Школа научно-исследовательской деятельности и духовно-нравственного развития «Юный краевед-исследователь» (грант Президента РФ, октябрь 2018 г.), презентация
презентация к уроку по краеведению
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Школьное краеведческое образование в последние годы приобретает все большее значение, являясь одним из наиболее эффективных средств обучения и воспитания подрастающего поколения. Творческий, созидательный характер краеведческой деятельности способствует формированию у подрастающей личности духовных ценностей, морально-нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. В 2018 г. методисты Республиканского центра детско-юношеского туризма и краеведения и республиканское общественное движение «Школа безопасности» участвовали в конкурсе Фонда президентских грантов, подготовив проект «Школа научно-исследовательской деятельности и духовно-нравственного развития детей «Юный краевед-исследователь»». Через некоторое время пришло радостное известие - проект стал победителем конкурса. Наступил ответственный период подготовки к реализации проекта.
Школа «Юный краевед-исследователь» работала 16 дней, в течение которых дети приобщались к краеведческой работе, подготовили учебно-исследовательские проекты. Из шести образовательных организаций г. Элисты были приглашены 30 детей. 1 октября 2018 г. школа «Юный краевед-исследователь» начала свою деятельность. С открытием школы ребят поздравили руководитель общественного движения «Школа безопасности» Очиров Санал Церенович, директор Республиканского центра детско-юношеского туризма и краеведения Максимова Ольга Саврушевна, Надбитов Руслан Константинович – автор проекта.
В этот же день состоялась образовательная экскурсия в Национальный архив Республики Калмыкия, сотрудники которого провели юных исследователей по архивным помещениям, в хранилище, показали письма Аюки – хана Петру I и другие редкие исторические документы, рассказали об особенностях архивной работы.
Экскурсия в Национальном архиве Республики Калмыкия
2 октября согласно расписанию «Школы научно-исследовательской деятельности и духовно-нравственного развития детей «Юный краевед - исследователь» для школьников - участников проекта были проведены два лекционных занятия.
Заслуженный учитель Республики Калмыкия, Отличник народного просвещения Адьянова Екатерина Сергеевна провела занятие на тему «Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами литературного краеведения». Ребята ознакомились с творчеством калмыцких писателей и поэтов, с литературным краеведением, узнали о биографии и творчестве поэтов Давида Кугультинова, Санджи Каляева, Риммы Ханиновой, Г.Кукареки, содержанием произведений «Трава Амуланга», «Над колыбелью мальчика», «Полынь» (Д.Кугультинов), «Гимн степи», «Тамара» (С.Каляев), «Наташина роща» (Г.Кукарека).
3 октября 2018 года «Школа научно-исследовательской деятельности и духовно-нравственного развития детей «Юный краевед - исследователь» продолжила свою работу. Кандидат исторических наук Надбитов Руслан Константинович ознакомил детей с историей ойратов (предков калмыков) в XIV-XV в.в., известными историческими личностями указанного периода, вкладом просветителя Зая - Пандиты в формирование социально-культурной общности калмыцкого народа. Создание Зая - Пандитой «тодо бичиг» («ясного письма») в 1648 году привело к развитию грамотности среди калмыков. В конце XVI - начале XVII в. сформировались предпосылки для перекочевки калмыцкого народа в пределы Российского Государства, завершившиеся добровольным вхождением калмыков в состав России. Ребятам была показана интересная презентация по теме лекции.
Следующее занятие с детьми провела Заслуженный учитель Республики Калмыкия, Отличник народного просвещения Кунакова Ольга Петровна. Она рассказала обучающимся о роли туристских походов в краеведческой деятельности. Любой вид туристского путешествия – от простой прогулки до многодневного похода – непременно обогащает человека новой информацией, развивает его интеллект. Регулярные занятия туризмом и краеведением формируют духовный облик человека, его характер, жизненные ориентиры, отношение к родине, к природе, к труду.
Специалист Министерства образования и науки Республики Калмыкия, кандидат исторических наук Задваев Бадма Сергеевич рассказал о социально-экономическом и внутриполитическом положении в Калмыцком ханстве в XVII – XVIII вв, отношениях Аюки - хана и Петра I, участии калмыцких полков в войне России со Швецией.
Для того, чтобы ребята еще больше подружились друг с другом, после лекций для них были проведены игры на сплочение (тимбилдинг).
4 октября 2018 г. «Школа научно-исследовательской деятельности и духовно-нравственного развития детей «Юный краевед - исследователь». Продолжила свою работу. Для школьников провели лекционные занятия ученые Калмыкии – научные сотрудники калмыцкого научного центра Российской Академии наук, Кандидат исторических наук Батыров Валерий Владимирович ознакомил детей с основными событиями истории Калмыкии XIX в.
Лекция доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Калмыцкого научного центра РАН Очирова Уташ Борисовича была посвящена истории Калмыкии периодов Гражданской и Великой Отечественной войн. В Гражданской войне наблюдался раскол российского общества на два противоборствующие силы. Школьники услышали интересные сведения о полководце Оке Ивановиче Городовикове, женщине-коннике Нарме Шапшуковой и других героях. В 1941 г. сыны и дочери калмыцкого народа вступили в ряды Красной Армии и сражались против гитлеровских войск. На фронтах войны каждый день совершали подвиги. Известно о 23 героях-уроженцах Калмыкии, получившие это высокое звание в годы Великой Отечественной войны.
5 октября 2018 г. Очиров Уташ Борисович провел еще одно занятие, а затем воспитанники школы «Юный краевед-исследователь» сходили на экскурсию в музей традиционной культуры им. Зая-Пандиты в Калмыцком научном центре Российской Академии наук. Здесь ведущий научный сотрудник Батырева Светлана Гариевна рассказала об устройстве калмыцкой кибитки, ее внутреннем убранстве, предметах кочевого быта калмыцкого народа, одежде калмыков и буддийских верованиях.
6 октября 2018 года для учащихся «Школы научно – исследовательской деятельности и духовно – нравственного развития детей «Юный краевед – исследователь» состоялась обзорная экскурсия по г. Элиста. В ходе экскурсии ребята посетили Казанский Кафедральный Собор – главный православный храм Калмыкии, хурул «Золотая обитель Будды Шакъямуни» - крупнейший буддийский храм в Европе, город шахмат «Сити – Чесс», монумент Эрнста Неизвестного «Исход и Возвращение».
8 октября 2018г. в рамках реализации гранта Фонда президентских грантов «Школа научно-исследовательской деятельности и духовно-нравственного развития детей «Юный краевед - исследователь» состоялся выезд учащихся в с. Речное Астраханской области. Здесь находится уникальный памятник истории и культуры калмыцкого народа – Хошеутовский хурул.
9 октября 2018 г. состоялась экскурсия «Одинокий тополь с каскадом родников». На экскурсии обучающиеся познакомились с памятником природы, изучили рельеф, окружающую растительность.
10 октября 2018 г. воспитанники школы научно-исследовательской деятельности и духовно-нравственного развития детей «Юный краевед - исследователь» посетили музей биологического факультета Калмыцкого государственного университета. Этот музей был открыт еще в 1973 году. Об истории создания зоологического музея, о биологии и экологии представленных в экспозиции видов животных рассказал заведующий кафедрой ботаники, зоологии и экологии, доцент, кандидат биологических наук Музаев Валентин Манцаевич.
В это же день учащиеся посетили Национальный музей Республики Калмыкия им. Пальмова Н.Н. В это время здесь проходила выставка замечательных картин заслуженного художника России Гарри Олеговича Рокчинского. Несколько детей дали интервью журналистам калмыцкого телевидения, готовивших передачу о работе школы «Юный краевед-исследователь», поделились своими впечатлениями. Затем ребята посетили зал с экспонатами периода Гражданской и Великой Отечественной войн, военными документами, а также другие интересные экспозиции.
11 октября 2018 г. состоялась образовательная экскурсионная поездка воспитанников школы «Юный краевед-исследователь» в Волгоград. Из рассказов экскурсовода ребята узнали, что Волгоград был основан еще в 1589 году как сторожевая крепость Царицын при впадении речки Царица в Волгу. В 1925 г. Царицын был переименован в Сталинград, а с 1961 г. – в Волгоград. Во время Сталинградской битвы город был почти полностью разрушен, отстроен заново только в 50-е гг. ХХ в. В начале экскурсии детям показали «Дом Павлова» и «Мельницу», рассказали об их защитниках.
Дети посетили музей-панораму «Сталинградская битва», где увидели множество уникальных экспонатов периода Великой Отечественной войны, награды и личные вещи героев сражения, исторические документы. Затем вся группа учащихся направилась к выставке военной техники.
Главной достопримечательностью города является место воинской славы – Мамаев курган. Дети прошли по аллеям и площадям мемориального комплекса «Родина-мать зовет», увидели могилы защитников Сталинграда, стены-руины, смену часовых в зале Воинской славы, поднялись на вершину кургана, к подножию монумента.
12 октября 2018 г. состоялась встреча слушателей школы «Юный краевед-исследователь» с поэтом, литератором и краеведом республики Григорием Кукарекой. Он рассказал ребятам о природе Калмыкии и уникальных растениях нашего края, прочитал свои стихотворения, процитировал строки других поэтов, рассказал о народных традициях и мудрых наставлениях наших предков.
13 октября 2018г. была организована встреча воспитанников школы «Юный краевед-исследователь» с молодым талантливым актером Очиром Борисовичем Эрднеевым. Он провел познавательную экскурсию по Национальному драматическому театру имени Б.Басангова и за его кулисами рассказал детям об особенностях работы актеров, подготовки сцены, звукового и светового сопровождения перед началом спектаклей. А уже в зрительном зале прошел мастер-класс актерской игры.
А вечером дети посмотрели замечательный спектакль «Ромео и Джульетта» Бурятского академического театра драмы им. Х.Намсараева в постановке Сойжин Жамбаловой, приехавшего на гастроли в Элисту. Благодаря коллективной работе молодых актеров, режиссера, художника-сценографа и художника по костюмам получен потрясающий результат. Венецианская атмосфера, бурятский язык, национальная культура - вызывали у ребят определенный интерес, и им очень понравился спектакль.
15 октября методисты краеведческого отдела провели для детей консультации по оформлению и защите учебно-исследовательских работ. Также ребята с интересом поучаствовали в викторине по краеведению.
16 октября 2018 г. состоялся круглый стол участников школы научно-исследовательской деятельности и духовно-нравственного развития «Юный краевед-исследователь» с 30 защитой учебно-исследовательских работ.
После успешной защиты работ были вручены сертификаты об окончании школы «Юный краевед-исследователь» всем участникам проекта. Директор БУ ДО РК «Республиканский центр детско-юношеского туризма и краеведения» Максимова Ольга Саврушевна поздравила детей, пожелала им крепкого здоровья и благополучия, а также дальнейших успехов в исследовательской краеведческой работе.
До новых встреч, дорогие ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию личности в 5 классе
Статья по теме "Формы внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию личности в 5 классе"...
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию.
Методическая разработка раздела программы "Дорогами добра"....
Внеурочная деятельность Направление «Духовно-нравственное воспитание» «Грамматика нравственности (уроки нравственности русской и зарубежной литературы)»
Рабочая программа "Грамматика нравственности"...
Информация о работе школы интеллектуального и духовно-нравственного развития детей "Юный краевед-исследователь"
В 2018 г. методисты Республиканского центра детско-юношеского туризма и краеведения и республиканское общественное движение «Школа безопасности» участвовали в конкурсе Фонда президентских ...
Информация о школе "Юный краевед-исследователь". 2018 г.
Информация на телевидение...
Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)
Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...
Презентация программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности для учащихся 1-4 классов "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка).
В презентации программы внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) представлены цель и задачи курса, формы и режим проведени...