Использование местного краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности.
методическая разработка по краеведению
Краеведение
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование местного краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности.
С планируемым изменением содержания новых программ по истории в 2025-2026 учебном году, которое предполагает дополнительный час на изучение истории родного края, актуальным становится увеличение объёма использования краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе. В настоящее время школа стоит перед необходимостью модернизации и гуманизации образования. В основе реализации программ по краеведению лежит системно – деятельный подход. Он осуществляется через организацию систематической проектно-исследовательской работы школьников. Одной из стоящих перед учителем задач является создание педагогических и организационных условий успешности.
Доктор исторических наук С.О. Шмидт подчеркивал, что краеведение «воплощает связь времён.» Академик Д. Лихачёв, говоря о значении краеведения и истории в воспитании граждан страны, отмечал, что «любовь к родному краю и знание его истории- основа, на которой только и может осуществляться и расти духовная культура.»
Изучение краеведения осуществляется на уроках и во внеурочной деятельности. Одна из активных форм изучения исторического краеведения – посещение музея. Сакский музей краеведения и истории грязелечения был создан в 1909 году. В 2014 году Музей истории грязелечения города Саки был официально признан одним из лучших музеев полуострова, заняв третье место в конкурсе Министерства курортов и туризма Республики Крым «Экскурсионная мозаика Крыма» в номинации «Лучший экскурсионный объект». Примером использования модели «урок-музей» является урок памяти для молодежи «Выстоял. Сражался. Победил» посвященный событиям блокады Ленинграда, урок «Помним, чтим и не забудем(урок мужества посвященный Сталинградской битве», «Конференция большой тройки», «Путешествие Екатерины II в Крым».
В связи с широким распространением метода проектов в общем образовании применяется модель «музейный экспонат в проектной работе». В данном случае сотрудничество школ и музеев направлено на создание условий для выполнения индивидуальных проектов (или учебно-исследовательских работ) учащимися с использованием музейной экспозиции под руководством учителя и сотрудника музея. Так в проекте «Без срока давности» использовался материал краеведческого музея учащимся 11 класса Бондарь Сергеем о подвиге С.А.Пастак как отражении геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны, Работа была представлена на Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо» в г. Москва и стала победителем. Насущной задачей становится и расширение возможностей проекта «Пушкинская карта» в направлении «Музейными тропами Крыма».
С 2022 года работает наш школьный музей «Истоки»
Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей интереса к обучению, воспитывает патриотизм и в, то же время, позволяет учителю четче конкретизировать учебный план. Современный мир существенно раздвигает рамки образовательного пространства. Традиционный урок перестает быть для ребенка основным и единственным источником информации.
Краеведческий материал широко используется при преподавании истории в различных классах. Так в 5 классе, при изучении истории по теме «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного моря» применялся краеведческий материал о греко-скифском городище Кара-Тобе IV-III в до н.э. Городище стало форпостом греческой цивилизации. В крепости проживали воины, ремесленники, торговцы, которые подвергались набегам кочевников. Предположительно греки узнали о целебных свойствах сакских грязей. Греков сменили скифы. Их поселение разрушил царь Митридат VI Евпатор. При изучении темы «Внешняя политика Николая I. Крымская война 1853-1856» дополнительно используется материал, посвященный высадке в сентябре 1854 года на Сакском побережье Каламитского залива многотысячной армии Франции, Турции, Сардинии и Англии, которая затем последовала на Севастополь. Также проводится экскурсия к памятному знаку, на месте данной высадки. При изучении темы в 10 классе «Крымская (Ялтинская) конференция» используется материал Сакского краеведческого музея, который показывает роль Сакского аэродрома как воздушных ворот в Крым для американской и английской делегации, аэродром охраняли 160 истребителей и среди летчиков был сакчанин – Герой Советского Союза Д.М. Стариков. При проведении урока «Изгнание врага с территории СССР» используется материал об освобождении города Саки, ярким эпизодом которого стал подвиг девяти героев-разведчиков, которые 13 апреля 1944 года приняли неравный бой с гитлеровцами. В ходе схватки советские солдаты использовали все патроны и сражались в рукопашную. В живых остался только один воин – Ершов В.А., разведчикам было присвоено высокое звание – Героев Советского Союза.
Таким образом, историческое краеведение является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"
Обобщение опыта по теме самообразования "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"...

Использование краеведческого материала на уроках истории с целью патриотического воспитания школьников
В настоящее время, когда школа стоит перед необходимостью модернизации и гуманизации образования, существенную роль в этом могут сыграть краеведческие музеи, которые обладают специфическими, только им...

Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеклассной работе
В статье представлен опыт использования краеведческого материала на уроках истории и внеклассной работе в коррекционной школе VIII вида....

"Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности"
"Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности"...

Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности школьников
В результате исследовательской деятельности учащихся собран богатый материал для краеведческого музея. Наш краеведческий музей играет большую роль в образова...

Использование местного краеведческого материала для комплексного изучения природы и истории Губкинского городского округа
В статье рассматривается использование краеведческого материала территории Губкинского городского округа на уроках и во внеурочной деятельности....

Использование местного краеведческого материала на уроках истории Смоленщины, истории России, во внеурочной деятельности 6-9 классы (методические рекомендации)
Данные методические рекомендации направлены на формирование мотивации обучающихся и включению их в проектную и исследовательскую деятельность по истории и краеведению....