Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеклассной работе
статья на тему
В статье представлен опыт использования краеведческого материала на уроках истории и внеклассной работе в коррекционной школе VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
Курс истории, изучаемый в коррекционной школе VIII вида, предусматривает «овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина», что способствует подготовке подростка с интеллектуальным недоразвитием к жизни, социально-трудовой и правовой адаптации.
Перед курсом истории в коррекционной школе не может стоять задача показать исторический процесс полно и всесторонне, поэтому учащимся даются самые важные события отечественной истории, а также предусматривается изучение жизни, быта, занятий людей в разные эпохи с включением историко-краеведческих сведений, формирование образов выдающихся деятелей, олицетворяющих определенный исторический период.
Процесс познания истории начинается с усвоения фактов. Но специфика исторических фактов заключается в том, что они неповторимы, их невозможно наблюдать. Поэтому, используя разнообразные приемы и средства обучения, учитель старается сформировать у школьников образные представления о фактах прошлого. При этом необходимо учитывать особенности представлений учащихся коррекционной школы (бедность воображения, фрагментарность, неточность, искаженность) и сложность работы по их формированию.
Задача учителя заключается в том, чтобы «приблизить исторический факт к сознанию учащихся» силой живого слова, с помощью различных приемов конкретизации, различных видов наглядности.
Важной составной частью курса «История Отечества» являются историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей.
Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у учащихся чувство собственного достоинства, положительные качества личности.
В течение пяти лет я использую краеведческий материал при преподавании курса истории России, как на уроках, так и во внеклассной работе с целью:
- изучения истории родного края;
- развития навыков исследовательской работы;
- развития познавательного интереса к предмету:
- воспитания гражданско-патриотических качеств учащихся.
Краеведческий материал дает возможность показать учащимся более полную картину того или иного исторического события, взаимосвязь истории края с историей России, воспитывает чувство гордости и уважения к прошлому. В истории малой Родины, как в капле воды, отражаются те события, которые потрясали или радовали всю страну. Конкретные примеры делают более понятным для школьника все то общее, что изложено в учебнике.
Изучение исторических источников, знакомство с памятниками архитектуры, встречи с интересными людьми, экскурсии- все эти формы краеведческой работы развивают у учащихся интерес к изучаемому предмету, навыки самостоятельной работы, умение анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения, творчески мыслить.
По возможности стараюсь использовать краеведческий материал по каждой изучаемой теме.
При изучении темы «Наш край в XVIII» веке учащимися была проделана большая подготовительная работа: посещение краеведческого музея, чтение дополнительной литературы, изготовление наглядных пособий. Урок
прошел в форме игры-путешествия по городу, в ходе которого ребята познакомились с историей возникновения Покровской слободы, основными занятиями и ремеслами ее жителей, бытом и традициями. Для закрепления материала использовала различные виды устных и письменных заданий (фронтальных, индивидуальных заданий на карточках), игровые задания (краеведческое лото, кроссворд).
При знакомстве с событиями крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева (1773-1775 гг.), работали с исторической картой. Историческая карта - обязательное пособие на уроке. Изложение нового материала учителем сопровождается показом по карте упомянутых объектов; ученики следят за его показом, ориентируясь на свои карты (атласы). Знакомясь с направлением движения войск Пугачева, выяснили, что события войны происходили в непосредственной близости от нашего города.
Кроме того, узнали о поддержке восставших жителями Саратовской губернии, участии наших земляков в походах Пугачева (700 покровчан ушло в армию повстанцев). Анализируя причины поражения войны, ее историческое значение, узнали, как Екатерина II наказала население губернии за поддержку бунтовщиков (в неурожайный год губернии было отказано в помощи, что привело к голоду и многочисленным жертвам).
При знакомстве с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945гг. учащиеся получили задание - побеседовать с родственниками- участниками войны и записать их воспоминания. Многие ребята до этого момента не задумывались о том, что их деды и прадеды принимали участие в Великой Отечественной войне. Затаив дыхание, школьники слушали рассказ бабушки
Пахомова М. о том, как в годы войны она в составе зенитной батареи защищала железнодорожный мост через Волгу, имевший важное стратегическое значение.
При изучении темы «Героизм тружеников тыла» учащимся были предложены данные о количестве эвакуированных в наш город промышленных предприятий, военных госпиталей, размещавшихся в Энгельсе. Познакомились с подвигом нашего земляка- колхозника Ферапонта Головатого, который на собственные средства приобрел 2 самолета и отправил их в действующую армию. Подобные примеры как нельзя лучше способствуют воспитанию у подростков чувства патриотизма, гражданского долга, формированию активной жизненной позиции.
В канун 70-летия Победы в Великой Отечественной войне провожу подготовительную работу, включающую беседы, встречи с ветеранами ВОВ, чтение краеведческой литературы, оформление стенда «Наш город в годы войны». Для многих ребят стало открытием, что герои войны живут рядом с нами, в нашем городе. Совершили экскурсии по улицам города, которые носят имена наших земляков- участников войны (П. Волох, М.Раскова, В. Кондаков, маршал А.М. Василевский, 148-я Черниговская дивизия). В преддверии дня Победы подготовили и провели общешкольную линейку памяти «Поклонимся великим тем годам». Ежегодно в день Победы лучшие учащиеся школы-интерната приходят к памятнику павшим в годы войны земляков, возлагают цветы к Вечному огню.
Рост интереса учащихся к изучению истории города проявился в сборе краеведческого материала. В течение трех лет нам удалось собрать богатый краеведческий материал, включающий публикации периодической печати, рукописные данные, фотографии, зарисовки и т.д.
Огромный интерес у учащихся вызывает изучение темы «Освоение космоса и полет первого человека - Ю.А. Гагарина», ведь история нашего края неразрывно связана с именем первого космонавта Земли.
Подготовительная работа включает в себя изучение материала учебника по заранее составленному плану, знакомство с дополнительной литературой, конкурс рисунков «Человек поднялся в небо».
На уроке наиболее сильные учащиеся выступили с сообщениями об этапах освоения космоса, жизненном пути первого космонавта Земли. Здесь же школьникам были предложены изображения флага и герба России и рассказ о том, что эти государственные символы можно увидеть на российских космических кораблях, скафандрах космонавтов.
Во внеурочное время посетили музей Ю.А. Гагарина в средней школе с. Узморье Энгельсского района, место приземления первого космонавта в селе Смеловка. Встретились с очевидцами события, увидели своими глазами редкие экспонаты, связанные с первым полетом человека в космос.
Подобные экскурсии как нельзя лучше способствуют развитию познавательного интереса к предмету, формированию гражданских качеств, воспитанию любви к родному краю.
Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что краеведческий материал дает учителю огромные возможности для воспитания устойчивого интереса учащихся к предмету, развития гражданско-патриотических качеств личности, формирования активной жизненной позиции, что чрезвычайно важно для их дальнейшей самостоятельной жизни в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/21/picture-353276-1611238778.jpg)
Обобщение опыта "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"
Обобщение опыта по теме самообразования "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/25/picture-392627-1480062017.jpg)
Использование краеведческого материала на уроках истории с целью патриотического воспитания школьников
В настоящее время, когда школа стоит перед необходимостью модернизации и гуманизации образования, существенную роль в этом могут сыграть краеведческие музеи, которые обладают специфическими, только им...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/25/picture-678828-1445759417.jpg)
"Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности"
"Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/20/picture-245994-1366484899.jpg)
Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности школьников
В результате исследовательской деятельности учащихся собран богатый материал для краеведческого музея. Наш краеведческий музей играет большую роль в образова...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/22/picture-61665.jpg)
Использование занимательного материала на уроках математики и во внеклассной работе в школе для детей с ОВЗ
Специальная (коррекционная) школа осуществляет обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Трудности в усвоении учебного материала учащимся коррекционной школы нередко приводит...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/27/picture-402133-1585307914.jpg)
Использование краеведческого материала на уроках истории для создания проектов и творческой работы обучающихся по ФГОС.
Про использование краеведческого материала,документов на уроках истории....
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/28/picture-1340624-1627457862.jpg)
Использование местного краеведческого материала на уроках истории Смоленщины, истории России, во внеурочной деятельности 6-9 классы (методические рекомендации)
Данные методические рекомендации направлены на формирование мотивации обучающихся и включению их в проектную и исследовательскую деятельность по истории и краеведению....