Использование местного краеведческого материала на уроках истории Смоленщины, истории России, во внеурочной деятельности 6-9 классы (методические рекомендации)
методическая разработка по краеведению
Данные методические рекомендации направлены на формирование мотивации обучающихся и включению их в проектную и исследовательскую деятельность по истории и краеведению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение 1. | ||||
Включение местного краеведческого материала при преподавании курсов «История Смоленщины», «История России» | ||||
№ урока | Класс, тема урока | Цель включения местного материала | Содержание местного материала | Способы, приемы реализации |
1. | 6-7 класс Наш край в далеком прошлом. | Конкретизация материала об археологических раскопках (понятий «вещественные источники», «археологическая культура», «стоянки», «селища», «городища»). | Каменный топор, найденный у д. Капыревщина, правый берег р. Вопь – селище 5-7 вв., селища в 1,5 км от д. Постниково, 38 курганов в о,5км от д. Рядыни. | Эвристическая беседа; закрепление – диктант по понятиям |
2. | Кривичи. | Дальнейшее развитие умения отличать понятия «селище», «городище», «курганы»; конкретизация понятий | 36 курганов у д. Михейково, правый берег р. Вопь (11-13вв.),через Ярцево проходил один из вариантов пути из «варяг в греки». | Работа по карте «Археологические памятники Смоленщины», Работа с понятиями |
3. | Смоленщина в 10-13вв. | Конкретизация территории образовавшегося Смоленского княжества, соседи. | Карты «Смоленская область», «Киевская Русь в 9-11 вв.», «Феодальная раздробленность». | Использование приема сравнения карт для уточнения очертаний княжества |
4. | Смоленщина в Смутное время. Оборона Смоленска 1609-1611. | Развитие исторического мышления, культурной самоидентификации (определение территории Смоленского кн-ва как тер-ии Речи Посполитой, последствия вхождения) | Первое упоминание Ярцово в грамоте Сигизмунда III, пожалованной боярину | Использование приема «эвристическая беседа» |
5. | 8 -9 классы Смоленщина в Отечественной войне 1812 года.. | Расширение содержания материала о контр наступательных боях русской армии за счет подробного изучения сражения на р. Вопь на территории современного Ярцева; воспитание на примере Платова М. И., героев-партизан войны 1812 года | Сражение у р. Вопь в конце октября 1812г., победа М. И. Платова над Е.Богарне. Старостиха Василиса Кожина | Экскурсия к памятному знаку «1812 год» в парке. Значение сражения. (Вариант 2 – урок-размышление). |
6. | Развитие промышленности и транспорта во второй половине 19 века. | Материал является ядром урока; конкретизация фактов, работа над понятиями «капиталистическое предприятие», «эксплуатация рабочих». | Строительство А. И. Хлудовым бумагопрядильной фабрики (1873-1876 гг.),рост рабочего поселка Ярцева, положение рабочих. | Решение проблемных задач в ходе заполнения таблицы, составление вопросов по сообщениям учащихся, получивших опережающее задание; закрепление – мини пресс-конференция. |
7. | Сельское хозяйство и крестьянство (во второй половине 19 века). | Мотивация к изучению материала введением интересных фактов | Изменения в деревне; Семья Энгельгардтов, наши земляки - рационализатор. | Работа с документом (отрывками) «Письма из деревни», отражение деятельности Энгельгардта А. Н. –нашего земляка в современном гербе Ярцева. |
8. | Общественно-политическая жизнь во второй половине 19 века. | Дополнение и конкретизация фактов о положении крестьянства в уезде, о революционно- демократическом движении, работа над понятиями «стачка», «экономические требования». | «Колокол» А. И. Герцена о положении крестьян в уезде. Первая рабочая стачка в Ярцеве (1880г.). Экономические требования рабочих. Значение. | Интересный факт! (О «Колоколе»). Работа с документом (маркировка текста) в группах. |
9. | Культурная жизнь Смоленского края во второй половине 19 века. | Конкретизация фактов по народной культуре уезда. | Народный быт и культура (на основе материалов, собранных И. А. Карасевой и экспозиции в краеведческом музее). | Экскурсия в городской краеведческий музей. Учащиеся получают задания по группам (1 – крестьянский быт, 2 – «рабочая культура». |
10. | Экономическое развитие Смоленской губернии в начале 20 века. | Конкретизация материала (перекликается с пунктом № 6). | Рост рабочего поселка Ярцево, развитие фабрики. Фабрика, по-прежнему, единственное крупное предприятие губернии. | Беседа на воспроизведение имеющихся знаний. |
11. | Смоленщина в революции 1905-1907гг. | Конкретизация и дополнение материала, развитие умения анализировать единичные события, делать общие выводы. | Возникновение социал-демократического кружка в Ярцеве; стачка на фабрике в 1905 году, ее успех; 1906г. – трехдневная забастовка. | Решение проблемных вопросов в ходе составления таблицы «Ход революции 1905-1907гг. на Смоленщине». |
12. | Культура Смоленщины в 1900-1917гг. | Выявление особенностей культурного развития фабричных поселков типа Ярцева. | Отсутствие культурных учреждений в городе Ярцеве для рабочих. Народная культура, промыслы в уезде (воспроизведение ранее полученных знаний), медицинское обслуживание. | Работа с документами (по сборнику документов «Рабочее движение на Ярцевской фабрике 1880-1917гг.), оформление выводов. |
13. | 10-11 класс (в курсе история России) Революция 1917г. и гражданская война. | Конкретизация и дополнение материала учебника о мирном течении революции на Смоленщине материалами по г. Ярцеву. | Сообщение о свержении царского режима 28 февраля 1917г., первая массовая манифестация 28 февраля. Создание 9 марта 1917г. Совета рабочих депутатов, организация отрядов Красной Гвардии. | Рассказ учителя, беседа. Прослушивание сообщений по опережающим заданиям. |
14. | Октябрьский переворот и становление Советской власти | Дополнение и конкретизация материала об октябрьском перевороте, развитие умения анализировать отдельные факты с предположениями о дальнейшем ходе событий | Переход власти в руки ВРК, созданного 26 октября, во главе с Царьковым, выборы в Ярцевский Совет. | По фактам, сообщенным учителем, решается проблемный вопрос: почему большевикам не было оказано сопротивление со стороны органов Временного правительства. |
15. | Военный коммунизм: политика и экономика. | Дополнение материала о трудностях военного периода. | Краснопресненский текстильный трест: кризис; голод, Ярцевская фабрика в упадке. Приезд в Ярцево А. В. Луначарского, спасение фабрики. | Драматизация положения звучит в подготовленных сообщениях учащихся, которые резюмируются остальными (общий вывод). |
16. | Попытки создания новой культуры. | Конкретизация материала об энтузиазме рабочих по строительству новой культуры и деятельности Пролеткульта. | Строительство деревянного клуба в Ярцевском сквере; кружки клуба, первая ярцевская газета «Ярцевский пролетарий». | Прослушивание сообщений учащихся, получивших исследовательские задания к уроку, рассказ учителя с использованием архивных материалов. |
17. | Развитие промышленности в годы НЭПа. | Дополнение материала, конкретизация понятия «НЭП» | Ассигнования государства на ХБК, жилищное строительство, школу. Перенесение центра Духовщинского уезда из Духовщины в фабричный поселок Ярцево, постановление ВЦИК от 16 марта 1925 года. | Решение проблемной задачи: почему фабрику в г. Ярцеве в начале проведения НЭПа решено было все же ассигновать, беседа о возможных перспективах НЭПа. |
18. | Смоленщина в годы «Большой скачок в социализм»(1929-1941).Индустриальное развитие области | На примере частного подтверждение общего. | Строительство льнозавода в Капыревщине, фабрики-кухни, Дворца культуры в Ярцеве, других объектов. | На основе рассказа учителя учащиеся делают самостоятельные выводы о том, что в годы первых пятилеток не велось крупного индустриального строительства в Ярцеве (особенность уезда). |
19. | Общественно-политическая жизнь Смоленщины в 20-30-е годы. | Углубление понятия «тоталитаризм».Показать на основе дополнения ярцевскими материлами смоленских, что репрессии не носили частного характера, а являлись политикой сталинского руководства. | Репрессии в Ярцеве ( директор ХБК – Т. А. Полозков, первый секретарь Ярцевского РКВП(б)-А. Ф.Яковлев. | Опережающие задания к уроку. Урок-размышление: зачем государство проводило репрессии, личностное отношение к данному периоду истории. |
20. | Идет война народная. 1941-1945гг. | Углубление знаний за счет подробного изучения боев на Ярцевских высотах; воспитание на примере мужества защитников города. | Бои на Ярцевских высотах (16 июля – 6 октября 1941г.). К.К. Рокоссовский. | Экскурсия к памятнику на р. Вопь (возможно, в музей). Содержательный рассказ учителя, размышления учащихся. |
21. | Партизанская борьба в тылу врага. | Конкретизация материала о партизанском движении. Мужество партизан (на примере Суетовских подпольщиков). | Ярцево в годы оккупации. Партизанское движение в Ярцевском районе. Отряды «За Родину», «Смерть фашизму». Суетовские подпольщики. | Размышления у стендов музея (опережающие задания классу). |
22. | Освобождение Смоленщины. Начало восстановительных работ. | Воспитание на героизме освободителей и самоотверженности горожан по восстановлению хозяйства. | Освобождение Ярцева 16 сентября 1943 года. Ярцевские дивизии (274-я, 82-я). Мужество и героизм. Захоронение в сквере. Ущерб городу – 1 млрд. рублей (в послевоенных ценах). До войны в городе проживало 46184, после – 9500 жителей; восстановленные в первую очередь объекты: хлебозавод, мельница, промартели, школы (1098 детей), фабрика. | Исследовательские задания по группам. Возможна экскурсия к памятнику « Танк – Т-34». |
23. | Наш край в 70-90-е годы. | Дополнение, конкретизация материала, работа над понятием «годы застоя». | Строительство завода-гиганта «Двигатель». Демографическая обстановка в городе. Причины упадка Ярцевской промышленности. | Рассказ учителя, сообщения учащихся о строительстве «Двигателя» и возникновения поселка Пионерный. Решение проблемы: почему завод сразу становится нерентабельным. Состояние на сегодняшний день. |
24. | Ярцево сегодня (итоговый урок). | Перспективы развития города. | Развитие ХБК, проблемы, акционерных обществ, безработица. Строительство храмов. Знаменитые ярцевчане. | Конференция. Учащиеся делают доклады по материалам СМИ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/21/picture-353276-1611238778.jpg)
Обобщение опыта "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"
Обобщение опыта по теме самообразования "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/25/picture-392627-1480062017.jpg)
Использование краеведческого материала на уроках истории с целью патриотического воспитания школьников
В настоящее время, когда школа стоит перед необходимостью модернизации и гуманизации образования, существенную роль в этом могут сыграть краеведческие музеи, которые обладают специфическими, только им...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/31/picture-389744-1640924049.jpg)
Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеклассной работе
В статье представлен опыт использования краеведческого материала на уроках истории и внеклассной работе в коррекционной школе VIII вида....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/03/picture-129199-1380787269.jpg)
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности
В материале представлен опыт духовно-нравственного воспитания на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности, через интеграцию содержания школьного исторического образования и отечест...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/25/picture-678828-1445759417.jpg)
"Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности"
"Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/20/picture-245994-1366484899.jpg)
Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности школьников
В результате исследовательской деятельности учащихся собран богатый материал для краеведческого музея. Наш краеведческий музей играет большую роль в образова...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/27/picture-402133-1585307914.jpg)
Использование краеведческого материала на уроках истории для создания проектов и творческой работы обучающихся по ФГОС.
Про использование краеведческого материала,документов на уроках истории....