ПРЕПОДАВАНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
статья по краеведению по теме
В статье представлен опыт работы по теме патриотического воспитания школьников на уроках и во внеурочное время. Определяющий предмет - "Краеведение", отражающий личностную причастность каждого ученика к данной теме. Дается представление о программе "Возвращение к истокам", которая успешно была апробирована в работе с младшеклассниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_semibratovoy_o.v..doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕПОДАВАНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
Ольга Вячеславовна Семибратова, преподаватель истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов «Центр образования» в г. Серпухове
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время Россия, включившись в мировой процесс глобализации, стремится занять достойное место в ряду наиболее развитых государств. Национальная безопасность не может выстраиваться без глубинного проникновения патриотических идей в сознании миллионов россиян. Основные задачи патриотического воспитания молодого поколения в последние годы решались в ходе реализации государственных программ «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы». Настоящие документы предусматривают, что конечным результатом должны стать формирование гражданско-патриотического сознания у молодого поколения и обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе в целом [1]. Современные условия делают выполнение данной задачи архисложной. Ведь в реальной жизни детей часто окружает непривлекательная действительность: СМИ и интернет переполнены сценами насилия, безработица, пьянство, наркомания, подрастающее поколение, никому не нужное в мире денежных отношений. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота — человека любящего свою страну и способного идти на жертвы ради Родины. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица всей страны. Краеведение, несомненно, рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.
Проведенное анкетирование среди учащихся продемонстрировало позитивное отношение детей к вопросу изучения родного края. Все респонденты проявили неподдельный интерес к знаниям об истории своего региона. Как организовать краеведческую работу? Само понятие «краеведение» определяет возможные виды деятельности. Большая Советская энциклопедия [4, С.920], Российская педагогическая энциклопедия [2, С.475], словарь русского языка С. И. Ожегова [3, С.295] определяют, что это изучение своей «малой» Родины, её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Следовательно, изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, т. к. выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся, а цель единая — способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве. [5, С.40-47].
Гражданско-патриотическое образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени. На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника. Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем является формирование уважения к закону, ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах. На третьей ступени (старшая школа) определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение строить индивидуальную и коллективную деятельность.
В процессе работы мною использовались следующие методы обучения: а) словесный: объяснение нового материала, обзорный рассказ и т. д.; б) наглядный: применение наглядных пособий, предметов и документов музейного значения, технических средств; в) практический: работа с документами, иллюстрациями, выполнение макетов и т.д.; г) игровой: создание ситуаций, моделирующих реальную; д) исследовательский: выполнение учениками исследовательских работ.
Правильная организация работы по патриотическому воспитанию учеников на первой ступени основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей. Ребёнок этого возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни. Глубокое знакомство детей с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах. В начальной школе уместно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, что составляют стержень национального характера. Мною разработана и апробирована на базе начальной школы при ГПК воспитательная программа «Возвращение к истокам». Цель программы состоит в осмыслении значимости духовных основ человеческого бытия, осуществление современного воспитания на основе высоких нравственных идеалах, вековых традициях русского народа, применяя краеведческий компонент. Программа основана на признании непреходящих ценностей национальных традиций в воспитании нравственно и духовно здоровых детей. Главной задачей является раскрыть и показать ученикам начальной школы культурный потенциал родного края. Программа «Возвращение к истокам» призвана формировать: 1) гуманистическое мировоззрение, включающее убеждённость в неповторимость каждой личности; 2) моральные ориентиры, почерпнутые из чистого родника народной мудрости, формировавшихся веками народных принципов и заповедей; 3) гражданственность, любовь к Родине, почитание и уважение народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений; 4) экологическую культуру, включающую убеждение в необходимости сосуществования человека и природы в гармонии, сбережения природы для живущих и будущих поколений; 5) образовательную культуру, включающую усвоение накопленных нашими предками знаний, народного опыта и мудрости. Ведущие идеи программы имеют культурологическую направленность. Они убеждают, что культура является главной объединяющей силой, способствуя взаимопониманию между народами. Данная программа рассчитана на младших школьников. Именно в этом возрасте очень важно начать знакомить ребёнка с главными категориями российской цивилизации, с духовно-нравственными основами отечественного образа жизни. Общие принципы воспитательной программы «Возвращение к истокам»: а) Личностная ориентация (принципы адаптивности, развития, психологической комфортности). Они создают условия, при которых новый материал будет служить развитию личности младшего школьника, способствовать созданию новых представлений о традициях и устоях общества, в котором он живёт. б) Культурная ориентация (принципы систематичности, смыслового отношения к миру, опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип). Эти принципы реализуются через познание отечественных традиций, приближая детей к глубинным духовным основам Отечества. в) Деятельностная ориентация (принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, опора на предшествующие знания, формирование потребности в творчестве и умений творчества). При реализации данной программы у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир; умение использовать исторический опыт в современной жизни. Пути реализации возможны по четырем направлениям:
Рисунок 1. Пути реализации воспитательной программы «Возвращение к истокам»
«Родной очаг». Ребёнок размышляет об имени, семье, доме… Он узнаёт, что имя – бесценный дар. Ребёнок осмысливает вечную заповедь «Почитай отца и мать». Главное понять, что почитать родителей означает в детстве – их слушаться, в молодости – с ними советоваться, в зрелости – о них заботиться. Дети делают важное открытие, что мир окружающий славен предками, а их надо знать и помнить! Ученики выясняют, что в доме у каждой вещи есть своё место. Среди этих предметов есть святыни и реликвии. Возможные мероприятия: Тематические занятия: а) «Русская изба» (устройство и обиход крестьянского дома; распорядок дня крестьянской семьи; занятия и игры детей; знакомые и незнакомые предметы). б) «Дом и семья в русской традиции» (понятие родной дом; традиционные нравственные установки; иерархия в русской семье; семейные обычаи и обряды). в) «Ой, вы, гости – господа!» (традиции русского гостеприимства; взаимоотношения гостей и хозяев дома). Все эти занятия уместно проводить в адаптированной обстановке, в Выставочном зале г. Серпухове. Наличие экспозиции, на которой представлены предметы и утварь домашнего обихода прошлых столетий (коллекция предпринимателя Анатолия Петровича Мурцева), позволяет данным мероприятиям придать эффект погружения в эпоху, дополнительно эмоционально окрашивая их, да и профессионализм работников Выставочного зала очень высок.
«Родные просторы». Этот раздел даёт возможность всмотреться в природный ландшафт. Дети учатся видеть в объектах родной природы неотъемлемую часть отечественной культуры и российского образа жизни. В детское сознание закладывается позиция сотрудничества с землёй – матушкой. Идёт терпеливая педагогическая работа по присоединению к многовековой национальной традиции почитания основ родной природы. Возможные мероприятия: 1. Тематическое занятие
а) «Живая вода» ( вода в природе и в русском фольклоре; роль воды в жизни крестьян); 2. Экскурсии: а) «Музей павлина» (дети узнают историю родного края, его символику - герб г. Серпухова и района; предлагается практическое задание — изготовление герба — павлина); б) Приокско–Террасный заповедник и на страусиную ферму. Данное мероприятие показывает детям красоты родного края, его неповторимость, что больше позволяет осознать привязанность к родной земле.
«Труд земной». Ученики проживают традиционные виды деятельности русского человека, устанавливают их неразрывную связь с национальным характером, духовными началами созидательного труда. Экспонаты, представленные в экспозиции, помогут получить реалистическое представление у детей.
«Труд души». Это направление показывает, что главные ценности – внутренний мир человека. Дети знакомятся с категориями: мир, правда, честь, надежда, согласие, любовь, милосердие, доброта, покаяние, ум, разум, истина, мудрость... Дети соприкасаются с познанием отечественных ценностей и идеалов что, безусловно, развивает духовность ребёнка. Возможные мероприятия: Занятия–праздники. Праздники создаются веками и тысячелетиями в сложной сети взаимосвязей. Эти связи нельзя разрывать, ибо тогда нарушается сама гармония жизни. Народ воплотил в них свою духовную самостоятельность и независимость. а) «Праздник Покрова»; б) «Рождественская ярмарка в русской деревне»; в) «Как на масленой неделе»;
В настоящее время в основной и старшей школе сложилась система краеведческой работы. В нее вошли собственно краеведческий компонент «Серпухов — мой город. Краеведение», краеведческий компонент на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе. Курс «Серпухов — мой город» введен как самостоятельный предмет регионального компонента в 8 классах. Он знакомит учащихся с археологией, историей основания, социально–экономическим развитием, с жизнью в разные периоды, с выдающимися людьми, а также с культурой, традициями, обычаями, бытом, духовной жизнью. Содержание курса позволяет показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию интереса, воспитание уважения к его прошлому и настоящему. Содержание изучаемого материала в курсе предполагает, прежде всего, самостоятельную, творческо–поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. В курсе используются разные формы занятий: экскурсии к краеведческим объектам, на природу, уроки в школьном краеведческом уголке, викторины, заочные путешествия. Свою работу ученики демонстрируют в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей города и района; в сборе информации, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого уголка и собственных изысканий, краеведческая литература. Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы. За последние два года ребята выполнили исследовательские работы: «История открытия памятника Серпуховскому князю Владимиру Храброму» (работа была награждена на III Международной научно-практической конференции учащихся и студентов Дипломом I степени), «Молодежь в СМО ВОО «Молодая Гвардия ЕДИНОЙ РОССИИ», «Памятники Великой Отечественной войны в Серпухове и районе». Неоднократно ученики школы принимали участие в городских конференциях и викторинах на краеведческую тематику. В рамках городского этапа VII Всероссийского конкурса образовательных и социальных проектов «Свой мир мы строим сами» в номинации «Моя программа социального развития» работа ученицы 10 класса по теме «Реализация задач формирования активной гражданской позиции в деятельности Серпуховского местного отделения Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия ЕДИНОЙ РОССИИ» заняла 2 место. Впервые ученики школы приняли участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по Духовному краеведению Подмосковья в 2010-2011 учебном году, заняв 2 место.
«История Отечества» содержит большие возможности для воспитания школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения Отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала, конечно, оправдано. Учащиеся анализируют документы и материалы краеведческого уголка, проводят социологические исследования методом интервью, анкетирования и о результатах сообщают на уроке. Наибольший интерес вызывает тема «Великая Отечественная война Советского Союза». Ученики делают сообщения о мужественных солдатах – серпуховичах, которые участвовали в войне. Созданная в 2009-2010 учебном году лекторская группа пропагандирует материалы, связанные с военной тематикой. Уроки мужества, лектории, устные журналы, экскурсии — формы их работы. Живой интерес у учащихся вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива.
В своей работе я использую ИКТ. Ребята с удовольствием делают компьютерные презентации, которые иллюстрируют их исследовательские работы, помогают перевести информацию из одной знаковой системы в другую.
Что можно спланировать на будущее в работе по данному направлению? Я считаю, что хорошо было бы создать единую базу данных по истории региона. В силу плодотворной работы всех школ города он бы регулярно обновлялся новыми материалами. Это создало бы большие возможности в организации проектной деятельности учеников, и заинтересовало бы всех, кому не безразлична история нашего края.
Подводя итог, следует отметить, что сущность патриотического воспитания – в деятельности, направленной на активное познание окружающей действительности. Источником ее являются путешествия по родному краю, экскурсии, встречи с замечательными людьми, работа с историческими источниками. Практика показывает, что только целенаправленная работа помогает воспитывать чувства патриотизма, показывая ученикам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование предков, раскрывая их моральные, духовные и человеческие качества. Конкретное осмысление роли и места родного края в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшие взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все, лично от них зависящее, для сохранения ресурсов России. Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно быть внимательнее к людям, живущим вокруг тебя, перелистать страницы старых газет, совершить небольшую экскурсию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, и фактов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за её историю и культуру. И станет ясно, что без твоей малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые источники, справочная литература
1. Закон РФ «Об образовании», Федеральная программа развития образования, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., www.ed.gov.ru; госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 -2005 гг.» и «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы» www.llr.ru
Справочная литература
2. П. В. Иванов, И. С. Матрусов, А. Е. Сейненский; под общ. ред. В. В. Давыдова.// Большая Российская энциклопедия. — М., 1993. — Т.1.- С. 475—476.
3. С. И. Ожегов; под общей ред. проф. Л. И. Скворцова // Словарь русского языка. — 24-е изд., испр. — М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», ООО «Издательство «Мир и образование», 2003. — С.295.
4. К. Ф. Строев, Ю. К. Ефремов; под ред. А. М. Прохорова //Большая Советская Энциклопедия. — 3-е изд. — М., 1973. — Т. 13. — С. 920.
Учебники, монографии, брошюры
5. Ермолаева Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе.-2002.-№ 3.- С.40-47.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на конференции по краеведению по теме "Преподавание краеведения в школе как основа формирования патриотизма современного школьника"
Доклад подготовлен для участия в районной краеведческой конференции "Краеведение как часть социально-культурной политики Красногвардейского района" которая состоялась в г. Бирюч 22 мая. В доклад...
ПРЕПОДАВАНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
Актуальность преподавания краеведения в школе ,на мой взгляд, заключается в том, что в настоящее время Россия, включившись в мировой процесс глобализации...
Формирование нравственности современного школьника на основе учения Макаренко А.С.
Педагогический коллектив любой школы, работающей в режиме создания и развития гуманистических воспитательных систем рано или поздно задумывается над проблемой нравственного воспитания. Осваивая ...
Краеведение – способ формирования патриотизма у школьников.
Материал касается темы формирвания патриотизма на уроках исторического краеведения....
Воспитание патриотизма современных школьников
Первым шагом к воспитанию патриотизма современных школьников может стать историческое краеведение.История родного края близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях, живу...
Организация проектно-исследовательской деятельности по краеведению с целью формирования патриотизма у школьников
В данной статье я делюсь опытом проектно-исследовательской работы по краеведению....
Проблемы формирования патриотизма у школьников в условиях современного мира
На сегодняшний день существует огромное количество проблем, которые требуют обсуждения. Однако, по-моему мнению, одна из самых актуальных проблем – это проблема формирования патриотизма.Па...