Рабочая программа элективного курса "История Новосибирской области"
рабочая программа по краеведению (9 класс)

Мишурова Оксана Анатольевна

Рабочая программа элективного курса "История Новосибирской области" для 9 класса, составлена на основе содержания учебного пособия История Новосибирской области ( История России через историю регионов) под редакцией В.И. Молодина, М., ООО «Интеграция: Образование и Наука», 2017 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_uchebnogo_kursa_istoriya_nso.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

            Рабочая программа учебного курса «История Новосибирской области», разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Содержание рабочей программы разработано так же с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования , информационного письма Министерства образования , науки и инновационной политики Новосибирской области от 31.08.2017 №6951 – 03/25 и от 31.08.2017 №6966- 06/25 об организации изучения региональной истории, содержания учебного пособия История Новосибирской области ( История России через историю регионов) под редакцией В.И. Молодина, М., ООО «Интеграция: Образование и Наука», 2017 г.

Изучение истории Новосибирской области организовано в виде учебного курса. На изучение данного курса в 9 классе выделяется 0,5 часа в неделю,17 ч. в год.

В 9 классе в курс «История Новосибирской области» включен период 19-начала 20 вв.

Цели учебного курса:

- Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

- Освоение знаний о важнейших событиях, процессах региональной, отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

- Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

- Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно - национальными традициями; - Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:

- Усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях,


процессах, тенденциях истории Новосибирской области, Сибири, России и мира.

- Усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации.

- Формирование на основе личностно-эмоционального осмысления истории уважительного отношения к предшествующим поколениям, их вкладу в развитие страны, готовности к конструктивному восприятию иных, отличных от собственного, мнений, диалогу, позитивному разрешению возникающих затруднений.

- Гражданское самоопределение учащихся через осознание их принадлежности к стране, её истории, обществу и государству, восприятие ими ценностей демократии, патриотизма, социальной ответственности, формирование активного отношения к социальной реальности.


Личностные результаты.

У выпускника будут сформированы:

-историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях;

- знание основных исторических событий развития государственности и общества;

- знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

- образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

- готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах

деятельности;

- потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности.

Выпускник получит возможность для формирования:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

- готовности к самообразованию и самовоспитанию;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;

- оценивания экологического риска взаимоотношений человека и природы;

- готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий.

Метапредметные результаты:


Познавательные

Выпускник научится:

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления;

- объяснять, детализируя или обобщая, объяснять с заданной точки зрения);

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий и индивидуальных особенностей познавательного стиля;

- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата;

- ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; резюмировать главную идею текста;

- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты;

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций, осуществлять логические операции (установление родовидовых отношений, переход количество-качество и др.)

Выпускник получит возможность научиться:

- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- переводить сложную по составу информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;

- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

- делать выводы и заключения о намерениях автора или главной мысли текста, делать взаимосвязь информации текста с личным жизненным опытом.

Регулятивные

Выпускник научится:

- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи, устанавливать целевые приоритеты, обнаруживать и формулировать проблему,


самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров действий в новом материале;

- заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов;

- самостоятельно может находить причины своего успеха и неуспеха, находить способы выхода из ситуации неуспеха, осуществлять познавательную рефлексию действий, вносить коррективы в выполнение действий;

- осуществлять контроль по результату и способу действий;

- проявлять целеустремленность и настойчивость в преодолении трудностей;

- самостоятельно находить способы разрешения трудностей;

- прилагать волевые усилия;

- демонстрировать приемы регуляции эмоциональных состояний.

Выпускник получит возможность научиться:

- систематизировать критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности, по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

- может прогнозировать альтернативные решения;

Коммуникативные

Выпускник научится:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;


- использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.

Выпускник получит возможность научиться:

- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений, взглянуть на ситуацию с позиции другого, не идти на конфликт при решении вопросов, способствовать продуктивной кооперации;

- понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, теории;

- обсуждать различные точки зрения и вырабатывать общую позицию; использовать адекватные и разнообразные языковые средства;

- в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Предметные результаты

Выпускник научится:

- соотносить даты событий региональной, отечественной и всеобщей истории с веком; - определять последовательность и длительность важнейших событий региональной, отечественной и всеобщей истории;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы районов, города, места значительных исторических событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

- использовать историческую карту как источник информации о границах России, региона и других государств в XIX- нач. XXI вв., об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений: походов, завоеваний, колонизации и др.;

- анализировать информацию из различных источников по истории XIX- нач. XX вв Новосибирской области.;

- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов истории Новосибирской области XIX- нач. XX вв. (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

- сопоставлять развитие Новосибирской области и России в XIX- нач. XX вв., сравнивать исторические ситуации и события;

- давать оценку событиям и личностям истории XIX- нач. XX вв.

Выпускник получит возможность научиться:


- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

- сравнивать развитие России и Новосибирской области в XIX- нач. XX вв., объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;

- применять знания по истории России и своего края в XIX- нач. XX вв. при составлении описаний исторических и культурных памятников своего края и т. д.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

История Новосибирской области XIX - начала XX вв.

Административные преобразования в XIX в. Развитие сельскохозяйственного производства. Жизнь на Московско-Сибирском тракте. Социальный и этнический состав населения.

Декабристы в Сибири. Места отбывания ссылки. Образ жизни осужденных декабристов. Педагогическая деятельность декабристов в Сибири. Память о декабристах среди сибиряков.

Государственные крестьяне, их правовое положение. Особенности землепользования  государственных крестьян Сибири.  

Земледелие и скотоводство в хозяйстве сибирских крестьян. Причины господства натурального хозяйства крестьян. Комплексный характер крестьянского хозяйства в Сибири: роль добывающих, обрабатывающих промыслов. Крестьянские промыслы по тракту.

Развитие промышленности Колывано-Воскресенского горного округа в первой половине XIX в. Рабочие кадры: техническая интеллигенция, мастеровые, приписные  крестьяне. Причины упадка горной промышленности.

Население нашего края: коренные народы (барабинские татары), государственные и приписные крестьяне, их хозяйственные занятия. Особенности жизни в притрактовых селениях. Города нашего края: Каинск, Колывань, Сузун, их население и экономика.

         Строительство  Транссибирской железнодорожной магистрали. Необходимость железной дороги для экономического развития Сибири. Местоположение сибирских  железных дорог и начало регулярного движения. Возникновение Новониколаевска.

Образ жизни  горожан нашего края в конце Х1Х века.  Города Колывань и Каинск. Быт горожан. Вещественные памятники культуры и быта горожан в краеведческих музеях нашего края.

Тематическое планирование учебного курса

«История Новосибирской области»

Тема

Тема по учебному пособию

1

Введение. Новосибирская область на рубеже 18-19 вв.

7

2

Административные преобразования  в нашем крае

7(стр.141)

Традиционный мир приобской и барабинской деревни

(3 ч)

8

3

Традиционная культура приобской и барабинской деревни

стр.151

4-5

Общественное устройство приобской и барабинской деревни

стр.153

Трансформация деревенской жизни в нашем крае в 19-н.20 вв.

(4ч)

9

6

Реформирование общественных отношений

стр.173

7-8

Жизнь на Московско-Сибирском тракте

стр.178

9

Переселенческое движение

стр.181

Новосибирская область в период подъема, накануне великих потрясений (7ч)

10

10-11

Развитие городов  Каинска и Колывани

стр.190

12

Строительство Великого Сибирского пути, Алтайской и Кулундинской железных дорог

стр.197

13-14

Основание Новониколаевска, его развитие

стр.200

15-16

Наш край в начальный период  Первой мировой войны

стр.205

17

Защита проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

рабочая программа по географии Вологодской области 8 класс

Рабочая программа курса «География Вологодской области» разработана на основе регионального образовательного стандарта «География Вологодской области». Она соответствует содержанию раздела «География ...

Рабочая программа элективного курса по экологии «Экологические проблемы Амурской области»

Программа данного элективного курса рассчитана на 17 часов. Элективный курс предназначен для учеников 9 классов, перед которыми стоит проблема выбора дальнейшего профиля обучения.Цель: Формирование...

Рабочая программа по истории Новосибирской области 5 класс

Рабочая программа учебного модуля по истории Новосибирской области 5 класс...