Дополнительная общеразвивающая программа «Школьный музей»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_muzeya_tylikova.docx | 64.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОВГОРТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
629643, Ямало-Ненецкий автономный округ, Шурышкарский район, с. Овгорт, ул. Кооперативная, д.5,
Телефон / факс 8(34994) 65-2-28, тел. 65-2-90; 65-2-91, E-mail: ovgort_school@mail.ru
ОКПО 31126025, ОГРН 1028900557498, ИНН/КПП 8907001201/890701001
Принята «Утверждено»
На заседании Директор
методического совета МБОУ «Овгортская ШИСОО»
«31» августа 2019 г. Приказ № 159 от 31.08.2019 г.
Протокол № 1 от 31.08.2019 г. ________________Рочева Е.Ю.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Школьный музей»
Направленность: краеведение
Уровень программы: ознакомительный
Возраст участников: 9 - 16 лет
Срок реализации: 1 год (157 час)
Автор составитель:
Тыликова Олеся Павловна
с. Овгорт,2019г.
Программа курса «Школьный музей»
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования детей «Школьный музей» разработана в соответствии с:
- Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- ФЗ «О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУЗЕЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 23.02.2011 N 19-ФЗ)
- Письмо МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 «О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»
- Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №653/19-15 от 7.121998г. «О программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество».
- Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «ОТЕЧЕСТВО».Утверждено Заместителем Министра общего и профессионального образования Российской Федерации 8 декабря 1998 г. и Председателем Союза краеведов России 7 декабря 1998 г.
- Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11 «Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений».
Программа «Школьный музей» предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.
Курс рассчитан на 1 год обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается во взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.
Программа рассчитана на обучающихся 9-16 лет.
Школьный историко-краеведческий музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций.
Работа школьного музея способствует реализации компетентностного подхода в воспитании и предполагает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;
- общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение личности;
- учебно–познавательных: владение способами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность;
-информационных: владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее.
-коммуникативных: владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе.
- личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.
Цель программы:
- осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.
Задачи программы:
- образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами музея;
- развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры;
- воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции.
Принципы реализации программы:
- деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности;
- принцип обеспечения успешности;
- принцип дифференциации;
- компетентностный подход – воспитание направлено на формирование ключевых компетенций личности ребенка.
Педагогические технологии:
Работа музея строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:
- метод проекта;
- ученического исследования;
- образовательных путешествий;
- технологии коллективных творческих дел;
- технологии проблемного обучения.
Ведущие направления деятельности:
- Организационная и методическая работа.
- Поисково-исследовательская работа.
- Экспозиционная и учетно-хранительная работа.
- Экскурсионно-массовая работа.
- Учебно-образовательная и воспитательная.
- Работа с фондами.
- Информационно-технологическая работа.
Данные направления реализуются на различных уровнях:
- учебном;
- внеклассном;
- социально-проектном.
Формы проведения занятий
Занятия по данной программе включают в себя коллективную, групповую и индивидуальные формы организации деятельности детей. Занятия проводятся в виде лекций, дискуссий, практических семинаров. Самыми разнообразными и многоплановыми по форме проведения являются массовые просветительные мероприятия. К ним относятся вечера, посвященные определенной теме или каким-либо событиям, датам, юбилеям. Встречи с интересными людьми. Викторины, индивидуальные выставки, музейные уроки, интегративные мероприятия, научные экспедиции. В настоящее время в учебной деятельности все больше используется метод проектов. Он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся и позволяет активно развивать основные виды мышления, творческие способности и стремление к созиданию
Виды деятельности:
- игровая (эстафеты, народные игры и пр.);
- познавательная (получение первоначальных представлений о родном крае и пр.)
- проблемно-ценностное общение (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, виртуальных путешествий по историческим и памятным местам и пр.)
- досугово - развлекательная (фестивали, национально-культурные праздники, концерты, викторины и пр.);
- художественное творчество (уроки творчества, индивидуальные выставки и пр.)
- социальное творчество (подготовка и рассылка праздничных открыток для пенсионеров; участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам; совместная деятельность с общественными организациями патриотической и гражданской направленности, детско-юношескими движениями, организациями, сообществами; встречи с тружениками тыла и военнослужащими, с выпускниками, явившими собой достойные примеры гражданственности и патриотизма)
- спортивно-оздоровительная (веселые старты)
- туристско-краеведческая (туристско-краеведческие экспедиции);
- исследовательская.
Ожидаемые результаты программы
1. Наличие локальной нормативной правовой базы деятельности школьного музея. 2. Систематизация работы школьного музея.
3. Получение целостной картины по истории развития района, поселка, школы и ее традиций. 4. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания. 5. Эффективно действующая система взаимодействия с различными общественными организациями.
6. Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки, индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные выставки.
7. Повышение уровня мотивации учащихся к изучению истории региона, Шурышкарского района и поселка. 8. Приобщение учащихся к исследовательской работе.
9. Влияние на выбор профессии учащимися.
10.Социализация школьников.
Формы контроля:
- Тесты
- Контрольные вопросы
- Проекты
- Экскурсии.
Нормативно-локальная база деятельности школьного музея:
- Устав школы;
- Положение о школьном музее;
- Программа развития школы;
- План работы школы на учебный год;
- Программа развития музея;
- План работы музея на учебный год;
- Рабочая программа дополнительного образования детей.
Основные этапы реализации программы
Срок реализации программы 1 год.
Общее количество часов – 157,5. В неделю- 4,5 часа (вторник, пятница)
Документация музея:
- инвентарная книга;
- журнал регистрации посещений.
Управление реализацией программы:
- директор школы;
- руководитель музея;
- заместитель директора школы по воспитательной работе;
- совет музея.
Приѐмы и методы
Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.
Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой и применяется на занятиях.
Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную работу учащихся и применяется на занятиях кружка. Для того, чтобы занятия были интересными можно использовать народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. При изучении некоторых серьезных тем целесообразно устраивать просмотр мультфильмов, документальных фильмов и их обсуждение. На занятиях звучат произведения великих русских композиторов, фрагменты духовной музыки, русские народные песни и песни народов России (дети не просто слушают, но и танцуют), стихи о России, о родном крае. Занятия проводятся в занимательной игровой форме. В содержание уроков включаются различные викторины, эстафеты, конкурсы. Интересны и познавательны встречи с интересными людьми Сынского края, тружениками тыла, детьми войны. На занятиях широко используется самостоятельная работа с книгой, документом, информацией из Интернета, а также групповые исследования, диспуты, дискуссии. Кроме того, занятия часто связаны с общественно полезной деятельностью. Изыскания обучающихся, представляющие научный интерес (поиск, сбор, изучение, публикации материалов). Участие детей в различных делах, акциях, проектах (помощь ветеранам труда и труженикам тыла. Культурно-просветительская работа; участие в школьных, муниципальных и всероссийских конкурсах.
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно- познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические
Методы обучения: словесные (лекции – беседы),
наглядные методы (просмотр видеофильмов, СД – дисков, слайдов известных экскурсионных объектов, фотографий и их анализ),
практические методы (оформление фотоотчётов, составление творческих отчётов, проектов, презентаций)
Дополнительной формой работы по данной программе является посещение музея им. Е.И.Тыликовой, тематических выставок, экскурсионных объектов. Дидактический материал, необходимый для проведения занятий: - краткие конспекты материалов для лекций - бесед; - СД – диски с информацией об известных экскурсионных объектах; - книги по истории, архитектуре и искусству; - карточки с индивидуальными заданиями; - презентационные материалы, ранее проведённых экскурсий; - словарь терминов, применяемых в исследовательской деятельности; - краткий словарь музейных терминов; - схемы описания музейных предметов.
Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы. Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная.)
Обеспечение программы методическими видами продукции
Условия реализации программы.
Для реализации программы необходимо иметь определенную материально-техническую базу. Это, прежде всего, помещение-музей, отвечающее требованиям СниП, СЭС и пожарной инспекции.
Помещение музея обеспечивает не только хранение и демонстрацию материалов, но имеет возможность проводить экскурсии, выставки, встречи, музейные уроки, интегративные мероприятия с использованием презентаций.
Материально-техническая база: Музейное оборудование: экспозиционные стеллажи, стенды для экспозиций, столы, стулья, шкафы. На окнах жалюзи для создания возможности качественной демонстрации электронных презентаций и фильмов
Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный центр, фотоаппарат.
Учебный тематический план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика (интерактивные занятия) | |||
1 | Цели и задачи курса. Вводный инструктаж | 2 | 2 | ||
2 | 1. Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы | 4,5 | 4,5 | Лекции | |
3 | 2. Где и как собирать материалы для музея. | 4,5 | 4,5 |
| Лекции |
4 | 3.Работа с историческими источниками. | 6,5 | 4,5 | 2 | Лекции |
5 | 4. Наследие в школьном музее. | 6,5 | 4,5 | 2 | Лекции |
6 | 5. История села - частица истории Ямала | 8,5 | 6,5 | 2 | Конкурс рисунков муниципальный "Моя цифра -89", школьный "Мой Шурышкарский", СДК "Команда -89" |
7 | 6. О творчестве наших земляков: поэтов, писателей, художников, композиторов (совместно с библиотекой с.Овгорт ). . Литературная гостиная | 9 | 4,5 | 4.5 | Творческая работа Презентации Участие в интернатском конкурсе "Знаменитые люди нашего села" |
8 | 7. Функции школьного музея | 4,5 | - | 4,5 | Творческая работа |
9 | 8. Организация школьного музея. | 9 | 4,5 | 4,5 | Лекции Творческая работа |
10 | 9. Моя семья и родной край. | 11 | 6,5 | 4,5 | Творческая работа Участие в школьном конкурсе "Щаня хорам эви -Сынская красавица" Конкурс "Мой край" |
11 | 10. Наша школа в истории края | 15,5 | 9 | 6,5 | Беседа Творческая работа Стенд"Они работали в нашей школе" |
12 | 11. Комплектование фондов школьного музея | 6,5 | 4,5 | 2 | Лекции |
13 | 12. Фонды школьного музея | 6,5 | 4,5 | 2 | Творческая работа Лекции |
14 | 13. Учёт и описание музейных предметов | 6,5 | 4,5 | 2 | Творческая работа Лекции |
15 | 14.Экспозиция школьного музея. | 4,5 | 4,5 | Творческая работа | |
16 | 15.Тексты в музейной экспозиции | 4,5 | 2,5 | 2 | Творческая работа |
17 | 16. Военная слава земляков | 13,5 | 9 | 4,5 | Презентации к 75 -летию Победы ВОВ "Они погибли, чтобы жили мы" Проекты |
18 | 17. Экскурсионная работа в школьном музее. | 9 | 6,5 | 2,5 | Экскурсии для гостей |
19 | 18. Создание презентаций на основе собранного материала | 9 | 4,5 | 4,5 | Творческая работа презентация Конкурсы |
20 | 19. Музей им.Е.И.Тыликовой - Археологические памятники на территории Овгорта - «О чем нам расскажет река» | 4,5 |
| 4,5 | Экскурсии Участие в мероприятиях, конкурсах |
21 | Подготовка к конкурсу исследовательских работ по краеведению. Конкурс исследовательских работ по краеведению | 9 | 4,5 | 4,5 | Участие в муниципальных, школьных конкурсах |
22 | Заседание Совета и актива школьного музея | 2,5 |
| 2,5 | Итоги |
23 | Школьные и поселковые мероприятия | По плану | |||
24 | Индивидуальные консультации | ||||
Итого: | 63,5 | 94 | 157,5 |
Содержание программы курса «Школьный музей»
Тема 1. Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы (4 часа)
Теоретические занятия. Инструктажи (2 часа)
Цели, задачи, участники музейного движения. Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами, проживающими в поселке, ветеранами педагогического труда, родителями.
Практические занятия (2 часа)
Участие в конкурсе о символике России, региона, района.
Тема2. Где и как собирать материалы для музея. (4,5 часа)
Работа в школьной и сельской библиотеке, в музее им.Е.И.Тыликовой. Встречи с участниками исторических событий, работниками музеев, известными людьми села и района.
Тема 3. Работа с историческими источниками.(6,5 часов)
Теоретические занятия (2 часа)
Основные источники по истории: книга памяти Шурышкарского района, брошюры по изучаемой теме, воспоминания участников исторических событий, вещественные памятники
Практические занятия (4,5 часа)
Тема 4. Наследие в школьном музее (6,5 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.
Практическое занятие (4,5 часа)
Творческая работа.
Тема 5. История села - частица истории Ямала (8,5 часов)
Теоретические занятия (2 часа)
Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.
Практические занятия (6,5 часов)
Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края. Экскурсия в музей им.Е.И.Тыликовой, конкурс рисунков "Люблю тебя, мой край родной"
Тема 6.О творчестве наших земляков: поэтов, писателей, художников, композиторов (совместно с библиотекой с.Овгорт ). Литературная гостиная (9 часов)
Теоретические занятия (4,5 часа)
Презентации, проекты о знаменитых людях нашего села, района
Практические занятия (4,5 часа)
Тема 7. Функции школьного музея (4,5 часа)
Теоретические занятия (4,5 часа)
Полифункциональность школьного музея: детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.
Тема 8. Организация школьного музея (9 часов)
Теоретические занятия (4 часа)
Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.
Практические занятия (5часов)
Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей. Обсуждение функций Совета содействия (попечителей) школьного музея и утверждение его состава.
Тема 9. Моя семья и родной край (11 часов)
Теоретические занятия (4,5 часа)
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Практические занятия (6,5часов)
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов. Составление презентации "Моя семья", проекта "Моя родословная", видеороликов
Тема 10. Наша школа в истории края (15,5 часов)
Теоретические занятия (6,5 часов)
История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в поселковом музее.
Практические занятия (9 часов)
Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы. Школа с.Овгорт – «кузница кадров».
Тема 11. Комплектование фондов школьного музея (6,5 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, других полевых изысканий.
Практические занятия (4,5 часа)
Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы.
Тема 12. Фонды школьного музея (6,5 часов)
Теоретические занятия (2 часа)
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.
Практические занятия (4,5 часа)
Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций.
Тема 13. Учет и описание музейных предметов (6,5 часов)
Теоретические занятия (2 часа)
Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.
Практические занятия (4,5 часа)
Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов.
Тема 14. Экспозиция школьного музея( 4,5 часа)
Теоретические занятия (4,5 часа)
Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.
Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Тема 15. Тексты в музейной экспозиции (4,5 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Практические занятия (2,5 часа)
Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Тема 16. Военная слава земляков (13,5 часов)
Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России. (4,5ч.)
Практические занятия (9 час.)
Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Книга Памяти.
Тема 17. Экскурсионная работа в школьном музее (9 часов)
Теоретические занятия (2,5 часа)
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.
Практические занятия (6,5 часов)
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Проведение экскурсий.
Тема18. Создание презентаций на основе собранного материала (9 час)
Тема19. Музей имени Е.И.Тыликовой (4,5 часа)
- Археологические памятники на территории Овгорта
- «О чем нам расскажет река»
Тема 20. Подготовка к конкурсу исследовательских работ по краеведению. Конкурс исследовательских работ по краеведению (9 час)
Школьные и поселковые мероприятия
Индивидуальные консультации по темам проектов (по плану)
Календарно-тематический план к программе курса
«Школьный музей»
Программные материалы:
- Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- ФЗ «О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУЗЕЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 23.02.2011 N 19-ФЗ)
- Письмо МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 «О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»
- Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №653/19-15 от 7.121998г. «О программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество».
- Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «ОТЕЧЕСТВО». Утверждено Заместителем Министра общего и профессионального образования Российской Федерации 8 декабря 1998 г. и Председателем Союза краеведов России 7 декабря 1998 г.
- Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11 «Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений».
Список литературы:
1. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2016 г.
2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2017.
3. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,2015.
4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,2015г.
5. Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2017.
6. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2015 г.
7. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 2016г.
8. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2017г.
- Шахов В.В. Родная культура. Система занятий по региональной культуре (краеведению) Липецкой области. Тематические планы, программы, методические комментарии и рекомендации.– Липецк, Рязань: "ГЭЛИОН" и Липецкое изд-во, 1996.– 94с.
- Шахов В.В., Шальнев Б.М. Мир детства: родная культура. Липецк, Рязань:"ГЭЛИОН", 1996.– 181с.
- Шахов В.В., Шальнев Б.М. Родная культура: мир детства и отрочества. Липецк, Рязань, 1997.– 384с.
- Липецкая Энциклопедия:в 3 т./Сост.:Шахов В.В.,Шальнев Б.М. Липецк, 1998.
- Липецкий энциклопедический словарь/Гл. Ред., сост. Шахов В.В.– Липецк: Липецкое изд-во, "ГЭЛИОН", 1994.– 510с.
- Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2, М., Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520.
- Музейная коммуникация: модели, технологии, практики. – Москва, 2010. – 199 с.
- Рубан Н.И. Музеология. Учебное пособие. Издание третье. Хабаровск, 20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа по вокальному искусству для детей среднего и старшего школьного возраста « Эстрадный вокал »
Дополнительная общеразвивающая программа по вокальному искусству для детей среднего и старшего школьного возраста « Эстрадный вокал »...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «За страницами школьного учебника химии»
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «За страницами школьного учебника химии» может использоваться для учащихся 9 классов с целью расширения зна...
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей младшего школьного возраста 7-9 лет с элементами бокса, 72 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
laquo;Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта физкультурно – спортивной направленности для детей младшего школьного возраста 7-9 лет с элементами бокса&r...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Музей в чемодане» 1-й год обучения "Русская изба"
Программа кружка "Музей в чемодане" 1-й год обучения «Русская изба» является программой нравственно-патриотической направленности. Программа создана на основе результатов с...
Дополнительная общеобразовательная программа «ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ»
В последние годы все больше внимания стало уделяться организации и функционированию школьных музеев как центров нравственного, историко-культурного, гражданско-патриотического воспитания. Общество про...
Дополнительная общеразвивающая программа "Школьный вальс"
Актуальность программы обусловлена социальным заказом обучающихся 9-11 классов, не занимающихся ранее танцевальным искусством, разучить с ними школьный вальс к мероприятиям «Последний звонок&raq...
«Азбука финансовой грамотности» Дополнительная общеразвивающая программа для воспитанников младшего и среднего школьного возраста
laquo;Азбука финансовой грамотности»Дополнительная общеразвивающая программа для воспитанников младшего и среднего школьного возрастаСрок реализации 2 года...