогического туда и их родственниками.

Игровая деятельность: праздник, литературные и исторические гостиные, концерты, сюжетно-ролевые игры.

Методы патриотического воспитания:

  1. Беседы с целью воспитания у учащихся патриотического и гражданского долга на примерах героических подвигов соотечественников.
  2. Лекции и видеолекции по историческому прошлому родного края: села, района, области.
  3. Использование краеведческого материала в ходе мероприятий для формирования уважения и гордости за своё село, район и область; организация экскурсий и встреч с почётными жителями.
  4. Проведение встреч с участниками Великой Отечественной, Афганской войн и Чеченских событий.
  5. Приглашение воинов запаса, выпускников школы для участия в уроках мужества с целью формирования у молодёжи готовности к защите Отечества и службе в армии
  6. Проведение военно-спортивных игр и конкурсов.
  7. Конкурсы на лучший рисунок, стихотворение и песню военно-патриотического содержания.

Срок освоения программы

Программа дополнительного образования рассчитана на 2 года

Режим занятий

Занятия  проводятся в свободное от уроков время, во второй половине дня один раз в неделю, с одной группой, состоящей из 10 человек.

  1. Цель и задачи программы

Цель:

Создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Задачи:

  • Организация поиска материалов, связанных с историей семьи, школы, села, района, области, для пополнения музейного фонда, их систематизация.
  • Создание виртуального музея, где будет размещена подробная информация о музее.
  • Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка. Умение оформлять и экспонировать материалы.
  • Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей.
  •  Организация научно-исследовательской работы в рамках знакомства обучающихся с историей Великой Отечественной войны.
  •  Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики.

2.Содержание программы

Учебно-тематический план (1 год обучения)

№ п/п

Название раздела темы

Кол-во

часов

Форма организации занятий

Формы
аттестации (контроля)

всего

Тео-рия

Пра-кти-ка

1.

Музееведение как специальная дисциплина

  2

2

Лекция

минитестирование

2.

История развития музейного дела. Знаменитые музеи мира

 12

6

6

Отечественное музееведение

2

2

Лекция

стартовый контроль

Государственный Русский музей

2

2

виртуальная экскурсия

Доклады

Эрмитаж

2

2

видеолекции

Государственная Третьяковская галерея

2

2

виртуальная экскурсия

Презентации

Государственная оружейная палата

2

2

виртуальная экскурсия

Музей антропологи и этнографии имени Петра Великого - Кунсткамера

2

2

виртуальная экскурсия

Тестирование

3.

Основные направления музейной деятельности

26

12

14

Научно-фондовая работа

4

4

Лекция

Комплектование фондов

4

4

Лекция

Учет экспонатов

4

4

интерактивная деятельность

Хранение

4

4

интерактивная деятельность

Научно-исследовательская работа

10

4

6

исследовательская деятельность,конференция

4

Проектно-прикладная работа

28

8

20

  1. 1

Создание виртуального музея «

16

4

12

лекция, практическое занятие

Разработка рубрик сайта, подборка и систематизация материала

6

2

4

проектная деятельность

Оценивание материалов для сайта

Основы работы музейного пресс-центра

3

1

2

интервьюирование

7.

Подведение итогов

3

1

2

Итоговый контроль

Итого:

68

28

40

Содержание I года обучения

Раздел 1. Музееведение как специальная дисциплина – 2 часа.

1. Вводный урок. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. Структура музееведения.

2. Музейный предмет и его свойства. Объект, предмет и метод музееведения. Домашнее занятие:  Опираясь на материал лекции и информацию в сети Интернет, найдите основные законодательные акты, регламентирующие деятельность музеев в России.

Воспитанники должны оперировать понятиями: музей, коллекция, экспонат, экспозиционный зал, выставка, музейный фонд, архив, опись.

Раздел 2. История развития музейного дела. Знаменитые музеи мира – 12 часов.

  1. Отечественное музееведение: Основоположники отечественного музееведения. Условия зарождения российского коллекционирования исторических и художественных раритетов. Отечественный опыт организации и деятельности детских музеев. Домашнее задание: напишите эссе, поясняющее кластер и содержащее ответ на вопрос: «Зачем современному обществу нужны музеи?»
  2. Государственный Русский музей: знакомство с историей возникновения музея, с коллекцией Русского музея, с экспозициями 4 великолепных дворцов, входящих в музейный комплекс.  Домашнее задание: Доклад «История Русского музея в период начала 20 века» или «Домик Петра 1 как филиал Русского музея».
  3. Эрмитаж: История, архитектура. Знаменитые экспонаты.
  4. Государственный музей в Амстердаме. Знаменитые экспонаты.
  5. Государственная Третьяковская галерея. Рассказ о собирательской деятельности П.М.Третьякова. Достояние Третьяковки. Домашнее задание: создать презентацию: Виртуальное путешествие по залам Третьяковской галереи.
  6. Государственная оружейная палата. Условия зарождения российского коллекционирования исторических и художественных раритетов. Оружейная палата - государева сокровищница XVI-XVII века.
  7. Музей антропологи и этнографии имени Петра Великого – Кунсткамера: коллекционеры круга Петра I. Зарождение первых музеев в России. Кунсткамера. 
  8. Классификация и типология музеев: основополагающий признак классификации музеев. Профильные группы музеев. Домашнее задание: составление собственной классификации музеев г.Челябинска, Челябинской области, Чебаркульского района.

Раздел 3. Основные направления музейной деятельности – 26 часов.

  1. Научно-фондовая работа. Теоретические основы. Фонды музея, их структура и научная организация. Основной фонд музейных предметов и фонд научно-вспомогательных материалов. Структура основного фонда. Цель фондовой работы.

Домашнее задание: составьте легенду на предмет музейного значения из собственной домашней коллекции.

  1. Комплектование фондов. Методы. Комплектование фондов: цель, принципы и правила комплектования фондов. Формы комплектования фондов: экспедиции (кустовые и маршрутные), научные командировки, покупка, дарение и пр.
  2. Учет экспонатов. Акт приема-передачи. Инвентарная книга. Инвентарная карточка. Этапы учёта музейных предметов.
  3. Хранение. Условия, способы. Единицы хранения. Требования к хранению музейных предметов, изготовленных из разных материалов.
  4. Экспозиционная деятельность. Теоретические основы. Экспозиция. Экспозиционный пояс. Методы расположения экспонатов. Домашнее задание: подготовьте письменную работу, раскрывающую концепцию экспозиции посещенной вами выставки или музея.
  5. Научно-исследовательская работа. Теоретические основы. НИРУ (Научно-исследовательская работа учащихся) на базе музея. Краеведческие проекты.
  6. Культурно-образовательная работа. Базовые формы культурно-образовательной деятельности музея.
  7. Экскурсионная деятельность. Экскурсионная деятельность в музее. Классификация экскурсий. Особенности музейной экскурсии. Методика подготовки экскурсий.

Воспитанники должны оперировать понятиями: 

музейный фонд, памятник (документальный, изобразительный, архитектурный, вещественный), книга учета, акт приемки-сдачи, карточка научного описания.

Воспитанники должны уметь самостоятельно составить акт, заполнить книгу учета, составить карточку научного описания, комплектовать фонд по средствам связи с образовательными учреждениям, населением поселка, коллекционерами или другими музеями.

Раздел 4. Создание виртуального школьного музея – 28 часов.

Разработка рубрик сайта, подборка и систематизация материала. Составление макета сайта. Дизайн. Разработка логотипа школьного музея. Отбор иллюстративного материала.

Создание визитки музея: теоретическая разработка визитки. Создание визитки с помощью компьютерных средств.

Подготовка имеющегося материала для публикации в Интернете – описание экскурсий или видеоэкскурсия по экспозициям музея.

Основы работы музейного пресс-центра. Отчет о музейной работе на страницах сайта.

Раздел 5. Подведение итогов – 4 часа.

Осуществляют презентацию и защиту своих экскурсионных проектов. Защита возможна в виде реальной экскурсии или в форме компьютерной презентации.

Учебно-тематический план (2 год обучения)

п/п

Наименование мероприятий

Количество часов

Форма организации занятий

Формы
аттестации (контроля)

Все-го

Тео-рия

Практи-ка

1

Создание портфолио на ветеранов войны и труда

12

4

8

1.1.

Вопросы интервьюирования

2

2

Лекция, практическое занятие

1.2.

Нормы культуры поведения с пожилыми людьми

2

2

Беседа

тестирование

1.3.

Работа с документами о ветеранах села

2

2

практическое занятие

стартовый контроль

1.4.

Посещение ветеранов на дому

2

2

практическое занятие

1.5

Создание портфолио

2

2

практическое занятие

Оценка портфолио

1.6

Размещение информации на виртуальном сайте

2

2

практическое занятие

2

Фондовая деятельность

6

4

2

2.1.

Экскурсия к памятникам села Травники

2

2

Экскурсия

видеоотчет

2.2.

Книга учёта – главный музейный документ

2

2

лекция

2.3.

Виды карточек научного описания, их заполнение.

2

2

лекция

3

Экспозиционная деятельность

16

4

12

3.1.

Сбор и обработка новых поступлений

2

2

практическое занятие

3.2.

Составление аннотаций

2

2

Лекция, практическое занятие

практическая работа

3.3.

Виды экскурсий

2

2

круглый стол

3.4.

Методика построения и проведения экскурсии

2

2

лекция

3.5.

Практическая работа экскурсоводов

2

2

проектная деятельность

Экскурсия

3.6.

Участие в научных конференциях

Сбор материала о ветеранах труда – учителей школы.

2

2

Публичное выступление

Публичное выступление на конференции

3.7.

Интервьюирование ветеранов труда

2

2

интервьюирование

3.8

Оформление портфолио для пополнения фонда музея

2

2

практическое занятие

4

Экскурсионная деятельность

8

8

4.1.

Герои России – наши земляки

2

2

виртуальная экскурсия

Тест

4.2.

Письма с фронта

2

2

проект

Проектная деятельность

4.3.

Ордена и медали военного времени

2

2

Экскурсия

Работа с карточками

4.4.

Быт народов Южного Урала в начале ХХ века. «Казачество: его прошлое и настоящее»

2

2

Экскурсия

Текущий контроль

5

Историко-патриотические мероприятия

8

8

5.1.

Конкурс на лучшее знание государственной символики

2

2

Конкурс

Конкурс

5.2.

День Героев Отечества

2

2

Концерт

Концерт

5.3.

Встреча с воинами-интернационалистами

2

2

Встреча с воинами Афганистана

Фото отчет

5.4.

Участие в викторинах, посвящённых дню Победы

2

2

Исторические игры

текущий контроль

6

Исследовательская работа

12

12

6.1.

Малая Родина – большая история

3

3

исследовательская работа

6.2.

Что мы знаем о войне?

3

3

Исследовательская работа

6.3.

Травники и травниковцы (родословная моей семьи).

3

3

исследовательская работа

6.4.

«Это нужно – не мёртвым, это надо – живым»

3

3

проектная деятельность

Проект-презентация

7

Поисковая работа

6

1

5

7.1.

Сбор материала о знаменитых жителях села Травники

2

2

Поисковая деятельность

7.2.

Сбор материалов о предприятиях села Травники

2

2

Поисковая деятельность

7.3.

Итоги года

2

1

1

Круглый стол

итоговый контроль

Всего:

68

13

55

Содержание II года обучения

Раздел 1. Создание портфолио на ветеранов войны и труда – 12 часов

1.Вопросы интервьюирования. Виды исследований общественного мнения. Секреты интервьюирования.

Домашнее задание: составить анкету «Что я знаю о ветеранах труда нашего села».

2. Нормы культуры поведения с пожилыми людьми

3. Работа с документами о ветеранах села Травники: работа с картотекой музея ветеранов ВОВ. Ведение музейной документации.

 4. Посещение ветеранов или их родственников на дому. Практическое занятие: составление видеоархива воспоминаний ветеранов ВОВ, воинов-интернационалистов, ветеранов тыла и т.д.

5. Создание портфолио. Критерии портфолио.

6. Размещение полученной информации  на виртуальном сайте.
Тема II. Фондовая деятельность – 6 часов.

1. Знакомство с оформлением музейных карточек научного описания, схемами описания разных видов источников.

 2. Экскурсия к памятникам, находящимся на территории села Травники. Домашнее задание: видеоотчет для сайта школьного музея.

3. Книга учёта – главный музейный документ. Правила и основы ведения главного музейного документа.

4. Виды карточек научного описания, их заполнение. Заполнение музейной документации: инвентарной карточки.

Тема III Экспозиционная деятельность – 16 часов

1. Сбор и обработка новых поступлений. Понятие музейной экспозиции. Постоянные и временные экспозиции.

2. Подготовка экскурсовода для новой экспозиции. Задачи и функции выставочной работы музеев.

3. Текст в экспозиции. Экспонат, как главная структурная единица экспозиции.

4. Составление аннотаций. Что такое аннотация и как ее правильно составить.

5. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, виртуальная.

6. Методика построения и проведения экскурсии. Экскурсионные методы и приемы.

7. Практическая работа экскурсоводов. «Портфель» экскурсовода.

8. Участие в научных конференциях

9. Сбор материала о ветеранах труда – учителей школы. Работа в библиотеке и архиве.

10. Интервьюирование ветеранов труда.

11. Оформление портфолио для пополнения фонда музея. Распределение обязанностей.
Тема IV. Экскурсионная деятельность – 8 часов.

1. История села Травники

2. Старые фотографии рассказали

3. Ордена и медали военного времени

4. Быт народов Южного Урала в начале ХХ века.

«Казачество: его прошлое и настоящее»
Тема V. Историко-патриотические мероприятия – 8 часов

1. Конкурс на лучшее знание государственной символики

2. Фестиваль-конкурс патриотической песни

3. Проведение работ по благоустройству территории вокруг памятников

4. Участие в спортивных играх и соревнованиях, спартакиадах

5. Участие в военно-спортивной игре «Уральская зарница»

6. Участие в викторинах, посвящённых дню Победы

7. Составление Хронографа для школьного музея

 8.Ордена и медали Великой Отечественной войны
9. Быт народов Южного Урала в начале ХХ века
Тема VI. Исследовательская работа –12 часов

1. Малая Родина – большая история

2. Что мы знаем о войне?

3. «Это нужно – не мёртвым, это надо – живым»

4. Травники и травниковцы (родословная моей семьи)
Тема VII. Поисковая работа – 6 часов

1. Сбор материала о знаменитых жителях села Травники

2. Сбор материалов о предприятиях села Травники

4.Планируемые результаты

Для школьного музея:

1) оптимизация деятельности музея в русле основного направления программы;

2) совершенствование содержания деятельности музея;

3) рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;

4) укрепление материальной базы музея.

Для учащихся:

Данная программа нацелена на развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Личностные результаты:

  • умение классифицировать материалов музея по экспозициям и работать с архивными документами;
  • расширение общей грамотности воспитанников путём овладения основами гражданско-правовых знаний;
  • развитие познавательных, творческих потребностей учащихся; содействие более полной реализации их общественного потенциала, раскрытие индивидуальности каждого обучаемого;
  • развитие социальной активности воспитанников;
  • гражданский рост сознания личности обучаемого;
  • повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.

Предметные результаты:

  • овладение представлениями об историческом пути народов своей страны как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории родного края и своей страны;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего родного края и страны.

Метапредметные результаты

  • способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
  • принимать участие в научно-краеведческих конференциях, которые будут способствовать формированию исследовательских умений обучающихся, развитию их творческих способностей, воспитывать патриотизм.
  • принимать участие в мероприятиях села и района , посвящённых празднованию дат, связанных с героическим прошлым страны.

  1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы имеется:

  • ПК;
  • проектор;
  • цифровой фотоаппарат;
  • учебно-методическая и научная литература;
  • экспонаты школьного музея;
  • иллюстрации по темам программы;

  1. Формы аттестации

Мониторинги, формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы – выставки, фестивали, соревнования, стартовый контроль, текущий и итоговый контроль, учебно-исследовательские конференции, конкурсы  в рамках истории Отечества, районные, городские Олимпиады и т.д.

5.2. Оценочные материалы

Содержание КИМов (контрольных и проверочных работ) соотносятся с требованиями к умениям и навыкам обучающихся 8-9 классов. Назначение КИМов – осуществлять контроль за уровнем освоения теоретических  и практических знаний и умений по изучаемым разделам. Объектом оценивания должны стать предметные, метапредметые и личностные результаты. Диагностические материалы должны проверять сформированность умений и овладение навыками ведения музейного дела.

Оценочные материалы размещены в Приложении №.

5.3. Методические материалы

Список источников и литературы для руководителя.

  1. Аксеничев О. А. Философия музея Н. Ф. Федорова // Музейное дело: музей-культура-общество. Сб. науч. тр. Вып. 21. – М., 1992.
  2. Архив – хранитель времени. История архивной службы Челябинской области. Челябинск, 2004.
  3. Емельянов, Б.В. Экскурсия: учебное пособие / Б.В. Емельянов. – М.:Наука, 1984. – 112 с.
  4. Кузина Н.В. Основы музееведения: активные формы обучения. Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород, 2015г.  
  5. Юхневич М.Ю.Я поведу тебя в музей: учебное пособие по
    музейной педагогике. М., 2001. – 223 с.

Литература для воспитанников:

  1. Акулич Л. В., Рахимов Э. Х. «Родной край» (пособие для учащихся) Чебаркуль. 2000г

2. Вигноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала. Челябинск 2001.

  1. Южный Урал в судьбе России: история и современность. Челябинск, издательский дом «Пресс-Мастер».2008
  2. История Урала с древнейших времён до конца ХIХ века. КН.1 Издательство «СВ – 96» Екатеринбург 1998
  3. История Урала ХХ век. Кн.2. Издательство «СВ – 96» Екатеринбург 1998.
  4. Раскин С. «Челябинская орденоносная»: Альбом – Челябинск, 1970г. с.6-7.

Список литературы:

  1. Героико-патриотическое воспитание в школе /автор-составитель Т.А. Орешкина Волгоград, 2007.
  2. История России в вопросах и ответах И.В. Новиков ЧеРо Москва 1996
  3. Летописцы земли Уральской: Материалы к истории челябинского краеведения / Сост. В.С. Боже. – Челябинск, 1997.
  4. Литература о Великой Отечественной войне из фондов музея Моисеев А.П. Память челябинских улиц. – Челябинск, 1988.
  5. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия И.А. Агапова, М.А. Давыдова 1-11 классы. М., «Вако» 2006
  6. На войне и в тылу по-фронтовому: Воспоминания / Сост. Р.М. Степакова.- Челябинск, 1985.
  7. Общественная и культурная жизнь дореволюционного Урала. Л.п. Сидорова (межвузовский сборник)  Пермь 2000.Патриотический клуб «Память» /Автор-составитель В.А. Бартеньева. Волгоград. 2009.
  8. Старое житьё. Очерки и рассказы М.И. Пылаев. С-петербург 1897.
  9. Рахимов Э. Х. «Чебаркульская земля». – Челябинск: Издательство «ПИРС», 2008г.
  10. Рахимов Э. Х. «Населенные пункты Чебаркульского района» - Челябинск 2005г
  11. Рахимов Э.Х. Чебаркульский краеведческий календарь.— Чебаркуль, 2005.
  12. Родная старина история России в рассказах для детей В.Д. Сиповский Москва. «Современник» 1992
  13. Филиппова А. А. «Чебаркуль – Уральская Швейцария» (Топонимика Чебаркульского района) – Научно – популярное издание,  Челябинск. 2007г.

14. Шибанов Н. С. Российское казачество. В трёх частях.—  Челябинск, 2006.

Приложение

Контрольно-измерительные материалы

Входной контроль:

  1. Что такое музей? Чем занимаются музеи?
  2. Прочтите высказывания, приведенные ниже, о музее. Какие из высказываний в большей степени соответствуют вашей точке зрения и почему?
  • Музеи – это кладбища искусства (А. де Ламартин).
  • Музей – общественное учреждение для хранения произведений
    искусства, научных коллекций, образцов промышленности (словарь
    Брокгауза и Эфрона)
  • Музей – это территория бизнеса.
  • Музеем называют место, где находится большое количество памятников истории и искусства.
  1. Какие музеи есть в нашем селе, Чебаркуле, Миассе и в Челябинске? Опишите свой поход в музей.
  2. Зачем современному обществу нужны музеи?
  3. Что изучает музеология (музееведение)? Определите объект и предмет ее исследований.
  4. Музей, музееведение, музейное дело. Объясните взаимосвязь и взаимозависимость этих понятий.
  5. Какие экспозиции есть в школьном музее?

Текущий контроль №1

1. Какое событие ознаменовало начало музейного дела в России?

2. Что вам известно о развитии коллекционирования в XӀX веке?

3. Какие факторы повлияли на состояние культуры России впервой половине XIX века?

4. Какую роль в становлении и развитии музеев в России сыграли Александр II, Александр III, Николай II?

Текущий контроль №2

1. Какова цель комплектования фондов?
2. Назовите способы комплектования фондов музея.
3. Назовите формы комплектования фондов музея.
4. Что такое легенда?

5. Назовите правила комплектования музейных фондов?
6. Охарактеризуйте этапы комплектования музейных фондов.
7. Назовите основные единицы учета и хранения.
8. Что включает учетная документация музея?

9. Что включает фондовая документация музея?
10. Содержание основных этапов учета музейных предметов.

11. Анализируя раздаточный материал (рисунок) и опираясь на свой жизненный опыт, попытайтесь ответить на вопрос: какие задачи стоят перед сотрудниками музеев по организации хранения музейных фондов?

Итоговый контроль:

Составьте собственный экскурсионный проект, включите
в него наиболее примечательные, с вашей точки зрения, памятники
архитектуры, скульптуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

Дополнительная общеразвивающая программа «Школьный музей»

Программа «Школьный музей» предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея....

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности школьное телевидение

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленностишкольное телевидение «ШК ТВ 6»...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности детский школьный театр «Кактус»

Дополнительная общеобразовательная программа «Кактус» имеет художественную направленность. Благодаря использованию потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка...