Использование местного краеведческого материала на уроках истории Смоленщины, истории России, во внеурочной деятельности 6-9 классы (методические рекомендации)
методическая разработка по краеведению

Захарьина Лариса Анатольевна

Данные методические рекомендации направлены на  формирование мотивации обучающихся и включению их в проектную и исследовательскую деятельность по истории и краеведению.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Включение местного краеведческого материала при преподавании курсов «История Смоленщины», «История России»

№ урока

Класс, тема урока

Цель включения местного материала

Содержание местного материала

Способы, приемы реализации

1.

6-7 класс

Наш край в далеком прошлом.

Конкретизация материала об археологических раскопках (понятий «вещественные источники», «археологическая культура», «стоянки», «селища», «городища»).

Каменный топор, найденный у д. Капыревщина, правый берег р. Вопь – селище 5-7 вв., селища в 1,5 км от д. Постниково, 38 курганов в о,5км от д. Рядыни.

Эвристическая беседа; закрепление – диктант по понятиям

2.

Кривичи.

Дальнейшее развитие умения отличать понятия «селище», «городище», «курганы»; конкретизация понятий

36 курганов у д. Михейково, правый берег р. Вопь (11-13вв.),через Ярцево проходил один из вариантов пути из «варяг в греки».

Работа по карте «Археологические памятники Смоленщины», Работа с понятиями

3.

Смоленщина в 10-13вв.

Конкретизация территории образовавшегося Смоленского княжества, соседи.

Карты «Смоленская область», «Киевская Русь в 9-11 вв.», «Феодальная раздробленность».

Использование приема сравнения карт для уточнения очертаний княжества

4.

Смоленщина в Смутное время. Оборона Смоленска 1609-1611.

Развитие исторического мышления, культурной самоидентификации (определение территории Смоленского кн-ва как тер-ии Речи Посполитой, последствия вхождения)

Первое упоминание Ярцово в грамоте Сигизмунда III, пожалованной боярину

Использование приема «эвристическая беседа»

5.

8 -9 классы

Смоленщина в Отечественной войне 1812 года..

Расширение содержания материала о контр наступательных боях русской армии за счет подробного изучения сражения на р. Вопь на территории современного Ярцева; воспитание на примере Платова М. И., героев-партизан войны 1812 года

Сражение у р. Вопь в конце октября 1812г., победа М. И. Платова над Е.Богарне. Старостиха Василиса Кожина

Экскурсия к памятному знаку «1812 год» в парке. Значение сражения. (Вариант 2 – урок-размышление).

6.

Развитие промышленности и транспорта во второй половине 19 века.

Материал является ядром урока; конкретизация фактов, работа над понятиями «капиталистическое предприятие», «эксплуатация рабочих».

Строительство А. И. Хлудовым бумагопрядильной фабрики (1873-1876 гг.),рост рабочего поселка Ярцева, положение рабочих.

Решение проблемных задач в ходе заполнения таблицы, составление вопросов по сообщениям учащихся, получивших опережающее задание; закрепление – мини пресс-конференция.

7.

Сельское хозяйство и крестьянство (во второй половине 19 века).

Мотивация к изучению материала введением интересных фактов

Изменения в деревне; Семья Энгельгардтов,  наши земляки -  рационализатор.

Работа с документом (отрывками) «Письма из деревни», отражение деятельности Энгельгардта А. Н. –нашего земляка в современном гербе Ярцева.

8.

Общественно-политическая жизнь во второй половине 19 века.

Дополнение и конкретизация фактов о положении крестьянства в уезде, о революционно- демократическом движении, работа над понятиями «стачка», «экономические требования».

«Колокол» А. И. Герцена о положении крестьян в уезде. Первая рабочая стачка в Ярцеве (1880г.). Экономические требования рабочих. Значение.

Интересный факт! (О «Колоколе»). Работа с документом  (маркировка текста) в группах.

9.

Культурная жизнь Смоленского края во второй половине 19 века.

Конкретизация фактов по народной культуре уезда.

Народный быт и культура (на основе материалов, собранных И. А. Карасевой  и экспозиции в краеведческом музее).

Экскурсия в городской краеведческий музей. Учащиеся получают задания по группам (1 – крестьянский быт, 2 – «рабочая культура».

10.

Экономическое развитие Смоленской губернии в начале 20 века.

Конкретизация материала (перекликается с пунктом № 6).

Рост рабочего поселка Ярцево, развитие фабрики. Фабрика, по-прежнему, единственное крупное предприятие губернии.

Беседа на воспроизведение имеющихся знаний.

11.

Смоленщина в революции 1905-1907гг.

Конкретизация  и дополнение материала, развитие умения анализировать единичные события, делать общие выводы.

Возникновение социал-демократического кружка в Ярцеве; стачка на фабрике в 1905 году, ее успех; 1906г. – трехдневная забастовка.

Решение проблемных вопросов в ходе составления таблицы «Ход революции 1905-1907гг. на Смоленщине».

12.

Культура Смоленщины в 1900-1917гг.

Выявление особенностей культурного развития фабричных поселков типа Ярцева.

Отсутствие культурных учреждений в городе Ярцеве для рабочих. Народная культура, промыслы в уезде (воспроизведение ранее полученных знаний), медицинское обслуживание.

Работа с документами (по сборнику документов «Рабочее движение на Ярцевской фабрике 1880-1917гг.), оформление выводов.

13.

10-11 класс (в курсе история России)

Революция 1917г. и гражданская война.

Конкретизация и дополнение материала учебника о мирном течении революции на Смоленщине материалами по г. Ярцеву.

Сообщение о свержении царского режима 28 февраля 1917г., первая массовая манифестация 28 февраля. Создание 9 марта 1917г. Совета рабочих депутатов, организация отрядов Красной Гвардии.

Рассказ учителя, беседа. Прослушивание сообщений по опережающим заданиям.

14.

Октябрьский переворот  и становление Советской власти

Дополнение и конкретизация материала об октябрьском перевороте, развитие умения анализировать отдельные факты с предположениями о дальнейшем ходе событий

Переход власти в руки ВРК, созданного 26 октября, во главе с Царьковым, выборы в Ярцевский Совет.

По фактам, сообщенным учителем, решается проблемный вопрос: почему большевикам не было оказано сопротивление со стороны органов Временного правительства.

15.

Военный коммунизм: политика и экономика.

Дополнение материала о трудностях  военного периода.

Краснопресненский текстильный трест: кризис; голод, Ярцевская фабрика в упадке. Приезд в Ярцево А. В. Луначарского, спасение фабрики.

Драматизация положения звучит в подготовленных сообщениях учащихся, которые резюмируются остальными (общий вывод).

16.

Попытки создания новой культуры.

Конкретизация материала об энтузиазме рабочих по строительству новой культуры  и деятельности Пролеткульта.

Строительство деревянного клуба в Ярцевском сквере; кружки клуба, первая ярцевская газета «Ярцевский пролетарий».

Прослушивание сообщений учащихся, получивших исследовательские задания к уроку, рассказ учителя с использованием архивных материалов.

17.

Развитие промышленности в годы НЭПа.

Дополнение материала, конкретизация понятия «НЭП»

Ассигнования государства на ХБК, жилищное строительство, школу. Перенесение центра Духовщинского уезда из Духовщины в фабричный поселок Ярцево, постановление ВЦИК от 16 марта 1925 года.

Решение проблемной задачи: почему фабрику в г. Ярцеве в начале проведения НЭПа решено было все же ассигновать, беседа о возможных перспективах НЭПа.

18.

Смоленщина в годы «Большой скачок в социализм»(1929-1941).Индустриальное развитие области

На примере частного подтверждение общего.

Строительство льнозавода в Капыревщине, фабрики-кухни, Дворца культуры  в Ярцеве, других объектов.

На основе рассказа учителя учащиеся делают самостоятельные выводы о том, что в годы первых пятилеток не велось крупного индустриального строительства в Ярцеве (особенность уезда).

19.

Общественно-политическая жизнь Смоленщины в 20-30-е годы.

Углубление понятия «тоталитаризм».Показать на основе дополнения ярцевскими материлами смоленских, что репрессии не носили частного характера, а являлись политикой сталинского руководства.

Репрессии в Ярцеве ( директор ХБК – Т. А. Полозков, первый секретарь Ярцевского РКВП(б)-А. Ф.Яковлев.

Опережающие задания к уроку. Урок-размышление: зачем государство проводило репрессии, личностное отношение к данному периоду истории.

20.

Идет война народная. 1941-1945гг.

Углубление  знаний за счет подробного изучения боев на Ярцевских высотах; воспитание на примере мужества защитников города.

Бои на Ярцевских высотах (16 июля – 6 октября 1941г.). К.К. Рокоссовский.

Экскурсия к памятнику на р. Вопь (возможно, в музей). Содержательный рассказ учителя, размышления учащихся.

21.

Партизанская борьба в тылу врага.

Конкретизация материала о партизанском движении. Мужество партизан (на примере Суетовских подпольщиков).

Ярцево в годы оккупации. Партизанское движение в Ярцевском районе. Отряды «За Родину», «Смерть фашизму». Суетовские подпольщики.

Размышления у стендов музея (опережающие задания классу).

22.

Освобождение Смоленщины. Начало восстановительных работ.

Воспитание на героизме освободителей  и самоотверженности горожан по восстановлению хозяйства.

Освобождение Ярцева 16 сентября 1943 года. Ярцевские дивизии (274-я, 82-я). Мужество и героизм. Захоронение в сквере. Ущерб городу – 1 млрд. рублей (в послевоенных ценах). До войны в городе проживало 46184, после – 9500 жителей; восстановленные в первую очередь объекты: хлебозавод, мельница, промартели, школы (1098 детей), фабрика.

Исследовательские задания по группам. Возможна экскурсия к памятнику « Танк – Т-34».

23.

Наш край в 70-90-е годы.

Дополнение, конкретизация материала, работа над понятием «годы застоя».

Строительство завода-гиганта «Двигатель». Демографическая обстановка в городе. Причины упадка Ярцевской промышленности.

Рассказ учителя, сообщения учащихся о строительстве «Двигателя»  и возникновения поселка Пионерный. Решение проблемы: почему завод сразу становится нерентабельным. Состояние на сегодняшний день.

24.

Ярцево сегодня (итоговый урок).

Перспективы развития города.

Развитие ХБК, проблемы, акционерных обществ, безработица. Строительство храмов. Знаменитые ярцевчане.

Конференция. Учащиеся делают доклады по материалам СМИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"

Обобщение опыта по теме самообразования "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"...

Использование краеведческого материала на уроках истории с целью патриотического воспитания школьников

В настоящее время, когда школа стоит перед необходимостью модернизации и гуманизации образования, существенную роль в этом могут сыграть краеведческие музеи, которые обладают специфическими, только им...

Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеклассной работе

В статье представлен опыт использования краеведческого материала на уроках истории и внеклассной работе в коррекционной школе VIII вида....

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности

В материале представлен опыт духовно-нравственного воспитания на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности, через интеграцию содержания школьного исторического образования и отечест...

"Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности"

"Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности"...

Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности школьников

В результате исследовательской деятельности учащихся собран  богатый материал для краеведческого музея.   Наш краеведческий музей играет большую роль в образова...