Календарно-тематическое планирование Кубановедение
рабочая программа по краеведению (5, 6, 7, 8 класс)
Календарно-тематическое планирование Кубановедение. 5, 6, 7, 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_5-8.docx | 85.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование. 5 класс
№ | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения урока | Оборудование | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся | |
план | факт | |||||
5 КЛАСС | 34 | 5а | 5а | |||
1 | Введение. | 1 | Объяснять специфику предмета «Кубановедение». Самостоятельно находить на карте России Краснодарский край и Республику Адыгея. Понимать отличие географической карты от исторической. Называть и показывать на карте реку Кубань, Чёрное и Азовское моря, Кавказские горы. Объяснять понятия археология, орудия труда. Называть эпохи истории первобытности (каменный, бронзовый и железный века). | |||
РАЗДЕЛ 1. Кубань В ЭПОХУ КАМЕННОГО ВЕКА | 5 | |||||
Тема 1. Древние собиратели и охотники | ||||||
2 | Древние собиратели и охотники | 1 | Учебник, презентация | Раскрывать значение понятий культурный слой. питекантроп, первобытное человеческое стадо, присваивающее хозяйство, палеолит, мезолит, неолит, энеолит Показывать на карте пути переселения древних людей на Кубань. Устанавливать связь между изменениями климата, усовершенствованием орудий труда и занятиями населения. Называть и показывать на карте ранние стоянки: Абадзехскую, Хаджох и Шаханскую (Р. Адыгея). | ||
3 | Стоянки среднего палеолита на Кубани. Работа с текстом «Удачный день» | 1 | Учебник, презентация | Объяснять понятия искусственное жилище, ритуал. Характеризовать изменения в жизни людей в связи с похолоданием климата. Показывать на карте важнейшие стоянки среднего палеолита: Ильскую, Губскую, Монашескую, Баракаевскую, Ацинскую, Воронцовскую, Хостинскую. Рассказывать о жизни людей на Кубани в среднем палеолите, о зачатках религии. Составлять рассказ от третьего лица о стоянках первобытного человека. | ||
Тема 2. Появление человека современного облика | ||||||
4 | Древние люди в позднем палеолите | 1 | Учебник, презентация | Показывать на карте Кубани территорию расселения первобытных людей в позднем палеолите. Объяснять понятия эволюция, «костяной век», родовая община. Характеризовать новые способы охоты, новые орудия труда. Называть памятники верхнего палеолита на Кубани: Каменномостскую пещеру, Губские навесы. Составлять сравнительную таблицу «Родовая и соседская община». Выделять отличительные признаки человека современного типа. | ||
5 | Зачатки древнего искусства. Работа с текстом «Охота на мамонта» | 1 | Учебник, презентация | Называть орудия труда и охоты, которыми человек пользовался в позднем палеолите. Рассказывать о приручении диких животных и начале развития скотоводства, а также зачатках искусства и религии на Кубани. Пересказывать текст «Охота на мамонта». Рассказывать об особенностях повседневной жизни людей одного из древних племён. | ||
Тема 3. Земледельцы и скотоводы | ||||||
6 | Земледельцы и скотоводы. Работа с текстом «Весенний праздник» | 1 | Учебник, презентация | Рассказывать о переходе древнего человека от собирательства и охоты к мотыжному земледелию. Отличать присваивающий тип хозяйства от производящего. Характеризовать хозяйственную деятельность людей в неолите. Объяснять, почему Кубань считают одним из древнейших центров земледелия и скотоводства на территории России. Составлять схему «Управление родовой общиной и племенем». Подготовить мини-проект. Например, изготовить макеты орудий труда и предметов вооружения каменного века или создать макет «Охота на мамонта», используя пластилин и другие материалы. Рассказывать о преимуществе медных орудий труда и охоты над каменными. Называть и показывать на карте ареалы памятников энеолита. Составлять план рассказа «Весенний праздник». | ||
РАЗДЕЛ II. ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА В ЭПОХУ БРОНЗЫ | 5 | |||||
Тема 4. Майкопская и ямная археологические культуры | ||||||
7 | Майкопская и ямная культуры. Общественное разделение труда на Северном Кавказе | 1 | Учебник, презентация | Объяснять понятия археологическая культура, гончарный круг. Рассказывать об особенностях производства бронзы на Северном Кавказе. Выделять отличительные признаки майкопской и ямной археологических культур. Называть особенности производящего и присваивающего хозяйств. Развивать навыки работы с историческими источниками. Показывать на карте наиболее известные памятники майкопской и ямной археологических культур. | ||
Тема 5. Дольменная культура | ||||||
8 | Дольменная археологическая культура | 1 | Учебник, презентация | Выделять специфические черты мегалитических памятников. Называть и показывать на карте месторасположение мегалитических памятников, находящихся на территории Кубани. Рассказывать о вкладе учёного-археолога В. И. Марковина в исследование дольменов Северо-Западного Кавказа. | ||
9 | Типы дольменов. Работа с текстом «Каменное святилище» | 1 | Учебник, презентация | Различать типы дольменов по внешнему виду. Называть период существования дольменной культуры. Рассказывать легенды о происхождении дольменов. Показывать на карте территории распространения дольменной культуры. | ||
Тема 6. Северокавказская и катакомбная и срубная культуры | ||||||
10 | Северокавказская и катакомбная археологические культуры | 1 | Учебник, презентация | Характеризовать особенности расселения племен северокавказской и катакомбной культур. Называть отличительные особенности погребальных сооружений каждой археологической культуры. Раскрывать, значение понятия катакомба. Показывать на карте территории распространения различных археологических культур. Отмечать роль Н. И. Веселовского в; изучении памятников катакомбной культуры. Называть время существования северокавказской и катакомбной культур. Бережно относиться к памятникам истории и культуры. | ||
11 | Племена срубной культуры. Работа с текстом «Тайны литейщика» | 1 | Учебник, презентация | Сравнивать особенности общественного строя у племён различных археологических культур. Обьяснять происхождение названия «срубная культура». Раскрывать значение понятий реконструкция, сруб, литейщик, штольня, склеп. Показывать на карте места расселения племён срубной культуры. Составлять план рассказа «Тайны Литейщика». Работать в малых группах по определённому заданию. Сравнивать особенности археологических культур по заданному плану: территория распространения, занятия племён, особенности быта, обряды захоронения, время существования. разрабатывать проект по одной из пройденных тем. Например, изготовить макет дольмена | ||
РАЗДЕЛ III. КОЧЕВЫЕ И ОСЕДЛЫЕ ПЛЕМЕНА ПРИКУБАНЬЯ В РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ | 8 | |||||
Тема 7. Кочевники кубанских степей | ||||||
12 | Кочевники кубанских степей. Киммерийцы и скифы | 1 | Раскрывать значение понятий акинак, звериный стиль, плацдарм, бальзамиравание. Называть дату перехода от эпохи бронзы к раннему железу на территории Северо-Западного Кавказа. Рассказывать об особенностях обработки железа и меди. Характеризовать особенности погребальных обрядов скифов и киммерийцев, выделять общее и особенное. Называть имена историков, археологов (Геродот, Н. Е. Берлизов, И. И. Марченко), изучавших племена киммерийцев и скифов. | |||
13 | Племена сарматов в степях Кубани | 1 | Называть время проникновения сарматов в Прикубанье. Раскрывать значение понятий сарматы, кибитка, номады, сираки, курган. Показывать на карте территорию проживания сарматских племён и места погребений. Характеризовать особенности быта сарматских племён. | |||
14 | Античные авторы (Геродот, Гиппократ, Страбон и др.) о кочевниках. Работа с текстом «Курган в степи» | 1 | Рассказывать о работе археолога. Называть авторов (Геродот, Гиппократ, Страбон) произведений, в которых содержатся сведения о Кубани. Работать с текстом исторического источника. Понимать необходимость критического отношения к их содержанию. Выделять значимость археологических находок (орудий труда, боевого оружия, посуды, ювелирных изделий) для изучения истории. Сравнивать занятия, вооружение и погребальный обряд скифов и сарматов. Показывать на карте найденные археологами места сиракских и сарматских погребений. Уметь составлять рассказ на одну из предложенных учителем тем. | |||
Тема 8. Меоты – земледельческие племена Северо-Западного Кавказа | ||||||
15 | Меоты – земледельческие племена Северо-Западного Кавказа | 1 | Учебник, презентация | Рассказывать о меотских племенах и меотской культуре. Объяснять понятия меоты, городище, Меотида, Боспор Кцммерийский. Называть меотские племена и показывать на карте места их расселения. Описывать костюм и вооружение меотского воина. Определять роль учёного-археолога Н. В. Анфимова в исследовании памятников меотской культуры. Работа с текстом «Городок у дубовой рощи». | ||
16 | Занятия и общественный строй меотов. Работа с текстом «Городок у дубовой рощи» | 1 | Учебник, презентация | Характеризовать особенности занятий и общественного строя меотов. Составлять сравнительные таблицы. Объяснять понятие амфора. Определять датировку меотской культуры. Описывать городища меотов. Показывать на карте станицы Елизаветинскую, Старокорсунскую, Пашковскую, хутора Ленина, Лебеди, в которых обнаружены памятники меотской культуры. Рассказывать о царице Тиргатао. | ||
Тема 9. Мифология. Искусство и быт кочевого и оседлого населения Прикубанья | ||||||
17 | Мифология скифов, меотов, сарматов. Верования скифов | 1 | Учебник, презентация | Рассказывать о вкладе Геродота в изучение народов Прикубанья. Знать легенды о происхождении скифов. Называть особенности религии скифов. Уметь сравнивать верования скифов и эллинов. Рассказывать о скифских богах, называть их имена. Приводить аргументы в пользу того, что у скифов и близких им кочевых народов появилось социальное неравенство. | ||
18 | Обряды и культ предков у скифов, меотов, сарматов. Работа с текстом «Бычья шкура» | 1 | Учебник, презентация | Приводить примеры, подтверждающие существование у скифов веры в загробную жизнь, культов умерших предков, плодородия и др. Называть ритуальные предметы. Объяснять значение понятия ритон. Составлять план рассказа «Бычья шкура». рассказывать об особенностях погребального обряда скифов. | ||
19 | Материальная культура кочевого и оседлого населения Прикубанья. Звериный стиль в искусстве | 1 | Учебник, презентация | Объяснять понятия материальная культура, горит, звериный стиль, грифон, эпос, нарты. Описывать костюм скифов, меотов, сарматов. Называть отличия, скифского звериного стиля от сарматского. Объяснять, какой магический смысл имели изображения животных на предметах и вещах. Приводить примеры, подтверждающие существование в культуре народов Северного Кавказа элементов культуры скифов, меотов, сарматов. | ||
РАЗДЕЛ IV. ГРЕЧЕСКИЕ КОЛОНИИ НА БЕРЕГАХ ЧЁРНОГО И АЗОВСКОГО МОРЕЙ | 10 | |||||
Тема 10. Начало древнегреческой колонизации | ||||||
20 | Начало древнегреческой колонизации. | 1 | Учебник, презентация | Называть причины древнегреческой колонизации. Показывать на карте территорию Боспорского государства и города-колонии: Пантикапей, Фанагорию, Горгиппию, Гермонассу и др. Называть предметы античного импорта и экспорта. Обьяснять понятия колония, полис. Называть основные факторы, влияющие на выбор места для новой колонии: наличие преснои воды, удобная бухта, плодородные земли. Соотносить названия греческих колонии с названиями современных географических объектов. | ||
Тема 11. Античная мифология и Причерноморье | ||||||
21 | Миф о путешествии аргонавтов. Северное Причерноморье в поэмах Гомера. | 1 | Учебник, презентация | Объяснять понятия аргонавты, лестригоны, амазонки, миф. Рассказывать о том, как представляли себе древние греки Причерноморье и народы, его населявшие. | ||
22 | Мифы об Ахилле, Ифигении, Боспоре Киммерийском и Ио. | 1 | Учебник, презентация | Объяснять понятия нереиды, ойкисты. Знать происхождение названий Понт Эвксинский, Боспор Киммерийский, Меотида, Кавказ, Понт Аксинский, Таврида, Пересказывать и понимать содержание мифов об Ахилле, Ифигении, Ио. Рассказывать о влиянии мифов на образ жизни греков и их адаптацию в городах-колониях. Подготовить презентацию на одну из пройденных тем. Например, «Чёрное море и Причерноморье в мифах древних греков». | ||
23 | Мифы о Геракле, Прометее и амазонках. | 1 | Учебник, презентация | Объяснять понятия амазонки, эллины, Пантикапей. Понимать и пересказывать содержание мифов о Геракле, Прометее и амазонках. Находить в текстах информацию о территории Прикубанья. Объяснять, почему легенды о Геракле имели огромное значение как для скифов, так и для греков. | ||
Тема 12. Союз греческих городов-полисов | ||||||
24 | Боспорское царство. | 1 | Учебник, презентация | Раскрывать значение понятий Боспор Киммерийский, архонт, готы, гунны. Рассказывать об образовании Боспорского царства; знать его столицу. Иметь представление о династиях, правивших в боспорском государстве. Показывать на исторической карте местоположение городов-полисов, уметь наносить их на контурную карту. Раскрывать особенности внешней и внутренней политики Боспорского царства. Комментировать характер взаимоотношений греческих колонистов с местным населением. Называть причины ослабления Боспорского государства. | ||
25 | Работа с текстом «Битва на реке Фат». | 1 | Учебник, презентация | Раскрывать значение понятий штандарт, гвардия. Уметь пересказывать содержание текста. Объяснять, каким образом правители Боспорского царства использовали местные племена в борьбе за власть. Давать оценку описываемым событиям. | ||
26 | Занятия жителей колоний. Работа с текстом «Микка – дочь Стратоника» | 1 | Учебник, презентация | Раскрывать значение понятий черепица, статуэтка, метрополия. Характеризовать основные занятия греческих колонистов. Иметь представление о торговых связях поселенцев с местными племенами и греческими городами. Перечислять товары, ввозимые в боспорские колонии и вывозимые из них. Пересказывать содержание рассказа «Микка — дочь Стратоника». Объяснять, как греческие переселенцы сохраняли свои обычаи и традиции. | ||
Тема 13. Культура и быт греческих городов-колоний и Боспора римского времени | ||||||
27 | Культура и быт греческих городов-колоний | 1 | Учебник, презентация | Раскрывать значение понятий цитадель, колонный портик, адрон, драпировка, лекиф, некрополь, диадема, терракоаа, гимнасии, ритор, саркофаг. Характеризовать особенности быта жителей Боспора. Уметь составлять рассказ о повседневной жизни боспорян. Описывать внешние особенности жилых домов, их внутреннее убранство, одежду колонистов. Рассказывать о верованиях боспорян, называть наиболее почитаемых греческих богов. Делать вывод о роли спортивных состязаний и театрального искусства в жизни греческих поселенцев. | ||
28 | Культура и быт Боспора римского времени | 1 | Учебник, презентация | Раскрывать значение понятий ипподром, терма, гиматий, гривна, эпитафия, христианство, апостол, базилика, миссионер. Характеризовать особенности культуры Боспора в римское время; приводить примеры новшеств, появившихся в архитектуре и скульптуре. Отмечать признаки «варваризации» античного искусства. Называть характерные черты живописи и поэзии Боспора. Объяснять, почему у боспорян возник интерес к христианскому вероучению. Определять роль апостола Андрея Первозванного в распространении христианства на Северо-Западном Кавказе. | ||
29 | Работа с текстом «Тиргатао- царица синдов» | 1 | Учебник, презентация | Понимать содержание рассказа. Приводить доказательства в пользу того, что Тиргатао — реальная историческая личность. Восстанавливать хронологическую последовательность событий из жизни царицы синдов. Делать вывод о взаимоотношениях жителей Боспора с племенами меотов. | ||
Итоговое повторение и проектная деятельность | ||||||
30 | Кубань в древности | 1 | Учебник, презентация | Рассказывать о появлении первобытных людей на территории нашего края. Комментировать ключевые события древней истории Кубани. Приводить примеры изменений, произошедших в производственной деятельности и общественной жизни населения региона в период между древностью и Средневековьем. Оценивать вклад археологов, исследовавших древнюю Кубань, в развитие отечественной и мировой науки (Е. Д. Фелицын, Н. И. Веселовский, Н. В. Анфимов и др.). Готовить проект на одну из изученных тем. | ||
РАЗДЕЛ V. ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ КУБАНИ | 4 | |||||
Тема 14. Нравственные принципы христианства в притчах и легендах | ||||||
31 | Нравственные принципы христианства в притчах и легендах | 1 | Учебник, презентация | Нравственные основы христианства. Значение воскресного дня. Притчи и легенды – источник мудрости и знаний. Нравственные принципы в афоризмах, притчах, баснях, сказках, легендах, пословицах. Духовная мудрость в притчах «О сеятеле», «О милосердном самаритянине», «О блудном сыне» и др. | ||
Тема 15. Появление первых христиан на территории нашего края. Первые христианские храмы | ||||||
32 | Появление первых христиан на территории нашего края. Первые христианские храмы | 1 | Учебник, презентация | Христианские храмы как очаги культуры. Храмы, их назначение, типы храмов, памятники раннехристианского зодчества. Стенопись: первые изображения Богоматери - Оранта. Археологические находки, связанные с христианством. Ильичевское городище | ||
Тема 16. Истоки христианства на Северном Кавказе. | ||||||
33 | Истоки христианства на Северном Кавказе. | 1 | презентация | Северный Кавказ — одна из древнейших колыбелей христианства в России. Роль Византии в распространении христианства на Северо-Западном Кавказе. Христианство на Северном Кавказе по письменным источникам. | ||
Тема 17. Духовные подвижники. Святые апостолы Андрей Первозванный, Симон Кананит. | ||||||
34 | Духовные подвижники. Святые апостолы Андрей Первозванный, Симон Кананит. | 1 | Учебник, презентация | Жития святых. Святые Апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит - проповедники христианства и др. | ||
Календарно-тематическое планирование 6 класс. | ||||||
6 КЛАСС | 34 | |||||
Введение | ||||||
1 | Кубань – перекресток цивилизаций | 1 | Объяснять духовно-нравственный смысл понятия малая родина. Называть этнокультурные особенности региона: многонациональный и многоконфессиональный | |||
РАЗДЕЛ 1. ПРИРОДА МАЛОЙ РОДИНЫ И ЧЕЛОВЕК | 8 | |||||
Тема 1. Источники информации о малой родине | ||||||
2 | Источники знаний о природе, населении и истории своей местности. | 1 | Объяснять понятия источники знаний, заповедник, топонимический словарь, фенология, биоклиматическая карта, вегетация, музей, архив. Называть источники информации о малой родине: археологические находки, греческие мифы и легенды, труды античных авторов, работы дореволюционных и современных исследователей, отчёты ОЛИКО. Уметь находить необходимую информацию в энциклопедических и топонимических словарях. Называть учёных и краеведов — исследователей природы и истории Кубани: Е. Д. Фелицына, Ф. А. Щербину, В. П. Чучмай, С. А. Литвинскую, В. И. Борисова, В. П. Бардадыма, И. П. Латышева, Г. К. Плотникова, В. Н. Ратушняка и др. Подготовить мини-проект. Например, составить список краеведческой литературы, которую необходимо прочитать в ближайшее время. | |||
Тема 2. Неповторимый мир природы | ||||||
3 | Особенности природы Кубани и своей местности. | 1 | Объяснять понятия бора, пороги, дельта, плавни, лиманы. Характеризовать географическое положение Краснодарского края и своей местности. Показывать на карте территорию Краснодарского края. Называть и определять географические координаты города Краснодара. Характеризовать рельеф, особенности климата Краснодарского края и своей местности, Называть полезные ископаемые, водные объекты, почвы Краснодарского края и своего населенного пункта. Показывать на карте Азово-Кубанскую равнину, Таманский полуостров, Кавказские горы, гору Цахвоа, реку Кубань, озёра Ханское и Абрау, Бейсугский лиман. | |||
4 | Растения, которые нас окружают. | 1 | Объяснять понятия сорные растения, аллергия. Приводить примеры растений своей местности. Объяснять, какие растения следует считать лекарственными. Называть растения, наиболее часто встречающиеся на Кубани. Рассказывать, как меняется растительный мир Кубани с севера на юг и с изменением высоты. Подготовить мини-проект. Например, организовать наблюдения за растениями с целью предсказания погоды. | |||
5 | Животные — обитатели населённых пунктов. | 1 | Раскрывать значение понятий дикие, домашние и синантропные животные. Называть животных, наиболее часто встречающихся на территории Краснодарского края и своей местности. Рассказывать о насекомых и птицах своей местности. | |||
6 | Природные достопримечательности и памятники природы, истории и культуры | 1 | Раскрывать значение понятий природные достопримечательности, памятники природы, истории и культуры, рекреация, каскад, эстетика, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, селекция. Приводить примеры наиболее известных достопримечательностей, памятников природы, истории и культуры на территории Краснодарского края и своей местности. Выделять виды природных памятников. Составлять отчет об экскурсии. Работать над проектом виртуальной экскурсии по заданию учителя. Выполнить мини-проект. Например, подготовить сообщение об одном из достопримечательных объектов на территории своего района. | |||
Тема 3. Изменение природы человеком | ||||||
7 | Влияние человека на природу своей местности. | 1 | Раскрывать значение понятий заказник, заповедник, биоиндикаторы, степные блюдца, коса, плотина, экология, акватория.Рассказывать о влиянии человека на природу. Принимать участие в мероприятиях по охране природы родного края, Называть и показывать на карте территорию Кавказского биосферного заповедника. Высказывать свои предложения по охране окружающей среды. Объяснять актуальность природоохранных мер. Подготовить мини-проект. Например, составить описание экологического состояния ближайшего водоёма. | |||
Тема 4. Население | ||||||
8 | Население Кубани и вашей местности | 1 | Показывать на административной карте Краснодарского края территорию своего района (города). Знать площадь и число жителей. Называть административные районы Краснодарского края, крупные города, станицы. Знать площадь территории Краснодарского края и численность его жителей. Называть основные особенности городских и сельских поселений. Рассказывать о своём населённом пункте. Определять понятия Кубань и Краснодарский край. Рассказывать о культуре, истории, традициях народов Кубани. Анализировать взаимосвязь и взаимовлияние обычаев и традиций народов Кубани. Формировать толерантное отношение к представителям разных национальностей. Подготовить мини-проект. Например, составить сообщение о традициях и обычаях одного из народов, проживающих на Кубани. | |||
9 | Виды хозяйственной деятельности жителей Кубани | 1 | Приводить примеры влияния природных условий на хозяйственную деятельность жителей Кубани. Рассказывать о занятиях населения Кубани в прошлом и в настоящее время. Сравнивать виды хозяйственной деятельности в сельских населённых пунктах и в городских. Разрабатывать проект по одной из пройденных тем. Например, подготовить презентацию «Народные умельцы моего района (населённого пункта)». | |||
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ КУБАНИ В IV — ХVI вв. | 13 | |||||
Тема 5. Кубань в эпоху Средневековья | ||||||
10 | Военные походы гуннов | 1 | Раскрывать значение понятий гунны, военная организация, ясы, Великое переселение народов.Показывать на карте направления завоевательных походов гуннов на территории Кубани. Характеризовать особенности вооружения и военной тактики гуннов, их хозяйственную жизнь и общественный строй. Комментировать высказывания Аммиана Марцеллина о гуннах. Рассказывать о последствиях гуннского нашествия на Северный Кавказ. | |||
11 | Великая Булгария. Аварский и Хазарский каганаты | 1 | Объяснять значение понятий обры, патрикий, зтнография, каганат. Характеризовать образ жизни, хозяйство, верования, систему управления в Великой Булгарии. Показывать на карте территорию Великой Булгарии, называть причины распада государства. Рассказывать об основании и падении Аварского каганата, показывать на карте его территорию в пределах Приазовья и Причерноморья. Объяснять понятия язычники, иудаизм, ислам, христианство, каган, хан, Тюркский каганат. Показывать на карте территорию Хазарского каганата, Рассказывать об истории его образования. Называть причины, способствовавшие росту и могуществу Хазарского каганата. Характеризовать внутреннюю организацию Хазарского каганата, особенности быта племён, верования.Называть основные источники дохода правителей Хазарии. Объяснять причины падения каганата. Характеризовать взаимоотношения восточных славян с Хазарским каганатом на основе отрывка из «Повести временных лет». Делать вывод о роли и месте Хазарского каганата в истории Прикубанья. Составлять устный рассказ о путешествии русских купцов в Итиль, используя текст учебника и иллюстрации. | |||
Тема 6. Восточные славяне в Прикубанье. Тмутараканское княжество | ||||||
12 | Проникновение восточнославянских дружин в Прикубанье | 1 | Учебник, презентация | Объяснять понятия Артания, Куява, Славия, фактория, волок. Рассказывать о походах восточнославянских дружин в прикаспийские земли, а также об успехах Киевской Руси в период правления Святослава Игоревича. Характеризовать личные качества князя Святослава на основе рассказа из летописи «Повесть временных лет», а также описывать его внешний облик после прочтения записей византийского историка Льва Диакона Калойского. | ||
13 | Русское княжество на Таманском полуострове | 1 | Учебник, презентация | Объяснять понятия князь, княжество, усобица. Рассказывать об основании Тмутараканского княжества, называть дату его образования (конец Х в.). Показывать на карте территорию Тмутараканского княжества. Характеризовать отношения между касожскими и тмутараканскими князьями. Рассказывать о борьбе Ярослава и Мстислава за княжение в Тмутаракани. | ||
14 | Тмутаракань после смерти Ярослава Мудрого | 1 | Рассказывать о борьбе русских князей за тмутараканский престол после смерти Ярослава Мудрого, а также о роли игумена Никона в выдвижении кандидатуры князя Глеба на княжение. Объяснять значение для изучения истории Кубани Тмутараканского камня, найденного на Таманском полуострове. | |||
15 | «Земля незнаемая» половцы и аланы на Кубани | 1 | Учебник, презентация | Объяснять понятия половцы, кыпчаки, «каменные бабы». Называть дату (1094 г.) последнего упоминания Тмутараканского княжества в древнерусских летописях. Рассказывать об упоминании Тмутаракани в «Слове о полку Игореве». Объяснять причины ослабления, а затем и прекращения существования Тмутараканского княжества. Объяснять причины переселения половцев на Кубань. Показывать на карте территорию проживания половцев. Называть памятники культуры, оставленные половцами («каменные бабы»), Рассказывать об аланах и роли Аланского государства в средневековой истории Северного Кавказа. Объяснять, как складывались взаимоотношения алан и адыгов. Составлять описание народов Прикубанья по плану, предложенному учителем. | ||
Тема 7. Кубань в ХШ-ХIV вв. Между ордынцами и генуэзцами | ||||||
16 | Борьба народов Северного Кавказа с монгольскими завоевателями. | 1 | Учебник, презентация | Объяснять понятия курултай, орда,. Рассказывать о походах монгольских завоевателей, используя исторические картины, отрывки из летописей. Сопоставлять и обобщать полученные сведения. Объяснять причины военных успехов монгольских завоевателей. Называть последствия вторжения Тимура на территорию Северного Кавказа. Комментировать высказывание А. И. Герцена о последствиях монголо-татарского нашествия для России. | ||
17 | Итальянские колонии на Черноморском побережье Кавказа. | 1 | Учебник, презентация | Рассказывать о торговом соперничестве Венеции и Генуи, сотрудничестве и конфликтах генуэзцев с золотоордынцами. Называть и показывать на карте крупные генуэзские колонии в Причерноморье и Приазовье. Раскрывать особенности управления колониями. Характеризовать взаимоотношения итальянцев с черкесской знатью. Оценивать вклад итальянцев в развитие хозяйства и культуры региона. Составлять рассказ о национальном составе населения региона. Показывать на карте пути проникновения итальянцев в Прикубанье. | ||
18 | Посредническая деятельность генуэзцев | 1 | Учебник, презентация | Объяснять значение терминов сурожане, резиденция, епархия. Называть основные товары экспорта и импорта колоний. Объяснять особенности торговли (натуральный обмен) генуэзцев с местным населением. Рассказывать о занятиях населения колоний, об особенностях торговых отношений, строительстве дорог, работорговле. Оценивать итоги владычества генуэзцев на Северо-Западном Кавказе. | ||
Тема 8. Народы Кубани в ХVI в. | ||||||
19 | Племена адыгов после распада Золотой Орды. | 1 | Учебник, презентация | Объяснять понятия подсечная и переложная системы земледелия, уорки, тфокотли, уздени, тлекотлеши, вассалы, бортничество, джигиты, феодальная общественная лестница, пши, наездничество, Описывать занятия адыгских и адыго-абхазских племён. Называть и показывать на карте территорию проживания адыгов, характеризовать их общественный строй. Рассказывать об обычаях и религиозных верованиях адыгов. Комментировать описание их быта, составленное Джорджио Интериано. Составлять схему системы управления в адыгском обществе. | ||
20 | Ногайцы на Кубани. | 1 | Объяснять понятия мурзы, беи, уздени, чагары, беки, улусы. Рассказывать об истории происхождения ногайцев и заселения ими территории Прикубанья.Показывать на карте места расселения ногайцев. Делать вывод о влиянии природных факторов на занятия и образ жизни ногайцев. Рассказывать о жизни ногайского кочевья, религиозных верованиях. Определять роль духовенства в жизни ногайского общества. На основе текста учебника делать выводы о характере отношений ногайцев и Московского государства. | |||
21 | Борьба горцев против турецких завоевателей. | 1 | Объяснять понятие янычары. Обозначать цели Турции на Северо-Западном Кавказе. Рассказывать о турецком завоевании горских народов в XV-XVI вв., Комментировать успехи Османской империи и Крымского ханства на Северном Кавказе в конце ХVI в. | |||
22 | Политика России на Северном Кавказе | 1 | Объяснять понятие посольство. Рассказывать о значении Северо-Кавказского региона во внешней политике России. Называть причины, заставившие адыгов прибегнуть к покровительству России. Рассказывать об истории северокавказских посольств в Москву. Приводить примеры, подтверждающие осложнение русско-адыгских отношений во второй половине ХVI в. | |||
РАЗДЕЛ III. КУЛЬТУРА НАРОДОВ ПРИКУБАНЬЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА | 7 | |||||
Тема 9. Религиозные верования жителей Северо-Западного Кавказа | ||||||
23 | Языческие верования восточных славян и адыгов | 1 | Объяснять понятия волхвы, язычество, идол, жрецы, пантеон, святилище, Называть богов, которым поклонялись восточные славяне. Характеризовать особенности религиозных верований восточных славян и адыгов, | |||
24 | Распространение христианства на Северо-Западном Кавказе. Тмутаракань — очаг христианства на краю «русского мира». | 1 | Объяснять понятия епископ, епархия, христианизация, апостол. Называть причины и время распространения христианства на Кубани. Рассказывать о путях проникновения христианства на Северный Кавказ. Определять роль апостола Андрея Первозванного, а также византийского императора Юстиниана в христианизации народов Северного Кавказа.Рассказывать об особенностях христианизации Хазарского каганата. Показывать на карте расположение первых христианских епархий. Называть автора летописных сводов, церковного и политического деятеля Никона. Рассказывать о его проповеднической деятельности в Тмутаракани. Определять время образования Тмутараканской епархии. Объяснять, почему Тмутараканская епархия считается очагом христианства на Северном Кавказе. Называть факторы, способствовавшие распространению христианства на Северном Кавказе. Показывать на карте территории расположения первых христианских церквей. | |||
25 | Христианизация Алании. | 1 | Объяснять понятия митрополия, кафедральный собор, епископия. Называть памятники христианской культуры на территории Кубани. Показывать их на карте. Рассказывать об особенностях христианизации Алании. | |||
26 | Проникновение римско-католической церкви на Северный Кавказ. | 1 | Объяснять понятия францисканцы, архиепископ. Рассказывать о проникновении католичества на Северный Кавказ. Называть археологические находки, письменные источники, подтверждающие распространение католичества на Северном Кавказе. Делать вывод о значении христианизации и её роли в жизни народов Северного Кавказа. Объяснять причины ослабления позиций христианства и распространения ислама на территории Северного Кавказа. | |||
Тема 10. Кубанские страницы древнерусскои литературы. Нартские сказания | ||||||
27 | От «Повести…» к «Слову…» | 1 | Объяснять понятие летопись. Называть произведения, в которых упомянуто Тмутараканское княжество, — «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве». Приводить примеры «тмутараканских страниц» в древних произведениях, Рассказывать о роли христианства в развитии литературы | |||
28 | Кубань в произведениях русской литературы ХV — ХVI вв., в документах, сочинениях иностранных авторов. | 1 | Объяснять понятие ересь. Называть авторов произведений, в которых имеются упоминания о Кубани (Иосиф Волоцкий, Мацей Меховский, Сигизмунд Герберштейн). Рассказывать о деятельности Заккарии Гизольфи. Приводить примеры отражения «кубанской тематики» в трудах иностранных авторов. | |||
29 | Героический эпос «Нарты». | 1 | Объяснять понятия джегуако, нарты, Называть особенности нартского эпоса. Составлять рассказы о культуре и истории адыгов на основе нартского эпоса. Называть главных героев, а также основные события и темы, отражённые в нартском эпосе. | |||
Итоговое повторение и проектная деятельность | ||||||
30 | Основные события истории Кубани в период Средневековья | 1 | Рассказывать о народах, проживавших на территории Кубани в Средние века, особенностях их хозяйственной деятельности, культуре, верованиях. Активизировать знания об основных событиях, происходивших на кубанской земле в период с IV по XVI в. Подготовить проект на одну из изученных тем или разработать сценарий фестиваля «Кубань — наш общий дом». | |||
РАЗДЕЛ IV. ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ КУБАНИ | 4 | |||||
Тема 11. День славянской культуры и письменности. | ||||||
31 | День славянской культуры и письменности. | 1 | Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий - просветители славян. Создание славянской азбуки. Глаголица и кириллица. | |||
Тема 12. Христианская символика на Северо-Западном Кавказе. | ||||||
32 | Христианская символика на Северо-Западном Кавказе. | 1 | Западный Кавказ – один из центров раннего христианства. Древние храмы середины X века. Византийский стиль. Пещерные кельи. Лик Христа. Символ Креста в христианстве. Разнообразные формы и виды православных крестов. Их смысл и значение. | |||
Тема 13. Главное событие христианства. Пасха в кубанской семье | ||||||
33 | Главное событие христианства. Пасха в кубанской семье | 1 | Пасхальные традиции. Тема Пасхи в художественных произведениях и литературе. | |||
Тема 14. Житийная литература. | ||||||
34 | Житийная литература. | 1 | Житийная литература – раздел христианской литературы, объединяющий жизнеописания христианских подвижников. Житие святого преподобного Никона. Подвижнические подвиги преподобного Никона. Житие святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. | |||
7 КЛАСС | 34 | |||||
Введение | ||||||
1 | Земля отцов – моя земля | 1 | Называть основные события истории Кубани предшествовавших периодов. Приводить примеры зависимости уровня развития общества от окружающей среды. Объяснять значение понятий природный территориальный комплекс и природно-хозяйственный комплекс. Ознакомиться со структурой учебного пособия и аппаратом усвоения знаний. | |||
РАЗДЕЛ 1. ПРИРОДА КУБАНИ. ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ | 10 | |||||
Тема 1. Степи | ||||||
2 | Природно-хозяйственные комплексы Азово-Кубанской равнины | 1 | Раскрывать значение понятий степь, природный комплекс, природная зона, природные компоненты, суховей. Характеризовать географическое положение и природные особенности Азово-Кубанской равнины. Показывать на карте степные реки: Понуру, Кочеты, Кирпили, Бейсуг, Челбас, Албаши, Ясени, Ею. Объяснять происхождение географических названий. Комментировать высказывание: «Чернозёмные почвы — богатство Краснодарского края». Объяснять взаимосвязь между климатическими условиями и видовым составом растительного и животного мира Азово-Кубанской равнины. | |||
3 | Природа Таманского полуострова и Закубанья. | 1 | Раскрывать значение понятий сопки, галофиты, грязевой вулкан, лиман, плавни. Характеризовать природные комплексы Таманского полуострова и Закубанской равнины, объяснять причины сходства и различий. Показывать на карте реки: Абин, Иль, Хабль, Адагум, Афипс, а также озёра: Солёное, Голубицкое. Объяснять происхождение географических названий. Рассказывать об особенностях животного и растительного мира Закубанья и Таманского полуострова. | |||
4 | Освоение человеком степной зоны | 1 | Раскрывать значение понятий ветровая эрозия, структура почвы, севооборот, орошение, мелиорация.Объяснять, почему степная и лесостепная зоны интенсивно осваиваются человеком. Анализировать последствия воздействия человека на природный комплекс кубанской степи. Оценивать обеспеченность равнинной части края природными богатствами и делать выводы. Называть крупные населённые пункты, расположенные в степной и лесостепной зонах Краснодарского края. Приводить примеры хозяйственной деятельности, направленной на сохранение природных компонентов. Высказывать и аргументировать свою точку зрения по вопросам охраны природы. | |||
Тема 2. Предгорья и горы Западного Кавказа | ||||||
5 | Особенности природных условий предгорий Западного Кавказа | 1 | Карта, презентация | Раскрывать значение понятий паводок, отряд воробьиные. Характеризовать природные условия предгорной зоны Краснодарского края. Рассказывать об особенностях рек — притоков Кубани (Белая, Пшиш, Уруп, Лаба). Уметь находить и показывать их на карте. Объяснять происхождение названий. Оценивать природные условия предгорий Западного Кавказа с точки зрения удобства для проживания людей. Называть полезные ископаемые, добываемые в предгорье, раскрывать их роль в развитии хозяйства края. Готовить проекты по теме. | ||
6 | Природа горной части края | 1 | Карта, презентация | Раскрывать значение понятий эндемики, реликты, злаки. Объяснять, в чём заключается своеобразие природных условий горной части Краснодарского края. Называть высотные пояса в горах Кавказа. Показывать на карте гору Цахвоа. Характеризовать живой мир; приводить примеры эндемичных и реликтовых видов растений и животных. Анализировать влияние природных условий горной местности на образ жизни и здоровье человека. | ||
7 | Влияние деятельности человека на природу предгорий и гор | 1 | Раскрывать значение понятий рафтинг, карстовые колодцы, браконьерство. Называть причины сокращения площади лесов и высокогорных лугов на территории Краснодарского края. Показывать на карте административные районы края, территория которых располагается на северных склонах Кавказских гор. Давать оценку степени воздействия человека на природу гор Западного Кавказа. Рассказывать о мероприятиях, проводимых в крае с целью сохранения древесной растительности. Предлагать варианты разумного использования природных богатств горной части края. | |||
Тема 3. Природа Азовского и Черноморского побережий Краснодарского края | ||||||
8 | Природно-хозяйственный комплекс Азовского побережья | 1 | Раскрывать значение понятий нерестилище, гидротехнические сооружения. Характеризовать природные особенности Азовского побережья. Называть и показывать на карте наиболее крупные косы и лиманы на берегу Азовского моря. Определять роль лиманов и плавней в формировании природного комплекса Приазовья. Давать оценку хозяйственной деятельности человека на территории Приазовья. Показывать на карте административные районы и крупные населённые пункты Краснодарского края, расположенные на Азовском побережье. Учиться прогнозировать изменение природно-хозяйственных комплексов во времени на примерах территории Приазовья. | |||
9 | Черноморское побережье. Природа и хозяйственное освоение | 1 | Раскрывать значение понятий пляжная полоса, бонсай. Характеризовать природные особенности Черноморского побережья в пределах Краснодарского края. Называть и показывать на карте реки: Мзымта, Псоу, Сочи, Туапсе, Шахе и др., а также озёра: Абрау, Чембурское. Рассказывать о почвах, растительном и животном мире. Знать охраняемые природные объекты и достопримечательности Черноморского побережья. Сравнивать хозяйственную деятельность жителей Азовского и Черноморского побережий. Делать вывод о своеобразии природно-хозяйственного комплекса Черноморского побережья. Прогнозировать изменение во времени природно-хозяйственного комплекса побережья Чёрного моря. | |||
Тема 4. Моря | ||||||
10 | Чёрное море | 1 | Раскрывать значение понятий буны, солёность, конвенция. Характеризовать географическое положение и природные особенности Черноморского бассейна. Сравнивать Чёрное море с другими морями России; устанавливать черты сходства и различия. Раскрывать роль и значение Чёрного моря в развитии кубанского региона. Рассказывать об обитателях Черноморского бассейна, Называть основные причины нарушения природного равновесия в Азово-Черноморском бассейне, предлагать меры по сохранению экосистемы водоёма. | |||
11 | Азовское море | 1 | Раскрывать значение понятий биомасса, планктон. Характеризовать природные особенности Азовского моря. Объяснять, в чём состоит уникальность и своеобразие водоёма.Рассказывать об обитателях морского бассейна. Раскрывать роль и значение Азовского моря в развитии кубанского региона. Готовить проект об экологических проблемах и охране природы Азово-Черноморского бассейна. | |||
Итоговое повторение и проектная деятельность | ||||||
12 | Природно-хозяйственные комплексы, сформировавшиеся на территории Краснодарского края. | 1 | Учебник, презентация | Называть основные природно-хозяйственные комплексы, сформировавшиеся на территории Краснодарского края. Знать, в чём заключается своеобразие каждого из них. Характеризовать современное состояние природных компонентов равнин и горной части края. Оценивать роль деятельности человека в изменении природного облика кубанского региона. Называть проблемы охраны природных компонентов и предлагать пути их решения. Готовить проект по теме «Природно-хозяйственные комплексы моей местности». | ||
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ КУБАНИ В КОНЦЕ ХVI — ХVII в. | 13 | |||||
Тема 5. Турецкие и крымско-татарские поселения на Кубани | ||||||
13 | Турецкие и крымско-татарские поселения в Прикубанье и Северо-Восточном Причерноморье | 1 | Учебник, презентация | Раскрывать значение понятий паша, янычар, резиден-ция, форт, Рассказывать о поселениях, существовав-ших в Прикубанье и Северо-Восточном Причерномо-рье в конце ХЧП — ХЧИ! в. Показывать их на карте. Называть основные предметы товарообмена на Севе-ро-Западном Кавказе. Характеризовать особенности хозяйственного уклада населения крепостей. Опреде-лять военно-экономическую значимость кубанского региона. | ||
Тема 6. Население кубанских земель в конце ХVI — ХVII в. | ||||||
14 | Население кубанских земель в конце ХVI — ХVII в. | 1 | Учебник, презентация | Характеризовать образ жизни народов, населявших Кубань. Устанавливать связь между природными условиями проживания и хозяйственной деятельностью. Определять территорию проживания народов по исторической карте. Представлять проект по изучаемой теме. | ||
15 | Адыги в конце ХVI — ХVII в. Традиционные занятия адыгов | 1 | Учебник, презентация | Раскрывать особенности хозяйственной деятельности адыгов. Рассказывать о традиционных занятиях населения. Объяснять, почему торговля у адыгов была | ||
16 | Материальная культура адыгов | 1 | Учебник, презентация | Раскрывать значение понятия аул. Характеризовать элементы адыгского мужского и женского костюмов. Рассказывать о своеобразии адыгской кухни. Характеризовать социальные различия в одежде адыгов. | ||
17 | Военизированный уклад жизни черкесов. | 1 | Учебник, презентация | Раскрывать значение понятий наездничество, система набегов. Называть факторы, способствовавшие формированию военизированного уклада жизни ады. гов. Раскрывать цели набегов и рассказывать, как рас. пределялась добыча. Делать вывод о роли набегов в жизни адыгского общества. Характеризовать качества адыгских воинов. | ||
18 | Обычаи и традиции адыгов. Гостеприимство, куначество, взаимопомощь. Аталычество | 1 | Учебник, презентация | Раскрывать значение понятий куначество, аталычество. Описывать обычаи адыгов. Характеризовать систему воспитания в адыгском обществе. Раскрывать роль гостеприимства и куначества в системе адыгской морали. Оценивать значимость куначества в многона-циональном кавказском регионе. | ||
19 | Духовная культура адыгов. Устное народное творчество, обряды и праздники. | 1 | Учебник, презентация | Определять значение нартского эпоса. Называть и характеризовать основные жанры адыгского фольклора. Раскрывать своеобразие религиозных верований адыгов. | ||
20 | Ногайцы — кочевники Прикубанья. | 1 | Учебник, презентация | Раскрывать значение понятия Ногайская Орда. Характеризовать её отношения с Россией и Крымским ханством. Показывать на карте территории кочевий ногайцев. | ||
21 | Традиционные занятия и материальная культура ногайцев. | 1 | Учебник, презентация | Характеризовать повседневную жизнь кубанских ногайцев. Сравнивать жилища кочевников с жилищами соседних народов. Рассказывать, как выглядели постоянные жилые дома оседлых ногайцев. Описывать мужской и женский костюмы ногайцев. Называть традиционные блюда ногайской кухни. Готовить проекты по изученной теме. | ||
22 | Духовная культура ногайцев | 1 | Учебник, презентация | Раскрывать значение понятий «Эдиге», хаджи, закят, ураза, шариат. Характеризовать особенности устного народного творчества ногайцев. Рассказывать о героическом эпосе «Эдиге» и отражении в нём истории ногайского народа. Объяснять, какую роль играет песенный фольклор в изучении географии перемещения ногайцев. | ||
Тема 7. Освоение Кубани русскими переселенцами в ХVII в. | ||||||
23 | Начало освоения Кубани русскими переселенцами | 1 | Учебник, презентация | Раскрывать значение понятия анафема. Устанавливать взаимосвязь между появлением русских переселенцев на Кубани и церковной реформой ХVII в. Показывать на карте пути переселения казаков-раскольников на Кубань. Выделять причины и этапы их переселения на Кубань. Определять роль лидеров казачьего переселения в процессе освоения новых территорий. Характеризовать особенности взаимоотношений переселенцев с крымскими татарами и донскими казаками, образ жизни, а также занятия кубанских казаков-раскольников. | ||
24 | Борьба России за укрепление южных рубежей. | 1 | Учебник, презентация | Объяснять значение понятия Османская империя. Раскрывать основные задачи внешней политики Российского государства на юге в конце ХVII в. Рассказывать об Азовском походе 1695 г.; называть причины неудач русской армии. | ||
25 | Подвиг донцов и хопёрцев. Взятие Азова. | 1 | Учебник, презентация | Рассказывать о героических действиях донцов и хопёрцев в битве с турецкой эскадрой и при взятии Азова. Раскрывать роль казаков в решении внешнеполитических задач России на южном направлении. Объяснять, каким образом история Хопёрского полка связана с историей Кубанского казачьего войска. | ||
Итоговое повторение и проектная деятельность | ||||||
26 | Население Кубани в конце ХVI — ХVII в. | 1 | Учебник, презентация | Показывать на карте территорию проживания адыгов и места кочевий ногайцев. Характеризовать материальную, духовную культуру и быт народов, населявших кубанские земли в конце ХVI — ХVIII в. Комментировать обычаи и традиции адыгов. Иметь представление об устном народном творчестве адыгов и ногайцев. Сравнивать личностные качества героев «Нартов» и «Эдиге». | ||
РАЗДЕЛ III. КУБАНЬ В «КНИГЕ БОЛЬШОМУ ЧЕРТЕЖУ», В ЗАПИСКАХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ, В ДОКУМЕНТАХ | 3 | |||||
Тема 8. Кубанская тематика в исторических документах, в трудах путешественников и ученых | ||||||
27 | Кубанская тематика в «Книге Большому чертежу» | 1 | Учебник, презентация | Рассказывать о первых картах Российского государства. Знать историю создания «Книги Большому чертежу», называть имя её автора — А. Мезенцова. Делать вывод о значении его работы для изучения географии Кубани. | ||
28 | Кубанская тематика в записках католических миссионеров, в документах. | 1 | Учебник, презентация | Объяснять значение понятий миссионер, миссионерская деятельность. Рассказывать о католических миссионерах конца ХVI — ХVII в., побывавших на территории Кубани. Называть их произведения, содержащие сведения о кубанской земле. Раскрывать историческое значение документов, свидетельствующих о русско-адыгских связях в ХVI — ХVII вв. | ||
29 | Кубанские страницы «Книги путешествия» Эвлии Челеби | 1 | Учебник, презентация | Рассказывать о «Книге путешествии» Эвлии Челеби. Сравнивать описание кубанской земли, выполненное турецким путешественником и историком, с современной характеристикой территории Кубани. Оценивать роль «Книги путешествия» в изучении истории кубанского региона. | ||
30 | Кубань в конце ХVI — ХVII в. | 1 | Характеризовать основные события, произошедшие на территории Кубани в конце ХVI — ХVII в. Раскрывать особенности быта, традиций, материальной и духовной культуры народов, проживавших на кубанской земле в этот период. Готовить проекты по изученным темам. | |||
РАЗДЕЛ IV. ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ КУБАНИ | 4 | |||||
Тема 9. Освоение черноморскими казаками земель Кубани. Казак без веры не казак. | ||||||
31 | Освоение черноморскими казаками земель Кубани. Казак без веры не казак. | 1 | Учебник, презентация | Возрождение Православия на Кубани после переселения черноморских казаков. Православная вера казачества. Походные церкви казачества. Учреждение епархии Кавказской и Черноморской. Иеремия (Соловьев), Иоаникий (Образцов), свт. Игнатий (Брянчанинов). | ||
Тема 10. Духовные покровители казачества | ||||||
32 | Духовные покровители казачества | 1 | Учебник, презентация | Почитаемые святые и небесные покровители казачества. Святой великомученик Георгий Победоносец и Святитель Николай Мир Ликийских чудотворец. Свято-Георгиевские и Свято-Никольские храмы на Кубани. | ||
Тема 11. Старейшие храмы на Кубани. | ||||||
33 | Старейшие храмы на Кубани. | 1 | Свято-Покровский храм в Тамани – один из первых храмов на Кубани. История его возникновения и особенности устройства. Образ Богородицы в культурных традициях и храмовом строительстве Кубанских казаков. Богородичные праздники и их отражение в названиях храмов и станиц Кубани. Старейшие деревянные храмы Кубани. | |||
Тема 12. Духовный подвиг русского воинства. | ||||||
34 | Духовный подвиг русского воинства. | 1 | Учебник, презентация | Жизнь, отданная Богу, царю и Отечеству. Духовный облик русского воина. Святой благоверный князь Александр Невский – покровитель Кубанского казачьего войска. Димитрий Донской; святой воин Феодор Ушаков; святой праведный Иоанн Русский. Полковой священник Кубанского казачьего войска Константин Образцов. Духовный подвиг воина Евгения Родионова. | ||
№ | 8 КЛАСС | 34 | Даты проведения | оборудование | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся | |
Введение | план | факт | ||||
1 | Основные вехи развития кубанского региона в ХVII в. История Кубани ХVIII в. в контексте истории России. | 1 | Учебник, презентация | Называть основные события истории, происходившие на территории Кубани в ХЧП в. Изучив содержание введения, ознакомиться со структурой учебного пособия и аппаратом усвоения знаний. | ||
РАЗДЕЛ 1. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КУБАНСКОГО РЕГИОНА | 8 | |||||
Тема 1. Изучение кубанских земель в ХVIII — середине ХIХ в. | ||||||
2 | Исследование территории Кубани в ХVIII — середине ХIХ в. | 1 | Учебник, презентация | Раскрывать значение понятий комплексный, лингвистика, кошма. Рассказывать о результатах академических экспедиций 1768-1773 гг., в ходе которых проводились исследования Кавказа. Называть труды И. А. Гильденштедта, П. С. Палласа, С. Г. Гмелина. Рассказывать о вкладе М. Гулика и В. Колчигина в изучение территории Кубани. Приводить примеры в доказательство того, что наиболее полное изучение кубанских земель началось только в конце ХVIII в. | ||
Тема 2. Физико-географическое положение современной территории Краснодарского края. Рельеф и полезные ископаемые | ||||||
3 | Физико-географическое положение современной территории Краснодарского края. | 1 | Учебник, презентация | Раскрывать значение понятий административно-территориальное образование, нейтральные воды. Характеризовать физико-географическое положение Краснодарского края. Показывать местоположение региона на карте мира и России. Знать крайние точки, протяжённость морских и сухопутных границ, площадь территории. Называть, находить на карте и показывать субъекты РФ и зарубежные государства, с которыми граничит наш край. Делать выводы о преимуществах и недостатках географического положения региона. | ||
4 | Рельеф и полезные ископаемые | 1 | Учебник, презентация | Раскрывать значение понятий гряда, прирусловый вал, отрог, плато. Показывать на карте, называть и характеризовать основные формы рельефа территории края. Знать названия полезных ископаемых, показывать на карте их месторождения. Делать вывод об обеспеченности кубанского региона природными богатствами, Готовить сообщения, презентации по изучаемым темам, привлекая дополнительные источники информации. | ||
Тема 3. Климат. Внутренние воды | ||||||
5 | Особенности климата. Погодные аномалии | 1 | Учебник, презентация | Раскрывать значение понятий погода, климат, климатический пояс, сель. Знать, в зоне каких климатических поясов находится территория Краснодарского края. Характеризовать особенности климата равнинной территории и горной части края. Рассказывать об особенностях субтропического климата Черноморского побережья. Приводить примеры неблагоприятных природных явлений, имеющих место на территории Краснодарского края. Оценивать степень благоприятности климата и погодных условий для проживания человека. | ||
6 | Реки Краснодарского края | 1 | Учебник, презентация | Раскрывать значение понятий старица, рукав реки, пойма. Называть, показывать на карте и описывать степные реки Азово-Кубанской равнины, закубанские реки, а также реки Черноморского побережья. Рассказывать об истоках Кубани; называть и показывать на карте устье реки и её притоки. Оценивать роль и значение рек в жизни и хозяйственной деятельности кубанцев. Раскрывать экологические проблемы внутренних вод Краснодарского края, на-зывать пути их решения. | ||
7 | Озёра, плавни, лиманы. Искусственные водоёмы, подземные воды и ледники | 1 | Учебник, презентация, карта | Называть и показывать на карте равнинные и горные озёра на территории края; характеризовать их особенности. Рассказывать о лиманах и плавнях Приазовья и Причерноморья; оценивать их роль и значение в экосистеме кубанского региона. Называть и показывать на карте искусственные водоёмы, созданные в крае; объяснять, с какой целью они были построены. Рассказывать об использовании внутренних вод Краснодарского края в хозяйстве. Раскрывать роль и значение горных ледников в питании кубанских рек. Готовить проекты по теме. | ||
Тема 4. Почвы, растительный и животный мир Кубани. Охрана природы | ||||||
8 | Богатство почв и растительного мира Кубани | 1 | Учебник, презентация, карта | Называть основные типы почв Кубани; характе-ризовать их распределение по территории края и показывать на карте. Описывать растительный по кров равнинной территории Краснодарского края; раскрывать проблемы охраны растительных ресур-сов. Называть факторы, влияющие на разнообразие растительного покрова горной части края. Сравни-вать видовой состав растительного покрова север-ного и южного склонов Кавказского хребта; делать выводы. Готовить проект по теме «Охрана раститель-ности горной части Краснодарского края». | ||
9 | Животные — обитатели природных зон. Охрана органического мира Краснодарского края. | 1 | Учебник, презентация, карта | Раскрывать значение понятий ареал, популяция. Объ-яснять изменение ареалов животных, обитающих на территории края. Характеризовать животный мир Ку-бани. Называть редкие и исчезающие виды, занесён-ные в Красную книгу. Рассказывать об охране живого мира Кубани. Называть природоохранные органи-зации и показывать на карте их местонахождение, Готовить сообщения, презентации по теме «Заповед-ные уголки Краснодарского края». | ||
Итоговое повторение и проектная деятельность | ||||||
10 | Физико-географический портрет кубанского региона. | 1 | Учебник, презентация, карта | Характеризовать природные особенности кубанского региона. Называть виды охраняемых территорий в Краснодарском крае. Приводить доводы в пользу своих суждений относительно своеобразия природных комплексов, сформировавшихся на территории Кубани. Используя дополнительные источники информации, готовить проекты на темы «Природа Кубани», «Охрана природных обьектов на территории Кубани» и др. | ||
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ КУБАНИ ХVIII в. | 12 | |||||
Тема 5. Казаки-некрасовцы на Кубани | ||||||
11 | Переселение казаков-некрасовцев на Кубань | 1 | Учебник, презентация, карта | Объяснять причины антиправительственных выступлений казаков. Используя карту, определять места проживания казаков-некрасовцев на Кубани. Характеризовать взаимоотношения некрасовцев с российским правительством и крымским ханом. Используя дополнительную литературу, составлять хронологическую таблицу походов и военных экспедиций некрасовцев после переселения на Кубань. Делать вывод о влиянии внутренней политики Российского государства на процесс освоения кубанского региона русскими переселенцами. | ||
12 | Повседневная жизнь, культура некрасовцев. Скитания «игнат-казаков» | 1 | Учебник, презентация, карта | Рассказывать об особенностях внутренней организации жизни некрасовцев. Обсуждать вопрос можно ли считать, что «Заветы Игната» отражают демократическое устройство жизни некрасовского общества? Характеризовать основные занятия и уклад жизни казаков-переселенцев. Готовить презентацию «Быт и культура некрасовцев». Участвовать в дискуссии на тему «Причины сохранения самобытной культуры и традиций некрасовцев на протяжении долгих лет». | ||
Тема 6. Кубань во внешней политике России ХVIII в. | ||||||
13 | Внешнеполитические задачи России и Кубань в начале XVIII в. | 1 | Учебник, презентация, карта | Рассказывать о борьбе России за выход в Азовское море в начале XVIII в. Оценивать результаты внешней политики России на южном направлении. Используя дополнительную литературу и Интернет, составлять экскурсионный маршрут по населённым пунктам и историческим местам, связанным с военными походами русской армии в период Русско-турецкой войны 1710-1713 гг. | ||
14 | Борьба за выход к Черному морю в первой половине XVIII в. | 1 | Учебник, презентация, карта | Объяснять, почему в многолетней борьбе России за выход к Чёрному морю уделялось такое большое внимание крепости Азов. Используя карту, опреде-лять стратегическую роль в войне 1755-1739 гг. ку-банского плацдарма. Составлять кроссворд по теме урока. | ||
15 | Выдающиеся победы русского оружия. Военные действия на земле Кубани. Кючук-Кайнарджийский мир | 1 | Учебник, презентация, карта | Устанавливать связь истории региона с историей России. Определять место черноморской проблемы в международных отношениях XVIII в. Раскрывать роль Кубани в Русско-турецких войнах. Находить и показывать на исторической карте места сражений. Комментировать основные положения Кючук-Кай-нарджийского мирного договора. | ||
16 | Присоединение Крыма и Прикубанья к России. | 1 | Учебник, презентация карта | Раскрывать значение понятий шейх, генерал-аншеф. Рассказывать о присоединении Крыма и Прикубанья к России. Показывать на карте территории, отошед-шие к России в 1774 и 1783 гг. Давать собственную оценку действиям отряда генерала И. И. Германа в схватке с армией Батал-паши. Характеризовать дей-ствия русских войск во время осады и штурма крепо-сти Анапа (1791 г). Комментировать условия Ясского мирного договора. Формулировать цели, которые преследовала Россия в Русско-турецких войнах XVIII в. Делать выводы. | ||
Тема 7. А. В. Суворов во главе Кубанского корпуса | ||||||
17 | А. В. Суворов на Кубани | 1 | Учебник, презентация ,карта | Использовать исторические источники для характеристики деятельности А. В. Суворова на Кубани. Оценивать роль Суворова в деле освоения кубанского региона. Называть и показывать на карте крепости Кубанской оборонительной линии. | ||
Тема 8. История формирования Черноморского казачьего войска | ||||||
18 | Образование Черноморского казачьего войска | 1 | Учебник, презентация, карта | Раскрывать значение понятий старшина, кошевой атаман, адрес, Жалованная грамота. Рассказывать о рождении Войска верных казаков и формировании Черноморского казачьего войска. Оценивать роль А. В. Суворова и Г. А. Потёмкина в истории создания войска. Понимать цели, которые преследовало пра-вительство Екатерины П, переселяя черноморцев из Приднестровья на Кубань. Комментировать содержание Жалованной грамоты. Делать вывод о роли М. С. Гулика в деле освоения кубанских земель. | ||
Тема 9. Начало заселения Правобережной Кубани | ||||||
19 | Переселение черноморцев. Основание первых куренных селений в Черномории. | 1 | Учебник, презентация, карта | Раскрывать значение понятий: войсковые казачьи регалии, символы атаманской власти (бунчук, пернач, булава). Показывать на карте пути следования казаков-переселенцев. Рассказывать об организации кордонной стражи. Показывать на карте Черномор-скую и Кубанскую линии. Оценивать роль кошевых атаманов С. Белого, 3. Чепеги и войскового судьи А. Головатого в переселении черноморцев и организации охраны южных границ. Объяснять, чем была вызвана необходимость при-нятия документа «Порядок общей пользы», Расска-зывать об особенностях казачьего самоуправления. Комментировать процесс обустройства казаками первых 40 куренных селений в Черномории. | ||
20 | Линейцы. Заселение Северо-Восточной Кубани. | 1 | Учебник, презентация, карта | Объяснять, когда и почему появились названия «линейцы» и «черноморцы». Называть различия между ними. Характеризовать план укрепления Кубанской линии, разработанный генералом И. В. Гудовичем. Сопоставлять причины и обстоятельства переселения на Кубань черноморцев и трёх первых полков дон-ских казаков. | ||
21 | Основание Екатеринодара | 1 | Учебник, презентация, карта | Называть дату основания Екатеринодара. Объяснять проблемы датировки и происхождение названия главного города Черномории. Комментировать географическое положение и план войскового града, Называть первого главу города (Д. С. Волкорез). Используя дополнительные источники информации, комментировать определённые наказом обязанности городничего, Начать сбор материала для альбома «Екатеринодар — Краснодар». | ||
22 | Социальные выступления казаков и адыгов | 1 | Учебник, презентация, | Называть причины выступления адыгских крестьян (тфокотлей) против дворян (уорков). Анализировать итоги Бзиюкской битвы. Рассказывать о «Персидском бунте». Высказывать собственное мнение о записке атамана Т, Т. Котляревского как историческом источнике. Комментировать результаты и уроки «Персидского бунта», Сравнивать причины социальных выступлений и методы борьбы донских и черноморских казаков. Делать выводы. | ||
Итоговое повторение и проектная деятельность | ||||||
23 | Страницы истории Кубани в ХVIII в. | 1 | Учебник, презентация, | Систематизировать знания о событиях, происходивших на Кубани в ХVIII в.Характеризовать основные потоки русских переселенцев на Кубань. Рассказывать о пребывании некрасовцев в Прикубанье. Анализировать результаты деятельности А. В. Суворова на Кубани. Находить общее и особенное у черноморцев и линейцев. Описывать особенности Кубани как приграничного района Российской империи. Готовить проект по одной из изученных тем. | ||
РАЗДЕЛ III. ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЖИТЕЛЕЙ КУБАНИ И ЧЕРНОМОРЬЯ | 6 | |||||
Тема 10. Языковое разнообразие Кубани и Черноморья | ||||||
24 | Языковое разнообразие Кубани и Черноморья | 1 | Учебник, презентация, | Перечислять языковые семьи, представители которых живут на Кубани, Называть народы, которые являются носителями кавказских языков. Раскрывать роль тюркских народов в формировании языковой картины кубанского региона. Рассказывать о распространении на Кубани семитской и финно-угорской языковых групп и языков индоевропейской семьи. Определять роль в русском языке северокавказских регионализмов. Объяснять, почему кубанские говоры называются говорами вторичного образования. | ||
25 | Лексика кубанских говоров | 1 | Учебник, презентация, | Раскрывать значение понятия кубанська мова. Приводить примеры диалектизмов, используемых в вашей местности. Приводить примеры топонимов своего региона, объяснять их происхождение. Подготовить презентацию по теме «Использование диалектизмов в произведениях кубанских писателей». | ||
Тема 11. Повседневная жизнь и традиции казачьего населения XVIII в. | ||||||
26 | Повседневная жизнь и традиции казачьего населения XVIII в. Духовная жизнь казачества | 1 | Учебник, презентация, | Характеризовать традиции и уклад жизни казаков. Описывать казачье подворье в XVIII в. Определять первостепенные ценности казаков. Комментировать казачьи пословицы и поговорки. Рассказывать о первых храмах Черномории. Делать вывод о роли и месте религии в жизни казаков. | ||
27 | Православные праздники и обряды. Фольклорные традиции | 1 | Называть православные праздники и обряды, которые особо почитались у казаков. Демонстрировать разнообразие обрядового фольклора. Делать вывод о роли песенных традиций в жизни кубанских казаков. | |||
Тема 12. Кубанская тема в письменных источниках XVIII в. У истоков литературы Кубани | ||||||
28 | Кубань XVIII в. в записках путешественников, трудах ученых, в документах | 1 | Учебник, презентация, | Анализировать описания кубанских земель, встречающиеся в трудах иностранцев. Выделять наиболее интересные фрагменты. Называть имена путешественников и учёных, упоминавших Кубань в своих работах. Оценивать их роль в изучении кубанских земель. Комментировать вклад П. С. Палласа в исследование Таманского полуострова. | ||
29 | У истоков литературы Кубани. | 1 | Учебник, презентация, | Называть исторические события, которым литература Кубани обязана своим рождением. Раскрывать роль А. А. Головатого в становлении ли-тературы Кубани. Объяснять, почему стихотворение «Песнь Черноморского войска» стало народной пес-ней. | ||
Итоговое повторение и проектная деятельность | ||||||
30 | Итоговое повторение по курсу «Кубань в XVIII в.». | 1 | Учебник, презентация, | Обобщать и систематизировать знания о физико-географических особенностях нашего края, о начальном периоде комплексного изучения кубанских земель, а также важнейших событиях истории, происходивших в регионе в XVIII в. Раскрывать особенности традиционной культуры населения Кубани. Иметь представление о языковой карте края и кубанском фольклоре. Рассказывать о зарождении кубанской литературы. Приводить примеры документов и других письменных источников ХЧ!!! в., в которых содержатся сведения о кубанской земле. Познакомиться с мастерами народного декоративно-прикладного искусства, фольклорными коллективами своего населённого пункта. Посетить местный музей. Исследовательский проект на одну из тем: «Особенности повседневной жизни кубанского казачества»; «Православные традиции Кубани» и др. | ||
РАЗДЕЛ IV. ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ КУБАНИ | 4 | |||||
Тема 13. Монастыри как центры духовной культуры | ||||||
31 | Монастыри как центры духовной культуры | 1 | Учебник, презентация, | Казачьи монастыри. Святоотеческая православная культура в обустройстве монастырей, построенных казаками. Основание первого монастыря на Кубани. Свято-Николаевская Екатерино - Лебяжская пустынь. | ||
Тема14. Социальное служение и просветительская деятельность церкви | ||||||
32 | Социальное служение и просветительская деятельность церкви | 1 | Учебник, презентация, | Социальное служение и просветительская деятельность монастырей. Радетели земли Русской. Духовное подвижничество преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского | ||
Тема 15. Воинская культура казачества как «православного рыцарства» | ||||||
33 | Воинская культура казачества как «православного рыцарства» | 1 | Учебник, презентация, | Защита границ Отечества и православной веры – воинская миссия казачества. Казак православный воин и патриот. Присяга казаков. Героические страницы истории казачества Кубани. | ||
Тема 16. Просветительская и миссионерская деятельность церкви. К.В. Россинский | ||||||
34 | Просветительская и миссионерская деятельность церкви. К.В. Россинский | 1 | Учебник, презентация, | Духовное образование на Кубани. Роль церкви в культурном развитии казака. Православные библиотеки. Церковно- приходские школы. «Просветитель Черноморского края» - Кирилл Васильевич Россинский (17.03. 1774 г. — 12.12. 1825 г). Музыкальная культура и песенное творчество казачества духовного содержания. Хоровая культура казаков. Кубанский Казачий хор. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...